План урока на ростанях

Обновлено: 02.07.2024

Микропересказ : Молодого учителя, прорабо­тавшего несколько лет в сельских школах, увольняют с должности из-за революционной деятельности. Свою дальнейшую жизнь он связывает с делом революции.

Книга 1 . В Полесской глуши

Лобанович навещает своего соседа, подловчего пана Баранкевича, который считает себя отпрыском старинного литовского рода и говорит на белорусском языке. Подловчий женат во второй раз. Андрею нравится старшая дочь подловчего Ядвися, стройная, смуглая девушка лет шестнадцати.

Возвращение Ядвиси радует Андрея, но он не может с ней объясниться — его останавливает робость и осторожность. Весной Лобанович намекает Ядвисе, что та много для него значит. Иногда девушка забегает в квартирку учителя, когда того нет дома. Однажды Андрей застаёт её там и срывает поцелуй. С тех пор её имя звучит для него, как музыка.

После пасхи Лобанович узнаёт что Ядвися куда-то уезжает. Андрей везёт своих старших учеников на экзамены. Вернувшись, свою любимую Лобанович уже не застаёт. Куда и зачем уехала Ядвися, он не знает. Теперь его здесь ничто не держит. Сдав школу сельскому старосте, Лобанович уезжает.

Книга 2 . В глубине Полесья

Часть 1 . В родных краях

На лето Андрей приезжает домой, в небольшом селе Микутичи у Нёмана. Там он встречает семинарского друга и земляка Алеся Садовича, тоже недовольного первым годом работы. Как и Лобанович, Садович хочет найти что-то новое, осмысленное в своей жизни.

Семья Лобановича арендует небольшой хутор. Отец Андрея давно умер, и хозяйством заправляет дядя Мартин, пытаясь прокормить мать Андрея, двух младших братьев и сестрёнку. Земля на хуторе неурожайная, арендная плата постоянно увеличивается, и семья Лобановычей живёт бедно.

С Садовичем Андрей встречается часто, и однажды застаёт у него ещё одного друга, Янку Тукалу. Сдружившись за лето, приятели решают чаще переписываться. В конце лета Андрея назначают в село Выгоны, что под Пинском.

Часть 2 . На новом месте

Первым в Выгонах Андрей встречает дьяка Амоса Адамовича Ботяновского, который вызывает в нём антипатию. Лобанович доволен и аккуратным зданием школы, и своей квартирой, просторной и отремон­ти­рованной. Андрей навещает отца Николая, довольно приятного человека.

На сей раз Андрей одними уроками не ограничивается. Он знакомится с Аксёном Калем, крестьянином из Высокого. Этот умный человек лет тридцати не умеет читать и писать, но из-за тяги к справед­ливости местное начальство считает его человеком опасным. Андрей берётся научить его грамоте.

Дьячок Ботяновский считает Андрея демократом и смутьяном и подглядывает за ним. Вскоре Лобанович знакомится с учительницей Ольга Викторовной Андросовой из соседнего села. В ней Андрей находит единомыш­ленницу. Ботяновский разносит новость по селу, надеясь подорвать репутацию учителя, но выгоновчане видят в этой встрече лишь любовную интрижку.

Теперь все политические события Андрей воспринимает в ином свете. Вместо того, чтобы внушать детям идеи, укрепляющие нынешний политический строй, Лобанович ограничивается чистыми знаниями. Только с Калем Лобанович говорит о политике и разрушает его веру в царя-защитника. Вскоре у Андрея начинает собираться группа крестьян, которым он читает прокламации и листовки.

В январе 1904 года начинается война с Японией, которая завершается унизительным для Российской империи Портсмутским мирным договором. Лобанович, живущий в Выгонах уже два года, чувствует в народе ожидание чего-то большого и важного. Он разочарован поражением России в войне, Ольга же этому рада. Она считает, что ненужная война нанесла сильный удар по самодержавию. Андросова, уже состоящая в подпольной организации, отводит Андрея на собрание подпольной ячейки эсеров и народовольцев.

Книга 3 . На росстанях

Часть 1 . Верхань

Андрей выпутывается из неприятного дела, грозившего каторгой, благодаря крестьянской петиции. Начальство решило, что этим документом учитель спас от разорения поместье пана. Андрея опускают и переводят на противо­положный краю Белоруссии, в село Верхань. На этот раз он делит обязанности с ещё одним учителем. Лобановичу достаются старшие группы.

В отличие от Полесских школ, треть учеников Лобановича составляют девочки. Выбрав из старших учеников самых сильных, Лобанович начинает готовить их к экзаменам.

Сельскую интеллигенцию Андрей не жалует, но всё же наносит визит местному священнику, отцу Владимиру Малевичу. Дом священника напоминает помещичью усадьбу, а сам батюшка сожительствует с молодой экономкой.

Весной 1906 года в России создаётся первая Государ­ственная дума. Лобанович возлагает на неё большие надежды, считая, что дума ограничит власть императора, однако из этого ничего не выходит, и вскоре дума перестаёт существовать.

Ученики Лобановича успешно сдают экзамены. На каникулы Андрей остаётся в Верхани. Напарник знакомит его с вдовой Антониной Михайловной Муравской, после чего учитель часто появляется на хуторе — готовит Лиду к поступлению в учительскую семинарию.

Вскоре к Андрею приезжает погостить Турсевич. Он собирается поступать в учительский университет и усердно готовится к экзаменам. Турсевич не поддерживает бунтарских настроений Андрея.

Теперь подписавшие протокол учителя в опасности. Главные зачинщики решают податься в Америку. Лобанович же с тяжёлым сердцем возвращается в Верхань. Турсевич пугается за своё будущее и уезжает. Некоторое время спустя Андрей получает пакет с приказом об увольнении.

У отца Владимира Лобанович встречает начальника боевой эсеровской дружины, которого священник прячет от властей. Тот советует Андрею связаться с партией революционеров. Став её членом, бывший учитель получит помощь и работу. Андрей впервые задумывается, какую же партию ему выбрать.

Перед отъездом Лобанович заходит попрощаться с Лидой, но та встречает его холодно — бездомный и безработный Лобанович ей не нужен.

Часть 2 . На перепутье

Погостив в Микутичах, Лобанович селится у старшего брата Владимира, служащего в лесничестве Радзивилла. Андрей ходит за почтой в ближайшее местечко, где встречает Янку Тукалу. Он сообщает Лобановичу, что за всеми уволенными учителями следят. Сам Янка тоже безработный, становится частым гостем Андрея.

Друзья прячут всю запрещённую литературу в глухом лесу под трухлявым бревном. Они считают, что допроса им не избежать, и готовятся к нему: сочиняют свою версию событий и часто её репетируют.

Янка приносит Андрею листовку, написанную учителями Минской губернии, которые протестуют против незаконного увольнения своих коллег, и собираются бойкотировать освободившиеся должности. Заголовок листовки написан от руки.

Весной Лобанович и Тукала перебираются в Микутичи, куда стекаются уволенные учителя. Друзья сообщают им о придуманной для допроса версии, и учителя принимают этот метод защиты.

В начале лета Андрей получает от Власюка письмо с приглашением на работу и расплывчатым обещанием учёбы в Краковском университете. В виленской редакции газеты Лобановичу отводят каморку. Дохода газета почти не приносит, поэтому работает Андрей за еду. Власюк только числится редактором, а основатели газеты настроены прозападно. Учёба в Кракове — пустое обещание, приманка для работников газеты. Чтобы прокормиться, Лобанович работает репетитором.

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тэматычны кантроль “Жыццё і творчасць Якуба Коласа” (9 клас)

1. Назавіце сапраўднае імя, імя па бацьку і прозвішча пісьменніка.

( Канстанцін Міхайлавіч Міцкевіч )

2. Якія псеўданімы гэтага чалавека вам вядомы?

( Агарак, Тамаш Булава, Тарас Гушча, Дзядзька Карусь, Дубовы Ліст,

Лесавік, Свой чалавек, Карусь Лапаць… )

3. Калі і дзе нарадзіўся Я. Колас?

( 3 лістапада 1882 года ў засценку Акінчыцы каля Стоўбцаў )

4. Бацька яго служыў…

( лесніком у лясніцтве князя Радзівіла)

5. З дзяцінства Я. Колас вылучаўся…

( выдатнымі здольнасцямі, любоўю да навучання )

( у Нясвіжскай настаўніцкай семінарыі )

7. Пасля заканчэння семінарыі ў 1902 годзе юнак…

( паехаў працаваць настаўнікам на Палессе )

8. Назавіце мясціны Палесся, дзе жыў і працаваў Я. Колас.

( Люсіна, Пінск, Пінкавічы, Лунінец )

9. За што Я. Колас быў звольнены з пасады настаўніка?

( за ўдзел у настаўніцкім нелегальным з’ездзе )

10. Першы апублікаваны твор Я. Коласа. Калі і дзе ён быў надрукаваны?

( верш “Наш родны край” надрукаваны ў 1906 годзе ў газеце “Наша доля” )

11. Першы зборнік паэта і год яго выдання.

( “Песні-жальбы”, 1910 )

12. Які падручнік быў выдадзены Я. Коласам для дзяцей?

( “Другое чытанне для дзяцей беларусаў” )

13. Назавіце 2 паэмы Я. Коласа, якія сталі беларускім нацыянальным эпасам.

( “Навая зямля” і “Сымон-музыка” )

14. Што вам вядома пра сямейнае становішча пісьменніка?

( жонка Марыя Дзмітрыеўна і 3 сыны )

15. Калі памёр Я. Колас?

( 13 жніўня 1956 года )

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 613 272 материала в базе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 18.10.2020 2792
  • DOCX 13.2 кбайт
  • 26 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Ивашкевич Оксана Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

Время чтения: 16 минут

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Россияне ценят в учителях образованность, любовь и доброжелательность к детям

Время чтения: 2 минуты

Время чтения: 2 минуты

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

- повторить и закрепить: сведения об определении, известные по курсу 5-7 классов.

Развивающие:

- формировать языковую, коммуникативную и лингвистическую компетенцию учащихся

Воспитательные:

- содействовать воспитанию интереса к русскому языку;

- воспитывать уважительное отношение к чужому мнению; требовательное отношение к себе и своей работе;

- формировать навыки контроля и самоконтроля.

Формы работы учащихся : индивидуальная, парная, коллективная

1. Организационный момент (приветствие, запись в тетрадях даты и классной работы, тема урока не известна, учащиеся сами по ходу выполнения заданий формулируют тему урока, цели и задачи)

2. Вводная часть

  1. Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок.
  2. Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность.

На доске эпиграф к уроку:

“Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык ”. (К. Г. Паустовский).

- Я хочу начать наш урок с высказывания великого русского писателя К. Г. Паустовского (чтение эпиграфа).

- Какими словами Паустовский характеризует наш язык? (Самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный)

- Как вы понимаете эти слова?

- на предыдущих уроках русского языка мы говорили о главных членах предложения, о способах выражения подлежащего и сказуемого. Кроме главных членов предложения, какие ещё бывают? (Второстепенные члены предложения)

- Сегодня мы узнаем новое об одном из второстепенных членов предложения.

- Как вы будете узнавать новое? (Будем анализировать предложения, заниматься исследованием синтаксических конструкций).

3. Словарный диктант

До начала знакомства с новым материалом проведём словарный диктант с дополнительным заданием: указать вид подчинительной связи в словосочетаниях. (Один человек пишет за доской, остальные на местах, затем учитель проверяет работу, выполненную учащимся. На местах – взаимопроверка)

  1. Не видимый для охотника,
  2. не тронутая инеем трава,
  3. нестерпимая боль,
  4. нисколько не раскаявшийся,
  5. непоправимый поступок,
  6. не тронутые июльским зноем,
  7. не покрашенный заново,
  8. никем не выучены,
  9. неумолкаемый шум,
  10. непоправимый поступок,
  11. ненавидевший всех,
  12. незастроенный пустырь,
  13. не освещенная солнцем,
  14. негромко вскрикнула.

- Что вы повторили? (Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи; виды подчинительной связи в словосочетаниях).

- А теперь, используя материал, который мы только что повторили, выполните задание: найдите в данных словосочетаниях слова, которые отвечают на вопросы КАКОЙ?

4. Изучение нового материала.

- Определение темы урока учащимися: О чём мы будем говорить на уроке? Какая перед нами стоит задача? Какие части речи могут выступать в качестве определения? Давайте попробуем разобраться в этом, проанализировав следующие предложения и параллельно составляя схему.

1. Я подошёл к огромному дубу.

2. На диван прилёг утомившийся малыш.

3. Я живу на третьем этаже.

4. Этот рассказ мне понравился.

5. Её вещи лежали в шкафу.

6. Каждая травинка пробуждается с наступлением весны.

5. Работа с учебником. Самостоятельное чтение материала учебника.

- Чтение материала § 17 (с. 59, 1-2 абзац, примеры)

- А сейчас вы будете работать в группах. Представьте свой вариант алгоритма для работы с второстепенным членом предложения - определением.

Одна из групп представляет свой вариант, остальные дополняют, уточняют.

  1. Найти в предложении слова, которые обозначают предмет.
  2. Поставить от них вопросы какой? какое? какая? чей? чья? чьё?
  3. Определить, есть ли в предложении слова, которые обозначают признак предмета, свойство, качество, отвечают на вопросы какой, какая, какое, какие, чей. чья. чьё, чьи
  4. Вывод: значит, это определение.
  5. Определения в предложении подчёркиваются волнистой линией

- Что вы сейчас открыли? (Алгоритм действий при работе с определением)

- Что теперь вы должны сделать? (Потренироваться)

6. Ребята! Наши глазки устали, давайте проведём небольшую физкультминутку – гимнастику для глаз:

Спал цветок (закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки).

И вдруг проснулся (поморгать глазами).

Больше спать не захотел (руки поднять вверх, вдох, посмотреть на руки).

Встрепенулся, потянулся (руки согнуты в стороны, выдох).

Взвился вверх и улетел (потрясти кистями, посмотреть вправо-влево).

7. Закрепление нового материала

Работа по учебнику – упражнение 98 (предложения 1, 2, 4, 5) . Запишите предложения, найдите по алгоритму, только что вами составленному определения.

8. Работа по рядам:

Вам даны имена существительные (по рядам), подберите к ним определения

Цветок, дерево, море

9. Самостоятельная работа

Цель: Организовать усвоение детьми нового материала.

Запишите предложения под диктовку, подчеркнуть определения, укажите, чем они выражены

1. В голосе его подрагивали нотки смеха.

2. Приказ прекратить огонь был выполнен незамедлительно.

3. Я помню мамин голубенький платок из ситца.

4. Капитан пригласил нас перебраться в каюту попросторнее.

5. В момент вспышки молнии Алеша заметил у дома напротив незнакомую девочку лет десяти.

10. Подведение итогов урока:

- Чему вы сегодня учились?

- Что нового вы узнали на уроке?

- Какие цели ставили перед собой?

- Вы достигли поставленных целей?

- Проанализируйте свою работу на уроке и заполните карточку рефлексии.

- карточка для рефлексии:

Я знаю, как определить определения

Я знаю, какие части речи могут выступать в качестве определения

Самостоятельную работу я выполнил без ошибок.

В самостоятельной работе я допустил ошибки.

11. Домашнее задание:

Из повести Пушкина “Капитанская дочка” выписать по 5 предложений с определениями, выраженными разными частями речи. Определения подчеркнуть.

Театрально-игровая деятельность обогащает детей в целом новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, театру, формирует диалогическую, эмоционально-насыщенную речь, активизирует словарь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка.

ВложениеРазмер
trifonova_otkrytoe_zanyatie-_predlagaemye_obstoyatelstva.doc 46 КБ

Предварительный просмотр:

Педагог: Трифонова Надежда Викторовна

Ход занятия:
1) Организационный момент.
2) Тренинг (на снятие напряжения и зажимов мышц тела у воспитанников).
3) Повторение изученного материала.
4) Изучение нового материала.
5) Повторение и закрепление.
6) Рефлексия.

1) Орг. Момент:
Педагог: - Здравствуйте ребята, здравствуйте коллеги! Я рада всех сегодня видеть в нашей аудитории.

- Ребята, прошу всех встать в круг. А кто мне скажет, для чего мы встаем в круг? (Дети: чтобы поприветствовать друг друга).
- Правильно. А делать это мы будем так – я читаю стихотворение, а вы внимательно слушаете и действуете в заданных предлагаемых обстоятельствах. Всем понятно? (дети: ДА!)

- А кто мне скажет: с чего мы обычно начинаем наши занятия?
(Дети: С артикуляционной гимнастики)
- А для чего мы выполняем артикуляционную гимнастику?
- Молодцы! Итак, начнем. Выполняем каждое упражнение 4-5 раз.

- Очень хорошо! Вот мы и повторили пройденный материал.

4) Изучение нового материала.

Сегодня мы с вами будем учиться работать в заданных предлагаемых обстоятельствах.

(Ставлю стул в центр).
- Ребята, что это? (Дети отвечают: стул)
- А давайте представим, что это не стул, а трон, который украшен драгоценными камнями. Покажите мне, пожалуйста, как вы будете сидеть на троне? (дети показывают).
- Очень хорошо, молодцы!
- Теперь представьте: припекает солнце, дует легкий теплый ветерок, слышен шум прибоя, ведь совсем рядом находится море. Вы сидите уже не на троне, а в шезлонге, вдыхаете морской воздух.
- Умнички!
- Теперь вы сидите в цирке. Кто перед вами выступает?
- Замечательно!
- Вы в летнем кинотеатре смотрите комедию, фильм ужасов, солнце ярко светит: слепит и мешает смотреть…
- Сейчас вы сидите у шахматной доски. Очень серьезный матч. Ваш ход.
- А теперь вы сидите в кресле у парикмахера…
- Прекрасно!
- Диана, а теперь я попрошу тебя выйти ко мне. Наш стул превращается в кресло в кабинете у стоматолога. Подходи, присаживайся.
- Очень хорошо! А сейчас ты сидишь дома, в своем удобном кресле и смотришь любимый сериал.
- Прекрасно! Присаживайся на место.
- А вот, Машенька, пришла на остановку. Сидишь, ждешь автобус….
- И тут проезжающая мимо машина обрызгала тебя грязью….
- Я в восторге! Превосходно справилась с заданием.
- И вот ты уже сидишь на берегу реки с удочкой, ловишь рыбку.
- Молодцы!

б) Кто нам диктует предлагаемые обстоятельства в работе над созданием спектакля? (автор, режиссер, актер).

г) Ребята, а как вы думаете, в обычной жизни мы встречаемся с предлагаемыми обстоятельствами? (да)

д) Какое задание вам показалось наиболее сложным?

- Понятно.
- Ребята, вы сегодня очень хорошо поработали! Научились применять предлагаемые обстоятельства на практике и импровизировали. И я считаю, что все замечательно справились с заданиями.

6) Рефлексия:
- И в подведении итогов нашего занятия мне хочется узнать ваше мнение. На столе лежат маски и фломастеры. Я предлагаю каждому взять и нарисовать на маске ту эмоцию, которая выражает ваше отношение к прошедшему занятию. Если нравится – рисуем улыбающиеся рожицы, а если не понравилось – грустные.
(Дети рисуют на масках рожицы и показывают их всем).
- Ребята, спасибо вам большое за творческое общение!
- Также я хочу поблагодарить всех гостей за то, что нашли время и пришли сегодня к нам!
На этом наше занятие заканчивается. До свидания!

Читайте также: