Иоанн златоуст педагогические идеи кратко

Обновлено: 07.07.2024

4.1. Развитие христианской педагогической традиции в Византии.

Византия образовалась как государство в 359 г. на территории Восточной Римской империи и была завоевана турками-османами в 1453 г. В период IV–V вв. в Византии в теории и практике воспитания соединялись античные и христианские традиции образования, ценности культуры Ближнего и Среднего Востока. Христианство как новая религия сложилось в I в. в Палестине. В христианском учении был сформулирован идеал человека, определивший логику и содержание образования Византии, средневековой Европы и России, который сводился к воспитанию в человеке самоотречения, смирения, милосердия, взаимопомощи, духовной независимости от мирской власти и подчинения власти Божьей. Среди всех слоев населения число грамотных людей в Византии было довольно велико.

Система церковного образования была основана на особом типе взаимоотношений учителя и ученика, базирующемся на духовном единении, послушании и наставничестве. Первые церковные школы появились в VI в. и представляли собой школы богословия, где весь процесс обучения строился на основе изучения Священного Писания. Монастырские школы Византии достигли расцвета в ХV в.

Воспитание даже самое хорошее может дать свой положительный эффект только в том случае, если оно будет внутренне соответствовать его целям и содержанию, а также состоянию воспитываемого человека.

Эта идея, в той или иной мере, реализуется в разных педагогических учениях, в том числе и христианских. Одна из самых известных концепций воспитания - концепция, разработанная святителем Иоанном Златоустом.

Согласно учению святителя, первыми воспитателями являются родители. Именно на них лежит вся ответственность за будущую жизнь их детей.

Святитель говорил в своих беседах о том, что каждому человеку от начала были даны два учителя - творение и совесть, и оба они, не произнося слов, учили людей безмолвно.

Но, как пишет святитель Иоанн, роковой ошибкой родителей является то, что они нередко пренебрегают воспитанием своих детей.

Ревностно проповедуя обязанности родителей воспитывать своих детей, Иоанн Златоуст особенно резко высказывался против роскоши и тогдашних зрелищ, которые развращали нравы и разрушали семейную нравственность.

Поэтому, чтобы дети стали высоконравственными людьми, родители должны правильно организовать их воспитание. Для этого они, прежде всего,обязаны воспитать в детях религиозно-нравственную сознательность, сообщая им основы религиозной жизни.

Если истинное счастье человека в Боге, в единении души его с Творцом, к чему стремится она уже по самой природе своей, то к этому должна направляться и вся жизнь человека: в этом ее назначение. Чтобы стало возможным пребывание ребенка с Богом, необходимо религиозное воспитание.

Начинать религиозное образование Иоанн Златоуст предлагает с самых первых дней жизни ребенка в семье. Это объясняется тем, что в раннем возрасте детская душа открыта для воспитания, ребенок более восприимчив и чувствителен к духовному.

К содержанию духовного нравственного воспитания Иоанн Златоустот носит молитву, пост, духовное чтение. Вместе с началом молитвы необходимо учить ребенка крестному знамению. Когда дети подрастут, их знакомят с духовной литературой - Священным Писанием, творениями Святых Отцов.

Святитель Иоанн также указывает на долг родителей привести детей в церковь. Лучший способ воспитания детей он показал на примере Анны,матери пророка Самуила. Первое, что она предприняла в образовании сына -принесла его в храм. Таинства церкви способствовали духовному образованию ребенка, соединению его с Богом.

Само по себе светское знание было ни плохим, ни хорошим. Другое дело - как и для чего оно использовалось. По большей части светское образование во времена Иоанна Златоуста служило для устройства собственного благополучия, карьеры и положения в обществе. И это было неприемлемо для нормального нравственного развития ребенка.

Все образование должно иметь цельный, строго-христианский характер, который должен отражаться в каждом изучаемом предмете, в каждой мысли, усвоенной учениками.

Итак, наибольшее значение и в школьном образовании должно иметь религиозно-нравственное воспитание. Все другие виды школьного воспитания (умственное, эстетическое, трудовое и физическое) значимы настолько, насколько подчиняются высшему и ведут к высшей цели. С главной целью всего христианского воспитания - спасению человека -должны согласовываться задачи всех прочих видов воспитания: умственного, эстетического, трудового и физического.

Святитель Иоанн сформулировал основные положения об идеальной организации христианского воспитания. Оно должно начинаться в семье, а затем продолжаться в церкви и школе. Важнейшей образовательной доминантой должна быть органичность духовно-нравственного воспитания и научного образования.

Основы педагогической системы святителя Иоанна Златоуста, его философско-педагогические взгляды. Идеи развития личности в трудах Коменского, Монтеня. Теория соответствия воспитания индивидуальным задаткам и возрастным особенностям ребенка по Руссо.

Рубрика Педагогика
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 12.12.2016
Размер файла 26,1 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Тема 2. Исторические этапы становления педагогики

1.Основы педагогической системы святителя Иоанна Златоуста

2. Идеи развития в трудах Я.А. Коменского, М. Монтеня, Ж.-Ж. Руссо

Педагогика - это наука о законах воспитания и образования человека, она изучает закономерности успешной передачи социального опыта старшего поколения младшему.

В развитии педагогики можно выделить следующие этапы:

"стихийная" педагогика как часть жизни человека, зарождение основ народной педагогики (период разложения первобытнообщинного строя, начало становления государственности);

педагогика как часть философского знания (др. цивилизации, античный период);

педагогика как искусство, зарождение научных основ педагогики (средние века);

педагогика как самостоятельная наука (середина ХIХ в.);

экспериментальная педагогика (конец ХIХ - начало ХХ вв.);

новаторская педагогика (80-е годы ХХ столетия);

современный этап развития педагогики как интегративной науки.

Актуальность исследования заключается в том, что воспитание и образование занимало первостепенное значение в цивилизации человека. Без педагогики, наверное, и не было этой цивилизации. Ведь с помощью педагогики передается опыт из поколения в поколение.

Цели и задачи работы:

Охарактеризовать основы педагогической системы святителя Иоанна Златоуста.

Описать идеи развития в трудах Я.А. Коменского, м. Монтеня, Ж.-Ж. Руссо.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Общий объем работы 14 страниц.

1. Основы педагогической системы святителя Иоанна Златоуста

Воспитание даже самое хорошее может дать свой положительный эффект только в том случае, если оно будет внутренне соответствовать его целям и содержанию, а также состоянию воспитываемого человека.

Эта идея, в той или иной мере, реализуется в разных педагогических учениях, в том числе и христианских. Одна из самых известных концепций воспитания - концепция, разработанная святителем Иоанном Златоустом.

Согласно учению святителя, первыми воспитателями являются родители. Именно на них лежит вся ответственность за будущую жизнь их детей.

Святитель говорил в своих беседах о том, что каждому человеку от начала были даны два учителя - творение и совесть, и оба они, не произнося слов, учили людей безмолвно.

Но, как пишет святитель Иоанн, роковой ошибкой родителей является то, что они нередко пренебрегают воспитанием своих детей.

Ревностно проповедуя обязанности родителей воспитывать своих детей, Иоанн Златоуст особенно резко высказывался против роскоши и тогдашних зрелищ, которые развращали нравы и разрушали семейную нравственность.

Поэтому, чтобы дети стали высоконравственными людьми, родители должны правильно организовать их воспитание. Для этого они, прежде всего,обязаны воспитать в детях религиозно-нравственную сознательность, сообщая им основы религиозной жизни.

Если истинное счастье человека в Боге, в единении души его с Творцом, к чему стремится она уже по самой природе своей, то к этому должна направляться и вся жизнь человека: в этом ее назначение. Чтобы стало возможным пребывание ребенка с Богом, необходимо религиозное воспитание.

Начинать религиозное образование Иоанн Златоуст предлагает с самых первых дней жизни ребенка в семье. Это объясняется тем, что в раннем возрасте детская душа открыта для воспитания, ребенок более восприимчив и чувствителен к духовному.

К содержанию духовного нравственного воспитания Иоанн Златоустот носит молитву, пост, духовное чтение. Вместе с началом молитвы необходимо учить ребенка крестному знамению. Когда дети подрастут, их знакомят с духовной литературой - Священным Писанием, творениями Святых Отцов.

Святитель Иоанн также указывает на долг родителей привести детей в церковь. Лучший способ воспитания детей он показал на примере Анны,матери пророка Самуила. Первое, что она предприняла в образовании сына -принесла его в храм. Таинства церкви способствовали духовному образованию ребенка, соединению его с Богом.

Само по себе светское знание было ни плохим, ни хорошим. Другое дело - как и для чего оно использовалось. По большей части светское образование во времена Иоанна Златоуста служило для устройства собственного благополучия, карьеры и положения в обществе. И это было неприемлемо для нормального нравственного развития ребенка.

Все образование должно иметь цельный, строго-христианский характер, который должен отражаться в каждом изучаемом предмете, в каждой мысли, усвоенной учениками.

Итак, наибольшее значение и в школьном образовании должно иметь религиозно-нравственное воспитание. Все другие виды школьного воспитания (умственное, эстетическое, трудовое и физическое) значимы настолько, насколько подчиняются высшему и ведут к высшей цели. С главной целью всего христианского воспитания - спасению человека -должны согласовываться задачи всех прочих видов воспитания: умственного, эстетического, трудового и физического.

Святитель Иоанн сформулировал основные положения об идеальной организации христианского воспитания. Оно должно начинаться в семье, а затем продолжаться в церкви и школе. Важнейшей образовательной доминантой должна быть органичность духовно-нравственного воспитания и научного образования.

2. Идеи развития в трудах Я.А. Коменского, М. Монтеня, Ж.-Ж. Руссо

С именем Коменского связано становление педагогики как самостоятельной отрасли знания. Его педагогические труды стали основой для развития педагогической теории и практики XVII и последующих веков, идеи реализуются в школьной практике и сегодня. Для педагогических взглядов Коменского свойственна ориентация на формирующую, знаниевую парадигму.

Центральной в педагогической концепции Коменского стала идея пансофии - всеобщей мудрости, под которой он понимает необходимость универсального знания о реальном мире вещей и явлений. Эта идея играет ведущую роль в определении цели воспитания, содержания образования, организации и методов обучения.

Под воспитанием Коменский понимает целенаправленный и организованный процесс формирования ребенка в специально организованной среде под непосредственным руководством воспитателя-учителя.

Принцип природосообразности: человек - часть природы, и его воспитание должно строиться по тем же законам, которые существуют в природе. В такой формулировке принципа природосообразности говорится не об индивидуальной природе каждого человека, а только об общих природных закономерностях развития и воспитания человека.

Исходя из принципа природосообразности, разработал возрастную периодизацию, которой соответствует система школ (материнская школа - до 6 лет; школа родного языка - до 12; латинская школа - до 18; академия - до 24 лет) и определенное содержание образования на каждом из возрастных этапов.

Роль учителя: возвысил учителя, значимость его труда. Учитель - пример, источник знания, организатор учебного процесса. Главное для него - владение методом обучения. В то же время считал метод универсальным средством, применение и успех которого не зависит от личности учителя.

Педагогические идеи Коменского не утрачивают своей актуальности и по сей день.

Цель воспитания и обучения - образование личности ученика. Цель нравственного воспитания у Монтеня - не привить мораль, а помочь растущему человеку любить делать хорошее. Монтень утверждает этику ненасилия: совесть - нормы и ценности, признанные личностью своими. Сам критично рассматривает собственные мысли, раздумывает над ними, спорит с собой и античными авторитетами.

Жан-Жак Руссо (1712-1778) - один из виднейших деятелей Французского Просвещения. Краеугольным камнем его социальных и педагогических взглядов является естественное право человека быть свободным. Ж.-Ж. Руссо выдвинул теорию естественного и свободного воспитания. По его мнению, человек рождается справедливым, равноправным.

Воспитание должно следовать индивидуальной природе ребенка. Под природосообразностью воспитания Руссо понимал соответствие воспитания индивидуальным задаткам и возрастным особенностям ребенка. В каждый из четырех возрастных периодов решаются определенные воспитательные задачи. педагогический златоуст коменский руссо

Свобода - главное средство и условие воспитания. Одновременно и благо, и зло. Руссо требует уважения к личности ребенка, отмены всякого насилия: от телесных наказаний до подчинения воле воспитателя, навязывания готовых знаний.

Теория свободного воспитания по-новому определяет роль воспитателя, который, следуя природе ребенка, направляет его в заданное индивидуальной природой русло, косвенно помогает. Среда и общество не должны влиять на развитие ребенка, так как это мешает его свободе.

Три вида воспитания: воспитание природой, воспитание людьми (развитие и использование способностей человека), воспитание вещами (формируется собственный опыт человека) должны быть гармонично связаны.

Ж.-Ж. Руссо оказал огромное влияние на становление развивающей парадигмы образования, его идеи и, в первую очередь, идея свободного воспитания оказала огромное воздействие на умы современников и последователей (Л. Толстой, М. Монтессори, К. Вентцель и др.)

В данной работе была рассмотрена педагогическая концепция святителя Иоанна Златоуста, что позволяет сделать следующее заключение: взгляды святителя на воспитание и обучение были ориентированы на Священное Писание. Именно православие стало определяющим фактором содержания и сущности философско-педагогических взглядов Иоанна Златоустого, повлияло на способы постановки и пути решения воспитательно-образовательных задач. В трактовке процесса познания и обучения святитель Иоанн опирался на христианскую теорию познания.

Сохраняя свою специфику, процесс обучения, согласно учению Иоанна Златоуста, не может быть оторван от воспитания. Педагогический процесс, включающий и воспитание, и обучение, является частью христианской жизни, всецело базирующейся на принципе целостности.

Одно из ведущих условий целостного педагогического процесса - единство воспитания и обучения, проявляющееся в воспитывающем характере обучения и в обучающем характере воспитания.

Труды Иоанна Златоуста - это кладезь педагогической премудрости не только для христианской педагогики, но и для светского образования. Проблема нравственного воспитания, вопросы о месте семьи, учителя в жизни ребенка, построение педагогического процесса во многих аспектах их рассмотрения в трактовке святителя вполне приемлемы и применимы в нехристианской педагогике.

Также были изучены идеи развития в трудах Я.А. Коменского, М. Монтеня, Ж.-Ж. Руссо.

М. Монтень, Я. А. Коменский и Ж.-Ж. Руссо внесли огромный вклад в развитие педагогики. В своих трудах они положили начало таким педагогическим принципам, как принцип природосообразности (Коменский), принцип возрастной периодизации (Руссо), идея нравственного воспитания (Монтень), и многим другим.

Что объединяет этих трех великих педагогов, это идея развивающего обучения. Этой идеей пронизаны практически все их педагогические труды :“Великая дидактика” Коменского, “Эмиль или О воспитании” Руссо, “Опыты” Монтеня, и другие. Если в работах Монтеня идея развивающего обучения носит в основном теоретический характер, то Коменский и Руссо в своих трудах дают уже большое количество практических советов, в частности что, где, как и когда преподавать и чему учить.

Монтеня, Коменского и Руссо можно назвать первооткрывателями, первопроходцами в области развивающего обучения. Они оставили за собой колоссальное педагогическое наследие, благодаря которому, идеи развития изучаются и практикуются и по сей день.

Азбука православного воспитания. Сборник. - М., 1997.

Зеньковский В.В. Педагогика. Православный Свято-Тихоновский Богословский институт - М., 1996.

Зеньковский В.В. Проблема воспитания в свете христианской антропологии. - М.: Изд. Свято-Владимирского братства, 1993.

Иоанн Златоуст, свт. Толкование на книгу Бытия. - СПб., 1898, Репринт. Изд. Московской Патриархии, 1993.

Иоанн Златоуст, свт. Толкование на святого Матфея Евангелиста. Репринт. Изд. Московской Патриархии. - М., 1993.

Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова. Репринт. Изд. Московской Патриархии, 1993.

Иоанн Златоуст, свт. О воспитании. Репринт. Изд. Московской Патриархии. - М., 1993.

Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. Т.2. -М.: Педагогика, 1982.

Лордкипанидзе Д. Ян Амос Коменский. - М.: Педагогика, 1970.

Монтень М. Опыты. -М.: Правда, 1991.

Пискунов А.И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М.: Просвещение, 1981.

Чечель И.Д. Антология гуманной педагогики. Коменский. - М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1996.

Подобные документы

Психологические взгляды и руководящие идеи педагогической системы Ж.-Ж. Руссо. Обстановка воспитания Эмиля. Периоды воспитания или периоды саморазвития человеческой личности. Первые заботы о ребенке: питание, закаливание ребенка и развитие речи.

реферат [102,1 K], добавлен 13.08.2009

Влияние раннего христианства на воспитание и обучение. Система воспитания по Августину Блаженному. Педагогические взгляды Василия Кесарийского. Философия христианского образования Климента Александрийского. Идеи Иоанна Златоуста в области воспитания.

реферат [35,2 K], добавлен 21.10.2013

Теоретические основы педагогики Я.А. Коменского, взгляды на окружающий мир, человека, природу, деятельность человека, человеческое общество. Основная идея пансофии Коменского, его оценка назначения и роли учителей, необходимые качества личности.

реферат [35,5 K], добавлен 18.11.2010

Исторические условия развития и становления дагестанской народной педагогики. Идеи и принципы умственного развития дагестанцев. Целостность содержания народного воспитания. Использование народной педагогики в современной социально-педагогической практике.

курсовая работа [52,0 K], добавлен 24.11.2012

Сущность идеи свободного воспитания, ее основные положения и история развития, вклад ее великих представителей - Ж.Ж. Руссо, Толстого. Положение во Франции в середине XVIII, его влияние на развитие педагогической теории Руссо, отличия от идей Толстого.

контрольная работа [21,8 K], добавлен 27.03.2010

Теория свободного воспитания в новых педагогических идеях ХХ века. Сущность и принципы педагогики Марии Монтессори, использующей гуманистический подход к ребенку и ставя его в центре педагогической системы, подчиняет свои действия потребностям ребенка.

курсовая работа [60,1 K], добавлен 01.02.2017

Характеристика становления и развития дошкольной педагогики в трудах зарубежных и русских педагогов-классиков: Руссо, Монтессори, Ушинского. Анализ основных направлений современных научных исследований педагогики в Республике Беларусь и странах СНГ.

Иоанн Златоуст показал пример того, как наставнику следует обращаться к личности каждого ученика и слушателя, а не к массе, видеть каждого ученика в отдельности, строить свою речь образно, доходчиво, эмоционально, конкретно, наглядно раскрывая содержание изучаемого. При этом главным источником знания, по Иоанну Златоусту, является Библия.

Византийские философы и богословы VI-VIII вв. создали основы религиозной педагогики, оказавшей сильное воздействие на педагогическую мысль всего православного средневекового мира. Так, Авва Дорофей (VI в.) сформулировал суть образования и показал ее в виде наглядной схемы: светские знания он уподобил окружности круга, в центре которого находится понятие Бога. Путь образования человека он изобразил в виде радиуса, идущего от окружности к центру до слияния с Богом-Логосом. Сближение радиусов он трактовал как возрастание любви к ближнему и к Богу. Широкий круг мирского знания удаляет людей друг от друга, религиозное воспитание, наоборот, сближает людей на основе взаимной любви. Отсюда и постановка цели воспитания: развитие любви к ближнему и слияние с Богом-Логосом. Достигается эта цель путем стимулирования рационального мышления (малого разума), а затем — божественного мышления (большого разума). Вторая задача неизмеримо важнее.

Интересные педагогические мысли содержались в трудах Иоанна Дамаскина (Иоанн Мансур из Дамаска, ок. 675 — до 753), выдающегося мыслителя Византии, который жил и творил на территории Сирии и Палестины, одно время являясь первым министром дамасского халифа, но оставаясь в сфере эллинистическо-христианских идей восточной церкви.

Этот трактат представляет собой компендиум философских, богословских и педагогических сведений, в котором развивается мысль о необходимости универсального, энциклопедического и богословского образования.

Видным византийским педагогом был патриарх Фотий (820-897), наставник Кирилла (до пострижения в монахи — Константина) и Мефодия, славянских первоучителей, организатор школьного дела. Фотий представлял собой яркое и в то же время типичное явление средневековой религиозной педагогики.

Читайте также: