На что должны обращать внимание семья и доу заботясь о здоровье и физической культуре дошкольника

Обновлено: 30.06.2024

В. А. Сухомлинский

Детство – это уникальный период в жизни человека: именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности, опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. В начале пути рядом с беззащитным малышом находятся самые главные люди в его жизни – родители.

Несмотря на усиление внимания государства и общества к проблеме сохранения здоровья, показатели здоровья детей продолжают снижаться. Перед педагогами стоит задача создания условий для обеспечения воспитания счастливых, физически, психически, психологически здоровых детей. Эта задача не может быть осуществлена без взаимодействия педагогов и родителей в интересах ребенка.

Целью является - заинтересовать родителей в целенаправленном формировании потребности воспитанников в здоровом образе жизни через вовлечение их в физкультурно-оздоровительный процесс.

Принимая во внимание актуальность данного вопроса, в моей группе я разработала систему работы с воспитанниками и их родителями по приобщению к здоровому образу жизни.

Поставила перед собой задачи:

1. Формирование у родителей здорового образа жизни, как ценности.

2. Знакомство родителей с различными формами работы по физическому воспитанию в дошкольном учреждении.

3. Информирование их о состоянии здоровья и физическом развитии, об уровне двигательной подготовленности их ребёнка.

Изучила и проанализировала нормативно – правовые документы и литературу по проблеме здоровьесбережению детей и организации взаимодействия с родителями воспитанников, создала банк документов и методической литературы, который постоянно пополняется.

1. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: методический аспект. – М. : ТЦ Сфера, 2005.

2. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей / Под ред. Сократова Н. В. – М. :2005.

3. Чупаха И. В., Пужаева Е. З., Соколова И. Ю. Здоровьесберегающее технологии в образовательно-воспитательном процессе. – М. :2006.

Одновременно с изучением нормативных документов и методическую литературу. Проводила деятельность по изучению семей воспитанников посредством анкетирования. Анкетирование как форма взаимодействия с родителями используется 1-2 раза в год. Оценивая полученные результаты, делаю вывод, в начале года проанализировав анкеты то 16 семей – 70% показали, что они заботятся о здоровье своего ребёнка, 5 семей 22 % оберегают своих детей от физических нагрузок, 2 семьи 9% у них часто болеют дети. (Приложение №1)

Целью данной работы было изучение индивидуальных особенностей каждой семьи, ее возможностей и потребностей, выявила уровень компетентности родителей по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей и положительного семейного опыта по здоровьесбережению, установление доверительных отношений, которые станут основой сотрудничества.

Провела мониторинг в начале года, который составил 10 детей высокий уровень, средний 12 детей, 1 ребёнок 4% (приложение №2)

Составила план работы с родителями по охраны детей и укреплению здоровья (приложение №3)

Проанализировав свою работу, провела мониторинг и получила такие результаты высокий уровень 15 детей - 65% средний уровень 8 детей -35% (приложение № 8)

Театрализованные игры для укрепления здоровья Целью здоровьесберегающих технологий. широко применяемых в ДОУ, является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование.

Развитие речи. Взаимодействие с семьёй. Часть 1 Овладение речью ребёнком – безусловно, один из важнейших моментов воспитания. И развивать речь нужно всесторонне: не только воспитатели.

Планирование по развитию речи. Взаимодействие с семьёй. Часть 2 Работа по взаимодействию с родителями воспитанников включает в себя следующие мероприятия: • индивидуальные встречи с родителями, • участие.

Взаимодействие с семьёй по вопросам физического воспитания и укрепления здоровья детей. МБДОУ Детский сад комбинированного вида №2 "Солнышко. " Взаимодействие с семьёй по вопросам физического воспитания и укрепления здоровья.

Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам здоровья детей (фотоотчет)

Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам здоровья детей (фотоотчет) На сегодняшний день проблема взаимодействия ДОУ и семьи по вопросам здоровья детей — одна из самых актуальных. Правильно воспитывать здорового.

Цель анкеты - проанализировать работу детского сада по укреплению здоровья детей и снижению их заболеваемости. Просим Вас искренне ответить на предложенные вопросы (подчеркнуть выбранный Вами ответ).

1. Часто ли, на Ваш взгляд, болеет Ваш ребенок?

2. Причины болезни:

• недостаточное физическое развитие, воспитание ребенка в детском саду;

• недостаточное физическое воспитание в семье;

3. Знаете ли Вы физические показатели, по которым можете следить за правильным развитием ребенка?

Да частично нет

4. На что, на Ваш взгляд, должны обращать особое внимание семья и детский сад, заботясь о здоровье и физическом развитии ребенка?

• рациональное, калорийное питание;

• достаточное пребывание на свежем воздухе;

• здоровая, гигиеническая среда;

• благоприятная психологическая атмосфера;

• наличие спортивных и детских площадок;

5. Какие закаливающие процедуры, на Ваш взгляд, наиболее приемлемы для ребенка?

• Облегченная форма одежды для прогулок;

• облегченная одежда в группе (носки, короткий рукав);

• обливание ног водой контрастной температуры;

• систематическое проветривание группы;

• прогулка в любую погоду;

• полоскание горла водой комнатной температуры и ниже;

• умывание лица, шеи, рук до локтя водой комнатной температуры.

6. Знаете ли Вы, как укреплять здоровье ребенка?

Да частично нет

7. Нужна ли Вам помощь в этом детского сада?

Да частично нет

РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ) ВОСПИТАННИКОВ НА ТЕМУ

На первый вопрос 58% родителей ответили, что ребёнок болеет не часто, 42% – часто.

Причинами заболевания родители считают: 69% – недостаточное физическое воспитание в семье, 29% – предрасположенностью и наследственность, 2% – недостаточное физическое развитие в детском саду.

Физические показатели развития ребёнка родители знают: 72%– частично,

На четвёртый вопрос мнения родителей разделились, большинство родителей считают, что нужно обращать внимание на все компоненты заботы о здоровье и физическом развитии (особо на соблюдения режима, благоприятность психологической атмосферы, физкультурные занятия,

закаливающие процедуры, пребывание на свежем воздухе).

Наиболее приемлемые закаливающие процедуры в детском саду: облегчённая форма одежда для прогулок и в группе, систематическое проветривание групп, умывание лица, шеи, рук до локтя прохладной водой.

На вопрос как укреплять здоровье ребёнка 46% ответили утвердительно, 54% – частично.

В помощи детского сада по укреплению здоровья детей нуждаются – 25%, частично – 51%, 24% - не нуждаются.

Выводы: таким образом, мы видим что, большинство родителей внимательно относятся к вопросам здоровья своих детей, следят за состоянием работы детского сада по этому направлению.







2. На что, на Ваш взгляд, должны семья и детский сад обращать особое внимание , заботясь о здоровье и физической культуре ребёнка?

а) соблюдение режима

б) полноценный сон

в) достаточное пребывание на свежем воздухе

г) здоровая гигиеническая среда

д) благоприятная психологическая атмосфера

е) физические занятия

ж) закаливающие мероприятия.

3. Какие закаливающие процедуры наиболее приемлемы для Вашего ребёнка?

а) облегчённая форма одежды на прогулке

б) обливание ног водой контрастной температуры

г) хождение босиком

д) прогулка в любую погоду

4. Знаете ли Вы, как укреплять здоровье ребёнка ?

5. Ваш ребенок занимается физкультурой и спортом?

г) не занимается

6. Считаете ли Вы питание своего ребенка вне детского сада рациональным?

г) затрудняюсь ответить

7. Какой отдых Вы предпочитаете для ребенка?

8. Как Ваши дети проводят досуг?

б) гуляют во дворе

в) смотрят телевизор

9. Откуда Вы получаете знания о здоровом образе жизни ?

а) из специальных книг

б) из средств информации

в) из беседы с ___

г) в детском саду

10. Как вы прививаете здоровый образ жизни своим детям ?

а) с помощью бесед

11. Нужна ли Вам помощь детского сада?

Предварительный просмотр:

Что такое закаливание?

Закаливание – это целый спектр мероприятий, которые включают в себя воздушные и солнечные ванны, ножные ванны, обтирание, купание в открытых водоемах, контрастные процедуры, и даже хождение босиком.

Закаливание оказывает оздоровляющее действие на организм, повышает тонус нервной системы, улучшает кровообращение, нормализует обмен веществ, увеличивает жизненную емкость легких, мышечную силу, нормализует артериальное давление и другое.

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Конспект родительского собрания

Родительское собрание по теме:

Цель: познакомить родителей воспитанников с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних условиях и условиях детского сада.

- Охранять и укреплять здоровье детей, совершенствовать их физическое развитие, повышать свойства организма, улучшать физическую активность.

- Воспитывать в детях, родителях потребность в здоровом безопасном образе жизни как показателе общечеловеческой культуры.

- Способствовать усвоению правил соблюдения гигиенических норм и культуры быта, связывая воедино элементы анатомических, физиологических и гигиенических знаний.

- Помочь родителям организовать с детьми дошкольного возраста оздоровительную работу, направленную на формирование у них мотивации к здоровому образу жизни, поведенческих навыков здорового образа жизни.

- домашнее задание (рисунки о здоровом образе жизни);

Воспитатель: - Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по стране ЗОЖ. Как вы думаете, что подразумевается под словом ЗОЖ? ( ответы родителей).

Здоровый образ жизни – это укрепление здоровья детей и формирование их образа жизни. Задача укрепления здоровья детей – необходимое условие их всестороннего развития и обеспечения нормальной жизнедеятельности растущего организма. Чтобы сохранить и улучшить здоровье ребенка в один из самых ответственных периодов его жизни, должна вестись планомерная целенаправленная деятельность как в ДОУ, так и в семье.

Одна из задач формирования ЗОЖ в детском саду – воспитание в детях привычек, сохраняющих и укрепляющих здоровье с детства: соблюдение режима дня, гигиенические процедуры, правильное питание, закаливание, потребность в движении.

Следующая остановка - надо, надо умываться.

Воспитатель: - Как привить ребенку потребность совершать простые гигиенические процедуры? В этом помогают привлекательные для малышей вещи и игры. Купите не простое, а необычное фигурное мыло.

А вот какая игра поможет вам дома. Давайте поупражняемся вместе.

Ах, вода, вода, вода,

Будем чистыми всегда

Брызги вправо, брызги влево,

Чистым станет наше тело,

Вытрем руки чисто, чисто,

Эти короткие стихи не займут много времени и доставят удовольствие малышу при умывании.

Воспитатель: - Очень часто взрослые, пытаясь помочь ребенку, не задумываются о том, что формируют у него неправильное отношение к здоровью.

- Есть каждый день в одно и то же время;

- Есть продукты, полезные для здоровья;

- Каждый кусочек пищи тщательно пережевывать;

- Сладости есть только после обеда.

Чтобы быстрым, крепким быть!

Нужно спорт нам полюбить.

Что б здоровым оставаться,

Водой нужно закаляться

- Закаляйте своих детей. (Воспитатель раздает буклеты по закаливанию)

Воспитатель: - Дорогие родители, часто скука и неумение занять себя чем-то полезным является причиной нездоровья. Сформируйте у детей привычку менять разные виды деятельности - ведь, отдых-это не лежание на диване. Отдых дает новые силы. Отдыхать нужно на свежем воздухе и в движении. Тот, кто всегда ходит пешком, играет в подвижные игры, не любит засиживаться перед телевизором, тот всегда весел и здоров. А в конце здорового дня необходим сон для отдыха, чтобы накопить силы.

Родители встают в круг, водящий (воспитатель) показывает движения, родители за ним повторяют, но если водящий хлопнул, то родителям хлопать нельзя.

Воспитатель: - Детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и развивается личность. Из детства ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь. Только общими усилиями педагогов и семьи можно вырастить физически здоровых и крепких детей.

Ну, вот наше путешествие и подошло к концу. Я надеюсь, что наше путешествие было для вас плодотворным. И попрошу вас заполнить вот такие анкеты.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Современная жизнь выдвигает повышенные требования к здоровью детей, которое является данной от природы и абсолютной ценностью трех уровней :биологического, социального и психологического. Здоровье, и .


Конспект НОД по формированию у детей здорового образа жизни "Пейте, дети, молоко- будете здоровы"

основная цель занятия - формирование у детей понятия "здоровое питание".

В "опыте работы" раскрыта актуальность возрождения семейного физического воспитания через совместную работу детского сада и семьи. Раскрыты направления этой работы, а именно:- работа с педагогам.


Роль семьи и общества в формировании представлений о здоровом образе жизни у ребёнка

Роль семьи и общества в формировании представлений о здоровом образе жизни у ребёнка.


Консультация для родителей "Роль семьи и общества в формировании представлений о здоровом образе жизни у ребёнка"

В консультации представлены примеры из жизни людей о том, как семья влияет на формирование представления у детей о здоровм образе жизни.


Здоровье человека включает несколько аспектов:Медицинская оценка здоровьяАдаптация индивида к социальному окружениюСамооценка здоровья для получения данных о физическом здоровье.Восприятие личностью а.



На сегодняшний день проблема здоровья детей — одна из самых актуальных. Здоровье — это совокупность физического, психического, нравственного и духовного состояний человека. Ребёнок уже рождается с определёнными физическими и генетически заложенными психическими особенностями, две же других категории здоровья ему необходимо развивать. На нас, педагогов, возложена эта ответственная миссия. Мы несём ответственность за здоровье наших воспитанников в полном смысле этого слова, и в наших силах изменить ситуацию в лучшую сторону. Проблему здоровья детей необходимо решать в тесном взаимодействии с родителями, искать новые подходы и методы. Педагоги дошкольных учреждений находятся в более выгодном положении — они ежедневно общаются с родителями, могут вести просветительскую работу в этом направлении и оказывать грамотную поддержку.

Существует достаточное количество различных факторов, способствующих сохранению и укреплению здоровья детей:

1) правильное и сбалансированное питание;

3) прогулки на свежем воздухе;

4) закаливание организма;

5) достаточная двигательная активность;

6) соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил;

7) психологическая комфортность пребывания детей в ДОУ;

Таким образом, основной целью работы дошкольного учреждения в этом направлении является: способствовать укреплению физического здоровья детей, снижению заболеваемости детей не только простудными заболеваниями, но и болезнями опорно-двигательного аппарата, различными психическими расстройствами, формированию потребности в здоровом образе жизни у детей и взрослых (родителей).

Задачи:

  1. Разработать план деятельности участников образовательного процесса, направленный на сохранение и укрепление здоровья.
  2. Создать условия для сохранения, укрепления физического и психического здоровья воспитанников.
  3. Использовать в работе современные технологии обучения здоровому образу жизни, развивать здоровьесберегающие умения и навыки, вырабатывать у детей желание думать и заботиться о своём здоровье.
  4. Создать условия и организовать предметно-пространственную среду для обеспечения двигательной активности воспитанников.
  5. Способствовать полноценному нравственному и духовному развитию личности ребёнка.
  6. Наладить контакт с семьями воспитанников через вовлечение родителей в совместную деятельность, кроме этого, регулярно оказывать консультативную помощь по вопросам физического воспитания и оздоровления детей.

Совместная деятельность педагогов ДОУ и родителей по сохранению и укреплению здоровья ребенка, формированию здорового образа жизни, основ гигиенической и физической культуры имеет не только педагогическое, но и глубокое социальное значение. Ведь здоровье детей — будущее страны, основа ее национальной безопасности.

Для вовлечения родителей в работу по сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей следует двигаться в двух направлениях:

  1. Повышение педагогической культуры родителей и уровня их осведомлённости в вопросах сохранения и укрепления здоровья.
  2. Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.

Направления и формы взаимодействия:

– индивидуальные беседы (администрация, педагоги, специалисты);

– наблюдения за общением ребёнка с членами своей семьи и наоборот;

– изучение особенностей семейного воспитания, традиций семьи;

– выявление факторов семейного неблагополучия, проблем в воспитании;

– проведение мониторинга по результатам исследования.

  1. Педагогическая поддержка и совместная деятельность:

– мероприятия, способствующие укреплению и сохранению здоровья детей;

– совместная деятельность детей и родителей в этом направлении;

– организация спортивных соревнований и праздников;

– тематические родительские собрания;

– дни открытых дверей;

– совместная проектная деятельность

– помощь в создании родительских спортивных клубов;

– подбор литературы по ЗОЖ.

– семинары по вопросам здоровьесбережения детей;

– рекламные буклеты, памятки;

– выставки детских работ;

Даже те родители, которые ведут не совсем здоровый образ жизни, желают своим детям расти здоровыми и жизнерадостными, поэтому они охотно согласятся принять участие в изготовлении своими руками физкультурно-игрового оборудования (массажных дорожек, мешочков с песком или крупой), оформлении прогулочных участков или покупки для группы специального оборудования.

Как было сказано выше, физическое здоровье детей — это только одна из составляющих. Не меньшее внимание необходимо уделять психологической комфортности пребывания детей в детском саду. Большое значение здесь имеет личность воспитателя, его отношение к себе, к детям, к своей деятельности. Поэтому педагогам не остаётся ничего другого, как работать над собой, повышать свой профессиональный уровень, так как работа с детьми не терпит попустительского отношения, образ педагога навсегда останется в памяти детей и сможет послужить образцом в его дальнейшей жизни. Он закладывает воспитанникам основы правильного поведения, пути достойного выхода из любой жизненной ситуации, уроки нравственности.

Каждый ребёнок во время пребывания в детском учреждении должен ощущать заботу, внимание, поддержку со стороны взрослого, сколько бы детей не посещало группу, наладить психологическим контакт с каждым — это обязательное и первостепенное условие успешной работы. Доверие и уважение родителей к педагогу заметно повышается, если ребёнок любит своего наставника, с удовольствием идёт в детский сад. В данной ситуации найти подход к родителям гораздо проще и легче. Они уже с большим интересом будут обращать внимание на предлагаемый им наглядный материал, с удовольствием посещать родительские собрания, принимать участие в совместных мероприятиях. Следует добавить, что тексты наглядных форм агитации должны быть привлекательными, доступными и содержать действительно интересный материал, способный побудить мам и пап к действию.

Опыт показывает, что, благодаря инициативе и систематичной работе воспитателей по сохранению и укреплению здоровья дошкольников, интерес родителей к данной теме заметно возрастает, они становятся активными участниками воспитательно-образовательного процесса.

Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, вовлечение родителей, детский сад, дошкольное учреждение, родитель, оздоровление детей, проблема здоровья детей, психологическая комфортность пребывания детей, совместная деятельность, физическое здоровье детей.

Читайте также: