План урока технологии 6 класс контрольно измерительные инструменты

Обновлено: 02.07.2024


Уметь пользоваться простейшими измерительными приборами.

Уметь проводить простейшие измерения и оценивать результат измерения с учётом погрешностей.

  1. Плакаты (2 шт) “Простейшие измерения”/
  2. Коллекция различных измерительных приборов (барометр, термометр (медицинский, уличный, комнатный) , манометр (жидкостный) , мерные цилиндры, часы, линейка, измерительная лента и т. д. ) .
  3. Коллекция различных приборов, изготовленных самими учащимися в ходе изучения данной темы (астролябии, термометры, измерительные линейки) .

Мотивация познавательной деятельности учащихся: На сегодняшний день нет ни одной профессии и даже школьного предмета где ничего не нужно измерять с помощью приборов или на глазок, то есть без приборов. В жизни бывают ситуации, которые хотелось бы поточнее контролировать. “Невооружённого глаза” (уха, носа) для этого бывает недостаточно. Тогда и помогают измерения.

ТИП УРОКА: УРОК ОБОБЩЕНИЯ И СИСТЕМАТИЗЕЦИИ ЗНАНИЙ.

  1. Мотивация познавательной деятельности учащихся.
  2. Анализ содержания изученного.
  3. Выделение главного.
  4. Обобщение и систематизация ЗУН.
  5. Установление внутрипредметных и межпредметных связей.
  6. Организация рефлексивного пространства.
  7. Подведение итогов урока.
  8. Информация о домашнем задании.

Стимулировать опрашиваемых и весь класс к овладению рациональными приёмами учения и самообразования.

Выявить причины обнаруженных пробелов в знаниях и умениях и откорректировать их.

1. Организационный этап.

Дидактическая цель этапа: Подготовить учащихся к работе на уроке.

Эпиграфом к сегодняшнему уроку служат слова А. Эйнштейна:

“То, что мы называем физикой,
охватывает группу естественных наук,
основывающих свои понятия
на измерениях…”

Сегодня на уроке мы организуем нашу совместную работу, используя системный подход. В чём он заключается? В применении той схемы, по которой строится любая деятельность человека:

ВХОД – ПРОЦЕСС – ВЫХОД

На “входе” мы зададим цель занятия.

В процессе урока её реализуем.

На “выходе” подведём итог и проверим полученные знания.

  • Обобщить и систематизировать ваши знания по теме “Измерительные приборы. Простейшие измерения”.
  • Включить эти знания в общую систему знаний, умений и навыков.

2. Подготовить учащихся к активной деятельности на основном этапе урока.

Дидактическая цель этапа: Стимулировать опрашиваемых и весь класс к овладению рациональными приёмами учения и самообразования.

Выявить причины обнаруженных пробелов в знаниях и умениях и откорректировать их.

Обеспечить мотивацию и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализацию опорных знаний и умений.

  1. Что называется измерительным прибором?
  2. Что значит измерить физическую величину?
  3. Что такое шкала? (Шкала – метки с цифрами на приборе, вдоль которых перемещается указатель) . Деление – это не штрих, а промежуток между штрихами.
  4. Чем характеризуется шкала измерительного прибора?
  5. Что называется ценой деления прибора?
  6. Что называется пределом измерения прибора?
  7. Как определить цену деления прибора?

Работа с таблицей “ПАРАД ПРИБОРОВ”.

На прошлом уроке мы начали с вами заполнять таблицу и вспомнили 8 приборов, рассмотрели величину которую измеряет данный прибор, меру измерения, пределы измерения, цену деления. Дома вы должны были подумать и внести ещё измерительные приборы, которые есть у вас дома или на работе у родителей.

Пожалуйста, поднимите и покажите ваши таблицы с места. Укажите, какие ещё измерительные приборы вам удалось добавить в таблицу.

Молодцы, я вижу, с этим заданием вы справились.

  • Назначение,
  • Схема,
  • Принцип действия.

В жизни бывают ситуации, которые хотелось бы поточнее контролировать. “Невооружённого глаза” (уха, носа) для этого бывает недостаточно. Тогда и помогают измерения.

  1. Выбрать единицу измерения.
  2. Придумать способ сравнения измеряемой величины с выбранной единицей.
  3. Сконструировать (или взять готовый) прибор, который поможет это сделать.

Сейчас умеют измерять густоту тумана, уровень осадков, степень облачности. Приборы эти просты, вы сами можете додуматься, как их сделать. Вы легко назовёте приборы, измеряющие здоровье человека и его физические качества. За измерение качества ума и характера физика пока не берётся.

Итак, какие же приборы вам удалось создать?

Молодцы те, кто проявил смекалку, находчивость и творческую инициативу. Вы получаете “ПАТЕНТ НА ИЗОБРЕТЕНИЕ”, который позволит считать ваше изобретение вашей интеллектуальной собственностью.

Подведение итогов этапа.

3. Обобщение и систематизация знаний.

Дидактическая цель этапа: Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу; выделение мировоззренческих идей.

Я напомню вам, что задача физики – изучить явления, то есть выяснить закономерности их протекания. Но устанавливать их можно двояко: на качественном и на количественном уровне.

Качественный уровень изучения явлений – это их словесное описание их протекания (больше – меньше, выше – ниже, быстрее – медленнее) .

Количественный уровень изучения явлений – математическое описание их протекания с помощью формул, графиков, таблиц.

Физическая величина – измеряемые свойства тел или явлений, то есть то, что можно измерить.

Чтобы изготовить авиационный двигатель, нужно выполнить более 100 тысяч технологических операций. Почти половина из них связана с измерениями. Измерения неотъемлемая часть современного производства. Ежедневно только в нашей стране выполняются несколько миллиардов измерений, которыми заняты миллионы человек. Уровень развития измерительной техники является одним из важнейших показателей НТП.

С давних пор измерения служат основным источником объективной информации об окружающем нас мире.

Д. И. Менделеев: “Наука начинается там, где начинают измерять”.

  • “Семь раз отмерь, а один раз отрежь”.
  • “Семь пядей во лбу”.

Итак, измерить – значит найти с помощью специальных технических устройств значение некоторой физической величины. При этом её сравнивают с одноимённой величиной, принятой за единицу.

  • Угловые
  • Оптические, механические
  • Акустические
  • Электрические теплофизические
  • Физико-химические
  • Радиоизмерения и т. д.
  • Прямые (V тела при помощи мензурки, мл) .
  • Косвенные (V = abc) .
  • Прямого действия (термометр, циферблатные весы) .
  • Сравнения (рычажные весы) .

Следует помнить, что численное значение любой величины зависит от единицы измерения.

  • Цифровые (электронные часы, счётчик электроэнергии, счётчик пройденных км на спидометре автомобиля) .
  • Шкальные (линейка, транспортир, термометр, стрелочные часы) .

Измерения любой физической величины никогда не бывают абсолютно точными. Всегда возникают небольшие ошибки или, как говорят погрешности измерений. Если вы возьмёте две линейки и приложите их вплотную друг к другу, то обнаружите, что деления их шкал не точно соответствуют друг другу. Поэтому, пользуясь различными измерительными приборами, мы получаем не точные, а лишь приближённые значения измеряемых величин.

Запомните, что при пользовании большинством измерительных приборов наибольшая погрешность правильно выполненных измерений составляет половину цены деления шкалы этого прибора.

Если мы обратимся к нашей таблице “Парад приборов”, то какова же погрешность измерений перечисленных приборов?

В дальнейшем при изучении физики и выполняя любые измерения, значения измеренных величин вы должны записывать с указанием погрешности

Подведение итогов этапа.

  1. В чём состоит задача физики?
  2. На каких уровнях можно устанавливать физические закономерности?
  3. Что такое качественный и количественный уровень изучения явлений?
  4. Что такое физическая величина?
  5. Что следует помнить в отношении численных величин?
  6. Какие виды измерительных приборов ты знаешь?
  7. Шкала …
  8. Деление …
  9. Какой опыт вам предложили проделать в классе, чтобы убедиться, что любое измерение является приближённым.
  10. Чему равна наибольшая погрешность правильно выполненных измерений?

4. Контроль и самопроверка знаний.

Дидактическая цель этапа: Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечить их коррекцию.

А теперь попробуйте выполнить следующие задания, используя теоретический материал нашего урока.

1. Диаметр проволоки меньше одного мм. Как простыми средствами измерить этот диаметр как можно более точно?

Задание: Измерьте толщину листа книги вашего учебника.

Как вы это делаете?

Почему нельзя измерить толщину отдельно взятого листа?

Как вы думаете, почему размер маленьких предметов следует измерять методом рядов, а не приложив их к линейке?

2. Чем обусловлено неизбежные неточности при измерении размеров тел (глазомер, большая цена деления прибора) .

3. У вас есть мензурка с большой ценой деления. Можно ли повысить её точность? Предложите способ.

4. Определите цену деления измерительной ленты и линейки, медицинского и комнатного термометров. В чём отличие?

5. Часы являются измерительным прибором, а циферблат – шкалой этого прибора. Имеет ли эта шкала одно определённое значение цены деления? (Цена деления различна в зависимости от того, за какой стрелкой мы наблюдаем. Полный оборот: сек. стрелка – 1 мин,

мин. стрелка – 1 час,

час. стрелка – 12 час.

Таким образом “шкале” циферблата соответствует три различные цены деления, у каждой стрелки своя.

Задание (см рис) : Предположим, что это не настенные часы, а будильник, и зелёная стрелка не секундная, а управляет звонком. В каком часу звенит наш “будильник”?

Твои наручные часы цифровые или шкальные?

Как ты считаешь, какими приборами удобнее пользоваться - цифровыми или шкальными?

6. Задание по вариантам:

1 вариант: Нарисуйте шкалу мензурки с ценой деления 2,5 мл.

2 вариант: Нарисуйте шкалу термометра с ценой деления ) ,25 градусов С.

(заготовки рисунков мензурки и термометра на столах) . Работы сдать. Сделать проверку (на доске рисунки) .

Подведение итогов этапа.

Молодцы! Я вижу вы хорошо справились с заданиями и усвоили материал темы, который вы будете использовать при дальнейшем изучении физики.

Начнём подведение итогов нашей совместной работы.

5. Организация рефлексивного пространства.

Дидактическая цель этапа: Мобилизовать учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения) . Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.

На имеющихся у вас на столах карточках изображена окружность, в ней 4 радиуса. На ОА – по 3-х бальной системе отметьте точкой степень сложности предлагаемых заданий, на ОВ – степень интереса материала на уроке, на ОС – степень вашей самостоятельности при выполнении заданий, на ОД – уровень усвоения материала. Соедините 4 точки, вы получили многоугольник. Чем больше площадь, тем продуктивнее вы работали на уроке . Покажите мне ваши многоугольники!

6. Подведение итогов урока.

Дидактическая цель этапа: Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

Я вижу вы достаточно продуктивно потрудились и это подтверждается оценками за урок.

7. Информация о домашнем задании.

Дидактическая цель этапа: Обеспечить понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверить соответствующие записи.

Домашнее задание: Как измерить (примерно) , сколько зёрен риса помещается в стакане? Что вам для этого понадобиться?


В методической разработке урока рассмотрены вопросы связанные с изучением основ слесарно-сборочных работ. Приведены организационная структура и этапы проведения урока. Указаны ссылки на используемые интернет-ресурсы

Содержимое разработки

Государственное профессиональное образовательное учреждение

План - конспект урока

Преподаватель: Исакова О.В.

Курс: Первый Группа: № 14

ПМ.01.: Выполнение слесарных и слесарно-сборочных работ

Тема по программе: Подготовительные работы для слесарной обработки заготовок деталей.

Тема урока: Контрольно – измерительный инструмент.

Тип урока: Выполнение учебно-производственных работ

Сформировать умения пользования контрольно-измерительными инструментами и применять их на практике.

Развивающая:

Развивать навыки коллективной и индивидуальной работы, интерес к профессии.

Воспитательная:

Воспитывать инициативу и самостоятельность в трудовой деятельности, бережное отношение к инструментам и приспособлениям, познавательной и практической деятельности.

Методическая:

Создать условия для повторения и углубления знаний и умений через использование самоконтроля, взаимоконтроля в сочетании с бригадной и индивидуальной формой организации учебной деятельности.

Материально – техническое оснащение урока:

Межпредметные связи:

Техническое черчение, технология слесарно-сборочных работ, материаловедение, математика, охрана труда, допуски и технические измерения.

Структурный элемент урока (этап урока)

Время на этап

Деятельность мастера производственного обучения

Деятельность обучающихся

Методы обучения

Средства обучения

Форма организации

Организационный момент

1. Приветствие обучающихся.

2. Ознакомление обучающихся с темой и целями урока.

3. Проверка готовности обучающихся к уроку (наличие и состояние спецодежды).

4. Назначение дежурного.

1. Отвечают на приветствие мастера п/о.

2. Приводят в порядок спецодежду.

3. Убирают лишние вещи с рабочего стола, выключают телефоны.

Журнал производственного обучения, тетради с конспектами по п/о, канцелярские принадлежности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока освещает этапы изучения важного инструмента контроля при изготовлении изделий - штангенциркуля, его составных частей.

План урока. Устройство и назначение штангенциркуля. Измерение размеров штангенциркулем. Технология. 6 класс

Тема урока: «Устройство и назначение штангенциркуля.

Обучающая: Ознакомить обучающихся с устройством и назначением штангенциркуля с точностью измерений 0,1 мм. Обучить приемам работы штангенциркулем.

Развивающая: Развивать координацию движений, глазомера, способности сравнивать.

Воспитательная: Воспитывать внимательность, аккуратность, бережное отношение к инструменту.

Тип урока: Комбинированный

Методы обучения: объяснение, беседа, демонстрация изучаемого объекта, лабораторно-практическая работа.

Оборудование: верстак, штангенциркуль ШЦ-1, модель штагенциркуля, образцы для измерений

Организационная часть (3 мин)

-проверка готовности к уроку;

- объявление темы и цели занятия.

2.Изложение нового материла (15 мин)

При разметке заготовок и в процессе изготовления изделий постоянно возникает необходимость определить тот или иной размер заготовки или готовой детали. Для этих целей используют, например, измерительную линейку. Но она позволяет определить размеры деталей с точностью до 1 мм. Для более точных измерений служит штангенциркуль.

С его помощью измерения можно производить измерения с точностью до 0,1 мм.

Наряду с измерением толщины деталей, уступов, выступов штангенциркуль широко используют для измерения диаметров цилиндрических отверстий и цилиндрических деталей.

Удобному и точному измерению диаметров цилиндрических деталей и отверстий способствует само устройство штангенциркуля.

Устройство штангенциркуля ШЦ- 1

Штанга с основной шкалой в мм.

неподвижные губки расположены на штанге.

рамка с подвижными губками и жестко соединенным с ней глубинометром.

Нижние измерительные губки – для наружных размеров.

Верхние измерительные губки – для внутренних размеров.

Приемы измерения штангенциркулем

При измерении штангенциркулем целое число миллиметров отсчитывают по миллиметровой шкале штанги, а десятые доли миллиметра по шкале Нониуса, начиная от нулевой отметки до той риски, которая совпадает с какой-либо риской шкалы штанги. Это и будет число десятых долей миллиметра.

Приемы измерения и уход за штангенциркулем

Перед измерением штангенциркуль проверяют на точность показаний:

Плотно совмещают измерительные губки инструмента.

Нулевые риски обеих шкал должны совпасть.

Десятая риска шкалы нониуса должна совместиться с девятнадцатой риской шкалы штанги.

При измерении наружного размера ШЦ берут в правую руку и ослабляют зажимной винт рамки, затем разводят измерительные губки на размер, несколько больший размера измеряемой детали, помещают деталь между губками и передвигают рамку до соприкосновения губок с поверхностью детали. Измеряя деталь, закрепляют рамку зажимным винтом и вынимают деталь из промежутка между губками штангенциркуля. Держа штангенциркуль прямо перед глазами, считывают результат.

При измерении внутреннего размера штангенциркуль также берут в правую руку и ослабляют зажимной винт рамки. Устанавливаю губки для измерения внутреннего размера на размер несколько меньший, чем измеряемый. Затем вводят губки в отверстие и раздвигают их до соприкосновения со стенками измеряемого углубления. Измерив размер, закрепляют рамку выжимным винтом и вынимают губки из углубления. Расположив штангенциркуль перед собой, считывают результат измерения.

Глубину пазов и отверстий измеряют с помощью глубинометра.

Взяв штангенциркуль в правую руку и ослабив зажимной винт рамки, упирают торец штанги в верхний край измеряемого углубления. Перемещая подвижную рамку, вводят линейку глубинометра в отверстие (углубление) до упора, закрепляют это положение рамки зажимным винтом, вынимают глубинометр из отверстия (углубления) и считывают результат измерения.

Точность измерений штангенциркулем зависит от соблюдения правил пользования им и ухода за этим инструментом.

Штангенциркуль – точный, дорогостоящий инструмент и требует бережного отношения к нему.

1. Штангенциркуль должен располагаться на рабочем месте отдельно от рабочего инструмента.

2. На него не должны попадать пыль, стружка, опилки.

3. При измерении деталей нельзя сильно зажимать их, так как может возникнуть перекос рамки, и показания будут неверными.

4. Измерения выполнять чистыми, сухими руками.

5. Измеряемые детали должны быть чистыми, сухими, без задиров и заусенцев.

6. Нельзя зачищать инструмент шлифовальной шкуркой или напильником.

7. После работы штангенциркуль нужно протереть и уложить в футляр.

Профессии, деятельность которых невозможна без использования штангенциркуля: слесарь, столяр, токарь (по дереву и металлу), фрезеровщик, сверловщик, наладчик технического оборудования, механик, инженер и другие.

3.Закрепление изученной темы:

1. Почему при измерении деталей недостаточно применять только измерительную линейку?

2.Из чего состоит штангенциркуль?

3.Как измерить наружный размер?

4. Как измерить внутренний размер?

5.Как измерить глубину отверстия или паза?

6.назовите основные правила обращения с штангенциркулем.

4.Вводный инструктаж по лабораторно-практической работе.

При изготовлении деталей из тонколистового металла и проволоки можно воспользоваться простейшими контрольно-измерительными инструментами: линейкой, слесарным угольником и др. Для измерения и контроля деталей с большей точностью применяют штангенциркули. Они предназначены для измерения наружных и внутренних размеров деталей и глубины отверстий, пазов, канавок. Штангенциркули бывают разных типов и отличаются пределами и точностью измерения.

На рисунке 63 показан штангенциркуль ШЦ-1 с пределами измерения от 0 до 125 мм и точностью — 0,1 мм. Он состоит из штанги 1, имеющей шкалу 6 с миллиметровыми делениями. По штанге перемещается подвижная рамка 4, которая может быть закреплена в нужном положении зажимным винтом 3. К рамке прикреплён глубиномер 5.


Рис. 63. Штангенциркуль ШЦ-1: 1 — штанга; 2 — губки для внутренних измерений: 3 — зажимный винт для фиксации рамки; 4 — подвижная рамка; 5 — глубиномер; 6 — шкала штанги; 7 — нониус; 8 — губки для наружных измерений; 9 — измеряемые детали

Нижние губки 8 служат для измерения наружных размеров, верхние 2 — для измерения внутренних размеров. Глубиномером измеряют глубину пазов и отверстий.

Каким же образом удаётся измерять десятые доли миллиметра, если шкала штангенциркуля имеет миллиметровые деления? Для этой цели служит вспомогательная шкала, называемая нониусом 7. Длина нониуса 19 мм. Нониус поделён на 10 равных частей, следовательно, цена каждого деления равна 1,9 мм.

При сомкнутых губках нулевые штрихи шкалы штанги и нониуса совпадают (рис. 64), а десятый штрих нониуса совмещается с девятнадцатым штрихом миллиметровой шкалы.


Рис. 64. Шкала штанги и нониус

Обратите внимание на то, что первый штрих нониуса не доходит до второго штриха шкалы штанги ровно на 0,1 мм (2 - 1,9 = 0,1). Это и позволяет производить замеры с точностью до 0,1 мм.

При измерении штангенциркулем целое число миллиметров отсчитывают по миллиметровой шкале штанги до нулевого штриха нониуса. Десятые доли миллиметра — по шкале нониуса от нулевой отметки до того штриха нониуса, который совпадает с каким-либо штрихом миллиметровой шкалы (рис. 65).


Рис. 65. Примеры измерения штангенциркулем. Положение шкалы штанги и нониуса при измерении размерон: а — 0,4 мм; 6 — 6,9 мм; в — 34,3 мм

Помните! Штангенциркуль — это дорогостоящий измерительный инструмент, требующий бережного обращения.

Правила обращения со штангенциркулем

  1. Перед началом работы протереть штангенциркуль чистой тканью, удалив смазку и пыль. Нельзя очищать инструмент шлифовальной шкуркой или ножом.
  2. Нельзя класть инструмент на нагревательные приборы.
  3. Измерять можно только чистые детали без задиров, заусенцев, царапин.
  4. Губки штангенциркуля имеют острые концы, поэтому при измерении нужно соблюдать осторожность.
  5. Не допускать перекоса губок штангенциркуля. Фиксировать их положение зажимным винтом.
  6. При чтении показаний на измерительных шкалах держать штангенциркуль прямо перед глазами.

На предприятиях штангенциркуль является одним из основных измерительных инструментов. Им пользуются рабочие различных специальностей и контролёры станочных и слесарных работ. В настоящее время всё чаще применяют штангенциркули с цифровыми индикаторами (на батарейках), позволяющие измерять детали с точностью до 0,01 мм.

Знакомимся с профессиями

Контролёр отдела технического контроля (ОТК) — специалист, который на предприятии отвечает за качество выпускаемых деталей. Он следит за тем. чтобы изготовленные детали в точности соответствовали чертежам. Это очень ответственная работа, так как если в изделие попадёт бракованная деталь, не соответствующая чертежу, то изделие быстро выйдет из строя. Контролёры ОТК должны знать правила настройки и регулирования контрольно-измерительных инструментов и приборов, методы проверки качества поверхностей, правила приёмки деталей и т. д.

Читайте также: