Интерес к процессу обучения в чем проявляется начальная школа

Обновлено: 02.07.2024

Развитие познавательного интереса является необходимым и ключевым средством в обучении учащихся начальной школы. Без развития познавательного интереса у учащихся достижение цели обучения не только трудно в достижении, но и практически невозможно. В статье рассмотрены уровни познавательного интереса у детей младшего школьного возраста и ведущие компоненты учебно-познавательной деятельности учащихся младшего школьного возраста, приводящие к развитию у них познавательной активности. При организации работы по развитию познавательной активности младших школьников мы использовали различные формы и методы работы: активные и интерактивные методы и приемы, дидактические игры, творческо-поисковые упражнения, проблемные задания. Полученные на контрольном этапе результаты, указывающие на повышение в целом уровня сформированности познавательной активности учащихся по сравнению с результатами констатирующего этапа, свидетельствуют о продуктивности предложенных нами методических подходов в обозначенном направлении. Познавательный интерес в процессе развития детей младшего школьного возраста выполняет различные функции: он выступает как средство активного и увлекающего ребенка обучения, как весомый мотив к интеллектуальному и длительному по времени протекания познавательной деятельности, как предпосылка успешного формирования готовности личности к дальнейшему обучению.


1. Капустина Н.Г. Познавательные интересы младших школьников //Начальная школа плюс До и После. – 2005. – № 02. – С. 3-7.

3. Талызина Н.Ф. Психология детей младшего школьного возраста: формирование познавательной деятельности младших школьников: учебное пособие для академического бакалавриата /Н.Ф. Талызина. - 2-е изд., пер. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 172 с.

4. Тимошкина Н.В., Захарова А.А. Развитие основных мыслительных операций у учащихся в процессе изучения окружающего мира /Теоретико-методологические и практические проблемы развития психологии и педагогики. – 2017. – С. 149-151.

5. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г.И. Щукина. – Москва : Педагогика, 1988. – 208 с.

Возрастные психологические особенности учеников начальной школы, их естественное любопытство, чувствительность, особое отношение к овладению новым, готовность воспринимать все, что дает учитель, создают благоприятные условия для формирования познавательного интереса.

Формирование познавательного интереса – это усовершенствование приемов и методов, которые обеспечивают активную, самостоятельную теоретическую и практическую деятельность учеников на всех ступенях образовательного процесса. Действенность какого-либо метода определяется успешностью приобретения учащимися знаний, умений и навыков, а также формированием их познавательных способностей. Для формирования познавательного интереса учащихся целесообразно использовать разнообразные способы организации процесса обучения и воспитания.

Прежде всего, это нестандартные формы организации урока. Основными переживаниями младшего школьника на уроках должны быть радость и интерес.

Познавательный интерес определяют как необходимое и ключевое средство в обучении учащихся начальной школы. Без развития познавательного интереса у учащихся достижение цели обучения не только трудно в достижении, но и практически невозможно.

Активное развитие интернет-технологий, медиа, игровой индустрии в значительной степени влияют на уровень развития познавательного интереса у младших школьников. Проблема развития и формирования познавательного интереса учащихся является одной из актуальных проблем современной педагогики. Познавательный интерес, теоретический интерес, познавательная активность являются достаточно сложными понятиями. В науке на сегодняшний день существует несколько подходов к их определению, что позволяет рассмотреть данные процессы с различных точек зрения. Интерес, как и познавательный интерес – не являются отдельными психическими процессами (в отличие от памяти, внимания или мышления), а сочетают в себе интеллектуальные, волевые и эмоциональные процессы.

Большой вклад в развитие исследуемой тематики внесли отечественные учёные (В.Б. Бондаревский, Ш.И. Ганелин, Э.А. Красновский, Г.И. Щукина и др.), которые обосновали влияние познавательного интереса на развитие самой личности, на познавательную активность и на результаты учебной деятельности, а также рассмотрели познавательный интерес как устойчивую черту личности школьника [5].

Познавательный интерес детей 7- 9 лет отличается непрочностью и слабой дифференцированностью. В данный период достаточно редко встречается глубокий интерес к изучению какого-либо учебного предмета. К особенностям интересов младших школьников исследователи относят: подражательность (случайность возникновения); непостоянство, кратковременность; поверхностность (интересны только внешние факты, особенно яркие, необычайные, углубляться в суть – непривлекательно); близость к собственному жизненному опыту; разбросанность (ученик интересуется многими совершенно разными областями знаний, без всякой их связи); направленность на ближайший результат [1].

Нами были рассмотрены уровни познавательного интереса у детей младшего школьного возраста. Так, элементарным уровнем считают непосредственный интерес к занимательным явлениям, к новым фактам получаемой ребѐнком в ходе обучения информации. Такой интерес ярко выражен и характеризуется открытостью. Дети часто задают неожиданные вопросы. У них просыпается любопытство.

Средний уровень познавательного интереса у младших школьников определяет интерес к познанию явлений, которые составляют более глубокую внутреннюю суть и нередко невидимую. Такой уровень требует догадки, поиска, активного оперирования приобретѐнными способами действий, умениями и навыками, определенного запаса знаний.

Высокий уровень познавательного интереса представляет интерес учащихся младшего школьного возраста к установлению общих принципов, действующих в различных условиях явлений, к выявлению тех или иных закономерностей, к установлению причинно-следственных связей. Обозначенный уровень непосредственно взаимосвязан с элементами исследовательской творческой деятельности, сопровождается одновременным совершенствованием усвоенных способов действия и приобретенных [2].

Таким образом, познавательный интерес в процессе развития детей младшего школьного возраста выполняет различные функции: он выступает как средство активного и увлекающего ребенка обучения, как весомый мотив к интеллектуальному и длительному по времени протекания познавательной деятельности, как предпосылка успешного формирования готовности личности к дальнейшему обучению.

Развитие познавательного интереса происходит поэтапно: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес. Развитие познавательного интереса может происходить по двум направлениям: через содержание учебных предметов и через определённую организацию самой познавательной деятельности.

Среди наиболее распространённых методов и приёмов развития познавательного интереса выделяют следующие: создание ситуаций успеха, проектный метод, использование ИКТ, игровой метод, метод создания эмоционально-нравственной ситуации и др. Обобщая методы, изучаемые различными учёными-практиками, стоит отметить, что для развития познавательного интереса необходимо организовать следующие условия: самостоятельное выполнение задачи ребёнком, организация поиска решения задачи, проходящего через преодолимые трудности и приводящего к положительному результату; поощрение учителем промежуточных действий и создание ситуаций успеха.

Мы рассмотрели ведущие компоненты учебно-познавательной деятельности учащихся младшего школьного возраста, приводящие к развитию у них познавательной активности.

Первым компонентом являются мотивы учебно-познавательной деятельности. Они подразделяются на:

- познавательные мотивы выражают прямое отношение к познанию;

Вторым компонентом учебно-познавательной деятельности младших школьников в обозначенном направлении является учебная задача. В младшем школьном возрасте постановка учебной задачи имеет ярко выраженный учебно-познавательный характер, при этом используются задачи, как на усвоение знаний, так и задачи творческого, проблемного характера.

Четвертым компонентом как одним из ведущих учебно-познавательной деятельности младших школьников является действие оценки и самооценки степени усвоения. Учащихся интересует не только процесс выполнения работы, но и результат. Сначала ребенка удовлетворяет факт получения результата, потом результат начинает сравниваться с требованиями [3].

В ходе изучения и анализа теоретического и методического материала, а также проведения экспериментальной работы в обозначенном направлении, мы пришли к заключению, что внедрение новых образовательных технологий, соответствующее обновление форм и методов работы на уроках окружающего мира является актуально и значимо на современном этапе образования. Педагогическая наука и образовательная практика доказали, что они являются важным фактором продуктивного изучения окружающего мира, лучшего восприятия естественнонаучного материала и создают предпосылки для повышения мотивации к его изучению. В школах должен осуществляться постоянный поиск, цель которого – найти новые формы и приемы, позволяющие объединить в цельный процесс работу по обучению, развитию и воспитанию учащихся на всех этапах изучения окружающего мира.

Выбор методов, средств, технологий обучения окружающему миру в начальной школе должен опираться на требования к качеству современного образования, направленного на освоение предметных знаний; умение применять эти знания на практике (в контексте учебной дисциплины и в реальной жизненной ситуации); овладение междисциплинарными и коммуникативными умениями; овладение умениями работать с информацией, представленной в различном виде; сотрудничать и работать в группах, учиться и самосовершенствоваться, решать проблемы и др.; овладение информационными технологиями и их использование при решении различных задач.

Познавательная активность – сложное образование личности, которое формируется под воздействием самых различных факторов – субъективных (мотивация, любознательность, воля, усидчивость, прилежание и т.д.) и объективных (условия окружения, личность учителя, способы и приемы преподавания). Активизация познавательной деятельности предполагает некую стимуляцию, увеличение процесса познания.

Все предметы в начальной школе по своему сложны и задача учителя развивать на уроке, во время внеклассной работы смекалку, сообразительность, познавательный интерес, любовь к предмету. Учебные занятия с использованием методик развития познавательного интереса и применения современных компьютерных технологий по сравнению с традиционной формой обучения имеет ряд преимуществ:

- повышается учебная мотивация, достигаются высокие результаты;

- ученики с интересом и творческой активностью относятся к учебным предметам;

- у школьников формируется активная позиция по отношению к себе и своему образованию [4].

Младший школьный возраст является периодом впитывания, накопления знаний об окружающем мире и отношении к нему человека. Особенность здоровой психики ребенка – познавательная активность. Любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины мира. Именно в младшем школьном возрасте происходит становление познавательных интересов. Важно не упустить возможность развить познавательный интерес.

Психологами установлено, что свойства психики человека, основа интеллекта и всей духовной сферы возникает и формируются главным образом в дошкольном и младшем школьном возрасте. Далее темпы умственного развития учащихся замедляются, а интерес к учебе падает вследствие недостаточного внимания к развивающей стороне обучения.

Необходимость готовить к творчеству каждого растущего человека не нуждается в доказательствах. Современный мир характеризуется быстрыми, сравнительно резкими изменениями в общественной жизни. Одной из ключевых ценностей становится творческое, нешаблонное поведение, характеризующееся оригинальным решением поставленных задач, быстрой адаптацией к условиям постоянно изменяющегося мира и появлению новых технологий, орудий труда.

Предложенные и апробированные в ходе экспериментальной работы формы, методы и приемы работы с учащимися базировались на том, что учебная деятельность идет более успешно, если у учеников сформировано положительное отношение к учению, есть познавательный интерес и потребность в познавательной деятельности.

При организации работы по развитию познавательной активности младших школьников мы использовали различные формы и методы работы: активные и интерактивные методы и приемы, дидактические игры, творческо-поисковые упражнения, проблемные задания. Полученные на контрольном этапе результаты, указывающие на повышение в целом уровня сформированности познавательной активности учащихся по сравнению с результатами констатирующего этапа, свидетельствуют о продуктивности предложенных нами методических подходов в обозначенном направлении.

В педагогическом процессе следует применять такие методические приемы, которые бы активизировали как произвольное, так и непроизвольное внимание и способствовали лучшему запечатлению и усвоению школьных знаний.

Это могут быть способы, направленные на:

- образование связей между материалом, не имеющим значения для ребенка, с теми сведениями или событиями, которые для него по тем или иным причинам значимы и имеют относительно устойчивый интерес;

- усвоение нового на основе известного, т.е. накопленного в памяти ребенка;

- использование приемов сравнения различных объектов, подчеркивание нового по отношению к известному ранее, сопоставление разных объектов друг с другом, с выделением общего и отличительного между ними;

- выбор наиболее оптимального режима учебной работы, дробление материала на части так, чтобы каждый отрезок учебного задания ребенок мог сделать за время, не превышающее его резервных возможностей;

- смену видов учебной деятельности на уроке для повышения устойчивости внимания младших школьников, но такая смена не должна быть частой, т.к. из-за недостаточности переключаемости внимания ребенку трудно включаться в новый вид работы;

- способы формирования самоконтроля и предварительное формирование интереса к предлагаемому заданию (проблемное обучение в дидактики) и др.
Выбор адекватных педагогических приемов для коррекции недостатков произвольного внимания младших школьников требует от учителя знания индивидуально-психологических особенностей ребенка и учета этих особенностей в педагогическом процессе [4].

Интерес к обучению – это один из базовых критериев успеха ребенка в процессе обучения. На сегодняшний день проблема формирования интереса к обучению у детей младшего школьного возраста является одной из самых актуальных.

Психологические особенности младшего школьного возраста

Особенности произвольной памяти младших школьников.

У детей младшего школьного возраста произвольная память характерна тем, что в процессе запоминания они запоминают текст механически (например, стихотворение). Это связано с тем, что ученики младших классов еще не умеют правильно заучивать тест, путем выделения мнемической задачи. В начальной школе педагоги ведут активную работу по обучению детей правильному механизму запоминания и соответственно развитию произвольной памяти.

Мышление детей младшего школьного возраста.

В младшем школьном возрасте мышление ребенка отличается большей произвольностью и управляемостью, чем в дошкольном возрасте. Ему легче, чем дошкольнику сосредоточится на решении поставленной задачи. Работа по развитию осознанного мышления продолжается на протяжении всего обучения в начальной школе.

Своеобразие наглядно-образного мышления.

Младший школьник способен размышлять над поставленной задачей, способен выделить цель и мысленно выстроить алгоритм ее достижения.

Таким образом, психические особенности детей младшего школьного возраста заключаются в том, что такие познавательные процессы как мышление и память становятся произвольными и управляемыми самим ребенком. Однако на протяжении всей начальной школы педагоги ведут работу по их развитию и совершенствованию.

Особенности мотивации к учебной деятельности у младших школьников

Готовые работы на аналогичную тему

Родители так же должны поддерживать интерес к обучению, формировать мотивацию. Ребенку еще с подготовительной группы необходимо рассказывать о значимости получения образования, о том, как интересно учиться, по возможности вспоминать в позитивной манере свои учебные годы.

Если у ребенка в первые дни обучения возникают трудности, что-то не получается, необходимо поддержать его, ни в коем случае нельзя критиковать и сравнивать с другими детьми.

Таким образом, особенность мотивации к обучению у детей младшего школьного возраста заключается в том, что мотивы формируются под влиянием взрослых (воспитателя, родителей, учителя).

Механизмы формирования интереса к обучению младших школьников.

Формирование интереса к обучению необходимо развивать на протяжении всего процесса обучения ребенка . Методы формирования интереса к обучению младших школьников:

    Содержания учебного материала в мотивации учения. Содержание каждого урока должно быть интересно и познавательно для ребенка. Необходимо создать не сиюминутный интерес со стороны ребенка путем визуального привлечения его внимания (яркая презентация, красочные плакаты и иллюстрации и т.д.), а путем создания проблемы, для решения которой ребенку необходимы будут научно-теоретические познания в области окружающего мира. То есть необходимо создать интерес не на один урок, а с перспективой на дальнейшее обучение.

Организация учебной деятельности как один из путей формирования мотивации. Для правильной мотивации к учебной деятельности необходимо организовать ее следующим образом:

  • Мотивационный этап. На данном этапе ученики должны осознать для чего им необходимо изучение учебного материала. Для этого учителю нужно преподнести тему урока таким образом, чтобы она вызвала у детей интерес, выделить проблему и подвести к тому, что ее решение возможно только в процессе усвоения нового материала.
  • Операционально-познавательный этап. На этом этапе учитель переходит к объяснению новой темы, при этом необходимо периодически возвращаться к теме урока и поставленной задачи. Это нужно для того, чтобы поддерживать интерес к новому учебному материалу и его усвоению детьми.
  • Рефлексивно-оценочный. Самоконтроль – усвоение детьми нового учебного материала. Самооценка – оценивание полученных знаний и рассмотрение перспективы возможностей по дальнейшему изучению темы.

Влияние коллективных форм учебной деятельности на мотивацию учения. Использование групповых и коллективных форм учебной деятельности положительно сказываются на формировании интереса к обучению, потому как все ученики включены в учебную деятельность. Как известно, ни что так не формирует интерес к деятельности как активное участие в ней.

Таким образом, для становления интереса необходимо использовать не один метод, а все в определенной системе, в комплексе, так как не один из них, сам по себе, не может играть решающей роли в становлении учебной мотивации учащихся младших классов.

Гунча Бердиева, Эгамберген Сабуров

Студенты факультета информатики, математики и физики
Шадринский государственный педагогический университет

Формирование интереса к учению у современных школьников

Начиная со школьных лет, следует прививать у ребенка стремление к систематическому повышению уровня имеющихся знаний. Лучше всего это осуществлять посредством самообразования, то есть познание учащегося идет самостоятельно, и внутренне он осознает важность более углубленного изучения материала. Именно поэтому одной из наиболее актуальных проблем современного образования – формирование интереса у обучающихся. Именно, такая проблема, как целенаправленное формирование интереса к обучению у современных школьников должна быть хорошо изучена педагогами, поскольку именно интерес является обязательным условием учебной деятельности.

Интерес - это активное отношение человека к окружающему его миру. Он является сложным и важным для человека критерием, характеризуется большим количеством закономерностей в своих психологических определениях и рассматривается как:

- избирательная направленность внимания человека;
- выражение его умственной и эмоциональной активности;
- активатор различных чувств;
- активное эмоционально-познавательное отношение человека к миру;
- специфическое отношение личности к объекту, обусловленное осмыслением его жизненного значения и эмоциональной привлекательностью.

Основу любого обучения составляет познавательный интерес. Он понимается, как выборочный интерес к чему-то более конкретному, в последующем, его более глубокое изучение.

При системном развитии и укреплении, познавательный интерес выступает уже как основа положительного отношения к обучению и имеет поисковый характер. Когда у ребенка сформировался интерес к процессу обучения, то он начинает задавать вопросы, на которые пытается самостоятельно найти ответы, в этом и заключается поисковой интерес. Поисковая деятельность протекает совместно с увлечением. Учащийся в познавательном процессе испытывает радость от удач в проделанной работе. Сам интерес имеет многостороннюю значимость. Во-первых, воздействует на процесс познания, а во-вторых, характеризует психологические процессы – мышление, логику, память, воображение, которые в познании очень активно выражены.

Особенностью, которая отличает познавательный интерес, является его волевая направленность. Познавательный интерес характеризуется не только усердным познавательным процессом, но и достижением каких-либо результатов, а так же их индивидуальных анализ. Ведь, даже неудача или ошибка является результатом, который в дальнейшем ученик детально рассмотрит и извлечёт опыт.

В современном мире учащиеся проявляют огромный интерес к информационно-коммуникационным технологиям и хорошо ориентируются в них. Поэтому при использовании ИКТ у преподавателя возрастает шанс заинтересовать учеников.

На сегодняшний день у школьников изменилась позиция в отношении обучения. Это говорит о том, что учитель должен как можно чаще обращаться к практической деятельности, приводить какие-либо жизненные ситуации. Когда педагог организует сам процесс обучения, он должен вызвать у учеников интерес, а для этого требуется, чтобы были созданы благоприятные педагогические условия, позволяющие школьнику утвердиться как личности в системе человеческих отношений. Это характеризует получение независимости в мнениях, суждениях, поступках; самостоятельным определением своей позиции в проблемах, которые интересуют взрослых.

Выделим важнейший источник интересов к самой учебной деятельности. Им является содержание самого предмета изучения, и для того, чтобы оно оказало наибольшее стимулирующее воздействие, оно должно соответствовать требованиям, сформулированным в принципах обучения (научности, связи с жизнью, систематичностью и последовательность, комплексным образовательным, воспитывающим и развивающим влиянием и т.д.).

В современной педагогике выделены специальные методы и приемы, способствующие формированию интереса к обучению у современных школьников. В первую очередь, к этому относится материал, который будет для детей новым, также он должен быть актуален в настоящее время, рассказ о самых значимых открытиях в различных сферах жизни человека: социальной, духовной, политической, может быть, затронута сфера экономики как национальной, так и международной, которая касается жизни каждого. Поэтому педагогом должны использоваться конкретные примеры, достоверные факты, которые в данный момент вызывают повышенный интерес у всей общественности страны, публикуются в печати, сообщаются в средствах массовой информации. Это наглядно показывает ученикам, что нужно развиваться разносторонне, что изучение каждого предмета, хотя бы на базовом уровне, положительно скажется на их личностном интеллекте.

Также действующим методом формирования интереса к обучению является метод познавательных игр, который опирается на создание в учебном процессе игровых ситуаций. Игра с давних пор считается самым эффективным методом повышения интереса учеников к познанию, даже ученикам старших классов будет интересна такая форма обучения. Анализ практической деятельности педагогов показывает, что целесообразно использовать настольные игры с познавательным характером. Например, игры-путешествия, игра типа электровикторин, позволяющих ознакомиться ученику с животным миром определенных районов, типами самолетов, кораблей. Игры имеют огромный спектр их проведения. Если же для учащихся начальных классов, игры должны сопровождаться больше наглядным примером, например, картинки, различные сюжеты мультфильмов, видео и т.д. Для школьников старших классов можно проводить викторины с развернутым ответом, где ученики могли дискуссировать. То есть, игра может в себя включать различные методы проведения занятия, но в большей степени, это зависит от творческой личности педагога.

Создание в процессе познания такой ситуации, где бы присутствовал успех для учеников, у которых возникают некие трудности в учебе, также является методом повышения интереса обучающихся. Но на самом деле у каждого метода есть два исхода, в приведенном способе: либо ученик охваченных чувством радости и гордости за себя, будет иметь желание добиваться дальнейших результатов, либо, достигнув одного положительного результата, он остановится на достигнутом (чего допустить ни в коем случае нельзя). Для этого очень важно осуществляют такой поиск заданий, чтобы они способствовали формированию интереса у учеников. Для начала, даются такие задания, которые подходят по уровню образованности для ученика, потом для учащихся предлагаются такие задания, в которых могли бы возникнуть трудности. Ну и в конце, если остается время, то детям даются задания, над которыми нужно действительно задуматься. В данном методе в первую очередь учитывается индивидуальный подход учителя к ученикам.

Статья на тему:

Актуальность проблемы. В последние годы в начальную школу поступают дети, которые имеют психологические и социальные проблемы, педагогически запущены, отягощены хроническими заболеваниями и психическими нарушениями. Зачастую дети не проявляют интереса к познанию, поэтому их часто преследуют в учебе неудачи и тогда возникает необходимость развития познавательного интереса школьника в условиях современного обучения.

Цель статьи. Выявить различные способы и приёмы, способствующие развитию познавательных интересов младшего школьника в условиях современного обучения.

Познавательный интерес-это интегральное образование личности. Он как общий феномен интереса имеет сложнейшую структуру, которую составляют как отдельные психические процессы (интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные), так и объективные и субъективные связи человека с миром, выраженные в отношениях. Условно различают последовательные стадии его развития: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес.

Уже в младших классах формируется интерес к учебным предметам, выявляются склонности к различным областям знания, видам труда, развиваются нравственные и познавательные стремления, большую роль в этом играет классный руководитель. Он, непосредственно и каждодневно реализует некоторые задачи, в целях образования личности ребенка, одной из них является формирование ответственного отношения к учению, что не может быть без развития интереса к познанию.

Формирование и развитие познавательных интересов часть широкой проблемы современного воспитания и образования в современном обучении. Поэтому необходимость формирования познавательных интересов в школе имеет социальное, педагогическое и психологическое значение. Для нас учителей начальных классов, одна из важнейших задач- это повышение качества учёбы школьника.

Что же конкретно способствует развитию познавательного интереса младшего школьника в современном учебном процессе?

В данной работе будет описана система работы по развитию познавательных интересов детей в процессе их обучения. Система работы по развитию познавательных интересов школьников должна проходить не за счёт дополнительной нагрузки на учащихся, а через совершенствование форм и методов, отработку содержания обучения . Важное значение в решении этого вопроса в своей педагогической деятельности нужно отводить развитию интереса у младших школьников к учению, процессу знания вообще.

Задача современного обучения не только дать широкое образование, но и как расположить личность подрастающего человека к самостоятельному приобретению знаний, к постоянному стремлению углубляться в область познания, формировать стойкие познавательные мотивы учения, основным из которых является познавательный процесс и ведущая роль в этом процессе принадлежит школе, а также выявление условий формирования познавательного интереса младших школьников; активное включение учащихся с низким уровнем познавательного интереса в процесс обучения и, конечно, организация деятельности учащихся по формированию познавательного интереса младших школьников.

Природу ребёнка нельзя разбудить, пока учение будет горестным, нужно приохотить детей к занятиям, вызвать у них любовь к учению..

Опираясь на личный педагогический опыт и на специальные исследования, выделяю условия, соблюдение которых, на мой взгляд, способствует формированию, развитию и укреплению познавательного интереса младших школьников:

-максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся

Главной почвой для развития познавательных сил и возможностей учащихся, как и для развития подлинно познавательного интереса, являются ситуации решения познавательных задач, ситуации активного поиска, догадок, размышления, ситуации мыслительного напряжения, ситуации противоречивости суждений, столкновений различных позиций, в которых необходимо разобраться самому, принять решение, встать на определённую точку зрения.

-оптимальный уровень развития учащихся во время учебного процесса

- эмоциональная атмосфера обучения, положительный эмоциональный тонус учебного процесса

Благополучная эмоциональная атмосфера обучения и учения сопряжена с двумя главными источниками развития школьника: с деятельностью и общением, которые рождают многозначные отношения и создают тонус личного настроения ученика. Оба эти источника не изолированы друг от друга, они всё время переплетаются в учебном процессе, и вместе с тем стимулы, поступающие от них, различны, и различно влияние их на познавательную деятельность и интерес к знаниям, другие - опосредованно.

Используя диагностику Г.В.Репкиной, Е.В.Заики можно выделить уровень сформированности учебно-познавательного интереса.

Эта диагностика представляет собой шкалу с описанием поведенческих признаков, характеризующих отношение ученика к учебным задачам и выраженность учебно-познавательного интереса. Отмечаю наиболее характерные особенности поведения при решении задач для каждого ученика, заполняя таблицу.

Развитие познавательных интересов ребенка – один из важнейших факторов успешности учения. Все усилия педагога сформировать у детей какие-либо представления или понятия обречены на неуспех, если учеников не удалось заинтересовать предметом рассуждения.

В психолого-педагогических исследованиях познавательный интерес определяется как потребность ребенка в знаниях, ориентирующих его в окружающей действительности. Под влиянием познавательного интереса дети стараются найти новые стороны в предмете, привлекающем их внимание, пытаются найти более глубокие связи и отношения между различными явлениями.

Познавательная активность на ранних этапах развития ребенка проявляется в форме реагирования на новые ситуации, в непроизвольном проявлении внимания, памяти, способствует закреплению первых знаний о мире. В последующем развитии, познавательная активность проявляется в любознательности, в бескорыстном стремлении к новому. В подростковом возрасте проявляется творческая активность.

Проявление познавательной активности связываются с уровнем развития познавательной потребности человека и проходит определенные этапы становления. Она начинает проявляться в элементарной поисковой активности, затем находит выражение в исследовательской активности, и высшим ее уровнем является творческая активность личности.

Первым двигателем познавательных процессов у детей является любопытство. К.Д. Ушинский подчеркивал, что любопытство побуждает ребенка к вопросам, создает ориентировку в окружающем мире, сосредотачивает умственную деятельность на определенной области и перерастает в любознательность. Для развития любознательности необходимо обучение и воспитание.

Для развития познавательной потребности необходим постоянный переход от уже знакомого предмета на новый, еще неизвестный, неизученный ребенком. В основе развития потребности в знании, лежит неудовлетворенность уже имеющимися знаниями и стремление к приобретению новых. Это во многом зависит от воспитания ребенка:

  1. Ребенку предоставляют последовательно для восприятия и изучения в доступной ему форме (ощупывание, рассматривание) разнообразные предметы. Это способствует аналитико-синтетической деятельности мозга, тренировке познавательных процессов (ощущения, восприятия, памяти, мышления, речи, воображения), накоплению индивидуального опыта.
  2. Ребенок предоставлен сам себе. Деятельность взрослого сводится только к удовлетворению его витальных потребностей. Такие условия воспитания не будут способствовать развитию познавательной потребности ребенка. Как зерно, упавшее в почву, которую не поливают, где нет тепла и солнечного света, не прорастает и познавательная потребность, нуждающаяся в определенных условиях, и лишенная их, - не получает своего развития

Основным источником побуждения младших школьников к труду, умственной деятельности является интерес. Для формирования познавательного интереса учитель должен руководствоваться основными правилами:

Использование проблемного подхода создает благоприятные условия для развития у младших школьников познавательных интересов, формирует у них стремление к размышлению, самостоятельному творчеству.

Немаловажную роль в формировании познавательных интересов играют вопросы учителя. Грамотно составленные, вовремя и последовательно заданные, они учат мыслить связно, последовательно, самостоятельно, экономно выбирать средства для достижения цели, анализировать свои действия, рассуждать и обосновывать свои суждения.

Учебные вопросы выполняют следующую функцию:

  1. Информационную (получение обратной информации от учащихся, например, о качестве обучения).
  2. Организационную (упорядочение деятельности учащихся: например вовремя заданный вопрос может не только подтолкнуть мысль детей в нужном направлении, но и приостановить ошибочные действия, заводящие в тупик).
  3. Контролирующую (организация всестороннего контроля за процессом обучения).
  4. Мотивационную (использование технологии деятельностного метода обучения, создание познавательного интереса у учащихся и положительного мотива деятельности).
  5. Стимулирующую, которая зависит от разных уровней функционирования психики учащихся.

В зависимости от логической структуры выделяют уточняющие (Верно ли, что длина ломаной равна сумме длин ее звеньев?), восполняющие, связанные с получением новых знаний (Как узнать длину ломаной?).

По характеру вопросы бывают нейтральными (Как узнать, на сколько одно число больше другого?), благожелательными (Помогите герою определить, какие углы прямые), провокационные (Правильно ли Катя написала условие задачи?).

По управлению познавательной деятельностью учащихся вопросы бывают отдаленно-ориентирующие (Почему ты выбрал это действие?). определенно-направляющие, которые помогают выяснить, например, какие слова в условии задачи указывают на выбор действия, наводящими, подсказывающими.

Формирование познавательного интереса влечет за собой и использование информационных технологий на уроке. На различных этапах урока компьютер может выполнять различные дидактические функции:

  • актуализация необходимых для усвоения знаний,
  • наглядное предъявление дидактического материала,
  • тренинг умений и навыков.

Зачем человеку нужен поиск? Он необходим для того, чтобы извлекать из окружающей среды нужную информацию, которую надо добывать, потому что она не лежит на поверхности, и не допускать в мозг ненужную информацию.

Достаточно материала поискового характера заложено в основу учебника математики, где задания по характеру познавательной деятельности подразделяются на репродуктивные (воспроизведение учебного материала, его применение в знакомой ситуации, действие по образцу) и продуктивные (применение знаний в незнакомой ситуации, задания с элементами поисковой и исследовательской деятельности).

В учебнике много материала, который мотивирует на вычисления.

Задания с межпредметной компетентностью действуют от вычислений до познания окружающего мира.

Например, Математика, 3 класс:

  • расположи ответы в порядке убывания и узнаешь название созвездия в Северном полушарии;
  • после вычислений, соедини правильные ответы по точкам;
  • заполни таблицу и узнаешь птицу строителя, которая вьет гнезда.

И наоборот, от предметов действительности до применения к ним вычислительных навыков.

  • Крестьяне выплатили помещику налог в размере 50 пудов картофеля и 20 пудов пшеницы. Каков налог крестьян в килограммах?
  • Меч Ланселота весит 10 пудов, а меч короля Артура 12 пудов. На сколько килограммов меч Артура тяжелее меча Ланселота?

Исследовательская деятельность будет очень актуальной, если в качестве объекта взять самого себя.

Например, выполнив математические расчеты по определению оптимальных показателей роста и веса, сравнить данные с полученными результатами, подумать, какие процедуры помогут нормализовать вес.

Скучный процесс формирования вычислительных навыков превратить в интересную увлекательную работу позволяет методическая копилка, которая есть в арсенале каждого учителя:

Для активизации познания деятельности учащихся на уроках математики применяются загадки, пословицы, фразеологизмы, ребусы, задачи в стихах.

Выходили 12 молодцов
Выносили 52 сокола
Выпускали 356 лебедей. (Месяц, недели, дни.)

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Лить слезы в 3 ручья.

Восемь чашек, восемь пар-
Выпиваем самовар.
Чашек пьем всего по паре,
Сколько чашек в самоваре?

Активизирует на уроке познавательный вопрос, на который можно ответить, решив правильно пример.

Читайте также: