План урока закон кулона

Обновлено: 03.07.2024

Цель урока: используя содержание параграфа “Закон Кулона”, дать положительную оценку силы взаимодействия зарядов.

  1. Формирование умения работать с учебником – выделять главное, отбирать нужный материал, работать по плану.
  2. Формирование навыков работы в группе, аргументированного и лаконичного изложения своих мыслей.
  3. Развитие инициативы, творчества, организаторских качеств.
  1. Таблица “Что надо знать о законе?” (См. приложение №2)
  2. Карточки план-задание к изучению § 77 “Закон Кулона”. (См. приложение №1)
  3. Чистые листочки бумаги.

Подготовка к уроку: Класс предварительно делится на 3 группы, примерно равные по силам. В каждой группе выбирается консультант. (См. приложение №3).

I. Организационный момент (1-1,5 минуты). Проверка отсутствующих, внешнее состояние кабинета, рабочих мест, наличие дежурных.

II. Повторение изученного материала (до 8 минут)

Физический диктант: “Электризация тел. Закон сохранения электрического заряда”. (См. приложение №4)

Диктант выполняется на отдельных листочках (на каждый вопрос полминуты времени). После выполнения листочки собираются, и учитель зачитывает правильные ответы.

О качестве усвоения материала учитель судит по количеству рук, поднятых вверх при ответе на вопрос “Кто ответил на 5 и более вопросов?”

Какой вопрос вызвал затруднения? Трудный вопрос обязательно разбирается.

III. Изучение нового материала (до 25 минут)

Возвращаемся к первому вопросу физического диктанта: “Какое взаимодействие существует между заряженными телами, частицами?”

Ставлю учебную проблему, решение которой возможно лишь на основе изучения темы “Закон Кулона”.

По аналогии с законом всемирного тяготения отвечаем на вопрос: “От чего зависит величина силы взаимодействия между заряженными телами?”

Fg=G (закон всемирного тяготения).

r – расстояние между заряженными телами

Далее учитель зачитывает вопросы на доске (с 1 по 7), поясняет, что работая в группах над содержанием §77, им необходимо дать положительную оценку силы взаимодействия зарядов, т. е. раскрыть физический смысл основного закона электростатики, закон Кулона, указать границы его применимости, научиться решать несложные задачи на применение формулы закона Кулона.

Напоминаю учащимся состав групп, консультантов.

Консультант организует деятельность группы – каждый работает самостоятельно над содержанием параграфа, а затем готовит один конкретный вопрос, какой именно, определяет консультант и расскажет о нем всей группе.

Цель работы в группе: за 10 минут все члены группы должны узнать ответы на все вопросы.

Ответы на вопросы:

1. Основной закон электростатики был установлен экспериментально французским ученым Ш. Кулоном в 1785 г. В опытах Кулона измерялись силы взаимодействия заряженных шаров.

Для измерения этой силы Кулон использовал крутильные весы (подробно рассмотреть рисунок в учебнике).

Маленькая тонкая незаряженная сфера на одном конце коромысла уравновешивалась бумажным диском на другом конце. Поворотом коромысла она приводилась в контакт с такой же неподвижной заряженной сферой, в результате чего ее заряд делился поровну между сферами.

Диаметр сфер выбирался много меньше, чем расстояние между сферами, чтобы исключить влияние размеров и формы заряда на результаты измерения (очень важно!).

Сферы начинают отталкиваться, как одноименно заряженные тела, закручивают нить. Максимальный угол поворота коромысла фиксируется по наружной шкале, был пропорционален силе, действующей на сферу.

Кулон определил силу взаимодействия заряженных сфер по углу поворота коромысла.

2. Закон Кулона устанавливает связь между силой взаимодействия 2-х точечных неподвижных зарядов, находящихся в вакууме, величинами их зарядов и расстоянием между ними.

r – расстояние между зарядами

k – коэффициент пропорциональности

F12 – сила Кулоновского взаимодействия или электростатического.

Границы применимости закона:

1) Заряженные тела должны быть точечными.

2) Заряженные тела должны быть неподвижными (в случае движущихся заряженных тел проявляется действие магнитного поля).

1) Вместо материальных точек в законе Кулона – точечные заряды.

2) В законе всемирного тяготения рассматривается только сила притяжения, а в законе Кулона притяжение и отталкивание.

4. В СИ единица заряда – производная от силы тока 1А (ампер).

1 Кл (кулон) – электрический заряд, проходящий через поперечное сечение проводника при силе тока 1А за 1с

0= - электрическая постоянная

Следовательно, согласно закона Кулона, два точечных заряда по 1 Кл каждый, расположенных в вакууме на расстоянии 1м друг от друга, взаимодействуют с силой (примерно равна весу египетских пирамид).

1 Кл – очень большая единица заряда.

На практике обычно используют дольные единицы Кулона:

Электростатическая сила взаимодействия частиц больше гравитационной на 39 порядков (примерно во столько же раз масса Галактики превышает массу человека).

7. Макроскопические тела электрически нейтральны, т. к. положительный заряд протонов в теле, точно компенсирован суммарным отрицательным зарядом электронов. Электростатические силы взаимодействия макроскопических тел определяются лишь малыми избыточными зарядами, находящимися на них и поэтому невелики по сравнению с гравитационными силами.

Проверка знаний учащихся (20 минут)

Опрос начинается с группы, которая подготовилась первой. Вопросы задаю любому учащемуся в группе, “прохожу” по всем вопросам. Если каждый ученик отвечает на предложенный вопрос, то все члены группы получают оценку ‘5’; если ученики получают помощь от группы, то все ученики группы получают “4”. Если группа не знает ответа на 2 вопроса, то выставляется оценка “3”по желанию учащихся им предоставляется право пересдать материал в другое время.

Во 2 и 3 группах точно также производится опрос учащихся.

После опроса группа записывает конспект закона Кулона в рабочие тетради (конспект записан учителем на доске). (См. приложение №5).

Группы, которые первыми закончили изучение нового материала, переходят к его закреплению – решению задач 1-2 к §77.

1. Определите силу взаимодействия двух одинаковых точечных зарядов по 1 мк Кл, находящихся на расстоянии 30 см друг от друга.

2. Сила взаимодействия двух одинаковых зарядов, находящихся на расстоянии 0,5м, равна 3,6 Н. Найдите величины этих зарядов.

Учитель подводит итог работы в группах. Отмечает группу, в которой все учащиеся получили “5”, “4”, какая группа (если есть такая) получила только “3”, указывает время пересдачи. Какая группа решила задачи для закрепления пройденного материала.

После групповой формы изучения нового материала домашнее задание дифференцированное. Наиболее подготовленной группе: §77, задачи №3,4.

Группа, которая не успела решить задачи на закрепление: §77, задачи №1-3.

Консультанты получают дополнительное задание с опережением:

Дано: заряды q1 ,q2,q3 расположены в вершинах треугольника

Найти силу F1 , с которой заряд q1 взаимодействует с зарядами q2,q3

  1. Организационный момент (3 минуты).
  2. Актуализация имеющихся знаний (10 минут).
  3. Объяснение нового материала (15 минут).
  4. Решение задач (15 минут).
  5. Домашнее задание, подведение итогов (2 минуты).

1. Организационный момент.

- Ребята, в течение двух последних уроков мы с вами рассматривали начала электростатики, ее качественные законы (особенности). Начиная с этого урока, мы приступим к изучению количественных законов электромагнитных взаимодействий, а сегодня рассмотрим основной закон электростатики – закон взаимодействия двух неподвижных точечных заряженных тел или частиц .

- Но прежде, давайте вспомним, что мы с вами изучили на прошлом уроке.

2.Актуализация имеющихся знаний.

1. Силы, действующие на заряды, правильно указаны на рисунке

2. Если две заряженные материальные точки притягиваются, то обязательно

  1. обе имеют положительный заряд
  2. обе имеют отрицательный заряд
  3. одна имеет положительный заряд, а другая – отрицательный
  4. либо обе имеют положительный заряд, либо обе имеют отрицательный заряд

3. Если две заряженные материальные точки отталкиваются, то обязательно

  1. обе имеют положительный заряд
  2. обе имеют отрицательный заряд
  3. либо обе имеют положительный заряд, либо обе имеют отрицательный заряд
  4. одна имеет положительный заряд, а другая – отрицательный

4. Единица измерения электрического заряда (в СИ)

5. Водяная капля с электрическим зарядом +2 . 10 -8 Кл соединилась с другой каплей, обладающей зарядом +2 . 10 -8 Кл. Заряд образовавшейся капли равен

  1. +4 . 10 -8 Кл
  2. +2 . 10 -8 Кл
  3. 0
  4. -2 . 10 -8 Кл
  5. -4 . 10 -8 Кл

6. От водяной капли, обладающей электрическим зарядом +2е, отделилась маленькая капля с зарядом -3е. Электрический заряд оставшейся части капли равен

1. В каком случае взаимодействие зарядов указано правильно?

2. Известно, что натиранием о шерсть заряжаются палочки из резины, серы, эбонита, пластмассы, капрона. Заряжается ли при этом шерсть?

  1. Да, т.к. в электризации трением всегда участвуют два тела и при этом электризуются оба;
  2. хотя в электризации трением участвуют два тела, в опытах всегда используются только палочки. Поэтому можно считать, что заряжаются только палочки.

3. Как взаимодействуют друг с другом эбонитовая палочка, наэлектризованная трением о мех, и стеклянная палочка, наэлектризованная трением о шёлк?

  1. будут притягиваться
  2. будут отталкиваться
  3. не будут взаимодействовать

4. Нейтральная капля разделилась на две. Первая обладает электрическим зарядом +q . Каким зарядом обладает вторая капля?

5. Можно ли создать или уничтожить электрический заряд?

  1. Нельзя создать или уничтожить электрический заряд.
  2. Создать можно, уничтожить нельзя.
  3. Создать нельзя, уничтожить можно.

6. Алгебраическая сумма электрических зарядов атома в нормальном состоянии равна нулю, поэтому он:

  1. Заряжен отрицательно
  2. Электрически нейтрален
  3. Заряжен положительно

1 вариант: 1.В; 2.С; 3.С; 4.С; 5.А; 6.Е

2 вариант: 1.С; 2.А; 3.С; 4.С; 5.А; 6.В.

Фронтальный опрос. (Вопросы на слайдах)

  1. Какие меры предосторожности надо принять, чтобы при переливании бензина из одной цистерны в другую он не воспламенился?

(Во время перевозки и при переливании бензин электризуется, может возникнуть искра, и бензин вспыхнет. Чтобы этого не произошло, обе цистерны и соединяющий их трубопровод заземляют)

  1. Для заземления цистерны бензовоза к ней прикрепляют стальную цепь, нижний конец которой несколькими звеньями касается земли. Почему такой цепи нет у железнодорожной цистерны?

(Потому, что железнодорожная цистерна заземлена через колеса рельса)

  1. Может ли одно и тоже тело, например эбонитовая палочка, при трении электризоваться то отрицательно, то положительно?

(Может, в зависимости от того, чем ее натирают)

  1. Если вынуть один капроновый чулок из другого и держать каждый в руке на воздухе, то они расширяются. Почему?

(При трении чулки электризуются. Одноименные заряды отталкиваются. Поэтому поверхность чулка раздувается.)

- Мы с вами сейчас вспомнили, что происходит при взаимодействии тел.

- А теперь давайте рассмотрим, с какой силой могут взаимодействовать заряженные тела.

3. Объяснение нового материала.

- Первые количественные результаты по измерению силы взаимодействия двух точечных зарядов были получены в 1785 году французским ученым Шарлем Огюстеном Кулоном.

- Сегодня мы введем понятие точечного заряда.

Точечный заряд – заряд, сосредоточенный на теле, размеры которого малы по сравнению с расстоянием до других заряженных тел, с которыми он взаимодействует.

- Понятие точечного заряда, как и материальной точки является физической абстракцией.

- Кулон для измерения этой силы использовал крутильные весы.

- После просмотра фильма проанализируем ответы на следующие вопросы:

  1. Из каких элементов состоят крутильные весы?
  2. Как Кулон определил силу взаимодействия заряженных сфер?
  3. В результате многочисленных измерений силы взаимодействия двух неподвижных точечных зарядов в вакууме Кулон установил зависимость. Какую?
  1. Незаряженная сфера
  2. Неподвижная заряженная сфера
  3. Легкий изолирующий стержень
  4. Упругая нить
  5. Бумажный диск
  6. Шкала

- Итак, Кулон определял силу взаимодействия заряженных сфер по углу закручивания нити в зависимости от расстояния между ними.

- В результате многочисленных измерений силы взаимодействия двух неподвижных точеных зарядов в вакууме Кулон установил закон, названный впоследствии его именем.

Закон Кулона: Два неподвижных точечных электрических заряда взаимодействуют в вакууме с силой, прямо пропорциональной произведению этих зарядов и обратно пропорциональной квадрату расстояния между ними.

q 1, q 2 - величина зарядов [Кл]

r - расстояние между зарядами [м]

k – коэффициент пропорциональности [Н•м 2 /Кл 2 ]

F - сила Кулона (кулоновская сила) [Н]

- Ребята давайте запишем в тетрадь закон Кулона, величины и единицы их измерения.

- В Международной системе единиц (СИ) за единицу электрического заряда принят 1 кулон (1 Кл) .

1 кулон – это точечный заряд, который действует в вакууме на равный ему точечный заряд, расположенный на расстоянии, равном 1 м, силой 9•10 9 Н.

- Опытным путем было установлено, что коэффициент пропорциональности k в СИ имеет вид:

В СИ закон Кулона для вакуума имеет вид:

- Дальнейшие опыты показали, что наличие вещества вокруг зарядов влияет на силу их взаимодействия. Если, не меняя заряды и их взаимное расположение, пространство заполнить однородной непроводящей средой (керосином, водой, маслом и т.п.), то сила взаимодействия между зарядами уменьшится в ε раз. Величина ε называется диэлектрической проницаемостью среды . Для каждой среды она имеет определенное значение, полученное опытным путем.

- Итак, закон Кулона в зависимости от среды имеет вид:

Границы применимости закона:

4. Решение задач.

1. Во сколько раз изменится сила взаимодействия между двумя точечными заряженными телами, если:


Конспект урока для дистанционного обучения, когда доступ к Интернету осуществляется с различных домашних устройств.

Содержимое разработки

I. Эл. заряд. Строение атома. Электризация тел.

Эл.магн. взаимодействие определяет процессы движения и взаимодействия эл. заряженных частиц.
Электростатика – раздел электродинамики, изучающий взаимодействие покоящихся в выбранной системе отсчёта эл. зарядов.
Эл заряд характеризует свойство некоторых элементарный частиц создавать эл.магн. поле и осуществлять с его помощью взаимодействие с другими частицами, обладающими такими же свойствами.
q (Кл)
1 Кулон – это заряд, проходящий через поперечное сечение проводника при силе тока 1 А за 1с.



! Бывают частицы без заряда, но не существует заряда без частицы. Заряд частицы является одной из её характеристик, подобных массе, и поэтому неотделим от неё.
В природе есть частицы с эл. зарядами противоположных знаков: если частицы заряжены одноимённо, то они отталкиваются, если частицы заряжены разноимённо, то частицы притягиваются.
! Носителем отрицательного элементарного заряда является электрон, положительного протон, нейтрон является нейтральной частицей, т.е. не имеет никакого заряда.
! Увеличить, уменьшить или лишить электрон его заряда невозможно.
! Модуль элементарного заряда равен e = 1,6 10 -19 Кл. Частиц в свободном состоянии, обладающим зарядом меньше элементарного, пока не обнаружено.
Атомы состоят из положительного ядра, в котором находятся протоны и нейтроны, вокруг которого вращаются электроны. Число электронов в нейтральном атоме равно количеству протонов в его ядре.
Одно и то же тело при соприкосновении с телами, изготовленными из разных веществ, может как отдавать электроны, так и присоединять их.
! Разные вещества по-разному передают эл. заряды, и по способности передавать заряды делятся на три группы:

Проводники – вещества, имеющие свободные носители заряда.

Диэлектрики (непроводники или изоляторы) – вещества, в которых нет свободных носителей заряда.

Полупроводники

хорошо проводят эл. заряды (металлы, почва, вода, растворы кислот, щелочей и солей, графит, биоорганизмы).

в обычных условиях плохо проводят эл. заряды (эбонит, янтарь, фарфор, резина, пластмасса, шёлк, капрон, масло, газы).

Тела и вещества, проводимость которых увеличивается при повышении температуры (кремний, германий, индий, селен, осмий).

Для обнаружения эл. зарядов существуют приборы: электроскоп, электрометр.
Для получения заряженного макроскопического тела, необходимо его наэлектризовать.
Электризация – процесс накопления на теле эл. заряда в результате трения или соприкосновения.
! Передаются при электризации только электроны. Если тело имеет отрицательный заряд, то у него избыток электронов по сравнению с нейтральным состоянием, если тело заряжено положительно, то у него недостаток электронов. При электризации заряд получают оба соприкасающихся тела, причём заряды этих тел противоположного знака.
! При электризации тел соблюдается закон сохранения эл. заряда: алгебраическая сумма эл. зарядов системы тел остаётся неизменным, если в неё не поступают заряды извне и не уходят из неё.
, где
, , … - эл. заряды всех тел системы.

! Закон сохранения эл. заряда выполняется всегда. Полный эл. заряд Вселенной равен 0.

II. Закон Кулона.

Закон Кулона – основной закон электростатики – был экспериментально установлен Шарлем Кулоном в 1785 году.
Точечными называют заряды, формой и размерами которых можно пренебречь по сравнению с расстоянием между ними.
! Закон Кулона для тел и зарядов, находящихся в какой-либо среде, определяется по формуле:


Закон Кулона.

k = 9 10 9 Н м 2 /Кл 2 – постоянная Кулона; = 8,85 10 -12 А 2 с 4 /кг м 3 – эл. постоянная.
(Кл) - модули зарядов;
– диэлектрическая проницаемость среды, в которой находятся заряды, для вакуума и воздуха = 1; r (м) – расстояние между зарядами.
! Силы взаимодействия 2-ух точечных зарядов направлены вдоль одной прямой, соединяющей эти заряды. Если заряды имеют одинаковые знаки, то эти силы являются силами отталкивания, если разные знаки – силами притяжения.


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока в 10 классе "Закон Кулона". Урок изучения нового материала.

Тип урока: изучение нового материала.

Образовательная:

Рассмотреть, как происходит взаимодействие точечных зарядов.

Добиться понимания учащимися закона Кулона, его физического смысла и границ применения.

Воспитательная:

формирование научного мировоззрения.

формирование основных навыков решения задач на применение закона Кулона.

Развивающая:

развитие умений наблюдать, анализировать, сравнивать и делать выводы.

Оборудование: ПК, проектор, экран, доска, компьютерная презентация, раздаточный материал.

«Скажи мне, и я забуду.

Покажи мне, и я запомню.

1Вызов..

Приветствие. Постановка цели урока.(Раздать оценочные листы, тесты, качественные и количественные задачи ).

2.Осмысление.

1. Силы, действующие на заряды, правильно указаны на рисунке


2. Если две заряженные материальные точки притягиваются, то обязательно

обе имеют положительный заряд

обе имеют отрицательный заряд

одна имеет положительный заряд, а другая – отрицательный

либо обе имеют положительный заряд, либо обе имеют отрицательный заряд

3. Если две заряженные материальные точки отталкиваются, то обязательно

обе имеют положительный заряд

обе имеют отрицательный заряд

либо обе имеют положительный заряд, либо обе имеют отрицательный заряд

одна имеет положительный заряд, а другая – отрицательный

4. Единица измерения электрического заряда (в СИ)

5. Водяная капля с электрическим зарядом +2 . 10 -8 Кл соединилась с другой каплей, обладающей зарядом +2 . 10 -8 Кл. Заряд образовавшейся капли равен

+4 . 10 -8 Кл

+2 . 10 -8 Кл

-2 . 10 -8 Кл

-4 . 10 -8 Кл

6. От водяной капли, обладающей электрическим зарядом +2е, отделилась маленькая капля с зарядом -3е. Электрический заряд оставшейся части капли равен

1. В каком случае взаимодействие зарядов указано правильно?


2. Известно, что натиранием о шерсть заряжаются палочки из резины, серы, эбонита, пластмассы, капрона. Заряжается ли при этом шерсть?

Да, т.к. в электризации трением всегда участвуют два тела и при этом электризуются оба;

хотя в электризации трением участвуют два тела, в опытах всегда используются только палочки. Поэтому можно считать, что заряжаются только палочки.

3. Как взаимодействуют друг с другом эбонитовая палочка, наэлектризованная трением о мех, и стеклянная палочка, наэлектризованная трением о шёлк?

не будут взаимодействовать

4. Нейтральная капля разделилась на две. Первая обладает электрическим зарядом +q . Каким зарядом обладает вторая капля?

5. Можно ли создать или уничтожить электрический заряд?

Нельзя создать или уничтожить электрический заряд.

Создать можно, уничтожить нельзя.

Создать нельзя, уничтожить можно.

6. Алгебраическая сумма электрических зарядов атома в нормальном состоянии равна нулю, поэтому он:

1 вариант: 1.В; 2.С; 3.С; 4.С; 5.А; 6.Е

2 вариант: 1.С; 2.А; 3.С; 4.С; 5.А; 6.В.

2.Фронтальный опрос. (Вопросы на слайдах). (Каждая пара готовит ответ на один вопрос).

Какие меры предосторожности надо принять, чтобы при переливании бензина из одной цистерны в другую он не воспламенился?

(Во время перевозки и при переливании бензин электризуется, может возникнуть искра, и бензин вспыхнет. Чтобы этого не произошло, обе цистерны и соединяющий их трубопровод заземляют)

Для заземления цистерны бензовоза к ней прикрепляют стальную цепь, нижний конец которой несколькими звеньями касается земли. Почему такой цепи нет у железнодорожной цистерны?

(Потому, что железнодорожная цистерна заземлена через колеса рельса)

Может ли одно и тоже тело, например эбонитовая палочка, при трении электризоваться то отрицательно, то положительно?

(Может, в зависимости от того, чем ее натирают)

Если вынуть один капроновый чулок из другого и держать каждый в руке на воздухе, то они расширяются. Почему?

(При трении чулки электризуются. Одноименные заряды отталкиваются. Поэтому поверхность чулка раздувается.)

- А теперь давайте рассмотрим, с какой силой могут взаимодействовать заряженные тела.

ШАРЛЬ ОГЮСТЕН КУЛОН


Его именем названа единица электрического заряда и закон электростатики, который изучают в школах.

Шарль Огюстен де Кулон родился 14 июня 1736 г. в Ангулеме (Южная Франция) в зажиточной дворянской семье (его отец был крупным королевским чиновником). Учился в престижном колледже Катр-Насьон (учениками этого колледжа были Д'Аламбер и Лавуазье), где увлекся математикой и написал несколько работ, за которые был избран членом научного общества в Монпелье.

В 1758 г. Кулон поступил учиться в военное училище в Мезьере по специальности военного инженера и блестяще окончил училище в 1761 г. Ему, единственному из всего выпуска присвоили воинское звание первого лейтенанта. Но с военной карьерой не заладилось. Молодого офицера отправили в далекую заморскую колонию, на остров Мартинику, где он в течение 9 лет строил мосты, дороги, укрепления.

Только в 1772г. Кулону удалось вырваться из "зеленого ада" и вернуться во Францию. Здесь он продолжает работать военным инженером в Шербуре, Безансоне и других местах и заниматься наукой. Конечно, прежде всего его интересовали проблемы механики. За научный труд, посвященный расчету архитектурных конструкций, Кулон в 1774 г. был избран членом корреспондентом Академии наук Франции. Он занимался исследованием сил трения, и та формула определения силы трения, которую сейчас изучают в школах, предложена Кулоном.

В 1781 г. Кулон был избран академиком. В те годы его называли "инженером короля", многие парижские сооружения были рассчитаны им. Уже в 80-е годы ХVIII ст. Кулон заинтересовался электрическими силами притяжения и отталкивания. Можно ли измерить столь малые силы? Кулон проявил изумительную изобретательность и в 1784 г. построил прибор для измерения сверхмалых сил - крутильные весы. Благодаря крутильным весам Кулон поставил серию экспериментов и в 1785 г. сформулировал свой знаменитый закон: сила притяжения (или отталкивания) между зарядами прямо пропорциональна произведению зарядов и обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними.

Кулон гордился тем, что запись его закона подобна записи закона всемирного тяготения Ньютона, но в законе Ньютона было только притяжение. Впоследствии, уже после смерти Кулона, в 1810 г. умер английский физик Генри Кэвендиш. Разбирая его бумаги, исследователи установили, что закон электростатики Кэвендиш открыл еще в 1771 г., но по каким-то причинам не напечатал. Наука, как и история, не знает сослагательного наклонения. Не напечатал - сам виноват. Поэтому закон по праву носит имя Шарля Кулона.

Во время Великой французской революции дворянин и офицер Кулон был вынужден скрываться в маленьком городке Блуа. Когда революция отшумела, прекрасный инженер и ученый опять оказался востребованным и продолжал свою деятельность, занимаясь, в частности, проблемами магнетизма. В 1802 г. Кулона вызвал к себе Наполеон. Небольшое отступление - Наполеон буквально боготворил ученых.

Известен и такой пример. Великому французскому математику Лапласу Наполеон присвоил титул графа и назначил министром. Когда Лаплас успешно провалил работу министра, Наполеон не бранил его, а ласково сказал: "Идите, Лаплас, и займитесь настоящим делом". Кулону Наполеон присвоил генеральское звание и высокую должность Генерального инспектора. Последние годы жизни Кулон прожил в Париже, окруженный уважением и славой. Умер Кулон 23 августа 1806 г.

Электризация тел. Два рода зарядов

Отключили свет опять?
Я решила чуть поспать,
Потянула покрывало –
Темноты на миг не стало,

Заискрилось все вокруг.
Что случилось здесь, мой друг?
Кошка прыгнула тихонько,
Гладила я ее легонько.

Замурлыкала вдруг Мурка
Заискрилась даже шкурка.
Майку стала я снимать,
Удивилась я опять:

Что-то очень затрещало,
А такого не бывало!
Искры брызнули вокруг,
Что случилось с майкой вдруг?

Потерла стеклышко тряпицей,
Пришлось очень удивиться:
Притянулись к палочке мелкие бумажки-
На столе они лежали,
И запрыгали, бедняжки.

Два рода есть зарядов в мире
Запомни: два, а не четыре!

Притянулись вдруг заряды
Такой дружбе мы все рады.
А вот эти все сражались
И , конечно, разбежались.

Распорядилась так природа:
Дала им знаки разные.
Хоть с минусом, хоть с плюсом
Частички те прекрасны.

Человек открыл закон,
Это был Шарль Кулон.
Он сказал: все очень рады,
Что вокруг нас есть заряды,

И сказал, что их движенье
Результат их притяженья.

Как такой закон прочесть?
Расстояние учесть!

Границы применимости закона:

Заряженные тела должны быть неподвижными, т.к. при движении заряженных тел проявляется действие магнитного поля, возникающего в результате этого движения.

1. Как изменится сила кулоновского взаимодействия, если…

А) величина одного из зарядов увеличится в 2 раза;

Б) величина одного из зарядов увеличится в 3 раза, а второго уменьшится в 9 раз;

В) расстояние между зарядами увеличится в 6 раз;

Г) величина одного из зарядов увеличится в 4 раза, а расстояние между ними уменьшится в 2 раза;

2. Во сколько раз изменится сила взаимодействия между двумя точечными заряженными телами, если:

Читайте также: