План внедрения профессионального стандарта педагога в школе

Обновлено: 04.07.2024

Говоря официальным языком, профессиональные стандарты — документы нового типа, системно представляющие актуальную информацию о требованиях к квалификациям, необходимым для выполнения трудовой деятельности.

Тогда что же такое профессиональный стандарт педагога?

Если переводить с языка чиновников на русский, то профессиональный стандарт педагога - это документ, в котором указано, что должен уметь, знать и применять в работе педагог.

Это один стандарт на всех работников образования? Например, профессиональный стандарт педагог-воспитатель-учитель?

Нет, это разные профстандарты - они максимально ориентированы на конкретную трудовую функцию.

Зачем нужны профстандарты?

Когда профессиональные стандарты в образовании вступают в силу?

Сейчас уже действуют 5 профессиональных стандартов в образовании. Да, действуют!
Несмотря на заявления Минобрнауки и Минтруда о возможном переносе сроков, введение профстандарта в действие произошло 1 января 2017 года. Приказы о переносе профстандартов не прошли регистрацию в Минюсте, соответственно, не имеют силы.
Также сейчас разрабатываются профстандарты для педагогов-библиотекарей, педагогов-дефектологов и руководителей образовательных организаций любых уровней, которые уже прошли общественное обсуждение и, скорее всего, будут внедрены в 2018–2019 гг.

Где можно найти актуальный текст профстандарта педагога?

В реестре профессиональных стандартов Министерства труда и социальной защиты, а также на официальных сайтах Минтруда и Минюста:

  • профстандарт педагога дошкольного образования, профстандарт воспитателя, профстандарт учителя - это все стандарт педагога (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) - приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н;
  • профстандарт педагог-психолог (психолог в сфере образования) - приказ Минтруда России от 24.07.2015 N 514н;
  • профстандарт педагога дополнительного образования детей и взрослых - приказ Минтруда России от 08.09.2015 N 613н;
  • профстандарт педагога профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования - приказ Минтруда России от 08.09.2015 N 608н;
  • специалист в области воспитания - приказ Минтруда России от 10.01.2017 N 10н.

Как профстандарты отразятся на учителях и воспитателях?

Профстандарты структурируют требования к педагогу:

  • В части образования: “Учитель должен иметь высшее образование или среднее профобразование в рамках укрупненных групп направлений подготовки "Образование и педагогические науки" или в области, соответствующей преподаваемому предмету. В последнем случае не требуется последующая профессиональная переподготовка по профилю педагогической деятельности. Либо учитель может иметь любое высшее образование или среднее профобразование и получить дополнительное профобразование по направлению деятельности в образовательной организации” (приказ Минтруда от 5 августа 2016 г. №422н).
  • Часть деятельности, которая раньше фиксировалась в положениях о стимулировании и дополнительно поощрялась, теперь является обязательной трудовой функцией педагога и должна оплачиваться из оклада. Теперь преподаватель обязан владеть такими компетенциями, как работа с одарёнными и девиантными детьми, с теми, для кого русский язык не является родным, компетенциями в области инклюзивного образования. Педагог должен уметь взаимодействовать с другими специалистами: психологами, дефектологами, социальными работникам, а также обладать ИКТ-навыками.

Крайне важным стало непрерывное профессиональное развитие педагога.

А как повлияют профстандарты на работу школ?

Изменяются обязанности работодателя. В частности, должны быть изменены локальные нормативные акты:

  • положение об обучении, созданы должностные инструкции с учетом профстандартов, трудовые договоры, положение о премировании (в связи с изменением трудовых функций педагога, появлением у него среди обязательных функций тех, за которые ранее предполагались стимулирующие выплаты);
  • штатное расписание (в связи с требованиями к квалификациям педагогов-предметников, педагогов начальной школы).

Как же теперь проходит аттестация учителей и аттестация педагогических работников?

По новому ФЗ проверять, насколько соискатель соответствует положениям профстандарта, поможет независимая оценка квалификации. Она проводится в форме профессионального экзамена центром оценки квалификаций. Пока конкретики нет, скорее всего, оценка квалификации учителя не будет проводиться до конца переходного периода (т.е. до конца 2019 года).

Как мне понять, соответствую ли я профстандарту?

Согласно проведённому нами опросу 83% педагогов работают в школе 10 и более лет. Многие из них получали образование давно, без учёта современных педагогических методик и навыков, которые требуют федеральные государственные образовательные стандарты и профстандарт педагога. Мы живём в меняющемся мире, поэтому профстандарт указывает необходимым дополнительное профессиональное образование педагогических работников не реже одного раза в три года.
К сожалению, даже нынешние выпускники педвузов крайне редко получают современные знания по педагогике.
Главное - если Вы:

  • не проходили курсы повышения квалификации по работе с одарёнными, иноязычными и девиантными детьми;
  • не проходили курсы по работе в инклюзивном классе, где наряду с “обычными” детьми учатся и те, у кого есть особые потребности, включая ОВЗ;
  • не умеете взаимодействовать с психологами, дефектологами и соцработниками и не имеете таких знаний;
  • не дружите с современными информационными технологиями то Вы, скорее всего, не соответствуете требованиям профстандарта, и Вам необходимо пройти соответствующее обучение.

Где я могу пройти обучение?


Цель: Обеспечение перехода МБОУ Митякинской СОШ на работу в условиях действия профессиональных стандартов.

Задачи: разработка организационно-управленческого решения, регулирующего введение профессионального

приведение локальных актов МБОУ Митякинской СОШ в соответствие профессиональным стандартам;

организация методического и информационного обеспечения введения профессиональных стандартов;

организация аттестации и профессиональной подготовки педагогов МБОУ Митякинской СОШ в

соответствии с профессиональными стандартами;

проверка соответствия нормативных документов, используемых в МБОУ Митякинской СОШ и

совершенствование кадровой политики МБОУ Митякинской СОШ.

Планируемые результаты: организационно-управленческие решения способствуют бесконфликтному,

поэтапному переходу на новые профессиональные стандарты;

нормативно-правовая база наполнена необходимым содержанием в соответствии с

требованиями профессионального стандарта;

повышение методической грамотности учителей приводит к осмысленному,

современному подходу к гибкой системе повышения квалификации педагогов;

информационная прозрачность процесса перехода на профессиональные стандарты

приводит к повышению профессионального мастерства педагогов;

все педагоги соответствуют профессиональному стандарту педагога в полном объёме;

профессионального стандарта, эффективная кадровая политика.

1. Организационно- управленческие мероприятия (подготовительный этап)

№ п/п

Мероприятие

Предполагаемый результат

Ответственный

Срок исполнения

Издание приказа директора МБОУ Митякинской СОШ о создании комиссии по внедрению профессиональных стандартов в образовательном учреждении

23 июня 2017

Изучение нормативных документов по внедрению профессионального стандарта:

Подготовка информационно-методических материалов (на сайт, стенд, для использования в выступлении на педсовете)

Комиссия по внедрению профессиональных стандартов

До 30 июня 2017

Определение перечня локальных актов МБОУ Митякинской СОШ, в которые необходимо внести изменения в связи с введением профессиональных стандартов

Перечень локальных актов

Комиссия по внедрению профессиональных стандартов

До 30 июня 2017

Внесение изменений в локальные акты МБОУ Митякинской СОШ в связи с введением профессиональных стандартов

Документы о внесении изменений в локальные акты

Комиссия по внедрению профессиональных стандартов

До 1 августа 2018

Создание аттестационной комиссии для проверки соответствия квалификации педагогов квалификационным требованиям профессиональных стандартов

Положение об аттестационной комиссии

Приказ об аттестационной комиссии

Комиссия по внедрению профессиональных стандартов

До 1 августа 2018

До 15 августа 2016

2. Организационно- управленческие мероприятия (основной этап)

№ п/п

Мероприятие

Предполагаемый результат

Ответственный

Срок исполнения

Определение профессиональных стандартов, планируемых к использования в МБОУ Митякинской СОШ

Таблица должностей и соответствующих профессиональных стандартов

Комиссия по внедрению профессиональных стандартов

До 30 августа 2017

Ознакомление с порядком проведения аттестации сотрудников под роспись

До 20 августа 2017

Утверждение изменений в локальные нормативные акты:

Правила внутреннего трудового распорядка,

Положение об оплате труда,

Приложение к Трудовым договорам.

Локальные нормативные акты

30 августа 2019

Составление Перечня должностей штатного расписания и соответствующих профстандартов по видам деятельности.

Перечень должностей штатного расписания и соответствующих профстандартов по видам деятельности

Комиссия по внедрению профессиональных стандартов

До 30 августа 2017

Составление Перечня должностей согласно части второй статьи 57 ТК РФ и статьи 195.3, для которых обязательно введение профессиональных стандартов.

Перечень с указанием нормативных документов

Комиссия по внедрению профессиональных стандартов

До 30 августа 2017

Сверка наименований должностей работников в штатном расписании с наименованиями должностей соответствующих профстандартов и квалификационных справочников

Заключение о расхождении

Проект штатного расписания

Комиссия по внедрению профессиональных стандартов

До 30 августа 2017

До 5 сентября 2017

Провести актуализацию трудовых договоров, должностных инструкций и иных локальных актов с учетом профессиональных стандартов

Заключение комиссии по результатам актуализации по каждой должности

Комиссия по внедрению профессиональных стандартов

До 15 сентября 2019

Рассмотрение промежуточных итогов внедрения профстандарта на совещаниях при директоре

Внедрение профессиональных стандартов

Комиссия по внедрению профессиональных стандартов

Один раз в квартал с 1 сентября 2017

Ежегодно заслушивать отчет о выполнении плана мероприятий по внедрению профессионального стандарта

Комиссия по внедрению профессиональных стандартов

Декабрь 2017,2018, 2019

3. Организация методического и информационного обеспечения введения профессиональных стандартов

Ознакомление педагогов школы с нормативными документами по внедрению профессиональных стандартов

Комиссия по внедрению профессиональных стандартов

Доведение до работников МБОУ Митякинской СОШ информации о нормативных актах, регулирующих введение профессиональных стандартов и порядке их введения

Сайт МБОУ Митякинской СОШ

Уголок с материалами профстандарта

Заместитель по УВР

Комиссия по внедрению профессиональных стандартов

До 1 сентября 2018

До 1 сентября 2018

Проведение тестирования педагогов МБОУ Митякинской СОШ на знание содержания профессионального стандарта

Аналитический отчет по результатам тестирования

Комиссия по внедрению профессиональных стандартов

До 15 сентября 2018

Повышение методической грамотности педагога

Комиссия по внедрению профессиональных стандартов

Раз в четверть с 1 сентября 2017

4. Организация аттестации и профессиональной подготовки педагогов МБОУ Митякинской СОШ в соответствии с профессиональными стандартами

Определение необходимости профессиональной подготовки (переподготовки) педагогов МБОУ Митякинской СОШ на основе анализа квалификационных требований профессиональных стандартов

Список работников, которым необходимо пройти профессиональную подготовку (переподготовку) в целях приведения их квалификации в соответствие квалификационным требованиям профессиональных стандартов

До 1 ноября 2017

Разработка и реализация плана профессиональной подготовки (переподготовки) с учетом профессиональных стандартов

План с указанием должностей и численности педагогов, с обязательным прохождением курсов повышения квалификации по проблемам:

- работа с одаренными детьми,

- новейшие технологии контроля знаний;

- психологические взаимоотношения учитель-ученик, работа в социальных сетях;

- работа с детьми с ОВЗ;

- работа в билингвистической среде;

- организация различных видов внеурочной деятельности

Зам.директора по УВР

До 1 января 2018 года

До 31 декабря 2018 года

Проведение пробного (добровольного) тестирования педагогов русского языка, математики и начальных классов на уровень владения преподаваемым предметом

Заместитель директора по НМР

До 30 декабря 2017

Составление персонифицированных программ повышения профессионального уровня педагогических работников с учетом результатов самооценки

Программы повышения профессионального уровня педагогических работников

Заместитель директора по УВР

До 1 сентября 2018

Определение индивидуальных задач

До 1 сентября 2018

Организация диссеминации полученных знаний в ходе повышения квалификации (переподготовки)

Повышения профессионального уровня педагогов образовательной организации

Заместитель директора по УВР

Внесение дополнений в программы сопровождения молодых специалистов в период адаптации

Адаптированные программы сопровождения молодых специалистов к требованиям профессионального стандарта

Заместитель директора по УВР

Анализ проблем педагогов на методических объединениях и определение возможности решения их на уровне МБОУ СОШ

Повышение уровня профессиональной квалификации педагогов

Заместитель директора по УВР

Анализ подготовки педагогов администрацией МБОУ Митякинской СОШ на основе анализа посещенных уроков, мероприятий, результатов обучения анализируется соответствие педагога требованиям профстандарта и предлагаются варианты решения

Повышение уровня профессиональной квалификации педагогов

Участие в муниципальных, региональных и иных мероприятиях (вебинары, курсы, мастер-классы, семинары и т.п.) по теме перехода на профессиональный стандарт педагога

Повышение уровня профессиональной квалификации педагогов

Заместитель директора по УВР

Создание и организация деятельности аттестационной комиссии в организации с целью подтверждения соответствия педагогических работников занимаемой должности.

Кадровое и организационно-методическое обеспечение деятельности аттестационной комиссии в организации

Организация и проведение квалификационных испытаний педагогических работников.

Экспертные заключения о соответствии педагогических работников занимаемой должности

5.Совершенствование кадровой политики МБОУ Митякинской СОШ

Прием на работу с 1 июля 2020 года проводить на основании требований профстандарта с обязательным составление персонифицированной карты повышения квалификации сотрудника

Соответствие требованиям профстандарта каждого педагога

Заместитель директора по УВР

Соответствие требованиям профстандарта каждого педагога

Соответствие требованиям профстандарта каждого педагога

С 1 января 2020

Соответствие требованиям профстандарта каждого педагога

С 1 января 2020

В соответствии с пунктом 1 Постановления профессиональные стандарты в части требований к квалификации применяются государственными или муниципальными учреждениями поэтапно на основании планов по организации применения профессиональных стандартов.

Согласно пункту 2 Постановления реализация мероприятий планов по организации применения профессиональных стандартовдолжна быть завершена не позднее 1 января 2020 года.

На основании пункта 1 Постановления план по организации применения профессиональных стандартов утверждается самой образовательной организацией с учетом мнения представительного органа работников.

-организовать методическое и информационное обеспечение введения профессиональных стандартов;

-провести модернизацию системы аттестации и профессиональной подготовки в соответствии с требованиями профессиональных стандартов;

-организовать повышение квалификации, профессиональную подготовку работников ОО в соответствии с требованиями профессиональных стандартов.

Этапы организации работы

-организационно-управленческие решения способствуют бесконфликтному поэтапному переходу на новые профессиональные стандарты;

-локальные нормативные правовые акты актуализированы в соответствии с требованиями профессиональных стандартов;

-повышение профессиональной компетенции работников привело к осмысленному подходу исполнения требований профессиональных стандартов, к гибкой системе повышения квалификации работников;

-информационная прозрачность процесса перехода на профессиональные стандарты привела к повышению профессионального мастерства всех работников в полном объеме.

задач профессионального стандарта - обеспечить ориентиры и перспективы профессионального ра звития педагогов.

В сра внении с действующим (до введения профессионального стандарта) «Единым квалификаци онным справочником долж ностей

(Минздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 № - 761н) в профессиональном стандарте выделена основная цель вида про фессиональной

деятельности; обо значены особые условия доп уска к работе; описаны обобщенные трудовые функции (А, В) и с оответствующий им уро вень

квалификации; конкретизированы квалификационные требования предс тавленные в разрезе специализации педагогических работников.

Профессиональный стандарт предназначен для установления единых требований к соде ржанию и качеству профессиональной

педагогической деятельности, для оц енки ур овня квалификации педа гогов при приёме н а работу и при аттестации, планирования кар ьеры; для

формирования должностных инструкций и разработки федеральных гос ударственных образовательных стандартов педагогического образ ования.

Внедрение профессионального стандарта приведет к изменению проведе ния процедуры аттестации педагогических работников , повышению

их квалификации, корректировке нормативных правовых актов: должностной инструкции педагогиче ских работников, трудовых договор ов и других

На основании постановления Правительства Российской Федерации от 27 июня 2016г. №584 «Об особен ностях применения

профессиональных стандартов в части требований обязательных для при менения государс твенными внебюджетными фондами Российской

1. Разработать организационно - управленческие решения, регулирующие введение профессионального стандарта.

3. Организовать методическое и информационное сопровождения реализации введения профессионального стандарта.

4. Организовать эффективную кадровую политику в ДОУ в условиях введения Профстандарта (организация повышения к валификации

Читайте также: