План устного ответа на уроке

Обновлено: 05.07.2024

2. Определите тему, основную мысль, основной тон вашего высказывания.

3. Соберите или отберите необходимый материал.

4. Решите, какой тип речи будет преобладать в вашем высказывании (пове­
ствование, описание, рассуждение). Почему?

5. Определите возможный стиль вашего высказывания (разговорный, пуб­
лицистический, научный, официально-деловой).

6. Составьте план.

7. Проговорите свое высказывание перед зеркалом, следя за тоном, логиче­
скими ударениями, темпом речи, громкостью голоса, жестами, мимикой.

8. Попросите кого-нибудь из друзей или взрослых послушать вас, учтите их
замечания. Используйте магнитофон: прослушивание записи поможет вам усо­
вершенствовать свое высказывание.

Как работать над сочинением

1. Конкретизируйте тему (если это необходимо) и определите основную
мысль сочинения.

2. Подумайте, кого, в чем и как вы будете убеждать своим сочинением.

3. Соберите или отберите необходимый материал.

4. Определите, какай тип речи (повествование, описание, рассуждение) бу­
дет основным в вашем сочинении.

5. Подумайте об особенностях стиля сочинения (например, художествен­
ный, публицистический и др.).

6. Составьте план.

7. Напишите черновик сочинения, затем после проверки и исправлений пе­
репишите его. 24

Для описания видов самостоятельных высказываний учащихся в ме­тодике существует понятие жанров и композиционных форм сочине­ний.

Внутри этих жанров сочинений говорят о композиционных формахсочинений, соответствующих понятию жанра в стилистике. Это, напри-

24 Никитина Е. И. Развитие речи. 6 кл.: Учебник для общеобразовательных учрежде­ний. М., 2001. С. 141-142.

мер, рецензия на прочитанную книгу как композиционная форма сочи­нения-рассуждения с элементами описания.

Для методических целей различают более конкретизированные виды сочинений в зависимости от темы, например сочинение-описание по­мещения, сочинение-рассуждение на морально-этическую тему и т. д., каждый из которых имеет композиционное своеобразие и свой уровень сложности.

Т. А. Ладыженская предлагает следующее распределение жанров и композиционных форм сочинений по классам 25 :

Классы
Повествование
О каком-либо случае из жизни На основе увиденного и услышанного На основе данного сю­жета по нача­лу, по концу (выдуманные рассказы) На заданную тему, напри­мер по посло­вице (выду­манные рас­сказы) На самостоя­тельно вы­бранную тему
Описание
Описание отдельных предметов, животных Описание помещений, природы Описание действий, процессов, внешности человека Описание местности, архитек­турных ансамблей, производ­ственных объектов
Рассуждение
Рассуждение-ответ на во­прос, заклю­ченный в теме Рассуждение на тему дискус­сионного характера Рассуждение, требующее рас­крытия понятия

Из описаний проще описания предметов и примыкающих к повест­вованиям описания простых знакомых действий, а описание местности требует сбора материала.

Система обучения сочинениям на уроках русского языка. М., 1978. С. 24

Рассуждения проще начинать со сформулированных тем-вопросов, где первая часть вопроса является тезисом, а ответ на вторую часть — доказательством.

При обучении написанию сочинений разных типов и жанров речи учащимся предлагаются схемы-памятки.

Так, например, для подготовки к сочинению-рассказу Е. И. Никити­на предлагает следующую памятку 26 .

Как работать над рассказом

1. Подумайте, о каком случае вы будете рассказывать, насколько он интере­
сен и поучителен.

2. Сформулируйте тему и основную мысль рассказа, озаглавьте его.

3. Отберите необходимый материал из ваших воспоминаний или соберите
его из других источников.

4. Повторите схему композиции рассказа.

5. Конкретизируя схему композиции рассказа, составьте план. Укажите в
нем вступление, завязку, кульминацию, развязку, заключение.

6. Обратите внимание на соразмеримость частей рассказа. Помните: наибо­
лее полно в нем должно быть показано главное событие.

7. Постарайтесь использовать в рассказе диалог (или отдельные реплики),
элементы описания (возможно, рассуждения), причем так, чтобы они помогали
полнее представить ход событий и характеры людей, о которых вы говорите.

8. Напишите черновик рассказа, затем после проверки и исправлений пере­
пишите его.

Для выработки умений создания собственного текста в ходе уроков по развитию речи используются следующие видызаданий:

1) выбрать тип речи в соответствии с задачей, условиями и темой
высказывания;

2) придумать название текста;

3) составить план текста;

4) создать отдельные фрагменты высказывания (например, начало и
концовку);

5) создать высказывания в определенном стиле и жанре речи (на­
пример, написать заявление, рецензию, резюме);

6) написать сочинение на предложенную тему в определенном сти­
ле речи;

7) написать сочинение на самостоятельно сформулированную тему
в определенном стиле речи.

Приведем примеры заданий,связанных с созданием учащимися собственных текстов.

26 Никитина Е. И. Развитие речи. 8 кл.: Учебник для общеобразовательных учрежде­ний. М., 2001. С. 188.

/? Опишите, что вы видите утром (вечером, ночью, днем) из окна вашего дома (класса). Подумайте, какую основную мысль вы будете раскрывать в вашем описании, как его лучше построить, какие языковые средства помогут вам в этом.

(Задание из комплекса 1)

(Задание из комплекса 1)

4? Напишите сочинение-рассуждение на одну из следующих тем:

1) Почему книгу называют другом?

2) Почему книгу надо беречь?

(Задание из комплекса 2)

(Задание из комплекса 3)

(Задание из комплекса 3)

Литература

Программы общеобразовательных учреждений: Русский язык: 5-9 классы / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский. М., 2002.

Русский язык: Программы: 5-9 классы: К параллельным стабильным комплек­там учебников, входящих в Федеральный перечень / Сост. Л. М. Рыбченко-ва. М., 2002.

Русский язык. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Т. А. Ла­дыженская, М. Т. Баранов, Л. Т. Григорян и др. 31-е изд. М., 2004.

Русский язык. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений / М. Т. Ба­ранов, Т. А. Ладыженская, Л. Т. Григорян и др. 26-е изд. М., 2004.

Русский язык. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / М. Т. Баранов, Л. Т. Григорян, Т. А. Ладыженская и др. 26-е изд. М., 2004.

Русский язык. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений / С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. А. Четко. 27-е изд. М., 2004.

Русский язык. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов, Л. А. Чешко. 26-е изд. М.,2004.

Русский язык. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений / Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова. М.,2002

Русский язык. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова. М.,2004.

Никитина Е. И. Русская речь: Развитие речи. 5 класс. Учебник для общеобразо­вательных учреждений. 12-е изд. М., 2003.

Никитина Е. И. Русская речь: Развитие речи. 6 класс. Учебник для общеобразо­вательных учреждений. 13-е изд. М., 2004

Никитина Е. И. Русская речь: Развитие речи. 7 класс. Учебник для общеобразо­вательных учреждений. 13-е изд. М., 2004.

Никитина Е. И. Русская речь: Развитие речи. 8 класс. Учебник для общеобразо­вательных учреждений. 9-е изд. М., 2004.

Русский язык: Учебник для 5 класса общеобразовательных учебных заведений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.; Под ред. М. М. Разу­мовской, П. А. Леканта. 9-е изд. М., 2003.

Русский язык: Учебник для 6 класса общеобразовательных учебных заведений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.; Под ред. М. М. Разу­мовской, П. А. Леканта. 7-е изд. М., 2003.

Русский язык: Учебник для 7 класса общеобразовательных учебных заведений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.; Под ред. М. М. Разу­мовской, П. А. Леканта. 7-е изд. М., 2003.

Русский язык: Учебник для 8 класса общеобразовательных учебных заведений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов; Под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. 7-е изд. М., 2003.

Русский язык: Учебник для 9 класса общеобразовательных учебных заведений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов; Под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. 6-е изд. М., 2004.

Львова С. И. За страницами школьного учебника русского языка. 5 класс. М.,2000.

Шипицына Г. М. Русский язык. Дидактические материалы. Изложения и сочи­нения. 5 класс. М., 2000.

Шипицына Г. М. Русский язык. Дидактические материалы. Изложения и сочи­нения. 6 класс. М., 2000.

Шипицына Г. М. Русский язык. Дидактические материалы. Изложения и сочи­нения. 7 класс. М., 2000

Шипицына Г. М. Русский язык. Дидактические материалы. Изложения и сочи­нения. 8 класс. М., 2000

Шипицына Г. М. Русский язык. Дидактические материалы. Изложения и сочи­нения. 9 класс. М., 2000.

Методика развития речи на уроках русского языка: Пособие для учителя / Н. Е. Богославская, В. И. Капинос, А. Ю. Купалова и др.; Под ред. Т. А. Ла­дыженской. М., 1991.

Система обучения сочинениям на уроках русского языка. Пособие для учите­лей / Ред. Т. А. Ладыженская. М., 1978.

Ладыженская Т. А. Система работы по развитию связной устной речи учащих­ся. М., 1975.

Ладыженская Т. А. Устная речь как средство и предмет обучения. М., 1998.

Ипполитова Н. А. Текст в системе обучения русского языка в школе. М., 1998.

Капинос В. И., Сергеева Н. Н., Соловейчик М. С. Развитие речи: Теория и прак­тика обучения: 5-7 кл.: Книга для учителя. М., 1994.

Пленкин Н. А. Уроки развития речи: 5-9 класс: Книга для учителя: Из опыта работы. М., 2000.

Микулинская М. Я. Развитие лингвистического мышления учащихся: Экспери­ментальное психологическое исследование обучения пониманию предложе­ния при чтении. М., 1989.

Маркова А. К. Психология усвоения языка как средства общения. М., 1974.

Капинос В. И. и др. Сборник текстов для изложений с лингвистическим анали­зом. 5-9 классы. М., 1991.

Кукушкина О. В. Основные типы речевых неудач в русских письменных тек­стах. М., 1998.

Фоменко Ю. В. Типы речевых ошибок: Учебное пособие. Новосибирск, 1994.

Сочинение как вид письменной формы контроля. Киев, 1988.

Чижова Т. Ц. Основы методики обучения стилистике в средней школе. М., 1987.

Скороход Л. К. Словарная работа на уроках русского языка: Книга для учителя: Из опыта работы. М., 1990.

Дубининская М. С. Обучение сочинениям на литературную тему. Киев, 1988.

Львов М. Р. Основы теории речи. М., 2000.

Львова С. И. Язык в речевом общении: Книга для учащихся. М., 1992.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Методическая разработка занятий

МАОУ СОШ № 25 г. Владимира

Иванова Елена Владимировна

Эффективность мышления зависит от того, насколько логически правильно построена мысль. От того, насколько ученик овладел речевыми структурами, во многом зависит достигаемый субъектом уровень интеллектуального развития.

Сухомлинский В.А. 1975.

На уроках происходит подмена развития устной речи развитием письменной.

Учащиеся не получают той суммы жизненно необходимых навыков устной речи, которые школа должна им дать, потому что сравнительно мало говорят на уроках. Имеется в виду, конечно, речь организованная, целенаправленная, подчинённая учебным задачам, формирования и усовершенствования навыков устной речи.

Создание условий для формирования коммуникативной компетентности, навыка построения устного монологического высказывания у учащихся

· познакомиться с теоретическим материалом, освещающим данную проблему;

· познакомить учеников со структурой устного монологического ответа;

· составить совместно с учащимися алгоритм построения устного ответа;

· разработать с учениками критерии оценки устного высказывания;

· разработать систему тренировочных заданий и упражнений для формирования навыка построения устного монологического высказывания и внедрить её в практику.

Ожидаемый результат

Использование системы заданий и упражнений по развитию устной монологической речи дало возможность повысить уровень развития коммуникативных умений, таких как:

1. владение монологической речью;

2. ведение диалога с целью взаимодействия с окружающими;

3. отстаивание своей точки зрения;

4. объективная оценка результата своей и чужой работы;

5. построение высказывания на заданную тему.

Результативность данной работы оценивалась по заданным критериям.

Критерии эффективности

мониторинг коммуникативной компетенции:

- сформированности умения отвечать на вопрос полным распространённым предложением;

- сформированности умения строить монологическое высказывание из:

6–10 предложений в 5 классе;

10-14 предложений в 7 классе;

- умения использовать в речи научные термины;

- сформированности умения аргументировать выводы и отстаивать свою позицию по тому или иному вопросу.

Кто ясно мыслит, тот ясно излагает.

I. Мотивация к деятельности

II. Актуализация знаний. Целеполагание

Какими могут быть критерии устного ответа?

Второй вариант – выступление учащегося класса с подготовленным домашним заданием (пересказом) по какому-либо устному предмету (по желанию)

Есть ли структура у ответа ученика?

Что мешало восприятию устного ответа ученика?

Когда рассказ ученика заинтересовал, привлек внимание?

Оптимально ли по времени было выступление учащегося?

Выявление критериев и возможного оценивания устного монологического ответа.

Критерии (15) устного монологического ответа.

- удачно ли начало выступления?

-удачно ли завершено выступление?

- соответствуют ли примеры и иллюстрации теме выступления?

- ясна ли основная мысль выступления?

- адекватна ли громкость?

- адекватен ли темп?

- уложился ли оратор в регламент?

- хорошо ли держался оратор?

- внешний вид оратора.

- наличие электронной презентации.

- читал или рассказывал?

Экспертная оценка

Экспертная оценка публичного выступления осуществляется по десятибалльной шкале: да – 10 баллов, нет – 0 баллов, частично – 5.

Удачным считается выступление, набравшее:

в 5 классе 100 баллов; в 6 классе – 120 баллов; в 7 классе – 150 баллов.

III . Открытие нового знания

Приблизительная схема - структура текста-высказывания.

Фундамент здания – вступление (обозначаю тему)

Стены, кирпичики, - основная часть (привожу аргументы)

Крыша здания – заключение (подвожу итоги)

IV . Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Работа в группах (если занятие разбивается на несколько, этот вид работы можно запланировать на самостоятельное выполнение как домашнее задание)

Задания по группам:

Выступление учащихся по группам

Критерии оценки выступлений представителей групп при защите результатов работы группы (пример)

ПЛАН-ПАМЯТКА
для оценки устного ответа на уроках истории в 5-9 классах.
1. Внимательно выслушай ответ своего одноклассника.
2. Обрати внимание: по существу ли поставленного вопроса отвечал твой одноклассник.
3. Правильно ли воспроизведены в ответе факты, даты, названия событий, географических объектов, имена, фамилии.
4. Дополни или исправь ответ одноклассника, если в этом есть необходимость.
5. Есть ли вывод в конце выступления?
6. Попробуй оценить ответ.




формы устного ответа

Тема урока: Знакомство. Формы устного ответа

Цели урока:

— развивать пространственную ориентацию в классе;

— познакомить детей с разными формами устного ответа на вопрос (коллективная, индивидуальная);

— развивать внимание и согласованность действий детей.

Ход урока:

1. Организационный момент

— Встаем. Садимся красиво.

— Вспомним, как кого зовут в группе. Я показываю на человека, а его сосед называет его имя.

Инструктаж о поведении при построении и походу по школе во время урока.

Поход в столовую (считается как экскурсия по школе и развитие пространственной ориентации).

По возвращении в класс — объективный анализ поведения учащихся (мотивация).

Учитель читает стихотворение, дети хором заканчивают строку.

Идет бычок, качается,

Вздыхает на ходу:

— Ох, доска кончается,

Сейчас я… (упаду)

***

У меня живет козленок,

Я сама его пасу.

Я козленка в сад зеленый

Рано утром отнесу.

Он заблудится в саду —

Я в траве его… (найду)

***

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.

Все равно его не брошу —

Потому что он… (хороший)

***

Наша Таня громко плачет:

Уронила в речку мячик.

— Тише, Танечка, не плачь:

Не утонет в речке… (мяч)

— Молодцы, ребята! Хорошо знаете стихи Агнии Барто! И очень дружно отвечаете! Вот так и надо отвечать хором.

2. Работа по теме урока

Знакомство с коллективной формой устного ответа на вопрос.

— Догадайтесь, когда вы будете отвечать по одному, а когда — хором:

Кто из вас знает…

Кто готов ответить…

(напоминание о поднятой руке)

Беседа. (индивидуальная форма устного ответа)

— Как вы думаете, кто является в семье главным? Почему?

Учитель вызывает отвечать только тех, кто поднимает руку.

3. Подведение итогов урока. Рефлексия

— Какие формы устного ответа мы с вами использовали на уроке? (хором и индивидуально)

— Что вам понравилось на уроке?

Смотрите также:

Введение в школьную жизнь. Урок 3: Режим дня

Чтобы не пропустить ничего, что происходит и публикуется на блоге, подписывайтесь ЗДЕСЬ. И не забудьте оставить чуть ниже свой комментарий 😉 Я ценю ваше мнение!

Читайте также: