Что означает культ разума у просветителей кратко

Обновлено: 07.07.2024

ХVIII в. принято называть эпохой Просвещения. Просвещение началось в Англии, затем во Франции, Германии и России.

Родоначальники просветительских идей — Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Р. Декарт, Дж. Локк.

Исходные идеи эпохи Просвещения: культ науки; культ разума; прогресс человечества.

Все работы деятелей Просвещения проникнуты идеей апологии разума, его светоносной силы, пронизывающей мглу и хаос. Эпоху Просвещения характеризуют огромное количество: идейных исканий; научных творческих подвигов; сотрясающих общество политических событий.

Просветители боролись за то, чтобы в обществе не было пропасти между бедными и богатыми людьми, они заботились о распространении просвещения среди народных масс.

Выдающимися философами эпохи Просвещения были: Вольтер (Франция); Ж.Ж. Руссо (Франция); Д. Дидро (Франция); К.А. Гельвеций (Франция); П. Гольбах (Франция); Шарль Луи Монтескье (Франция); Лессинг (Германия); Вольф (Германия); Кант (Германия); Новиков (Россия); Радищев (Россия); Белинский (Россия); Чернышевский (Россия).

Философия эпохи Просвещения неоднородна, в ней присутствуют:

— материалистическая мировоззренческая ориентация;

— идеалистическая мировоззренческая ориентация;

В статьях словарей и энциклопедий, памфлетах и полемических изданиях широко распространены научные и философские идеи, которые представлены в живой, доходчивой, остроумной форме, привлекая людей не только логической доказательностью, но и эмоциональной воодушевленностью.

Философия Просвещения ХVIII в. представлена двумя направлениями:

— деистским материализмом Вольтера, Монтескье, Руссо, Вольфа и др.;

— теоретическими основами деизма на базе материалистического естествознания Ньютона, Галилея, Декарта, представленными критикой в работах Дидро, Гольбаха, Гельвеция, Ламетри и др. Ярким представителем французского Просвещения является Франсуа Мари Вольтер (1694–1778), который вошел в историю философии как:

— блестящий публицист и пропагандист физики и механики Ньютона, английских конституционных порядков и учреждений;

— защитник свободы личности от посягательств церкви, иезуитов, инквизиции.

Шарль Луи Монтескье (1689–1755):

— один из родоначальников географического детерминизма, считавший, что климат, почва и состояние земной поверхности определяют дух народа и характер развития общества;

— развивал идею функциональной роли религии, необходимой для поддержания порядка в обществе и его нравственности.


Культ Ра́зума (фр. Culte de la Raison ) — один из элементов процесса дехристианизации во время Французской революции. Создан Пьером Гаспаром Шометтом, Жаком-Рене Эбером и их последователями (см. Эбертисты) с намерением упразднить христианскую религию во Франции.

Культ Разума получил широкое распространение в период 1793—94 гг. После Сентябрьских убийств и особенно после издания коммуной Парижа 24 ноября 1793 года декрета о запрете католического богослужения и закрытии всех церквей, церкви в Париже стали превращать в Храмы Разума. В процессе дехристианизации 5 октября 1793 года григорианский календарь был заменён на Французский республиканский календарь.



Оценки роли Культа Разума

Ряд источников называет культ Разума атеистическим [4] [5] или пантеистическим [1] , деистическим, рационалистическим [6] .

Согласно Большой советской энциклопедии, культ Разума являлся рационалистическим [7] , был выражением революционного террора в борьбе с контрреволюционным духовенством, а не мерой государственной атеистической политики, хотя в нём и содержались антирелигиозные элементы [7] .

Для Просвещения характерна вера во всемогущество разума. Именно благодаря критическому использованию разума, полагали просветители, возможно освобождение общества от произвольных внешних политических, религиозных, моральных и проч.

авторитетов. Именно благодаря разуму, с точки зрения просветителей, возможно переустройство общества на основе принципов свободы, равенства и справедливости.

Перечислим основные идейные мотивы Просвещения, связанные с культом разума: разум просветителей критичен и эмпиричен: он придает большое значение социальной критике и опыту (в том числе, экспериментальной науке); как следствие, разум просветителей предполагает критику больших метафизических систем; философия истории Просвещения опирается на идею исторического Прогресса; просветительский разум предполагает критику невежества, суеверий и предрассудков традиций, сословных предрассудков и т.д.; идея терпимости (религиозной и моральной); вера в естественные права (общечеловеческие и гражданские); критика религии (чаще всего в форме критики церкви); борьба за равные политические права.

Эти принципы характерны для общеевропейского движения Просвещения, хотя у национальных движений Просвещения могли быть свои особенности.

Одним из основных исторических событий Просвещения считают издание Энциклопедии во Франции, которое продолжалось с 1750 по 1772 г. под общей редакцией Дидро и Д’Аламбера. Кроме них, в издании энциклопедии приняли участие Бюффон, Вольтер, Гельвеций, Гольбах, Гримм, Кондильяк, Монтескье, Руссо и др. Издание Энциклопедии имело большое культурное и политическое эхо в России.

Роль разума в эпоху Просвещения

Характерной чертой Просвещения является своеобразное обожествление разума, который избирается в качестве единственного критерия при оценке всех явлений действительности. Свои взгляды просветители считали единственно правильными, разумными, отвергнув как неразумные все воззрения, унаследованные от прошлого. По их представлениям, вся предшествующая история человечества была цепью сплошных заблуждений. Особенно отрицательно они относились к средним векам, которые ими рассматривались только как эпоха нелепых предрассудков, феодальных изуверств и церковного мракобесия.

Просветители, не приняв феодальный режим, пытались, прибегая к рационалистическим спекуляциям, т. е. умозрительным путем, разработать основы нового разумного государственного и общественного строя, отвечающего естественным потребностям человека. По их мнению, достаточно людям разъяснить истину, и они могут договориться о том, какую форму общественного и государственного правления следует принять.

Неразвитость противоречий нарождающегося буржуазного общества обусловила иллюзорность представлений просветителей о будущем. Им казалось, что после крушения феодально-крепостнической системы в мире установятся на веки вечные идеальные, разумные общественные отношения. В действительности, мыслители XVIII столетия своей борьбой содействовали буржуазному прогрессу, утверждали буржуазный строй жизни.

Но иллюзорность воззрений просветителей имела и свою положительную сторону. Она питала их исторический оптимизм, безграничную веру во всемогущество человеческого разума, в силу слова и морального примера. Никогда после Возрождения не стоял так высоко авторитет человека, никогда так не прославлялись его возможности, как в эпоху Просвещения. Вся просветительная литература овеяна идеями Гуманизма, пронизана пафосом утверждения человеческой мысли, добрых начал человеческой природы.

Основную задачу времени просветители видят в критике неразумных форм жизни, в распространении гуманных взглядов и понятий. Они твердо верят в то, что посеянные ими семена социальной справедливости дадут свои всходы, приведут к полному обновлению общества. В связи с этим литература и искусство ими рассматриваются, прежде всего, как трибуна для пропаганды просветительских идей, как средство идеологического воздействия.

В лучших образцах просветительского романа и просветительской драмы (в произведениях Свифта, Филдинга, Вольтера, Дидро, Руссо, Бомарше, Лессинга, Шиллера, Гёте и ряда других) подвергаются резкому обличению представители дворянских кругов и церкви, осуждается княжеский деспотизм и фанатизм церковников и в то же время создаются образы положительных героев, воплощающих в себе лучшие качества просвещенного человека, иногда рисуются картины утопической жизни, такой, какова она должна быть.

Следовательно, Просвещение включает в себя, с одной стороны, отрицание феодально-крепостнической системы, тех ее явлений, которые не выдерживают суда разума, а с другой — прославление разумной действительности, естественных человеческих отношений.

Обе тенденции, выступая в различных сочетаниях, обычно так или иначе наличествуют в творчестве писателей просветительской направленности, но проявляются по-разному, в зависимости от факторов как объективного, так и субъективного порядка. Наиболее сильной, исторически плодотворной чертой просветительского мировоззрения следует считать ту, которая связана с критикой отживающего строя. Именно обличая феодально-крепостническое общество, раскрывая его антигуманистическую сущность, просветители больше всего просвещали народ, подготавливали общественное мнение к восприятию грядущей революции.

Читайте также: