Общественная деятельность а байтурсынова кратко

Обновлено: 05.07.2024

Ахмет Байтурсынулы – казахский поэт, публицист, литературовед, переводчик, тюрколог, основоположник казахского языкознания, лингвист и общественный деятель, один из основателей партии Алаш и правительства Алашорды.

Родился в 1873 году 18 января в тургайском уезде Тосунской волости (нынешний Жангильдинский район Торгайской области) в семье простого казахского шаруа. С десяти лет учился в аульной школе. Когда ему исполняется 13 лет, отец его Байтурсын за открытое выступления против произвола царских властей приговаривается к каторжным работам на 15 лет.

В 1886 году поступает в Тургайское русско-казахское двуклассное училище, которое окончил в 1891 году. В 1891-1895 гг. учится в Оренбургской киргизской учительской школе. Этим и заканчивается, а А.Байтурсынова школьное образование. С 1895 по 1909 гг. работал учителем в школах, русско-казахских училищах Актюбинского, Кустанайского и Каркаралинского уездов.

Ахмет Байтурсынов – один из ярчайших представителей казахской интеллигенции начала ХХ в. Его жизнь является примером безграничной любви к своему народу, его культуре и традициям. Байтурсынов был блестящим литератором, педагогом, лингвистом. Он реформировал казахскую письменность на основе арабской графики, дав возможность пользоваться сю миллионам казахов, живущих за границей. Ахмет Байтурсынов разработал основы казахского языкознания, научную терминологию.

Ахмет Байтурсынов Он вошел в историю Казахской духовной культуры как выдающийся политик, блистательный переводчик классической русской и западной поэзии на казахский язык., писатель. Одним из первых в Казахстане нач. ХХ в. занялся серьезным углублением исследований идей Ч. Валиханова, И. Алтынсарина и А. Кунанбаева о демакратическом устройстве общественной жизни.

Ахмет Байтурсынов был выдающимся политическим, государственным деятелем. Являясь, членом партии Алаш, он вошел в состав правительства Алашорды. Он был сторонником независимого демократического государства. Мы знаем, что партия Алаш не приняла Советскую власть. В этом трудно винить руководство партии. В партию Алаш вошли, в основном, представители молодой только нарождающейся буржуазной интеллигенции. Поэтому, было бы абсурдным думать, что молодая буржуазия Турана, считавшая себя авангардом общества, намечавшая построение нового буржуазно-демакратического государства.

Миржакип Дулатов

Миржакип Дулатов – поэт, публицист, переводчик, общественный деятель, педагог. Член правительства Алашорда.

С двенадцати лет- учился в Торгайском двухклассном русско-казахском училище. По окончании педагогических курсов в 1902 г., Миржакип Дулатулы работал учителем в ауле, занимаясь самообразованием в свободное от работы время.

В дни революции 1905 года он был в рядах демонстрантов в Каркаралинске, затем участвовал в работе съезда казахской конституционно-демократической партии в Уральске в 1906 году, ездил в Петербург в составе группы делегатов этого съезда.

В 1919 г. М.Дулатулы вместе со многими другими деятелями алашординского движения переходит на сторону Советской власти. Начинается новый этап в жизни и творчестве Дулатулы.

Со второй половины 20-х гг. начинаются гонения на деятелей дореволюционной казахской интеллигенции. Дулатулы был арестован, и в апреле 1930 г. приговорен к расстрелу, который был заменен десятью годами тюремного заключения. Дулатулы скончался в Соловецком лагере 5 октября 1935 г. В ноябре 1988 г. Миржакып Дулатулы был посмертно реабилитирован.

М.Дулатулы прошел непростой творческий и жизненный путь, оставив после себя богатое наследие. Он был блестящим знатоком литературного языка, способствовал формированию кадров для казахской журналистики. Его произведения отличаются не только гражданским пафосом, но и высоким поэтическим мастерством. Миржакип Дулатулы принадлежал к той плеяде деятелей казахской интеллигенции, которая пробудила политическое сознание народа, внушила ему необходимость приобщения к общечеловеческим ценностям.

В памяти народа Миржакип остался верным сыном народа. Он ушел из жизни в борьбе за свободу и независимость народа.

Алихан Букейханов – видный общественно – политический деятель, ученый – экономист, лесовод, публицист, ученый. Теоретик и лидер национально-освободительного движения, организатор первой казахской политической партии Алаш и председатель правительства Алашорда.

Родился в 1870 году в Каркаралинском уезде бывшей Семипалатинской области (ныне Каркаралинский район, Карагандинской области).

С 1879 по 1886 гг. учился в Каркарале, в школе для казахских детей. В 1883 году он поступает в четырехгодичное техническое училище в г. Омске, и экономический факультет Санкт-Петербургского лесотехнического института.

В училище обучались дети дворян, дети из семей священнослужителей, дети горожан. Дети из семей инородцев, как в то время называли людей нерусской национальности, на учебу не принимались. Лишь единицы, и только в силу своих способностей, могли попасть в учебные заведения такого профиля. После окончания училища, Алихан решает поступать Санкт-Петербургский лесотехнический институт. Будучи студентом начинает изучать политическую литературу. Принимает активное участие в студенческих волнениях. Он начинает разбираться в политической и социальной обстановке Российской империи. Он все более ясно начинает осознавать положение своего народа, находящегося под двойным гнетом.

В 1905 году Алихан Бокейханов стал членом кадетской партии. Приняв за основу программу партии кадетов, наиболее активные сторонники либеральной буржуазии в среде казахской интеллигенции, а в их числе был и Алихан Букейханулы, сделали попытку создания филиала кадетской партии в крае и провели собрания в Уральске и Семипалатинске. В том же году Букейханулы принял активное участие в массовом антиколониальном выступлении в Каркаралинске, и был одним из составителей петиции, в которой выдвигались политические требования. Петицию подписало 14 500 человек.

В 1905 году Букейханулы стал депутатом I Государственной Думы от казахского населения Семипалатинской области. В 1908 году он поставил свою подпись под Выборгским воззванием, которое было направлено против царского указа о роспуске Государственной Думы.

После отмены царизма ханства, (1822, 1824) управление степью осуществлялось через волостных правителей. Таким образом, земли младшего среднего жузов казахов, т.е. большая часть Турана, перешла во власть империи. Теперь Российская империя стремилась подчинить себе весь Туран. Все народы, населявшие этот обширный край, должны были находиться в положении людей, не имеющих равных прав с жителями метрополии. Такая социальная и политическая несправедливость по отношению к народам волнений почти по всей России. Не только Алихан, но и многие другие политически грамотные деятели того времени понимали, что шовинистическая политика Российской империи приведет малые народы к потере языка и культуры.

В начале ХХ века правительство России проводит крупномасштабную переселенческую политику В Сибирь и Туркестан. За короткий срок времени миллиону русских крестьян из внутренних российской губернии были переброшены в эти районы. Примерно с 1905-1906 гг. в этих регионах создается целая система переселенческих организаций с центральным управленческим аппаратом в Петербурге. Ей была возложена задача выявить удобные для заселения переселенцами земли и организация необходимых им услуг. Переселенческий земельный фонд создавался путем насильственного изъятия, главным образом, уже освоенных казахами земель, имевших оросительные системы, лесонасаждения, постройки. Всего к 1917 году у казахов было отнято около 45 млн. десятин плодородных земель. Неоправданно большое переселение крестьян из внутренних губернии империи положило начало подрыву основы существования казахов – кочевому скотоводству. Другое последствие этой политики – коренное изменения национального состава Казахстана.

Так по переписи 1897 года в Степном крае русского населения было 20%, а в 1917 году – уже 42%. За этот период рост казахского сельского населения составил 17,6%, тогда как русское крестьянское и казачье население увеличивалось в 4,5 раза.

Такая не бывалая интенсивная колонизация края усиливало недовольство казахских масс политикой царского правительства. Выразителем настроения масс выступила молодая формирующаяся национальная интеллигенция. Общепризнанным лидером ее до 20-х годов был Алихан Букейханов.

Основным результатом деятельности национальной демократической интеллигенции является, разумеется, создание партии Алаш на первом обще казахском съезде в 1917 году в Оренбурге. Эта была первая политическая партия в истории казахского народа. Февральскую революцию 1917 года национальная интеллигенция восприняла как начало демократических преобразований и оказывала всяческую поддержку Временному Правительству. Весною и летом этого года в областях и уездах усилением интеллигенции создаются казахские комитеты, ставшие позже местными органами правительства Алаш-Орды. Процессом формирования политической партии и казахских комитетов руководит Алихан Букейханов. Одновременно он является комиссаром Временного Правительства по Тургайской области и членом Туркестанского комитета.

В декабре 1917 года на втором обще казахском съезде, где было образовано правительство Алаш-Орды, Алихан Букейхан избирается его представителем. Здесь же принимается решение о создании автономии Алаш в составе федеративной демократической России. Как показали, ход развития событий это была попытка восстановления казахской государственности. А. Букейхан стоял во главе этого движения.

Алихан Букейхан был всесторонним образованным человеком. Он был ученым-лесоводом, историком, этнографом, животноводом. Он занимался изучением быта и культуры казахского народа. Помимо научно-исследовательской работы, он принимал активное участие в ряде общественных организаций.

Жусупбек Аймауытулы – казахский поэт, драматург, писатель, переводчик, литературовед и педагог.

В 1929 году Жусупбек Аймауытулы был подвергнут репрессиям и через два года расстрелян. Лишь в 1988 году он был реабилитирован.

Характерной чертой произведений Жусупбека Аймауытулы являются их идейность, богатство эстетических красок, выразительность литературного языка, изящество художественного стиля. Главными линиями в произведениях Жусупбека Аймауытулы стали проблемы равноправия женщин, нравственности, борьбы с пережитками прошлого воспитания подростающего поколения на идеалах добра и человечности.

Ахмет Байтурсынов

Ахмет Байтурсынов: биография

Биография видного общественного деятеля Казахстана, выдающегося лингвиста и литературоведа началась в крестьянской семье в Тургайском уезде (Тосынская волость) в 1872 году.

Первоначальное образование мальчик получил в родном ауле у мулл. Затем в 1886 году поступил в Тургайское училище, а после его окончания в 1891-м пошел учиться в учительскую семинарию просветителя Ибрая Алтынсарина в Оренбурге.

Сразу после окончания семинарии в 1895 году Ахмет Байтурсынов стал работать учителем. Вот где преподавал Ахмет в те годы:

  • Кустанайский уезд;
  • Актюбинск;
  • Каркаралинский уезд.

Учительская деятельность в Кустанайском уезде стала судьбоносной для Байтурсынова. В то время он проживал у местного лесника, где познакомился с его дочерью — красавицей Александрой. Молодые люди полюбили друг друга и вскоре решили пожениться. После заключения брака девушка взяла имя Бадрисафа Мухаметсадыковна Байтурсынова.

Еще год после свадьбы молодожены жили в Кустанае. Затем семья переехала в Омск, а позже в Каркаралинск, где Байтурсыновы жили до 1909 года. Свои дети у пары так и не родились, но они воспитали 3-х приемных.

Ахмет Байтурсынов с соратниками

Ахмет Байтурсынов с соратниками: YouTube/Хабар SHOW

  • не экспроприировать земли у казахского народа;
  • учредить народные земства;
  • остановить поток переселенцев.

Спустя два года полиция впервые арестовала великого казахского просветителя за критику царского аппарата, а еще через два года он вторично попадает в заключение и проводит в семипалатинской тюрьме восемь месяцев.

С приходом советской власти Байтурсынов вступает в ряды партии большевиков и продолжает в ее рядах отстаивать права собственного народа. В 1929 году его арестовывают уже соратники по партии. Казахский ученый и просветитель сидит в кызылординской тюрьме, а затем до 1934-го живет на поселении в Архангельской области.

Но на воле он проводит не более трех лет: в 1937 году его вновь арестовывают, приговаривают к смерти как врага советского народа. Выдающийся казах был реабилитирован спустя 51 год после расстрела.

Ахмет Байтурсынов: общественная деятельность

Фотография из дела Ахмета Байтурсынова

Фотография из дела Ахмета Байтурсынова: YouTube/Қурмангалиев Cерікқазы

Классовую несправедливость Ахмет Байтұрсынов увидел еще в детстве. Когда мальчику было 13 лет, он стал свидетелем жестокого погрома аула полицейскими, возглавляемыми полковником Яковлевым.

Байтурсын Шошак-улы (отец Ахмета) и трое его старших сыновей не смогли стерпеть унижения — они избили жестокого полковника, за что были сосланы в Сибирь на долгих 15 лет. Это трагическое событие навсегда запечатлелось в памяти будущего просветителя.

Политическая и общественная деятельность Байтурсынова начиналась так:

Октябрьская революция, как казалось нашему герою, открывала перед казахами невиданные возможности:

  • они могли стать хозяевами на собственной земле;
  • выстроить собственное свободное государство, основанное на принципах социального равенства;
  • развивать свою культуру и язык;
  • строить собственную экономику.

В 1920 году эта государственное образование переходит под контроль Советского Союза и ликвидируется новой властью. Родоначальники автономии были амнистированы, но уже через 10 лет в живых из них остались единицы.

Цитата Ахмета Байтурсынова

Цитата Ахмета Байтурсынова: Nur.kz

До того времени Ахмет был принят в партию. Казалось, что ему ничего не грозит. Он обращался с письменными предложениями к Ленину, занимал руководящие должности в административных органах. Однако такой статус Байтурсынова, как и многих национально сознательных интеллигентов того времени, не спас от маховика репрессий:

  1. Обвинение в распространении антисоветских идей, в подготовке вооруженного переворота в КазССР оборачивается для ученого арестом и смертным приговором.
  2. В камере смертников великий казахский просветитель провел три года.
  3. Затем смертный приговор заменили 10 годами тюрьмы, а годом позже власти отправили Байтурсынова в ссылку.
  4. По ходатайству Екатерины Пешковой — супруги Максима Горького — в 1934 году казахского общественного деятеля выпустили на свободу.

После возвращения из ссылки семья Байтурсынова возвращается на родину и селится в Алма-Ате. В 1937 году он попал под второй виток политических преследований: в начале зимы казахского политика и ученого казнили.

Ахмет Байтурсынов: литературно-научная деятельность

Слова Ахмета Байтурсынова

Слова Ахмета Байтурсынова: Nur.kz

Научная деятельность Байтурсынова связана с оренбургским периодом его жизни. Ученый заинтересовался влиянием наследия Абая на культуру.

Позже он стал главой Академического центра республики. Когда был создан первый в истории казахского народа государственный университет, он занял должность профессора филологии и начал работать над учебниками по родному языку.

Байтурсынов значительно повлиял на развитие лингвистики и образования. Его вклад состоит в том, что он:

Соотечественники называют просветителя Учителем нации и чтят его память. В Казахстане (в Костанае и Шымкенте) установлены памятники Байтурсынову, в Алматы открыт музей, его именем назвали улицы и государственный университет в Костанае.

Ахмет Байтурсынов как общественный деятель и ученый был рожден волной национального возрождения начала ХХ века. Его имя, как и имена Ибрая Алтынсарина, Жамбыла Жабаева и Абая Кунанбаева, внесено в летопись национальной истории. Его отличала сильная любовь к народу, смелость и воля, которые предопределили его путь — путь борца.

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.

Простой народ воспринимал его как своего руководителя в борьбе экспансионистской политической царской России.

Он жаждал освободить свой народ о великодержавного гнета и потому Февральскую революцию 1917 г принял с большим воодушевлением. После падения самодержавия он занимал пост члена Торгайской областной управы, помощника (заместителя ) областного комиссара Временного правительства А. Букейханова. В апреле 1917 г в Оренбурге под председательством Байтурсынова проходил Торгайский областной съезд (курылтай) казахов, важнейшим решением которого было постановление о созыве всеказахского съезда

Б) Политическая деятельность Байтурсынова

Еще в марте 1918 г. руководителем Алаш – Орды пытались установить договорные отношения с Советским правительством, не требуя ничего, не выходящего за рамки принятой Москвой

После предварительного соглашения в Торгайским областным советом А. Байтурсынова в мае 1919 г, вместе с первым казахским коммунистом А.Жангельдиным, едет в Москву на переговоры с большевистским руководством, надеясь в этом своем новом качестве добиться действительной автономии Казахстана. Учитывая огромный авторитет Байтурсынова среди казахского народа, Советское российское правительство стремилось использовать его и привлечь на свою сторону.

Вскоре после создания высшего руководящего органа Советской власти в Казахстане – Революционного Комитета по управлению Киргизским (Казахским) краем, 24 июля 1919 года В.И. Ленин подписал мандат о назначении Ахмета Байтурсынова его членом. Байтурсынов горячо взялся за дело, но продолжал оставаться последовательным в своей позиции.

В Казревкоме Байтурсынов выполнял обязанности заместителя председателя Ревкома, заведовал отделами внутренних дел и социального обеспечения. Он приложил немало усилий к прекращению в крае гражданской войны, достижению консенсуса в определении российско-казахских территориальных границ, принимал деятельное участие в выработке основополагающих документов о статусе национальной республики. Он выступал против классового подхода в организации выборов в местные органы власти истребовал предоставления народу

В начале декабря 1919 года на 7 всероссийском съезде Советов Байтурсынов был избран членом Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета.

Как великую идейную победу большевизма в Казахстане пытались представить факт подачи в марте 1920 г. Байтурсыновым заявления о вступлении в компартию. Это ярко демонстрирует предлагаемое вниманию документы о вступлении А. Байтурсынова в Компартию и его исключении из (А. Байтурсынов состоял в партии коммунистов чуть больше года). Эти документы также подтверждают правоту слов С. Сейфуллина:

В 1921 г, после исключения его из Компартии его перевели на должность заместителя наркома просвещения, с 1922 г А. Байтурсынов отошел о политики и стал заниматься научно-педагогической деятельностью.

Велика была роль А. Байтурсынова как реформатора казахской письменности. Никто из деятелей культуры до него не осмелился приспособлять казавшуюся верхом совершенства и незыблемой арабскую графику применительно к особенностям казахского языка. На основе 35 арабских буквенных знаков А. Байтурсынов создал казахский алфавит из 24 букв. По мнению ученых-тюркологов, то что сделал Ахмет Байтурсынов, было сродни научному открытию. Отцы и деды сегодняшних наших современников гордились тем, что учились грамоте по азбуке А. Байтурсынова. Это было действительно всенародным признанием доброго дела, ученого и учителя.

Ахмет Байтурсынов создал много учебников. Его учебники были понятны и близки народным массам. Они были просты по содержанию и в то же время во всей полноте раскрывали богатства и красоту, сочность и выразительность родного языка.

А. Байтурсынов и его время.

Особенно откровенным и хищническим стало ограбление Степного края в годы первой мировой войны. Из степи в огромном количестве по принудительным ценам вывозили скот. Была произведена реквизиция кибиток и коим для царской армии. Одновременно подготавливалась изъятие новых земель для славянских колонистов. А если к этому прибавить социальный гнет, безнаказанность и поборы чиновников, как Ахмет Байтурсынов, не могли оставаться в стороне от происходящего.

Здесь к месту вспомнить, что и его отец был человеком независимым и гордым. Еще когда Ахмет был тринадцатилетним подростком, жизнь преподнесла ему горький урок, разлучив с отправленным на каторгу отцом. Случилось это из-за того, что Байтурсын Шошак-улы, внук прославленного батыра Умбетея, не повиновался уездному начальнику полковнику Яковлеву и, столкнув с коня, и избил его.

Поиски справедливости и критика действий царской администрации не могли проходить бесследно. В 1909 году Байтурсынов, занимавшийся в то время учительством, был заключен на 8 месяцев без суда в Семипалатинскую тюрьму. С этого времени он и переходит к открытой борьбе с произволом, пишет стихи о свободе, призывая к борьбе гнетом.

Оставшись без близких, Бадриссафа Байтурсынова уехала в Александровку, но где бы она ни была, с нею даже боялись разговаривать. Ведь НКВД арестовал всех племянников Байтурсынова. А Нурзипа сегодня одна из редких людей, которая видела Ахмета своими глазами и много помнит о нем. Она рассказала , что Бадриссафа была дочкой лесника. В конце прошлого века А. Байтурсынов жил в доме у лесника, где полюбил Александру Ивановну. И они поженились. Брак их был по — мусульмански в Кустанае, и она изменила свое имя и фамилию, стала Бадриссафой Мухаметсадыковной Байтурсыновой. Они жили в Кустанае, он работал в русской-казахской школе учителем, но следующий год переехали в Омск, затем в Каркаралинск, где пробыли до 1907 года. Затем он был впервые заключен в тюрьму в Семипалатинске, после чего и начинается его плодотворный период оренбургской жизни.

А после переезда в 1986 году в Омск А. Байтурсынов близко сходится с Алекторовым, возглавлявшим в то время школьное дело северных областях эта дружба дала ему многое. Алекторов приобщил его к просвещенской деятельности Ильминского. Видя тяжелое положение своего народа и царившую неграмотность, Байтурсынов окончательно выбирает свой путь борьбы. И еще встреча с Алекторовым помогла ему осознать пробелы в образовании и заняться самоподготовкой.

В каркалинской период жизни он сперва преподавал в русско- казахской школе, затем, в городском училище. Таким образом, первую русскую революцию 1905 года он встретил в Каркалинске и с этого времени активно включился в политическую деятельность. Первой такой акцией стало его участие в составлении петиции, в которой декларировались требования прекратить экспроприацию земли у казахов, приостановить поток переселенцев, учредить народные земства; звучал также призыв к единению мусульманских народов в противовес политике насаждения православия. Петиция предусматривала и новую организацию системы просвещения, разрешение, на издание бесцензурной газеты, ведение делопроизводства в государственном аппарате и судебных органах на казахском языке. Эти мысли бросали семя в казахский народ и были поддержаны многими интеллигенции.

Именно с этого времени все его помыслы направлены на пробуждение сознания народа. А упомянутая петиция была написана 26 июня 1905 года на знаменитой Кояндинской ярмарке совместно с Жакыпом Акбаевым и Алиханом Букейхановым.

И в достижении тактики национального согласия велика заслуга просветителя и гуманиста Ахмета Байтурсынова.

С уничтожением таких личностей, как Ахмет Байтурсынов, Сакен Сейфуллин, Ильяс Джансугуров, Беймбет Майлин, серьезный урок понесли наука и литература Казахстана. А ведь вклад Байтурсынова в науку особенно в составлении оригинальных учебников и учебных пособий на родном языке, не оценим.

И можно только сожалеть, насколько полнее развивались бы казахская наука и литература, если бы не сталинские репрессии 30-х годов. Ими были подвергнуты М. Дулатов, Ж. Аймауытов и А. Байтурсынов якобы за участие в подпольной организации, руководимой М. Дулатовым.

Ахмет Байтурсынов

Государственный деятель, ученый, просветитель, поэт, публицист, реформатор национальной письменности, основоположник казахской лингвистики и литературоведения.

БАЙТУРСЫНОВ Ахмет (Ахмет Байтурсынулы) (28.01.1873, ныне а. Сарытубек Жангельдинского района Костанайской области — 08.12.1938, Алматы), государственный деятель, ученый, просветитель, поэт, публицист, реформатор национальной письменности, основоположник казахской лингвистики и литературоведения, один из руководителей национально-освободительного движения казахского народа в начале 20 века.

В 1895—1909 работал учителем в русско-казахских школах гг. Актобе и Костанай, заведовал городским училищем в Каркаралы.

Политическая деятельность Байтурсынова начинается с 1905. Он один из авторов Каркаралинской петиции, под которой подписались 14500 человек. В ней поднимались вопросы местного управления, суда; изменения системы народного образования; свободы совести и вероисповедания; выпуска газет, открытия типографий; принятия новых законов.

1 июля 1909 Байтурсынов арестован и посажен в Семипалатинскую тюрьму по обвинению в распространении идеи автономного самоуправления, разжигании нацинальной вражды между русскими и казахами. Царскими властями принимается решение о его выселении из Казахстана.

С 9 марта 1910 вплоть до конца 1917 Байтурсынов живет в Оренбурге. Вместе с А.Бокейхановым, М.Дулатовым Байтурсынов издавал первую общенациональную газету “Қазақ”, которая выступала против передачи русским крестьянам-переселенцам лучших земель, предостерегла от поспешного перехода кочевых аулов к оседлости, знакомила с методами ведения земледелия и животноводства, призывала к единению народа и активной политической борьбе, повышению грамотности и культурного уровня.

В январе 1916 Байтурсынов — участник заседания мусульманской фракции Госдумы. Свою точку зрения на отношение народа к Феврале и Октябре революциям Байтурсынов сформулировал так: “Насколько казахам была понятна Февральская революция, настолько Октябрьская оказалась ими непонятой. Первой казахи вняли дословно и восприняли с радостью, потому что она избавила их от эксплуатации и угнетения царских властей, в них укрепилась давняя мечта о самоуправлении”. Осторожное отношение казахов к Октябрской революции Байтурсынов объяснял отсутствием в обществе капиталистических отношений и соответствующих классовых слоев общества. Байтурсынов, Бокейханов и Дулатов — создатели партии “Алаш” и правительства Алашорды, “отцы” казахской национальной государственной идеи.

В марте 1919 Байтурсынов направлен в Москву для переговоров с Советским правительством. В июле того же года назначен заместителем председателя Совнаркома.

В 1920 Байтурсынов написал письма В.И. Ленину, где подверг резкой критике первые шаги Советской власти в Казахстане. В качестве члена Казревкома принял активное участие в установлении границ между Казахстаном и Россией.

В апреле 1920 Байтурсынов подал заявление о вступлении в РКП (б), но в 1921 вышел из партии из-за разногласий с большевиками. В 1920—1921 — нарком образования КазАССР. В 1922—1925 возглавлял научно-литературную комиссию Наркомпроса Казахстана. Наряду с государственной службой Байтурсынов занимался педагогической деятельностью: в 1921—1928 преподавал казахский язык и литературу, историю культуры в институтах народного просвещения.

2 июня 1929 в Алматы вместе с другими членами Алашорды Байтурсынов был арестован и переправлен в московскую Бутырскую тюрьму. 4 апреля 1930 ему предъявлено обвинение в контрреволюционной деятельности, подготовке вооруженного восстания в Казахской степи. Байтурсынова приговорили к расстрелу.

В феврале 1931 приговор был заменен на 10 лет лагерей, в ноябре 1932 — на трехлетнюю ссылку в Архангельск.

В 1934 Байтурсынов досрочно освобожден и возвратился в Алматы.

8 октября 1937 вновь подвергся аресту. Находясь в заключении, на вопрос следователей ответил: “Мой идеал — по возможности выше поднять благосостояние, культуру казахского народа, а так как это благое дело находится на стадии начинания, я преклоню голову перед той властью, которая удовлетворит мое желание”.

8 декабря 1938 Байтурсынов был расстрелян. Первая книга Байтурсынова “Қырық мысал” (“Сорок басен”) вышла в 1909. В ней автор бичует колонизаторскую политику России, произвол, насилие властей. Взяв за основу традиционные сюжеты басен Эзопа, Лафонтена, Крылова и Абая, создал ряд оригинальных произведений, в которых жанр басни обрел национальные черты. Гражданская идея-мечта Байтурсынова выражена в книге “Маса” (“Комар”, 1911) — приобщать народ к знаниям и трудолюбию, способствовать развитию искусства, повышению культуры. Поэт призывает избавиться от невежества, равнодушия и халатности. Продолжая и развивая просветительские и критические традиции Абая, Байтурсынов поднял казахскую литературу на новый уровень.

Статья “Главный казахский поэт” — одна из первых исследовательских работ Байтурсынова в области национального литературоведения. В ней рассматриваются историческая миссия Абая, самобытность и духовное богатство наследия поэта, раскрывается значение его произведений. Исследования и научные выводы Байтурсынова о художественном мастерстве Абая нашли свое отражение и развитие в казахском литературоведении.

“Әдебиет танытқыш” (1926) — первый фундамент научно-теоретического труда на казахском языке, в котором дано точное определение истории, теории и критики литературы, методологии, приведена в систему казахская литературоведческая наука. В национальном литературоведении Байтурсынов сформулировал новые понятия, термины, категории, например, такие как: искусство слова, произведение, устная литература, стихотворение-размышление, иносказание, эпитет, переосмысление, олицетворение, гипербола, метафора, метонимия, ирония и другие Байтурсынов изучал литературное наследие, устное народное творчество и издал отдельную книгу, куда вошли оригинальное художественное произведение — сказание “Ер Сайын” (1923) и сборник “23 жоқтау” (плачи, поминальные обрядовые песни) (1926). Байтурсынов — основоположник казахской профессиональной журналистики. Развивая идеи Абая о демократичном обустройстве общества, газета “Қазақ” пробуждала национальное самосознание, поднимала вопросы социального-политического характера, образования, просвещения и быта нас. Байтурсынов — автор и реформатор нового алфавита, который на основе арабские графики был адаптирован к казахскому язsre и стал значительным научно-культурным достижением в развитии казахской письменности.

“Оқу құралы” (“Учебное пособие”, 1912) — один из первых букварей, написанных на казахском языке; до 1925 несколько раз переиздавался. “Тiл — құрал” — первое учебное пособие по казахскому языку, в котором дано определение лингвистическим понятиям, а также исследована и систематизирована языковая структура. Состоит из следующих частей: Морфология (1914), Фонетика (1915), Синтаксис (1916). Байтурсынов сформулировал грамматическую терминологию: имя существительное, глагол, местоимение, междометие, наречие, подлежащее, сказуемое, обстоятельство, служебные слова, часть речи, предложение, сложное предложение, обращение и другие. Байтурсыновым также написано практическое руководство для учителей “Тiл жұмсар” и учебное пособие “Баяншы”.

В 1923 в Оренбурге и Ташкенте торжественно отмечалось 50-летие Байтурсынова Известные деятели С.Садвакасов, С.Сейфуллин, М.Ауэзов, М.Дулатов, Е.Омаров высоко оценили его вклад в развитие науки, культуры и просвещения. М.Ауэзов в статье “50-летний той Ахана” писал: “До недавнего времени он [Байтурсынов] был нашим поводырем. Свежи в памяти назидания, рожденные его пером образы. Провозглашенные им в эпоху царизма лозунги против колониального насилия, заложенные в умы высокие идеи, как детские впечатления, навсегда останутся в сердце”. В “Литературной энциклопедии” (М., 1929) Байтурсынов отмечен как “выдающийся казахский поэт, журналист и педагог. Реформатор орфографии казахского языка и основатель теории казахской литературы”. В книге М.П. Баталова и М.С. Сильченко “Очерки по казахскому фольклору и казахской литературе” (1933) подчеркивается социальная значимость деятельности Байтурсынова, его заслуга в пробуждении общественно-культурного сознания казахского народа. Тюрколог академик А.Н. Кононов в “Библиографическом справочнике отечественных тюркологов” (1974), проанализировав общественно-политическую и научную деятельность ученого, приводит полную библиографию трудов Байтурсынов В СССР имя Байтурсынова длительное время находилось под запретом, о нем высказывались односторонние критические суждения.

В 1988 Байтурсынов реабилитирован. В честь Байтурсынова названы улицы и школы Казахстана, Институт языкознания, университет в городе Костанай. В 1998 торжественно отмечалось 125-летие со дня рождения Байтурсынова; в городе Алматы прошла Республиканская научная конференция, открыты дом-музей и памятник Байтурсынову.

В 2017 году Казахстан празднует 145-летие казахского общественного и государственного деятеля, просветителя, учёного, поэта, переводчика, педагога, публициста, тюрколога Ахмета Байтурсынова.

Более полувека имя великого патриота было предано забвению.

А. Байтурсынов родился в Тосынской волости Тургайского уезда, в семье крестьянина. Получил первоначальное образование в родном ауле, затем учился в Тургайском русско-казахском училище (1886–1891), в Оренбургской учительской семинарии, основанной просветителем Ибраем Алтынсариным (1891–1895).

К этому периоду относятся его научные поиски в области казахского языкознания и методики преподавания родного языка. В последующие годы он приступает к разработке принципов реформы казахской письменности, разрабатывает научную терминологию для определения категорий казахской грамматики.


Газета просуществовала 5 лет — до осени 1918 года. За это время она стала главным национальным общественно-политическим и научно-литературным изданием.


В 1929 году во время творческой поездки в Кзыл-Орду А. Байтурсынов был арестован. Ему вменялось в вину, что в 1926 году на съезде тюркологов в Баку он встречался с зарубежными учеными, пытался наладить связь с Мустафой Шокаем.

В 1988 году Ахмет Байтурсынулы был реабилитирован.

В фондах Библиотеки Елбасы хранится три тома собрания произведений А.Байтурсынова, изданного в 2004 году. Первый том содержит стихотворения, басни и материалы литературно-научных исследований. Второй том собрания – это учебное пособие, предназначенное как для учащихся школ, студентов, учителей и преподавателей вузов, так и для широкой аудитории. Третий том представляет собой полное собрание материалов учебников и методических пособий.


Читайте также: