Как работать с детьми с нарушением речи в школе

Обновлено: 06.07.2024

Речевое недоразвитие, слабость побудительных к речи мотивов вызывают у детей с ТНР затруднения в общении с окружающими людьми. Ребенок с ТНР, редко участвует в беседах, на вопросы отвечает односложно и далеко не всегда правильно. Практика показывает, что целенаправленное воздействие на речь детей с ТНР приводит к ее совершенствованию, к развитию навыков более точного выражения мыслей, адекватного ведения диалога и даже навыков построения монологического высказывания. Нарушение интеллектуальной деятельности детей с ТНР приводит к неполноценности их речевой практики. В свою очередь, недоразвитие речи задерживает формирование логического мышления, затрудняет устранение недостатков наглядно-образной и наглядно-действенной его форм.

Содержимое публикации

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Петрозаводского городского округа

«Петрозаводская средняя общеобразовательная школа № 34

с углубленным изучением финского языка,

Общие рекомендациидля учителей по работе с детьми ОВЗ ТНР в условиях общеобразовательного класса


учитель-логопед
первой квалификационной категории
Васькова М.В.

ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ.

Общая характеристика.

Речь – очень сложная психическая деятельность, одна из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способность к понятийному мышлению. С помощью речи осуществляется контакт, происходит общение между людьми. Нарушения речи в той или иной степени отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности, поведении. Тяжелые нарушения речи могут повлиять на умственное развитие ребенка.

У детей с тяжелыми речевыми нарушениями часто возникает вторичная задержка психического развития, которая выражается в следующем:

бедный запас сведений об окружающем;

замедленное формирование понятий о форме и величине предметов;

замедленное формирование счетных операций;

неспособность к пересказу прочитанного.

У детей преобладает конкретно-образный тип мышления, слабо выражена способность к речевым абстракциям. Т. о., они часто не успевают и по русскому языку, и по математике.

Для психических процессов (память, внимание и т.п.) характерны инертность, трудность переключения, выраженная истощаемость, нарушение активности.

Поведение характеризуется незрелостью, недостаточным пониманием социальных требований, повышенной тормозимостью при предъявлении речевых заданий.

Речевое недоразвитие, слабость побудительных к речи мотивов вызывают у детей с ТНР затруднения в общении с окружающими людьми. Ребенок с ТНР, редко участвует в беседах, на вопросы отвечает односложно и далеко не всегда правильно.
Практика показывает, что целенаправленное воздействие на речь детей с ТНР приводит к ее совершенствованию, к развитию навыков более точного выражения мыслей, адекватного ведения диалога и даже навыков построения монологического высказывания.

Нарушение интеллектуальной деятельности детей с ТНР приводит к неполноценности их речевой практики. В свою очередь, недоразвитие речи задерживает формирование логического мышления, затрудняет устранение недостатков наглядно-образной и наглядно-действенной его форм.

Разорвать этот замкнутый круг можно прежде всего в области речи. Как справедливо отмечал Н.И. Жинкин, “речь — это канал развития интеллекта” и, что особенно важно, канал, доступный для внешнего воздействия.
Формируя речь, мы работаем над обогащением, точностью, выразительностью на любом уровне — будь то слово, предложе­ние или текст. Развитие названных качеств речи положительно влияет на коррекцию недостатков и совершенствование мыслительной деятельности учащихся.

Во-первых, речь ребенка с ТНР формируется на основе наблюдений за предметами и явлениями окружающего мира и осмысления характерных для них связей.

В свое время К.Д. Ушинский предупреждал, что “развивать язык отдельно от мысли невозможно; но даже развивать его преимущественно пред мыслью положительно вредно”. Это предупреждение особенно важно помнить при обучении школьников данной категории в свете данных о разрыве между словом и мыслью.

Вот почему необходимо, чтобы на уроках темой беседы с детьми были предметы и явления, которые они или наблюдают в данный момент, или рассматривали ранее. Полученная таким образом информация и будет являться тем материалом, которым оперирует мышление и который одновременно используется как база для развития речи.

Таким образом, сочетание материализованного и речевого действий, овладение различными умственными операциями вследствие использования продуктивных методов обучения языку создают условия, при которых достигается единство формирования речи и развития мышления.

Рекомендации учителю.

Дети с речевыми нарушениями обязательно должны получать систематическую помощь логопеда.

Всем таким детям необходим более благоприятный (облегченный) режим обучения. Он характеризуется не снижением уровня требований к усвоению программного материала, а организацией режима обучения. Прежде всего, они нуждаются в особой психологической поддержке со стороны учителя. Это выражается в ободрении, мягком тоне замечаний, поощрении и т.д. Задачи, которые ставятся перед классом в целом в учебном процессе, для таких детей должны детализироваться, инструкции – носить дробный характер, т.е. быть доступными для понимания и выполнения.

В тех случаях, когда у ребенка отмечаются стойкие ошибки письма и чтения, не следует его заставлять многократно повторять выполнение одних и тех же заданий. При оценке письменных работ нужно отдельно учитывать специфические речевые ошибки и не снижать за них оценку.

При общении с учащимися, имеющими речевые нарушения, педагог должен обращать внимание на качество своей речи, поскольку от этого будет зависеть качество восприятия учебного материала ребенком. Речь педагога должна быть небыстрой, размеренной, состоять из коротких и ясных по смыслу предложений, эмоционально выразительной. А главное, отношение учителя к ученику должно быть благожелательным; своими мимикой, жестами, интонацией он должен вызывать у ребенка желание сотрудничать.

При наличии в классе заикающихся детей рекомендуется не заменять устные ответы этих детей письменными; устные опросы следует проводить на месте, не вызывая к доске, а также не начиная опроса с заикающегося ребенка. В случае если у ребенка резко выражен страх речи, рекомендуется опрашивать его после урока. При этом мягкое, доброжелательное отношение учителя к ребенку будет способствовать улучшению качества его речи.

Проблема эффективного обучения русскому языку особенно остро встает при работе с учащимися с тяжелыми нарушениями речи. Такие ученики, как правило, не имеют достаточной базы знаний, не умеют применять уже имеющиеся знания на практике, не владеют необходимыми для учебной деятельности приемами анализа, отбора, сравнения, сопоставления. Данных учеников обычно отличает низкий темп усвоения знаний и формирования практических навыков их использования. Возникает необходимость индивидуальной коррекционной работы, использования таких форм деятельности, которые активизируют познавательную активность учащихся, помогают детям овладеть навыками правописания.

Русский язык.

Предлагается несколько видов словарных диктантов, с помощью которых учитель сможет организовать коррекционную работу с учащимися с тяжелыми нарушениями речи. Один из таких видов работы – это словарный диктант с подсказкой. Учащийся с тяжелыми нарушениями речи, даже зная правило, не может применить его на практике, так как не в состоянии установить последовательность мыслительных операций, выстроить алгоритм применения правила. Чтобы правило работало, действия учеников необходимо направлять. Такую функцию и выполняет подсказка при словарном диктанте. Проводя такой диктант, учитель сам объясняет учащимся условия действия орфографического правила, а ученики уже самостоятельно, руководствуясь инструкцией, выбирают нужную орфограмму и применяют правило. Учитель, называя слово, указывает на то, в какой значимой части слова находится орфограмма и разъясняет ученику условия орфографической задачи. Учащиеся записывают слово с пропущенной орфограммой, а затем, руководствуясь инструкцией учителя, вставляют в слово нужную букву. Такой вид деятельности возможен при изучении любого орфографического правила: правописание безударных чередующихся гласных в корне слова, правописание “не” с различными частями речи и т. д. Объем подсказки зависит от уровня подготовки учащихся.

Следующий вид словарного диктанта – словарный диктант с грамматическими заданиями. В связи с тем, что основным принципом русской орфографии является морфологический принцип, орфографическая грамотность учащихся зависит от их знаний в области грамматики. Поэтому формирование орфографических навыков должно проходить в тесной связи с формированием грамматических навыков. Словарные диктанты с грамматическими заданиями содействуют формированию орфографических навыков на грамматической основе. Грамматическое задание, которое учащимся предлагается выполнить в процессе словарного диктанта, является для них основной направляющей силой, помогающей выбрать правильное написание. В качестве примера можно привести следующие правила: мягкий знак после шипящих у существительных (грамматическое задание – определить род и склонение существительного); правописание гласных в окончаниях существительных (грамматическое задание – определить падеж и склонение существительного); правописание “не” с глаголами (грамматическое задание – определить часть речи).

У учащихся с тяжелыми нарушениями речи очень плохо развиты внимание, память, мышление. Для развития внимания у учащихся с ТНР можно проводить словарный диктант, когда школьники из каждых трех диктуемых слов записывают только второе. Для развития внимания и мышления можно предложить следующий вид словарного диктанта. Учащийся из диктуемых слов выбирает и записывает в тетрадь только те слова, которые, например, относятся к теме “Спорт” (темы могут быть любые).

Интересен словарный диктант с самопроверкой. Основное назначение такого диктанта – формирование у детей с ТНР навыков самоконтроля. В процессе самоконтроля школьники соотносят правила с конкретным написанием, учатся пользоваться своими знаниями, находить ошибки, обосновывать правильное написание. Работа над диктантом включает в себя следующие этапы. Сначала учащиеся пишут словарный диктант. Затем учитель дает ключи к проверке такого диктанта, то есть называет параграфы, к которым учащиеся могут обратиться для самопроверки в случае затруднения. Дети с помощью указанных параграфов проверяют диктант и обозначают орфограммы.

Существует многообразие форм словарных диктантов, которые способствуют перерастанию знаний в области орфографии в прочные практические навыки применения этих знаний. Такие виды словарных диктантов помогают эффективно организовать индивидуальную коррекционную работу с учащимися с ТНР, при этом предотвратить снижение интереса к русскому языку, внести в уроки элементы новизны.

Применительно ко всем разделам обучения русскому языку можно выделить следующие принципы:

1.Коммуникативная направленность обучения;

2.Единство в реализации двух направлений работы: развития речи и мышления;

3.Обязательная мотивация языковой и речевой деятельности учащихся;

4.Формирование чувства языка и опора на него в учебной деятельности детей;

5.Взаимосвязь устной и письменной форм речи в процессе их развития.

Работа с текстом.

Отбор содержания материала по чтению в значительной степени влияет на повышение речевой активности школьников: эмоциональная напряженность произведений, созвучие опыту детей, психологические жизненно проблемные ситуации — все это вызывает интерес к теме, желание в той или иной степени участвовать в оценке поступков героя, рассказывать о своих личных переживаниях в связи с возникающими ассоциациями. Вот почему содержание книги для чтения, материала для вне­классного чтения должно соответствовать интересам детей.

Положительное влияние на речевую активность учащихся может иметь и структура урока.
Так, на уроке чтения важно устанавливать дозировку времени, по каждой его структурной еди­нице, чередовать устную речь (говорение) с письменной (чтение), четко соблюдать логику перехода от одного этапа урока к другому.

Выбор методов, приемов обучения, видов заданий тесно связан со структурой урока. Вместе с тем он имеет и самостоятельное значение для стимулирования речевой активности школьников. Организуя процесс деятельности учащихся над выполнением учебного задания, не следует допускать его однообразия, надо по возмож­ности разнообразить приемы рассмотрения и анализа изучаемого материала. Это способствует мотивации деятельности учащихся, возбуждает у них активные мыслительные процессы.

1.Чтение предложений, записанных на доске, с соответствующей интонацией, выбор среди них простых и сложных предложений, сравнение каждой группы по основным грамматическим признакам.

2.Работа с учебником. Составление из простых предложений сложных. Расстановка знаков препинания, выделение главных членов предложения.

3.Работа с карточками. Чтение предложений парами (простое и сложное) по смыслу. Установление порядка их следования, обоснование этой очередности с точки зрения содержания и языковой связи одного предложения с другим (наличие связующих местоимений, наречий, видо-временных форм глагола, порядок слов). Записывание в тетради, например: Вчера ученики нашей школы ходили на стадион. Там старшеклассники участовали в спортивной эстафете, а младшие школьники показывали вольные упражнения.

5. Составление предложений по схеме с заданным содержани­ем, например, оценка поступков людей в различных ситуациях: один из одноклассников показывает высокие результаты в работе на заводе. Задание: скажите об этом и оцените его деятельность.

6. Составление текста по аналогии с данными и запись. Выде­ление сложных и простых предложений. Например: дано описание поведения Костылина в первой встрече с врагом. Задание: записать рассказ о Жилине, употребив те же конструкции, но с противоположным по смыслу содержанием. Провести анализ структуры предложений и дать его обоснование.

Большое значение для стимулирования речевой активности школьников имеет поведение учителя на уроке. Педагог вызывает и направляет интерес учеников, поддерживает его путем поощрения, с помощью отметки, посредством установления в классе доброжелательных отношений. Играя активную роль в организации урока, учитель не ограничивает при этом речевую активность детей.

Письменная речь формируется на базе устной и фактически кодирует ее. Однако, являясь достаточно сложным образованием, письменная речь обладает рядом таких особенностей, которые делают эту форму общения отличной от устной формы.

У учащихся с ТНР неполноценны обе формы речи. Но, как показали исследования Л.В. Занкова, М.Ф. Гнездилова, В.Г. Петровой, Р.К. Луцкиной, письменная форма речи у школьников с ТНР на определенном этапе ее развития оказывается более совершенной по сравнению с устной речью. Объясняя этот феномен, авторы указывают на такое качество реализации письменной речи, как продолжительность во времени, создающая условия для обдумывания мысли и более четкого ее оформления.

Предварительная устная подготовка к построению письмен­ных высказываний — одно из условий методически правильной организации работы над письменной формой речи. Школьники анализируют слова, отрабатывают содержание, грамматическое и стилистическое оформление предложений и частей текста пе­ред их фиксацией в тетрадях. Внимание детей должно быть также сосредоточено на отработке правильной мелодики речи, синтаксических пауз (пока это направление реализуется несистематически). Упражнение в точном интонировании устной речи способствует формированию умений делить речевой поток на предложения, определять их специфику на основе интонации. Приобретенные таким образом умения предупреждают появление в письменной речи ошибок типа нанизывания предложений друг на друга, неадекватного разрыва предложений, неправильного использования знаков препинания.

Не менее важно как можно чаще на уроках грамматики и правописания использовать творческие письменные задания в форме микросочинений, микроизложений, свободных диктантов. В этом случае более регламентированный и фиксированный грамматический строй письменной речи частично устраняет недостатки устной речи, позволяет целенаправленнее работать над исправлением стилистических и грамматических ошибок.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Советы учителю

Речевые нарушения

Несколько советов учителю

• Когда вы заметили, что в вашем классе есть ученик, который имеет сказанные трудности, проконсультируйтесь с учителями, которые обучали ребенка в предыдущие годы. • Обратитесь к психологу и логопеду, поговорите с родителями. Выполняйте все указания и рекомендации специалистов.

• От состава команды, которую вы организуете, зависит правильность определения диагноза, стратегии коррекционной помощи и выбор необходимых средств для успешного обучения ребенка в вашем классе. • Спрашивайте у ученика о трудностях, которые он / она испытывает во время восприятия, обработки, применения информации (нового материала). Выясните, какую информацию ученик не воспринимает. • Предложите другой способ (если ученик не может читать, объясните устно, если не воспринимает на слух - подайте в письменном виде).

• Выполняйте все рекомендации логопеда, других специалистов, родителей о специальных упражнений и адаптации материала для конкретного ученика.

• Узнайте о возможности использования специальных компьютерных программ (например, преобразование печатного текста в аудио воспроизведения), других технических средств, в зависимости от особенностей обучения конкретного ученика.

Дети с задержкой психического развития

Несколько советов учителю

• Сосредоточьте внимание на сильных сторонах ученика и опирайтесь на них в процессе обучения. В то же время, будьте готовы, что придется постепенно заполнять пробелы в знаниях, умениях и навыках ученика. • Подавайте содержание учебного материала небольшими частями, используя мультисенсорный подход (слуховой, визуальный, манипуляционный). Как можно больше повторяйте и закрепляйте изучено.

• Поощряйте ученика, поддерживайте положительную мотивацию обучения.

• Несколько замедлите темп обучения, учитывая снижены психическую выносливость и умственную работоспособность ученика. Будьте терпеливы, если ученику необходимо объяснить или показать что-то многократно. Найдите оптимальный вариант взаимодействия с ним (объясните новый материал к уроку, на занятии дайте письменный тезисный план, алгоритм действий и т.п.).

• расчленяет задание на отдельные небольшие части. Если необходимо - составляйте письменный алгоритм поэтапного выполнения задания. Устные инструкции давайте по одной, пока ученик не научится удерживать.

• Практикуйте прикладное применение приобретенных учеником знаний.

• Совместно с учеником пошагово анализируйте выполнения задания.

• Разнообразьте учебную деятельность, однако, обеспечивайте плавный переход от одних видов деятельности к другим.

• Задачи должны соответствовать возможностям учеников и исключать ощущение устойчивых неудач.

• Отдавайте ученикам достаточно времени для выполнения задачи и практического применения новых умений и навыков, в то же время, слишком длительное выполнение одного упражнения может утомить его. • Не переносите преодоления проблем в обучении исключительно на родителей. Помогайте им осознавать малейшие успехи ученика и закреплять их. Ученики с трудностями в обучении нуждаются не авторитарных подходов в семейных отношениях, а взвешенного, доброжелательного отношения к ребенку.

• Преодоление трудностей в обучении - это результат совместной длительной и кропотливой работы педагогов, психологов, родителей и даже терапевтов.

Дети с нарушением зрения

Несколько советов учителю

• Через каждые 10-15 минут ученик имеет 1-2 минуты отдохнуть, делая специальные упражнения.

• Освещение рабочего месте ученика должно быть не менее 75-100 кд / м2.

• Уберите все препятствия на пути к рабочему месту ученика.

• В наглядным целесообразно увеличить штифт, фон сделать не белым, а светло-желтым или светло-зеленым.

• Оставляя на классной доске, старайтесь располагать материал так, чтобы у ученика он не сливался в сплошную линию. Выясните, надписи каким цветом мела ученик видит лучше.

• Давайте возможность ученикам подойти к доске или иллюстрации, чтобы лучше рассмотреть написанное.

• Озвучивайте все, что пишете. • Старайтесь все, что пишете на доске, продублировать раздаточным материалом.

• Обратите внимание на качество раздаточного материала: должно быть матовый, а не глянцевый бумагу, шрифт большим и контрастным.

• Ученику с нарушением зрения нужно больше времени на выполнение упражнений, чтение текста. НЕ перегружайте ученика чтением больших текстов во время самостоятельной работы материала, лучше объясните еще раз устно, убедитесь, что он все понял.

• 3 таких предметов как литература, история, география и т.д. можно использовать аудиозаписи.

• Целесообразно пересмотреть требования к письменным работам. Иногда слабовидящих ученику необходимо писать с использованием трафарета, чтобы правильно расположить текст на странице и соблюдать строк. • Чаще проверяйте понимание учеником материала, который подается на уроке.

• Следите за осанкой ученика одновременно не ограничивайте его, когда он слишком близко подносит тексты к глазам.

• Ребенок может плохо видеть выражение вашего лица и не понимать, что вы обращаетесь именно к ней. Лучше подойти к ученику, и касаясь его, обратиться по имени.

• Не лишних движений и не закрывайте ученику источник света, не используйте невербальные средства общения (кивание головой, движения рук и т.д.).

Дети с нарушением слуха

Несколько советов учителю

• Научитесь проверять исправность слухового аппарата ребенка.

• Ознакомьтесь со специальными техническими средствами, которые будут способствовать эффективности учебного процесса. Целесообразно, чтобы учебное заведение приобрел необходимую аппаратуру.

• Ученик должен сидеть достаточно близко, хорошо видеть учителя, одноклассников и иллюстрации. Он должен четко видеть артикуляционный аппарат всех участников урока.

• Используйте как можно больше наглядных.

• Следите за тем, чтобы ученик получал информацию в полном объеме. Звуковую информацию необходимо подкреплять и дублировать зрительным восприятием текста, таблиц, опорных схем и т. • Начиная разговор, привлеките внимание ученика: назовите его по имени или коснитесь его руки. Обращаясь и разговаривая с учеником, смотрите на него, чтобы он мог видеть все ваши движения (артикуляцию, выражение лица, жесты, язык тела).

• Не закрывайте лицо руками, не говорите обернувшись к ученику спиной. Если необходимо - сделайте запись на доске, а затем, повернувшись лицом к классу, повторите написано и прокомментируйте.

• Говорите достаточно громко (но не слишком - это искажает слова), в нормальном темпе, без преувеличения артикуляцию, движения губами.

• Если вы не поняли ответ ученика, попросите его повторить еще раз или написать то, что он хотел сообщить.

• Если вы сообщаете сложный материал, содержащий сроки, формулы, даты, фамилии, географические названия, целесообразно предоставить его ученику в письменной форме. Используйте раздаточный материал, наиболее полно передает содержание урока.

• Убедитесь, что все слова в тексте понятны. По возможности упрощайте текст.

• Осуществление речевое общение ученика. Не перебивайте его, дайте возможность высказать мнение. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата

Дети с детским церебральным параличом (ДЦП)

Несколько советов учителю • Узнайте больше о церебральный паралич, об организациях, которые оказывают помощь и источники, из которых можно получить полезную информацию.

• Иногда вид ученика с церебральным параличом производит впечатление, что он не сможет учиться как другие. Сосредоточьте внимание на конкретному ребенку и узнайте непосредственно о его личные потребности и способности.

• Проконсультируйтесь с другими учителями, которые в предыдущие годы учили ребенка, по организации учебной среды для именно этого. Родители лучше знают потребности своего ребенка. Они могут немало рассказать об особых потребностях и возможности ученика. Подключив в свою команду физиотерапевта, логопеда и других специалистов, вы сможете использовать лучшие подходы для конкретного ученика, учитывая его индивидуальные и физических возможности. • Путь ученика к его рабочему месту должен быть беспрепятственным (удобное открывание дверей, достаточно широкие проходы между партами и т.д.). Продумайте, каким образом он будет добираться класса, передвигаться в пределах школы, пользоваться туалетом и тому подобное. Вероятно в заведении придется сделать определенные архитектурные изменения (пандус, специальные поручни, приспособления в туалете и т.д.) • Возможно понадобится, чтобы кто-то из персонала или учеников всегда был готов помочь ученику с церебральным параличом (подержать дверь пока заедет тележку, во время преодоления лестницы или порогов и т.п.). Такие помощники должны быть проинструктирован специалистом (ортопедом, физиотерапевтом, инструктором по лечебной физкультуре).

• Научитесь использовать вспомогательные технологии. Найдите экспертов в школе и за ее пределами, которые помогли вам. Вспомогательные технологии могут сделать вашего ученика независимым (специальные устройства для письма, дополнительное оборудование для компьютера и т.д.).

• 3 помощью специалистов или родителей обустройте рабочее место ученика с учетом его физического состояния и особенностей развития учебных навыков (для удержания осанки в удобном положении, для ограничения непроизвольных движений, облегчение письма, чтения).

• Проконсультируйтесь с физиотерапевтом относительно режима нагрузки ученика, необходимых перерывов и упражнений. Напоминайте об этом ученику и следите, чтобы он не переутомился.

• Иногда у детей с церебральным параличом может наблюдаться снижение слуха на высокочастотные тона одновременно сохраняется на низкие. Старайтесь говорить на более низких тонах, убедитесь, что ученик хорошо слышит звуки т, к, с, п, есть, ф, ш.

• Снизьте требования к письменным работам ученика. Возможно ему будет удобно использовать специальные приспособления, компьютер или другие технические средства.

• Следите, чтобы необходимые материалы, учебные принадлежности, иллюстрации были в пределах досягаемости ученика.

• не обременяйте ученика чрезмерным попечительством. Помогайте, когда наверняка знаете, что он не может что-то преодолеть, или когда он обратится за помощью.

• Ученику необходимо больше времени для выполнения задания. Адаптируйте упражнения соответствующим образом, разработайте задачи в виде тестов и тому подобное.

Дети с гиперактивностью и дефицитом внимания

Несколько советов учителю

• Наиболее целесообразно посадить ученика за первую парту, он будет меньше отвлекаться.

• Расписание уроков должен учитывать ограниченные возможности ученика сосредотачиваться и воспринимать материал.

• Виды деятельности на уроке должны быть структурированы для ученика в виде карточки четко сформулированных действий, алгоритма решения задачи. • Указания должны быть короткими и четкими, повторяться несколько раз.

• Ученику трудно сосредоточиться, поэтому его нужно несколько раз, побудить к исполнению, контролировать этот процесс до его завершения, адаптировать задачи таким образом, чтобы ученик успевал работать в темпе всего класса.

• Добивайтесь выполнения задания и проверяйте его. • Поиск разнообразные возможности для выступления ученика перед классом (например, как выполнял задачи, делал во время дежурства, как готовил творческую работу и т.д.).

• Учебный материал нужно по возможности наглядно настолько, чтобы он удерживал внимание ученика и был максимально информативным.

• Хвалите ребенка, используйте обратную связь, эмоционально реагирует на малейшее ее достижения, повышайте его самооценку, статус в коллективе.

• Необходимо постоянно поощрять ученика, реже явно указывать на недостатки, находить корректные способы указать на ошибки.

• Нужно производить положительную мотивацию в обучении.

• Опирайтесь на сильные стороны ученика, отмечайте его особые успехи, особенно в деятельности, к которой он проявляет интерес.

• В случае эпатажных или неадекватных проявлений или действий ученика, придерживайтесь тактики поведения, выбранной командой специалистов.

• Тесно, как можно чаще общайтесь и сотрудничайте с родителями ученика.

Дети с ранним детским аутизмом (неконтактные дети)

Несколько советов учителю

• установить положительный эмоциональный контакт

• используются стереотипы ребенка

• обучать ребенка языке чувств, фиксировать внимание на эмоциональном состоянии людей и животных

• обучать поведенческой этике на эмоциональной основе, анализировать мир эмоций. В дальнейшем развитие творческих способностей и воображения позволяет ребенку адекватно воспринимать литературные сказки

Задача педагога - предупредить нарастание негативизма, преодолеть коммуникативный барьер • одним из направлений работы является социально-бытовая адаптация детей, формирование навыков самообслуживания. Психический инфантилизм

Дети с минимальной мозговой дисфункцией (ММД)

Характерные особенности: - неврозы; - Заикание; - Девиантное поведение; - Антисоциальные поступки Рекомендовано: соблюдение режима труда и отдыха (потому что у детей наблюдается повышенная умственная усталость, расстройства внимания,).

От нормальных детей с ММД отличает:

- Быстрая утомляемость, сниженная умственная работоспособность

- Резко снижении возможности произвольной регуляции поведения (составить план, сдержать обещание) - Зависимость умственной деятельности от социальной активности (один - двигательная расторможенность, при многолюдной обстановке -дезорганизация деятельности);

- Снижение объема оперативной памяти (мало держит информации, трудности образования длительных нервных связей);

- Сформирована зрительно-моторная координация (ошибки на письме при списывании, изображает) - Изменение рабочих и релаксационных ритмов работы мозга (состояние переутомления, рабочие циклы 5-Ю минут, релаксационные - 3-5 минут - ребенок не воспринимает информацию;

Характерные недостатки : внимания, оперативной памяти, повышенная утомляемость.

Рекомендации : после 2-го урока проводить час релаксации: прогулки, завтрак, потом восстанавливается работоспособность. Групповые формы работы, не требующие тишины и дисциплины, психотерапия и игровые методы обучения. Гипердинамический синдром

Чаще всего гипердинамический синдром проявляется в следующих случаях:

Основные признаки: неустойчивость внимания, двигательная расторможенность, которая проявляется в первые месяцы жизни ребенка, когда ребенок тяжело удержать в руках, как и невропатической. Сказать о гипердинамического ребенка, что она непоседливый - значит не сказать ничего. Она подвижная, как ртуть. Именно гипердинамические дети чаще убегают из ДОУ, но нечаянно, а потому, что вдруг обнаружили щель в заборе или приоткрытые ворота. Руки такого ребенка часто находятся в постоянной работе: что-то мнут, вертят, обрывают, отколупывает. Даже постоять такому ребенку трудно, кажется что еще мгновение - и она помчится куда глаза глядят.

Гипердинамичнисть проявляется в одних детей утром, в других - ближе к вечеру, и становится проблемой уложить спать такого ребенка. Даже в кроватке ребенок продолжает играть и засыпает, стоя на коленях и локтях, взбивая до утра простыню от частых вертинь сне. Импульсивность гипердинамического ребенка напоминает короткое замыкание: увидел - схватил - побежал. Часто такие дети не держат зла, хотя довольно часто ссорятся и мирятся с детьми. Если же наблюдаются озлобленность, агрессивность, жестокость, то можно думать, что у ребенка более грубые повреждения головного мозга, которые заметны на электроэнцефалограмме. Сама большая проблема гипердинамического ребенка - это отвлечение, неустойчивость внимания. Новые впечатления вытесняют предыдущие, ни одно дело не доводится до конца. На уроках учителю не удается привлечь внимание такого ученика и что самое обидное, что он не помнит объяснений и никогда не знает, что было задано на дом. На письме частые пропуски букв, недописывание слов и предложений. Гипердинамического ребенок интересуется всем, но она не любознательный. Смотрит на все и ничего не замечает. Поверхностные знания, хаос в голове как и в карманах и портфеле приводят к упрощенным знаний о жизни. Пик проявления гипердинамического синдрома - 6-7 лет и при благоприятных условиях воспитания снижается до 14-15 лет. По неправильных условий воспитания с 13 лет приобретают разрушительной силы и определяют судьбу уже взрослого человека. Частые упреки, наказания вызывают протесты, ведь у ребенка повреждена нервная система - она ​​имеет повышенную возбудимость. Часто гипердинамические дети становятся лидерами в группах трудных подростков, игнорируют обучения. Итак, ведущей проблемой является расторможенность и неустойчивость внимания. Внимание формируют как и у детей при задержке умственного развития, последовательно и настойчиво.

Позитив : имеет много друзей, много общается, не скулят, не унывает. Очень эмоциональный ребенок, подвергающейся добрых слов и внушения. Самым невыносимым наказанием является посадить такого ребенка на определенное время без дела, телевизора, подальше от окна. Бездействие - всего запоминает и утомляет. Система воспитания должна основываться на четком соблюдении режима, поощрениях и наказаниях.

Гиподинамический синдром


Что будет на Мастер-классах?

  1. Диагностика детей с речевыми нарушениями. На этом мастер-классе Вас познакомят с особенностями проведения диагностики, основными диагностическими методиками и материалами заключения, а также практическими навыками проведения диагностических процедур.
  2. Постановка и автоматизация звуков. На этом мастер-классе опытные педагоги покажут Вам основные приемы работы с нарушенными звуками разных групп.
  3. Дисграфия и другие нарушения письменной речи. На этом мастер-классе Вы познакомитесь с приемами работы с детьми с нарушениями письменной речи, научитесь определять тип нарушения и выстраивать качественную работу для коррекции нарушений.

Посетить мастер-класс могут все, кто заинтересован в получении информации по этой теме.

Время и дата проведения мастер-классов уточняются. Для записи и получения дополнительной информации звоните по телефонам: 8 499 243 64 83, 8 499 243 50 27.

Речь – это важнейшая психическая функция, которая формируется постепенно, т.е. человек не рождается со способностью говорить. Через речевое общение, сознание человека постоянно пополняется и обогащается тем, что находит отражение в общественном сознании. Речь – это основа коммуникативной функции, которая осуществляется посредством родного языка.

В последнее время число детей с отклонениями в речевом развитии неуклонно растёт, и все чаще выявляются синдромы нарушений речевого развития у детей раннего возраста. При этом они могут быть незначительными, в связи с чем дефекты не замечаются родителями, либо достаточно серьезными. Такие дети требуют особо отношения, поэтому важно, чтобы их воспитание проходило на основании рекомендаций специалистов. Объясняется это тем, что задача родителей заключается не только в формировании полноценной личности ребенка, но и профилактике, а также устранении имеющихся речевых нарушений.


Какие причины приводят к развитию нарушений речи

Недостаточное внимание со стороны родителей приводит к тому, что они только перед поступлением в школу некоторые из них узнают, что их ребенок не может выговаривать какой-то звук (или несколько звуков). Либо они это замечали, но из-за своей неосведомленности полагали, что это нормальная ситуация для маленьких детей, а звукопроизношение улучшится с годами.

Но проблема заключается в том, что любое речевое нарушение, даже если вам кажется, что оно незначительное, не может пройти самостоятельно, т.е. оно требует проведения соответствующей коррекции.


Существуют определенные причины, которые приводят к нарушениям речи. Их можно разделить на несколько категорий.

Органические причины

Нарушения речи могут развиться по причине 4 органических факторов:

1. Внутриутробные патологии

Самым уязвимым периодом беременности является 1 триместр, когда существует риск поражения ЦНС ребенка. К этому могут привести следующие причины:

  • Гипоксия плода. Это может произойти по причине нефропатии, токсикоза, патологии плаценты, а также соматических заболеваний и повышенного артериального давления будущей мамы.
  • Недоношенность плода (или, напротив, переношенность).
  • Вирусные инфекции, перенесенные матерью во время вынашивания плода.
  • Резус-конфликт.
  • Ушибы, падения и травмы (особенно области живота).
  • Употребление спиртного, наркотиков и курение во время беременности.
  • Применение медикаментов различных групп, включая ототоксические препараты, антидепрессанты и другие медикаментозные средства, которые были приняты на ранних сроках (по этой причине прием любых лекарств во время беременности должен быть согласован с лечащим врачом).
  • Работа матери на вредном производстве.
  • Попытка аборта.
  • Частые стрессовые ситуации, которые переживает беременная женщина.

2. Наследственность

Строение речевого аппарата передается ребенку от родителей. Возможны следующие дефекты:

  • неправильное строение мягкого и твердого нёба;
  • неправильный прикус;
  • заикание (может передаться от родителей);
  • особенности развития речевых зон коры мозга;
  • если кто-то из родителей начал разговаривать позже положенного срока, то это может передаться ребенку.

3. Проблемы во время родового периода

К таким факторам относятся:

  • асфиксия (часто возникает из-за обвития пуповиной);
  • травмы во время родов, которые привели к внутричерепным кровоизлияниям;
  • оценка по шкале Апгар показывает низкий результат (оценка проводится сразу после рождения);
  • критически малый вес новорожденного ребенка (менее 1,5 кг).

4. Заболевания, перенесенные в первые годы жизни ребенка

Нарушение развития речи может быть вызвано перенесенными ребенком заболеваниями в первые годы его жизни:

  • менингит, энцефалит и другие вирусные заболевания;
  • травмы лицевых костей и головного мозга, которые вызывают внутричерепные кровоизлияния;
  • воспаление внутреннего и среднего уха, которые приводят к нарушению слуховой функции (из-за этого страдает и речь);
  • прием ребенком ототоксических антибиотиков.

Функциональные причины

К числу таких причин относятся следующие факторы:

  • Психотравмы. Сильный стресс, перенесенный ребенком в раннем возрасте, может негативно сказаться на его способности говорить.
  • Непростые социально-бытовые условия, в которых находится ребенок. Часто это становится причиной развития педагогической запущенности и ЗПР.
  • Соматические заболевания. Если организм ребенка постоянно ослаблен какими-то болезнями, то есть риск того, что он начнет разговаривать позже положенного срока.
  • Неправильная речь окружающих. Если ребенок постоянно слышит искаженную речь, то он может начать подражать взрослым, в результате чего у него может развиться заикание, неправильное звукопроизношение и т.д.


Основные виды речевых нарушений

Воспитание и работа с детьми, имеющими различные виды нарушений речи, должны основываться на специфике имеющихся дефектов.

Различают следующие виды нарушений устной речи:

    и дисфония – полное отсутствие или нарушение голоса. – патологически ускоренный темп речи. – патологически замедленный темп речи.
  • Дислалия – нарушение произносительной стороны речи (при сохранной иннервации речевого аппарата и сохранном слухе). – нарушение ритмического течения речи, для которого характерно повторение слогов, слов, частые остановки речи, неумышленные удлинения звуков. – для этого речевого дефекта характерен носовой оттенок голоса, который сопровождается нарушениями звукопроизношения (проще говоря, ребенок гнусавит).
  • Дизартрия – нарушение произносительной и просодической стороны речи, которое обусловлено недостаточностью иннервации речевой мускулатуры. – это частичная или полная утрата уже сформировавшейся речи, которая вызвана органическим поражением речевых зон головного мозга. – тяжелое недоразвитие или полное отсутствие речи, вызванное органическим поражением корковых речевых центров головного мозга (при сохранном слухе и первично сохранном интеллекте).

К нарушениям письменной речи относятся:

    – расстройство навыков чтения, вызванное недостаточным развитием психических функций, которые ответственны за процесс чтения. – нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких и повторяющихся ошибках, вызванное несформированностью высших психических функций, которые ответственны за процесс письма.

К числу речевых нарушений относится и общее недоразвитие речи (ОНР), которое характеризуется нарушением формирования всех сторон речи при различных сложных речевых расстройствах (при нормальном слухе и интеллекте).


Основные функции семьи, в которой есть дети с нарушениями речи

Семья, в которой есть ребенок с ОНР или любым другим речевым нарушением, должна выполнять ряд функций, чтобы обеспечить скорейшее избавление от дефекта.

К основным функциям семьи относятся:

  • Реабилитационно-восстановительная. Реабилитация детей основывается на профессиональных рекомендациях специалиста. Родители должны обеспечить необходимые условия гармоничного существования ребенка, а также оптимизировать его психическое и физическое состояние.
  • Коррекционно-образовательная. Задача родителей заключается в повышении мотивации ребенка к избавлению от имеющегося недуга. При этом, данную мотивацию нельзя вызвать искусственно, а только через любовь и внимательное отношение. Мама и папа должны создать внутри семьи необходимую коррекционно-образовательную среду, в которой у ребенка должно развиваться стремление к познанию окружающего мира. Родители должны понимать, что нельзя перекладывать всю ответственность за воспитание на специализированные образовательные учреждения, а заниматься воспитанием самим, ориентируясь на те рекомендации, которые дает специалист.
  • Функция эмоционального приятия. Это значит, что родители должны принимать своего ребенка таким, какой он есть, т.е. со всеми его недостатками (включая речевые нарушения). Ребенок должен чувствовать, что он является частью семьи, поэтому важно активно привлекать его к домашним делам, давать ему какие-то поручения (к примеру, сходить в магазин). Он должен чувствовать к себе внимание, любовь и уважение – только в такой обстановке он становится эмоционально-зрелым и социализированным ребенком.
  • Приспособительно-адаптирующая. Родители должны адаптировать ребенка к окружающей его среде, чтобы он понимал, как действовать в той или иной жизненной ситуации. Это очень важно, ведь в дальнейшем ему придется решать все возникающие проблемы самостоятельно.
  • Социализирующая. Дети, у которых есть речевые нарушения, часто оказываются за бортом социальной жизни, потому что они стесняются своего дефекта и нередко становятся жертвой буллинга в школе. Задача родителей сделать так, чтобы у ребенка был интерес к окружающим его людям, чтобы он стремился познавать окружающий мир. Только так можно добиться того, чтобы ребенок был полноценной частью общества.
  • Профессионально-трудовая. Дети с нарушениями речи должны с раннего детства обучаться трудовой деятельности. Все начинается с элементарного – уборки игрушек, чтобы он заправлял свою постель, сам чистил зубы и т.д. Дальнейшее овладение какой-либо профессией зависит от степени тяжести речевого нарушения, но родители со своей стороны должны обеспечить ему максимальную поддержку и заботу.

Важно со всем вниманием отнестись к той деятельности, которая больше всего получается у ребенка. Как правило, дети, у которых есть какие-либо речевые дефекты, оказываются способными к творчеству, поэтому задача родителей развить эти навыки. Это важно не только с точки зрения поиска своего места в жизни, но и повышения самооценки.


Воспитание и работа с детьми с нарушениями речи

Особенность воспитания и работы с детьми, которые имеют различные речевые дефекты, заключается в том, что в их отношении необходимо проявлять гораздо больше любви и внимания. Важно формировать в ребенке высшие психические функции, одновременно преодолевая имеющиеся речевые нарушения.

Логопеды в работе с такими детьми используют и другие нетрадиционные методы воздействия:

    – это активный метод механического воздействия, целью которого является коррекция различных нарушений речи.
  • Пальцевой массаж – массаж ладоней орехами, шариками и другими предметами.
  • Песочная терапия – способствует коррекции речи, а также развитию эмоционально-волевой сферы.

Помимо самого ребенка, специалист может одновременно заниматься и терапией семьи, т.е. он помогает наладить семейные взаимоотношения. Родители не всегда осознают особенности личности ребенка с отклонениями речи, при этом некоторые из них весьма скептически относятся к коррекционно-воспитательным мерам воздействия. Поэтому важно вести комплексную работу со всей семьей, объяснять им важность применяемых программ и методов.

Читайте также: