Как создать театральную студию в доу

Обновлено: 04.07.2024

Значение театрализованной деятельности
в развитии детей дошкольников

Театр – искусство синтетическое, оно воздействует на маленьких зрителей целым комплексом художественных средств: музыка, художественное слово, наглядный образ, изобразительное искусство.

Врачи, физиологи, педагоги утверждают, что наше физическое здоровье зависит от наших эмоций. Ребенок, погруженный в атмосферу радости, вырастет более устойчивым ко многим неожиданным ситуациям и будет менее подвержен стрессам и разочарованиям.

Особая роль принадлежит театральной деятельности в создании положительного эмоционального фона (Н. Бехтерева, Д. Камбарова, С. Маневский, В. Матвеева). Кроме того, исследования отечественных и зарубежных ученых, показали, что одним из серьезных огорчений, которые взрослые доставляют детям, является лишение их возможности выбора. В театрализованной деятельности имеются большие возможности для расширения инициативы и самостоятельности детей при выборе характера для своего героя. И даже создания целого спектакля.

В процессе работы в театральной студии с детьми была поставлена следующая цель.

Цель: вызвать интерес к театрализованной деятельности, желание выступать вместе с коллективом сверстников, развития эмоциональности у детей.

Поставленная цель включает в себя решение следующих задач:

1. Побуждать детей к импровизации средствами мимики, пантомимики, выразительных движений и интонации.

2. Развитие творческих способностей детей, средствами театрализованной деятельности.

3. Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа, используя для этой цели игровые, песенные, танцевальные импровизации, импровизацию на детских музыкальных инструментах.

Свою работу с детьми в театральной студии я разделила на три основных этапа

1-й этап – “Открытие”

Открытие ребенка в театрализованной деятельности для педагога, и открытие для ребенка радости общения с театром.

Задачи первого этапа:

1. Выявить уровень эмоционального развития.

2. Определить основные направления развития эмоциональной сферы ребенка.

3. Подобрать драматический материал, с учётом полученных данных.

Для решения поставленных задач на первом этапе, использовала набор многофункциональных упражнений, которые помогают “раскрепостить” детей, помочь обрести на сцене все те качества, которыми они в избытке обладают в реальной жизни. Эти упражнения строятся согласно нескольким принципам: игрового самочувствия; от простого к сложному; от элементарного фантазирования к созданию образа, большинство этих упражнений выполняется коллективно, часто в кругу. Например: “Знакомство– дразнилка”, “Крэо–крау”, “Поводырь”, “Зеркало”, “Звучащие игрушки”.

На основе результатов диагностики, участников театральной студии и анкетирования родителей, производится подбор драматического репертуара.

Драматический репертуар должен соответствовать следующим основным формам: создание новой оригинальной пьесы; инсценировка литературного произведения; адаптация готовой пьесы к условиям конкретного театрального коллектива, спектакли должны быть недлинные (не более 40–45 мин.). Выбирая материал для инсценировки, нужно отталкиваться от возрастных возможностей, знаний и умений детей, но и в то же время обогащать их жизненный опыт, пробуждать интерес к новым знаниям, расширять творческие возможности.

Второй этап – самый длительный и продуктивный. Непосредственно развивающая работа, как с подгруппой детей, так и индивидуально.

Основная задача этого этапа – это воспитание свободных людей, т.е. помочь ребенку вернуться к себе естественному, подлинному, свободному.

На данном этапе используются упражнения – тренинги на развитие: внимания, воображения, силы голоса, речевого дыхания, выразительности речи, мимики и жестов, коммуникативных способностей.

Это важнейший этап. Его основное содержание – создание и участие в спектакле (инсценировке).

1. Развивать потребность в активной театральной деятельности.

2. Развивать индивидуальные особенности детей в театральной деятельности.

Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже не достаточно активных детей, помогая им преодолевать застенчивость и зажатость. В ходе подготовки к спектаклю необходимо соблюдать следующие правила: не перегружать детей; не навязывать своего мнения; не позволять одним детям вмешиваться в действия других; предоставлять всем детям возможность попробовать себя в разных ролях, не распределяя их среди наиболее способных.

1 этап – выбор пьесы и обсуждение с детьми.

2 этап – деление пьесы на эпизоды и пересказ их с детьми.

3 этап – работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом.

4 этап – поиск музыкально-пластического решения отдельных этюдов, постановка танцев. Создание (возможно с детьми и родителями) костюмов и декораций.

5 этап – репетиция отдельных картин в разных составах с элементами декораций, с музыкальным оформлением. Работа над выразительностью речи.

6 этап – репетиция всей пьесы целиком с элементами костюмов, реквизита, декораций.

7 этап – премьера спектакля, которая одновременно является генеральной репетицией. Первыми зрителями становится педагоги, которые, в отличие от родителей, более объективны.

8 этап – обсуждение инсценировки с педагогами, родителями, а главное с детьми.

Главное педагог должен похвалить детей и отметить наиболее удачные и интересные моменты выступления.

И последний, заключительный раздел – это повторные показы спектакля (инсценировки). Неверно утверждение, что детям надоедает играть одно и тоже. Этого можно избежать, если играть спектакль в разных составах. И здесь задача педагога – раскрыть индивидуальность ребенка, научить его искать свои выразительные средства, а не подражать другим исполнителям.

Работу над постановкой и каждый спектакль желательно фиксировать (стенды с фотографиями, выставки детских рисунков, видеозапись).

1. Т.Н. Доронова “Играем в театр” Москва “Просвещение” 2004.

2. Н.Ф. Сорокина “Играем в кукольный театр” Москва “АРКТИ” 2004.

3. Л. Баряева, Е. Загребаева, А. Зарин “Театрализованные игры-занятия”. С-П. “Союз” 2001.

4. А.Б. Никитина “Театр, где играют дети” Москва “Владос” 2001.

5. Э.Г. Чурилова “Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников” Москва “Владос” 2003.

- формирование познавательного интереса к сценическому искусству, последовательное знакомство детей с видами театра, воспитание театральной культуры дошкольников;

- развитие зрительного и слухового внимания, памяти, наблюдательности, находчивости, фантазии, воображения (умения перевоплощаться, снижение зажатости и скованности;

- развитие музыкального слуха, чувства ритма, пластической выразительности (умения пользоваться жестами, мимикой, создавать образы живых существ с помощью пластических движений);

- развитие речевого дыхания, правильной артикуляции, дикции, выразительности речи и интонации (развивать умение пользоваться интонациями, выражающими основные чувства);

Дети выступают перед зрителями с постановками сказок, спектаклей. Это способствует реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берёт на себя ребёнок, помогают ему продемонстрировать свою позицию, умения, знания, фантазию.

Театральные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся чётко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

Формы и режим занятий театральной студии.

Программа рассчитана на четыре года. Предполагается возможность начать обучение с любого момента поступления ребенка в студию, т. к. в обучении основам актерского мастерства невозможно поэтапно обучить ребенка сценической речи, а затем движению, поскольку все эти виды деятельности взаимосвязаны.

Ведущей формой организации занятий являются – групповая, подгрупповая и индивидуальная. Формами контроля усвоения материала программы являются диагностика творческих и речевых способностей детей, открытые театрализованные мероприятия, постановка спектаклей для родителей и воспитанников детского сада.

В процессе реализации программы используются такие формы работы с детьми как:

• чтение и совместный анализ сказок, сочинение сказок;

• работа над спектаклем;

• театральная игра;

• культура и техника речи;

• рисование и раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных событий из сказок с речевым комментарием и объяснением личностного смысла изображаемых событий;

• пантомимические этюды и упражнения;

• дыхательная и артикуляционная гимнастика, пальчиковые игры;

• разучивание стихов, басен, чистоговорок.

Существуют правила работы с детьми в театральной студии :

• осуществлять выбор детей на роль с учетом их собственных желаний;

• начинать с простого, чтобы вселить уверенность в свои силы, дать возможность почувствовать результат;

• побуждать всех детей разыгрывать изучаемое художественное произведение;

• прослеживать, какие роли были сыграны каждым ребенком, каковы его основные достижения.

• при неоднократном обыгрывании сказки, рассказа, истории помнить о необходимости сохранения свежести восприятия произведения детьми, поэтому нужно использовать различные виды театра, постановку новых художественных задач, избегать слишком частых репетиций.

Развивающая деятельность в театральной студии включает приемы, соответствующие дошкольному возрасту детей:

2. Творческие задания направлены на разыгрывание жизненных ситуаций, формирующих положительный образ героев. Детям предлагается выполнить различные творческие задания, например:

- покажите, как папа дарит маме цветы, говорит ей приятные слова;

8. Метод обратной связи направлен на отражение эмоционального отношения детей к произошедшему событию в театральной группе через рисование, составление рассказов, сказок высказывание своих впечатлений, проигрывание настроений героев.

В беседах о театре педагог совместно с детьми обсуждает вопросы: что такое этикет, как нужно одеться в театр, как входить в театр, как сидеть во время действия, что делать во время антракта, можно ли в театре есть, пить и жевать жвачку. В течение учебного года дети совместно с педагогом систематически посещали постановки для детей в театре Драмы им. Достоевского, в Малом театре. Совершали экскурсии в музеи и библиотеки города.

Успешность овладения детьми творческой инициативой во многом зависит от заинтересованности родителей. Повысить интерес родителей к театрализованной деятельности помогли театральные встречи, где родители были активными участниками и партнёрами по исполнению ролей в спектаклях, изготовлению костюмов для детей, изготовлению атрибутов театральных представлений. На утренниках в детском саду родители громкими аплодисментами встречают детей-актеров, радуются, когда видят ранее застенчивых и стеснительных своих детей в роли различных героев, смелых и решительных, смешных и добрых. Аплодируют хорошим рассказчикам, которые не просто читают стихи, а сопровождают чтение яркими образными жестами, мимикой, пластикой, движениями.

Ожидаемые результаты были видны уже к концу учебного года, они соотнесены с задачами и содержанием программы.

Результаты проведённой диагностики позволили убедиться в правильности выбранной линии развития. В настоящее время дети подготовительной группы активно откликаются на посещение театра, на драматические постановки собственными силами, самостоятельно распределяют между собой обязанности по оформлению сценки, подбору костюмов, распределяют игровые роли, активно используют ролевую речь, пантомиму во время диалогов с партнёрами по театральной деятельности, в спокойном режиме могут заменить отсутствующего партнёра по театральной постановке.

Театральная деятельность в детском саду

Театральная деятельность в детском саду .

Театральная деятельность в детском саду

Театральная деятельность в детском саду Общеобразовательная программа нашего Учреждения обеспечивает создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного.

Театральная неделя в детском саду. Планирование (23–27 марта, 2015 г.) Цель: Формирование у детей и родителей интереса к театру и совместной театральной деятельности. Задачи: • Вызвать.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

"Организация театральной студии в ДОУ".

Подготовила: Торгашова Л.В.

ТЕАТР - ЭТО ВОЛШЕБНЫЙ КРАЙ,

В КОТОРОМ РЕБЕНОК РАДУЕТСЯ,

ИГРАЯ, А В ИГРЕ ОН ПОЗНАЕТ МИР

Занимаясь с детьми театром, мы ставим перед собой цель – сделать жизнь наших детей интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

Мы стремимся к тому, чтобы навыки, полученные в театрализованной деятельности, дети смогли использовать в повседневной жизни

Один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения – учить играя .

Поставленная цель включает в себя решение следующих задач:

1.развитие общей культуры ребенка средствами театральной деятельности;

2 формирование умений и навыков самостоятельного анализа художественных произведений для развития творческих способностей, самореализации личности ребенка;

3 выявление и развитие индивидуальных природных способностей детей;

4 развитие устойчивого интереса к таким видам искусства, как театр, музыка, хореография;

5 развитие творческой самостоятельности в создании художественного образа, используя для этой цели игровые, песенные, танцевальные импровизации, импровизацию на детских музыкальных инструментах

Организация работы по театрализованной деятельности в детском саду, может быть включена во все режимные моменты, включаться в любую организованную образовательную деятельность; в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время (в содержание праздников, развлечений и досугов);,осуществляться в самостоятельной деятельности детей

Как организуется работа в театральной студии с детьми в нашем детском саду?

Свою работу с детьми в театральной студии я разделила на три основных этапа

Этапы работы

1-й этап – “Открытие”

Открытие ребенка в театрализованной деятельности для педагога, и открытие для ребенка радости общения с театром.

Задачи первого этапа:

1.Дать детям представление о театре, познакомить с видами театров Формировать устойчивый интерес к разным театральным жанрам;

2. Выявить уровень эмоционального развития.

3. Определить основные направления развития эмоциональной сферы ребенка.

4. Подобрать драматический материал, с учётом полученных данных.

Для решения поставленных задач на первом этапе, использовала

презентации о видах театра,

о разнообразных жанрах ,

3 набор многофункциональных упражнений, которые помогают “раскрепостить” детей- помочь обрести на сцене все те качества, которыми они в избытке обладают в реальной жизни например:

1 УГАДАЙ ЭМОЦИЮ

2 ЖИВАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

3 ИЗОБРАЗИ ЖИВОТНОЕ

Спектакли должны быть недлинные (не более 40–45 мин.). Выбирая материал для инсценировки, нужно отталкиваться от возрастных возможностей, знаний и умений детей, но и в то же время обогащать их жизненный опыт, пробуждать интерес к новым знаниям, расширять творческие возможности .

2-й этап – “Развитие”

Второй этап – самый длительный и продуктивный. Непосредственно развивающая работа, как с подгруппой детей, так и индивидуально.

Основная задача этого этапа – это воспитание свободных людей, т.е. помочь ребенку вернуться к себе естественному, подлинному, свободному.

На данном этапе используются упражнения – тренинги на развитие: внимания, воображения, силы голоса, речевого дыхания, выразительности речи, мимики и жестов, коммуникативных способностей.Например:

Игровые упражнения по развитию мимики

3-й этап – “Творчество”

Это важнейший этап. Его основное содержание – создание и участие в спектакле (инсценировке).

Задачи:

1 . Развивать потребность в активной театральной деятельности.

2. Развивать индивидуальные особенности детей в театральной деятельности .

Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже не достаточно активных детей, помогая им преодолевать застенчивость и зажатость. В ходе подготовки к спектаклю необходимо соблюдать следующие правила:

не перегружать детей;

не навязывать своего мнения;

не позволять одним детям вмешиваться в действия других;

предоставлять всем детям возможность попробовать себя в разных ролях,не распределяя их среди наиболее способных.

. какие виды театра по возрасту может освоить дошкольник.

Самыми доступными видами театра для младших дошкольников является пальчиковый и кукольный театры.

К 4-5 годам происходит постепенный переход ребенка от театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности. Дети осваивают разные виды настольного театра: вязаный театр, конусный театр, театр народной игрушки и плоскостных фигур и мягкой игрушки.

В старшем дошкольном возрасте дети освобождаются от комплексов и активно участвуют в театрализованных играх.

В подготовительной группе театрализованные игры отличаются более многоплановыми характеристиками героев, трудными для постановки мизансценами, в них действуют наиболее сложные в управлении куклы. У детей вызывает большой интерес изготовление кукол, масок, декораций, афиш и других атрибутов.

Какие виды театров в детском саду возможно организовать?

Стендовый театр

Стендовый театр представляет собой какую-либо поверхность, на которую крепятся фигурки-персонажи и декорации.

К такому виду относятся:

1.Театр на фланелеграфе или театр картинок (доске, обтянутой тканью).

Театр картинок , фланелеграф и магнитная доска

Развивают творческие способности;

Содействуют эстетическому воспитанию;

Развивают ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности

Действуя с различными картинками, у ребенка развивается мелкая моторика рук, что способствует более успешному и эффективному развитию речи

2.Магнитный

представляет собой, по сути, то же самое, что и предыдущий вид, только используется металлическая доска, а на фигурки прикрепляются магнитные полосы вместо липучек.

3.Теневой театр

Настольный театр и конусный

Помогает учить детей координировать движения рук и глаз;

Сопровождать движения пальцев речью;

Побуждает выражать свои эмоции посредством мимики и речи.

Название такого вида театра говорит само за себя — игровая деятельность проводится на столе. Его особенностью является то, что декорации и персонажи должны быть небольшого размера, чтобы была возможность разместить все необходимые атрибуты игры на поверхности.

Каким же бывает настольный театр в детском саду:

1.Бумажный (картонный)

Нередко такой готовый театр можно найти в каком-либо детском журнале — нужно лишь вырезать и собрать все необходимые детали и можно начинать спектакль.

2. Магнитный

3Театр из природного материала,

например, шишек, каштанов, желудей и др. Удобно размещать таких персонажей в ящике с песком.

1 Пальчиковый театр

Способствует развитию речи, внимания, памяти;

формирует пространственные представления;

развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений;

повышает работоспособность, тонус коры головного мозга.

Стимулирование кончиков пальцев, движение кистями рук, игра с пальцами ускоряют процесс речевого и умственного развития

Важно отметить, что пальчиковый театр, помимо иных достоинств, эффективно развивает мелкую моторику дошкольников, что, в свою очередь, непосредственно влияет на формирование речи детей

2. Театр на перчатке

Оказывает потрясающее терапевтическое воздействие: помогает бороться с нарушениями речи, неврозами;

Перчаточная кукла передает весь спектр эмоций, которые испытывают дети

Верховой театр

Что представляет собой верховой театр? Такой термин был введен российскими кукловодами еще в XVI веке. Его особенность заключается в том, что куклы находятся выше роста человека, который ими управляет. Бывают следующего вида:

1.В тростевом театре

используются куклы, которые, соответственно, закреплены на высокой трости, а человек, который управляет персонажами, спрятан за ширмой.

2. Театр кукол Би-ба-бо

Посредством куклы, одетой на руку, дети говорят о своих переживаниях, тревогах и радостях, поскольку полностью отождествляют себя (свою руку) с куклой.

При игре в кукольный театр, используя куклы Би-ба-бо, невозможно играть молча!

3. Не менее интересным считается театр ложек

в детском саду. Атрибуты для такой игровой деятельности изготовить самостоятельно очень просто. Для этого понадобится деревянная ложка, или пластиковые

Напольный театр

В напольном театре используются куклы-марионетки. Сделать их самостоятельно достаточно сложно, поэтому чаще всего они приобретаются в специализированных магазинах..В нашей театральной студии они есть

Театр живой куклы

Различают следующие виды описанной игровой деятельности:

1.театр масок; Театральные сценки с масками-шапочками

2.театр кукол-великанов.

3. Театр на прищепках

4.Театр оригами

Театр кукол-великанов проводится чаще всего как досуговая деятельность в ДОУ. Роли кукол-великанов выполняют либо взрослые, либо старшие дошкольники. Младшие дети могут выступать лишь в роли зрителей.

КУКЛЫ НА ГАПИТЕ

САМЫЙ ПРОСТОЙ ГАПИТ – ПРОСТО ВСТАВЛЕННАЯ В ИГРУШКУ ПАЛОЧКА

Какова же роль педагога в организации театрализованной деятельности?

Уже давно известно о значительной роли , которую играет театрализованная деятельность в развитии и воспитании ребенка. Театрализованные представления способствуют развитию всех видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического).

Наверное, нет такого детского сада , где бы педагоги не использовали в своей работе театрализованную деятельность .Это стало доброй традицией.Театрально-творческая деятельность детей, безусловно, не появится сама собой. В этом огромную роль играет педагог, умело направляющий данный процесс

Большая роль педагога заключается в момент передачи обстановки , в которой происходит действие . Словесное описание пробуждает детскую фантазию, воображение .Поэтому нужно как можно чаще и подробнее обсуждать с детьми будущие сценарии .

Ни в коем случае нельзя применять никакого давления, сравнения, оценки, осуждения. Наоборот, необходимо предоставить детям возможность высказаться, проявить внутреннюю активность. Педагог должен строго следить за тем, чтобы своей актерской активностью и раскованностью не подавить робкого ребенка, не превратить его только в зрителя.

И еще один важный момент: успешность и результативность театральных занятий зависит от сотрудничества педагога с музыкальным руководителем,

Таким образом, занятия по театрализованной деятельности не должны сводятся только к подготовке выступлений, а должны обеспечивать одновременное выполнение познавательной, воспитательной и развивающей функций. В нашем саду предметно-пространственная развивающая среда дополнилась различными видами театров, пособиями, рисунками, картотеками творческих игр.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс повышения квалификации

Охрана труда


Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда


Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

  • Сейчас обучается 344 человека из 66 регионов
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 612 535 материалов в базе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 04.05.2019 777
  • DOCX 32.1 кбайт
  • 5 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Торгашова Любовь Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

Время чтения: 16 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предметно-развивающая среда является основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования и обеспечивает совместную театрализованную деятельность детей.

Поэтому главной целью для нас стало создание условий, способствующих проявлению самостоятельности и творчества детей в театрализованной деятельности.


Известно, что самостоятельная деятельность детей дошкольного возраста возникает под воздействием впечатлений, полученных из окружающей среды.

Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта.

Предметно-развивающая среда является основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования и обеспечивает совместную театрализованную деятельность детей.

Поэтому главной целью для нас стало создание условий, способствующих проявлению самостоятельности и творчества детей в театрализованной деятельности.

Исходя из поставленной цели, решались следующие задачи:

Создать в группе динамично-изменяющуюся предметно-развивающую среду для организации самостоятельной театрализованной деятельности.

Последовательно знакомить детей с разными видами театра.

Совершенствовать речевую активность детей.

Способствовать накоплению эмоционально-чувственного опыта у детей.

Использовать разнообразные формы и методы активизации родителей.

При проектировании предметно-развивающего пространства для театрализованной деятельности придерживались следующих принципов:

обеспечение баланса между совместной и индивидуальной деятельностью детей;

предоставление права и свободы выбора;

создание условий для моделирования, поиска и экспериментирования;

полифункциональность использования помещения и оборудования;

возрастная и полоролевая адресованность оборудования и материалов.


Для обеспечения оптимального баланса совместной и самостоятельной театрализованной деятельности детей нами была создана театральная стена, включающая в себя:


атрибуты для организации театральных игр (фланеграф, ширма, шапочки, маски, костюмы, декорации и т.п.)

наглядные пособия (видеоматериал, репродукции картин, плакаты, иллюстрации, фотографии и т.п.)

технические средства (ноутбук, магнитофон, телевизор с дивиди-плеером, аудиозаписи детских и классических произведений;

художественную литературу (детскую, познавательную, методическую);

материал для совместного творчества детей (бумага, клей, краски, карандаши, фломастеры, различные виды ткани, нитки, пуговицы, коробки, природный материал).

Для обеспечения содержательной стороны образовательной деятельности используем различные методы и приемы:

просмотр кукольных спектаклей;

беседы по содержанию просмотренных спектаклей;

упражнения для эмоционального развития детей;

упражнения для дикции (артикуляционная гимнастика);

задания для развития интонационной выразительности речи;

упражнения для развития пластики тела, ритмопластика;

ритмические минутки (логоритмика);

пальчиковая гимнастика для развития моторики рук;

игры-упражнения с куклами разных видов;

упражнения для развития мимики, пантомимы, жестикуляции;

театральные игры, этюды;

игры-инсценировки, разыгрывание сказок;

беседы о театральной культуре.

Творческое воображение и эмоции развиваем с помощью игр:



Возникновению самостоятельной театрализованной деятельности способствуют кукольный театр и игры-драматизации.

Специалисты советуют начинать приобщение детей к театрализованной игре именно с кукольного театра как наиболее эмоционально близкой ведущей игровой деятельности детей. Кукольный театр удовлетворяет желания детей познавать мир, отражает его в образах — символах, показывает способ общения с игрушкой; как зрелищное искусство, формирует эмоционально-чувственную и нравственную сферы.

Именно кукла позволяет ребенку соприкоснуться с искусством театра, овладеть речью, воспринимая окружающие явления более осознанно, помогает активно развивать коммуникативные навыки общения со сверстниками.

Кукольный театр — это творческий союз детей, педагогов и родителей по изготовлению кукол, оформлению декораций, созданию нетрадиционных видов (театр оригами).

Наибольшее впечатление на детей оказывают спектакли в исполнении взрослых. Детям еще раз хочется пережить заинтересовавшие их сюжеты, поэтому они обыгрывают их в своей игре, заново проходя по сюжетным линиям, по-своему преобразуя, варьируя и выстраивая их. Дети повторяют историю о колобке, распределяют роли в игре теремок, строго соблюдая правила очередности появления того или иного персонажа. Если самостоятельная игра имеет высокий уровень развития, то дети в ней придумывают к ранее уже известным героям новых.

Большое внимание уделяем играм-драматизациям, т.к. они оказывают существенное влияние на развитие речи детей, активизацию ее словаря. Дети успешно усваивают богатство родного языка, его выразительные средства, используя интонации, соответствующие характеру героев и их поступкам. В играх-драматизациях ребенок — артист, самостоятельно создает образ с помощью средств выразительности (интонация, мимика, пантомима), производит собственное действие исполнения роли.

Большое влияние на детей оказывают праздники и развлечения. Яркие впечатления, бурные чувства и переживания толкают детей на воплощение в игре увиденного. Дети обыгрывают прозвучавшие на празднике песни, поставленные сценки, проведенные игры. В самостоятельных детских играх отражаются персонажи и сюжеты, взволновавшие детей. Так, дети часто играют в Снегурочку и Деда Мороза, создавая заново мир новогоднего праздника. Они повторяют обряды, традиции народных праздников (Пасха, Сабантуй, Навруз, Масленица). Тематические праздники закладывают основу нравственности и патриотизма (9 мая, День Матери, День пожилого человека и т.д.).

На прогулке есть большая возможность для возникновения самостоятельной театрализованной деятельности. Детям предоставлены свобода передвижения, пространство для игр, возможность пользоваться атрибутикой и элементами костюмов. Мы заинтересовываем детей неожиданной игровой ситуацией (волк подглядывает за зайцем из-за куста, на поляне расположился игрушечный зоопарк, Кукла Машенька съезжает с горки на саночках…), драматизацией эпизодов знакомой сказки. Все это оказывает эмоциональное воздействие на детей и переносится затем в самостоятельные игры.

Важное значение имеет сотрудничество педагога с семьей. Поэтому мы привлекаем родителей к созданию условий для совместной театрализованной деятельности, находим нетрадиционные пути творческого взаимодействия.

Для этого нами используются разнообразные формы и методы:


проведение совместно с родителями театрализованных досугов, праздников, развлечений, викторин, конкурсов, игр и т.д.;

мастер-классы по изготовлению различных видов кукольного театра;

консультации по организации совместной с детьми творческой деятельности в домашних условиях;

беседы о значении театрализованной деятельности для развития ребенка дошкольного возраста;

изготовление и подбор костюмов, декораций, кукол, атрибутов для театрализованных постановок;

Такое взаимодействие с семьей позволяет активно приобщать детей к театральной культуре, обогащать их новыми впечатлениями, развивать интерес к театральному искусству.

В процессе целенаправленной работы по данной проблеме были достигнуты положительные результаты:

расширение театрально-игрового опыта детей;

освоение разных видов кукольного театра;

углубление интереса к театрализованным играм;

пополнение словарного запаса;

раскрытие творческих способностей;

накопление эмоционально-чувственного опыта у детей;

проявление любознательности и исследовательского интереса детей.

Завершая свою презентацию, можно сделать вывод, что самостоятельная театрализованная деятельность детей может развиваться, если:

практические работники осознают важную роль самостоятельной игры в жизни ребенка;

в воспитательном процессе ДОУ игра занимает ведущее положение среди других видов деятельности;

детям отводят место для самостоятельных игр;

создается предметно-развивающая среда, питающая яркими художественными образами и сюжетами детские игры;

воспитатели являются образцами творческого поведения, владеют опытом театральных выступлений, обладают артистическими качествами;

создается взросло-детская общность (педагоги — дети — родители), которая живет общими интересами, претворяет в жизнь творческие проекты, строит планы на будущее общение.

Читайте также: