План урока золотой век русской литературы

Обновлено: 02.07.2024

Форма: КТД, игра.

Образовательная цель:

Развивающие цели:

  • развивать познавательный интерес к изучению творчества А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, М.Ю.Лермонтова;
  • расширять кругозор обучающихся по биографии авторов, показать связи кинематографа и литературы;
  • творческие способности учащихся; умения работать в группе, коммуникативные УУД.

Воспитательные цели:

  • воспитывать познавательный интерес к литературе как к учебному;
  • воспитывать стремление к речевому самосовершенствованию;
  • воспитывать эстетический вкус, прививать культурные ценности через форму мероприятия.

Задачи:

  • обогащать и активизировать словарный запас обучающихся.
  • сформировать навыки осознанной творческой деятельности.
  • предоставить возможность учащимся творчески себя реализовать, раскрыть свой потенциал.

Технологии: ИКТ, театрализация, групповая работа, работа в парах.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация, Приложение 1 (словарь), Приложение 2 (эмблемы литературных сообществ-команд), Приложение 3 (тесты по биографии классиков), Приложение 4 (ключи к тестам), Приложение 5 (реклама литературного произведения), Приложение 6 (материалы для оформления страницы о герое), Приложение 7 (стенд симпатий благодарных потомков), Приложение 8 (оценочные листы для жюри).

Ход мероприятия

Слад 1.

  • Кто из вас знает, какой временной период называют золотым веком в развитии русской литературы? (XIX век)
  • Какие известные вам имена писателей и поэтов прославили это время? (Пушкин, Лермонтов, Гоголь)

Словарная работа: какую же эпоху называют золотым веком русской литературы? (словосочетание золотой век на стенд) Приложение 1

Слайд 3. (инсценировка: на сцене появляются ученики-актёры А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.В.Гоголь)

А.С.П.: Опять о нас…

М.Ю.Л.: Вы, Александр Сергеевич – наше всё!

А.С.П.: Спасибо, вам, друзья! А Вы, кажется, Лермонтов. Жаль, что не знаком был с вами лично. Но наслышан: народный поэт, юный могучий талант, истинное дарование, открывшее миру лирический мир чувств, певец борьбы и свободолюбия!

Н.В.Г.: Как же, Александр Сергеевич, Михаил Лермонтов – восходящая луна русской поэзии!

М.Ю.Л.: Благодарю, вас, господа.

А.С.П.: И вы здесь, Николай Васильевич, очень рад. Вот истинный отец русской прозаической литературы. Позабавили нас своими повестями: вот где истинная весёлость, подлинный народный дух.

М.Ю.Л.: Очень многогранная личность: фантаст, патриот, критик-реалист, сатирик. Сколько сюжетов, персонажей!

Н.В.Г.: Всё благодаря Вам, Пушкин.

А.С.П.: Да, господа, мы классики русской литературы. И даже я не мог предвидеть такую популярность в наше время, да что в наше, и в XXI веке.

Учитель: Ребята, вы, конечно же, узнали этих великих мастеров художественного слова. Такая встреча могла состояться только здесь и сейчас. А вот с произведениями этих классиков вы встречаетесь каждый год на уроках литературы.

Словарная работа: Кого же называют классиками и почему? (на стенде слово классик) Приложение 1

Начнём игру и узнаем, кто самый лучший знаток их творчества.

Учитель: Оценивать ваши знания и творческие способности сегодня будут не просто члены жюри, а корифеи педагогики и литературы. Приложение 8

Словарная работа: Кого называют корифеем? (слово корифей на стенд) Приложение 1

Слайд 4.
Учитель: В XIX веке были популярны разные литературные общества. Участники их собирались вместе, читали свои произведения, обсуждали. Наши команды сегодня – тоже литературные общества. Название своё вы получили накануне. Расскажите о себе.

Домашнее задание команд. (2 балла) Приложение 2

Учитель:

Друзья мои, прекрасен ваш союз,
Коль уважаете и слышите друг друга!

Учитель: Ну что ж начнём игру.

Слайд 5.

А.С.П.: Какая спокойная у вас жизнь, Гоголь: переехал из Малороссии в Петербург – и всё – русский писатель!

Н.В.Г.: Вас-то побросало, Пушкин: всё ссылки, ссылки… А всё из-за вашего вспыльчивого нрава!

М.Ю.Л.: А вот я, господа, наслаждался горами Кавказа, лечебными водами Пятигорска…

А.С.П.: Слыхал, что не только по болезни…

Задание-тест по биографии (10 баллов). Каждая команда выбирает конверт, в котором тест по биографии одного из классиков. За три минуты выполняет задания и отдаёт жюри. (3 мин.) Проверка жюри. Правильные ответы раздаются командам. Приложение 3, Приложение 4.

Слайд 6. Интерактивное задание (1 балл): 3 представителя от команд на доске соотносят даты жизни с авторами.

Слайд 7-проверка

Слайд 8.

А.С.П.: Я могу по памяти воспроизвести любое своё сочинение.

М.Ю.Л.: Думаю, я тоже.

Н.В.Г.: И неудивительно, рифмы ваши поистине совершенны!

Задание: Продолжить стихотворение (1 балл за правильный ответ).

Слайды 9-14.

Слайд 15. Интерактивное задание для группы 1 (5 баллов – 1 балл за каждый правильный ответ)

У интерактивной доски задание выполняет 1 из представителей команды (по 5 произведений), задание на соответствие произведений и авторов.

Слайд 16-проверка.

Слайд 17. Интерактивное задание для группы 2 (5 баллов – 1 балл за каждый правильный ответ)

Слайд 19. Интерактивное задание для группы 3 (5 баллов – 1 балл за каждый правильный ответ)

Слайд 20-проверка.

Слайд 21

А.С.П.: Вы знаете, Николай Васильевич, почему ваши первые повести не сразу стали популярными?

Н.В.Г.: А Вы знаете?

А.С.П.: Я же Пушкин! Я всё знаю! У них не было достойной рекламы!

У лукоморья дуб зелёный, златая цепь на дубе том. И днём и ночью кот учёный всё ходит по цепи кругом… С детства всем знакомы эти строки. Так начинается известная поэма великого поэта. Вы верите, что добро побеждает зло? Вы любите приключения? Тогда эта волшебная сказка-поэма для вас! Эта история о настоящих чувствах, о любви смелого витязя и прекрасной княжны. На пути к своему счастью героев ждут многие испытания: завистливые соперники, злые чары колдуна, козни старухи-ведьмы и даже смерть и чудесное возвращение к жизни главного героя. Влюблённые стойко, мужественно преодолевают все преграды, благодаря вере в любовь, в добро! Читайте и наслаждайтесь.

О каком произведении идёт речь?

Слайд 22.

(задание выполняет капитан с помощником) Приложение 5

В это время другие члены команд участвуют в аукционе героев.

Слайд 23

Кто больше героев назовёт, балл команде принесёт.

(По щелчку меняются авторы)

Слайд 24 Творческая страница, возвращение капитанов с рекламой произведений.

Соперники, Вам произведение узнать и автора назвать!

Рекламным агентам составленный текст выразительно прочитать!

(участники зачитывают рекламу, соперники называют произведение и автора)

Слайд 25. Физкультминутка. Слово классикам.

А.С.П.: Друзья мои, а как вы отдыхаете? Вот я люблю прогулки по тверскому бульвару в Москве, в Крыму есть замечательная оливковая роща. Люблю смотреть на море. Но любимое место – это аллея в Михайловском.

Щелчок (музыка), по щелчку кадры любимых мест отдыха Пушкина.

Слайд 26 (музыку сделать тише)

М.Ю.Л.: Я люблю горы. Дух захватывает от этой мощной красоты, а каков воздух! Беру мольберт и рисую, рисую….

Щелчок (музыка), по щелчку кадры любимых мест отдыха Пушкина

Слайд 27 (музыку сделать тише).

А.С.П.: А ещё в Ваших карманах полно конфет.

Щелчок (музыка), по щелчку кадры любимых мест отдыха Пушкина

Слайд 28 (физминутку проводят дети – 1 балл)

Слайд 29

А.С.П.: Хорош ваш Хлестаков, Гоголь! И со мной на короткой ноге, врёт и не краснеет, точно без царя в голове.

М.Ю.Л.: А Ваши женские образы - Маша Миронова, Татьяна Ларина – скромны, искренни и как способны любить! Восхищаюсь вашими женскими образами.

Н.В.Г.: Знали бы Вы, Пушкин, каков Калашников – вот где истинная смелость, мужество!

Задание (5 баллов): За пять минут заполнить страницу в контакте герою по жребию.

(участники зачитывают статус, информацию о герое, но не вписывают имя. Соперники называют героя, произведение, автора) (Тарас Бульба, Татьяна Ларина, Мцыри) Приложение 6

Слайд 30

А.С.П.: Юный Лермонтов, Вы никогда не снимаете военную форму?

М.Ю.Л.: Как и Вы, свой цилиндр.

А.С.П.: А что у вас Гоголь, есть любимая вещица?

Н.В.Г.: У героев моих таких вещиц много, я же мастер художественных деталей. А у меня есть только мой знаменитый нос, господа.

Задание: Аукцион, участники должны назвать, кому из литературных героев принадлежит вещь.

Слайды 31-36 (1 балл за правильный ответ)

Слайд 37

А.С.П.: Знаете, господа, наши книги в будущем будут не только читать.

Н.В.Г.: Да ещё и инсценировать в театре!

М.Ю.Л.: И обязательно снимут кино!

А.С.П.: Вот бы посмотреть…

Задание (4 балла): участники просматривают отрывки из кинофильмов, называют произведение, автора, эпизод, героев.

Слайд 38

Рефлексия (на стенд вывешиваются новые слова – рефлексия, рефлексировать)

  • Что узнали нового о М.Ю.Лермонтове, А.С.Пушкине, Н.В.Гоголе?
  • Какие новые слова-литературные понятия усвоили?
  • Какое задание выполнять было интересно?
  • Какое задание выполнять было трудно?
  • Как вы оцениваете свои знания сегодня?

Слайд 39

Стенд симпатий. Сердечко-лайк под портретом автора. Приложение 7

Слайд 40

Слово классикам.

Учитель:

Об этой встрече вспоминает мир:
Три гения встречаются, как братья.
И мы в мечтах идём навстречу к ним,

1 ученик (Гоголь):

Вот голос Гоголя:
“Я, Пушкин, часто думал о тебе,
Твои читал я сказки и поэмы,
Мечтал о встрече – пусть в моей судьбе
Такое счастье будет непременно.

2 ученик (Пушкин)

Спасибо, Лермонтов, за твои стихи,
Спасибо за великие творенья.
Хотел бы я преподнести цветы
За каждый слог в твоем стихотворенье.

3 ученик (Лермонтов):

Хотел бы я, чтоб люди всей земли
Нас помнили без зависти и лести,
Читая книги, с нами рядом шли,
Думая о доблести и чести”.

Учитель:

Читайте классиков, друзья!
Великих корифеев золотого века!
Цените дружбу, долг, любовь,
Воспитывайте в душах Человека

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Конспект урока по литературе в 9 классе

Цель: ввести общие сведения о литературе России 19 века, выявить характерные черты её развития в данный период.

Образовательные:

- сопоставить романтизм и реализм как литературные направления, выявив основные черты.

Развивающие:

- развивать видение межпредметной связи между историей и литературой;

- формировать аналитические способности в плане сравнения литературных направлений;

- расширять познавательную сферу учеников (определённая эпоха связана с историческими событиями, которые часто находят отражение в литературном творчестве);

Воспитательные:

- воспитывать осмысление русской литературы и её значения в мире; чувство патриотизма, гордости за великих поэтов и писателей, родившихся и творивших на земле российской.

I. Организационный момент.

II. Постановка целей урока.

Проследить, какие события в истории наиболее ярко отразились в народе? Понять, как реагирует русская литература 19 века на окружающие события? Решать данные вопросы мы будем в течение урока.

III .Словарная работа (документ-камера).

1. античный и тем самым образцовый;

2. связанный с изучением античных языков и литературы;

3. относящийся к классицизму;

4. созданный классиком, совершенный, признанный, образцовый.

1. специалист по классической филологии;

2. великий деятель науки, искусства, литературы, чьи творения сохраняют значение общепризнанного образца.

Классическая литература — канонизированная литература; образцовая, наиболее значительная.

Общая характеристика русской литературы ХIХ века.

Само 19 столетие, как и литературу соответствующего периода, можно поделить на 2 части-периода: первая половина века и вторая половина века.

Изучение любого литературного произведения надо начинать со знакомства с историческими предпосылками, поскольку без этого невозможно выяснить мотивы, причины появления того или иного творения. Поэтому знание истории поможет нам установить логику зарождения идей в умах поэтов и писателей.

Работа с презентацией. Сегодня мы с вами будем работать с таблицей, состоящей из трёх колонок. В первой колонки будет отражаться название периода, во второй – важнейшие исторические события, повлиявшие на развитие литературы, в третьей колонке – общие черты, характерные для этапа.

1 колонку мы легко можем заполнить, поскольку уже поделили весь век на две части.

Реализация домашнего задания.

Учитель и подготовленные ученики рассказывают, учащиеся попутно заполняют 3 колонку таблицы.

исторические события

в Европе и России

Общая характеристика

развития русской

литературы ХIХ века

I половина ХIХ века (1795 — первая половина 1850-х годов)

Открытие Царскосельского лицея (1811) - Байбакова. Отечественная война 1812 года. Революционные и национально-освободительные движения в Европе - Бикмеева.

Возникновение тайных декабристских организаций в России (1821—1822). Восстание декабристов (1825) и его поражение - Аптикаева.

Реакционная политика Николая I . Гонения на свободомыслие в России. Кризис крепостничества, общественная реакция. Усиление демократических тенденций - Габдуллина. Революции в Европе (1848—1849), их подавление – Васильева.

Освоение европейского культурного наследия – Сайфутдинов. Внимание к русскому фольклору. Закат классицизма и сентиментализма. Зарождение и расцвет романтизма.

II половина ХIХ века (1852—1895 годы)

Поражение России в Крымской войне. Смерть Николая I (1855) - Гареева.

Подъем демократического движения и крестьянских волнений. Кризис самодержавия - Журавлёва.

Отмена крепостного права. Начало буржуазных преобразований - Измалков.

Демократические идеи народничества. Активизация тайных террористических организаций – Камалов.

Пропаганда идей марксизма - Султанова.

Материал для учителя к лекции: сначала выступление ученика об освоении европейского культурного наследия. Фольклор продолжал жить и в 19 столетии.

Пока не отменили крепостное право, в творчестве народа в основном звучал призыв к отмене гнёта крестьян. Простой народ боролся против феодального строя с оружием в руках, не забывая отражать свой настрой и в творчестве.

(О закате классицизма и сентиментализма, напоминание основных черт).

Ко времени месту возникновения такого литературного направления, как романтизм, можно отнести Европу конца 18 века. В это время и в России, и во всей Европе люди переживают сильнейшие преобразования, которые глубоко отражались в душе каждого человека. Начать стоит с Французской революции, которая длилась с 1789 по 1814 годы. Под влиянием данного события, которое было наполнено шоком переворотов, переворот произошёл и в литературе, что кардинально изменило самосознание широких слоёв населения. Основные особенности: внимание к внутреннему миру героя, отказ от культа разума, под образом героя часто прячется образ самого автора с его истинными жизненными перипетиями судьбы, он всегда окружён ореолом таинственности, загадочности, но многим не удаётся его понять, поэтому он противостоит обыденному миру, ищет идеала и свободы для своих возвышенных устремлений.

В 19 веке по сравнению с 18 столетием увеличилось число людей, обращающих свой взор к литературе, ведь раньше это было прерогативой узкого круга образованных людей. С появлением образованного общества появляется возможность серьёзно читать и анализировать стихотворения и прозаические произведения соотечественников. Дворяне начали ставить литературу в один ряд с театром и музыкой, конечно, развитие больше происходило пока только в Санкт-Петербурге и Москве. Литературы и общественные деятели установили традицию собираться в литературные общества и кружки, многие из которых являлись подпольными, запретными в виду их пропагандистской деятельности.

В противовес деспотичному Павлу 1 взошедший на престол Александр 1 был настроен более демократично, поэтому общественная жизнь с 1801 года немного оживает. Пресса и литература получают второе дыхание, на слуху всё больше либеральные идеи. Журналы и альманахи, которые появляются в это время, чётко делятся на два противостоящих лагеря: либерально-демократические и консервативно-монархические. Кто-то считал, что народ готов к переменам в политическом строе, а кто-то говорил о том, что народ тёмен, не образован, и рано говорить о свободе, поскольку это не приведёт ни к чему, кроме анархии и произвола.

Основные приоритеты русских романтиков: искусство должно быть современным, оно не должно брать свои истоки из-за границы, а должно основываться на наших традициях и устремляться к воспитанию настоящих граждан. Очень рьяно пытались следовать этим канонам молодые писатели-декабристы – Пушкин и Лермонтов. Уже тогда характерно настроение разочарованности в культе разума, в движущей силе просвещения.

Павел 1 в цензуре ориентировался на екатерининские идеи, а, следовательно, следующий правитель – Александр 1 считал их устаревшими и непригодными для эпохи своего правления. Ведь при Екатерине было гарантировано процветание науки и литературы. Поэтому 31 марта 1801 г. Александр I подписывает указ:

Народничество — политика интеллигенции со второй половины 19 века, которая призывала сблизиться с простым народом, найти свои истоки и место в жизни. Интеллигенты чувствовали, что потеряли свою связь с народной правдой и мудростью. Первым этапом становления народничества можно считать дворян, марксистов.

Скульптор Александр Михайлович Опекушин создал памятник Александру Сергеевичу Пушкину, который был установлен 6 июня 1880 года . Бронзовый памятник был установлен в начале Тверского бульвара на Страстной площади (теперь Пушкинская ). Только в 20 веке его переместили на другую сторону площади.

Развивались светские СМИ. В Петербурге выходило 47 изданий, в Москве – 84, в глубинке – 3. Многие из них существовали не более 2 лет. Самым долговечным оказался “Вестник Европы”, который издавался практически 30 лет. В этот период больше писали о моде, светских приёмах, сплетни из жизни знатных особ.

Тогда же процветает работа поэтов чистого искусства, таких как А. Фет, Ф. Тютчев. Их поэзия была наполнена намёками, догадками, недосказанностью. Здесь больше отражаются не мысли и чувства, а поток сознания поэта. По мнению представителей данного направления – искусство и жизнь два параллельных полюса, которые не должны иметь ничего общего.

I V . Понятие о романтизме и реализме.

Итак, 19 век в русской литературе – это господство двух литературных направлений – романтизма и реализма. В чём их идеи и как они проявлялись? В чём их принципиальные различия? Для ответа на эти вопросы стоит обратиться к учебнику на страницах 105-113.

Заполнение таблицы посредством установления соответствий на электронной доске:

Романтизм и реализм в русской литературе ХIХ века

Основания для сопоставления

Возникновение и развитие

Возник под влиянием немецкой и английской литературы в творчестве Жуковского, Батюшкова. Получил развитие после войны 1812 года в творчестве поэтов-декабристов, раннем творчестве Пушкина, Лермонтова, Гоголя

Возник в 1820—1830-е годы в творчестве Пушкина, развивался Лермонтовым и Гоголем. Вершиной русского реализма второй половины ХIХ века считаются романы Тургенева, Достоевского, Л. Толстого

Художественный мир, проблематика и пафос

Изображение внутреннего мира человека, жизни его сердца. Напряженность чувств, разлад человека с действительностью.

Идеи свободы, интерес к истории и сильным личностям. Романтическое двоемирие

События и герои

Изображение исключительных, необыкновенных событий и героев. Отсутствие внимания к прошлому героев, статичность образов. Возвышение и идеализация героя, отчужденного от действительности

Изображение движения человеческой жизни, развития личности под влиянием общественной среды, динамичность образов. Действительность требует от героя причастности к ней.

Субъективность и эмоциональность авторского языка и стиля, эмоционально окрашенные лексика и синтаксис

Лаконичность стиля в реалистической прозе начала века и сложность языковых конструкций в прозе второй половины века, обусловленная изучением причинно-следственных связей в общественной жизни

Судьба направления

Кризис романтизма начинается в 1840-е годы. Постепенно он уступает место реализму и сложно взаимодействует с ним

V .Итог урока

Богатый опыт духовного наследия человечества перерабатывается литературой 19 века. Здесь ставятся вопросы нравственности, социума, пропагандируются любовь к человеку, лучшие проявления, выражается ненависть к насилию, угнетению, классовым предрассудкам, здесь же говорится о великой силе души. Обращение к лучшим традициям древнерусской литературы и устному народному творчеству, понимание менталитета русского народа позволила сохранить поэтам и писателям самобытность русского прозы и поэзии в золотой век литературы, при этом умело был использован и опыт Запада.

VI . Домашнее задание

Индивидуальное задание

Использованная литература:

2. Литература. 9 класс: поурочные планы по учебнику-хрестоматии В. Я. Коровиной, И. С. Збарского, В. И. Коровина / авт.-сост. С. Б. Шадрина, - 2-е изд., стереотип. – Волгоград: Учитель, 2008.


показать на конкретных примерах, что первая половина XIX века вошла в историю как начало золотого века русской художественной культуры.

воспитывать самостоятельность, упорство в достижении цели;

Основные понятия: классицизм, ансамблевая застройка, русско-византийский стиль, академизм.

Эпиграфы: Искусство – страстное молчание. Густав Моро.

Жизнь коротка, искусство вечно.

Художники:

Карл Павлович Брюллов. “Последний день Помпеи”.

Александр Андреевич Иванов. “Явление Христа народу”.

Орест Адамович Кипренский. Портрет Пушкина.

Василий Андреевич Тропинин. Портрет Пушкина.

Павел Андреевич Федотов. Сватовство майора. Вдовушка.

Композиторы:

Михаил Иванович Глинка. “Жизнь за царя”, “Руслан и Людмила”.

Александр Сергеевич Даргомыжский. “Русалка”

План урока:

I. Оглашение темы урока и его цели. Введение в тему.

Архитектура и скульптура 1-й половины XIX века.

IV. Задание на дом.

Ход урока.

I. Введение в тему.

Ребята сегодня мы с вами познакомимся с уникальной русской культурой 1-й половины XIX века. Литературу этого периода и его представителей вы уже изучали на других уроках. Назовите самого известного поэта того времени (Пушкин). Начнём наш урок его стихами и совершим увлекательное путешествие. А в какой город, поэт нам сам скажет:

Разработка урока по литературе Золотой век русской литературы

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой её гранит,

Твоих оград узор чугунный,

Твоих задумчивых ночей.

Красуйся, град Петров, и стой

Неколебимо, как Россия.

Итак, в Санкт-Петербург!

II. Архитектура 1-й половины XIX века.

Конец XVIII-начало XIX века – эпоха классицизма.

Классицизм – европейское культурно-эстетическое течение, которое ориентировалось на античное (древнегреческое и древнеримское) искусство, на античную литературу и мифологию. В русской литературе век классицизма был сравнительно короток и неярок, в русской музыке классицизм почти не нашёл отражения, зато в живописи и особенно в архитектуре были созданы подлинные шедевры.

Постройки в стиле классицизма отличаются уравновешенностью, чётким и спокойным ритмом, выверенностью пропорций. Главными законами архитектурной композиции были симметрия, подчёркивание центра, гармоническое соподчинение частей и целого. Парадный вход обычно располагался в центре и оформлялся в виде портика (выступающей вперёд части здания с колоннами и фронтоном). Колонны должны были по цвету отличаться от стен. Обычно колонны были белыми, стены – жёлтыми.

Петербургский классицизм – это архитектура не отдельных зданий, а целых проспектов и ансамблей, поражающих своей уравновешенностью, единством, гармоничностью.

В 40-50-е гг. XIXв. Невский проспект украсили бронзовые скульптуры Петра Карловича Клодта “Укротители коней” на Анничковом мосту через Фонтанку. Скульптурная композиция в аллегорической форме раскрывает тему борьбы человека со стихийными силами природы.

Другая работа Клодта – конная статуя Николая I на Иссакиевской площади. По другую сторону собора стоит знаменитый Медный всадник Фальконе. Обе конные статуи сориентированы в одном направлении. О них в народе сложилась пословица: “Дурак умного догоняет, да собор мешает”. Памятник Николаю I чуть было не снесли в советское время, но его спасло уникальное инженерное решение – он стоит на двух точках опоры.

Сорок лет, с 1818 по 1858 г., строилось здание Исаакиевского собора в Петербурге – самое большое здание первой половины XIX в. Внутри собора одновременно могут находиться 13 тыс. человек. Проект был разработан французским архитектором Огюстом Монферраном. По его же проекту была воздвигнута 47-метровая колонна на Дворцовой площади – памятник Александру I и одновременно монумент в честь победы русского оружия в Отечественной войне 1812 г. Фигура ангела, держащего крест, была выполнена Орловским. Колонна упоминается и в стихотворении А. С. Пушкина:

Я памятник себе воздвиг нерукотворный

К нему не зарастёт народная тропа.

Вознёсся выше он главою непокорной

Весь материал - в документе.

Содержимое разработки

показать на конкретных примерах, что первая половина XIX века вошла в историю как начало золотого века русской художественной культуры

воспитывать самостоятельность, упорство в достижении цели;

Основные понятия: классицизм, ансамблевая застройка, русско-византийский стиль, академизм.

Эпиграфы: Искусство – страстное молчание. Густав Моро.

Жизнь коротка, искусство вечно.

Художники:

Карл Павлович Брюллов. “Последний день Помпеи”.

Александр Андреевич Иванов. “Явление Христа народу”.

Орест Адамович Кипренский. Портрет Пушкина.

Василий Андреевич Тропинин. Портрет Пушкина.

Павел Андреевич Федотов. Сватовство майора. Вдовушка.

Композиторы:

Михаил Иванович Глинка. “Жизнь за царя”, “Руслан и Людмила”.

Александр Сергеевич Даргомыжский. “Русалка”

I. Оглашение темы урока и его цели. Введение в тему.

Архитектура и скульптура 1-й половины XIX века.

IV. Задание на дом.

Введение в тему.

Ребята сегодня мы с вами познакомимся с уникальной русской культурой 1-й половины XIX века. Литературу этого периода и его представителей вы уже изучали на других уроках. Назовите самого известного поэта того времени (Пушкин). Начнём наш урок его стихами и совершим увлекательное путешествие. А в какой город, поэт нам сам скажет:

Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой её гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей.
Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо, как Россия.
Итак, в Санкт-Петербург!

Архитектура 1-й половины XIX века.

Конец XVIII-начало XIX века – эпоха классицизма.

Классицизм – европейское культурно-эстетическое течение, которое ориентировалось на античное (древнегреческое и древнеримское) искусство, на античную литературу и мифологию. В русской литературе век классицизма был сравнительно короток и неярок, в русской музыке классицизм почти не нашёл отражения, зато в живописи и особенно в архитектуре были созданы подлинные шедевры.

Постройки в стиле классицизма отличаются уравновешенностью, чётким и спокойным ритмом, выверенностью пропорций. Главными законами архитектурной композиции были симметрия, подчёркивание центра, гармоническое соподчинение частей и целого. Парадный вход обычно располагался в центре и оформлялся в виде портика (выступающей вперёд части здания с колоннами и фронтоном). Колонны должны были по цвету отличаться от стен. Обычно колонны были белыми, стены – жёлтыми.

Петербургский классицизм – это архитектура не отдельных зданий, а целых проспектов и ансамблей, поражающих своей уравновешенностью, единством, гармоничностью.

В 40-50-е гг. XIXв. Невский проспект украсили бронзовые скульптуры Петра Карловича Клодта “Укротители коней” на Анничковом мосту через Фонтанку. Скульптурная композиция в аллегорической форме раскрывает тему борьбы человека со стихийными силами природы. Другая работа Клодта – конная статуя Николая I на Иссакиевской площади. По другую сторону собора стоит знаменитый Медный всадник Фальконе. Обе конные статуи сориентированы в одном направлении. О них в народе сложилась пословица: “Дурак умного догоняет, да собор мешает”. Памятник Николаю I чуть было не снесли в советское время, но его спасло уникальное инженерное решение – он стоит на двух точках опоры.

Сорок лет, с 1818 по 1858 г., строилось здание Исаакиевского собора в Петербурге – самое большое здание первой половины XIX в. Внутри собора одновременно могут находиться 13 тыс. человек. Проект был разработан французским архитектором Огюстом Монферраном. По его же проекту была воздвигнута 47-метровая колонна на Дворцовой площади – памятник Александру I и одновременно монумент в честь победы русского оружия в Отечественной войне 1812 г. Фигура ангела, держащего крест, была выполнена Орловским. Колонна упоминается и в стихотворении А.С.Пушкина:

Я памятник себе воздвиг нерукотворный
К нему не зарастёт народная тропа.
Вознёсся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.

В 1839 г. на берегу Москвы-реки был заложен храм Христа Спасителя. Строительство этого храма, задуманного в память избавления России от нашествия Наполеона, растянулось на долгие годы. Торжественное освящение храма состоялось в 1883г. В его строительстве участвовали многие талантливые русские скульпторы, художники, инженеры, литейщики, резчики. В храме было установлено 177 мраморных досок с именами убитых и раненых офицеров, сообщалось о числе погибших солдат в каждом сражении, были увековечены и имена людей, пожертвовавших сбережения на дело победы. Архитектором величественной 100-метровая громады храма стал Константин Андреевич Тон. Он в своём творчестве попытался возродить традиции древнерусской архитектуры. При строительстве церквей Тон использовал характерное русское пятиглавие, узкие арочные (закруглённые) окна, архитектурный декор русского и византийского происхождения (русско-византийский стиль). Всё это подчинялось строгим пропорциям и симметрии классицизма.

А теперь перенесёмся в Москву. После пожара 1812 года здесь были построены такие выдающиеся по красоте здания, как Большой театр и Манеж (О.И.Бове). А на Красной площади был воздвигнут памятник Минину и Пожарскому скульптора Ивана Петровича Мартоса. Следуя традициям классицизма, скульптор облачил своих героев в одежды античных героев. Ребята, вспомните, за какие заслуги перед Отечеством был поставлен памятник этим героям? (Освобождение Москвы от интервентов в 1612 году, в честь чего мы 4 ноября и празднуем День национального единства).

“Во многих отношениях Глинка имеет в русской музыке такое же значение, как Пушкин в русской поэзии. Оба – великие таланты, оба – родоначальники нового русского художественного творчества… оба создали новый русский язык – один в поэзии, другой – в музыке”, так писал известный критик В.В.Стасов.

В творчестве Глинки определились два важнейших направления русской оперы: народная музыкальная драма и опера-сказка; он заложил основы русского симфонизма, стал первым классиком русского романса. Все дальнейшие поколения русских музыкантов считали его своим учителем.

Посещая вечера у поэта Жуковского, он увлёкся идеей написать оперу об Иване Сусанине.

В 1830 г. на раскопках античного города Помпеи побывал русский художник Карл Павлович Брюллов и загорелся идеей создания картины. Через три года картина “Последний день Помпеи” совершила триумфальное путешествие из Италии в Россию.

Брюллов был в Италии по командировке Академии художеств. В этом учебном заведении было хорошо поставлено обучение технике живописи и рисунка. Для академической живописи были характерны декоративный пейзаж, тетральность композиции. Классицизм в живописи получил название академизма.

Своей вершины академическая живопись достигла в творчестве А.А.Иванова. Более 20 лет он работал над картиной “Явление Христа народу”.

Два замечательных портретиста того времени, О.А.Кипренский и В.А.Тропинин оставили нам пожизненные портреты Пушкина. Глядя на портрет работы Кипренского, Пушкин написал: “В себя как в зеркало гляжу, но это зеркало мне льстит”.

В рамки академизма явно не вписывалось творчество П.А.Федотова. Он писал скорее в стиле реализма.

V. Рефлексия и закрепление знаний.

Ребята, что нового вы узнали сегодня? Что вам больше всего понравилось?

Какие художественные стили характерны для архитектуры, скульптуры и живописи XIX века?

Приведите примеры классицизма в русской архитектуре этого периода. Каких представителей этого стиля в архитектуре вы знаете?

Назовите наиболее характерные черты русско-византийского стиля в архитектуре. Кого из архитекторов этого стиля вы знаете, что им создано? (стр. 93)

Творчество какого русского художника 1 пол. XIX в. Кажется вам наиболее ярким проявлением реалистической школы? Почему?

Какие памятники архитектуры и скульптуры связаны с освобождение Москвы от интервентов в 1612 году и победой в Отечественной войне 1812 года?

Кого из композиторов этого периода можно считать родоначальником русской национальной школы в музыке? Почему?

VI. Задание на дом:


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развивающая: отработать умения и навыки анализировать и синтезировать пройденный материал.

Воспитывающая: обратить внимание на нравственно-эстетическое воспитание учащихся

Развивающая: отработать умения и навыки анализировать и синтезировать пройденный материал.

Воспитывающая: обратить внимание на нравственно-эстетическое воспитание учащихся

I. Орг.момент: Приветствие!. Проверка готовности к уроку. Проверка посещаемости.

II. Изучение новой темы

1) Вступительное слово

Издревле сладостный союз

Поэтов меж собой связует:

Они жрецы единых муз;

Единый пламень их волнует;

Друг другу чужды по судьбе,

Они родня по вдохновению…

Каждый из поэтов, обладая большим дарованием, шел своей дорогой. Ни один не повторял Ф.С.Пушкина, но все они объединились вокруг своего духовного вождя. Все они разделяли гуманистические представления о жизни, ниспровергая старые правила в искусстве, стремились правдиво выразить мысли и чувства своих современников.

Евгений Абрамович Баратынский

Николай Михайлович Языков

Константин Николаевич Батюшков

3)Анализ стихотворений

Лирика — это род литературы (наряду с эпосом и драмой), в котором субъективное начало является главным. Лирика выражает сложную духовную жизнь человека (его интересы — личные и общественные; его настроения, переживания, чувства и т. д.). Духовная жизнь человека определяется обстоятельствами, явлениями внешнего мира. Но лирика не касается или почти не касается самих этих явлений: она прямо выражает только мысли, чувства, настроения, переживания.

План анализа.

— Творческая история.

— Тема и идея.

— Композиция и внутренний сюжет (если есть).

— Лирический герой и система образов.

— Основные особенности поэтического языка на уровне фонетики, лексики, морфологии или синтаксиса.

— Эмоциональная окраска.

— Особенности ритмики, размера, рифмы.

— Какие мысли и чувства у читателя вызывает произведение?

— Его место в творчестве автора и русской поэзии вообще.

III. Итог

Пушкинская пора, хронологические рамки: 1820-1830года

Поэзию пушкинской поры называют: Золотым веком русской литературы.

Дайте ряд понятий характерных для пушкинской поры: литература пушкинского времени, поэты пушкинской поры, поэзия пушкинской эпохи

Как называли поэтов пушкинской эпохи: звезды плеяды, прекрасный союз, созвездие имен.

Назовите поэтов пушкинской поры: Е.А Баратынский, Н.М Языков, Д.И Веневитов, К.Н Батюшков, К.Ф Рылеев, А.А Дельвиг, Князев

Духовный вождь пушкинской поры: А.С Пушкин

Годы жизни Е.А Баратынского: 1800-1844

Излюбленный жанр лирике Е.А. Баратынского: элегия

Годы жизни Н.М Языкова: 1803-1846

А.С Пушкин пригласил Н.М Языкова участвовать в: Московском вестнике и современнике

Поэзия Н.М Языкова была: яркой и многоликой

Годы жизни К.Н Батюшкова: 1787-1855

Стремясь возвысить облагородить чувства, придать им духовную содержательность К.Н Батюшков обращается к: античному миру

После войны 1812 в творчестве К.Н Батюшкова заманчивый страстный мир сменяется: роковыми печальными мотивами, усиливаются темы одиночества и разочарования

Домашнее задание

Выучить наизусть любое стихотворение поэта начала века (по выбору ученика).

Читайте также: