План взаимодействия педагогов доу по орф педагогике

Обновлено: 05.07.2024

Давайте спросим себя: что будет делать ребёнок, оказавшись в музыкальном зале и увидев там бубен?

Конечно, он непременно его возьмёт и начнет изучать – звенеть им, ударять по нему, доведя до полного изнеможения педагога. Затем ребёнок будет бегать с ним и прыгать. И это всё не молча, а что-нибудь, приговаривая или выкрикивая, а лицо его будет выражать самозабвенное счастье и радость, бьющую через край.

Элементарное музицирование является одним из любимых детьми видов музыкальной деятельности. Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, осознаннее различают красоту звучание различных инструментов. У них улучшается качество пения (чище поют), музыкально-ритмических движений (чётче воспроизводят ритм)

. Элементарное музицирование с дошкольниками предполагает широкое использование детских музыкальных инструментов, прежде всего шумовых, поскольку именно эти инструменты просты и наиболее доступны детям. Внешняя привлекательность и необычность инструмента – главное, что определяет интерес к нему и желание взять его в руки.

Техническая лёгкость игры на шумовых ударных инструментах, их способность тотчас же откликаться на любое прикосновение располагают и побуждают детей к звукокрасочной игре, а через неё – к простейшим импровизациям.

В процессе игры на детских музыкальных инструментах развиваются музыкальные способности и прежде всего все виды музыкального слуха:

 чувство музыкальной формы.

Кроме этого музицирование является важным источником постижения системы средств музыкальной выразительности, познание музыкальных явлений и закономерностей. Оно способствует развитию тонкости и эмоциональности чувств.

Дети открывают для себя мир музыкальных звуков, различают красоту звучания разных инструментов, совершенствуются в выразительности исполнения. У них активизируется музыкальная память и творческое воображение. Помимо музыкальных способностей развиваются волевые качества, внимание, сосредоточенность, усидчивость, благоприятное эмоциональное состояние детей.

Особый акцент надо выделить на элементарном музицировании в старшем дошкольном возрасте. Так как игра в оркестре даёт положительные результаты в музыкальном развитии всех без исключения детей: прежде всего оно приносит удовольствие в эмоциональном плане, на занятиях царит атмосфера увлеченности.

Эмоциональная сфера ребёнка обогащается постоянным общением с классической музыкой.

Детям нравится играть те же самые произведения, которые

они слышат на занятиях в звукозаписи в исполнении симфонического оркестра. Они искренне радуются каждому удачно исполненному ими музыкальному произведению.

Оркестр объединяет детей, помогает преодолеть нерешительность,робость, неуверенность в своих силах

. Актуальность

Одним из направлений музыкальной деятельности, где происходит творческое самовыражение каждого ребёнка, является творческое музицирование. Творческое музицирование – это процесс, когда сочинение и исполнение музыки происходит одновременно, а содержание служат непосредственно возникающие эмоциональные состояния и мысли.

Творческое музицирование открывает уникальную возможность раскрытия индивидуальных проявлений в условиях совместной музыкальной деятельности детей друг с другом (в творческом диалоге), а также в процессе взаимодействия ребенка и взрослого, ребёнка и коллектива. Одним из самых любимых видов музыкальной деятельности детей является элементарное музицирование

. В дошкольной педагогике накоплен немалый положительный опыт использования музыкальных инструментов в работе с детьми с целью активизации музыкального развития и творчества детей

. Программа эта создана по системе Карла Орфа, который в свою очередь, обучая детей навыкам коллективного музицирования, развивал не только технику игры на инструментах, но и делал упор на развитие творческого начала.

Современное понимание проблемы музыкального обучения детей предполагает вовлечение их в процесс общения с музыкой на основе принципа деятельности и творческой игры.

Принципиальная новизна работы по проекту состоит в разработке структуры творческой деятельности детей как учебной. Проект предполагает системную реализацию игрового подхода в обучении. Игровое обучение – это скрытое обучение, когда дети понимают, что с ними играют, но не осознают, что их учат.

В основу проекта лёг систематизированный материал, основанный на малых формах детского фольклора: потешки, считалки, дразнилки, прибаутки, скороговорки, детские песенки, хороводные и календарные песни, колыбельные.

ПАСПОРТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Цель: Научить детей простейшим навыкам элементарного инструментального музицирования, формировать способности детей к самовыражению через все виды музыкальной деятельности: пение, слушание, музыкально - ритмические движения

Задачи:

Развивать у детей ритмический слух: повторять ритм по показу педагога, придумывать самостоятельно ритмический рисунок;

Определять музыкальные жанры: марш, песня, танец; уметь давать характеристику произведения;

Формировать у детей понятие звуковысотного слуха: низкий, средний, высокий; динамические оттенки: тихо, громко; мажорный и минорный лад;

Различать на слух тембр разных инструментов: дудочки, металлофоны, ксилофоны, барабаны, маракасы, треугольники, трещотки, аккордеон;

Учить детей простейшим стихотворно-песенным импровизациям на основе знакомого текста или мелодии: колыбельная, песня, марш;

Развивать фантазию детей при передачи танцевальных движений под аккомпанемент детей - музыкантов, со сменой танцоров и музыкантов поочерёдно;

Уметь раскрывать игровые образы через ритмопластику;

Слушать и понимать двухчастную форму произведения;

Прививать любовь к музицированию и коллективному творчеству, постоянно поддерживать интерес к игре на шумовых инструментах;

Знать музыкальные термины: вступление, окончание, тутти (игра вместе), партия, соло, сильная доля такта, дирижёр, графическая запись, обозначающая музыкальные инструменты ;

Приобщать детей к классической музыке, сочинять простые музыкальные импровизации к сказкам, играть всем вместе, по одному, вместе с музыкальным руководителем.

Срок реализации проекта 2 года

Дети старшего дошкольного возраста 5-7 лет, педагоги, родители

конспекты образовательных мероприятий для детей,

консультации для педагогов,

папки-передвижки для родительских уголков,

Альбомы с рисунками детей и родителей.

Музыкальные инструменты из бросового материала.

Предполагаемый результат реализации проекта будет способствовать:

Развитию познавательного интереса у детей, расширению представлений о музыке

Положительно-эмоциональному и осознанному отношению к музыкальным произведениям классической и народной музыки

Вовлечению каждого ребёнка в творческую деятельность

Сформированным у детей представлениям о разнообразии музыкальных инструментов и оркестров, их основными группами

Развитию музыкальной личности: мыслящей, с развитыми музыкальными способностями, творческой, самостоятельной и владеющей всеми навыками

Желанию детей старшего дошкольного возраста в творческом самовыражении, сочинительстве, совместном музицировании

Методы:

Обучение детей элементарному музицированию проводилось в разных видах музыкальной деятельности и строилось на трех основных методах :

Словесный метод

Беседы о музыкальных жанрах: марш, песня, танец рассказы детей о характере музыки: грустный, веселый, взволнованный, печальный, жизнерадостный, торжественный)

Чтение художественной литературы, стихотворений или сочинение маленьких рассказов, сказок, придуманных вместе с детьми.

Речевые игры, пальчиковые игры.

Наглядный метод

Рассматривание портретов композиторов;

Рассматривание картинок с изображением инструментов симфонического оркестра: скрипка, виолончель, труба, контрабас, флейта, литавры

Практический метод

Использование фонотеки с записями классической, народной, современной музыки

Игра на детских музыкальных инструментах: ксилофон, металлофон, барабан, гармошка, ложки, трещотки, колокольчики, румба, маракас, треугольники, свистульки, дудочки

Атрибуты на каждого ребенка: флажки, цветные ленточки, султанчики, цветы, шапочки для сказок, листики, мешочек для сюрпризов

Обучение детей элементарному инструментальному музицированию, необходимо осуществлять при соблюдении основных принципов:

Принцип системности:

Работу необходимо вести не от случая к случаю, а систематически в течение всего учебного года;

Принцип учета возрастных особенностей:

Занятия, игры, экскурсии наблюдения важно проводить с учётом возраста и окружающих условий

Принцип постепенности

Знания, сообщаемые детям, постепенно уточняются, усложняются и дополняются

Принцип интеграции

Тематика занятий по элементарному музицированию включается в тематику занятий других общеобразовательных областей, а также и другие виды самостоятельной деятельности детей

Принцип практического применения знаний

Необходимо добиваться от детей не заучивания партий при музицировании, а творческого подхода к исполнению произведения

Принцип преемственнос ти работы детского сада и семьи

Родители являются первыми воспитателями ребёнка и полноправными участниками педагогического процесса

Разделы проекта

Учебное музицирование это обучение простейшим элементам музыкального языка и умение их практически применять в процессе работы на развитие у детей чувства ритма и звуковысотного слуха

Главной целью является формирование устойчивых слуховых представлений по основным выразительным средствам музыки и накопление у детей музыкальных терминов, музыкального словаря и дальнейшего их самостоятельного использования Творческое музицирование

Разнообразно по форме и подразумевает спонтанное, импровизационное общение детей со знакомым материалом, умение его использовать по- своему, копировать в

Творческое музицирование является способом разбудить у детей творческий интерес к музыке

Предполагает исполнение ансамблем детей созданной ими музыки, а также некоторой классической и детской, народной музыки, специально подобранной и аранжированной для этой цели

Взаимодействие с семьей

Изготовление родителями дидактического материала к образовательным мероприятиям

Изготовление музыкальных инструментов своими руками

Материальнотехническое обеспечение

Музыкальный зал в детском саду,

музыкальные инструменты,
музыкальный центр,

альбомы, краски иллюстрации музыкальных инструментов фотоаппарат.

План реализации проекта

Подготовительный - на этапе создается информационная база, необходимая для реализации проекта, осуществляется рекламно-информационная компания

Основной - реализация основных видов деятельности по направлениям проекта

Заключительный - итоговый, включающий в себя сбор и обработку накопленного материала .

Элементарное музицирование пронизывает все виды музыкальной деятельности.

В игре – драматизации

которая основывается на творчестве детей, предусматривается самостоятельное исполнение каждым ребёнком всех ролей и последующий выбор самими детьми лучших исполнителей Озвучиваем стихи и сказки детскими музыкальными инструментами, бросовым материалом и голосом. Дети сжимают бумагу, изображая шелест листьев; играют на свистульке, изображая соловья; трещат трещоткой как сорока .

Педагогическая диагностика

Задачи первого года работы по проекту

играть попевки из двух и трёх звуков

пользоваться мимикой сочинять простые мелодии по заданной теме - колыбельная, марш инсценировать песни при помощи музыкальных инструментов

придумывать простые сюжеты, сказки и озвучивать их, развивая тем самым творческую активность детей

. Всё это требует соответствующего музыкального репертуара, в нём я обращаюсь к истокам русского фольклора: попевки, дразнилки, потешки, считалки, разнообразные ритмические игры и упражнения, театрализованных сценок, инсценировок, предлагаются детям своеобразные партитуры для оркестра детских музыкальных инструментов.

В процессе работы даётся понятие о метрической организации музыки: метрический пульс, акцент, сильная и слабая доля; размеры, тактирование в них; темп, ускорение и замедление темпа; длинные и короткие звуки, длительности, форте, пиано, мажор, минор, повторение.

Первые инструменты детей – это их руки, которые могут хлопать, ноги – которые могут топать.

В ходе работы по проекту по выявлению творческих способностей детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет мы формировали и развивали у них навыки элементарного инструментального музицирования. Учитывая, что дошкольники имеют разный уровень индивидуального развития определили критерии, к которым дети должны стремиться.

Одним из критериев результативности является оценка уровня музыкальных способностей и творческого мышления детей:

Ритмическое восприятие повтор ритма самостоятельный ритмический рисунок

Слуховое восприятие различение музыкальное жанра характеристика произведения Динамическое восприятие

Мониторинг проводился в начале (сентябрь) и в конце года (май)

При провидении мониторинга обращалось внимание на следующие моменты:

- при ознакомлении детей с элементарным музицированием была установлена связь между всеми видами музыкальной деятельности;

- работа проводилась систематически, постепенно усложнялись программные требования; - в детях воспитывалась самостоятельность, умение применять навыки в самостоятельной деятельности.

Уровни музыкального развития ребёнка

Высокий (25-17 баллов) творческая активность, самостоятельность, инициатива, быстрое осмысление задания, эмоциональность во всех видах музыкальной деятельности

Средний (6- 8 баллов) творческая активность, задания выполняет сам ребёнок или с помощью взрослого, проявляет эмоциональность

Низкий (7- 0 баллов) малоактивен, не проявляет интереса к музыке, затрудняется при выполнении задания

Музыкальноигровая импровизация 1 2 3

В ходе оценки музыкально - творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на начало года выявляется, что при достаточно хорошей музыкальной подготовленности детей развитие музыкально-творческих способностей составило лишь – 15%

. Дети не могли играть попевки из двух и трех звуков.

. В результате правильно подобранных методов и приёмов дети старшего дошкольного возраста 5-6 лет:

 играют попевки из двух и трех звуков;

 соблюдают общую динамику

 умеют владеть мимикой;

 сочиняют простые мелодии по заданной теме: колыбельная, марш

;  инсценируют песни при помощи музыкальных инструментов;

 придумывают простые сюжеты, сказки и озвучивают их, развивают тем самым творческую активность.

На праздниках и развлечениях дети исполняют полюбившиеся произведения оркестром, тем самым получая представление о концертном качестве исполнения, воспитании внимания, слухового контроля.

Задачи второго года работы по проекту:

изменять естественный поэтический ритм изобретать свободную звуковую композицию,

спонтанно играя на инструментах сочинять простую мелодию, используя тоническую квинту, октаву;

узнавать инструменты по звучанию: ксилофон, металлофон играть в восходящем и нисходящем движении;

придумывать графические обозначения для различных инструментов и составлять простые тембровые партитуры;

понимать дирижёрский жест ,уметь импровизировать в сценках, сказках, драматизациях, инсценировках песен ;

играть по одному, ансамблем, оркестром.

. Дети продолжали знакомство с высотой и длительностью звуков, для расширения их возможностей музицирования на металлофонах и ксилофонах. Дети учились играть по одному и в оркестре, используют при этом графическую запись. Своевременно вступали и заканчивали, играют с динамическими оттенками. Работа направлена на использование более сложной музыки.

Продолжали развивать интонационный слух в речевых упражнениях, вокализации бытовой речи, пели и играли на ксилофонах песенки – попевки со словами. В творческом музицировании создавались условия, ситуации для творческих проявлений детей, поощрялась всеми способами инициатива

. Продолжали развитие фантазии и воображения в игре звуками, тембрами, ритмами. Придумывали спонтанные композиции и графические записи к ним. Например: используем два тембра и две метрические доли в ритмическом мотиве: хлопки, шлепки, притопы, щелчки.

В начале добиваемся точного синхронного исполнения в едином лёгком движении, предварительно разучиваем с детьми партии в виде отдельных коротких заданий. Используем звукоподражание: ко-ко-ко, ку-ка-ре-ку, интонируем по-разному: высоко, низко, глухо, звонко, задиристо

. Используются инструменты: металлофон, свистулька, ксилофон, треугольник, маракас, бубен. Дети справились с заданием отлично. Дети записывают графически звуки. А как?

Результативность (на начало года):

На начало года дети ещё затруднялись:

 придумывать свой ритм; А вот в спонтанной игре дети легче проявляли свои творческие способности:

 они легко изобретали свободную звуковую композицию;

 с помощью взрослого дети сочиняли простые мелодии, старались сами проявлять активность и инициативу;

 легко узнавали звучание ксилофона и металлофона.

С некоторым затруднением играли в восходящем и нисходящем движении: зайчик скачет вверх и вниз. Дети с большим интересом отнеслись к составлению графических записей и старались составлять простые тембровые партии. Жест дирижёра дети поняли, но часто сбивались, огорчались. Приходилось объяснять повторно, и дети в конечном итоге поняли, для чего нужен дирижёр - для руководства оркестром. С удовольствием озвучивали сказочных персонажей музыкальными инструментами, мимикой, движениями, в сказках, драматизациях, сценках, инсценировании песен. Упражнялись играть по одному, ансамблем, оркестром.

Результативность (конец года)

В результате усовершенствования умений и навыков, приобретённых при обучении элементарному инструментальному музицированию дети:

 изменяют естественный поэтический ритм;

 изобретают свободную звуковую композицию, спонтанно играют на инструментах;

 сочиняют простую мелодию, используют тоническую квинту, октаву;

 узнают инструменты по звучанию: ксилофон, металлофон;

 играют в восходящем и нисходящем движении;

 придумывают графические обозначения для различных инструментов и составляют простые тембровые партитуры;

 понимают дирижёрский жест;

 умеют импровизировать в сценках, сказках, драматизациях, инсценировках песен;

Подготовила и провела:

воспитатель первой категории

Муллахметова Гульназ Анваровна

Апрель 2018 год

- Подумайте, как можно применить эту цитату в развитии речи детей?(ответы воспитателей)

Это высказывание хорошо подходит к детям имеющим нарушения речи, так как у этих детей больше развито зрительное, музыкально-двигательные восприятие. Им легче воспринимать информацию в виде картинок или ощущать предметы тактильно, а лучше делать это самим. Поэтому использую в своей работе логоритмические упражнения для развития речи, но я решила не стоять на месте и начала поиск новых методик для совершенствования и обогащения связной речи детей. Нашла методику Карла Орфа.

1. В рамках мастер-класса я хотела поделиться своим опытом и продемонстрировать использование элементов Орф - педагогики в речевом развитии дошкольников.

Основной целью системы является - практический способ воспитания и обучения через искусство и творчество, основанный на единстве и взаимосвязи музыки, движения и речи.

Если в логоритмике больше всего используют стихи, диалоги, потешки, пальчиковые игры, дыхательные упражнения, то при помощи орф-педагогики дети могут озвучивать сказки, придумывать их самостоятельно, разыгрывать спектакли. Так же как и в логоритмике Орф в своих упражнениях использовал элементарные движения – хлопки, щелчки, притопы, но ещё добавлял музыкальные инструменты.

Какие же инструменты подходят для озвучивания сказок по системе Карла Орфа? В каждой группе детского сада есть музыкальные инструменты : барабан, бубен, дудочка, металофон и т.д., но для большего интереса детей можно применить обычные предметы, которые издают звуки. Такие как расчёска, стаканчики, полиэтиленовые мешочки, баночки, шары, ложки. Можно на занятиях или дома вместе с родителями изготовить нетрадиционные музыкальные инструменты. Некоторые из них представлены на столе(это работы родителей и детей моей группы).

Использование инструментов при инсценировки сказок дает дополнительные богатые возможности для развития музыкального, речевого, фонематического слуха, развивает чувство ритма, эмоциональность речи.

Методика Карла Орфа создаёт на занятиях атмосферу игрового общения, где каждый ребёнок наравне с взрослым может проявить свою индивидуальность.

2 . Практическая часть.

- Теперь давайте перейдем к практической части моего мастер класса. Сегодня я хочу предложить вам один вариант озвучивания сказки, вы сможете сами поучаствовать в этом процессе и поймёте, как можно играть с детьми в творческие игры.

- Для этого мне нужны помощники.(6-7 человек)

Вы сейчас превратитесь в детей 5-6 лет. Для начала я хотела вас познакомить с необычными музыкальными инструментами. Посмотрите, послушайте как они звучат. Вам нравится?

- Мы свами сегодня будем показывать сказку о гусенице. А что любит делать гусеница? Что ест гусеница?(листья, корни, цветы, кору, капусту, яблоко, орехи)

Выберите тот инструмент, который по вашему мнению подходит под звуки, которые издаёт гусеница когда ест .

-Что ест твоя гусеница?(ответы детей)

- А теперь давайте покажем сказку про голодную гусеницу с использованием элементов Орф педагогики.(показ сказки)

Музыка воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребёнка. На положительных реакциях дети лучше и быстрее усваивают материал, незаметно развивают свою речи, учатся чётко проговаривать звуки. Все упражнения проводятся по подражанию. Хороших результатов можно добиться только при совместной работе педагогов. Музыкальный руководитель сочетает музыку, речь и движение, воспитатель или логопед продолжает работу на занятиях. Такая комплексная форма предупреждает речевые нарушения и способствует развитию личности в целом.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Использование методик орф-подхода в детском саду.

Данная работа посвящена основным технологиям Орф-педагогики, ее применению в ДОУ. Изучение этой темы является особенно интересным в связи с тем, что Орф-педагогика – одна из самых востребованных методик музыкального развития детей.

Немецкий композитор и педагог Карл Орф (1895-1982) разработал поистине уникальную авторскую систему, которая направлена на комплексное музыкальное развитие детей. Данная система относится к числу самых востребованных в современной педагогической практике, в особенности в аспекте развития чувства ритма.

Орф-педагогика является сферой музыкальной педагогики, где совместно с музыкальным развитием решаются важные коммуникативные, социальные задачи. Можно выделить следующие базовые принципы Орф-педагогики:

- Креативность, данный принцип подразумевает процессы сотворчества, созидания, доверительного отношения между взрослым и ребенком в процессе обучения.

Занятие в обязательном порядке включает в себя следующие составляющие:

- движение и танец (традиционный и художественный);

- пение в синтезе с ритмическими упражнениями, движениями, игрой на музыкальном инструменте;

- театр (для того, чтобы объединить все перечисленное ранее воедино).

Орф-занятие предполагает обязательное использование следующих инструментов:

- барабаны и ударные инструменты (маракас, пандейра, деревянная коробочка, реко-реко);

В качестве музыкальных инструментов можно также использовать шары, ленты, ткани, палочки, стаканы, веревки – практически любые предметы, издающие те или иные звуки. Многое зависит как от фантазии и креативности воспитателя, так и от самих детей.

Итак, в первую очередь обратимся к такой технологии, как ритмизованная речь. Ритмизированная речь занимает важное место в музыкальных занятиях, стимулирует мотивацию, интерес детей. На занятиях с применением элементов Орф–педагогики ритмованные созвучия и речевой ритм способствуют развитию фантазии, у детей рождается интерес к речи, к звукообразованию, к богатым оттенкам речевой интонации, к громкому и тихому говору, шепоту. На занятиях используются детские стишки и считалочки, которые детям легко запоминать. Важно обращать внимание на то, чтобы дети ясно и четко произносили слова, чтобы интонация была естественная.

Развитие чувства ритма речевые игры и упражнения по Орф-технологии служат прекрасным средством развития интонационного слуха, открывают перед ребенком разнообразие динамических оттенков и темпов.

Также интересно и другое упражнение Орфа, которое называется – эхо. Оно основано на том, что ребенок повторяет ритм, заданный педагогом.

Далее переходим к играм с инструментами .

Данному виду деятельности Орф также придавал большую значимость, полагая, что игра на инструменте позволяет ребенку открыть для себя тонкости темпа, ритма, динамики. Кроме того, Орф-педагогика подразумевает, что дети играют в ансамбле, таким образом, они учатся взаимодействию друг с другом, учатся слышать друг друга, импровизировать.

Игра на детских музыкальных инструментах расширяет сферу музыкальной деятельности, а также в целом повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания.

Кроме того, игра на музыкальных инструментах помогает преодолеть многие детские психологические проблемы, такие как излишняя застенчивость, скованность. Наконец, расширение музыкального воспитания ребёнка также невозможно себе представить без обучения игре на детских музыкальных инструментах. Важно отметить, что в процессе игры на том или ином музыкальном инструменте мы получаем возможность творческого самовыражения, ведь в игре ярко проявляются индивидуальные черты исполнителя. Игра на музыкальных инструментах помогает развитию и совершенствованию творческих и музыкальных способностей детей.

Орф отмечал, что творческий процесс игры на музыкальных инструментах постепенно учит детей искусству различения тембрового звучания инструментов.

Тем не менее, перед началом обучения игре на музыкальном инструменте Орф предлагал обязательно поработать над таким упражнением, как звучащие жесты. Звучащие жесты являются первыми и самыми органичными инструментами человека. Звучащие жесты – это как бы игра с собственным телом (хлопки, постукивания, шлепки, щелчки и т.п.). Затем звучащие жесты становятся аккомпанементом для пения и танцев, то есть, мы снова так или иначе возвращаемся к главному принципу Орф-педагогики – синтезу.

В современной практике ДОУ обучение детей игре на музыкальных инструментах в начале часто проводится в комплексе с распевкой (5 или 6 минут на каждом занятии). Используя музыкальные инструменты, дети дополняют простейшие мелодии, которые исполняют как распевки. На данном этапе обучения можно использовать не только попевки, но и русские народные песни, поскольку русские народные песни – это бесценный народный фольклор, роль которого в нравственном воспитании весьма велика. Наиболее музыкально одарённых и физически развитых детей можно начать знакомить с аккордеоном и баяном (данные инструменты можно включить в различные музыкально-дидактические игры).

Наконец, рассмотрим такую технологию, как элементарный музыкальный театр. Данная технология является интегративной игровой формой деятельности, которая базируется на одновременном воздействии музыки, движения, танца, речи, художественного образа в игре.

В практике современного ДОУ используютсяигротренинги, которые помогают не только решать развивающие задачи, но и сделать досуг детей полезным, увлекательным, наполненным музыкой и творчеством.

В заключении можно сказать что, популярность методики музыкального воспитания Карла Орфа растет. Значение системы раннего музыкального развития ребенка велико, так как дает предпосылки для последующего творческого развития личности и самопознания. Данная система имеет все необходимые качества, позволяющие успешно ее применять в условиях ДОУ: гибкость, универсальность, синтетичность. Кроме того, огромным достоинством Орф-педагогики можно считать факт возможности ее успешного сочетания с иными музыкально-педагогическими концепциями как отечественных, так и зарубежных педагогов.

Практическая значимость мастер - класса: повышение уровня профессиональной компетенции педагогов ДОУ по использованию игровых элементов ОРФ педагогики для речевого развития у детей дошкольного возраста.

Оценить 256 0

Мастер – класс «Использование элементов Орф- педагогики

Руки учат голову,

затем поумневшая голова учит руки,

а умелые руки снова способствуют развитию мозга
Иван Петрович Павлов

Цель: Создать условия для повышения профессионального мастерства педагогов по использованию Орф- педагогики в работе с детьми с ТНР.

Систематизировать знания педагогов о возможностях использования Орф- педагогики для речевого развития дошкольников

Познакомить участников с опытом использования игровых упражнений направленных на развитие речи у детей.

Создать условия для активного взаимодействия участников мастер - класса между собой.

Форма проведения мастер-класса:

с педагогами без участия детей;

презентация опыта работы;

Место проведения: МБДОУ детский сад № 64.

Участники мастер класса: педагоги ДОУ города Новочеркасска.

Практическая значимость мастер - класса:

повышение уровня профессиональной компетенции педагогов ДОУ по использованию игровых элементов ОРФ педагогики для речевого развития у детей дошкольного возраста.

Предварительная работа:

организация пространства для проведения мастер класса;

подготовка материалов и оборудования;

составление конспекта, поиск необходимого методического материала.

Ожидаемый результат: повышение уровня профессиональной компетенции педагогов ДОУ по использованию элементов ОРФ педагогики, способствующих развитию речи у детей.

Вступительная часть:

Сегодня в рамках мастер – класса, я хотела бы поделиться своим небольшим опытом по использованию элементов Орф - педагогики в работе с детьми с ТНР, и продемонстрировать вашему вниманию игровые упражнения, которые могут быть использованы вами в работе с детьми.

Успех преодоления речевых расстройств у детей во многом зависит от различных факторов, в том числе, от выбора педагогом инновационных технологий и методик.

Используя в своей работе логоритмические упражнения для развития речи детей, я решила не стоять на месте и начала поиск новых методик которые можно использовать в работе с детьми с ТНР. Нашла методику Карла Орфа.

Карл Орф - это немецкий композитор, родившийся в конце 19 века.

Но, несмотря на это, его методика до сих пор считается новаторской.

Это система воспитания и обучения через искусство и творчество, основанная на связи музыки, движения и речи. В настоящее время орф-подход используется во всём мире для обучения людей в естественной и непринуждённой обстановке. Орфовская педагогика представляет собой особый тип музыкальной педагогики, которая стала называться креативной. Идея её заключается в понимании неразрывности движения, слова, музыки и организации педагогического процесса.

Коротко охарактеризую принципы данной методики.

Нейропсихологи считают, что музыкальная активность считается самой широкой тренировкой мозговых клеток и развития связей между ними, потому что во время исполнения музыки вся кора головного мозга активна, а следовательно, и активен весь человек. Игровые музыкальные упражнения вовлекают в комплексную работу все отделы мозга, обеспечивая развитие познавательных, сенсорных, мотивационных систем, ответственных за движение, мышление, память.

Если в логоритмике больше всего используют стихи, потешки, пальчиковые игры, дыхательные упражнения, то при помощи орф-педагогики дети могут озвучивать сказки, обыгрывать стихи, придумывать их самостоятельно, разыгрывать небольшие спектакли. Так же как и в логоритмике Орф в своих игровых упражнениях использовал элементарные движения – хлопки, щелчки, притопы, но ещё добавлял музыкальные современные и нетрадиционные инструменты.

Использовать эти игровые упражнения можно в самых разнообразных формах работы с детьми – в качестве разминки или физминутки в ходе групповых занятий, коррекционного часа или в совместной деятельности, в утреннем приёме и логоритмике, на праздниках и развлечениях. А так же с успехом можно использовать для совместных игр - танцев детей с родителями. Это особенно актуально для настоящего времени, поскольку совместные праздники и развлечения с родителями стали проводиться практически повсеместно.

Такие игровые упражнения учат детей чувствовать темп, выдерживать ритм, координировать движение и слово, развивают слуховое внимание, речевое дыхание и фонематический слух. Мы можем использовать движения всем телом для развития общей моторики ребенка или пальчиковые упражнения для развития мелкой. Дети с тяжелыми нарушениями речи, с которыми я работаю, очень плохо чувствуют ритм и интонации, мелодику речи, дыхание их сбивчивое, а слоговая структура нарушена. Поэтому наша задача – помочь им уловить эти важные составляющие речи.

Практическая демонстрация приёмов

Теперь перейдем к практической части моего мастер класса. Сегодня я хочу предложить вам один из вариантов - ритмическое упражнение со звучащими жестами , вы сможете сами поучаствовать в этом процессе и поймёте, как можно играть с детьми.

Это упражнение развиваету детейартикуляционный аппарат, свойства голоса (высота, темп, динамика, ритм) ;

развивать мышечное чувство (способность снимать эмоциональное и физическое напряжение) ;

обучает речевым , певческим навыкам, развивать внимание, память;

воспитывает общую музыкальную, речевую культуру .

1.Просмотр видеоролика с игровым упражнением

2.Предложить педагогом принять участие в этомритмическое упражнение

Из-за леса, из-за гор притопы всей стопой медлено

Топал дедушка Егор.

Очень он домой спешил быстрые притопы ногами

Рукавичку обронил. показываем ладошку

Мышка по полю бежала шлепки по коленям

Рукавичку увидала показываем ладошку

- Кто, кто здесь живет? стучим кулачком по ладошке

Мышку здесь никто не ждет? пожимаем плечами

Стала жить - поживать, хлопки в ладоши

Звонко песни распевать.

Зайка по полю скакал, шлепки по коленям

Рукавичку увидал показываем ладошку

- Кто, кто здесь живет? стучим кулачком по ладошке

Звонко песенку поет?

Мышка зайку пригласила, разводим ладошки в стороны

Сладким чаем напоила.

Как по полю шла лисичка, потирание ладонями

Увидала рукавичку. показываем ладошку

- Кто, кто здесь живет? стучим кулачком по ладошке

Звонко песенку поет?

И лисичку пригласили, разводим ладошки в стороны

Сладким чаем напоила хлопки согнутыми ладонями

Стала жить там поживать хлопки в ладоши

Пол метелкой подметать.

Мишка по полю гулял, притопы пяткой

Рукавичку увидал показываем ладошку

- Кто, кто здесь живет? стучим кулачком по ладошке

Звонко песенку поет?

Звери испугалисьпокачивание головой, руки на ушках

В страхе разбежались шлепки по бедрам

Просмотр видеоролика с пальчиковой игрой

Подобную разминку можно использовать в начале занятия, настраивая детей на деятельность. Такого вида упражнения не похожие на традиционные разминочные или классические упражнения, и позволяют расширить границы восприятия своего тела соотнося с музыкой и ощутить многообразность звучащих жестов.

с помощью таких игр осуществляется коррекция эмоционального состояния у детей, двигательной расторможенности, развитие внимания, памяти и мышления, обучение совместной деятельности.

Просмотр видеоролика с пальчиковой игрой

Предложит педагогам принять участие в пальчиковой игре со вторым просмотром

ОРФ - педагогика в первую очередь влияет на эмоциональную сферу ребёнка, даёт возможность создать ситуацию успеха каждому ребенку и это один из принципов здоровьесберегающих технологий. У детей разный уровень, разные данные, разный характер. На положительных реакциях дети лучше и быстрее усваивают материал, незаметно развивают свою речь, учатся чётко проговаривать звуки, творческие задания помогают каждому ребёнку с тяжёлыми нарушениями речи раскрыть свои индивидуальные способности в процессе коллективной работы.

Надеюсь, что представленный вашему вниманию материал, повысит ваше профессиональное мастерство и вы будете использовать элементы Орф- педагогики в работе с детьми .

Читайте также: