Почему толстой уехал из ясной поляны кратко

Обновлено: 05.07.2024

Последние годы жизни писателя были полны мучений – не столько физических, свойственных его возрасту, сколько духовных. Конфликт с супругой Софьей Андреевной и детьми сделал жизнь Толстого в Ясной Поляне невыносимой. Яблоком раздора стало завещание литератора. На закате своих лет Толстой проникся идеей отказа от собственности. Дворянская роскошь ему опостылела; Лев Николаевич много лет мечтал покинуть барский дом и жить как простой человек, а все имущество хотел раздать нищим и крестьянам.

Эти новые убеждения неизбежно затрагивали вопрос об авторских правах писателя. В свои последние годы Толстой был убежден в том, что его литературные труды должны принадлежать всему человечеству. Однако сделать свои книги всеобщим достоянием ему мешала семья.

Графиня Софья Андреевна, бесспорно, была чуткой и любящей супругой, но также она была матерью, которая думала о будущем своих детей. Вопрос о завещании Толстого постоянно ее тревожил. Кроме того, масла в огонь постоянно подливал преданный ученик и последователь Льва Николаевича Владимир Чертков. Он имел огромное влияние на Толстого, и именно Чертков в конце концов уговорил писателя написать завещание не в пользу жены.

Зная, что понимания в семье ему не достичь, 10 ноября 1910 года (107 лет назад) Толстой наскоро собрал вещи и покинул имение. Это путешествие стало для него последним: по дороге в Новочеркасск писатель заболел воспалением легких и скончался.

Л.Н. Толстой и С.А. Толстая

Что же явилось финальным толчком для этого рокового поступка? Что, кроме распрей с родными, сподвигло Толстого на уход и для чего он отправился в Оптину пустынь, к монахам?

– Павел Валерьевич, как вы думаете, что сыграло главную роль в уходе Толстого: борьба с самим собой, конфликт с супругой или влияние Черткова?

– Вы знаете, там все сошлось. Такие поступки не совершаются по какому-то одному позыву. Толстой мечтал об уходе давно; он хотел покинуть барский дом и жить в бедной избушке или при монастыре или просто странствовать. Поскольку у него была большая семья, в которой росли дети, он этого сделать не мог.

– Да, ведь у Толстых родилось 13 детей! Пятеро, правда, умерли в раннем детстве, однако и забота об остальных требовала немало сил и средств. Но разве кто-то из детей оставался на иждивении Льва Николаевича перед его уходом?

– К тому моменту, когда он уходил, все дети, в общем-то, были уже взрослые. В доме оставалась только одна дочь Саша, и она уже тоже была совершеннолетняя. К тому же она всецело поддерживала отца в его уходе.

– Она единственная из семьи одобряла его идею?

– Были дети, которые относились к этому лояльно: скажем, Сергей и Татьяна – старшие дети Толстых. А более младшие – Илья, Лев, Андрей – были категорически против.

Л.Н. Толстой с дочерью Александрой

– В одной из своих лекций вы говорили, что важную роль в принятии этого непростого решения сыграло завещание Толстого. Почему оно оказалось для писателя роковым?

– Конечно, завещание было одной из причин его ухода. Дело в том, что свою собственность (Ясную Поляну, дом в Хамовниках и другие имения) Толстой уже давно переписал на жену и детей – еще в начале 1890-х годов. Но решался вопрос о литературных правах. Толстой был уверен, что его произведения могут печататься безвозмездно, что они принадлежат всем и т. д. Но в конце жизни его знакомый юрист Муравьев объяснил ему, Черткову и Саше, что это невозможно. Литературные права не могут принадлежать всем. Они должны принадлежать либо какому-то конкретному физическому, либо юридическому лицу, например Академии наук.

– А если бы Толстой продолжал настаивать на своем? Его бы перестали печатать?

– Нет, его бы печатали, но просто права по закону о наследстве перешли бы пополам его жене и детям.

– Как история с завещанием повлияла на отношения в семье писателя?

– Отношения с женой у Толстого в то время были натянутыми в связи с конфликтом, который происходил между ней и Чертковым. И вообще, будем говорить прямо: Толстой не хотел, чтобы его родственники распоряжались его литературным наследием – грубо говоря, наживались на его трудах. Более того, после смерти графа его дети сами согласились с волей отца и считали, что он правильно поступил, потому что деньги были слишком большие. Зарубежные издатели предлагали десять миллионов золотых рублей за эксклюзивные права на посмертное издание Толстого. Наши предлагали чуть поменьше, но все равно речь шла о миллионах, а это в то время были колоссальные деньги.

– То есть его дети боялись стать нахлебниками?

– Да, конечно. Они признали, что это заставило их работать и самим устраивать свою жизнь.

– Конфликт между Толстым и Софьей Андреевной строился только на его отношении к собственности? Или что-то еще было причиной размолвки?

– Толстой не без оснований опасался, что, возможно, Софья Андреевна как-то поправит его дневники. Вообще, настоящая война шла именно за дневники Льва Николаевича, а не за его сочинения. К своим сочинениям Толстой к концу жизни относился уже крайне пренебрежительно. Все его статьи к тому времени были напечатаны: после 1905 года они печатались либо в России, либо за границей и были всем известны. А вот за свои дневники он держался как лев. И боялся, что Софья Андреевна внесет в них какие-то поправки. Поэтому в этом смысле он доверял Черткову больше, чем жене.

Л.Н. Толстой и В.Г. Чертков

– Что за личность был этот Чертков?

– Чертков был его самый фанатичный и преданный ученик, ловивший каждое слово Толстого. Но он скрыл одно-единственное письмо Толстого к нему, где тот выражал сомнения по поводу вопроса о наследстве. Это письмо Чертков спрятал, но не уничтожил; оно хранилось у его сына до 1960-х годов и в итоге все равно было опубликовано, но уже после смерти Черткова. В принципе, Чертков выполнил волю Толстого – 90-томник был издан. Если вы откроете это собрание сочинений, то увидите, что там на французском языке написано, что каждый может печатать это безвозмездно.

– Да, уход Толстого был связан с просто невыносимой обстановкой, которая сложилась в Ясной Поляне – к сожалению, так бывает в семьях. В доме был просто раздрай – раздрай между детьми, Чертковым, Софьей Андреевной и Львом Николаевичем. Он тогда уже был глубоким стариком, и ему хотелось покоя, уединения. А Ясная Поляна представляла собой проходной двор – там постоянно торчали фотографы, Дранков снимал его на кинокамеру (Александр Осипович Дранков – русский фотограф, кинооператор, один из пионеров российского кинематографа, первым осуществил киносъемку Толстого. – Прим. ред.). В дом все время шли посетители, просили у Толстого денег, которых у него не было (когда он уходил, у него в кошельке было 50 рублей).

– Многие историки считают, что Толстой отправился в это последнее путешествие, чтобы воссоединиться с Церковью, от которой прежде отрекся. В пользу этой теории говорит тот факт, что Лев Николаевич поехал в Оптину пустынь, к монахам. Вам эта версия кажется правдивой?

– Вы знаете, этот вопрос висит в воздухе. Церкви, конечно, предпочтительно думать, что Толстой поехал в Оптину пустынь для того, чтобы покаяться, примириться с Церковью. И ведь он действительно два раза подходил к келейному домику старца Иосифа – в то время это был главный старец в Оптиной пустыни. В домик он не вошел, потому что ждал, что его позовут, но его не позвали. Это не была какая-то гордыня с его стороны, просто он знал, что Иосиф болен. Тут нужно понимать, что Толстой все-таки был в хорошем смысле таким барином-аристократом: для него войти к больному человеку без приглашения было невозможно.

– Почему его не пригласили в дом?

– Куда Толстой отправился из монастыря?

– Его младшая сестра Маша была монахиней в Шамординском монастыре (это женский дочерний монастырь Оптиной пустыни). Он поехал к ней, поскольку это не так далеко от Оптины, и хотел там остаться, но, опять же, не в монастыре (тем более в женском), а снять рядом домик и уже даже договорился об этом.

– Что его удержало?

– Дочь Саша напугала его тем, что Софья Андреевна его настигнет.

– Толстой боялся, что жена будет его преследовать?

– Да, на тот момент он боялся жены. Не в том смысле, что она разорвет его на части; он боялся посмотреть ей в глаза. Она уже знала, что завещание подписано, и не в ее пользу. Толстой это понимал и не знал, что ей сказать. Он бы, безусловно, спасовал. Толстой не был твердолобым человеком, особенно в конце жизни. Поэтому он боялся ее видеть и поехал дальше, в Новочеркасск. В дороге, как мы знаем, он заболел.

– Толстой, как вы сказали, очень трепетно относился к своим дневникам. Он делал какие-то записи в период своего ухода из Ясной Поляны?

– Болезнь свалила Толстого довольно резко; этот удар, казалось, был внезапным. Когда он уходил из дома, он чувствовал себя вполне нормально, ведь так? Это душевные терзания лишили его способности сопротивляться недугу?

– Он был здоров настолько, насколько может быть здоровым 82-летний человек, у которого периодически начинались приступы и провалы в памяти. Но тем не менее накануне ухода он вместе с Маковицким проехал несколько километров на лошади, спускался в овраг, поднимал лошадь наверх…

– То есть он не выглядел как человек, который приготовился к смерти?

Софья Андреевна у дома на станции Астапово, где скончался Лев Николаевич

– Значит, уход, действительно, оказался единственным выходом. Толстой давно хотел этого, но долго ли планировал? Или решение было принято мгновенно?

– Тогда чего же Толстой хотел от монахов, если не покаяния?

– Скорее, ему хотелось поговорить о том, как жить старому человеку в одиночестве. Он искал у старцев какой-то мудрости. Они очень нравились ему, и монастырская жизнь Толстому тоже нравилась, потому что она была вдали от мира.

Отношения с женой у Льва Николаевича к этому времени были уже серьезно осложнены. Известно, что Софья Андреевна, прожившая с Толстым в браке, который длился 48 лет, была ему хорошей женой. Она родила Толстому 13 детей, всегда исключительно нежно и внимательно выполняла материнские обязанности, занималась переписыванием и подготовкой рукописей мужа к печати, образцово вела хозяйство.

Разумеется, тяжелое расстройство не могло возникнуть на пустом месте. Причиной ему были идеи Льва Николаевича. Стремление писателя быть проще и ближе к народу, его манеру одеваться в крестьянскую одежду, его вегетарианство и прочее Софья Андреевна терпела. Однако, когда Толстой объявил о намерении отказаться от авторских прав на свои сочинения, созданные после 1981 года, его жена восстала. Ведь отказ от авторских прав означал отказ от гонораров за публикации, которые были очень и очень значительными. Толстой желал спасти мир, приведя все человечество к более правильной, честной и чистой жизни. Софья Андреевна таких больших задач перед собой не ставила, она лишь желала дать детям надлежащее образование и обеспечить им достойное будущее.

В доме начался настоящий кошмар. Несчастная супруга гениального писателя утратила всякий контроль над собой. Она подслушивала и подглядывала, старалась не выпускать мужа из виду ни на минуту, рылась в его бумагах, стараясь найти завещание, в котором Толстой лишает своих наследников авторских прав на его книги. Все это сопровождалось истериками, падениями на пол, демонстративными суицидальными попытками.

В ту же ночь, дождавшись, когда Софья Андреевна, наконец, уйдет к себе, Толстой покинул дом.

Побег

Он покинул дом в сопровождении своего врача Маковицкого, который постоянно жил в имении. Кроме Маковицкого о побеге знала лишь его младшая дочь Саша, которая, единственная из членов семьи, разделяла взгляды отца.

Решено было взять с собой только самое необходимое. Получился чемодан, узел с пледом и пальто, корзина с провизией. Денег с собой писатель взял лишь 50 рублей, а Маковицкий, вообразив, что они едут в имению к зятю Толстого, почти все деньги оставил в комнате.

В Козельск Толстой пожелал ехать 3-м классом, с народом.

Наконец, прибыли в Козельск.

Оптина пустынь и Шамордино

Здесь Толстой надеялся встретиться с кем-нибудь из прославленных старцев Оптиной пустыни. Как известно, писатель был отлучен от церкви, и такой шаг восьмидесятидвухлетнего старика следует рассматривать, возможно, как готовность пересмотреть свои взгляды. Но – не случилось. Толстой провел в Оптиной восемь часов, но так и не сделал первого шага, не постучался в дом ни к одному из оптинских старцев. И никто из них не позвал его, несмотря на то, что всем в Оптиной пустыни было известно, что писатель здесь.

Сохранились рассказы о том, что когда они отплывали на пароме от Оптиной, Толстого провожали пятнадцать монахов.

-- Жалко Льва Николаевича, ах ты, господи! -- шептали монахи.

-- Бедный Лев Николаевич! 29 октября

Толстой отправился в Шамордино, к своей сестре, которая была монахиней Казанской Амвросиевской женской пустыни. Он хотел остаться здесь на какое-то время и даже думал договориться об аренде домика по соседству с монастырем, но не сделал этого. Вероятно, причиной стал приезд дочери Саши. Она прибыла очень решительно настроенная против семьи и матери, всецело поддерживающая отца, к тому же возбужденная путешествием и секретностью отъезда. Молодой задор Саши, видимо, диссонировал с настроением Толстого, бесконечно уставшего от семейных дрязг и споров, и желавшего только одного – покоя.

Утром 31 октября Толстой уехал из Шамордина.

Астапово

Однако, в дороге дала себя знать простуда, которую Толстой получил по дороге в Козельск. Пришлось сойти на станции Астапово – теперь это город Лев Толстой в Липецкой области.

Простуда обернулась воспалением легких.

7 ноября в 6 часов 5 минут Лев Николаевич умер.

Озолин остановил часы в здании вокзала, приведя стрелки именно в это положение. Старинные часы в здании станции Лев Толстой и до сих пор показывают 6 часов 5 минут.


Лев Толстой. Трагедия ухода

Версии

Версий возможных причин ухода Л. Н. Толстого из родного имения выдвигалось ранее и выдвигается до сих пор огромное множество. Но, как всегда, бывает в неоднозначных случаях, все их можно и подтвердить, и опровергнуть.

Из всех этих версий наиболее правдоподобной и обоснованной кажется та, что отмечает усталость Толстого от жены, от семьи в целом, от непонимания и травли. Об этом же свидетельствует письмо, которое он оставил Софье Андреевне перед своим таинственным уходом:

Это короткое письмо говорит о столь огромном количестве мучений писателя сразу, что становится не так уж важна окончательная конкретика. Ясно, что побудило уйти его буквально все — семья, окружение, слава, положение в обществе, обстановка социальной напряженности, тот факт, что окружающие не понимали его исканий и многое другое. Все это слилось в один большой комок противоречий и взорвалось в сознании Толстого поздней осенью 1910-го.

На фото: Ясная Поляна

Чудак или пророк?

Вне всякого сомнения, философско-религиозный переворот Толстого был глубоким и необратимым.

Чертков против Софьи Андреевны

На фото: В.Г. Чертков и Л.Н. Толстой

Страсти вокруг завещания

Литература о Льве Толстом изобилует легендами и домыслами относительно его разлада с родными. Всякая семья, особенно большая, — это постоянно меняющийся организм, в котором все находится в движении. Есть факторы случайные, мимолетные, а есть давление постоянства — ежедневные проблемы и трудности, которые накапливаются годами. И чтобы разобраться в вопросе наиболее адекватно, нужно обратиться к мемуарам людей, которые окружали Толстого в последние годы его жизни.

Толстой, разорванный на части

Особенно ей хотелось образумить мать, Софью Андреевну. Да, она была замечательным управителем всех дел, она отлично понимала всю внешнюю, бытовую сторону имения. И Татьяна это прекрасно знала и ценила, но чувствовала, что это не самое важное, что сейчас нужно обратить внимание на отца, заглянуть в его душу, прислушаться к ней. Вот строки, которые свидетельствуют о больших претензиях Татьяны к матери, братьям и сестрам:

На фото: Софья Андреевна,Толстой и Александра

Последний путь Льва Толстого

Итак, взяв только самые необходимые вещи, Толстой и его врач Маковицкий отправляются на станцию Щекино. Оттуда на поезде едут до Горбачева, там пересаживаются и держат путь до города Белев. Затем беглецы едут до станции Козельск. Там они выходят из поезда, нанимают ямщика и направляются в Оптину пустынь, где ночуют в гостинице при монастыре. Утром писатель гуляет по обители, беседует с монахами. Из Оптиной пустыни Толстой едет в Шамординский женский монастырь – именно там живет его сестра Мария, постриженная в монахини в 1891 году. Лев Николаевич долго разговаривает с сестрой наедине, но о чем именно, доподлинно неизвестно. Есть сведения о том, что после этой беседы Толстой захотел остаться в Шамордине, собирался присмотреть себе небольшой домик в деревне. Но на следующее утро в монастырь приехала дочь Александра. Она сообщила, что Софья Андреевна пребывает в ужасном состоянии, что она порывалась броситься в пруд и что местонахождение Толстого вот-вот раскроется. Жалел ли Толстой жену? Сочувствовал ли ей в эту минуту? Даже если так, то желание никогда больше не видеть ее пересилило, и он принял решение бежать дальше. В панике он уезжает, забыв даже попрощаться с сестрой. С этого момента состояние здоровья Толстого начинает стремительно ухудшаться.

Четкого плана снова не было. Рассматривалась поездка в Новочеркасск, а оттуда - в Болгарию или Грецию - при условии, что получится заиметь заграничные паспорта. В качестве запасного варианта обсуждалась поездка на Кавказ. Остановились на Новочеркасске. В Козельске купили билеты до Ростова-на-Дону, чтобы сбить со следа Софью Андреевну, если она решится пуститься на поиски мужа. Однако в поезде Толстому становится плохо - мучительное путешествие, нервное напряжение и возраст быстро дают о себе знать. То, что бегство давалось тяжело и убивало старика, видно хотя бы из этих воспоминаний Маковицкого:

Видя плачевное положение Толстого, отягощенное сильным жаром и слабостью, Маковицкий уговаривает его на время прервать путешествие. Они покидают поезд на станции Астапово (сейчас город Лев Толстой Липецкой области). Льва Николаевича размещают в доме начальника станции Ивана Озолина. Здесь ранним утром 20 ноября 1910 года он умирает от воспаления легких.

Лев Толстой, обладая несомненным талантом, в жизни был не самым простым человеком (особенно это касается его отношений с женой). В этот раз мы поговорим о том, как за 10 дней до своей смерти он решил сбежать из своего дома на Ясной Поляне и о причинах, побудивших его к этому.

Побег и кончина

Дорога оказалась нелёгкой. Какого-то определённого плана, где бы хотел провести свои последние дни, 82-летний Толстой не имел. Он долгое время путешествовал с одной станции на другую, встретился с сестрой в монастыре, затем с дочерью Александрой. Наконец, решил повидаться с племянницей в Новочеркасске, а там получить заграничные паспорта и уехать в Болгарию (а в случае, если не удастся, - на Кавказ).

Лев Толстой с Маковицким

Лев Толстой с Маковицким

Однако все планы были сорваны. По пути Толстой простудился, подхватил воспаление лёгких, и сопровождающие вынесли его на станции Астапово. Несколько врачей пытались спасти его жизнь, но он лишь отмахивался, заявляя, что Бог всё устроит, и чтобы ему никто не надоедал. 20 ноября, через 10 дней после своего побега из дома, Лев Николаевич скончался в доме начальника станции.

Душевные метания

Биографы Толстого давали разные объяснения странному поведению Толстого незадолго до его смерти, и смогли выделить несколько причин:

начиная от проблем в семье и кончая коренными изменениями в мировоззрении.

Известно, что ещё с ранней молодости, Толстой испытывал муки совести, ведь по рождению и воспитанию он принадлежал высшей знати, при этом прекрасно осознавал, в каких условиях живут крепостные крестьяне, а общение с их детьми лишь прибавляло чувство вины перед народом. Как видят исследователи его личности и творчества, эти настроения особенно мучили Толстого в конце 1870-х гг., когда писатель словно бы потерял смысл жизни и даже задумывался о самоубийстве.

В поисках нового смысла он общался с монахами, священниками, читал богословские трактаты и вообще много путешествовал. Впрочем, писатель не ограничивался исключительно представителями христианской конфессии – например, общался с молоканами, считавшимися особенно вредными еретиками (так, они не признавали почитание святых, отрицательно относились к церковной иерархии, считая её ненужной, не носили крест, не совершали крестного знамения) и заступался за другое сектантское движение – духоборов (отрицавших первородный грех и верующих в перерождение душ) и даже жертвовал им часть своих средств.


В конце концов, Толстой начинает вести образ жизни, больше подходящий аскету. Отказывается от удобств аристократической жизни, заниматься тяжким физическим трудом, одевается в простую крестьянскую одежду, отказывается от употребления мяса. Неудивительно, что на закате жизни он решает уйти из дома и провести её в уединении, как и пишет в прощальной записке. Духовные проблемы неизбежно влияли и на обстановку в семье.

Конфликт в семье

К середине 1880-х гг. Толстой приходит к идее о необходимости отказа от любой собственности. Постепенно он отказывается от владения землёй, имением и задумывается о передаче прав и доходов книг, которые будут выпущены после 1882 г., народу. У Софьи Андреевны, его жены, начинается

беспокойство, что муж, в конце концов, раздарит все их деньги и всё их имущество бедным, а их с детьми оставит без гроша.

Начиналось всё с упрёков и недоверия. Затем Софья, опасавшаяся, что Толстой мог составить завещание не в пользу своей семьи, стала часто рыться в его вещах. Но отдельным поводом для возмущения жены было то, что Толстой с 1900 года решил хранить свои дневники вне дома и пересылал их В.Г. Черткову, своему издателю и очень близкому другу, который, в свою очередь, прятал их в московском банке. Софье Андреевне это очень не нравилось, ведь она опасалась, что в этих дневниках найдётся какой-либо компромат, а Чертков и его соратники, в свою очередь, боялись, что, попади дневники в руки жены, та их решит уничтожить.

Постоянное давление со стороны жены и детей (только упомянутая выше Александра и Татьяна были на стороне отца в этом конфликте) сделали своё. Лев Николаевич больше не мог оставаться дома.

Портрет Черткова (худ. И.Н. Крамский)

Портрет Черткова (худ. И.Н. Крамский)

Если вам понравилась статья — поставьте лайк и подпишитесь на канал. Ваша поддержка очень поможет нам в его продвижении и развитии!

Читайте также: