Какие проблемы существуют в территориальном устройстве рф кратко

Обновлено: 05.07.2024

Вопросы взаимодействия, взаимодополнения различных территорий, к сожалению, не находят должного отражения ни в одном из последних государственных документов. Постулируется эффективность специализации отдельных территорий, говорится об их самодостаточности, о хозрасчете, но все это повисает в воздухе, потому что никакая территория в рамках России не может быть самодостаточной, если, конечно, она не является нефтегазодобывающей территорией.

Основные тенденции современного пространственного развития: это концентрация в небольшом числе субъектов федерации, неравенство по показателям и уровня жизни, и экономического развития. Эта тенденция неравенства имеет тенденцию к росту, и остро сохраняются проблемы инфраструктурного обеспечения и эффективной транспортной доступности, без чего говорить о пространстве бессмысленно.

К сожалению, в основе принципиальных решений в области пространственной политики в настоящее время — приоритеты отраслевого корпоративного уровня. Здесь примеров довольно много, начиная с нефтегазохимии, электроэнергетики, инструментальной промышленности — сейчас много таких документов принимается. В теории царит стремление следовать в русле теоретических конструкций, которые мало применимы в чистом виде к российской практике. Превалирует стремление к ускоренному встраиванию в систему международного разделения труда или международных цепочек создания стоимости. Что мы имеем в результате? Не мне говорить в этой аудитории, – вымывание высоких переделов и ориентацию на начальные переделы, связанные с добычей или производством продукции малой добавленной стоимости. По Сибири могу сказать, что нефтегазовое оборудование, которое сейчас в избытке поставляется для ремонта и для обслуживания месторождений Западной и Восточной Сибири, в существенной степени становится китайским, хотя изначально это были уралмашевские установки.

Какие ключевые шаги и меры, как мне и моим коллегам представляются жизненно необходимыми?

Это опережающее развитие каркаса современной транспортной инфраструктуры. Мы затянули дискуссию относительно высокоскоростной дороги Москва — Санкт-Петербург или Москва — Казань, но не только здесь нужны эти дороги — они нужны вдоль индустриального пояса востока страны для того, чтобы ускорить решение проблем кооперации, синергию того потенциала, которым пока еще располагают индустриальные центры востока страны.

Реализация мер поддержки проектов и программ, ориентированных, прежде всего, на кооперационные связи и взаимодействие различных компаний, к сожалению, многие компании или многие производственные комплексы формируются как самодостаточные в значительном числе. Исключение составляет, пожалуй, авиационная промышленность, оборонный комплекс, но я говорю о продукции гражданских отраслей, в которых необходимо создание экономических макрорегионов, объединяющих территории, и реализация на региональном уровне возможностей, которые предоставляет долгосрочное планирование и переориентация бюджетной системы от межбюджетных трансфертов на стимулирование экономического развития экономики регионов в отмеченных выше направлениях.

Несколько иллюстраций по всем известным проектам.

Также очень много говорится о нефтегазохимии, даже принята стратегия развития нефтегазохимии. Растет производство пластиков. Но что это за пластики? Это пластики, которые находятся в самом низу пирамиды — это полиэтилен, полипропилен. Все остальное нам недоступно, и это мы, в основном, импортируем.

Современная нефтегазохимия — это 3 крупнотоннажных продукта, которые, в основном, ориентированы на экспорт. Основная аргументация: отсутствует внутренний спрос, и компании готовы поставлять материалы, если на них будет внутренний спрос. Но внутренний спрос — это и есть цепочки добавленной стоимости. Кто за них будет отвечать, как они будут создаваться, и куда девать эти колоссальные объемы? Только по Тобольску это 2,2 миллиона тонн полиэтиленовой или полипропиленовой крошки. Никому непонятно, зачем. То есть, мы будем поставлять это на Запад до тех пор, пока там не будут введены жесткие ограничения по использованию пластиков в быту и в производстве различных изделий.

У нас есть предложения по тому, как это делать. Вот, сейчас принята стратегия развития Арктики: там есть Торгское месторождение, Попигайская астроблема. Одно из предложений состоит в организации кооперации тех центров, которые могут и должны взаимодействовать для получения высоко эффективных абразивных материалов и продуктов, связанных с выпуском новых конструкционных материалов.

Проблемы пространственного развития — это проблемы проектного уровня, а все те решения, которые определяются и задаются различными документами стратегического планирования, к сожалению, эти обстоятельства учитывают в очень малой степени.


В данной статье рассмотрены актуальные проблемы российского федерализма, некоторые из которых закреплены в основном законе РФ — Конституции РФ. Данные проблемы создают определённые трудности для понимания федеративного устройства Российской Федерации. Также в статье будут приведены способы решения данных проблем, чтобы устранить данные трудности.

Ключевые слова: федерализм, федерация, проблемой федеративного устройства Российской Федерации, государственно-территориальное устройство, симметрия правового статуса субъектов РФ, асимметрия правового статуса субъектов РФ, дополнительные элементы статуса, конституционно-правовой статус субъектов РФ, суверенитет субъектов РФ.

This article discusses the current problems of Russian federalism, some of which are enshrined in the basic law of the Russian Federation — the Constitution of the Russian Federation. These problems create certain difficulties for understanding the Federal structure of the Russian Federation. Also in the article will be given ways to solve these problems to eliminate these difficulties.

Key words: Federalism, Federation, challenge the Federal structure of the Russian Federation, the state-territorial structure, the symmetry of the legal status of subjects of the Russian Federation, the asymmetry of the legal status of subjects of the Russian Federation, additional elements of the status of the constitutional-legal status of subjects of the Russian Federation, the sovereignty of the constituent entities of the Russian Federation.

Россия — это уникальное федеративное государство, которое кардинально отличается от других зарубежных стран. За 27 лет, прошедших после распада СССР, Россия прошла сложный и долгий путь становления от советского федерализма до современной демократической Федерации. Наша страна не только самая большая по территории, но и одна из самых многонациональных государств в мире. Поэтому главной целью Российской Федерации является обеспечение единства всех субъектов Российской Федерации, сохраняя при этом принцип национальной и территориальной самобытности каждого из субъектов.

В настоящее время Российская Федерация согласно Конституции Российской Федерации имеет в своём составе три вида субъектов: государства в составе Российской Федерации (республики), государственно-территориальное образования (края, области, города федерального значения), национально-государственное образования (автономная область и автономные округа). С 2014 года в состав Российской Федерации входят 85 субъектов, в число которых входят три города федерального значения (Севастополь, Санкт-Петербург, Москва), одна автономная область (Еврейская автономная область), четыре автономных округа, сорок шесть областей, девять краёв и двадцать две республики.

Рассматривая данные принципы федерализма, и учитывая, что Российская Федерация — это молодое федеративное государство, то оно, следовательно, имеет ряд проблем.

В отличие от республики края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа имеют устав, принимаемый законодательным органом соответствующего субъекта Российской Федерации (статья 66 часть 2), также они не вправе устанавливать государственные языки, кроме русского. Таким образом, несмотря на формальный симметричный конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации, они на самом деле обладают ассиметричным конституционно-правовым статусом. Следовательно, Конституция Российской Федерации противоречит установленному ей же принципу равенства субъектов Российской Федерации.

На мой взгляд, эту проблему очень сложно решить, ведь устанавливая равенство всех субъектов, Российская Федерация сохраняет мир и порядок на всей территории страны. А если Федеральный центр попытается ограничить конституционно-правовой статус субъектов РФ, то это может привести к развитию сепаратизма.

Конюхова А. И. предлагает более безопасный путь решения данной проблемы. Она считает, что нужно все субъекты Российской Федерации превратить в республики без национальной окраски.

Согласно статье 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находится оборона и безопасность страны, однако в Конституции Республики Чечни содержится норма, которая обязывает всех граждан Чеченской республики нести службу в составе Вооруженных Сил Чеченской Республики, а это положение противоречит Конституции РФ.

Данная проблема была разрешена Конституционным Судом РФ, который постановил, что Конституция Российской Федерации не допускает суверенитета субъектов Российской Федерации.

Таким образом, Российская Федерация имеет ряд проблем федеративного устройства, которые требуют решения для системного, продуктивного и эффективного развития федеративных отношений на территории нашей страны.

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, Конституция РФ, автономная область, государственная власть, субъект, федеративное устройство, Конституция, проблема, Россия, федеральное значение.

Ключевые слова

федерация, федерализм, государственно-территориальное устройство, проблемой федеративного устройства Российской Федерации, симметрия правового статуса субъектов РФ, асимметрия правового статуса субъектов РФ, дополнительные элементы статуса, конституционно-правовой статус субъектов РФ, суверенитет субъектов РФ

федерализм, федерация, проблемой федеративного устройства Российской Федерации, государственно-территориальное устройство, симметрия правового статуса субъектов РФ, асимметрия правового статуса субъектов РФ, дополнительные элементы статуса, конституционно-правовой статус субъектов РФ, суверенитет субъектов РФ

Похожие статьи

Федерализм и Конституция Российской Федерации

Конституция закрепляет разнообразие субъектов Российской Федерации: край, область, автономный округ и автономная область, город

В Конституции РФ, отражающей реалии современного развития федеративных отношений, закреплен принцип равноправия.

Неравноправие субъектов Федерации как переходная стадия.

Конституция РФ, Российская Федерация, субъект федерации, субъект, федеративная форма, государственная власть, автономная область, совместное ведение, федеральное значение, федеративное государство. О субъектном составе Российского федеративного.

Правовой статус субъектов Российской Федерации как предмет.

Конституции РФ) — по особенностям статуса субъектов, по их социально-экономическому

К совместному ведению Федерации и ее субъектов отнесены такие области деятельности.

Асимметрия российского федерализма: конституционно-правовой.

Российская Федерация, государственная власть, конституция РФ, Конституция, субъект, край, субъект Федерации, федеральное значение, российский федерализм, округ. Суверенитет в сфере федеративных взаимоотношений между.

О форме государственного устройства России в широком.

Например, субъекты таких федераций как Российская Федерация, Республика Индия или Федеративная Республика Германия

Конституция РФ 1993 года в статье 1 устанавливает положение о том, что Российская Федерация имеет республиканскую форму правления.

Форма государственного устройства современной России

В статье рассмотрена суть формы государственного устройства современной России, ее значение. Проанализирована структура органов власти при федеративном устройстве. Рассмотрен порядок присоединения других субъектов в состав Российской Федерации.

Конституция РФ, Российская Федерация, субъект федерации.

Система государственного устройства России | Статья в журнале. Конституция РФ, Российская Федерация, субъект федерации, субъект, федеративная форма, государственная власть, автономная область, совместное ведение, федеральное.

Суверенитет в сфере федеративных взаимоотношений между.

Ключевые слова: государственный суверенитет, суверенитет народа, национальный суверенитет, государственная власть, федеративные отношения, субъект федерации. Суверенитет в качестве правовой категории, его проблемы в сфере взаимоотношений с.

Конституция РФ, государственная власть, Российская.

Конституция – Основной Закон государства, принятый в особом порядке, обладающий высшей юридической силой, верховенством на всей территории РФ и устанавливающий главные принципы организации государственной власти, а также устройства общества и государства.

К вопросу о системе мер федерального вмешательства

Россия – федеративное государство. Федеративная форма территориального устройства предполагает некоторую самостоятельность субъектов федерации.

Российская Федерация, государственное устройство, государственная власть, Конституция РФ, правовая система.


В 2005-2008 гг. объединительный процесс охватил 11 субъектов РФ, однако реализовано было только пять. К этому времени была создана необходимая нормативно-правовая база и в соответствии с ней прошли пять референдумов по укрупнению субъектов. В конечном счете на карте России появились Пермский край (7 декабря 2003г.), образованный за счет слияния Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа; Красноярский край (17 апреля 2005 г.), созданный за счет присоединения к действующему субъекту Таймырского и Эвенкийского автономного округов; Камчатская область (23 октября 2005 г.), путем объединения области и Корякского автономного округа; Иркутская область (16 апреля 2006 г.) расширилась за счет Усть-Ордынского бурятского автономного округа. Наконец, в 2007 г. в результате слияния Читинской области с Агинским бурятским автономным округом был создан Забайкальский край.

Анализ первого опыта администрирования страны показал, что первыми субъектами этого процесса стали наиболее депрессивные уральские, сибирские и дальневосточные автономные округа-реципиенты, за исключением донорских Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого округов, богатых нефтью и газом. Частично была решена проблема сложносоставного устройства ряда субъектов РФ, однако это не привело к системным изменениям. Не были решены проблемы снижения финансовой нагрузки на федеральный бюджет, роста инвестиций, повышения эффективности и оперативности управления в рамках новых субъектов и т.п. Выявились новые проблемы : модель российского федерализма, сочетает формальное равенство с фактическим неравенством субъектов, в результате чего конституционно-правовая симметрия уже вступила в диссонанс с экономической дифференциацией регионов; обострились проблемы межнациональных отношений и политических элит; возросли расходы на обеспечение самого процесса. Однако вектор процесса определился – отход от национально-территориального деления страны к административно-территориальному. Этот тезис активно озвучивают политики федерального и регионального масштаба, особенно в периоды выборных кампаний.

Помимо реализованных проектов в Российской Федерации имелись планы дальнейшего слияния регионов – Москвы и Санкт-Петербурга с прилежащими областями, Хакасии и Красноярским краем, Адыгеи с Краснодарским, Архангельской области с Ненецким автономным округом, Республики Алтай с Алтайским краем, Тюменской области с Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким автономными округами. Как видим, помимо обеих российских столиц, речь идет о частичном возвращении прежних реалий советского административно-территориального деления.

Председатель Совета Федерации РФ В.И.Матвиенко также высказывается за возобновление укрупнения регионов., обосновывая это тем, что сегодня положительный баланс во взаимоотношениях с федеральным бюджетом имеют менее половины субъектов, а их суммарный долг составил 1.2 триллиона рублей. Кандидат в Президенты РФ миллиардер М.Прохоров также предложил сократить число регионов и упразднить национальные республики. Подобные мнения высказывают и другие представители политической элиты. Сегодня циркулируют десятки самых различных проектов укрупнения, от реальных до фантастических.

Специфика России заключается в неоднородности ее как «большого пространства, большими разрывами между освоенными и обжитыми ареалами, природно-климатическими особенностями, а также традиционным преобладанием вертикальных связей над горизонтальными. Освоенные и обжитые территории в Сибири и на Дальнем Востоке и через столетия после начала их освоения представляют собой узкую полосу Транссибирской магистрали, шириной в несколько сот километров и локальными ареалами.

После распада СССР Россия стала северной страной, воздвигнутая на фундаменте вечной мерзлоты, так как около 95% ее территории расположены севернее широты, по которой проходит северная граница США. Как указывает российский социолог Е.Н.Стариков, более 90% населения проживает в узкой полосе сравнительно приемлемых агроклиматических условий, на востоке практически совпадающей с государственной границей и шириной до 1000 км на западе, где сказывается теплое влияние Гольфстрима. На этом пространстве и размещается подавляющая часть населения страны. И какая бы социально-политическая и экономическая обстановка не наблюдалась в России, демографические проблемы будут детерминированы климатическими условиями и природно-ресурсной базой.

Законодательно не закреплены численные пределы укрупнения субъектов и не просчитаны риски их последствий. В перспективе процесс укрупнения может привести к тому, что для нормального развития укрупненных субъектов Федерации потребуется новое административно- территориальное деление страны. Новые субъекты необходимо будет наделить определенными правами самоуправления и правом участия в процессе принятия решений органами государственной власти субъектов Российской Федерации. А это потянет за собой огромный массив муниципальной реформы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Карпик А.П., Осипов А.Г.,Мурзинцев П.П. Управление территорией в геоинформационном дискурсе.- Новосибирск. 2010.

2. Медведев Н.П. Политическая регионалистика.- М., 2002.

3. Бабурин В. Чем больше территория – тем лучше жизнь? // Век. 2002. №12.

4. Стариков Е.Н Схватка бульдогов под ковром. – Наш современник.1996. №9.

5. Колоткин М.Н. Сибирь в геополитическом контексте евразийства. // Третий международный научный конгресс «ГЕО-Сибирь-2007. Т.6.


В 2005-2008 гг. объединительный процесс охватил 11 субъектов РФ, однако реализовано было только пять. К этому времени была создана необходимая нормативно-правовая база и в соответствии с ней прошли пять референдумов по укрупнению субъектов. В конечном счете на карте России появились Пермский край (7 декабря 2003г.), образованный за счет слияния Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа; Красноярский край (17 апреля 2005 г.), созданный за счет присоединения к действующему субъекту Таймырского и Эвенкийского автономного округов; Камчатская область (23 октября 2005 г.), путем объединения области и Корякского автономного округа; Иркутская область (16 апреля 2006 г.) расширилась за счет Усть-Ордынского бурятского автономного округа. Наконец, в 2007 г. в результате слияния Читинской области с Агинским бурятским автономным округом был создан Забайкальский край.

Анализ первого опыта администрирования страны показал, что первыми субъектами этого процесса стали наиболее депрессивные уральские, сибирские и дальневосточные автономные округа-реципиенты, за исключением донорских Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого округов, богатых нефтью и газом. Частично была решена проблема сложносоставного устройства ряда субъектов РФ, однако это не привело к системным изменениям. Не были решены проблемы снижения финансовой нагрузки на федеральный бюджет, роста инвестиций, повышения эффективности и оперативности управления в рамках новых субъектов и т.п. Выявились новые проблемы : модель российского федерализма, сочетает формальное равенство с фактическим неравенством субъектов, в результате чего конституционно-правовая симметрия уже вступила в диссонанс с экономической дифференциацией регионов; обострились проблемы межнациональных отношений и политических элит; возросли расходы на обеспечение самого процесса. Однако вектор процесса определился – отход от национально-территориального деления страны к административно-территориальному. Этот тезис активно озвучивают политики федерального и регионального масштаба, особенно в периоды выборных кампаний.

Помимо реализованных проектов в Российской Федерации имелись планы дальнейшего слияния регионов – Москвы и Санкт-Петербурга с прилежащими областями, Хакасии и Красноярским краем, Адыгеи с Краснодарским, Архангельской области с Ненецким автономным округом, Республики Алтай с Алтайским краем, Тюменской области с Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким автономными округами. Как видим, помимо обеих российских столиц, речь идет о частичном возвращении прежних реалий советского административно-территориального деления.

Председатель Совета Федерации РФ В.И.Матвиенко также высказывается за возобновление укрупнения регионов., обосновывая это тем, что сегодня положительный баланс во взаимоотношениях с федеральным бюджетом имеют менее половины субъектов, а их суммарный долг составил 1.2 триллиона рублей. Кандидат в Президенты РФ миллиардер М.Прохоров также предложил сократить число регионов и упразднить национальные республики. Подобные мнения высказывают и другие представители политической элиты. Сегодня циркулируют десятки самых различных проектов укрупнения, от реальных до фантастических.

Специфика России заключается в неоднородности ее как «большого пространства, большими разрывами между освоенными и обжитыми ареалами, природно-климатическими особенностями, а также традиционным преобладанием вертикальных связей над горизонтальными. Освоенные и обжитые территории в Сибири и на Дальнем Востоке и через столетия после начала их освоения представляют собой узкую полосу Транссибирской магистрали, шириной в несколько сот километров и локальными ареалами.

После распада СССР Россия стала северной страной, воздвигнутая на фундаменте вечной мерзлоты, так как около 95% ее территории расположены севернее широты, по которой проходит северная граница США. Как указывает российский социолог Е.Н.Стариков, более 90% населения проживает в узкой полосе сравнительно приемлемых агроклиматических условий, на востоке практически совпадающей с государственной границей и шириной до 1000 км на западе, где сказывается теплое влияние Гольфстрима. На этом пространстве и размещается подавляющая часть населения страны. И какая бы социально-политическая и экономическая обстановка не наблюдалась в России, демографические проблемы будут детерминированы климатическими условиями и природно-ресурсной базой.

Законодательно не закреплены численные пределы укрупнения субъектов и не просчитаны риски их последствий. В перспективе процесс укрупнения может привести к тому, что для нормального развития укрупненных субъектов Федерации потребуется новое административно- территориальное деление страны. Новые субъекты необходимо будет наделить определенными правами самоуправления и правом участия в процессе принятия решений органами государственной власти субъектов Российской Федерации. А это потянет за собой огромный массив муниципальной реформы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Карпик А.П., Осипов А.Г.,Мурзинцев П.П. Управление территорией в геоинформационном дискурсе.- Новосибирск. 2010.

2. Медведев Н.П. Политическая регионалистика.- М., 2002.

3. Бабурин В. Чем больше территория – тем лучше жизнь? // Век. 2002. №12.

4. Стариков Е.Н Схватка бульдогов под ковром. – Наш современник.1996. №9.

5. Колоткин М.Н. Сибирь в геополитическом контексте евразийства. // Третий международный научный конгресс «ГЕО-Сибирь-2007. Т.6.

Читайте также: