Ритмическая гимнастика как средство развития гибкости у детей младшего школьного возраста

Обновлено: 05.07.2024

- постепенное замещение костной ткани хрящевой;
- усиление темпов роста позвоночника и формирование естественных физиологических изгибов ( шейной и грудной кривизны);
- слабое развитие мышц и связок позвоночника, значительная толщина хрящевых прослоек позвоночника;
- кости скелета отличаются большой податливостью к внешним воздействиям;
- недостаточно развитые мышцы, крупные мышцы развиты лучше, чем мелкие.
Наиболее высокие естественные темпы развития гибкости наблюдаются у детей в возрасте от 6до 8 лет и от 9 -11 лет. В целом подвижность крупных звеньев тела увеличивается до 13-14 лет и стабилизируется к 16-17 годам, а затем имеет устойчивую тенденцию к снижению. Если до 13-14 лет гибкость направленно не развивается, она может снижаться уже в юношеском возрасте. Значительное ухудшение отмечается у людей старше 50 лет.
Сенситивным периодом пассивной гибкости является возраст 9-10 лет, а активной 10-14 лет. Целенаправленное развитие гибкости должно начинаться с 6-7 лет, причём у детей 9-14 лет это качество развивается в 2 раза эффективнее, чем в старшем школьном возрасте. У девочек показатели гибкости выше на 20-30%, чем у мальчиков.
В процессе системно построенного воспитания детей младшего школьного возраста главной задачей является обеспечение такой степени всестороннего развития гибкости, которая позволяет:
- успешно овладеть основами жизненно важными двигательными действиями, без ущерба для нормального состояния и функционирования ОДА;
- с высокой результативностью проявлять прочие двигательные способности: координационные, скоростные, силовые, выносливость.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

Разработала : Жамалетдинова Н.Г.

Учитель физической культуры

Обоснование проекта

Если физическая культура просто важна для взрослого человека, то для детей всех возрастов она жизненно необходима. Это обусловлено двумя факторами. Расширение школьной программы, введение компьютеризации, резко возросшее внимание к телевидению, к компьютерным играм и многое другое способствует ограничению двигательной активности детей. А это в свою очередь, ведет к отставанию современных детей в физическом развитии, появлению различных функциональных отклонений, таких, как нарушение осанки, деформация позвоночника, излишний вес и ожирение, близорукость и т.д., а далее – к возникновению различных заболеваний.

Уже давно стало аксиомой – каждому человеку жизненно необходимо хорошее здоровье и всестороннее физическое развитие. Однако в последнее время процент здоровых детей резко снизился, а физическое развитие детей школьного возраста оставляет желать много лучшего . Сложившаяся социально – экономическая обстановка в стране изменила отношение к детям со стороны воспитывающих взрослых. Напряженный ритм жизни требует от современного человека целеустремленности, уверенности в своих силах, упорства и, конечно же, здоровья.

В то же время отсутствие эмоционально – психологического благополучия в школе может вести к деформации личности ребенка, к уменьшению возможностей эмоционального контакта с окружающими, возрастанию трудностей в установлении новых социальных отношений. Поэтому в современных условиях особенно актуальными задачами являются привитие детям интереса к физической культуре и спорту, формирование ценностей здорового образа жизни.

Актуальность

Младший школьный возраст является весьма важным периодом в развитии человека. В эти годы продолжается процесс формирования гармоничного, умственного, нравственного и физического развития ребенка, его личности.

Вместе с тем, этот жизненный этап довольно сложен для детей, так как именно в это время происходит переход от дошкольного детства к школе, со всеми её отличиями от детского сада, нагрузками на психику и, конечно же, организм ребёнка.

Занятия физической культурой в младшем школьном возрасте призваны не только способствовать физическому развитию растущего организма человека, формировать у него разнообразные двигательные умения и навыки, но и оздоравливать.

Одним из факторов риска здоровью детей школьного возраста является низкая двигательная активность, которая снижается с поступлением в школу и продолжает всё сильнее снижаться от младших классов к старшим. Её дефицит нарушает защитные функции организма, серьезно ухудшает состояние здоровья ребенка. Это связно с большими умственными нагрузками как непосредственно в школе, так и при выполнении всё увеличивающегося числа домашних заданий.

Указанное приводит к тому, что у большинства младших школьников нарушается осанка, ухудшается зрение, деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, нарушается обмен веществ, снижается сопротивляемость к различным заболеваниям.

По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи, за последние десятилетия состояние здоровья детей младшего школьного возраста ухудшилось: снизилось количество абсолютно здоровых с 23,2% до 15,1% и увеличилось число детей, имеющих различные отклонения в состояние здоровья с 60,9% до 67,6% и хронические заболевания с 15,9% до 17,3% .

Более половины подростков страдают хронической патологией, каждый четвертый ребенок имеет третью группу здоровья. За время обучения в начальной школе у детей в пять раз возрастает частота нарушения зрения, в четыре раза – нарушение осанки, в три раза – патологии органов пищеварения .

Таким образом, важнейшая задача, стоящая перед педагогами – создать условия, при которых дети младшего школьного возраста смогут заниматься физическими упражнениями в течение учебного дня и во внеурочное время с целью повышения двигательной активности, укрепления здоровья, улучшения физической подготовленности и выявить наиболее эффективные средства достижения этой цели.

Гибкость считается одним из основных качеств, характеризующих здоровье и функциональную молодость человека. Хорошая гибкость обеспечивает свободу, быстроту и экономичность движений, недостаточная – затрудняет координацию движений, так как ограничивает перемещение отдельных звеньев тела, вместе с тем, приводит к торможению физического развития, а значит и к ухудшению здоровья.

В связи с вышеизложенными фактами, является актуальным совершенствование старых и поиск новых форм, средств и методов развития гибкости. При этом важным является то, что её развитие тесно взаимосвязано с развитием других двигательных способностей.

Большим потенциалом для решения поставленных задач обладает ритмическая гимнастика.

В настоящее время существует много направлений оздоровительных занятий. И, тем не менее, ритмическая гимнастика остается актуальной и на ее базе появляются новые направления: аэробика, ритмопластика, танцевально-игровая гимнастика, танцевально-ритмическая гимнастика и т.д. Основой ритмической гимнастики является связь движений с музыкой развитие музыкальной ритмичности, пластичности, музыкального вкуса.

Анализ исходной ситуации

Одной из основных задач физического воспитания школьников является использование разнообразных форм работы, которые способствуют функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, делают его стойким и выносливым, обладающим высокими защитными способностями к неблагоприятным факторам внешней среды, т.е. создают условия для того, чтобы все дети росли здоровыми.

Отсюда мы можем выделить одну из проблем: малоподвижный образ жизни детей . Таким образом, правильное формирование двигательной сферы детей является фундаментом для гармоничного развития личности, для наивысшего раскрытия и проявления потенциальных возможностей, его способностей и талантов.

Ритмическая гимнастика открывает для этого огромные возможности, потому что ее основа – комплексы целенаправленных физических упражнений и система занятия в целом – сочетается в ней с элементами игры, праздничным характером обстановки, музыкальным сопровождением, т.е. всем тем, что особенно привлекательно для детей. Все это способствует эстетическому развитию детей, вызывает у них эмоциональный подъем, радостные чувства.

Ритмическая гимнастика развивает бодрость духа, жизнерадостность, находчивость и самостоятельность. Дети становятся ловкими, изящными, координированными и свободными в движениях, красиво сидят, их походка делается легкой и грациозной.

Объект исследования: занятия ритмической гимнастикой с детьми младшего школьного возраста.

Предмет исследования: развити е гибкости у детей младшего школьного возраста на занятиях ритмической гимнастикой.

Цель исследования. Выявление эффективных методов и средств для развития гибкости у детей младшего школьного возраста на занятиях ритмической гимнастикой.

Задачи исследования:

Дать характеристику ритмической гимнастики и определить ее влияние на развитие двигательных способностей и, в частности, гибкости у детей младшего школьного возраста, анализируя данные научно – методической литературы.

Определить наиболее эффективные методы и средства развития гибкости у детей младшего школьного возраста.

Подобрать тесты на определение показателей гибкости и других двигательных способностей.

Гипотеза. Предполагается, что выявление средств и методов развития гибкости на занятиях ритмической гимнастикой у детей младшего школьного возраста позволяет более эффективно развивать эту двигательную способность.

Методы исследования

Для решения целей и задач исследования применялись следующие методы:

Анализ научно-методической литературы

Метод анализа научно-методической литературы был использован для характеристики детей младшего школьного возраста: выявлены возрастные особенности детей от 7 до 11 лет, а также особенности развития гибкости и других двигательных способностей у данного контингента занимающихся. В процессе анализа и обобщения научно-методической литературы дана характеристика ритмической гимнастики, определены виды гибкости, выявлены методы и средства её развития, рассмотрен стретчинг и виды его упражнений (динамические, статические, комбинированные) как основа развития гибкости в занятиях ритмической гимнастикой.

Педагогическое тестирование: цель определения уровня развития гибкости, а также других двигательных способностей у детей младшего школьного возраста. Для исследования из всего многообразия тестов были отобраны валидные, информативные и наиболее доступные, не требующие дополнительного оборудования.

Тесты на определение показателей гибкости


Методическая разработка представляет собой пособие, необходимое для развития гибкости детей младшего школьного возраста, занимающихся хореографией. В ней представлен как теоретический материал, так и практические рекомендации и примеры упражнений для развития гибкости. Развивать гибкость, т. е. подвижность суставов, можно и нужно в различных частях тела: лучезапястный сустав, плечевой пояс, тазобедренный сустав и т. д. Основной акцент этой работы направлен на развитие гибкости в позвоночнике и на увеличение танцевального шага, т. е. выполнение шпагатов.

Значение гибкости

Гибкость является одним из важнейших для человек как физических качеств. Разработка различных видов программ на развитие гибкости в основном связана с профессиональной деятельностью в цирке, в балете, с развитием таких видов спорта, как спортивная и художественная гимнастика, акробатика, фигурное катание. Проблема решалась исходя из целевых задач — развитие максимально возможной, экстремальной амплитуды движений. Специалисты и тренеры добились уникальных результатов. В связи с этим в теории и методике спортивной тренировки понятие гибкость означает способность выполнять движения в суставах с максимальной амплитудой, что не всегда полезно. Так в процессе тренировки на приобретение сверхподвижности суставы, продольные связки в позвоночнике подвергаются чрезмерному растяжению, что представляет опасность для здоровья. (Платонов, 1988)

Совсем иные целевые задачи стоят перед специалистами в оздоровительной тренировке. Это- поиск оптимальных путей оздоровления организма, в частности опорно-двигательного аппарата. Цель упражнений на повышение гибкости — увеличение диапазона движения путем растягивания одной или нескольких мышц.

Одновременно с ухудшением эластичности мышц и связочного аппарата, ослабевает и мышечный корсет, что приводит к мышечному дисбалансу. Например, ослабление мышц брюшного пресса и ухудшение эластичности сгибателя бедра приводит к увеличению поясничного лордоза, изменению угла наклона таза, что отрицательно сказывается на работе внутренних органов. Появляются боли в спине, в особенности в области поясницы, из-за таких распространенных заболеваний, как остеохондроз, радикулит и др.

Уменьшение амплитуды движений часто приводит к возникновению и развитию артроза.

В таблице суммированы позитивные воздействия на организм человека регулярных занятий на гибкость.

Занятия физической культурой – это, прежде всего забота о здоровье ребёнка. Основная цель специалиста по физической культуре – воспитание физически полноценных детей, для этого он должен использовать различные средства и методы. Одним из таких методов работы с детьми является ритмическая гимнастика. Она привлекла к себе внимание миллионов людей, стала массовым увлечением. Почему бы и нам не обратить на неё внимание. Тем более что ритмы аэробики так же неуловимы и стремительны, как дети, отвечают многим их потребностям, в том числе и в движении, которое им так необходимо.

Для многих видов спорта характерны ритмичные движения. Необходимость в выполнении ритмичных движений постоянно встречается в окружающей нас действительности. Жизненный опыт показывает, что физическое качество, которое мы называем ловкость и координация движений, неотъемлемый атрибут нашей обыденной и спортивной жизни.

Цель работы состоит в том, чтобы дать оценку влияния занятий ритмической гимнастикой на ритмичность движений, координацию и гибкость у детей младшего школьного возраста, занимающихся по авторской методике.

  1. Оценить изменение ритмичности движений у девочек в результате занятий ритмической гимнастикой.
  2. Изучить динамику показателей координационных способностей, гибкости у обследованных школьниц за время наблюдения.
  3. Дать оценку методике занятий по развитию координации, пластичности, ритмичности и гибкости детей младшего школьного возраста.

Эксперимент проводился на базе Исакогорского детско-юношеского центра города Архангельска. Группа девочек занималась ритмической гимнастикой 3 раза в неделю по 1,5 часа.

Исследование проводилось в несколько этапов:

На первом этапе был проведен анализ научно учебно-методической литературы по теме работы.

На втором этапе проводилась практическая часть исследования.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

  1. Педагогические наблюдения.
  2. Тестирование двигательных качеств.
  3. Методы математической статистики.

Таким образом, поставленные перед данным исследованием задачи были решены, а его цель – достигнута.

- постепенное замещение костной ткани хрящевой;
- усиление темпов роста позвоночника и формирование естественных физиологических изгибов ( шейной и грудной кривизны);
- слабое развитие мышц и связок позвоночника, значительная толщина хрящевых прослоек позвоночника;
- кости скелета отличаются большой податливостью к внешним воздействиям;
- недостаточно развитые мышцы, крупные мышцы развиты лучше, чем мелкие.
Наиболее высокие естественные темпы развития гибкости наблюдаются у детей в возрасте от 6до 8 лет и от 9 -11 лет. В целом подвижность крупных звеньев тела увеличивается до 13-14 лет и стабилизируется к 16-17 годам, а затем имеет устойчивую тенденцию к снижению. Если до 13-14 лет гибкость направленно не развивается, она может снижаться уже в юношеском возрасте. Значительное ухудшение отмечается у людей старше 50 лет.
Сенситивным периодом пассивной гибкости является возраст 9-10 лет, а активной 10-14 лет. Целенаправленное развитие гибкости должно начинаться с 6-7 лет, причём у детей 9-14 лет это качество развивается в 2 раза эффективнее, чем в старшем школьном возрасте. У девочек показатели гибкости выше на 20-30%, чем у мальчиков.
В процессе системно построенного воспитания детей младшего школьного возраста главной задачей является обеспечение такой степени всестороннего развития гибкости, которая позволяет:
- успешно овладеть основами жизненно важными двигательными действиями, без ущерба для нормального состояния и функционирования ОДА;
- с высокой результативностью проявлять прочие двигательные способности: координационные, скоростные, силовые, выносливость.

Читайте также: