План уроков по теме правильного обращения с твердыми коммунальными отходами и экологии

Обновлено: 07.07.2024

Оценить 2045 0

Цель: развить ответственное отношение школьников к отходам и стимулировать их совершать практические шаги по решению проблемы отходов в повседневной жизни.

 Донести до обучающихся актуальность проблемы отходов в Ростовской области, в России и в мире, показать её масштаб.

 Рассказать о повседневных практиках, позволяющих каждому школьнику внести свой вклад в решение проблемы отходов.

 Вовлечь школьников и их родителей в участие в экологических акциях.

Оборудование: проектор и экран, компьютер, ноутбук или интерактивная доска для демонстрации презентации в Microsoft PowerPoint,

Урок состоит из 3 взаимосвязанных блоков.

Блок 1. Передачи знаний

Демонстрация презентации в сопровождении:

В этой части урока учащиеся:

• узнают, в чём состоит проблема отходов и почему её решение актуально сегодня;

• выясняют, каковы причины и возможные последствия данной проблемы;

Общее время на блок передачи знаний – 5 минут.

Блок 2. Выполнение игрового задания

Работая в группах, учащиеся выполняют

Задание 1 для первой группы, в ходе которого:

• узнают о трёх основных способах обращения с отходами: захоронение, сжигание, переработка и выясняют их преимущества и недостатки.

Задание 2 для второй группы, в ходе которого:

• тренируются в сортировке мусора и узнают об особенностях различных материалов.

Общее время на блок -10 минут

Блок 3. Закрепление материала и подготовка к практическим действиям

В завершающей части урока учащиеся:

• составляют список действий, которые они готовы совершать, чтобы помочь решению проблемы отходов в своем городе.

Общее время на блок -5 минут

Учитель: Здравствуйте! Я рада всех приветствовать на нашем мероприятии, тема которого касается всех жителей нашей планеты. Всех, потому что Земля - наш общий дом.

5 января 2016 года Президент России Владимир Путин подписал указ о проведении в 2017 году в России Года экологии. Цель его проведения- привлечение внимания общества к вопросам экологического развития России, улучшение экологической обстановки во всех регионах России и во всей стране в целом.(Слайд 1)

Учитель: Перед нами сегодня стоит цель развить ответственное отношение к отходам и стимулировать их совершать практические шаги по решению проблемы отходов в повседневной жизни.

Учитель: Проблема отходов – одна из наиболее актуальных экологических проблем, с которой столкнулось человечество. Рост потребления, особенно в крупных городах, ведёт к увеличению объёмов образования бытовых отходов. По данным Росприроднадзора, основной технологией утилизации отходов в России является их захоронение на полигонах, а также на санкционированных и несанкционированных свалках. Санитарные полигоны для захоронения отходов занимают в России огромные территории . Отходы негативно воздействуют на окружающую среду и человека, являясь источником поступления вредных химических и биологических веществ в грунтовые и поверхностные воды, атмосферный воздух и почву. Эта проблема актуальна и для нашей обрасти и для района.

- Скажите, пожалуйста, чем отличаются отходы от мусора?

- Что такое селективный сбор отходов?

Каждый россиянин производит по 400 кг мусора ежегодно. Давайте разберемся, откуда берутся эти ужасные горы мусора?

-Что в вашем мусорном ведре? Откуда берется его наполняемость?

Перерабатывается 3-5%. Какая-то часть сжигается, большая часть мусора вывозится на мусорные полигоны или свалки.

- Чем отличаются полигоны от свалок?

Чем плохи свалки?

Огромная территория

Не оборудованы

Отравляют почву и воздух

Современные отходы никуда не исчезают и постоянно накапливаются

На столе разложены различные виды отходов: пластиковая бутылка, алюминиевая банка, стеклянная бутылка, тетрадка, ткань, биоотход,батарейка.

Вывод: Отходов может быть меньше – если относиться разумнее к покупательской способности, их можно сортировать на подлежащие переработки и не подлежащие.

Учитель: Давайте вместе проанализируем собранную информацию.

Учитель: Мне кажется, что минусов очень много и это не лучший способ обращения с отходами. Однако, в нашей стране на сегодняшний день на свалки отправляется 90—95% мусора. Как же ещё можно с ним поступить?

Учитель: А что если взять и сжечь все ненужные вещи?

Такой способ может показаться очень привлекательным — мусор можно заставить просто исчезнуть. Так ли это? Вовсе нет. Объём мусора действительно уменьшается, но не до нуля. Вместо кучи мусора образуется высокотоксичная зола, объём которой не меньше четверти объёма сожжённого мусора. А золу придётся везти на свалку. При сжигании мусора можно получать тепло и электроэнергию. Это так, но если сжигать всё подряд, то много энергии получить сложно — например, стекло, металл, пищевые отходы горят не очень хорошо. А если что-то горит не очень хорошо, то на поддержание процесса горения энергию придётся наоборот тратить. Не так давно выяснилось, что при сжигании мусора образуются яды — диоксины, которые имеют свойство накапливаться в воде, почве, в телах животных и человека. Они вызывают серьёзные заболевания и от них почти невозможно избавиться. Установка и обслуживание на мусоросжигательных заводах фильтров, улавливающих диоксины и другие вредные вещества, которые выбрасываются при сжигании смешанных отходов, стоит очень дорого. И ещё все те материалы, для которых было добыто очень много природных ресурсов, уже никогда нельзя будет восстановить и использовать. Хорошо, что в нашей стране сжигается совсем немного отходов .

Учитель: Тут тоже очень много минусов. Пока этот способ тоже трудно назвать лучшим

Учитель: Теперь вся надежда на третий способ — переработку. Что тут у нас?

Материалы возвращаются в хозяйственный оборот, на производство новых вещей затрачивается меньше энергии и меньше воды, при производстве новых вещей вода меньше загрязняется, меньше отходов вывозится на свалку, сохраняются природные ресурсы для потомков. Что, неужели сплошные плюсы? Почему же тогда в России перерабатывается только 5—7% отходов? А, вот ещё один пункт забыли — необходимо изменить привычки и научиться сортировать отходы.

Учитель: То есть, изменить привычку, значит перестать смешивать и начать разделять отходы по материалам? Правильно? Получается, что мусор, от которого мы хотим избавиться и который вредит планете, можно сделать не врагом, а союзником! Нужно просто правильно с ним обращаться — сортировать и перерабатывать, то есть превращать ненужные вещи в новые и полезные.

Учитель: Было ли сложно для вас сортировать мусор?

Учитель: Может нам стоит изменить свою привычку и каждому жителю участвовать в сортировке мусора. Давайте с вами убедимся в том, что это совсем не сложно. (Вызываются учащиеся, которые сортируют мусор по контейнерам)

Учитель: У вас есть контейнеры, заполненные стеклом, металлом, пластиком, бумагой, пищевыми отходами, полезными вещами и смешанным мусором. Вопрос, а куда отвезти содержимое контейнеров?

Игровая ситуация перечислены четыре самых популярных вида перерабатываемых отходов.

Учитель комментирует, что только из этих четырёх видов отходов можно изготовить огромное количество новых вещей. Порой не так уж просто догадаться, из чего было сделано вторсырьё для той или иной вещи. Ведущий объясняет, что сейчас он будет зачитывать названия вещей. Задача игроков – догадаться, из какого вида вторсырья может быть изготовлена данная вещь (из четырёх доступных вариантов). Отвечает команда, участники которой первыми поднимут руку.

Примеры заданий:

Войлочный чехол для планшета (пластиковая бутылка).

Спортивный самолёт (алюминиевая банка).

Стекловата – утепляющий и звукоизоляционный материал (стеклянная бутылка).

Металлические каркасы для мебели (алюминиевая банка).

Ручки, маркеры, ножницы и степлеры (пластиковая бутылка).

Декоративная плитка для интерьера (стеклянная бутылка).

Детский конструктор (пластиковая бутылка). ·

Одноразовые горшочки для рассады (макулатура).

Добавка для производства асфальта (стеклянная бутылка).

Зубная щётка (пластиковая бутылка).

Учитель: Мы провели исследование, собрали идеи и теперь можем, наконец, составить план действий для Экоотрядов, готовых помогать в деле спасения планеты от мусора. Переходим к составлению плана, который мы в ближайшее время сможем привести в действие.

(Учащиеся зачитают пункты списка и составляют План действий).

Учитель: Спасибо вам, ребята! Вы отлично поработали. Каждый из нас может что-то сделать, чтобы помочь нашему городу, стране и планете в целом.

Не обязательно делать всё и сразу, можно начать с малого. Даже самое маленькое действие каждого жителя планеты очень важно. Тогда мы сможем сохранить здоровье людей и нашу планету.

МБОУ Федоровская СОШ

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Формат мероприятия: классный час.

Целевая аудитория: учащиеся 11-х классов.

Время мероприятия: 45 минут.

Цель классного часа: формирование у учащихся экологической культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы и результатам труда человека.

План мероприятия:

1. Мотивационный этап.

2. Этап актуализации знаний по теме классного часа.

3. Выявление затруднений по теме классного часа.

4. Озвучивание плана работы.

5. Реализация выбранного плана по решению затруднения.

6. Работа учащихся в реализации плана по решению затруднения.

7. Рефлексия.

Необходимое оборудование: компьютер, проектор, экран.

Планируемый результат: сформированность познавательных мотивов, направленных на получение нового знания в области экологии в связи с бытовыми проблемами, связанными с сохранением собственного здоровья и экологической безопасности.

1. Мотивационный этап.

2. Этап актуализации знаний по теме классного часа.

В России все более важной проблемой становится состояние окружающей среды. Чтобы привлечь внимание к её решению 5 января 2016 года Президентом Российской Федерации подписан указ, объявляющий 2017 год – годом экологии в России.

(Слайд №2) За это время было сделано:

- проведение более 33 тысяч мероприятий, в которых приняло участие около 22 млн. человек;

- организация всероссийских и региональных конференций по вопросам экологии и природопользования, проведение экологических конкурсов среди школьников, фестивалей и слётов, фотовыставок и волонтерских акций;

- принятие поправок к нормативно-правовым актам о животных, об экологической информации, об отходах, в которых уточнен порядок выброса отходов в атмосферный воздух и водные объекты;

- выявление нелегальных свалок (за 2017 год обнаружили 15722 свалки) и их устранение (за 2017 год ликвидировали 7038 свалок);

Однако неудачно была решена проблема обращения с отходами. Это связано, в первую очередь с быстрым принятием территориальных схем, вовторых, низким уровнем финансирования, в-третьих, недостаточностью решения о создании мусоросжигательных заводов, т. к. каждый тип мусора требует своего способа утилизации.

И хотя год экологии привлек внимание органов государственной власти и общества к экологической проблематике и принес позитивные изменения, этого недостаточно, защита – окружающей среды – ежедневная работа каждого из нас.

3. Выявление затруднений по теме классного часа.

А что вы знаете о способах и методах утилизации твердых бытовых отходов?

И все? Давайте сегодня, немного расширим ваши знания в этом вопросе.

4. Озвучивание плана классного часа.

Для того, чтобы расширить наши знания в этом вопросе, давайте познакомимся с планом нашего классного часа: (Слайд №3)

- Проблема состояния окружающей среды в Алтайском крае;

- Понятие твердых коммунальных и бытовых отходов. Классы опасности.

- Способы утилизации коммунальных отходов.

- 7 простых шагов построить экологичную жизнь.

- Как правильно подготовить вторичное сырье к сдаче.

5. Реализация выбранного плана по решению затруднения

В Алтайском крае, как и во многих других регионах страны, проблема состояния окружающей среды стоит достаточно остро. Наиболее сложная ситуация в промышленно развитых районах края, где располагаются градообразующие предприятия, перерабатывающие заводы, ТЭЦ.

Барнаул, как крупный промышленный центр, характеризуется большой концентрацией антропогенных объектов (то есть объектов, созданных человеком) на ограниченной территории, оказывающих негативное влияние на окружающую среду. Основными источниками загрязнения атмосферы являются промышленные объекты и печное отопление частного сектора.

Дополнение к этому – расположение в черте города полигона твердых бытовых и промышленных отходов.

Чтобы обеспечивать высокое качество жизни и здоровья людей, необходимо поддерживать экологическое состояние окружающей среды на должном для этого уровне, а это невозможно без формирования экологической культуры, экологического воспитания населения.

Чтобы посмотреть, как с этим обстоят дела в других странах, предлагаю посмотреть небольшой видеоролик.

Из видеоролика мы узнали, что Россия входит в число лидеров по количеству свалок мусора и его объемам, хранящимся на полигонах твердых бытовых и коммунальных отходов.

Для начала, предлагаю рассмотреть само понятие твердых коммунальных и бытовых отходов.

Итак, основная часть мусора, которая формируется в любом

современном городе – это и есть твердые бытовые отходы (ТБО), то есть тот мусор, который образуется ежедневно в каждой квартире. К нему относятся пищевые и растительные остатки, пластик, стекло, текстиль и различные компоненты, непригодные для дальнейшего использования.

(Слайд №6) К твердым коммунальным отходам (ТКО) еще добавляют отходы производства и деятельности различных предприятий, индивидуальных предпринимателей.

Все отходы делятся на 5 классов опасности:

I класс – чрезвычайно опасные (лампы, градусники со ртутью и т.д.)

II класс – высоко опасные (батареи, кислоты, щёлочи)

III класс – умеренно опасные (автомобильные масла, металлы)

IV класс – малоопасные (все твердые бытовые отходы, резина)

V класс – практически неопасные (бумага, картон)

Так, по подсчетам Министерства природных ресурсов Российской Федерации, на каждого россиянина приходится по 400 килограммов отходов в год. Согласно статистике, в среднем российская семья, состоящая из четырех человек, выбрасывают за год около 150 килограммов разного рода пластмасс, примерно 100 килограммов макулатуры и около 1000 стеклянных бутылок.

На сегодняшний день в России функционирует 243

мусороперерабатывающих завода, 50 мусоросортировочных комплексов и 10 мусоросжигательных заводов. При этом свалками заняты семь миллионов гектаров земли. Ежегодно на них вывозят свыше 250 кубометров только твёрдых коммунальных отходов.

Рассмотрим основные существующие сегодня способы утилизации коммунальных отходов:

Захоронение. Самый дешевый способ. Однако он имеет множество недостатков. При разложении отходов на полигонах во внешнюю среду выделяются токсичные вещества, загрязняющие воду, атмосферу и почву. При этом требуются огромные территории, которые после ликвидации свалки долго будут непригодными для пользования. При реализации данного способа необходимо соблюдение правил расположения полигонов: они должны создаваться за границами населенных пунктов, зон отдыха и охраны воды, медицинских учреждений.

Сжигание. Распространенный сегодня способ. Продуктом процесса является зола, объем которой гораздо меньше объема ТКО до сжигания. Золу обычно вывозят на полигоны. Данный способ также имеет определенные минусы, связанные с негативным влиянием на экологию. Поэтому его пытаются усовершенствовать за счет использования печей дожигания с системой очистки газов и генератором электрической энергии.

Экологически более рациональным методом является пиролиз – разложение отходов в условиях отсутствия воздуха при высоких температурах.

Компостирование. Способ для разложения органической составляющей мусора. Его суть состоит в создании компостных куч, в которые закладываются отходы. В таких кучах происходит разложение органических компонентов за счет деятельности микроорганизмов. Недостатком способа является то, что при биодеградации отходов появляется неприятный запах.

Также способ требует предварительной сортировки мусора.

Переработка ТКО. Большая часть отходов может перерабатываться с целью получения новых материалов и изделий.

Какой из представленных способов вы считаете наиболее эффективным?

Переработка позволяет экономить природные ресурсы, защищать экологию и получать дешевую сырьевую базу. Предлагаю подробнее остановиться на переработке ТКО, поскольку она имеет определенные особенности: разные компоненты перерабатываются по-разному:

Металлические материалы подвергаются сортировке, прессованию и пакетированию, после чего обработанные отходы направляются на металлургические предприятия с целью переплавки.

Пластиковые компоненты служат сырьем для производства новых изделий: полиэфирных листов (используются для наружной рекламы, например, при оформлении рекламы на остановках общественного транспорта), волокон и др.

Из стеклянных остатков получают техническое стекло, использующееся в строительных работах. В процессе переработки осуществляют сортировку, очистку, сушку, дробление и нагрев сырья с целью дальнейшей переплавки.

Бумажный мусор используют для получения новой бумаги. Собранная макулатура сортируется, очищается, в некоторых случаях обесцвечивается и затем отправляется на целлюлозно-бумажные комбинаты.

Из древесных отходов производят множество строительных материалов (например, ДВП, ДСП), топливные брикеты, пеллеты и т.д.

Выброшенные электрические приборы зачастую являются источником цветных металлов и полимеров, пригодных для дальнейшего использования в качестве сырья.

Переработке также подвергаются нефтесодержащие отходы (асфальт, битум).

Таким образом, переработка каждого вида ТКО производится по разным технологиям, поэтому важнейшим этапом данного способа утилизации является сортировка отходов.

Для раздельного сбора мусора в Алтайском крае с 2017 года стали активно устанавливать специальные контейнеры для пластика.

К сожалению, большинство названных организаций функционируют только в г. Барнауле, но с каждым годом их охват становится все шире, создаются проекты по сбору мусора и в других населенных пунктах. Наша активность помогает развивать добровольческие инициативы, поэтому предлагаю ознакомиться со следующей памяткой.

7 простых шагов построить экологичную жизнь

Вклад в загрязнение или защиту окружающей среды вносит каждый из нас. Поэтому:

1. Отказывайся от пакетов в магазинах в пользу многоразовых сумок и экомешочков. А иногда небольшую покупку можно донести и в руках. ⠀

2. Покупай продукты без упаковки или в свою тару.

3. Выбирай продукты в перерабатываемой упаковке. Узнай, какие пластики принимают на переработку в твоем городе.

4. Выбирай косметику без микропластика в составе.

5. Заменяй одноразовые батарейки в пользу заряжаемых аккумуляторов.

6. Помни, что треть всей купленной еды в мире выбрасывается и поэтому ответственно подходи к покупке еды и покупай только то, что необходимо.

7. Рассказывай своему окружению о важности сокращения потребления и раздельного сбора отходов.

6. Работа учащихся в реализации плана по решению затруднения

Какие бы мы технологии не развивали по переработке и утилизации отходов, эксперты едины во мнении: путь в светлое и здоровое будущее лежит через ответственное потребление.

Если хочешь изменить мир к лучшему - начни с себя.

Как правильно подготовить вторичное сырье к сдаче.

Пластик (доклад учащегося)

Пластик необходимо ополоснуть от остатков пищевых продуктов. Важный момент это ополоснуть, а не тратить литрами моющих средств и воды. Важно. Пластик стоит сократить до минимального объема: например, бутылки должны быть смяты, с них также можно снять крышки. Нельзя заполнять пластиковые бутылки другим пластиком, пакетами и т.п.

Фасовочные мешочки и пленку собираем в пакет пакетов.

Макулатура (доклад учащегося)

Макулатуру можно разделить на гофро-картон и все остальное. Бумага для сдачи в переработку должна быть сухой. Отсортированные стопки лучше сложить как можно плотнее и по возможности перевязать веревкой. Необходимо отделить металлические пружины (от старых календарей, тетрадей), а также убрать файлы, скотч, скрепки. Из конвертов следует вырезать прозрачное пластиковое окошко.

Стекло (доклад учащегося)

Стекло рекомендуется ополоснуть, а также по возможности снять крышечки, дозаторы и колечки на горлышке.

Этикетки со стеклянных бутылок отмывать не нужно.

Битое стекло желательно сложить в какую-либо емкость (например, в такую же стеклянную банку).

Металл (доклад учащегося)

Металлический мусор нужно помыть или ополоснуть от остатков пищи и напитков, а затем высушить от влаги и по возможности сплющить. Этикетки с консервных банок также желательно снять.

Во вторую - для работников, которые отсортировывают на самих перерабатывающих станциях.

В третью - для самого вторсырья, чтобы там не развелась плесень, ибо, чем тоньше пластик, тем быстрее споры плесени попадают в его структуру.

Тратить ресурсы на отмывание нецелесообразно

7. Рефлексия

На этом наш классный час подходит к концу.

- Как вы думаете, пригодятся те знания, что вы получили сегодня на классном часе?

- Понравился ли вам наш классный час?

Список используемой литературы: 1. Набиева, Н. А. Год экологии: цели и итоги / Н. А. Набиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 43 (281). — С. 150-153;

2. Забавко Р. А. Актуальные вопросы охраны окружающей природной среды и природных ресурсов в России: отдельные итоги года экологии в России // Вопросы российского и международного права. — 2019. — Т. 9, № 1—2. —С. 309—316.

3. Сагдеева Г.С., Патракова Г.Р. Переработка отходов производства и потребления с использованием их ресурсного потенциала // Вестник Казанского технологического университета. 2014. №6.

Читайте также: