План урока старажытная індыя

Обновлено: 04.07.2024

- Здравствуй Егор! Я вижу улыбку на твоем лице и желание активно работать на уроке. Очень приятно видеть тебя в хорошем расположении.

(Мемфис, иероглифы, клинопись, Хаммурапи, фараон, Тигр, Евфрат, пирамиды, сфинкс, алфавит, Амон- Ра, Сидон)

- А сейчас пришло время узнать о еще одной удивительной стране.

Стадия вызова: На фоне демонстрации презентации (слайд 1) звучи т музыка, учитель читает стихотворение.

- Закрой глаза и представь себе эту страну.

«О. древняя и мудрая страна!

Страна слонов, тибетских гор, священных вод и великолепных храмов.

- Какие ассоциации у вас возникли?

- Послушайте ещё текст об этой стране

- Как ты думаешь, что это за страна и что объединяет эту музыку, стихотворение и текст?

Карта Индии (слайд2)

- Что ты уже знаешь об этой стране?

- Укажи, а что ты хочешь узнать об этой стране?

Хочу узнать

У нас в гостях заморский гость. Узнаешь, кто это? Послушаем, что он нам скажет. (слайд 3)

2. А вот другое предположение об этой стране (стихотворение)

2 текст (слайд 4)

Между морем Аравийским

И Бенгальским заливом

Материк тот океаном.

С севера его границей

Горы служат Гималаи

Две реки текут широких

Инд и Ганг их называют.

Здесь Лианы прорастают,

Свои ветви раскидали,

Здесь тропические фрукты

На верхушках пальм созрели

Вот в таких опасных джунглях

Это тигры, леопарды,

Львы с косматой головою.

На деревьях висят змеи,

И огромные питоны.

А вокруг шипят гадюки,

Яд выплескивают кобры.

А еще есть добрый слон,

Он приручен и смирен,

Тяжести привык возить

И в сраженье победит,

Если боевой тот слон,

Если не обожествлен.

Но с любовью и заботой

Относились к корове.

Ее мясом не питались

И божественной кормилицей

С почитанием называли.

Мы чуть-чуть переместились,

Где теперь мы очутились?

Что за люди здесь живут?

И танцуют и поют.

Какая возникла у нас проблема? ( даётся противоречивая информация о древней Индии)

Учащийся распределяет понятия по странам, которым они принадлежат.

Египет - Мемфис, иероглифы, фараон, пирамиды, сфинкс, Амон-Ра

Междуречье - клинопись, Тигр, Евфрат, Хаммурапи.

Финикия – Сидон, алфавит)

Ответ: эта страна Индия

Ученик формулирует вопросы и записывает в таблицу, вопросы, что хочет узнать об этой стране, озвучивает

Географическое положение и природа Древней Индии.

Хозяйство и жизнь индийцев

Религиозные верования древних индийцев.

Учащийся знакомиться с двумя текстами с противоречивым содержанием

- Сравни два мнения о древней Индии. Что тебя удивляет? Какие противоречия налицо? Удивился?

Какой представляется нам Индия, если опираться на слова старика Хоттабыча и стихотворение? (наводящий вопрос: сказочной или реальной)

Ответ на какой вопрос ты бы хотел получить в итоге урока?

- Что нам пригодиться в решении проблемы? Откуда мы можем получить ответ?

Формулировка проблемы учеником.

1. работа с учебником

2. работа с картой

3. с иллюстрациями

4. работа с презентацией

Актуализация знаний. Планирование деятельности

План открытия нового знания

Надо узнать: (план урока)

1.Местоположение древней Индии

Учащийся составляет план урока.

Упражнение для глаз , способствующие профилактике миопии .

И.п. – сидя, откинувшись на спинку стула. Глубокий вдох. Наклоняясь вперед, к крышке стола, выдох. Повторить 5-6 раз.

И.п. – сидя, руки на поясе. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки. Вернуться в исходное положение. Повторить 5-6раз.

И.п. – сидя, руки вперед. Посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх, следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить, выдох. Повторить 4-5 раз.

Поиск решения проблемы (открытие нового материалы)

1. Местоположение Древней Индии

Работа с материалом в ОС в лекции к уроку 18

- Впишите недостающие слова.
Индия расположена на юге материка___________________. Северной границей Индии служат самые высокие горы в мире___. Берега Индии с запада, с востока и юга омывает_____________________.
Самые многоводные реки Индии – это _________и________.

Итак, по какому пункту плана у тебя уже появились знания?

Возвращение к проблеме урока.

2. Природные условия древней Индии.

Рассказ учителя о природе по презентации

- Некоторых животных индийцы обожествляли - это слон, корова, обезьяна, змея.

Индийцы во все времена поклонялись слону. Не случайно бога мудрости Ганеша они изображали с головой слона.

В Индии одна семья имела слона. Мать уходила на работу, и с ребенком оставляла слона. Эта огромная няня очень хорошо ухаживала за ребенком. Иногда ребенок далеко уползал от дома. Слон нежно брал его хоботом и приносил во двор. Когда ребенок плакал слон хоботом играл с ним. Во время сна ребенка слон хоботом отгонял от него мух. Ребенок очень любил огромную няню.

- Охарактеризуйте природу древней Индии

- Как называются леса в Индии? (джунгли).

- А что за диковинные звери водились в индийских лесах?

Учащийся работает с текстом лекции и картой, заполняя пропуски.

Учащийся указывает, что здесь был теплый климат, разливы рек.

В ответах учащихся дается характеристика джунглям, растительному и животному миру древней Индии

Ответ: 1). Большие реки создавали возможность для развития орошаемого земледелия;

2). Протяженная береговая линия благоприятствовала морской торговле;

3). Горы на севере защищали от холодных ветров и вражеских набегов.

Ответ: это был жаркий климат, наличие больших рек: в Древнем Египте – Нил, в Междуречье – Тигр и Евфрат.

Физкультминутка

А хотел бы ты попасть в джунгли? Давай прогуляемся по джунглям. Встань и повторяй за мной движения:

1).Заходим в сумерки джунглей и сначала ничего не видим, зажмуриваем глаза - открываем (несколько раз).

2). Идем по тропинке (ходьба на месте); стараемся высоко поднимать ноги - вдруг нам встретится змея (ходьба на месте с высоким подниманием бедра).

3). Увидели птицу слева, справа на дереве обезьяну(поворот головы влево вправо).

5). Раздвигаем заросли на пути (разводим руками: правой, левой, двумя).

6). Вот вышли из джунглей, увидели солнышко, улыбнулись ему и потянулись вверх руками (потягивания).

И вот мы удачно выбрались из индийских джунглей и вышли к индийской деревне. Что бы мы увидели? Чем занимались жители деревень?

- А сейчас давай предположим, какие занятия были развиты у жителей Древней Индии?

Рассказ учителя по лекции к уроку

– Основным занятием индийцев было земледелие. Чтобы подготовить участок для поселения, индийцам приходилось выжигать или вырубать лес. В заболоченных долинах рек индийцы сажали рис. Выращивали хлопчатник и сахарный тростник. Там, где было суше, сеяли пшеницу, ячмень. Деревни были окружены джунглями. Индийцы ходили туда за плодами и дровами для очага, на лесных опушках пасли коров и коз. Вооружившись луком, они охотились в джунглях на диких зверей, сетями ловили птиц.

- Послушайте занимательную задачку:

Занимательная задачка:

«Один древний путешественник, побывавший в Индии, вернулся на родину.

- Если бы ты только знал, - рассказывал он приятелю, - какая удивительная страна Индия. Там на кустах растет белая шерсть.

Приятель принял эти слова за шутку.

- Ну, какой же ты выдумщик и враль!

- Не хочешь – не верь! Я видел собственными глазами: земледельцы срезают белую шерсть с кустов, точно с овец, и делают из нее красивые и прочные ткани… Но самое необыкновенное даже не эта шерсть, а то, что индийцы добывают мед без всяких пчел. Они выжимают сок из тростника и уваривают его на огне. Сок становится твердым и хрустит на зубах, подобно соли. А на вкус он слаще пчелиного меда!

- Вранье! На свете нет ничего слаще пчелиного меда!

Так приятель и не поверил своему другу – путешественнику, меж тем друг-то говорил чистую правду.

- О чём говорил путешественник?

- Значит, что выращивали в древней Индии? Давайте обобщим, какие же занятия были развиты у жителей Древней Индии:

Мы выяснили основные занятия индийцев.

- А каково же было их общественное деление? (слайд 5)

Рассказ о кастах

- А каковы же были их религиозные верования? Надо сказать, они сильно отличались от наших.

– А сейчас, ребята, я буду перечислять вам факты , а вы в свою очередь на основе фактов делать выводы.

Факт 1. Индийцы поклонялись богу Ганешу, Шиве, Брахме и др.

Вывод : индийцы поклонялись многим богам, значит, они были язычниками

Факт 2. Бог Ганеша был с головой слона, других богов индийцы представляли в образе льва или хитроумной обезьяны; с особым почтением индийцы относились к корове, в связи, с чем не ели говядины, а того, кто убивал корову, считали самым страшным преступником, с которым и разговаривать никто не смел.

Вывод: особенное отношение у индийцев было к животным, даже некоторым животным они поклонялись как божеству

Факт 3 . Индийцы верили, что звери, птицы и насекомые думают, чувствуют и разговаривают между собой, совсем как люди. Когда кто-нибудь умирает, он на самом деле не перестает жить, а только меняет свой внешний облик, превращаясь в другое существо. Человек может после смерти родиться животным, а животное – человеком.

Вывод: индийцы не просто верили в загробную жизнь, а верили в переселение душ (реинкарнация).

Пример : некоторые индийцы ходят со специальной метелкой, чтобы не раздавить на дороге червяка или какую-нибудь другую букашку.

Вопрос: С какими верованиями связано такое поведение?

Ответ: Тоже с верой в переселение душ .

- Каких животных индийцы почитали? Почему? В каких других странах поклонялись животным? (в Египте)

- Что сходно в представлениях индийцев и египтян о посмертном существовании, что различно?

- Кроме всего вышесказанного, в Индии очень хорошо развивалась наука: астрономия, математика (цифры – арабские), десятичная система счета и многое другое. Наука Древнейшей Индии

Большого развития в Древней Индии достигла наука. Индийским астрономам, например, уже было известно о том, что Земля – это шар, который вращается вокруг своей оси. Разработали они и очень точный календарь.

Еще больших успехов добились индийские математики, сделавшие многие открытия, которыми мы пользуемся и сейчас. Важнейшим из них является изобретение простой и удобной системы счета. Индийцы первыми начали определять значение цифры не только ее начертанием, но и ее местом среди других цифр. Один и тот же знак у них мог обозначать и десятки, и сотни, и тысячи. Например, число 333 они могли записать, используя лишь один знак – 3. Египетским же математикам для записи этого же числа надо было вначале три раза изобразить знак, обозначавший 100, затем три знака по 10, а затем еще три по 1.

Цифры, которыми мы сейчас пользуемся и называем “арабскими”, были заимствованы арабами у индийцев. Даже десятичная система счета, принятая в настоящее время, тоже была изобретена индийскими математиками.

Народы Древней Индии, создавшие свою замечательную культуру и совершившие множество великих научных открытий, оказали большое влияние на развитие всей мировой культуры и науки.

Приблизительные ответы ученика: земледелие, скотоводство.

(о хлопке и сахарном тростнике)

Ученик учится делать выводы на основе услышанных фактов из религиозной жизни индийцев.

Применение знаний. Домашнее задание.

- Как вы считаете, стоит ли доверять таким сведениям об Индии, которые изложены были нашим гостем Стариком Хотабычем?

- Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать.

-Мне хотелось бы узнать, как ты усвоил тему. Поиграем в

при верном ответе хлопок, при неверном тишина.

Индия расположена в южной Азии на полуострове Индостан. (да)

Северной границей Индии служат самые высокие горы в мире Гималаи. (да)

Полуостров Индостан омывают воды Тихого океана. (нет)

Самые многоводные реки Индии – Тигр и Иордан. (нет)

Джунгли – это густой, труднопроходимый лес. (да)

Основные занятия древних индийцев сводились к земледелию скотоводству, ремеслу и торговле. (да)

Индийцы поклонялись многим животным, которых считали священными. (да)

В Древней Индии отсутствовали неравенство и рабство. (нет)

Индийцы открыли миру: цифры, шахматы, знание о том, что Земля шар. (да)

- Итак, сегодня мы начали разговор о Древней Индии. Вы узнали много интересного об этой сказочной, волшебной стране и её жителях. Древнеиндийская цивилизация оказала огромное влияние на многие страны Востока. Невозможно ни понять, ни изучить историю и культуру народов Южной и Юго-Восточной Азии, не зная истории Древней Индии. Она многому учит и сегодня. Не стоит забывать мудрые слова древних индийцев:

Да не будет ненависти

У брата к брату, а у сестры к сестре!

Оборотившись друг к другу, следуя одному обету,

Говорите доброе слово!

А теперь подведем итоги:

Вспомни, что ты знал по теме урока, а что ты узнал?

Рефлексия урока (слайд 7)

На сегодняшнем уроке я понял…, я узнал…, я разобрался…

На этом уроке меня порадовало…

Я похвалил бы себя…

Особенно мне понравилось…

После урока мне захотелось…

Сегодня мне удалось…

Я почувствовал, что…

Домашнее задание: (слайд 8)

1. Сочинение от имени путешественника побывавшего в Древней Индии.

3. Рисунки по теме урока

Нет. После сегодняшнего урока мы с точностью можем сказать, это небылица.

Примерный вывод по проблеме:

Ученик обращает внимание на свои знания в начале урока и те, которые он получил.

Ученик выбирает фразы, которые он хотел бы продолжить и делиться своими переживаниями.

Нажмите, чтобы узнать подробности

рассмотреть развитие литературы, религии и наук в Индии в веках до нашей эры; определить их значение в развитии индийской мировой культуры.

Развивающие: способствовать развитию памяти, внимания, логического мышления и устных речевых навыков.

Воспитательная: воспитывать культуру поведения при работе в группах; способствовать развитию интереса к мировой художественной культуре.

Тип урока: комбинированный

1. Организационный момент. (3 мин.)

2. Опрос домашнего задания (5 мин.)

3. Изучение новой темы (25 мин.)

4. Физкультминутка (1 мин.)

5. Подведение итогов урока (5 мин.)

6. Выставление оценок (3 мин.)

7. Объяснение домашнего задания (3 мин.)

Сегодня у нас необычный урок. Мы с Вами узнаем о культуре сказочной страны.

(Внимание на экран .Звучит музыка. (Видео) Исполнение индийского танца)

Учитель: Я получила послание древних индийцев учащимся XXI века - опорный конспект по теме урока (Рисунок 1). Что они хотели нам сказать? Что передали в своём послании?

Тема нашего урока: Культура Индии. На уроке мы с Вами узнаем о культуре Индии, достижениях индийской цивилизации, а поможет нам в этом послание, которое поможет нам быстрее запомнить новые знания. В конце урока мы ответим на вопрос: как достижения индийцев помогают нам в повседневной жизни, с какими областями знаний они связаны.

Проверка домашнего задания (проводится в устной форме) (5 минут):

Ребята, на прошлом уроке мы познакомились с природой и населением Древней Индии, сейчас мы проверим домашнее задания. Я вам буду задавать вопросы , кто знает ответ на этот вопрос поднимает руку и отвечает.

1. Как вы думаете, что такое культура?




2. Как называли жителей Древней Индии индейцы или индийцы?

3. Когда возникло государство в Древней Индии? (III век до н.э.)

4. Как назывались в Древней Индии группы людей, обладающие определёнными правами и обязанностями? (касты, варны)

5. На какие варны (касты) делилось индийское общество? (брахманы - жрецы, кшатрии - воины, вайшьи - земледельцы, шудры – слуги).

6. Можно ли было переходить из одной варны в другую?

7. На каком полуострове находится Индия?

8. Покажите на карте горы Гималаи

9. Назовите две реки, протекающие по территории Индии .

10. Какие растения выращивают в Индии ?

11. Какие животные обитают в Индии?

Давайте посмотрим на послание. Мы должны расшифровать его. Сможем ли мы это сделать сейчас? Наверное - нет. Нам нужны знания, которые мы получим на сегодняшнем уроке. (25 мин.)

Кто такие арии? (Это кочевники, проникшие в Индию в III тыс. до н.э.)

Ученик: Арии принесли в Индию свою религию. Они считали, что душа умершего человека может вселиться в любое тело, будь то животное или человек. Кем именно станет человек, зависит от того, каким он был прежде. Религию Ариев переняло большинство населения Индии. Многие из них, заботясь о душе, старались вести праведную жизнь и не обижать ни одно живое существо. Они верили, что в любом из них может обитать душа человека, который в прежней жизни был их предком, родственником или другом. Поэтому в Индии были священные животные.

Учитель: Какие наиболее почитаемые животные Вам известны?

Ученик: Особо индийцы почитали Слона и Корову .С большой любовью и почтением они относились к корове. Все, что с ней связано свято и обладает целебными свойствами, чтобы очистить себя от греха, индиец прислуживал корове. До сих пор в Индии почитают это животное.

Учитель: В VI в. до н.э. в Индии возникла новая религия, получившая название Буддизм. В III в. до н.э. после объединения Индии под властью царя Ашоки, который был последователем этого учения, буддизм получил распространение по всей Индии, а после этого религия распространилась по всему миру, став мировой религией.

Мировая религия – вероучение, которого придерживаются многие люди в разных странах мира.

Учитель: Буддизм существует уже 25 веков, поэтому на нашем послании слово буддизм одно из самых главных.

Основателем этой религии считают Сиддхарта Гаутаму. Он родился в семье властителя небольшого государства в Восточной Индии в VI в. до н.э. Получил прекрасное образование, рано женился и был счастлив. Но увидев однажды дряхлого старика, он подумал, что когда-нибудь станет тоже таким. В другой раз он встретил тяжелого больного и понял, что и его здоровье не вечно. А вскоре он увидел похоронную процессию. Увидев и почувствовав все реальные стороны жизни, он не мог дальше чувствовать себя счастливым и жить в “розовом свете”. Он думал о смысле жизни, о том как избавиться от бед и страданий, подстерегающих каждого. Совесть заставила его покинуть дом и, уйдя из него, стать отшельником. Пройдя через многие испытания, лишения и самоистязания он стал Просветленным – Буддой.

Основу данного учения составляют “четыре возвышенные истины”.

всё есть страдание

страдание имеет причину

страдания могут быть устранены

существует путь, который ведёт к устранению страданий

В Буддизме очень большое место отводиться любви и милосердию ко всему живому. Буддизм учит:

нельзя убивать никакое живое существо

нужно равно доброжелательно относиться ко всем людям

нельзя платить злом на зло

прощать все обиды

Высшими ценностями Будда провозгласил:

равенство всех людей и мир между ними

осуждение любых военных столкновений

развитие изобразительного искусства, музыки, танца.

Но кроме этого на нашем послании мы видим шахматные фигуры. Может быть, Вы подскажите в чём загадка?

- Ответы учащихся о изобретение шахмат

Учитель: А вот, что говорят ученые по этому вопросу. Индийское войско состояло из 4 частей: пехоты, конницы, колесниц и слонов. Но древнеиндийские мудрецы говорили, что царское могущество не в количестве воинов, а в искусном руководстве государством. Поэтому шахматы были придуманы как игра для царей. Шахматы –игра, которая тонизирует ум и развивает стратегические способности.

Что ещё мы можем сказать об индийских достижениях. Почему изображены цифры. Эти цифры принято называть арабскими, потому что мы заимствовали их у арабов. А сами арабы признавали, что цифры они переняли у индийцев.

Главная заслуга индийской математики заключалась в создании десятерично-позиционной системы счета. В индийской системе счета значение цифры зависит от того, какое место она занимает в числе. Созданный в Индии счет очень удобен, так как благодаря нему легче производить арифметические действия.

Кроме достижений в математике древние индийцы создали множество замечательных литературных произведений. Самые значительные из них- поэмы “Махабхарата” и “Рамаяна”.

В первой из них рассказывается о многолетней борьбе между двумя семьями раджей Пандавами и Кауравами.

Во второй поэме “Рамаяна” рассказывается о жизни и подвигах царевича Рамы, вступившего в схватку с царём демонов и победившего его.

В своих литературных произведениях нашли отражения отголоски исторических событий и традиций, происходивших на территории Древней Индии. (учитель читает отрывок из текста про царя Ашока)

Физкультминутка (1 мин.)

«А теперь, ребята, встали

Руки быстро вверх подняли,

В стороны, вперед, назад,

Повернулись вправо, влево,

Вопросы для задания по группам:

Работа в группах:

1 задание: каждая группа читает отрывок поэмы и пересказывает ее содержание, а также готовят ответ на вопрос.

А для того чтобы узнать содержание поэмы, вам необходимо реставрировать её текст

На земле Айодхий в Древней Индии правил царь Дашарата. Он был потомком рода Ману. От трёх жён у него было три сына. Старшего звали Рама. Он выделялся среди других своей добротой, честолюбием, храбростью, искренностью. Рама был объявлен наследником престола. Но вторая жена царя решила изгнать Раму, и посадить на трон своего сына Бхарату. Враги царевича Рамы добились изгнания его из столицы на 14 лет. Вместе с ним добровольно отправились в изгнание его жена – красавица Сита и его брат. Изгнанники поселились в лесу, в построенной ими простой хижине.

Чтобы защитить себя и Ситу, братьями приходилось сражаться с обитавшими в лесах демонами и великанами. Однажды в отсутствие мужчин в хижине появился свирепый царь демонов, имевший 20 могучих рук и 10 хитрых голов. Напрасно уговаривал он Ситу уехать с ним в его царство, обещал ей богатство и власть.

Сита не хотела его и слушать. Тогда царь силой утащил ее на свою колесницу. Услышав жалобные крики Ситы, могучий ястреб вступил в неравный поединок, разбил колесницу, но и сам погиб в битве. Царь унес Ситу в свое царство на остров Ланка.

Узнав от умиравшего ястреба, где находится Сита, братья решили ее освободить на помощь им пришли войска обезьян и медведей, понимавших, что Рама борется за справедливое дело. Из древесных стволов и каменных глыб обезьяны за несколько дней построили громадный мост на остров и вступили на Ланку.

Но Рама встретил их своими стрелами, превращавшимися в золотых птиц, истреблявших змей на лету. Рама отсекал своими меткими стрелами головы царя, но они тотчас, же отрастали вновь. Тогда выпустил Рама пылающую стрелу, полученную от богов, и пронзил ею сердце злого и коварного врага. Так была освобождена верная Сита.

Самостоятельная работа ( Буддизм)

Задание 2 . Проанализируйте и изобразите схематически состав древнеиндийского общества.

Кастовая система Древней Индии:


Учитель: Давайте посмотрим на послание древних индийцев. Поможет ли оно рассказать нам о тех достижениях индийцев, которыми мы пользуемся сегодня. Поможет ли оно распутать клубок знаний и ответить на наш главный вопрос: как достижения индийцев связаны с разными областями знаний.

Многие достижения культуры Древней Индии не устарели до наших времен. Мы часто используем их в нашей современной жизни:

- богатая приправами и специями кухня, без которых наша пища была бы пресной, а так же цейлонский чай

- медицинский инструмент – скальпель, который доктора используют во всем мире

- йога – духовные и физические упражнения, направленные на совершенствование человека.

Подведение итогов ( 5 мин.)

Закрепление пройденного материала по вопросам

Учитель: А теперь пришло время подвести итоги нашего урока и разгадать послание древних индийцев.

1. Что относится к культуре Древней Индии? (литература, искусство, религия).

2. Перечислите составляющие культуры Древней Индии? (религия, шахматы, литературные произведения, язык индийцев – санкскрит )

3. Чему жителей Индии учит буддизм? (нельзя убивать никакое живое существо, нужно равно доброжелательно относиться ко всем людям, нельзя платить злом на зло, прощать все обиды)

4. Каких богов Древней Индии вы знаете? ( Брахма, Вишну, Шива, Кришна)

5. Кто являлся основателем Буддизма? (Сиддтхартха Гаутама).

Итак, мы разгадали послание Древних индийцев. Оно учит нас сохранять культурные ценности, быть добрым, прощать людям их ошибки, не причинять никому зла!

Выставление оценок, на основании количества монет, полученных в ходе урока (3 мин.)

Объяснение домашнего задания (2 мин)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:повторить значение термина "культура" и его состовляющих компонентов, рассмотреть развитие литературы, религии и наук в Индии с древних веков до нашей эры, определить их значение в развитии мировой культуры.

Способствовать развитию памяти, внимания, логического мышления и устных речевых навыков.

Воспитывать культуру аоведения в групповой работе,способствовать развитию интереса к мировой культуре.

На уроке используется презентация с большим количеством наглядностей.

Всемирная история 6 класс

Тема урока: Культура Древней Индии

рассмотреть развитие литературы, религии и наук в Индии в веках до нашей эры; определить их значение в развитии индийской мировой культуры.

Развивающие: способствовать развитию памяти, внимания, логического мышления и устных речевых навыков.

Воспитательная: воспитывать культуру поведения при работе в группах; способствовать развитию интереса к мировой художественной культуре.

Тип урока: комбинированный

1. Оргмомент.

2. Опрос домашнего задания.

Покажите на карте территорию Древней Индии.

Расскажите о древнейших городах Индии.

Расскажите о развитии ремесла.

Расскажите об образовании Индийского государства.

Расскажите о кастовом строе.

Задания для развития мышления:

Один древний путешественник, побывавший в Индии вернулся на Родину.

- Если бы ты только знал, - рассказывал он приятелю, - какая удивительная страна Индия! Там на кустах растёт белая шерсть. Приятель принял эти слова за шутку.

- Ну какой же ты выдумщик и враль!

- Не хочешь – не верь! Я видел собственными глазами: земледельцы срезают белую шерсть с кустов, точно с овец, и делают из неё красивые и прочные ткани…

Но самое необыкновенное даже не эта шерсть, а то, что индийцы добывают мёд без всяких пчёл. Они выжимают сок из тростника и уваривают его на огне. Сок становится твёрдым и хрустит на зубах подобно соли, а на вкус он слаще пчелиного мёда.

- Враньё. На свете нет ничего слаще мёда!

- Лгал ли путешественник? Почему его рассказ встретил недоверие и удивление?

(Путешественник не лгал, так как он рассказывал о хлопке (белая шерсть) и сахаре).

Задания из рабочей тетради по теме Древняя Индия.

3. Изучение новой темы.

Основы искусства, образования и науки.

Слово учителя:

Что в эпосе правда, а что вымысел?

Какие выводы о жизни индийцев в древности мы можем сделать?

Вымышленной является информация о вмешательстве богов в войну.

Материал для учителя:

Зависть и злоба Кауравов преследуют Пандавов всю жизнь, но с момента помазания на царство Юдхиштхиры достигают предела. Согласно традиции, каждый из присутствующих на церемонии помазания может вызвать будущего повелителя на поединок; отказ невозможен, он расценивается как проявление слабости. Кауравы, зная, что Юдхиштхира плохой игрок в кости, вызывают его на поединок, и он проигрывает имущество, цар-ство, братьев, жену и самого себя. По требованию деда Кауравов и Пандавов, мудрого Бхишмы, проигранное возвращается Юдхиштхире, но его вторично вызывают на игру, и он опять проигрывает все. В результате на совете рода было решено: Пандавы и их жена Драупади отправляются в изгнание на 13 лет. Царство им будет возвращено при условии, что последний, 13-й год они проживут никем не узнанными. Пандавы выполнили обет, но вероломные Кауравы отказались соблюдать условия договора, и с этого момента братья начинают готовиться к войне. Армии Пандавов и Кауравов встречаются на поле Куру и сражаются 18 дней. Погибают почти все, лишь Пандавы-победители остаются в живых. Юдхиштхира воцаряется в столице отвоеванного царства, где долго и счастливо правит подданными.

Некогда владыкой царства демонов-рахшасов на острове Ланка был десятиголовый Равана. Он получил от бога Брахмы дар неуязвимости, благодаря которому никто, кроме человека, не мог его убить, и потому безнаказанно унижал и преследовал небесных богов. Ради уничтожения Раваны бог Вишну принимает решение родиться на земле в качестве простого смертного. Как раз в это время бездетный царь Айодхьи Дашаратха совершает великое жертвоприношение, дабы обрести наследника. Вишну рождается в семье Айодхьи под именем Рама.Уже юношей стяжав себе славу многими воинскими и благочестивыми подвигами, Рама направляется в страну Видеху, царь которой, Джанака, приглашает на состязание женихов, претендующих на руку его дочери прекрасной Ситы. В своё время Джанака удочерил Ситу и воспитал её, а теперь предназначает в жены тому, кто согнёт чудесный лук, дарованный ему богом Шивой. Сотни царей и царевичей тщетно пытаются это сделать, но только Раме удаётся не просто согнуть лук, а разломить его надвое. Джанака торжественно празднует свадьбу Рамы и Ситы, и супруги долгие годы в счастье и согласии живут в Айодхье в семье Дашаратхи.

Но вот Дашаратха решает провозгласить Раму своим наследником. Узнав об этом, вторая жена Дашаратхи Кайкейи, напоминает царю, что однажды он поклялся выполнить два любые её желания. Теперь она эти желания высказывает: на четырнадцать лет изгнать из Айодхьи Раму и помазать наследником её собственного сына Бхарату. Тщетно Дашаратха умоляет Кайкейи отказаться от её требований. И тогда Рама, настаивая, чтобы отец остался верным данному им слову, сам удаляется в лесное изгнание, и за ним добровольно следуют Сита и преданный ему брат Лакшмана. Не в силах вынести разлуку с любимым сыном, царь Дашаратха умирает. На трон должен взойти Бхарата, но благородный царевич, полагая, что царство по праву принадлежит не ему, а Раме, отправляется в лес и настойчиво убеждает брата вернуться в Айодхью. Рама отвергает настояния Бхараты, оставаясь верным сыновнему долгу. Бхарата вынужден возвратиться в столицу один, однако в знак того, что не считает себя полноправным правителем, водружает на трон сандалии Рамы.

Чтобы защитить себя и Ситу, братьями приходилось сражаться с обитавшими в лесах демонами и великанами. Однажды в отсутствие мужчин в хижине появился свирепый царь демонов, имевший 20 могучих рук и 10 хитрых голов. Напрасно уговаривал он Ситу уехать с ним в его царство, обещал ей богатство и власть.

Сита не хотела его и слушать. Тогда царь силой утащил ее на свою колесницу. Услышав жалобные крики Ситы, могучий ястреб вступил в неравный поединок, разбил колесницу, но и сам погиб в битве. Царь унес Ситу в свое царство на остров Ланка.

Узнав от умиравшего ястреба, где находится Сита, братья решили ее освободить на помощь им пришли войска обезьян и медведей, понимавших, что Рама борется за справедливое дело. Из древесных стволов и каменных глыб обезьяны за несколько дней построили громадный мост на остров и вступили на Ланку.

Но Рама встретил их своими стрелами, превращавшимися в золотых птиц, истреблявших змей на лету. Рама отсекал своими меткими стрелами головы царя, но они тотчас, же отрастали вновь. Тогда выпустил Рама пылающую стрелу, полученную от богов, и пронзил ею сердце злого и коварного врага. Так была освобождена верная Сита.

Какую информацию о жизни индийцев нам дают законы Ману?

Слово учителя:

Жители Древней Индии поклонялись многим богам. Постепенно из множества богов на главное место в индуизме выдвинулись три бога. Они образуют неразрывное единство. Бог Брахма - создатель и правитель мира. Он дал людям законы. Бог Вишну спасает людей от разных бедствий, например от потопа. Бог Шива - грозный носитель космической энергии, которая и созидает, и разрушает. Шива может погубить, а может и спасти. Индийцы любили и бога-пастушка Кришну.

Особенностью древних религиозных верований Индии – было представление о переселении душ.

Буддизм – одна из трех мировых религий (наряду с христианством и исламом), самая ранняя по времени возникновения (VI-V вв. до н.э.), в Индостане.

Основатель – индийский царевич Сидхартха Гаутама, названный Буддой (Просветленный). Последователем может стать любой человек, независимо от его национальности, пола и общественного положения.

Основные постулаты буддизма.

1. Жизнь во всех ее проявлениях есть зло и источник страданий для всех живущих.

2. Прекращение страданий в освобождении от желаний (прежде всего от желаний суетных).

3. Освободиться от желаний может тот, кто ведет праведную жизнь (5 обязательных требований: не лгать, нет красть, не причинять зло ближнему, воздержаться от чувственных излишеств и алкоголя).

4. Спасение состоит в достижении нирваны (Особого состояния свободы, покоя и блаженства). Нирваны можно достичь и при жизни, но полностью переход возможен только после смерти.

Сделать конспект открытий и достижений.

- Религиозные дворцы - храмы – (1 вид - храмы из кирпича и камня на открытой местности; 2 вид - храмы в пещерах).

- Из камня, обожженной глины изготовлялись разнообразные скульптуры.

- Возникновение десятирично – позиционной системы. Изобретение нуля - знака для обозначения пустоты.

- Медицина (болезни и способы лечения).

- Впервые стали производить сахар, ткани из хлопка.

- Появилась чатуранга", а по-русски – "шахматы".

- Была создана особая система духовного и физического совершенствования человека - йога.

4. Закрепление.

1. Согласно нему в году 360 дней, год делится на 12 месяцев, в каждом из них по 30 дней. Им пользовались в Индии и пользуемся мы сейчас.

2. Это изобрели индийцы, затем у них переняли арабы, от которых мы их и узнали и стали использовать в повседневной жизни, а особенно при изучении предметов технического цикла. Без них невозможно представить таблицу умножения.

3. Это растет в различной местности. Её собирают, промывают, сушат, а затем используют в практических целях. В частности из неё делают отвары и настои.

4. Игра двух партнеров на разделенной на светлые и темные клетки доске с 32 специальными темными и светлыми фигурами.

Сегодня у нас необычный урок. Мы с Вами узнаем о культуре сказочной страны.

Звучит музыка. Исполнение индийского танца. (Танец готовится заранее, как опережающее задание).

Индианка передаёт учителю послание древних индийцев учащимся XXI века - опорный конспект по теме урока (Рисунок 1). У меня в руках послание древних индийцев. Что они хотели нам сказать? Что передали в своём послании?

Тема нашего урока: Культура Индии. На уроке мы с Вами узнаем о культуре Индии, достижениях индийской цивилизации, а поможет нам в этом послание , которое поможет нам быстрее запомнить новые знания. В конце урока мы ответим на вопрос: как достижения индийцев помогают нам в повседневной жизни, с какими областями знаний они связаны.

Проверка домашнего задания ( проводится в устной форме):

1. Как вы думаете, что такое культура?

2. Как называли жителей Древней Индии индейцы или индийцы?

3. Когда возникло государство в Древней Индии? (III век до н.э.)

4. Как звали первого царя Древней Индии? (Ашока).

5. Как назывались в Древней Индии группы людей, обладающие определёнными правами и обязанностями? (касты, варны)

6. На какие варны (касты) делилось индийское общество? (брахманы - жрецы, кшатрии - воины, вайшьи - земледельцы, шудры – слуги).

7. Можно ли было переходить из одной варны в другую?

Давайте посмотрим на послание, которое нам передала индианка. Мы должны расшифровать его. Сможем ли мы это сделать сейчас? Наверное - нет. Нам нужны знания, которые мы получим на сегодняшнем уроке.

Кто такие арии? (Это кочевники, проникшие в Индию в III тыс. до н.э.)

Арии принесли в Индию свою религию. Они считали, что душа умершего человека может вселиться в любое тело, будь то животное или человек. Кем именно станет человек, зависит от того, каким он был прежде. Религию Ариев переняло большинство населения Индии. Многие из них, заботясь о душе, старались вести праведную жизнь и не обижать ни одно живое существо. Они верили, что в любом из них может обитать душа человека, который в прежней жизни был их предком, родственником или другом. Поэтому в Индии были священные животные.

Какие наиболее почитаемые животные Вам известны?

Особо индийцы почитали Слона и Корову.

С большой любовью и почтением они относились к корове. Все, что с ней связано свято и обладает целебными свойствами, чтобы очистить себя от греха, индиец прислуживал корове. До сих пор в Индии почитают это животное.

В VI в. до н.э. в Индии возникла новая религия, получившая название Буддизм. В III в. до н.э. после объединения Индии под властью царя Ашоки, который был последователем этого учения, буддизм получил распространение по всей Индии, а после этого религия распространилась по всему миру, став мировой религией.

Мировая религия – вероучение, которого придерживаются многие люди в разных странах мира.

Буддизм существует уже 25 веков, поэтому на нашем послании слово буддизм одно из самых главных.

Основателем этой религии считают Сиддхарта Гаутаму. Он родился в семье властителя небольшого государства в Восточной Индии в VI в. до н.э. Получил прекрасное образование, рано женился и был счастлив. Но увидев однажды дряхлого старика, он подумал, что когда-нибудь станет тоже таким. В другой раз он встретил тяжелого больного и понял, что и его здоровье не вечно. А вскоре он увидел похоронную процессию. Увидев и почувствовав все реальные стороны жизни, он не мог дальше чувствовать себя счастливым и жить в “розовом свете”. Он думал о смысле жизни, о том как избавиться от бед и страданий, подстерегающих каждого. Совесть заставила его покинуть дом и, уйдя из него, стать отшельником. Пройдя через многие испытания, лишения и самоистязания он стал Просветленным – Буддой.

  • всё есть страдание
  • страдание имеет причину
  • страдания могут быть устранены
  • существует путь, который ведёт к устранению страданий
  • нельзя убивать никакое живое существо
  • нужно равно доброжелательно относиться ко всем людям
  • нельзя платить злом на зло
  • прощать все обиды

Надеяться человек должен не на богов, а на самого себя, ведя праведный образ жизни. Даже Будда никого не может спасти, он только постигает истину и указывает правильный путь, по которому каждый должен идти самостоятельно.

Индийцы, подобно другим народам считали, что некоторые предметы обладают чудодейственной силой (например, книга или прядь волос, будто бы принадлежащая богу). Для хранения этих предметов строились ступы. Это были небольшие земляные холмы, которые впоследствии обкладывались камнем или кирпичом.

  • равенство всех людей и мир между ними
  • осуждение любых военных столкновений
  • развитие изобразительного искусства, музыки, танца.

Древние индийцы создали и передали человечеству многие достижения которыми мы пользуемся и сегодня. Какими достижениями мы пользуемся сегодня? Давайте вновь обратимся к нашему посланию. Я Вам расскажу историю, а Вы постараетесь ответить о чем рассказывает путешественник.

- Индия - удивительная страна, там на кустах растет белая шерсть, индийцы срезают ее с кустов, точно с овец, и делают из нее ткани… А из тростника выжимают сок, уваривают его на огне и он становится твердым и более сладким чем пчелиный мёд.

Может быть это неправда. Скажите, что это такое.

Это хлопок и сахар. Вот почему индийцы в своём послании обратили наше внимание на это.

Но кроме этого на нашем послании мы видим шахматные фигуры. Может быть Вы подскажите в чём загадка?

А вот, что говорят ученые по этому вопросу. Индийское войско состояло из 4 частей: пехоты, конницы, колесниц и слонов. Но древнеиндийские мудрецы говорили, что царское могущество не в количестве воинов, а в искусном руководстве государством. Поэтому шахматы были придуманы как игра для царей.

Что ещё мы можем сказать об индийских достижениях. Почему изображены цифры. Эти цифры принято называть арабскими, потому что мы заимствовали их у арабов. А сами арабы признавали, что цифры они переняли у индийцев.

Главная заслуга индийской математики заключалась в создании десятерично-позиционной системы счета. В индийской системе счета значение цифры зависит от того, какое место она занимает в числе. Созданный в Индии счет очень удобен, так как благодаря ему легче производить арифметические действия.

Кроме достижений в математике древние индийцы создали множество замечательных литературных произведений. Самые значительные из них

Поэмы “Махабхарата” и “Рамаяна”.

В первой из них рассказывается о многолетней борьбе между двумя семьями раджей Пандавами и Кауравами.

Во второй поэме “Рамаяна” рассказывается о жизни и подвигах царевича Рамы, вступившего в схватку с царём демонов и победившего его.

В своих литературных произведениях нашли отражения отголоски исторических событий происходивших на территории Древней Индии.

Перед вами отрывки из литературных произведений Древней Индии. Прочитайте и скажите, о каких жизненных ценностях говорят нам индийские авторы. (Приложение 1).

Давайте посмотрим на послание древних индийцев. Поможет ли оно рассказать нам о тех достижениях индийцев, которыми мы пользуемся сегодня. Поможет ли оно распутать клубок знаний и ответить на наш главный вопрос : как достижения индийцев связаны с разными областями знаний.

Ответы детей, обобщающие пройденный материал.

Таким образом, жители Древней Индии создали замечательную культуру, совершили множество открытий, которыми мы пользуемся в нашей жизни. В Индии возникла одна из мировых религий – Буддизм.

Читайте также: