План урока столярные соединения 9 класс

Обновлено: 05.07.2024

Тип урока: комбинированный (освоение новых знаний, обобщение и систематизация изученного).

Методы обучения: устный опрос, рассказ, демонстрация наглядных пособий (использование презентации выполненной в программе PowerPoint), практическая работа.

Ход урока

I. Организационно-подготовительная часть

II. Теоретическая часть

Повторение пройденного материала:

- Как затачивают стамески, долота и ножи для стругов?

- Что называют доводкой и правкой лезвия?

- Для чего нужна прифуговка зубьев пил?

- Как затачивают зубья пил для поперечной распиловки?

- Как затачивают зубья пил для продольной и смешанной распиловки?

- Как производят развод зубьев пил?

- Как должна располагаться режущая кромка относительно подошвы струга?

- Как настраивают и крепят нож на стругах с деревянной колодой?

- Как настраивают и крепят нож на стругах с металлической колодой?

- Для чего служит стружколоматель?

- Как прочищают засорившийся леток?

- Перечислите правила безопасности при очистки летка.

Изложение нового материала:

Учитель свое объяснение сопровождает показом призентации.

План рассказа учителя:

  • Разметка и запиливание шипов и проушин
  • Долбление проушин и гнезд
  • Сборка шипового соединения
  • Основные виды столярных соединений

Столярные соединения деталей бывают неразъемные и разъемные. К первым из них относятся уже известные вам соединения на гвоздях, ко вторым - на шурупах. На гвоздях и шурупах детали соединяют сравнительно быстро, но такие соединения не обеспечивают высокой прочности.

  • Шип - выступ на торце заготовки, соответствует размерам и профилю проушины или гнезда соединяемой заготовки.
  • Гнездо - отверстие (углубление) в заготовке, соответствует размерам и профилю шипа.
  • Проушина - гнездо на торце заготовки, открытое с двух или трех сторон.

В немецком языке есть слово "шифф", оно переводится как "средник, средняя часть чего-либо", отсюда и возник термин "шип" как средняя часть сочлененной детали.

Из клеевых соединений наиболее распространены шиповые. Они подразделяются на угловые концевые, угловые серединные и угловые ящичные. Выбор числа шипов на заготовке зависит от толщины соединяемых деталей. Бруски толщиной до 40 мм чаще всего соединяют одинарным шипом, бруски толщиной 40..80 мм - двойными или тройными, бруски толщиной свыше 80 мм - тройными многократными.

Существуют правила определения размеров шипов и проушин. Так, размеры угловых концевых и угловых серединных соединений определяют по формулам:

Размеры углового ящичного соединения должны быть

Изделия с шиповым соединением деталей изготавливают по сборным чертежам.

2. Разметка и запиливание шипов и проушин

Для получения шипов и проушин заготовку вначале надо разметить в продольном и поперечном направлениях. Размечают шипы и проушины с обеих сторон заготовки. На той ее части, которую надо удалить, карандашом делают пометку (Х). Сначала ведут поперечную разметку. Для этого длину шипа (проушины) откладывают с помощью линейки и карандаша от базового торца вдоль ребер. С помощью угольника отметки соединяют поперечными линиями по пластям и кромкам. Рассчитав ширину шипа (проушины), размечают ее рейсмусом по торцу и кромкам продольными линиями.

После разметки проушины и шипы запиливают, используя пилу с мелкими зубьями, заготовку закрепляют в заднем зажиме верстака с наклоном 50 :.60? и делают запил.

Затем ее выравнивают и продолжают продольное пиление.

Пропил ведут рядом с разметочной линией по удаляемой части заготовки, не заходя за линию поперечной разметки. Затем проводят поперечное спиливание участков древесины ("щечек") для получения шипа. Пилят также мелкозубой пилой по удаляемой части древесины. "Щечки" спиливают поочередно сначала с одной стороны заготовки, затем - с другой.

На производстве шипы и проушины получают станочники шипорезного станка. Они должны хорошо знать свойства древесины, устройство станков, уметь выполнять все станочные операции, затачивать инструмент, настраивать станки.

3. Долбление проушин и гнезд

Долбление является обработкой древесины резанием при возвратно-поступательном движении резца в вертикальном направлении.

Проушины и гнезда получают с помощью долот и стамесок. Каждый из этих инструментов представляет собой стальной стержень с насаженной на него деревянной ручкой.

Долото предназначено для долбления гнезд и проушин. По его ручке наносят удары киянкой. Поэтому для предохранения ручки от раскалывания на нее насаживают еще одно металлическое кольцо. Рабочая часть долота иметь форму клина с углом 35 o .

Стамеска применяется для зачистки шипов, гнезд и проушин, срезания фасок, подрезки подгоняемых деталей. Кроме того, стамеской можно выдалбливать гнезда в тонких деталях. Рабочую часть стамески затачивают под углом 20 :25 o .

Термины "долото" и "стамеска" в немецком языке, откуда они произошли, имеют одинаковое значение и переводятся как "долбящее железо".

Долбят деталь на подкладной доске. Лезвие долота ставят параллельно линии поперечной разметки на расстоянии примерно 1 см от торца и фаской в сторону дна проушины. Удерживая долото строго вертикально, по нему наносят удары киянкой. Затем отступают от торца на 5:7 мм, ударяют по долоту и, наклонив его, подрезают и откалывают слой древесины. Устанавливают долото у линии поперечной разметки и повторяют действия. Гнездо долбят поочередно от обеих линий поперечной разметки.

На производстве механическое долбление древесины проводят станочники цепно-долбежных станков. Они выдалбливают продолговатые отверстия с помощью резцов движущейся долбежной цепи.

4. Сборка шипового соединения

Для сборки шипового соединения полученные шипы и проушины подгоняют до необходимого размера. При необходимости их подрезают стамеской и зачищают напильником. Для обработки стамеской заготовку закрепляют на верстаке. Правой рукой нажимают на торец стамески, а левой обхватывают ее стержень и регулируют направление резания. Напильником зачищают (подрезают) боковые стенки и дно проушины. Соединение деталей будет прочным в том случае, если шип входит в проушину при несильном ударе киянкой или нажатии рукой. Киянкой следует ударять не по шипу непосредственно, а через подкладную доску.

Подогнав шиповое соединение, его разбирают (разъединяют) для склеивания. Вначале шип и проушину смазывают клеем, выдерживают на воздухе для впитывания клея в древесину, а затем соединяют.

Собрав и склеив изделие, пользуясь подкладными досками, его сжимают в углах струбцинами. В зависимости от вида клея изделие выдерживают в сжатом состоянии до 24 ч.

Шиповое соединение после освобождения от сжатия строгают, чтобы убрать неровности на стыках, застывшие клеевые потеки и др. Строгают, закрепив изделие клиньями на верстаке, с двух сторон на полный размах рук сквозным (полным) движением рубанка.

Затем строгают кромки. Изделие закрепляют в переднем зажиме верстака с подкладной доской. Шиповые соединения строгают поочередно движением рубанка от края к центру соединенной детали.

Контролируют качество работы с помощью линейки и угольника.

На производстве шиповые соединения собирают сборщики изделий из древесины.

III. Практическая часть

Практическая работа "Шиповое соединение деталей изделия из древесины"

Организация рабочего места: учащиеся выполняют задание - каждый на своем рабочем месте.

Для выполнения работы понадобятся: верстак, заготовки, долото, стамеска, киянка, мелкозубая пила, измерительная линейка или штангенциркуль, клей, кисти, струбцины или тиски, напильник, шлифовальная шкурка.

  1. Пользуясь рисунком, прочитайте сборочный чертеж ящика для каталога;
  2. Получите у учителя заготовки на изготовление рамки с шиповым соединением;
  3. Рассчитайте размер шипа, толщины щечек проушины;
  4. Составьте эскизы на шип и проушину с простановкой размеров;
  5. По рассчитанным размерам разметьте шиповое соединение для изготовления рамки;
  6. Запилите шипы и спилите "щечки";
  7. Закрепите на верстаке с подкладной доской заготовки с запиленными проушинами и произведите долбление;
  8. Проконтролируйте качество работы с помощью измерительной линейки или штангенциркуля;
  9. Подгоните стамеской или напильником шипы и проушины до их плотного соединения;
  10. Склейте шиповые соединения и зажмите их в струбцины, проверив равенство диагоналей рамки;
  11. Зачистите выданные учителем склеенные шиповые соединения;
  • Необходимо надежно закреплять заготовку на верстаке;
  • Работать следует только исправным и хорошо заточенным инструментом;
  • Не следует подрезать шипы и проушины стамеской и напильником, держа детали на коленях или в руке, а делать это нужно на верстаке в закрепленном положении;
  • Нельзя резать древесину стамеской в направлении руки, поддерживающей деталь, нужно двигать стамеску лезвием от себя;
  • Следует ударять киянкой точно вдоль оси долота;
  • Переносить долото (стамеску) можно только лезвием вниз;
  • По окончании работы долото (стамеску) нужно класть лезвием от себя. Нужно проследить, чтобы лезвия не выступали за край крышки верстака;

Текущий инструктаж.

Самостоятельное выполнение учащимися задания. Текущие наблюдения учителя, контроль за соблюдением правил техники безопасности, ответы на возникающие вопросы в процессе работы, проверка правильности выполнения заданий.

Заключительный инструктаж.

Оценка результатов работы учащихся, выбор лучших работ учащихся, разбор допущенных ошибок и анализ причин, их вызвавших, разъяснение возможностей применения полученных знаний, умений и навыков в общественно полезном труде.

IV. Итоговая часть

Установка на следующий урок:

На следующем уроке продолжится знакомство с технологией обработки древесины. Учащиеся получат знания о другом способе соединения деталей из древесины - шкантами и шурупами с нагелями.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Открытый урок по технологии в 9 классе

первой квалификационной категории

г.Бугульма, 2015-2016 уч.год.

Тема урока: Изготовление элементов соединения деталей изделия

Цель: закрепить умения учащихся выполнению различных видов соединения элементов изделия и отделки готового изделия.

Закрепить умения учащихся правильно выполнять приемы по разметки и запиливании шипов и проушин, как вид соединения деталей, а также безопасности труда при работе.

Воспитывать трудолюбие, аккуратность, экономию материала.

Инструменты и оборудование: верстак, стамески, молоток, пилы, линейка, угольник, дрель, рейсмус, киянка, напильник.

Объект работы: отдельные элементы изделия.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование:

- для учителя: столярный верстак, набор стамесок, учебник, инструкция по технике безопасности при работе по дереву.

- для учеников: столярный верстак, набор стамесок, инструкция по технике безопасности при работе по дереву, технологическая карта на изготовление шипового соединения, ножовка, коловорот, рейсмус, угольник, письменные принадлежности.

Ход урока. 1.Вводная часть .

Повторение пройденного материала.

• С помощью какого инструмента можно производить операцию долбления?

• Расскажите о последовательности выполнения трудовых операций по долблению древесины.

3. Изложение программного материала.

При сборке отдельных элементов изделия применяются несколько видов соединения:

• соединения шкантами и шурупами;

- шиповые соединения деревянных деталей на клею отличаются большой прочностью и применяются при изготовлении дверных и оконных блоков, мебели и других деревянных конструкций. Основными элементами шипового соединения является ( см. рис. 1 ): шип; гнездо; проушина.

Элементы шипового соединения: а- шип; б- гнездо; в- проушина; 1- торец

шипа; 2- заплечики; 3- щечки; 4- дно проушины

Шипом называется выступ на торце деревянной детали.

Гнездом называют отверстие в другой детали, которое соединяют с шипом.

Проушиной называется паз на торце детали, соединяемой с шипом.

В зависимости от толщины деталей применяются одинарные, двойные, тройные и многократные шипы (см.рис.2)

hello_html_11c61d47.jpg

рис.2. Шиповое соединение деталей: а - одинарным шпоном; б - двойным шпоном - Желательно показать заготовки.

Шиповые соединения бывают:

• угловые серединные (тавровые);

• угловые ящичные (см.рис.З).

hello_html_78066efa.jpg

Рис.3. Виды угловых шиповых соединений: а- концевое; б - тавровое; в - ящичное: So - толщина бруска, Si и S3 - толщина на ушек, S 2- толщина шипа, 1- длина шипа.

Шиповые соединения подбираются в зависимости от толщины заготовки:

• до 40 мм - одинарные;

• от 40 до 80 мм - двойные;

• свыше 80 мм - тройные и многократные.

4. Практическая часть .

Учащимся предлагается рассчитать размер шипа заготовки. Составить эскиз шипа и проушины с простановкой размеров.

5. Изложение программного материала.

Разметку шипов и проушин производят с двух концов заготовки.

Рассчитывают толщину шипа, устанавливают размеры на рейсмусе или гребенке и проводят по торцу и боковым поверхностям параллельные линии. Выбирают, где будет шип, а где проушина, и удаляемые части древесины помечают (см.рис.4).

Рис.4. Последовательность изготовления шипового соединения: а - поперечная разметка; б -продольная разметка; в - продольное выпиливание шипа и проушины; г - поперечное выпиливание шипов. Для запиливания шипов и проушин применяются различные продольные и поперечные пилы

Рис.5 Пилы для шиповых соединений: а - лучковая; б - ножовка; в - ножовка узкая;г - обушковая; д - наградка: 1 - полотно; 2 - стойка; 3 - поперечина; 4 - тетива; 5 - закрутка;

6 - ручка; 7 -зубья.

Запиливание шипа и проушины начинают в размеченной заготовке, закрепленной

наклонно, а заканчивают запиливанием в вертикальном положении заготовки .

Рис. 6. Инструменты для выдалбливания проушин: а - долото; б - стамеска.

Выдалбивание проушины или гнезда производят на подкладной доске согласно рисунку .

hello_html_19e2040c.jpg

Рис. 7. Последовательность выдалбливания проушины: а- поперечное надрубывание дна; б -наклонное вырубание; в - углубление дна; г - долбление с противоположной стороны.

6. Заключительная часть.

Оценить практическую работу учащихся . Отметить характерные недостатки . Оценить работу учащихся в целом.

Убрать рабочее место и мастерскую .

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс профессиональной переподготовки

Технология: теория и методика преподавания в образовательной организации

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 613 223 материала в базе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 25.09.2016 695
  • DOCX 107.3 кбайт
  • 8 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Махалов Юрий Михайлович. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

Время чтения: 16 минут

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

В Госдуме предложили ввести сертификаты на отдых детей от 8 до 17 лет

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Познакомить учащихся с шиповым способом соединения деталей изделий из древесины.

2. Совершенствовать навыки работы с разметочным и ручным инструментом.

3. Способствовать развитию мышления и эстетического воспитания учащихся.

Конспект открытого урока по столярному делу в 7 классе

Тема: Шиповые столярные соединения.

1. Познакомить учащихся с шиповым способом соединения деталей изделий из древесины.

2. Совершенствовать навыки работы с разметочным и ручным инструментом.

3. Способствовать развитию мышления и эстетического воспитания учащихся.

Тип урока: комбинированный

(освоение новых знаний, обобщение и систематизация изученного материала).

Методы обучения: устный опрос, рассказ, демонстрация наглядных пособий, практическая работа.

Оборудование и материалы: столярные верстаки, заготовки, долото, стамеска, измерительные инструменты, напильник, киянка, шлифовальная шкурка, таблицы соединений.

Организационный – подготовительная часть

Теоретическая часть.

Актуализация изученного материала.

- На прошлых занятиях мы познакомились с правилами заточки ножей строгального инструмента. Давайте вспомним основные этапы.

- Назовите и покажите основные элементы ножа рубанка (передняя и задняя грани, фаска, лезвие, угол заточки).

- Что называют доводкой и правкой лезвия?

- Как можно проверить угол заточки ножа?

- В какой последовательности затачивают и правят нож рубанка?

- Как при заточке можно контролировать качество работы?

- По каким признакам можно определить, хорошо ли заточен нож?

- Назовите правила безопасной работы при заточке ножа.

а) Основные виды столярных соединений.

Вы уже знакомы с двумя видами соединений деталей изделий из древесины. Назовите их (разъёмные и неразъёмные, на гвоздях и шурупах). На гвоздях и шурупах детали соединяют быстро, но такие соединения не обеспечивают высокой прочности. (Вывешиваю таблицу соединения).

В клеевых соединениях различают элементы: шип, гнездо, проушину и др.

Шип – выступ на торце заготовки, соответствует размерам и профилю проушины или гнезда соединяемой заготовки.

Гнездо – отверстие (углубление) в заготовке, соответствует размерам и профилю шипа.

Проушина – гнездо на торце заготовки, открытое с двух или трёх сторон.

(Таблица столярных шиповых соединений)

Из клеевых соединений наиболее распространены шиповые. Они подразделяются на угловые концевые, угловые серединные и угловые ящичные. Выбор числа шипов на заготовке зависит от толщины соединяемых деталей (до 40 мм – одинарным шипом, от 40 до 80 мм – двойным или тройным, свыше 80 мм – тройным многократным).

б) Разметка и запиливание шипов и проушин.

- для получения шипов и проушин заготовку надо разметить в продольном и поперечном направлениях. (Таблица с разметкой шипового соединения).

Разметка идёт с обеих сторон заготовки. На такой части, которую надо удалить, делают пометку (Х). сначала ведут поперечную разметку – размечают длину шипа от базового торца. С помощью угольника отметки соединяют поперечными линиями. Измерив толщину заготовки, рассчитываем ширину шипа (проушины). У нас она составляет третью часть от толщины заготовки. Размечаем её рейсмусом по торцу и кромкам продольными линиями. После разметки шипы и проушины запиливают, используют пилу с мелким зубом.

Пропил ведут рядом с долевой разметочной линией по удаляемой

На производстве шипы и проушины получают на шипорезном станке.

с) Долбление проушин и гнёзд.

Долбление является обработкой древесины при возвратно-поступательном движении резца в вертикальном направлении.

Проушины и гнёзда получают с помощью долот и стамесок. Долбят на подкладной доске. (Показываю процесс долбления древесины).

На производстве механическое долбление древесины проводят на цепно-долбёжных станках.

д) Сборка шипового соединения.

Для сборки полученные шипы и проушины подгоняют до необходимого размера. При необходимости их подрезают стамеской и зачищают напильником. Соединение деталей будет прочным в том случае, если шип входит в проушину при посильном ударе киянкой или нажатии рукой.

Подогнав соединение, его разбирают (разъединяют для склеивания). Собрав и склеив изделие, пользуясь подкладными досками, его сжимают струбцинами и выдерживают до 24 часов.

После освобождения от сжатия застрагивают. Чтобы убрать неровности на стыках.

На производстве шиповые соединения собирают сборщики из древесины.

Практическая часть.

- перед вами в лотках верстаков лежат бруски, из которых вы сегодня выполните шиповое соединение. Перед началом работ запомните правила техники безопасности, которые необходимо соблюдать во избежание травм. (Провожу инструктаж по технике безопасности при пилении и долблении древесины).

- Приступаем к работе.

Во время работы провожу текущий инструктаж. Для закрепления материала вопросы по каждой операции.

а) Проведение разметочных операций шипа и проушины.

Отмечаем длину шипа и проушины.

Как узнать длину (по размерам ширины брусков)

Замеряем толщину бруска и делим её на 3, для получения ширины шипа и проушины.

- При запиле линии разметки должны оставаться целыми на оставляемой части заготовки. (Контроль за соблюдением правил техники безопасности, за правильностью выполнения, помощь отстающим учащимся Ответы на возникающие вопросы в процессе работы.).

с) Долбление проушин.

- Кто уже выполнил запилы, закрепляйте на верстаках подкладные доски и заготовки с запиленными проушинами, и производите долбление.

(Обязательно указывать на ошибки учащихся при проведении операции долбление).

д) Контроль выполняемой операции.

- Проверьте соответствие размеров шипов и проушин с помощью измерительных инструментов. Какие лучше использовать? (Металлическая линейка, кронциркуль, штангенциркуль).

е) Подгонка и сборка шипового соединения.

- С помощью стамески или напильника подгоните шипы и проушины до их плотного соединения.

- Обязательно соблюдайте прямолинейность деталей.

(Контроль соблюдения правил безопасной работы при использовании стамески).

- Проверьте плотность соединения.

- Как это правильно сделать?

(Лёгкое постукивание киянкой или нажим рукой)

ж) Склейка соединения.

– У кого уже соединение подогнано достаточно плотно, приготовьте подкладные доски для сжатия в струбцинах.

- При склеивании не забывайте смазывать клеем обе детали соединения, не допускайте потёков клея, иначе потом будет тяжело его счищать. (Учащиеся помогают друг другу при сжатии соединения в струбцинах).

- Так как клей должен высохнуть, мы отложим застрагивание кромок до следующего урока. Сейчас убираем рабочие места и инструменты.

Итоговая часть

– Оценка результатов работы учащихся. Отметить наиболее лучшие работы. Разбор ошибок и анализ причин, их вызывающих.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: 1.Совершенствование навыков запиливания шипа.

2. Обучение приемам подгонки и сборки.

3. Воспитание устойчивого интереса к столярному делу.

Объект труда: Изготовление табурета.

Оборудование урока. Верстак столярный. Рубанок. Ножовка с обушком. Угольник. Линейка. Долото. Стамеска подрезная.

1) Организационный момент

3) Повторение . Повторение организация столярной работы на производстве. Проверка знаний 2-ого квалификационного разряда.

4) Новые технические сведения

Совершенствование царга, ножка, проножка и использования нагеля для закрепление нагеля.

Читайте также: