План нетрадиционного урока по истории

Обновлено: 05.07.2024

Девиз нестандартного урока – “Где детвора, там игра!”, а основная задача – возбуждать, поддерживать живой интерес к учению, воспитывать и развивать играя.

Любой урок стараюсь составить ярко, красочно, образно раскрыть живые страницы истории, чтобы дети испытывали потребность узнать что-то новое, а, уходя с урока, захотели бы найти продолжение услышанного в дополнительной литературе, а также с желанием и интересом пришли на следующий урок.

Нестандартный урок требует от учителя большой подготовительной работы. Это не просто отлаженная и продуманная система приемов и средств обучения, это система взаимоотношений учителя и учащихся, как участников процесса познания окружающего мира, где учитель – дирижер, а дети – ансамбль, причем постоянно кто-то исполняет роль “солиста”, в которой по очереди выступают то учитель, то учащиеся.

уже сложилась система нетрадиционных уроков по истории:

Бинарный урок(урок сочетающий историю с любым другим предметом: историю и литературу, ИЗО, музыку, религиоведение) - “Человек в культуре Древней Руси”, “История в шедеврах”, “Религия и культура”

Урок-характеристика: “Александр Невский – как личность, полководец, политический деятель”, “Наполеон – политический портрет”, “Иван Грозный в Кривом зеркале”, “Сталин – глазами потомков”.

Урок-размышление, урок- дискуссия: “Судьба России в спорах западников и славянофилов”, “Отмена крепостного права – спор миниполемщиков”, “Императоры XIX века. Аргументы и факты”.

Музейный урок, урок мужества: “Вечной памятью живы”, “Ликвидация аварии на Чернобыльской АЭС – дело рук простых героев”, “ВОВ – обобщающий урок”.

Урок исторического чтения (мифы, сказания, легенды, поэмы): “Слово о полку Игореве”, “История Государства Российского”, “Греческие мифы”.

Урок-игра: “Защита города от кочевников”, “И вечный бой (Русь IX-XIII столетий)”, “Умники и умницы”.

Девиз нестандартного урока – “Где детвора, там игра!”, а основная задача – возбуждать, поддерживать живой интерес к учению, воспитывать и развивать играя.

Любой урок стараюсь составить ярко, красочно, образно раскрыть живые страницы истории, чтобы дети испытывали потребность узнать что-то новое, а, уходя с урока, захотели бы найти продолжение услышанного в дополнительной литературе, а также с желанием и интересом пришли на следующий урок.

Нестандартный урок требует от учителя большой подготовительной работы. Это не просто отлаженная и продуманная система приемов и средств обучения, это система взаимоотношений учителя и учащихся, как участников процесса познания окружающего мира, где учитель – дирижер, а дети – ансамбль, причем постоянно кто-то исполняет роль “солиста”, в которой по очереди выступают то учитель, то учащиеся.

уже сложилась система нетрадиционных уроков по истории:

Бинарный урок(урок сочетающий историю с любым другим предметом: историю и литературу, ИЗО, музыку, религиоведение) - “Человек в культуре Древней Руси”, “История в шедеврах”, “Религия и культура”

Урок-характеристика: “Александр Невский – как личность, полководец, политический деятель”, “Наполеон – политический портрет”, “Иван Грозный в Кривом зеркале”, “Сталин – глазами потомков”.

Урок-размышление, урок- дискуссия: “Судьба России в спорах западников и славянофилов”, “Отмена крепостного права – спор миниполемщиков”, “Императоры XIX века. Аргументы и факты”.

Музейный урок, урок мужества: “Вечной памятью живы”, “Ликвидация аварии на Чернобыльской АЭС – дело рук простых героев”, “ВОВ – обобщающий урок”.

Урок исторического чтения (мифы, сказания, легенды, поэмы): “Слово о полку Игореве”, “История Государства Российского”, “Греческие мифы”.

Урок-игра: “Защита города от кочевников”, “И вечный бой (Русь IX-XIII столетий)”, “Умники и умницы”.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Министерство образования и науки Хабаровского края

Интерактивная игра-соревнование

Дисциплина: ИСТОРИЯ

Разработала: Кобычева Т.С.,

Разработала: Кобычева Т.С., преподаватель истории первой квалификационной категории КГБОУ СПО АПТ

- повторить, обобщить и расширить знания учащихся по истории России в период Киевской Руси;

- способствовать формированию учебно-логических умений обобщать, анализировать, сравнивать, доказывать, оценивать исторические личности, события, исторические явления;

- создание благоприятных условий для выявления умений и знаний обучающихся в нестандартных игровых ситуациях, развитие умения оперировать историческими знаниями;

- формирование уважения к историческому прошлому нашей Родины;

- продолжать совершенствовать коммуникативные навыки, способствовать формированию навыков конструктивного сотрудничества и общения в процессе решения продуктивных и творческих задач.

Материально-техническое оснащение урока: раздаточный материал ( конверты с заданиями, листы с заданиями, кроссвордом), компьютер , мультимедийные проектор и экран, презентация, отражающая этапы игры с заданиями.

Тип урока: обобщающий

Форма проведения: интерактивная игра-соревнование

Формируемые компетенции:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

Формировать следующие знания:

- теории образования государства у славян;

- территории расселения, названия и образ жизни восточнославянских племен, основные занятия и верования славян;

- первых князей на Руси, основные направления внешнеполитической и внутриполитической деятельности первых русских князей;

- хронологические рамки существования Древнерусского государства;

- рисовать исторические карты для определения мест расселения славян, а также формирования Древнерусского государства;

- ориентироваться в основных исторических понятиях;

- называть князей, оценивать и характеризовать их деятельность.

План занятия

Организационный момент.

Вводное слово.

Условия игры: В игре пять основных этапов, в этапах по пять заданий, команды формируются из пяти человек. Команды выполняют задания на скорость или по времени, за что получают баллы (жетоны). Один жетон равен одному баллу. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов. Возможен вариант награждения по турам, а также самых активных участников.

Начало игры.

задание: Студенты представляют свои команды и капитанов.

задание: Конкурс для капитанов.

задание: Ответить на вопрос.

1 задание: Работа с картиной

2 задание: Работа с контурной картой

1 задание: Определение неточностей в высказываниях

2 задание: Определение ошибок в понятиях

Подведение итогов игры, награждение победителей.

Организационный момент.

Вводное слово:

Каждый человек оставляет после себя след.

Мы должны знать свою историю, жизнь людей.

Всё, что мы узнаём, остаётся с нами

на всю жизнь и передаётся нашим потомкам.

История Киевской Руси включает в себя период становления древнерусского государства и деятельность первых русских князей, направленную на объединение русских земель под властью одного князя, установление порядков и законов, принятие новой религии, формирование международного авторитета.

Сегодня наш урок будет проходить в нетрадиционной форме, мы проведем командную игру. Командам предстоит участвовать в разнообразных конкурсах, показать прочность знаний и умений по теме Киевская Русь, полученных на уроке истории. Всем желаю удачи. Слайд 1

Устанавливаются следующие правила игры: (Слайд 2)

Игра состоит из пяти этапов. Каждый этап включает от одного до пяти заданий.

На ответы устанавливается ограниченное время, но не более 5 минут.

Ответы на задания каждая команда представляет по очереди.

За скорость добавляются дополнительные баллы, за нарушение правил команде даются штрафные баллы.

Представляю вам своих помощников. .. Их задача заключается в том, чтобы доставить вам задания, видеть, какая команда первой выполнила задание, передать выполненные задания членам жюри для оценки.

Представляю вам многоуважаемое жюри .

I тур. Слайд 3-4.

1 задание: Давайте познакомимся с командами (студенты по очереди представляют свои команды и капитанов).

2 задание: Конкурс капитанов. Представить презентацию о конкретном князе.

(время выполнения задания – 3 минуты на каждую презентацию)

Команды представляют домашнее задание : презентации об одном из первых русских князей с комментариями представителей команд.

3 задание : ответить на вопрос: Слайд 5

На какие 3 ветви делятся славяне (восточные, западные и южные)

К какой группе относятся русские (восточной)

Какой была религия у древних славян (языческой)

Назовите языческих богов (Перун, Сварог, Стрибог, Велес, Мокошь)

Кто создал славянскую азбуку (Кирилл и Мефодий)

Кто является основателем династии русских князей (Рюрик)

Из какой летописи мы узнаем о древних славянах ("Повесть временных лет” автор Нестор)

Кто предупреждал врага "Иду на вы” (Святослав)

Кто наступил на череп коня и умер от укуса змеи (Олег)

Какой город называют матерью городов русских (Киев)

В какой город призван Рюрик (Новгород)

Кто создал закон "Русская Правда” (Ярослав)

Славянское племя дреговичей жило в болотистой местности, поляне – в полях, а где жили древляне? (лесах).

Какой варяжский князь стал первым княжить на Руси? (Рюрик)

Почему древние славяне украшали себя звенящими украшениями? (они отгоняли злых духов).

При каких заведениях появлялись первые школы? (при церквях, храмах, монастырях)

Создатель славянской азбуки. (Кирилл и Мефодий)

Как называли правителя Киевской Руси (Великий князь)

Каждой команде дается карточка с заданием. Соотнести даты и события.

879 г. Период раздробленности

882 г. Крещение Руси при князе Владимире

945 г. Правление князя Игоря

988 г. Правление княгини Ольги

12-13 век Образование древнерусского государства

Отгадывание кроссворда. Необходимо найти в зашифрованном квадрате слова – имена князей, правивших в Киевской Руси. (Владимир, Ольга, Святослав, Ярослав Мудрый, Игорь).

Кому принадлежит следующая характеристика: “Не обладая физической силой, будучи хромым, он был смелым воином и бесстрашно вел войско в бой. Родившись в языческой среде, он стал истинным христианином. Показал себя человеком исключительно разносторонним. Остался в истории как крупный градостроитель. В честь побед над врагами он выстроил “Золотые ворота”.

Определите о ком, идет речь: “Во время сбора дани в 945 году воины этого князя творили над древлянами насилие. Собрав дань, князь отправил основную часть дружины и обоза “ восвояси, а сам, оставшись со своей “малой дружиной, решил еще побродить по древлянским землям в поисках добычи. Древляне во главе со своим князем Малом восстали и перебили дружину. Сам обидчик был схвачен и казнен лютой смертью: его привязали к двум склоненным деревьям, а затем их отпустили”.

Чья следующая характеристика? “С первых шагов своего княжения она проявила себя как решительная, властная, дальновидная и суровая правительница. Она отомстила древлянам за смерть своего мужа. И установила для местного населения нормы уплаты дани и места, куда дань должна была свозиться. Умирая, княжна завещала не справлять на её могиле языческую тризну, а похоронить по христианскому обычаю”.

Кому принадлежат следующие слова: “Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае – там середина земли моей, туда стекаются все блага: из греческой земли – золото, поволоки (драгоценные камни), вина, различные плоды из Чехии, из Венгрии – серебро и кони, а из Руси же – мех и воск, мед и рабы”.

(время выполнения задания – 5 минут)

Каждая команда получает конверт с разрезанной картиной, на которой запечатлено какое-либо историческое событие.

определить название картины

назвать изображённое событие

Указать годы правления

! Задание выполняется письменно.

Правильные ответы:

2 Задание: Определите на контурной карте границы Киевской Руси, заштрихуйте обозначенную территорию, укажите столицу древнерусского государства, подпишите территории соседних государств.

Парадо́кс — это ситуация (высказывание, утверждение, суждение или вывод), которая может существовать в реальности, но не имеет логического объяснения.

В данном задании вам необходимо увидеть неточности или ошибки в высказываниях, которые не имеют логического объяснения.

1)Именно при Ярославе христианство стало государственной религией. Когда и как в душе его произошел поворот к христианству, точно установить, разумеется, невозможно. (Владимир)

2) Основоположником норманской теории является Михаил Ломоносов, который считал, что привнесение государственности извне невозможно, опираясь на идею возникновение государства как этап внутреннего развития общества. (Антинорманская теория)

3) Византия – это средневековое государство в Восточной Европе, возникшее в IX веке в результате объединения восточнославянских племен под властью князей династии Рюриковичей. (Киевская Русь или Древнерусское государство)

Задание 2 : Определите верны ли определения, данные понятиям, если нет – дайте правильное определение.

Рядовичи – это общинники, шедшие в долговую кабалу за ссуду (купу), ведя при этом собственное хозяйство. Военнопленные и добровольно продавшиеся в рабство от нужды. (Закупы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

1 задание: Давайте познакомимся с командами (студенты по очереди представляют свои команды и капитанов).

2 задание: Представить презентацию о конкретном князе

3 задание: Ответите на вопрос:

Команде № 1

  • На какие 3 ветви делятся славяне (восточные, западные и южные)
  • К какой группе относятся русские (восточной)
  • Какой была религия у древних славян (языческой)
  • Назовите языческих богов (Перун, Сварог, Стрибог, Велес, Мокошь)
  • Кто создал славянскую азбуку (Кирилл и Мефодий)

Команде № 2

  • Кто является основателем династии русских князей (Рюрик)
  • Из какой летописи мы узнаем о древних славянах и кто её автор ("Повесть временных лет” автор Нестор)
  • Кто предупреждал врага "Иду на вы” (Святослав)
  • Кто наступил на череп коня и умер от укуса змеи (Олег)
  • Какой город называют матерью городов русских (Киев)

Команде № 3

  • В какой город призван Рюрик (Новгород)
  • Кто создал закон "Русская Правда” (Ярослав)
  • Славянское племя дреговичей жило в болотистой местности, поляне – в полях, а где жили древляне? (лесах).
  • Какой варяжский князь стал первым княжить на Руси? (Рюрик)

Команде № 4

Время выполнения 2 минуты

Каждой команде дается карточка с заданием. Соотнести даты и события.

  • 879 г. Период раздробленности
  • 882 г. Крещение Руси при князе Владимире
  • 945 г. Правление князя Игоря
  • 988 г. Правление княгини Ольги
  • 12-13 век Образование древнерусского государства

Отгадывание кроссворда. Необходимо найти в зашифрованном квадрате слова – имена князей, правивших в Киевской Руси.

Ответ: (Владимир, Ольга, Святослав, Ярослав, Игорь).

  1. Кому принадлежит следующая характеристика: “Не обладая физической силой, будучи хромым, он был смелым воином и бесстрашно вел войско в бой. Родившись в языческой среде, он стал истинным христианином. Показал себя человеком исключительно разносторонним. Остался в истории как крупный градостроитель. В честь побед над врагами он выстроил “Золотые ворота”.
  2. Определите о ком, идет речь: “Во время сбора дани в 945 году воины этого князя творили над древлянами насилие. Собрав дань, князь отправил основную часть дружины и обоза “ восвояси, а сам, оставшись со своей “малой дружиной, решил еще побродить по древлянским землям в поисках добычи. Древляне во главе со своим князем Малом восстали и перебили дружину. Сам обидчик был схвачен и казнен лютой смертью: его привязали к двум склоненным деревьям, а затем их отпустили”.
  3. Чья следующая характеристика? “С первых шагов своего княжения она проявила себя как решительная, властная, дальновидная и суровая правительница. Она отомстила древлянам за смерть своего мужа. И установила для местного населения нормы уплаты дани и места, куда дань должна была свозиться. Умирая, княжна завещала не справлять на её могиле языческую тризну, а похоронить по христианскому обычаю”.
  4. Кому принадлежат следующие слова: “Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае – там середина земли моей, туда стекаются все блага: из греческой земли – золото, поволоки (драгоценные камни), вина, различные плоды из Чехии, из Венгрии – серебро и кони, а из Руси же – мех и воск, мед и рабы”.

(время выполнения задания – 5 минут)

Каждая команда получает конверт с разрезанной картиной, на которой запечатлено какое-либо историческое событие.

1 Задание:

  1. собрать картину
  2. определить название картины
  3. назвать изображённое событие
  4. назвать правителя

! Задание выполняется письменно.

2 Задание:

Время выполнения задания – 5 минут

Определите на контурной карте границы Киевской Руси, заштрихуйте обозначенную территорию, укажите столицу древнерусского государства, подпишите территории соседних государств.

Парадо?кс — это ситуация (высказывание, утверждение, суждение или вывод), которая может существовать в реальности, но не имеет логического объяснения.

В данном задании вам необходимо увидеть неточности или ошибки в высказываниях, которые не имеют логического объяснения.

1)Именно при Ярославе христианство стало государственной религией. Когда и как в душе его произошел поворот к христианству, точно установить, разумеется, невозможно. (Владимир)

2) Основоположником норманской теории является Михаил Ломоносов, который считал, что привнесение государственности извне невозможно, опираясь на идею возникновение государства как этап внутреннего развития общества. (Антинорманская теория)

3) Византия – это средневековое государство в Восточной Европе, возникшее в IX веке в результате объединения восточнославянских племен под властью князей династии Рюриковичей. (Киевская Русь или Древнерусское государство)

Задание 2: Определите, верны ли понятия, которым даны определения, если нет – назовите верное понятие, которое соответствует определению.

Понятия:

1 команда

  1. Рядовичи – это общинники, шедшие в долговую кабалу за ссуду (купу), ведя при этом собственное хозяйство. Военнопленные и добровольно продавшиеся в рабство от нужды. (Закупы)
  2. Аристократия по праву - дружина князя (старшая). (Служилая аристократия)
  3. Черное духовенство – церковные служители церковных приходов.(Белое духовенство)
  4. Смерды – это несвободное население древней Руси, рабы. (Холопы, челядь)

2 команда

  1. Летопись – это жанр церковной литературы, в котором описывается жизнь и деяния святых. (Житие)
  2. Смерды - младшая дружина. (Отроки, гридня)
  3. Отроки, гридня - сельские жители, подчиненные княжеской власти или городу – государственные крестьяне.(Смерды)
  4. Мужи (бояре) – это торговые люди. (Купечество)

3 команда

1. Служилая аристократия - потомки племенной аристократии, люди, разбогатевшие на торговле. (Аристократия по праву)

2. Вира – это территориальная община свободных земледельцев. (Вервь)

3. Белое духовенство – монахи. (Черное духовенство)

4. Вервь – это наследственные земельные держания. (Вотчина)

4 команда

1. Закупы – люди, заключившие договор (ряд), согласившись жить и работать у господина на условиях. (Рядовичи)

2. Холопы (челядь) – ограниченно-свободные люди. (Смерды)

3. Вотчина – это плата за жизнь (штраф). (Вира)

4. Купечество – высший слой свободных людей в древней Руси. (Мужи, бояре)

Конкурс для капитанов.

(время выполнения задания – 5 минут)

Вам необходимо угадать по описанию, что там находится.

Назвать, как предмет связан с периодом Киевской Руси, с каким событием или именем князя, объяснить, как данный предмет связан с данным именем.

Нетрадиционные формы урока истории

В последнее время в обществе часто обсуждается проблема снижения интереса к обучению у детей, которые считают учебу скучным и неинтересным занятием. Чтобы завладеть вниманием современных детей, надо их удивить, заинтересовать. Как сделать урок интересным? Способствовать воспитанию познавательного интереса у детей может проведение учебных занятий в нетрадиционных формах.

Нетрадиционные формы урока истории как один из способов повышения качества обучения в соответствии с требованиями ФГОС.

Власова Наталья Ивановна

Учитель истории МАОУ СОШ № 23

В последнее время в обществе часто обсуждается проблема снижения интереса к обучению у детей, которые считают учебу скучным и неинтересным занятием. Чтобы завладеть вниманием современных детей, надо их удивить, заинтересовать. Как сделать урок интересным? Способствовать воспитанию познавательного интереса у детей может проведение учебных занятий в нетрадиционных формах.

Нестандартные уроки отличают следующие особенности:

· наличие творческой деятельности;

· наличие проблемы и организация самостоятельного поиска обучающимися путей и вариантов ее решения;

· наличие необычных элементов, условий работы;

· наличие ситуаций, в которых обучающиеся активно воспроизводят, используют полученные ранее знания.

· отказ от шаблонов в организации урока;

· максимальное вовлечение обучающихся в активную деятельность;

· применение различных форм групповой работы;

· основа эмоционального фона урока не развлекательность, а занимательность и увлечение;

· создание условий для общения учащихся как основы внутренней мотивации к учению;

· уважительное отношение к детскому знанию и незнанию;

· оценка не только знаний, но и стремления к ним, находчивости;

· использование оценки не только в качестве результирующего, но и формирующего инструмента

Классификация форм нестандартных уроков достаточно широка. Рассмотрим некоторые из них.

Например, Вингливскт Н.Н. предлагает классифицировать нестандартные уроки следующим образом: урок-конференция, урок-КВН, урок-диспут, урок-ярмарка, урок-аукцион, урок-концерт, урок-путешествие, урок-знакомство, урок-проба на роль, урок-интервью, урок-тренинг и т.п.

Щенев В.А. в классификации использует традиционную типологию уроков, дополняя их нестандартными формами:

· урок формирования новых знаний (уроки лекционной формы, уроки-путешествия, уроки-исследования, уроки-инсценировки, учебные конференции, интегрированные уроки);

· уроки обучения умениям и навыкам (уроки-диалоги, уроки с деловой/ролевой игрой, практикумы);

· уроки повторения и обобщения знаний, закрепления умений (семинары внеклассного чтения, КВН, уроки-конкурсы, уроки-соревнования, урок на асфальте);



· уроки проверки и контроля знаний и умений (зачетные викторины, защита творческих работ, проектов, соревнования, творческие отчеты).



· интерактивные технологии кооперативного обучения работы на уроке (сократовская беседа, работа в парах, карусель, работа малых группах (диалог, синтез мыслей, круг идей…), аквариум и др.);

· на основе игровой деятельности: игры-реконструкции (наличие воображаемой ситуации, которая происходила в прошлом или настоящем, распределение ролей), игры обсуждения (наличие ситуации, которая моделирует различные формы обсуждения, создание конфликта мнений, анализ прошлого экспертами с точки зрения современности), игры-соревнования (наличие фиксированных правил, отсутствие сюжета и ролей, первый план субъект-объектных отношений).

· на основе дискуссионной деятельности: семинары (индивидуальная работа), структурированные дискуссии (групповая работа), проблемно-практические дискуссии (коллективная деятельность класса).

· на основе исследовательской деятельности: практические занятия (коллективная деятельность класса), проблемно-лабораторные занятия (групповая работа), исследовательские уроки (индивидуальная работа).

Короткова Н.В. предлагает классификацию нетрадиционных уроков, в основе которой находятся различные виды учебной деятельности. По форме проведения можно выделить следующие группы нестандартных уроков:

· уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, КВН, деловая игра, кроссворд, викторина, квест.




· уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия.

· уроки-фантазии: урок-сказка, урок-сюрприз, урок XXI века.

· уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, трибунал, цирк, патентное бюро, ученый совет, редакционный совет.

Выделяют три периода подготовки и проведения нестандартных уроков.

Первый период – подготовительный . Здесь активное участие принимают как педагог, так и обучающиеся (они делятся на группы, команды, получают задания, готовят материалы и т.п.)

Второй период – урок , в структуре которого:

1) организация постановки проблемы, нахождения путей ее решения, мотивации деятельности;

3) организация работы по формированию умений и навыков обучающихся.

Третий период – анализ урока, где дается оценка итогам обучения, сформированным умениям, характеру поведения и общения обучающихся.

Эффективность проведения нестандартных уроков заключается в том, что:

· учебные занятия становятся более запоминающимися, эмоциональными;

· форма организации урока способствует глубокому усвоению материала;

· создаются условия для развития творческих способностей, логического мышления, любознательности, интереса к предмету;

· используются межпредметные связи, что способствует разностороннему развитию личности обучающегося.

Следует помнить , что:

· нецелесообразно слишком частое использование нестандартных форм урока, это может привести к потере устойчивого интереса к процессу учения;

· нестандартному уроку должна предшествовать тщательная подготовка;

· при выборе формы нетрадиционных уроков необходимо учитывать уровень подготовленности, особенности класса в целом и каждого обучающегося в отдельности;

· рекомендуется использовать нестандартные уроки при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков обучающихся.

Целесообразно привлекать обучающихся к работе по поиску и подбору материала, изготовлению дидактических пособий, составлению вопросов и проведению урока с целью повышения у них интереса к обучению, познавательной активности, стимулирования учебно-познавательной деятельности.

Особого внимания требует подготовка заданий для работы на нетрадиционном уроке. Задания:

· направлены на развитие логики, смекалки, образного мышления, сообразительности;

· отличаются уровнем сложности;

· имеют практическую значимость и межпредметное содержание;

· занимательные по форме, содержанию, сюжету, способу решения;

· имеют неожиданный результат.

Виды технологий , используемых в нестандартных уроках:

-диалогические экскурсии



-погружение в среду


-технология театрализации


-творчество, создание образа


-технология инсценировки




Нестандартные уроки должны быть в арсенале каждого преподавателя. Они больше нравятся обучающимся в силу их необычности по замыслу, методике организации и проведения, отсутствия жесткой структуры, наличия условий для самореализации. При подготовке к проведению нестандартного урока педагогу необходимо учитывать общий уровень развития классного коллектива, готовность обучающихся к работе в условиях нестандартного урока, степень освоения ими учебного материала. Разработанные методики проведенных уроков позитивно влияют на познавательный интерес, активность учеников в процессе выполнения предлагаемых заданий, а также на уровень сформированных знаний и умений.

Список литературы

Оцабрик И.В. Теоретические аспекты интерактивных технологий в дидактике// Зарубежная литература. – 2005. - № 8. – с. 28 – 31.

Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М., 1995.

Вингливскт Н.Н. Элементы интерактивной методики – каждому уроку - 2002. - № 1. – с. 149 -158.

Волович М.Б. Методические рекомендации учителю : Как обеспечить усвоение математики в 6-м кл. с помощью комплекта средств обучения / М. Б. Волович. - М. : ТОО "Фирма "Линка-пресс", 1995.

Читайте также: