Что такое дифференцированный подход к детям в доу

Обновлено: 06.07.2024

Обучение - это процесс передачи знаний, умений, навыков, деятельности, основное средство подготовки человека к жизни и труду.

-Выстроите цепочку образования, которое получает человек в течение жизни.

(Семья – ДОУ – школа – другие учебно-воспитательные учреждения, самообразование)

Учебные заведения сами выбирают различные системы организации образовательного процесса. Это может быть индивидуальное обучение, классно-урочная, курсовая, лекционная, семинарская системы обучения и т.д.

-Как понимаете термин дифференциация?

Дифференциация – в переводе с латинского, означает разделение, расслоение целого на части, формы, ступени.

Дифференцированное обучение - это форма организации учебного процесса, при которой педагог работает с группой учащихся, составленной с учётом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств (гомогенная группа).

Дифференцированный подход занимает промежуточное положение между фронтальной формой работы и индивидуальной. Работой с каждым ребёнком. Он облегчает воспитательную деятельность педагога, так как позволяет определять содержание и формы обучения не для каждого ребёнка, а для отдельной категории детей.

Разделение детей на группы может быть явным и неявным, состав меняться в зависимости от поставленной задачи.

  1. Виды и формы дифференцированного обучения
  • По возрастному составу

На различных этапах развития человека характер процесса обучения изменяется. В каждом из возрастных периодов наблюдается сосуществование разных уровней учебной деятельности. При формировании групп по возрастному составу не следует забывать, что полгода в дошкольном возрасте в развитии ребёнка имеет огромное значение. Это различие надо учитывать при планировании учебно-образовательного процесса.

Ребёнок в 3 года начинает различать свой пол, начинает воспринимать себя как мальчика или девочку. Соответственно, содержание обучения в некоторых вопросах должно быть различным. До революции и во время ВОВ в нашей стране проводилось раздельное обучение девочек и мальчиков. Раздельное обучение по половому признаку имеет свои плюсы и минусы, и этот вопрос постоянно возникает в обществе.

При помощи диагностирования выявляют интересы воспитанников и объединяют их в группы по интересам. Одна из форм обучения в таких объединениях – кружки или спортивные секции.

- малоспособных с аномалиями развития задатков, с ЗПР;

-педагогически запущенных детей (при достаточном времени и средствах эти дети способны усвоить материал);

-Детей со средним уровнем развития (эти дети составляют большинство, их обучаемость и обученность соответствуют среднестатистической норме);

- способных детей (быстро схватывающих материал);

-одарённых или талантливых (учатся в более высоком темпе, высший уровень обучаемости).

  • По личностно-психологическим типам (типу мышления, темпераменту)

По типу темперамента при обучении детей объединяют в группы холериков, сангвиников, флегматиков, меланхоликов.

По типу мышления группируют детей с латентным мышлением (творческим, нестандартным) и вертикальным мышлением (традиционным).

Необходимо при организации педагогического процесса по такому признаку подбирать и воспитателей.

Это организация занятий или подвижных игр, других спортивных мероприятий с учётом состояния здоровья детей.

Выделяют такие группы:

- основная группа здоровья

-Какие виды дифференциации чаще всего используются в ДОУ? (по умственному развитию, по половому признаку, по состоянию здоровья, по возрастному составу). Приведите примеры.

Дифференцированное обучение имеет свои положительные и отрицательные стороны. Попробуем их определить. Сейчас разбиваемся на группы по 2 человека, рассматриваем таблицу (приложение 1) и заполняем.

Положительные стороны

Отрицательные стороны

По умственному развитию

  1. Появилась возможность использовать дальнюю зону развития
  2. В этих группах создаются равные стартовые возможности по уровню развития детей
  3. Обучение строится с учётом интереса и способностей детей
  4. Используются разные методы и приёмы технологии педагогического процесса
  1. Результаты диагностики бывают ошибочны, и дети попадают не в ту группу. Промежуточная диагностика позволяет перевести ребёнка в другую группу в середине года
  2. Занятия по подгруппам увеличили регламентированную деятельность. За счёт этого уменьшилось время прогулок
  3. Детям слабой подгруппы не за кем тянуться
  4. Молодым педагогам трудно планировать занятия по подгруппам на одну и ту же тему

По половому признаку

По состоянию здоровья

  1. Сохраняется здоровье ребёнка
  2. Улучшается качество контроля над активной деятельностью ребёнка

1. Дети чувствуют себя ущемлёнными и хотят выполнять упражнения, запрещённые им по состоянию здоровья

По возрастному составу

  1. Объединения постоянные
  2. Облегчает подготовку воспитателя к совместной деятельности
  1. Не учитывается такая возрастная особенность в дошкольном возрасте, как полгода
  2. У воспитателя остаётся меньше времени на индивидуальное обучение, если группа одного возраста
  3. В педпроцессе используется небольшой спектр методов и приёмов

«Дифференцированный подход

Дифференцированный подход - это основа индивидуально ориентированной системы обучения дошкольников, позволяющей учитывать индивидуальные особенности ребенка, создавать условия для преодоления и развития его потенциальных возможностей.

Проблемы индивидуального подхода в воспитании детей уделяли внимание многие представители прогрессивной педагогики, как русской, так и зарубежной.

Уже в педагогической системе Я. А. Каменского - великого чешского педагога - чётко обозначены положения о том, что весь процесс обучения и воспитания детей необходимо строить с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей и выявлять эти особенности путём систематических наблюдений.

Обучение детей младшей группы имеет наглядно - действенный характер и основывается на обучающей роли взрослого. В ходе объяснения воспитатель обращается как ко всем, так и конкретно к малышу в отдельности. Большая часть занятий проводится по подгруппам. Присутствие детей с разным уровнем развития даёт возможность подходить к индивидуальному обучению ребёнка, значительное внимание уделять младшим. Большое значение имеет и то, как дети сидят на занятии. Двое легковозбудимых детей, сидящих рядом, могут мешать не только друг другу, но и всем остальным. Если же рядом с легко отвлекающимся ребёнком находится спокойный, уравновешенный сверстник, то и первый малыш ведёт себя более организованно. Под особый контроль воспитатель берёт малышей робких, неактивных, а так же упрямых. Робкого ребёнка следует похвалить за старание. Если же малыш упрямится и не хочет выполнять указания воспитателя, просьбу - его внимание лучше переключить на другой объект. Так с помощью разнообразных приёмов и методов создаётся положительно - эмоциональная атмосфера .

Многие дети не могут сформировать свои желания в занятиях по замыслу. Тогда воспитатель, предлагает вспомнить какие - то яркие моменты отдыха, прогулки, праздника. Малыш охотно начинает заниматься самостоятельно.

Большинство детей, как правило, испытывают технические затруднения при выполнении заданий. Для этого в группе создан уголок, в котором ребёнок может выбрать шаблон, трафарет для рисования, лепки.

Самостоятельная двигательная активность детей также требует от воспитателя дифференцированного подхода. Всегда видно, кто из малышей более активен, а кто подолгу занят однообразной деятельностью. Задача воспитателя выбрать ту или иную игрушку, поиграть вместе, ввести ребёнка в группу играющих детей, предложить роль в игре, создавая тем самым доброжелательную обстановку. Так же педагогу необходимо следить за самочувствием детей и их взаимоотношениям. Робким, застенчивым, малоподвижным малышам надо помочь выполнить упражнения (взять за руку, вместе побегать, подбодрить ласковым словом). Внимательное отношение воспитателя, участие его в игре, своевременная помощь, дадут возможность детям быстро стать активным участником подвижных игр. Доброжелательное отношение в группе, поддерживаемое воспитателем способствуют положительному эмоциональному фону в коллективе.

Одобрение взрослым положительных поступков и неодобрение негативных, позволяют малышам понять, как можно поступать, а как нельзя. В каждом конкретном случае воспитатель ищет причину неправильного поведения ребёнка, старается разобраться, выяснить причину конфликта, учитывая при этом возрастные и индивидуальные особенности детей.

Индивидуальный подход к детям воспитателя даёт возможность лучше организовать процесс обучения и воспитания, всестороннего развития, лучше раскрывает способности детей и их личных качеств, что является проблемой современного общества.

"Дифференцированный подход при организации образовательной деятельности с детьми в условиях современного ДОУ".

Происходящие кардинальные изменения в социально-экономическом устройстве России не могут не затрагивать системы образования, которая в новых условиях тоже вынуждена и должна изменяться, чтобы быть способной удовлетворять новым требованиям, предъявляемым обществом и государством.

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования выдвигает перед педагогами дошкольных организаций такие требования, как использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям и построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированных на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития. На основании этих требований мы можем сделать вывод об исключительной важности индивидуализации дошкольного образования и оптимизации работы с группой детей.

До недавнего времени образовательный процесс в ДОУ осуществлялся в двух основных формах: традиционной и исследовательской (в форме развивающего обучения). В первом случае педагог призван выполнять следующие функции: организовывать, контролировать, оценивать ход образовательного процесса. Его главная забота – донести до детей программный материал. Обучение в этом случае ведется, как правило, в пределах целой группы, в которой дети подобраны по возрастному критерию. Само собой разумеющимся считается, что дети одной возрастной группы должны продвигаться вперед с одинаковой скоростью, хотя известно, что темпы обучения у разных людей различны.

При исследовательском подходе основная цель обучения – сам ребенок, его идеи и мысли, а не стандартизированные программы и навыки.

Возвращается из забвения древнейшая теория интереса: ребенку требуется развивать собственные идеи и выбрать те виды деятельности, которые вызывают у него интерес к предмету и виду деятельности. Таким образом, мы подходим к индивидуализации и дифференциации обучения, основанных на различии способностей, склонностей темпов обучения детей, гендерных различиях и представляющих собой широкий спектр мероприятий, состоящих не только в выявлении потенциальных умственных способностей, но и в решении социальной и коммуникативной компетенций индивида.

Проблема развития способностей является в настоящее время одной из самых актуальных. Что такое способности? Под способностями обычно подразумевают индивидуальные особенности человека, которые являются условиями успешного выполнения какой-либо деятельности.

Задача педагога – обнаружить, выявить и раскрыть индивидуальные способности каждого ребенка. У термина “способности” довольно много синонимов. Один из них – “уровень развития”. У способных детей более высокий уровень умственных способностей. Высокий уровень определяется относительно возрастной нормы, а ею служит показатель, который является средним для данной возрастной группы. Дети одного возраста различаются по уровню развития умственных способностей. Те из сверстников, которые обладают высоким уровнем развития, решают более трудные задачи, быстрее овладевают новыми понятиями. При решении же определенной задачи им требуется значительно меньше времени, чем детям с более низким уровнем развития. Во-первых, потому, что необходимые умственные операции у них более отработаны, отлажены, во-вторых, они реже ошибаются. Умственное развитие у таких детей происходит с опережением по отношению в возрастной норме, а у детей с низким уровнем развития – с отставанием.

• создание разнообразных условий обучения для различных образовательных учреждений, групп, с целью учета особенностей их контингента;

• комплекс методических, психолого-педагогических, организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах.

Одним из видов дифференциации (разделения) является индивидуальное обучение. По характерным индивидуально-психологическим особенностям детей, составляющих основу формирования гомогенных групп, различают дифференциацию:

по возрастному составу (группы, возрастные параллели, разновозрастные группы);

по полу (мужские, женские, смешанные);

по области интересов (технические, природоведческие, художественные, социальные);

по уровню умственного развития (или по уровню достижения): одаренные дети, дети, входящие в группу общего развития, дети, требующие повышенного индивидуального внимания;

по личностно-психологическим типам (по типу мышления, акцентуации характера, темпераменту и др.);

по уровню здоровья (группы здоровья).

Дифференцированный подход имеет смысл как способ эффективной помощи ребенку в совершенствовании его личности и занимает промежуточное положение между воспитательной работой со всем коллективом и индивидуальной работой с каждым воспитанником. Он облегчает, упорядочивает воспитательную деятельность педагога, так как позволяет разрабатывать методы воспитания не только для каждого ребенка в отдельности (что практически невозможно, например, в условиях большой наполняемости групп и загруженности педагогов, а для “категорий” детей.

В процессе дифференцированного подхода педагог изучает, анализирует, классифицирует различные качества личности и их проявлений у детей, выделяя наиболее общие, типичные черты, характерные для определенной группы воспитанников, и на этой основе определяет стратегию своего взаимодействия с группой и конкретные задачи воспитания, формы включения детей в общую деятельность и коллективные отношения.

При этом ребенок в меньшей степени чувствует себя объектом воспитания, так как основные воздействия педагога направлены на группу в целом, а не на него. В чем новизна (практическая острота) этой проблемы в настоящее время? В условиях современного ДОУ “дифференцированное подход” – это создание наиболее благоприятных условий для развития личности воспитанника как индивидуальности. Отсюда следует: дифференцированное обучение – не цель, а средство развития индивидуальности.

В заключение, нужно отметить, что внедрение дифференцированного подхода в образовательный процесс невозможно без знания индивидуальности каждого ребенка с присущими только ему личностными особенностями. Знание этих особенностей как раз и обеспечивает построение личностно-ориентированной системы воспитания и построения индивидуальной траектории развития ребенка. Следовательно, исходный пункт в организации системы дифференцированного подхода – раскрытие возможностей каждого воспитанника с целью его дальнейшего развития и повышения эффективности всего образовательного процесса в целом.

Оценить 3316 0

Дифференциация в переводе с латинского обозначает разделение, расслоение целого на части, формы, ступени.

Каждый человек единственный и неповторимый в своей индивидуальности, которая выражается в индивидуальных особенностях. Считается, что воспитание и обучение должны максимально опираться на индивидуальность.

Дифференцированное обучение - это форма организации образовательного процесса, при которой воспитатель, работая с группой детей, учитывает наличие у них каких-либо значимых для учебного процесса качеств (гомогенная группа) и это также часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию образовательного процесса для различных групп детей.

Главная цель дифференцированного и индивидуализированнного подходов на занятии — участие каждого ребенка, обеспечение развитию, достижению роста каждого, возможность совершенствования навыков и способностей

По характерным индивидуально-психологическим особенностям детей, составляющим основу формирования гомогенных групп, различают дифференциацию:

- по уровню умственного развития (уровню достижений);

- возрастному составу (разновозрастные группы);

- по полу (мужские, женские, смешанные группы, команды);

- личностно-психологическим типам (типу мышления, темпераменту);

- уровню здоровья (физкультурные группы, группы ослабленного зрения, слуха);

- области интересов (музыкальные, хореографические, языковые, математические и т.д.).

Технология дифференцированного обучения направлена на построение педагогического процесса, таким образом, при котором каждый из дошкольников станет успешным в учебно-познавательной деятельности.

Технология основывается на изучении и понимании ребенка, на учете особенностей ребенка при построении общения с ним.

Дифференцированный подход нацелен, в первую очередь, на укрепление положительных качеств и устранения недостатков.

В процессе дифференцированного подхода педагог изучает, анализирует, классифицирует различные качества личности и их проявлений у детей, выделяя наиболее общие, типичные черты, характерные для определенной группы воспитанников, и на этой основе определяет стратегию своего взаимодействия с группой и конкретные задачи воспитания, формы включения детей в общую деятельность и коллективные отношения.

При этом ребенок в меньшей степени чувствует себя объектом воспитания, так как основные воздействия педагога направлены на группу в целом, а не на него.

В своей работе с детьми использую дифференцированный подход.

При работе в подгруппах мальчиков и девочек первые более охотно строят тракторы, корабли и дома, а вторые выкладывают цветы, украшения, предметы одежды. В слабой подгруппе дети выполняют задания с помощью воспитателя, в более сильной подгруппе – самостоятельно.

Технология дифференцированного обучения предусматривает не эпизодическую, а систематическую работу в данном направлении. К примеру, для всей группы дается одинаковое задание, при этом сильным детям уменьшаю время на его выполнение, а слабым – даю вспомогательный материал (алгоритм, схемы, таблицы и т. д.). В таком случае используется индивидуальный подход, а также знание воспитателя особенностей детей. Другой способ дифференцированного обучения – на различных этапах занятия детям предлагаю разные задания, причем отличающиеся своей сложностью.

Использование в обучении детей дошкольного возраста индивидуального и дифференцированного подходов качественно влияет на положительное отношение детей к процессу обучения, на повышение уровня работоспособности на занятиях, на глубину и качество усвоения программного материала каждым ребенком и группой в целом.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дифференциация в переводе с латинского обозначает разделение, расслоение целого на части, формы, ступени.

Реализация дифференцированного подхода в воспитании и обучении дошкольников является одним из условий обеспечения равных стартовых возможностей для детей дошкольного возраста к обучению в школе. Сущность дифференцированного подхода заключается в организации учебного процесса с учетом возрастных особенностей, в создании оптимальных условий для эффективной деятельности всех детей, в пристраивании содержания, методов, форм обучения, максимально учитывающих индивидуальные особенности дошкольников. Дифференцированный подход в образовании – это образование, ориентированное на ребенка, ищущее пути, как наилучшим образом удовлетворить познавательные потребности растущего человека, как решить проблемы развития и поддержки ребёнка.

Дифференцированный подход предполагает помощь дошкольнику в осознании себя личностью, в выявлении, раскрытии его возможностей, становлении самосознания, в самоопределении относительно личностно-значимых и общественно-приемлемых целей, самореализации и самоутверждения.

Не будет преувеличением сказать, что на сегодня ступень дошкольного детства рассматривается как один из главных образовательных резервов, по своей потенциальной содержательной емкости не уступающий ни одной из последующих ступеней. Огромный образовательный ресурс, который несет в себе раннее и дошкольное детство, на сегодня задействован лишь в незначительной части. Осторожное и вдумчивое использование новых подходов и гипотез, опирающееся на целостную научную картину детства, открывает пути более полной реализации потенций ребенка. Установлено, что дошкольный возраст представляет собой благоприятный (сенситивный) период для становления в контексте игровых форм деятельности ряда способностей (воображения, общения, самоорганизации, которые задают основу для формирования системы компетенций, необходимых для дальнейшего обучения в школе. Доказано долгосрочное положительное влияние адекватно организованного дошкольного образования на последующее продвижение детей. По заключению известного психолога, основателя педагогической психологии, Л. С. Выготского, ребенок раннего возраста учится по своей программе (спонтанно, ребенок школьного возраста учится по программе учителя, а дошкольник способен учиться в меру того, в меру чего программа учителя становится его программой. Это представляет одну из труднейших задач педагога, работающего с детьми дошкольного возраста – осуществление дифференцированного подхода в обучении и воспитании дошкольников.

В основу технологии дифференцированного подхода в обучении и воспитании дошкольников положена следующая деятельность воспитателя:

- изучение внутренних условий (особенностей) развития ребенка,

- развивающее (коррекционно-развивающее) взаимодействие с ребенком с учетом его особенностей.

Внутренние условия (особенности) дошкольников:

1. Физическое состояние и здоровье.

• нельзя заставлять ребёнка выполнять какие-либо задания через силу

• нельзя сравнивать физические возможности разных детей

• если поведение ребёнка педагогу непонятно, надо, в первую очередь, обратить внимание на состояние его здоровья

Изучение медицинской карты ребенка, беседы с родителями.

2. Интеллектуально-познавательные особенности.

• нельзя требовать от ребёнка-дошкольника конкретных знаний

• необходимо систематизировать уже имеющуюся и новую информацию посредством логических операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация)

• очень эффективно происходит развитие познавательной сферы через наглядное моделирование (построение и использование пространственных моделей)

• необходимо формировать и совершенствовать тонкую моторику кисти и пальцев рук

В дошкольном учреждении организуется дифференциация группы дошкольников с учётом уровня развития интеллектуально-познавательных способностей:

1. Формирование подгрупп детей для организации непосредственно образовательной деятельности. (В течение учебного года и последующих лет пребывания детей в группе данная дифференциация может быть неоднократно пересмотрена.)

2. Индивидуальная дозировка задания по объёму и уровню сложности.

3. Индивидуальный подход в осуществлении помощи ребёнку в выполнении задания: полностью совместная деятельность, корректировка действием, словесная корректировка, показ образца, направляющие вопросы, похвала и моральная поддержка.

Условия реализации технологии

• способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление детей

• негативные эмоции не могут быть под запретом, необходимо научить ребёнка социально приемлемым способам выражения злости, гнева, обиды

• нельзя на агрессию ребёнка отвечать агрессией, следует соблюдать спокойное отношение в случае незначительной агрессии

• следует акцентировать внимание на поступках (поведении) ребёнка, а не на личности

3. Особенности эмоциональной сферы, характера ребенка.

Условия реализации технологии

Компоненты успешного формирования эмоциональной сферы дошкольника:

1. Правильная организация режима дня.

2. Активизация двигательной деятельности (утренняя зарядка, подвижные игры, физкультминутки, спортивные мероприятия, прогулки).

3. Разнообразные игры (ролевые, сюжетные, дидактические, коммуникативные, режиссёрские, театрализованные).

4. Знакомство с искусством и организация самостоятельного творчества детей.

5. Чтение и обсуждение сказок.

6. Психогимнастика (эмоциональные этюды, мимика, пантомимика).

7. Организация взаимодействия в группе сверстников.

8. Использование наглядности при организации образовательно-воспитательной деятельности с детьми.

4. Особенности восприятия окружающей действительности.

Все дети разные и воспринимают окружающий мир по-разному. Один ребёнок с интересом прислушивается к звукам, другому необходимо всё потрогать руками, а третий подолгу рассматривает новые рисунки, предметы.

• обучение эффективно тогда, когда ведётся с опорой на ведущую модальность восприятия ребёнка

Условия реализации технологии

• педагог должен важную информацию Проговорить, Показать, Предложить подействовать (нарисовать, построить и перестроить, раскрасить, найти и показать, соединить линией и т. д.);

ребёнок имеет возможность важную информацию Прослушать, Посмотреть, Подействовать

5. Гендерные различия.

• в старшем дошкольном возрасте отмечается превосходство девочек в произвольном внимании, поэтому произвольное внимание мальчиков необходимо развивать

• в речевых способностях и интересе к занятиям обнаруживается превосходство девочек, а для мальчиков необходима дополнительная мотивация

• мальчики эмоциональны так же, как и девочки, но стремятся скрывать свои эмоции и превосходят девочек по открытой физической агрессии, в связи с этим следует учить мальчиков социально приемлемым способам выражения обиды, недовольства, нельзя мальчиков ругать в присутствии девочек

• самооценка более устойчива у мальчиков, чем у девочек, поэтому положительную самооценку девочек необходимо регулярно поддерживать

3. Результативная оценка работы. 3. Эмоциональная оценка работы.

4. Стимулы на основе зрительного восприятия. 4. Стимулы на основе слухового восприятия.

5. Предоставление возможности для проявления силы, ловкости. 5. Предоставление возможности для проявления заботы, доброты.

6. Увеличение времени на обдумывание ответа на вопрос.

7. Раздельные тематические уголки для мальчиков и девочек (в старших воз-растных группах, ведение кружковой работы: для девочек (рукоделие, для мальчиков(технический кружок, футбольная секция).

6. Задатки, способности.

Способности — это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обусловливающими возможность их приобретения.

Для успешной реализации задач технологии дифференцированного подхода в обучении и воспитании дошкольников необходимы следующие важные условия:

1. Приоритет демократического стиля общения между всеми участниками педагогического процесса.

2. Приоритет личностно-ориентированной модели обучения и воспитания дошкольников в ДОУ.

3. Приоритет развития индивидуальных качеств личности ребенка в различных видах деятельности.

4. Приоритет семейного воспитания для каждого ребенка.

5. Приоритет оптимистического, толерантного настроя в коллективе педагогов-профессионалов.

Читайте также: