3 причины по которым недостаточно развивается игровая деятельность в доу

Обновлено: 05.07.2024

Период детства является одним из наиболее значимых периодов в становлении и развитии личности человека. В период дошкольного детства у человека закладываются навыки самообслуживания, общения, умения себя вести. Также появляются и развиваются высшие психические функции, навыки трудовой деятельности, самостоятельность.

На сегодняшний день потеря разновозрастной игры, отсутствие безопасности и частая гиперопека в семье привели к тому, что родители и воспитатели сталкиваются с большими проблемами и в рамках игровой деятельности. Дети не умеют играть, общаться, дети плохо развиты физически и обычные подвижные игры могут привести ребенка к конфликту и травме. С этим всем приходится и необходимо работать в детском саду.

В разных группах решается эта проблема совершенно различными путями, но всегда есть основная линия, базис, на который накладывается та или иная методика. В первую очередь, это укрепление физического здоровья. Комплексы для детей состоят из утренней гимнастики, гимнастики пробуждения, занятий физкультурой, прогулок, закаливании.

Следующим не менее важным аспектом является научение ребенка игре. Природная способность ребенка учиться в наблюдении и повторении действий дает возможность воспитателю преодолевать отсутствие игровой культуры у детей. Тот факт, что игра является исторической деятельностью, в которой ребенок имитирует взрослого и проигрывает волнующие его вопросы, также помогает в развитии игровой деятельности в группе.


Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.

Существует целый ряд теорий, которые рассматривают игру с двух точек зрения:

  • игра как деятельность, в которой ребёнок развивается целостно, гармонично, всесторонне;
  • игра как средство приобретения и проработки знаний.

В настоящее время общепризнанно, что игра является ведущей деятельностью ребёнка дошкольного возраста.

Развивающий характер игры заключается в том, что она выдвигает ряд требований к ребёнку:

1. 0бращённое к ребёнку со стороны сюжетно-ролевой игры, – это действие в воображаемом плане. Необходимость действовать в воображаемом плане ведёт к развитию у детей символической функции мышления, формированию плана представлений, построению воображаемой ситуации.

2. Умение ребёнка определённым образом ориентироваться в системе человеческих взаимоотношений. Основное содержание взаимоотношений, которое моделируется в игре, состоит в различных комбинациях соподчинения социальных ролей.

3. Формирование реальных взаимоотношений между играющими детьми. Кроме этого, имеются экспериментальные данные о развитии в игре произвольного управления поведением, начальных форм, преднамеренного запоминания, активности, организованности. Также в игре формируются знания о явлениях общественной жизни, о действиях и взаимоотношениях взрослых и т.д.

1. У детей мало впечатлений, эмоций, праздников, без которых невозможно развитие игры. Большинство впечатлений дети получают из телепередач, качество которых, увы, оставляет желать лучшего.

2. Игра – отображение жизни взрослых людей: играя ребёнок подражает им, моделирует разнообразные ситуации и отношения. Coвременные дети не знают, чем занимаются их родители.

3. Не играют взрослые. Игре невозможно научить иначе, чем, играя вместе с ребёнком.

Другая проблема – восстановить у взрослых, педагогов умение играть вместе с детьми и грамотно руководить детской игрой.

Существуют три основных метода руководства детской игрой:

1 метод разработан Д.В. Менжерицкой.

Основной путь воздействия на детскую игру и воспитание детей в игре – влияние на её содержание (т.е. выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей и т.п.) Педагог должен войти в игру, взяв на себя одну из ролей, в качестве партнера.

2 метод – метод формирования игры как деятельности принадлежит Н.Я. Михайленко и Н.А.Коротковой. Он основан на реализации трёх основных принципов.

1) Для того, чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с ними.

2) Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом возрастном этапе развёртывать игру особым образом, чтобы дети усваивали более сложные способы построения игры.

3) Начиная с раннего детства и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо одновременно ориентировать детей как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнёрам – взрослому или сверстнику.

3 метод комплексноrо руководства иrрой был предложен Е.В.Зворыгиной и С.Л. Новосёловой.

Этот метод применяется при наличии и взаимосвязи следующих педагогических условий:

  • активная деятельность детей, направленная на ознакомление с окружающим;
  • обучающие игры ( дидактические, театрализованные и др.);
  • своевременное изменение предметно – игровой среды, активирующее общение с детьми в процессе самой игры.

Все компоненты комплексного руководства формированием игры взаимосвязаны и одинаково важны при работе с детьми.

Краткий комментарий к статье от Марины Владимировны:

Полезного чтения…

Проблемы организации игровой деятельности в детском саду

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, лов­кость и т. д. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. ( Д.В. Менджерицкая)

Проанализировав данную ситуацию в нашем дошкольном учреждении, рассмотрев различные подходы к руко­водству игрой дошкольников, мы сделали необ­ходимые выводы:

Только тогда дошкольное детство станет являться периодом наиболее стремительного развития ребенка.

В нашей статье мы предлагаем единый подход к организации самодеятельных игр детей.

Для развития игровой деятельности необходимо выполне­ние нескольких условий:

создание предметно-развивающей среды;

наличие определенного времени в режиме дня;

Без выполнения этих условий невоз­можно развитие творческой самодеятельной игры детей.

Разработанная нами примерная циклограмма обогащения опыта детей и содержания сюжетно- ролевых игр, помогла планировать сюжетно-ролевые игры в развитии(Приложение № 1).

Для того чтобы втягивать детей в игру, педагогу следует научиться сво­бодно развертывать сюжет, отталки­ваясь от привлекающей малышей те­матики, а не от конспекта. Взрослый должен понимать, что его проект – не закон, а лишь замысел одного из уча­стников игры. От искусства педагога принять вовремя предложения детей в процессе игры, ввести новый персо­наж (и новую роль), развернуть пред­ложенное партнером-ребенком собы­тие зависит привлекательность совме­стной игровой деятельности и успеш­ность формирующих воздействий. Поэтому мы предлагаем следующую схему моделирования сюжетно-ролевой игры (Приложение № 2,3,4,5).

Чтобы учить детей играть, воспи­татель должен владеть игровой гра­мотой, культурой игры. В нашем дошкольном учреждении проводятся открытые показы игровой деятельности с детьми, смотры конкурсы игровых пособий, семинары- практикумы, а наши дети любят и умеют играть.

Нажмите, чтобы узнать подробности

К сожалению, сегодняшних детей очень тяжело привлечь к игровой деятельности. Дети теряют интерес к игровым действиям, не хотят вступать в игру. Предложенная консультация поможет воспитателям при организации игры с дошкольниками в детском саду

ВЫСТУПЛЕНИЕ

НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ДНЕ НА ТЕМУ:

«Проблема

организации игровой деятельности

Подготовила и выступила:

Старший воспитатель Носатова С.А.

Дата: 03.02.2021 г.

2020-2021 учебный год

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Неудивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей, причем не только педагогов и психологов, но и философов, социологов, этнографов, биологов.

Существует целый ряд теорий, которые рассматривают игру с двух точек зрения:

игра как деятельность, в которой ребенок развевается целостно, гармонично, всесторонне;

игра как средство приобретения и проработки знаний.

В настоящее время общепризнано, что игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. Психолог А.Н. Леонтьев считал ведущей деятельностью такую, которая оказывает в данный возрастной период особое воздействие на развитие ребенка. Для детей раннего возраста ведущей является предметная деятельность, для детей младшего и старшего дошкольного возраста ведущей деятельностью становится игра.

Развивающий характер игры заключается в том, что она выдвигает ряд требований к ребенку:

Первое требование, обращенное к ребенку со стороны сюжетно-ролевой игры, – это действие в воображаемом плане. Этот момент отмечается всеми исследователями игры, хотя и получает разные названия. Необходимость действовать в воображаемом плане ведет к развитию у детей символической функции мышления, формированию плана представлений, построению воображаемой ситуации.

Второе требование – умение ребенка определенным образом ориентироваться в системе человеческих взаимоотношений, так как игра направлена именно на их воспроизведение. Основное содержание взаимоотношений, которое моделируется в игре, состоит в различных комбинациях соподчинения социальных ролей. Именно это содержание представляет собой в первую очередь предмет освоения для ребенка.

В этом и состоит основное специфическое развивающее значение сюжетно-ролевой игры.

Игра важна для детей дошкольного возраста, вполне осознается тот факт, что развитие детей в дошкольном учреждении неэффективно вне игры.

У детей мало впечатлений, эмоций, праздников, без которых невозможно развитие игры. Большинство впечатлений дети получают из телевизионных передач, качество которых, увы, оставляет желать лучшего.

Игра – отображение жизни взрослых людей: играя, ребенок подражает им, моделирует разнообразные социокультурные ситуации и отношения.

Родители не могут внятно объяснить ребенку, чем они занимаются. Остаются только виды деятельности взрослых, непосредственно наблюдаемые в жизни. Но их очень мало. От детского непосредственного наблюдения ушли профессия продавца, почтальона, швеи. А между тем условия для этих игр создаются, во многих детских садах существуют искусственно созданные игровые зоны. Но атрибуты для этих игр пылятся на полках, не вызывая у детей особого интереса.

Не играют взрослые. Игре невозможно научить иначе, чем играя вместе с ребенком.

К играм современных детей существует неоднозначное отношение взрослых, которое проявляется в запрете педагогами некоторых игровых тем, игрушек, что делает игру ребенка более закрытой от взрослых, чем это было ранее.

Современные игрушки занимают особое место в детских играх. Не всегда понятная взрослому, часто бесполезная и неразвивающая игрушка – характерная примета нашего времени.

На настоящий момент педагогам необходимо акцентировать внимание на следующих принципах работы с детьми:

предоставить достаточно места для организации различных видов игр (игры, игрушки, пособия должны находятся в доступном для детей месте (на уровне роста детей);

создание условий для индивидуальных, групповых и коллективных игр;

обеспечение условий изолированности между элементами зоны;

моделирование игрового пространства;

обогащение жизненного опыта детей информацией и впечатлениями, которые могут быть реализованы в игре;

свободный выбор детьми любого вида игр;

использование многообразных форм организации обучения, включающих разные специфически детские виды деятельности;

обеспечение взаимосвязи организованной образовательной деятельности с повседневной жизнью детей, их самостоятельной игровой деятельностью;

использование цикличности в организации игровой деятельности дошкольников;

создание развивающей предметной среды, функционально моделирующей содержание детской игровой деятельности и инициирующей ее;

широкое использование игровых приемов, игрушек; создание эмоционально значимых для детей ситуаций;

обеспечение ребенку возможности ориентироваться на партнера-сверстника, взаимодействовать с ним и учиться у него (а не только у взрослого);

формирование детского сообщества, обеспечивающего каждому ребенку чувство комфортности и успешности.

А между тем, время на игру в дошкольных учреждениях есть – это заложено в нормативных документах. Другая проблема – восстановить у взрослых, у педагогов умение играть вместе с детьми и грамотно руководить детской игрой.

Игры займут видное место в организации жизни детей при правильной педагогической работе.

Читайте также: