Качество образования как приоритет современной российской общеобразовательной школы

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Семёнова Антонина Борисовна
Должность: Директор школы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №3" г. Белёва Тульской области
Населённый пункт: г. Белёв Тульской области
Наименование материала: Выступление на педагогическом совете школы.
Тема: Управление качеством образования – приоритетное направление деятельности школы.
Раздел: полное образование

Управление качеством образования – приоритетное направление

деятельности школы.

Семёнова Антонина Борисовна

педсовета: Создание

совершенствования управления качеством образования в школе.

использования различных способов и методик для диагностических процедур, поиск

новых форм и технологий в работе.

направленной на совершенствование управления качеством образования.

Современный период развития России четко обозначил необходимость обновления

основных приоритетов в области образования в соответствии с мировыми тенденциями.

Ведущий из приоритетов качество образования нашел свое выражение в национальной

доктрине российского образования. Это обстоятельство продиктовано наличием основного

методик и технологий в процессе управления.

непрерывность процесса, так как на отдельных этапах его осуществляются подпроцессы:

обеспечения, мониторинга результатов.

государственной системы обучения, от многих давно устоявшихся традиций и введение

новых (тестирование вместо традиционных экзаменов, увеличение времени обучения в

школе, интенсивное развитие системы негосударственного образования и т.д.) выводит эту

(обучающиеся и их родители, педагогические коллективы школ и преподаватели вузов,

у п р а в л е н и я

о б р а з о в а н и е м ,

р а б о т о д а т е л и ) .

Провозгласив в Федеральном законодательстве необходимость активной деятельности

мнения, что понимать под этим, не создано до сих пор. Не разработаны критерии и

показатели качества, конкретные измерители; не предлагается схема управления качеством

образования; не обозначены четко пути обеспечения качества.

администрация и пр.) заинтересован в обеспечении качества образования.

Педагогический коллектив школы стремиться дать учащимся качественное образование,

которое зависит от многих факторов: базисного учебного плана, федеральных стандартов,

качественных учебников и методических пособий.

Качеству приписываются разнообразные, часто противоречивые, значения:

индивидуальности их детей,

для учителей может

обеспеченного учебными материалами.

для учащихся качество

д л я бизнеса и промышленности качество

позицией, умениями и навыками, знаниями выпускников,

- для общества качество связано с теми ценностными ориентациями и более широко -

ценностями обучающихся, которые найдут свое выражение, например, в гражданской

позиции, в технократической или гуманистической направленности их профессиональной

является обе спечение

образования, о снованного

профессионального потенциала работников образования.

современной России определяется рядом масштабных факторов:

расширяющаяся быстрыми темпами гибкость и нелинейность организационных

форм производства и социальной сферы, что требует развития у личности уже на

ранних стадиях получения образования способности к постоянному овладению

переход управления экономическими и социальными процессами на электронные

информационно-коммуникационные технологии, нарастающий «информационный

образование на формирование содержания, которое было бы направлено не только

на получение фундаментальных или специализированных знаний, но и на освоение

мотивации к переобучению;

переориентация социальной политики российского государства на воспроизводство

и развитие человеческого капитала. Это требует введения новых активных форм

организации образовательного процесса при регулярном участии обучающихся в

национальных конкурсах в области образования;

вступление России в общее Европейское образовательное пространство (Болонский

процесс) требует унификации процессов и гарантии качества предоставляемых

сохраняющееся неравенство стартовых возможностей для обучения детей у семей,

имеющих разный социальный статус и проживающих в различных по уровню

социально-экономического развития территориях. Это определяет необходимость

выравнивания стартовых возможностей за счет предъявления единых требований к

качеству образования и эффективного управления процессами, обеспечивающими

исполнение в полном объеме предъявленных требований.

Современное содержание требований к качеству общего образования в соответствии с

федеральным законодательством определяется, в первую очередь, непосредственными

потребителями и заинтересованными сторонами образовательных услуг. Потребителями

образовательных услуг являются сами воспитанники и обучающиеся, их родители и

образования, рынок труда и, при определенных условиях, бизнес-сообщество.

востребованном качестве образования, формулирует собственный заказ на него, поэтому

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Для современного этапа развития общества характерно становление принципиально новых приоритетов в образовательной сфере, важнейшим из которых является повышение качества образования.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года также определяет создание условий для повышения качества общего образования одной из основных задач образовательной политики.

Современное понимание результативного аспекта качества образования определяется такими социокультурными фактами, как:

- информатизация жизни общества;

- становление открытого общества;

- становление гражданского общества;

- становление нового культурного типа личности, характеристиками которого являются активность, самостоятельность и ответственность;

- профессионализация в течение всей жизни.

В стратегии модернизации российского образования определен перечень компетенций , освоение которых свидетельствует о завершении обучения в школе:

- компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности;

- компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности;

- компетентность в сфере социально-трудовой деятельности;

- компетентность в бытовой сфере;

- компетентность в сфере социально-досуговой деятельности.

Таким образом, качество образования определяется:

- качеством образовательных результатов – предметные и межпредметные компетенции, ситуационное поведение (деятельностная составляющая), способность к осмыслению и оцениванию возникших ситуаций (рефлексивная составляющая). Творческие успехи (личностная составляющая);

- качеством процесса достижения этих результатов – управленческо-организационные условия (стабильность основного состава педколлектива, системность и адресность в обучении педколлектива), валеологические условия (социально-психологическая поддержка учащихся, педагогическая диагностика учащихся), условия получения общего образования (профили, образовательные программы по ступеням образования, количество и спектр предметов по выбору учащихся, материально-техническая оснащенность образовательного процесса, соблюдение прав учащихся в образовательном процессе), сочетание основного и дополнительного образования (доступность внеурочной деятельности для обучающихся всех категорий, наличие кружков, секций, системы работы с учреждениями культуры), комфортность образовательной среды;

- ценой достижения этих результатов, т.е. затратой кадровых ресурсов (кадровая обеспеченность, профессиональная квалификация учителей, нагрузка педагогов), здоровьесберегающих ресурсов (объем учебной нагрузки учащихся, режим обучения учащихся, объем домашних заданий), обеспеченность учебниками и УМК.

Главным критерием эффективности работы школы является ее результат – уровень и качество образования конкретных учеников. При оценке учебных достижений учащихся как один из наиболее важных результатов школьного образования можно выделить уровни и соответствующие им аспекты:

- ученика (его учебных достижений, развития, состояния как абсолютный, так и в сравнении с другими);

- класса (учебных достижений, развития, состояния учеников в среднем и дифференцированно);

- учителя (учебных достижений, развития, состояния его учеников в среднем и дифференцированно, используемых организационных форм, средств обучения и контроля учебных достижений, дидактических методов);

- школы (учебных достижений, развития, состояния его учеников в среднем и дифференцированно, используемых образовательных программ, организационных форм, средств обучения и контроля учебных достижений, дидактических методов).

Существующие в настоящее время в образовательном учреждении подходы к организации и управлению мониторингом качества образования не дают желаемых результатов. Оценивая деятельность школы, мы формально учитываем проценты учащихся, успевающих по всем предметам, качественную успеваемость, результаты выполнения практических и контрольных работ, количество медалистов, победителей предметных олимпиад и интеллектуальных марафонов и т.д.. Анализируя в практической деятельности эти составляющие, мы не можем определить, насколько уровень образования в школе приближен к нормативам, мы можем определить только те звенья, которые необходимо совершенствовать. Позволяет ли такое формирование и функционирование образовательного мониторинга увидеть реальную картину качества образования в школе?

Изучение вопроса качества образования в школе привело к определенным выводам. Для определения качества образования в ОУ необходимы:

во-первых, критерии и показатели оценки качества образования;

во-вторых, контрольно-измерительные материалы оценки качества образования в ОУ;

в-третьих, работа педагогического коллектива по изучению вопроса качества образования, что позволит увидеть те направления и элементы образовательного процесса, которые следует совершенствовать;

в-четвертых, системная работа в данном направлении.

Управление качеством образования – системное, скоординированное воздействие как на образовательный процесс, так и на комплекс других связанных с ним основных, управленческих и поддерживающих процессов с целью достижения наибольшего соответствия параметров функционирования образовательной системы, ее социальных и педагогических результатов установленным и предлагаемым требованиям, нормам, стандартам и ожиданиям.

Инструментом оценки качества образования в школе является мониторинг.

Мониторинг – специально организованное систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений, процессов с целью их оценки, контроля, прогноза.

Мониторинг – комплекс мероприятий, направленных на получение полной информации, ориентированной на предметную область, о функционировании сложной системы в целях управления ею.

Мониторинг - специально организованное, целевое наблюдение, постоянный контроль и диагностика состояния на базе существующих источников информации, а также специально организованных исследований и измерений.

В зависимости от целевой установки мониторинга выделяют базовый и проблемный мониторинг. Основанием для классификации мониторинга могут быть средства, используемые для его проведения. Применительно к сфере образования можно выделить педагогический, психологический, социологический, статистический виды мониторинга.

Мониторинг представляет собой систему сбора, обработки, хранения и распространения информации о состоянии образовательной системы или отдельных ее элементов, а также об удовлетворении образовательных потребностей населения, родителей.

Мониторинг качества образования позволяет осуществлять оценку динамики ключевых составляющих качества образования, включая качество основных и управленческих процессов, качество участников образовательного процесса, качество содержания образования, качество реализации программ основного и дополнительного образования детей, качество обеспечения преемственности ступеней непрерывного образования, качество инновационной деятельности.

На уровне образовательного учреждения могут быть выбраны следующие базовые показатели качества образования:

уровень обученности учащихся по базовым образовательным программам;

уровень обученности учащихся по профильным направлениям;

уровень воспитанности учащихся;

количество медалистов, призеров и победителей олимпиад, участие в конкурсах учащихся;

поступление выпускников в высшие и средние специальные учебные заведения, в том числе и на бюджетные отделения;

состояние здоровья и психического развития учащихся;

динамика правонарушений учащихся;

уровень жизненной защищенности и социальной адаптации школьников.

Наряду с показателями личной результативности учащихся (обученность, воспитанность, развитость, сохранение физического и психического здоровья) используются системные показатели организации образовательного процесса, функционирования и развития образовательного учреждения:

организация и развитие образовательного процесса;

управление образовательным процессом, различные формы обучения в школе;

уровень выполнения государственных программ;

уровень инновационных процессов в образовательном учреждении;

профессиональное образование педагогов (результаты аттестации и повышение квалификации педагогов);

участие учителей в профессиональных конкурсах;

уровень информатизации обучения и управления;

показатели владения учителями информационными технологиями;

состояние и развитие материально-технической и учебно-материальной базы (показатели оснащенности кабинетов, фонд библиотеки, учебно-методические комплекты по предметам обучения).


Ключевой идеей развития современной школы и, следовательно, конечной целью модернизации отрасли является создание системы качественного образования, которая позволит подготовить школьников к жизни в условиях демократического общества и рыночной экономики.

Описание разработки

Ключевой идеей развития современной школы и, следовательно, конечной целью модернизации отрасли является создание системы качественного образования, которая позволит подготовить школьников к жизни в условиях демократического общества и рыночной экономики.

И сегодня можно утверждать, что, решая эту задачу на протяжении нескольких последних лет, и решая ее в достаточно интенсивном режиме, педагогический коллектив нашей школы выработал единый подход к качеству образования, определил основные приоритеты и принципы своей деятельности, в том числе принцип работы на опережение. Главными направлениями развития школы были выбраны введение нового образовательного стандарта и совершенствование информационно - образовательной среды учреждения.

С сентября 2011 года, мы начали работу в первых классах по федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.

Для обеспечения введения ФГОС в 1 классах был составлен и введен в систему Годового плана работы учреждения соответствующий план, изданы необходимые приказы, назначен куратор апробации, разработана образовательная программа начального основного общего образования со всеми необходимыми компонентами данного документа. В регламентировании данной деятельности нами были успешно использованы системные локальные акты, разработанные при введении ФГОС начального общего образования.

В течение года мы сосредоточили свое внимание на выполнении условий, обеспечивающих получение необходимых результатов по введению ФГОС. Первым условием стала реализация требований программы в системе ежедневной урочной деятельности учителя. При этом акцент был поставлен на введение в урок задач по формированию универсальных учебных действий, ключевых компетентностей обучающихся и достижению метапредметных результатов.

А результатом данной деятельности становится новое отношение педагога к учебному процессу, его желание раскрыть способности каждого ребенка, что делает реальным создание нового качества образования.

Опыт продуктивной и творческой деятельности педагогов в полной мере нашел свое отражение и в следующем условии – организации внеурочной деятельности.

Следующим условием успешного введения ФГОС выступает, на наш взгляд, своевременный мониторинг образовательной деятельности.

Конечно, еще остается немало проблем, и для успешной реализации ФГОС основной школы необходимо решить следующие задачи:

  1. обеспечить школьников основной школы учебно - методическими комплексами, в том числе предусмотреть апробацию электронных учебников;
  2. организовать дальнейшую подготовку к переходу на ФГОС педагогов средней и старшей школы через проведение обучающих семинаров, участия в вебинарах, прохождения курсов повышения квалификации;
  3. продолжить развитие материально - технической базы, для реализации практической части образовательных программ.

Мы живем в век информационных технологий, когда стремительно меняется темп нашей жизни. И обучение тоже должно становиться другим, более отвечающим требованиям времени и запросу детей.

В соответствии с новым федеральным законом законодательный статус обрела и электронная форма обучения. В современных условиях перейти всем школам полностью на электронное обучение в силу ограниченности информационной среды учреждения не представляется возможным, да и вряд ли это целесообразно. А вот использовать возможности смешанного обучения можно уже в ближайшее время. Концепция смешанного обучения предполагает, что можно оптимально сочетать сильные стороны традиционного обучения с преимуществами электронного. Когда часть программного материала ученики изучают, используя электронные средства (со всеми их возможностями: мультимедийное представление, интерактивность, большое количество информации и т. д. ), занятия в классе можно построить более эффективно и насыщенно. При этом в системе смешанного обучения можно реализовать и развить в полной мере индивидуальные способности учеников.

В то же время организация системы смешанного обучения потребует от учителя большего профессионализма. У учителя появляются роли координатора учебного процесса и консультанта - советника. Учитель должен находиться в постоянном контакте со своими учениками, как на уроках, так и в электронной среде, значит, к учителю предъявляются новые требования, связанные со спецификой работы с ИКТ.

Современная общеобразовательная школа многообразна и сложна, она непрерывно изменяется. В условиях модернизации Российского образования, которая ведет к росту конкуренции среди общеобразовательных учреждений, перед любой школой встает проблема обеспечения своих учащихся качественным образованием.

Повышение качества образования — одна из основных задач, декларируемых Концепцией модернизации российского образования.

Качество образования, которое включает в себя обучение и воспитание школьников, представляет собой систему показателей знаний, умений и навыков, а также норм ценностно-эмоциционального отношения к миру и друг другу. Такой подход ориентирует на оценку деятельности школы по конечным результатам, среди которых следует выделить основные показатели эффективности деятельности школы:

уровень обученности учащихся;

готовность их к продолжению образования;

уровень воспитанности учащихся;

состояние здоровья детей;

уровень социальной адаптации выпускников к жизни в обществе;

уровень выполнения стандартов образования.

Все перечисленные параметры взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга. Но на сегодняшний день показатель качества обученности учащихся был и остается первым и основные при оценке эффективности деятельности школы.

Контроль за качеством знаний (контроль результатов обучения) — выполняет три функции присущие процессу обучения в целом, и имеет чётко выраженное образовательное, воспитательное и развивающее значение. Обучающее значение его выражается в том, что позволяет ученику корректировать свои знания и умения. Постоянная проверка приучает обучающихся систематически работать, отчитываться перед классом за качество приобретённых знаний и умений. У обучающихся вырабатывается чувство ответственности, стремление добиваться лучших результатов. Результаты обучения должны соответствовать общим задачам предмета и требованиям к его усвоению.

Причины снижения качества знаний ЗАВИСЯТ ОТ УЧЕНИКА, УЧИТЕЛЯ и КОНТРОЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

слабый контроль за посещаемостью и со стороны родителей, и со стороны школы;

пропуски занятий, как по болезни, так и без уважительных причин;

отсутствие единства требований к ответу обучащихся со стороны учительского состава;

слабое владение знаниями особенностей возрастной психологии ребёнка;

отсутствие мотивации к учению у ребят и слишком большая опека их со стороны учителей;

невидение учениками перспективы для приложения своих знаний;

преобладание пассивных форм (фронтальная, коллективная) обучения ребят над активными (групповая, проектная, системно-деятельностная, лабораторная работа на предметах гуманитарного цикла, дискуссия, интерактивное и интегрированное обучение…);

потеря связи с родительской общественностью.

Одним из способов повышения качества знаний обучающихся является организация учебного процесса. К современному уроку предъявляются высокие требования. Но мы не сможем добиться их выполнения, если будем относиться к уроку как к фрагменту жизни и превратим его в стихийный процесс. Вовремя начатый урок, организация пространства класса, чёткая организация этапов урока, взаимодействие между учителем и обучающимися, реакция учителя на те или иные поступки обучающихся, подбор учебного материала и способы его подачи, использование современных методик и технологий обучения, использование наглядности и ТСО — всё это влияет на образовательный результат деятельности обучающихся.

Задача учителя — всегда, в любом учебном материале и в самой организации учебного процесса находить новое, неизвестное детям. Жизнь нередко ставит человека в тупик, а познание помогает найти из него выход. Педагог должен помнить, что интересней полезное и актуальное, и с этой точки зрения готовить материал для уроков Для того чтобы успешно решать вопросы управления качеством образования, необходимо помнить, что образование — это процесс целостного развития растущего человека. При этом необходимо учитывать факторы, влияющие на развитие личности:

Генетические факторы. Генетическая природа человека, как наиболее древняя и консервативная, в наименьшей степени поддаётся изменениям и, как правило, играет доминирующую роль;

Психолого-педагогические факторы, которые создают или не создают среду развития человека (престижность высоких результатов);

Личностно-деятельностные факторы, которые влияют на социально-психологические новообразования в личности школьника, в формировании личностной и духовной зрелости растущего человека.

Результаты, которые характеризуют все виды зрелости растущего человека на каждой ступени обучения:

духовно- нравственное развитие (потенциал личности).

На всех ступенях обучения в школе существует связь между обученностью и интересом обучащихся к учебному предмету. Учебная зрелость как показатель результата обучения включает в себя обученность, мотивацию, устойчивость к обучению, коммуникабельность, социальный статус ученика в классе. Согласно статистике, 57% школьников при переходе из начальной школы в среднее звено находятся на среднем уровне учебной зрелости, недостаточно владеют учебными умениями, что является причиной снижения успеваемости и интереса к учёбе в 5-м классе. Поэтому на первом этапе необходимо обучить пятиклассников способам познавательной деятельности в новых условиях учебной работы с учителями разных предметов. Способы познания должны стать предметом контроля и диагностики, поскольку знания — это результат процесса их приобретения, а главный итог обучения — умение обучающихся применять знания на практике (в дальнейшей учёбе и жизни).

Читайте также: