План урока внутренняя политика николая 1

Обновлено: 02.07.2024

Данный урок призван дать представление о характере задач, которые Николай I считал приоритетными для своей внутренней политики. Содержание урока способствует формированию таких личностных качеств как способность принимать актуальные решения и нести за них ответственность. Обучающиеся смогут дать оценку и выразить свое отношение к деятельности исторических личностей той эпохи, нравственным ценностям, которыми они руководствовались.

Тема: Внутренняя политика Николая I

Предметная цель урока: восприятие и первичное осознание нового материала по теме урока: знакомство учащихся с личностью нового императора, с внутренней политикой Николая I, характерными чертами политики;

Метапредметная цель урока: продолжить формирование универсальных учебных

действий учащихся, имеющих метапредметный характер, что обеспечивает целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития.
Дидактическая задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания

знаний и способов действий.
Рефлексивная деятельность учеников: самоосмысление и самоопределение.
Задачи урока:
- продолжить формирование навыков работы с текстовой информацией;
- продолжить формирование навыков преобразования информации ;
- продолжить формирование навыков определения проблемы и постановки задач урока;
- развитие мотивационной, эмоциональной, волевой сферы учащихся;
- развитие коммуникативных умений на основе развития речемыслительной деятельности.
Воспитательные задачи:
- Способствовать формированию таких личностных качеств как способность принимать

актуальные решения и нести за них ответственность.
Личностно-значимая проблема - какое значение имеет способность человека принимать

самостоятельные решения и нести за них ответственность?
Показатели планируемого результата решения задач: активные действия учащихся с объектом

Тип урока: проблемный урок-исследование.

II. Актуализация субъективного опыта учащихся.

Работа с тестом.

1. Какое событие произошло 14 декабря 1825 г.?

А) первая в России стачка рабочих.

Б) образование Северного общества.

В) восстание декабристов.

Г) образование Южного общества.

2. Создание военных поселений, ужесточение дисциплины в армии, гонения на инакомыслящих в России в первой половине XIX в. - все это было связано с именем:

А) М.М.Сперанского В) А.Х.Бенкендорфа

Б) А.А.Аракчеева Г) К.П.Победоносцева

3. Добровольное объединение наемных работников в XIX в. называлось:

А) артелью Б) общиной В) кооперативом Г) приходом

4. Как называлось в России первой половины XIX в.сословие, обладавшее монопольным правом на владение крепостными крестьянами?

А) дворяне Б) почетные граждане В) купцы Г) мещане

5. Укажите лишнее имя в ряду российских государственных деятелей XIX в., проявивших себя на дипломатическом поприще:

А) А.С.Грибоедов Б) М.И.Кутузов В) А.М.Горчаков Г) А.Х.Бенкендорф

6. Какие из указанных ниже деятелей занимались проведением в России XIX в. либеральных реформ?

А) М.М.Сперанский Г) К.П.Победоносцев

Б) Д.А.Милютин Д) С.С.Уваров

В) А.Х.Бенкендорф Е) С.Ю.Витте

7. Н.М.Карамзин, С.М.Соловьев, В.О.Ключевский стали известны в XIX в. своими исследованиями в области:

А) математики Б) физики В) биологии Г) истории

8. Традиционная форма организации труда и поземельных отношений крестьян в России XIX в. - это

А)община Б) поместье В) земство Г) вотчина

9. В XIX в. Россия по форме правления была:

А) самодержавной монархией В) феодальной республикой

Б) конституционной монархией Г) демократической республикой

10 В первой половине XIX в. крепостные крестьяне должны были отдавать помещику часть своего урожая, скота, изделий домашних промыслов. Такая повинность крепостных крестьян называлась:

А) барщиной Б) оброком В) гужевой повинностью Г) отработками.

III. Мотивационно-целевой этап

Что имела в виду А.Ф. Тютчева, сравнивая императора с Дон Кихотом? Была ли она права? Почему? Попробуем ответить на эти вопросы.

1.Император Николай I (1796 - 1855)

2. Укрепление роли государственного аппарата.

3. Укрепление опоры самодержавной власти.

4. Попытки решения крестьянского вопроса.

5. Усиление борьбы с революционными настроениями.

В Петербурге на Исаакиевской площади, возведен памятник Николаю I. На его барельефе изображен эпизод событий 14 декабря 1825 г.: император, отправляясь на подавление восстания декабристов, передает в руки оставшимся верными ему солдатам своего наследника - будущего царя Александра II. Лицом Николай I обращен к Сенатской площади - туда, где происходило восстание. Царь словно старается навсегда запомнить драматические события, когда решалась судьба его восшествия на престол.

По ходу урока постарайтесь определить, как данная клятва повлияла на политику нового императора.

- Работая с текстом пункта 1 § 10 и дополнительным материалом, составьте психологический портрет Николая I.

Третий сын Павла I, Николай, был почти на 20 лет моложе своего старшего брата Александра. Образование Николай Павлович получил довольно скромное: наследником его не считали и не готовили к обязанностям монарха, да и сам он не проявил к учению никакого рвения. Всю жизнь он откровенно презирал отвлеченные теории и даже гордился неполнотой своего образования, считая, что именно она сделала из него удачливого практика.

В его натуре отмечают целый ряд несимпатичных качеств: злость, мстительность, мелочность. Однако подчеркивают и черты, привлекавшие людей. Заботливый семьянин, он требовал подчеркнутой благопристойности, соблюдения приличий.

Его вступление на престол после серых и скучных последних лет царствования Александра I вызвало в обществе надежды на скорые перемены. Он обещал восстановить уважение к верховной власти, искоренить порок. Николай Павлович для подражания выбрал Петра Великого. Нового монарха роднили с Петром скуповатость и неприхотливость в быту: простая походная кровать, умеренность в еде, тесные личные покои. Сравнение Николая I с его великим предком стало данью, которой не избежал даже А.С. Пушкин:

В надежде славы и добра

Гляжу вперед я без боязни:

Начало славных дней Петра

Мрачили мятежи и казни.

Семейным сходством будь же горд,

Во всем будь пращуру подобен,

Как он, неукротим и тверд,

И памятью, как он, незлобен.

Каковы сильные стороны личности нового императора?

Какие слабые стороны вы заметили?

Охарактеризуйте первые мероприятия Николая I.

Предположите, что вы являетесь советниками нового императора, и он просит помощи в определении ключевых направлений внутренней политики.

Упорядочение и систематизация российских законов.

Усиление политического надзора над российским обществом.

Поиск опоры российского самодержавия. Рост бюрократического аппарата.

Разделившись на творческие группы, исследуем основные направления внутренней политики Николая I и определим в конце урока основные черты николаевского режима.

Задание для первой группы: работая с текстом пункта 2 § 10 и дополнительной информацией, исследовать и охарактеризовать создание Свода законов Российской империи.

Задание для второй группы: работая с текстом пункта 6 § 10 и дополнительной информацией, исследовать и охарактеризовать процесс усиления политического надзора над российским обществом.

Задание для третьей группы: работая с текстом пункта 3 § 10, исследовать и охарактеризовать процесс поиска новой опоры российского самодержавия, процесс бюрократизации государственного аппарата.

Задание для четвертой группы: работая с текстом пункта 4 § 10, исследовать и охарактеризовать попытки решения крестьянского вопроса.

(Проверка выполнения заданий в группах.)

Трагические события восстания декабристов подвели императора к пониманию необходимости создания законодательства.

Задачу совершенствования законодательства при Николае I решало II Отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии.

Ответственным за совершенствование законодательства император назначил М.М. Сперанского.

а) накопившиеся с течением времени законы и указы часто противоречили друг другу и устарели морально;

б) данные противоречивые толкования законов затрудняли управление страной;

в) несовершенство законов способствовало злоупотреблениям чиновников.

М.М. Сперанский провел огромную работу по систематизации правовых документов:

Николай I поставил задачу сохранить существующие порядки и установить жесткий контроль над обществом.

Для решения данных задач необходимы новые органы власти.

По указу императора было образовано III Отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии.

Функции этого органа были чрезвычайно разнообразны: от борьбы с фальшивомонетчиками до тайного наблюдения за иностранцами, приезжавшими в Россию. Но главной его функцией стал политический сыск и надзор.

В 1827 г. III Отделению был придан корпус жандармов. Страна была поделена на пять жандармских округов. В каждой губернии охраной государственной безопасности ведал специально назначенный офицер жандармерии.

Историки называют годы правления Николая I периодом политической реакции.

Николай I после восстания декабристов перестал доверять дворянству.

а) ими легче командовать;

б) они способны поддерживать в государстве строгую дисциплину;

Происходит быстрый рост числа чиновников.

При этом даже самые прогрессивные начинания тонули в бесчисленных согласованиях в самих государственных учреждениях.

В итоге бюрократический аппарат стал действовать сам по себе, руководствуясь своими собственными интересами.

От царя, взявшегося столь активно за различные преобразования российской жизни, ждали решения крестьянского вопроса.

Наблюдался рост крестьянских выступлений: за 1826- 1850 гг. в стране их произошло около 2 тыс.

Девять раз создавались секретные комитеты для разработки различных проектов решения крестьянского вопроса.

на первом этапе - преобразования в государственной деревне;

на втором этапе - решение вопроса о помещичьих крестьянах.

Для управления государственными крестьянами и казенными землями было учреждено Министерство государственных имуществ, на которое возлагались задачи обеспечения экономического благосостояния крестьян, сбора с них податей, защиты их прав, организации медицинской помощи и распространения грамотности.

Сельские общества, из которых состояли волости, избирали сельских старост, сборщиков податей, сотских и десятских.

Наблюдалось равномерное наделение крестьян землей, постепенный перевод их на денежный оброк.

Создан большой и дорогостоящий аппарат, в котором чиновник играл ту же роль, что и помещик в крепостной деревне.

Реформа заметно улучшила наделение государственных крестьян землей, порядок их переселения, сбор налогов.

В положении помещичьих крестьян также произошли некоторые перемены к лучшему:

Тип урока: проблемно- диалогический урок.

Предметная цель урока: восприятие и первичное осознание нового материала по теме урока.

Метапредметная цель урока: продолжить формирование универсальных учебных действий учащихся, имеющих метапредметный характер, что обеспечивает целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития.

Дидактическая задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий.

Рефлексивная деятельность учеников: самоосмысление и самоопределение.

Деятельность учителя по обеспечению рефлексии: подача учебного материала с учётом зоны ближайшего и актуального развития.

Задачи урока:

· формирование навыков работы с текстовой информацией (критическое чтение источников, их сопоставительный анализ, выявление противоречий, определение причинно-следственных связей, характеристика исторического события, выявление структуры исторического события, формулирование аргументированного ответа с выводом или обобщением);

· формирование навыков преобразования информации ;

· формирование навыков определения проблемы и постановки задач урока;

· развитие мотивационной, эмоциональной, волевой сферы учащихся;

· развитие коммуникативных умений на основе развития речемыслительной деятельности.

Показатели планируемого результата решения задач: активные действия учащихся с объектом изучения. Максимальное использование самостоятельности в получении новых знаний.

ВложениеРазмер
vnutrennyaya_politika_nikolaya_pervogo.zip 2.11 МБ

Предварительный просмотр:

Тип урока: проблемно- диалогический урок.

Предметная цель урока: восприятие и первичное осознание нового материала по теме урока.

Метапредметная цель урока: продолжить формирование универсальных учебных действий учащихся, имеющих метапредметный характер, что обеспечивает целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития.

Дидактическая задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий.

Рефлексивная деятельность учеников: самоосмысление и самоопределение.

Деятельность учителя по обеспечению рефлексии: подача учебного материала с учётом зоны ближайшего и актуального развития.

  • формирование навыков работы с текстовой информацией (критическое чтение источников, их сопоставительный анализ, выявление противоречий, определение причинно-следственных связей, характеристика исторического события, выявление структуры исторического события, формулирование аргументированного ответа с выводом или обобщением);
  • формирование навыков преобразования информации ;
  • формирование навыков определения проблемы и постановки задач урока;
  • развитие мотивационной, эмоциональной, волевой сферы учащихся;
  • развитие коммуникативных умений на основе развития речемыслительной деятельности.

Показатели планируемого результата решения задач: активные действия учащихся с объектом изучения. Максимальное использование самостоятельности в получении новых знаний.

1. Актуализация темы и постановка проблемы

На столах у учащихся информационные листы с текстами к уроку.
На экране слайд с фотографией памятника Николаю I.

Не богу ты служил и не России,
Служил лишь суете своей,
И все дела твои, и добрые, и злые, –
Все было ложь в тебе, все призраки пустые:
Ты был не царь, а лицедей.

В надежде славы и добра
Гляжу вперёд я без боязни:
Начало славных дней Петра
Мрачили мятежи и казни.
Семейным сходством будь же горд;
Во всём будь пращуру подобен:
Как он, неутомим и твёрд,
И памятью, как он, незлобен.

Учитель: Его царствование началось расстрелом и казнью собственных подданных в ходе подавления восстания 14 декабря 1825 года, а завершилось трагедией военного поражения в Севастополе.

Между этими двумя трагическими событиями тридцать лет жизни империи, где всё определялось волей монарха.

Вопрос : Как вы думаете, кто этот человек?

Ответы учеников: Николай Первый.

Учитель: Как можно составить объективное мнение о человеке?

Ответы учеников: О человеке судят по его поступкам (оценивают по делам его…).

Учитель: Поэтому мы с вами будем говорить о (объявляет тему урока) Внутренней политике Николая I.

Учитель: Какие качества отмечает А.Ф.Тютчева в Николае I?

Учитель: Обратите внимание на предыдущие высказывания А.С.Пушкина и Ф.И.Тютчева. Какой возникает вопрос?

Ответы учеников. Противоречивые оценки деятельности Николая I.

Проблема: Почему же деятельность столь целеустремленного человека имела такие неоднозначные и противоречивые оценки современников?

2. Изучение нового материала

Учитель: В ходе следствия над декабристами был обнаружен целый ряд серьёзных недостатков в государственном управлении страной. Николай попытался упорядочить русское законодательство. (О необходимости этого говорили на следствии декабристы).
Какие меры предпринял император для решения этого вопроса и укрепления государственного аппарата? Обратимся к тексту учебника (стр.64).

Задание ученикам: ответить на вопросы:

1. Какую цель ставил перед собой император?
2. Какие меры предпринимал?
3. Почему эти меры не дали ожидаемого результата?

1. Укрепление роли государственного аппарата (сохранить и укрепить существующий строй)

2. Строгая централизация управления, полное единоначалие на всех уровнях управления:

- расширил область деятельности Собственной его императорского величества канцелярии;

- создал II отделение своей канцелярии во главе М.М. Сперанским- главная его задача: подготовка единого свода законов;

- создал секретный комитет во главе графом Кочубеем- поручалось составить проект реформы государственного управления.

3. Эти меры не дали ожидаемого результата, т.к. не доверяя обществу Николай Первый видел свою главную опору в армии и чиновничестве. В это время произошло небывалое разрастание бюрократического аппарата. К концу царствования Николая армия чиновников составила 90 тыс. человек (для сравнения, в начале правления Александра Первого чиновников было 15 тыс. человек).

Учитель: Если согласны с утверждением- встаете, если не соглашаетесь- садитесь.

1. Александр I учредил министерства (да)

2. Тильзитский мир был заключен между Россией и Англией (нет, Россией и Францией)

3. Бородинская битва произошла 26 августа 1812 года (да)

4. Согласно программе Н.М. Муравьева, Россия должна была стать конституционной монархией (да)

7. Швейцарский политик, воспитатель будущего императора Ф.С. Лагарп был приверженцем идей консерватизма (нет, либерализма)

8. Строганов, Новосильцев, Чарторыйский, Строганов, Кочубей – члены Негласного комитета (да).

Учитель: Хорошо ребята, садитесь.

Итак, продолжим: Какой вопрос внутренней политики Российского государства был самым актуальным в XIX веке?

Ответы учеников: Крестьянский вопрос.

Учитель: Так как ключевым вопросом внутренней политики по-прежнему оставался крестьянский вопрос, давайте посмотрим:

1. Как Николай Первый относился к крепостному праву?
2. Собирался ли он его отменить?

1. Крепостное право – зло.
2. Отмена крепостного права – зло более гибельное.
3. Решать этот вопрос – преждевременно.
4. Николай боялся крестьянского бунта.

Учитель: Однако, император понимал, что решать этот вопрос всё же необходимо.
Первым шагом в этом направлении стали преобразования в положении государственных крестьян (19 млн. человек).
- По чему преобразования коснулись только государственных крестьян? (Государство могло ими распоряжаться).

- Какие были приняты меры для решения этого вопроса?

Обратимся к тексту учебника на стр.66.

Давайте ответим на вопросы:

1. Цели реформы.
2. Основные мероприятия.
3. Плюсы и минусы реформы.
4. Результат.

1. Реформа была направлена на улучшение положения государственных крестьян, повысить их уровень жизни.

4. Положение государственных крестьян значительно улучшилось.

Учитель: Итак, Николаем Первым были предприняты меры по изменению положения крепостных крестьян (Стр.66-67. учебника).

Ответить на вопросы:

1. На что эти меры были направлены? ( Направлены на улучшение положения крепостных крестьян) .
2. Решали они основную задачу – отмену крепостного права? (Нет)

Задание ученикам (работа в парах): заполните схему, отражающую меры по решению крестьянского вопроса

Вывод: Все эти меры улучшали положение государственных и крепостных крестьян, но не решали основного вопроса - отмену крепостного права, не давали крепостным крестьянам свободу и землю.

- боялся крестьянского бунта;

- боялся взять на себя ответственность за последствия отмены крепостного права.

Учитель: Одним из важнейших направлений царствования Николая Первого стала борьба с любыми проявлениями несогласия с политикой властей. Он организовал и поставил под свой личный контроль деятельность политической полиции (стр. 68)

Ответить на вопросы:

1. Какие меры были предприняты императором для усиления борьбы революционными настроениями?

2. В чем смысл создания III отделения его императорского величества канцелярии? Какие задачи были поставлены перед ним Николаем I?

3. III Отделение занималось сыском и следствием по политическим делам, осуществляло цензуру, боролось со старообрядчеством и сектантством, расследовало дела о жестоком обращении помещиков с крестьянами и т. д.

Учитель: Выполните задание, найдите ошибку в документе:

Ответы учеников : Пункты 5 и 10 в круг обязанностей III отделения не входили: 5) и 10) – это функции V отделения, созданное для руководства учебными заведениями и благотворительными организациями.

Решение проблемы: При Николае Первом создавалась продуманная система государственного контроля над общественной, политической, экономической и культурной жизнью страны. На практике последовательно проводился принцип строгой исполнительности и беспрекословного повиновения. Отсутствовало стремление к коренным преобразованиям в России, проводились лишь мелкие, частичные реформы.

3. Закрепление изученного материала.

1. Установите хронологическую последовательность событий и пронумеруйте их.

а) Издание нового цензурного закона

б) Издание первого полного свода законов

в) Издание первого свода действующих законов

2. Выберите правильный ответ: Какие из перечисленных положений дворянской политики Николая I соответствуют действительности?

а) запрет дробить дворянские имения между наследниками

б) повышение имущественного ценза для выборщиков в органы дворянского самоуправления

в) запрет на занятие должностных мест не дворянами

а) П. Д. Киселев б) М. М. Сперанский в) Е. Ф. Канкрин

4. Продолжите логический ряд: Реформы государственной деревни:

а) введение крестьянского самоуправления;

б) возможность для переселения малоземельных крестьян в восточные районы страны;

5. Выберите правильный ответ: Во время царствования Николая I

а) розничная продажа крестьян была:

запрещена или разрешена

б) освобождение крестьян при разорении их хозяина было:

запрещено или разрешено

в) после инвентарной реформы повинности крестьян были:

увеличены или точно зафиксированы

  1. Учреждение Третьего отделения а) 1825
  2. Смерть Николая I б)1826
  3. Восстание декабристов в) 1832
  4. Завершение кодификации права г) 1855

7. Вставьте пропущенные слова:

Реформа государственной деревни – это реформа, проведенная министром государственных имуществ _______________, в результате которой было значительно ___________________ положение _________________ крестьян.

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – предложение или фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

2. Самодержавный, авторитетный, исполнительный, великий, консервативный

3. Укрепил, усилил, контролировал, создал, издал, организовал, запрещал, управлял.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка интегрированного урока по истории, экономике и праву в 10б классе

Тема: Внутренняя политика Николая 1.

Цели и задачи:

- Охарактеризовать внутреннюю политику Николая 1, рассказать о его личности и роли в истории;

- углубить представления о теории официальной народности, познакомить с её оценкой российскими историками;

– охарактеризовать деятельность Третьего отделения канцелярии; преобразования в государственном управлении;

– охарактеризовать социально- экономическое развитие (крестьянский вопрос, реформа государственной деревни, политика государства в отношении дворянства и купечества, экономическая политика);

–дать понятие видов систематизации нормативных правовых актов; изучить деятельность 2 отделения по кодификации законов Российской империи

- формирование критического и творческого мышления учащихся, умения работать с информацией;

-развивать коммуникативные умения и информационную культуру учащихся.

Теория официальной народности,

Третье отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии.

Реформа государственных крестьян

Кодификация, инкорпорация, консолидация и учет нормативных правовых актов

Император Николай 1,

1. Проверка Д/З. Тестирование.

2. Личность и эпоха Николая 1.

3. Формулировка проблемы. Организация проектной работы. Формирование проектных групп по темам:

4. Работа в группах над проектами по технологической карте. Консультация и координация учителями.

5. Защита проектов.

7. Подведение итогов, анализ выполненной работы. Выводы

8. Домашнее задание.

Вводное слово учителя. Цели урока. Формулировка проблемы.

Период правления Николая I часто называют темной эпохой истории.

Фрейлина А. Ф. Тютчева, пишет, что он «проводил за работой 18 часов в сутки, трудился до поздней ночи, вставал на заре, ничем не жертвовал ради удовольствия и всем ради долга и принимал на себя больше труда и забот, чем последний поденщик из его подданных.

А. И. Солженицын восхищался храбростью Николая I, проявленной им во время холерного бунта[93]. Видя беспомощность и страх окружающих его чиновников, царь сам пошёл в толпу бунтующих людей, больных холерой, сам своим авторитетом подавил этот бунт и, выйдя из карантина, сам снял с себя и сжег прямо в поле всю одежду, чтобы не заразить свою свиту.

Некоторые современники писали о его деспотизме. Вместе с тем, как указывают историки, казнь 5 декабристов была единственной казнью за все 30 лет царствования Николая I, в то время как, например, при Петре I и Екатерине II казни исчислялись тысячами, а при Александре II — сотнями.

Задание: что происходило в России, почему такие отзывы о правлении Николая I?

Какое противоречие в этих оценках Николая I?

Мы с вами охарактеризуем внутреннюю политику Николая 1, узнаем о его личности и роли в истории; - углубим представления о теории официальной народности; – охарактеризуем деятельность Третьего отделения канцелярии; преобразования в государственном управлении;

3. Личность и эпоха Николая 1. Выступление ученика с опорой на подготовленную им слайд-презентацию.

4. Организация проектной работы. Формирование проектных групп по темам:

Проектные группы по темам:

Каждая группа будет делать проекты по технологической карте, она перед вами

5. Работа в группах над проектами по технологической карте. Консультация и координация учителя

6. Защит проектов.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тема урока: Внутренняя политика Николая 1

познакомить учащихся с личностью Николая I;

его внутренней политикой, её основными направлениями.

совершенствовать умения учащихся работать с учебником;

развивать навыки анализа документов;

совершенствовать умения выделять главное, делать выводы;

развивать коммуникативную культуру.

Воспитывающие: формировать у учащихся интерес к истории и историческим личностям.

Проверка домашнего задания.

Объявление темы и целей урока.

Личность Николая I.

Основные направления внутренней политики Николая I.

Общее значение деятельности Николая I.

Запись и пояснение домашнего задания.

Подведение итогов урока.

Подготовка к уроку:

Деление учащихся на группы.

Подборка раздаточного материала.

Подготовка мультимедийных слайдов.

Оборудование: мультимедийные средства обучения, раздаточные материалы.

1. Проверка домашнего задания

У.: Здравствуйте ребята, проверьте свою готовность к уроку. Начнем работу. Вспомните тему прошлого урока ( Династический кризис 1825 года. Выступление декабристов. ). Для проверки домашнего задания вы выполните несколько тестовых заданий ( Приложение 1 ). Учащиеся получают задания и отмечают правильные ответы. Ученики меняются работами; на экране появляются правильные ответы. После проверки ребята сдают подписанные работы.

2. Объявление темы и целей урока

У.: Сегодня наш урок посвящен внутренней политике Николая I. (Запись в тетради темы .) Как вы думаете, какие цели преследует наше занятие?

( Ответ 1-2 учащихся. ) Вы правильно видите цели урока. Я тоже их определила. Давайте, сравним ( на экране появляется слайд с целями урока, а учитель их комментирует ). Как видите, наши мысли совпали:

сформировать представление об особенностях внутренней политики Николая I, её основных направлениях;

развивать умения работать с документами, выделять главное делать выводы;

воспитывать интерес к историческим личностям.

Постараемся выполнить то, что запланировали.

3. Личность Николая I

На экране Слайд 7. Ученики записывают в тетради годы жизни и правления Николая I.

После трехнедельного междуцарствования на российский престол вступил младший брат Александра, Николай Павлович. Ему было 29 лет. Стройный, статный красавец, с правильными чертами энергичного лица, со строгим выражением серо-стальных глаз, он казался живым олицетворением власти и силы. Его называли бесстрашным рыцарем абсолютизма. Иные преклонялись перед ним, другие ненавидели. Что же скрывалось за этим внешним обликом силы и могущества? ( На экране – соответствующая цитата )

Согласны ли вы с этим высказыванием? На этот вопрос вы ответите в конце урока.

О детстве и юности Николая Павловича нам расскажет мой помощник.

Рассказ ученика: Будущий император Николай I родился в Царском Селе 25 июня 1798 года. Он был третьим сыном великого князя Павла Петровича и его жены Марии Федоровны.

Павел страстно любил своих младших детей, отдавая предпочтение Николаю. Он часто играл с детьми, уделяя немалую часть своего досуга. Первой игрушкой, купленной Николаю, было деревянное ружьё, затем последовали четыре деревянные шпаги. В три года мальчик впервые надел военный мундир. Можно сказать, что военный обиход окружал будущего русского императора с малых лет.

Николаю не было и пяти лет, когда он лишился отца. Вскоре после этого его воспитание переходит в руки генерала М.И. Ламсдорфа. Вряд ли можно сделать более неудачный выбор. Он старался переломить воспитанника на свой лад, идти прямо наперекор

всем наклонностям, желаниям и способностям Николая. Мальчика на каждом шагу останавливали, исправляли, делали замечания, преследовали моралью и угрозами. Будущий император рос вспыльчивым, упрямым и непослушным. Но это вряд ли оправдывает Ламсдорфа, который позволял себе бить Николая линейкой, ружейными шомполами, наказывать розгами. Все сыновья Павла I унаследовали от отца страсть к военному делу: парадам, смотрам, разводам. Но особенно отличался Николай, сохранивший любовь к внешней стороне армейской жизни навсегда.

Страсть Николая ко всему военному беспокоила императрицу Марию Федоровну. Она приглашала в качестве наставников Николаю известных ученых, но будущий император испытывал отвращение к лекциям не имеющих отношение ратному делу.

У.: К какой карьере готовили великого князя Николая Павловича? ( К военной .)

— Какие обстоятельства повлияли на его характер?

Лучше всего о личности императора Николая могут рассказать его современники, поэтому я предлагаю познакомиться с документом.

Вопросы к документу:

Какие черты характера выработались у будущего императора? ( властность, дотошность, ответственность )

Какая организация была идеалом для Николая I? ( армия )

Что император требовал от своих подчинённых? ( исполнительности, точности, покорности )

4. Основные направления внутренней политики Николая I

У.: Противоречивость личности Николая I отразилась и на его внутренней политике. С одной стороны он пытался искоренить недостатки существующей системы, но при этом сохранить и укрепить самодержавие.

На экране появляется слайд Внутренняя политика Николая I

Учащиеся начинают запись в тетради:

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ внутренней политики Николая I.

Централизация управления государством:

усиление роли Собственной Его Императорского Величества Канцелярии;

увеличение количества чиновников и расширение их полномочий.

Борьба с революционными настроениями:

а) создание III Отделения Канцелярии (политический сыск, шеф – А.Х. Бенкендорф);

На экране по ходу рассказа учителя появляются слайды с направлениями политики императора Николая.

У.: После восстания декабристов основной заботой Николая Павловича были централизация управления государством, контроль настроений в обществе и борьба с вольнодумием. Поэтому он расширяет полномочия своей личной канцелярии, увеличивает количество чиновников и их власть.

Далее учитель комментирует схему на доске.

У.: Даже мелкие решения принимались высшими чиновниками. Можно сказать, что Россия попала под власть бюрократов.

Для борьбы с революционными настроениями император создал специальную организацию - III Отделение Канцелярии. Его руководителем был Александр Христофорович Бенкендорф, о котором расскажет мой помощник.

Рассказ ученика: Генерал Александр Христофорович Бенкендорф служил начальником третьего отделения канцелярии, одновременно был шефом жандармского корпуса. Пользовался особым доверием царя.

Работа в группах.

Учитель предлагает учащимся представить себя живущими и работающими в николаевское время ( Приложение 2 ).

Для выполнения заданий отводится 2-3 минуты, затем группы сообщают свои ответы. Результат третьей группы служит переходом к рассказу учителя о втором направлении внутренней политики императора Николая Павловича.

Продолжение записи в тетради:

УЛУЧШЕНИЕ СУЩЕСТВУЮЩИХ ПОРЯДКОВ

Издание Полного собрания законов Российской империи и Свода действующих законов государства (М.М. Сперанский).

Попытка решения крестьянского вопроса (П.Д. Киселёв).

На экране – соответствующий слайд.

У.: Для улучшения существующих порядков император приказал пересмотреть все законы, изданные в России за последние 200 лет. Из них был собран Свод действующих законов Российской империи. Доверить такой труд можно было только опытному чиновнику.

На экране – портрет М.М. Сперанского.

Рассказ ученика: Михаил Михайлович Сперанский при Александре I занимал должность статс-секретаря, заместителя министра юстиции, генерал-прокурора Синода. Разработал проект преобразований государственного управления, который не был утвержден. По поручению Николая I выполнил труд, который до него безуспешно вёлся десятилетиями: собрал и опубликовал Свод действующих законов государства.

У.: Император не забыл нужды и беднейших своих подданных – крестьян. Меры по улучшению их положения он поручил Павлу Дмитриевичу Киселёву.

На экране – портрет П. Д. Киселёва.

Рассказ ученика: Павел Дмитриевич Киселёв – граф, государственный и военный деятель, дипломат. Геройски проявил себя в Бородинском сражении. С 1838 года занимал пост министра государственных имуществ. Разработал проект крестьянской реформы.

У.: Относясь к крепостному праву как к очевидному злу, Николай I не мог решиться на его отмену. Опасаясь реакции помещиков, он лишь частично облегчил жизнь крестьян.

5. Общее значение деятельности Николая I

Работа в группах.

Что бы проанализировать суть и значимость николаевских преобразований группы по параграфу 10 выполняют задания ( Приложение 3 ).

На работу с учебником и ответы даётся 3 минуты, затем учитель предлагает вспомнить вопрос, заданный в начале урока.

Обобщая ответы учеников, учитель говорит, что деятельность Николая I неоднозначна: видя своей главной заботой поддержание спокойствия и порядка в государстве, он укреплял устои самодержавия и боролся с существующими недостатками системы.

6. Запись и пояснение домашнего задания

Для закрепления изученного на уроке ученикам предлагается выполнить домашне задание: Дайте общую оценку внутренней политики Николая I . В этом вам помогут документы и вопросы на странице 62 ( устно ).( Соответствующий слайд )

— Ребята, было ли вам интересно познакомиться с личностями николаевской эпохи? Чтобы подробнее познакомиться с их судьбой, я предлагаю вам почитать книги, которые есть в классе и в школьной библиотеке.

7. Выставление оценок

Учитель просит руководителей групп проанализировать работу участников групп и выставляет оценки за урок.

руководители групп, также заслуживают похвалы за хорошую организацию работы;

содержательными были устные ответы следующих учеников…

8. Подведение итогов урока

У.: Подведём итоги. В начале урока мы определили цели нашей работы:

сформировать представление об особенностях внутренней политики Николая I, её основных направлениях;

Цель: установить основные направления внутренней политики Николая I во второй четверти XIX века, сформулировать её цель, найти пути достижения, особенности внутриполитического режима.

Задачи: сформировать знания о внутренней политике Николая I, усвоить исторические термины и определения, соответствующие данной теме.

Основные понятия: кодификация, легитимность, промышленный переворот, идеология, протекционизм, полицейское государство, теория официальной народности.

Формы работы учащихся: исследовательская, групповая, индивидуальная, самостоятельная работа.

Техническое оборудование: компьютер, проектор, презентация, извлечения из исторических источников, учебник, карточки с заданиями для групповой и индивидуальной работы.

Ход урока.

  1. Организационный момент: Здравствуйте! Садитесь.
  1. II. Актуализация ранее полученных знаний, определение проблемы и темы урока ( 7мин.)
  2. Работа с датами, словарем. (слайд №1):

-Что объединяет ряд дат: А) 1802; 1803; 1810;1815; 1816-1819 ?

(они относятся к правлению Александра I, их можно назвать либеральные преобразования)

-Когда правил Александр I?

-Сторонником каких идеологических взглядов был император Александр I в начале своего правления?

-Что такое либерализм?

(общественно-политическое течение, объединяющее сторонников парламентского строя, гражданских свобод (выбора веры, свободы слова, собраний, объединений) и свободы предпринимательства)

Перечислим события, соответствующие этим датам.

-Что объединяет ряд дат: Б) 1816; 1818; 1821; 1822 ? (образование тайных дворянских обществ)

-Что явилось причиной возникновения тайных обществ в России?

(Отказ императора от реформ и либерального курса, приверженность офицеров- дворян идеям Просвещения)

- Как современники называли начальный период правления Александра I ? (Дней Александровых прекрасное начало)

  1. Работа с историческими источниками

(слайд №2 с фотографией памятника Николаю I.)

А) Посмотрите внимательно на памятник.

-Кому он посвящен?

-Кто этот гордый всадник?

-Где находится этот памятник?

(памятник Николаю I находится на Иссакиевской площади С.-Петербурга)

Учитель: Работа со слайдом №3.

Б) Поработаем с письменными историческими источниками, извлечениями из исторических документов, они у каждого на рабочем столе.

Прочитайте первый исторический документ и определите, кому из своих современников А.С.Пушкин мог дать такую характеристику?

В надежде славы и добра
Гляжу вперёд я без боязни:
Начало славных дней Петра
Мрачили мятежи и казни.
Семейным сходством будь же горд;
Во всём будь пращуру подобен:
Как он, неутомим и твёрд,
И памятью, как он, незлобен.

- О начале правления, какого императора так написал, отозвался поэт?

(о начале правления НиколаяI)

-Аргументируйте, докажите, что высказывание относится к началу правления Николая I.

(аргумент - правление Николая I началось с восстания декабристов и его подавления, т.е. с мятежа и казни декабристов)

Верно, правление Николая I началось с восстания декабристов и его подавления.

  • Когда было восстание декабристов? (14 декабря 1825г)

-Какие были планы у восставших?

(ввести Конституцию в России, ограничить самодержавную власть императора, провозгласить гражданские свободы и права).

-Что стало следствием восстания декабристов?

(усиление цензуры и учреждение Третьего отделения, т.е. усиление реакции)

-Что такое реакция?

( Реакция - движение , сторонники которого выступают за сохранение и укрепление существующих порядков и подавление любых революционных или оппозиционных сил).

- Сторонником, каких идеологических взглядов показал себя император Николай I в начале своего правления в отличие от своего брата- императора Алдександра I? (консервативных)

-Что такое консерватизм?

(общественно-политическое течение, сторонники, которого выступают за сохранение традиций, монархической формы павления,политическая идеология, ориентированная на защиту традиционных устоев общественной жизни, незыблемость ценностей, приверженность стабильности и упорядоченности, отрицание новаций)

Учитель –работа со слайдом №4

-Почему Пушкин сравнивает начало правления Николая 1 с началом правления его великого предка- Петра I?

(потому, что правление Петра началось в 1682- с бунта стрельцов- хованьщины и его самостоятельное правление, после заточения регентши Софьи, со стрелецкого бунта 1698 г)

- Когда правил император Николай I? (1825-1855)

Учитель возвращается к слайду №3

Прочитайте, документ №2.

- Как другой поэт - Фёдор Иванович Тютчев отозвался о правлении этого же императора :

Не богу ты служил и не России,
Служил лишь суете своей,
И все дела твои, и добрые, и злые, –
Все было ложь в тебе, все призраки пустые:
Ты был не царь, а лицедей.

Прочитаем документ №3

- Какую оценку Николаю I дала в своих мемуарах А́нна Фёдоровна Тю́тчева, дочь поэта Ф. И. Тютчева, фрейлина Высочайшего двора, мемуаристка:

Читаем документ №4, оценку историка В.О. Ключевского, данную также императору Николаю I:

- Одинаковую ли оценку личности императора Николая I и периоду его правления дают современники в данных высказываниях?

Верно, оценка не одинакова и противоречива.

- Какая проблема вытекает из данного противоречия?

Сформулируйте проблему, пользуясь документами и знаниями, полученными ранее из истории, литературы о правлении императора НиколаяI

(Если сами не сформулируют, учитель помогает: Вы, верно мыслите, креативно, но я конкретизирую, вашу мысль)

Учитель работает со слайдом №5

Правление НиколаяI –это период реакции и застоя или период консервативной модернизации?

(Модернизация - это процесс изменения чего-либо в соответствии с требованиями современности, переход к более совершенным условиям).

Учитель работает со слайдом №6

Тема нашего урока: Внутренняя политика Николая I

-Что помогает историкам дать объективную характеристику историческим деятелям? (их поступки)

Чтобы дать объективную характеристику правлению Николая I мы сегодня на уроке проведем мини-исследование, а его результатом станет интеллект-карта. Я научу вас как её составить.

П. Изучение нового материала:

-Что является объектом нашего исследования исходя из темы урока?

Верно, объект исследования Внутренняя политика Николая I

На интеллект карте- листе А4, в центре запишем –объект нашего исследования – ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА НИКОЛАЯ I – выделим его красным маркером.

В интеллект-картах, для лучшего запоминания материала используют 3 цвета:

Важное - выделяют красным;

Синим - то, что даёт стабильность, постоянство – синим

Зеленым- то, что может меняться (например: оценка, личности)

Каждому из вас дан алгоритм составления интеллект-карты.

  1. объект нашего исследования
  2. Причины (факты, события) оказавшие влияние на внутриполитический курс 2-четверти XIX .
  3. Цель внешней политики НиколаяI

4.Средства и способы достижения цели (реформы или реакция)

  1. Личности, сподвижники Николая
  2. Итоги внешней политики.
  3. Оценка современников, историков и своё мнение как исследователя

Учитель работает со слайдом №7

2.) Работа по созданию макета интеллект-карты (5-7мин.)

Создадим макет интеллект-карты , но прежде вспомним для этого из каких элементов состоит деятельность человека?

(мотив-побудительная причина, цель, средства достижения цели, объект деятельности, личности, претворяющие цель в жизнь-субьекты; итог или результат)

-Что повлияло на внутреннюю политику Николая I? Что стало мотивом, причиной, побуждающей императора, проводить так или иначе внутреннюю политику?

Учащиеся высказываю свои предположения:

Укажем эти причины в карте.

- Какая цель внутренней политики Николая I?(Укрепить монархию, ведь трон его зашатался во время восстания декабристов)

-Предположите, вспомнив домашний параграф, какие средства для осуществления внутренней политики избрал Николай I?

(ужесточение внутриполитического режима, проведение курса реакции- сохранение и укрепление существующих порядков и подавление любых революционных или оппозиционных сил – это создание чугунного устава 1826г., создание 3-го отделения ЕИВ канцелярии с корпусом жандармов, для контроля за общественным мнением и умонастроением в обществе)

Итак, средствами достижения цели что стало? (Реакция и реформа)

Что ещё необходимо для осуществления деятельности? (личности- субъекты деятельности)

Смотрим в алгоритм, что ещё необходимо указать на интеллект-карте ? (итоги и значение и оценку)

2) Работа в группах (7мин.-10мин.)

Чтобы завершить составление интеллект-карты, познакомиться с реформами и личностями их осуществлявшими поработаем в группах

Результаты своего мини-исследования занесите в интеллект-карту

Двое учащихся будут независимыми экспертами и индивидуально будут исследовать итоги внутренней политики

3) Индивидуальная работа:

Индивидуальное задание для эксперта

  1. Прочитать параграф.
  2. Выяснить, почему успехи Николая I во внутренней политике, не смотря на ряд проведенных им реформ, оказались недолговременными?

Что подорвало финансовую систему России к началу 1850-х годов? Удалось ли укрепить империю?

Учитель работает со слайдом №9

3) Проверка выполненной работы (10-12 мин.)

А теперь проверим вашу работу – кто готов представить составленную интеллект-карту?

Слово для защиты – независимым экспертам.

Хорошо, молодцы.

М.М. Сперанский, Е.Ф. Канкрин, Александр Христофорович Бенкендорф, Сергей Семёнович Уваров, Павел Дмитриевич Киселев?

VII. Рефлексия. (5мин.)

Учитель работает со слайдом №10 –возвращение к проблеме урока

Итак, Правление Николая I –это период реакции и застой или период консервативной модернизация?

Какое утверждение на ваш взгляд верно? Почему?

- Чему научились на уроке? Как вы думаете, пригодятся ли вам эти умения?

Как вы оцениваете свою работу?

Продолжите мою фразу, вспомнив результаты вашего мини-исследования: Оказывается … Д

как Учитель работает со слайдом №11

Для того, чтобы успешно сдать экзамен по истории нужно знать не только внутреннюю политику правителей, но и темы по культуре. Вернемся к памятнику О. Монфферана и П. Клодта, установленному Николаю I его приемником – императором Александром II

Домашнее задание:

Выяснить, какие важные события изображены на барельефах пьедестала памятника?

Приложения к уроку:

III. Перечислить меры по отношению к помещичьим крестьянам, указанные в этом пункте учебника

Индивидуальное задание для эксперта- социолога

  1. Выяснить, почему успехи Николая I во внутренней политике, не смотря на ряд проведенных им реформ, оказались недолговременными?

Что подорвало финансовую систему России к началу 1850-х годов? Удалось ли укрепить империю?

Материалы исторических источников ( извлечения из документов)

В надежде славы и добра
Гляжу вперёд я без боязни:
Начало славных дней Петра
Мрачили мятежи и казни.
Семейным сходством будь же горд;
Во всём будь пращуру подобен:
Как он, неутомим и твёрд,
И памятью, как он, незлобен.

Не богу ты служил и не России,
Служил лишь суете своей,
И все дела твои, и добрые, и злые, –
Все было ложь в тебе, все призраки пустые:
Ты был не царь, а лицедей.

Читайте также: