Пкпп в детском саду что это

Обновлено: 05.07.2024

ПКПП (пункт коррекционно-педагогической помощи) – это форма организации коррекционно – педагогической помощи детям с нарушениями речи.
C 01.09.2016 г. в нашем учреждении дошкольного образования функционирует пункт коррекционно-педагогической помощи, который расположен на втором этаже в кабинете учителя-дефектолога.

Цель и задачи пункта коррекционно-педагогической помощи

Основной целью деятельности пункта является оказание коррекционно-педагогической помощи детям, осваивающим содержание образовательной программы дошкольного образования и имеющим стойкие или временные трудности в их освоении.
Задачами пункта являются:
– изучение особенностей психофизического развития воспитанников с целью определения оптимальных путей оказания им коррекционно-педагогической помощи;
– исправление или ослабление индивидуальных нарушений развития, препятствующих успешному усвоению воспитанником образовательной программы дошкольного образования, предупреждение возникновения вторичных нарушений психофизического развития у обучающихся;
– формирование общих способностей учебной деятельности с целью выполнения воспитанниками требований образовательных стандартов дошкольного образования;
– формирование позитивной мотивации к учебной деятельности, развитие функций самоконтроля и произвольной регуляции поведения у воспитанников.

Показания к зачислению в пункт коррекционно-педагогической помощи

В состав ПКПП зачисляются дети с относительно более лёгкими речевыми нарушениями, а именно:
– фонетические нарушения речи (дислалия, стертая форма дизартрии, нарушение голоса, ринолалия)
– фонетико-фонематическое недоразвитие речи (дислалия, дизартрия, ринолалия);
– нерезко выраженное общее недоразвитие речи: неосложнённый вариант общего недоразвития речи и осложнённый вариант общего недоразвития речи (при дизартрии и ринолалии);
– нарушения темпо-ритмической стороны речи (заикание легкой степени, брадилалия, тахилалия).

Логопедический словарь для родителей

Зачисление в пункт коррекционно-педагогической помощи

Зачисление воспитанников в пункт осуществляется приказом руководителя учреждения образования на основании следующих документов:
– заключения государственного центра коррекционно – развивающего обучения и реабилитации (с рекомендациями по организации коррекционно – педагогической помощи, с указанием периода, в течении которого рекомендовано оказание коррекционно – педагогической помощи обучающемуюся с ОПФР);
– заявления законного представителя воспитанника.
Для получения заключения ЦКРОиРа необходимо записаться по тел. 62-47-85 (с 08.00 до 12.00) на психолого-медико-педагогическое обследование в «Государственный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации по адресу: г. Гродно, БЛК, 33.
1. Психолого-медико-педагогическое обследование проводится с согласия и в присутствии законных представителей детей с особенностями психофизического развития.
2. Для проведения психолого-медико-педагогического обследования законным представителем предоставляются следующие документы:
– выписка из медицинских документов, которую делает участковый врач-педиатр (анамнестические сведения: вес ребенка при рождении, от какой по счету беременности и родов, какие заболевания перенес ребенок в период от рождения до настоящего времени);
– медицинская справка о состоянии здоровья (если ребенок состоит на учёте у врача-психиатра, либо по направлению ЦКРОиР);
– психолого-педагогическая характеристика из учреждения образования, которое посещает ребенок, заверенная печатью и подписями директора/заведующего и соответствующих специалистов учреждения образования (характеристика предоставляется как при посещении детского психиатра, так и в ЦКРОиР до проведения ПМПК);
– результаты продуктивных видов деятельности ребенка: рисунки, аппликационные работы, небольшие поделки.

Процесс обучения в пункте коррекционно-педагогической помощи

Обследование и распределение по подгруппам обучающихся с ОПФР, зачисленных на занятия ПКПП, проводятся учителем-дефектологом с 1 по 15 сентября текущего года.
В период с 16 сентября по 25 мая (31 мая) текущего года с воспитанниками проводятся занятия. Периодичность посещения занятий обучающимися составляет 2–4 раза в неделю.

Учитель-дефектолог пункта:

– осуществляет изучение индивидуально-типологических особенностей развития каждого обучающегося, зачисленного в пункт, с целью определения оптимальных путей оказания ему коррекционно-педагогической помощи;
– распределяет обучающихся с особенностями психофизического развития по группам, подгруппам, определяет необходимость проведения индивидуальных занятий с отдельными обучающимися;
– разрабатывает перспективные планы работы (на группу, подгруппу или индивидуальные) по исправлению индивидуальных нарушений развития с учетом структуры и степени тяжести нарушений развития, выявленных у обучающихся;
– проводит занятия (групповые, подгрупповые, индивидуальные) в игровой и занимательной форме, используя в своей работе эффективные методы, приемы и средства обучения, содействующие повышению познавательной активности и развитию основных психических процессов (внимания, памяти, мышления и других), коммуникативной деятельности;
– формирует у детей эффективные способы усвоения учебных умений и навыков;
– создает атмосферу эмоционального комфорта на занятиях с целью сохранения физического, психологического и нравственного здоровья обучающихся;
– несет ответственность за правильную организацию и содержание коррекционно-педагогической помощи обучающимся;
– участвует в работе педагогического совета учреждения образования, на базе которого открыт пункт, районных, городских, областных методических объединений учителей-дефектологов;
– проводит работу по пополнению пункта раздаточными материалами;
– осуществляет связь с законными представителями детей путем участия в родительских собраниях, проведения индивидуальных и групповых консультаций;
– консультирует педагогов учреждения образования, структурным подразделением которого является пункт, по вопросу индивидуализации процесса обучения и воспитания детей, зачисленных на занятиях в пункт, детей, не зачисленных на занятия в пункт, но нуждающихся в коррекционно-педагогической помощи и поддержке;
– соблюдает профессиональную этику, хранит профессиональную тайну, не распространяет сведения, полученные в результате изучения индивидуально-типологических особенностей развития обучающихся, консультационной работы, если это может нанести вред ребенку или его семье;
– выполняет другие обязанности, предусмотренные квалификационной характеристикой учителя-дефектолога.

Основной целью деятельности пункта коррекционно – педагогической помощи является оказание коррекционно-педагогической помощи обучающимся, осваивающим содержание образовательной программы дошкольного образования и имеющим стойкие или временные трудности в ее освоении.

В наличии в кабинете учителя – дефектолога имеется необходимый материал для работы с детьми: игрушки, развивающие и дидактические игры и пособия, наглядный материал по обследованию и развитию речи детей, материал для развития фонематического слуха и мелкой моторики. Также в достаточном количестве имеются учебные и методические пособия.

С целью выявления необходимости получения коррекционно-педагогической помощи и дальнейшего зачисления в ПКПП для занятий с учителем-дефектологом, проводилось фронтальное обследование детей средних, старших групп.

В ПКПП в первую очередь принимаются дети с ОНР ( 3 ур. р .р.), с нерезко выраженным общим недоразвитием речи, с дислалией.

Зачисление в ПКПП осуществляется приказом руководителя учреждения образования на основании следующих документов:

- заключения ЦКРОиР (центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации) с рекомендациями по организации коррекционно-педагогической помощи;

- заявления законного представителя обучающегося.

Коррекционно-педагогическая помощь обучающихся в ПКПП оказывается учителем-дефектологом на занятиях с учетом возраста обучающегося.

В ПКПП могут проводиться групповые, подгрупповые и индивидуальные занятия.

Занятия проводятся в игровой и занимательной форме.

Основные направления работы:

- совершенствование грамматического и лексического строя речи;

- развитие связной речи;

- развитие фонематических процессов;

- развитие подвижности органов артикуляции, общей и мелкой моторики;

- формирование эффективных способов усвоения учебных умений и навыков.

В работе используются разнообразные методы, приемы и средства обучения.

Занятия проводятся в период с 16 сентября по 31 августа.

Периодичность посещения занятий обучающимися 2-4 раза в неделю.

Периодичность и продолжительность каникул в ПКПП соответствует периодичности и продолжительности каникул в учреждении образования.

Учитель-дефектолог ПКПП на основе изучения индивидуально-типологических особенностей обучающихся разрабатывает планы коррекционно-педагогической помощи на группу, подгруппу и индивидуальные.

Учитель-дефектолог ПКПП проводит консультативную работу с педагогическими работниками и законными представителями обучающихся по вопросам индивидуализации обучения и воспитания ребенка.

1. Что такое ПКПП и чем он отличается от речевой группы в специальном детском саду?

ПКПП – пункт коррекционно-педагогической помощи (логопункт), основной целью работы которого является оказание коррекционно-педагогической помощи детям, имеющим трудности в освоении программы дошкольного образования.
В зависимости от характера нарушений физического или психического развития в пункте могут быть сформированы группы для детей:
- с нарушениями речи
- с нарушениями слуха
- с нарушениями зрения
- с нарушениями психического развития.

Отличия ПКПП от речевой группы.

1) Учитель-дефектолог в ПКПП встраивается в общеобразовательный процесс, а не идет с ним параллельно как это принято в речевой группе. Работа учителя-дефектолога строится с учетом внутреннего расписания ДОУ.
2) В отличие от специализированных групп, задача коррекции речи в ПКПП является дополнительной. В расписании нет времени, специально отведенного для занятий с учителем-дефектологом, поэтому приходится очень тщательно составлять расписание и заниматься с детьми таким образом, чтобы не помешать усвоению дошкольной образовательной программы.
3) Нет тесной взаимосвязи с воспитателями групп. Педагоги работают по своим планам и не имеют возможности осуществлять постоянный контроль за правильным произношением звуков.
4) В логопедической группе состав детей не меняется в течение года, на логопеда приходится до 12 детей. На логопункт дети поступают и выбывают в течение года, при этом одновременно у логопеда занимаются 22-26 детей.
5) В логопедической группе дети имеют одинаковое речевое нарушение, что определяет программу занятий. На логопункте одновременно занимаются дети с различными речевыми нарушениями (ОНР, ФФНР, заикание, дизартрия и комбинированные дефекты).
6) Основными формами организации работы с детьми, имеющими нарушения речи, на логопункте являются индивидуальные и подгрупповые занятия. Занятия кратковременные (15-20минут), краткосрочные (2-3 раза в неделю) и рассчитаны на 6-ти или 12 месячный срок обучения. Логопед на логопункте вынужден подстраиваться под общеразвивающие групповые занятия и режимные моменты; в тот день, когда ребенок посещает его занятия. Сами дети с речевыми нарушениями получают коррекционную помощь порционно, а не ежедневно, как дети речевой группы детского сада.
Поэтому, дети со сложными речевыми нарушениями (ОНР, ФФНР), посещавшие ранее речевую группу, зачастую, лучше подготовлены к школе, чем дети с такими же диагнозами, но посещавшие логопункт при ДОУ.

2. Что делает учитель-дефектолог? И в чем отличие логопеда от учителя-дефектолога?

Согласно Положению о ПКПП (Постановление Министерства образования РБ от 20.10.2011г.) зачисление детей в ПКПП осуществляется приказом руководителя детского сада на основании следующих документов:
1) Заявления законного представителя ребенка.
2) Заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР).
Следовательно, учитель-дефектолог самовольно не может зачислить ребенка на занятия.

4. С какого возраста и с какими речевыми нарушениями зачисляют в ПКПП?

Каких детей берут в ПКПП?
На логопедический пункт зачисляются дети с 5 лет с несложными (по сравнению с диагнозами для логопедических садов) речевыми нарушениями. На логопедические пункты берут не всех детей обычного детского сада, а только самых нуждающихся в помощи. Существует очередность в зависимости от степени тяжести нарушения речи. В первую очередь зачисляются дети 5-6 лет, которым через год поступать в школу. То есть ребята из старшей группы. А так же те, кто не закончил занятия с логопедом в прошлом году. На оставшиеся места зачисляется часть детей старшей группы. Все остальные, нуждающиеся в помощи учителя-дефектолога, ставятся на очередь.
Чаще всего принимаются дети с такими заключениями:
- нарушение произношения отдельных звуков (артикуляторно-фонетическая дислалия);
- нарушение звукопроизношения и фонематического восприятия (фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР), акустико-фонематическая дислалия);
- грубые нарушения звукопроизношения, обусловленные неразвитым мышечным тонусом (стёртая форма дизартрии, артикуляторно-фонематическая дислалия);
- заикание (лёгкая степень);
- Общее недоразвитие речи 3 уровня (ОНР 3 уровня);
- НВОНР (нерезко выраженное общее недоразвитие речи) у детей со стертой формой дизартрии, или НВОНР не осложненное.

5. Как часто проводятся коррекционные занятия и в какой форме?

Фронтальные (с группой детей) — 1-2 раз в неделю, индивидуально-подгрупповые занятия — 1-2 раза в неделю.
Наилучший эффект, конечно же, дают индивидуальные занятия.
Как часто проводятся с вашим ребенком индивидуальные занятия и их продолжительность определяет логопед в зависимости от степени выраженности речевого нарушения, возраста ребенка и его психофизических особенностей.
В основном индивидуальные занятия на логопункте длятся от 10 до 20 минут.
Цель групповых занятий – развитие фонетико-фонематического восприятия и обучение элементам грамоты; формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи.
Цель индивидуальных логопедических занятий — коррекция звукопроизношения и развитие фонематических процессов.

6. Нужно ли делать домашние задания и как?

Для преодоления речевых нарушений необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми.
Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:
- не ругать ребенка за неправильную речь;
- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.
Кроме того, родители сами должны научиться выполнять и показывать ребенку простые артикуляционные упражнения для подготовки речевого аппарата к правильному звукопроизношению.
Особое внимание родители должны уделять выполнению домашних заданий.
Весь речевой материал, полученный в качестве домашнего задания от логопеда, должен быть отработан, т.е. родители должны добиваться правильного и четкого выполнения ребенком задания, даже путем заучивания:
- задания должны быть прочитаны ребенку;
- все задания выполняются до конца.

Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка.
Родители должны следить за правильностью собственной речи. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, выразительной. Дома чаще читайте стихи, сказки, загадки, пойте песенки. На улице наблюдайте за птицами, деревьями, людьми, явлениями природы, обсуждайте с детьми увиденное. Избегайте частого просмотра телепрограмм, особенно взрослого содержания. Играйте вместе с ребенком, налаживайте речевой, эмоциональный контакт.

ПКПП – структурное подразделение, которое может создаваться в учреждениях дошкольного и общего среднего образования. Это значит, что занятия организуются на базе того учреждения образования, которое посещает ребенок.

Зачем нужен ПКПП? Кто может посещать ПКПП?

ПКПП нужен для оказания коррекционно-педагогической помощи лицам, осваивающим содержание образовательной программы дошкольного образования, образовательных программ общего среднего образования и имеющим стойкие или временные трудности в их освоении. Открытие ПКПП позволяет своевременно оказывать коррекционно-педагогическую помощь, что содействует повышению качества дошкольного или общего среднего образования.

С целью выявления нуждающихся в коррекционно-педагогической помощи ЦКРОиР совместно с учителем-дефектологом ПКПП проводится предварительное обследование детей (при наличии согласия родителей обучающихся и запроса руководителя учреждения образования). По итогам предварительного обследования выявляются обучающиеся, которые нуждаются в коррекционно-педагогической помощи. Учитель-дефектолог ПКПП сообщает родителям обучающихся о результатах предварительного обследования, проводит с ними разъяснительную работу о необходимости коррекционно-педагогической помощи и информирует их о процедуре психолого-медико-педагогического обследования в ЦКРОиР для получения заключения с рекомендациями об оказании коррекционно-педагогической помощи, графике работы психолого-медико-педагогической комиссии ЦКРОиР.

С какого возраста ребенок может посещать занятия в ПКПП?

Нарушения звукопроизношения до 4,5 лет могут носить характер возрастной нормы.

Могут ли зачислить ребенка в ПКПП без прохождения обследования в ЦКРОиР? Нет.

Отказ от прохождения психолого-медико-педагогической комиссии ЦКРОиР является основанием для отказа в зачислении обучающегося с ОПФР в ПКПП. Учителем-дефектологом ПКПП разъясняются возможные последствия такого отказа законному представителю обучающегося. Зачисление в ПКПП осуществляется приказом руководителя учреждения образования ТОЛЬКО на основании следующих документов:

  • заключения ЦКРОиР;
  • заявления законного представителя обучающегося с ОПФР.

Как долго ребенок может посещать ПКПП?

Срок занятия ребенка в ПКПП зависит от стойкости и тяжести нарушения у ребенка. В заключении ЦКРОиР после прохождения обследования содержатся рекомендации по организации коррекционно-педагогической помощи с указанием периода, в течение которого рекомендовано оказание коррекционно-педагогической помощи обучающемуся с ОПФР.

Как осуществляется отчисление детей с занятий в ПКПП?

Надо ли повторно проходить комиссию?

Отчисление обучающихся из ПКПП осуществляется приказом руководителя учреждения образования после исправления нарушений физического и (или) психического развития на основании списка обучающихся, исправивших нарушения психофизического развития, составленного по результатам обследования детей учителем-дефектологом ПКПП и специалистами ЦКРОиР и утвержденного директором ЦКРОиР. В соответствии с данным списком руководитель учреждения образования издает приказ на отчисление обучающихся из ПКПП после исправления нарушений физического и (или) психического развития. Отчисление из ПКПП может осуществляться по другим причинам: смена места жительства, перевод в иное учреждение образования, отказ законных представителей обучающегося с ОПФР от коррекционно-педагогической помощи. В данном случае основанием для отчисления из ПКПП служит заявление законных представителей обучающегося с ОПФР.

Ярославна Киндякова

Я бы добавила) на основании статьи 42 фз 273 об образовании, если ребёнку требуется психологическая либо логопедическая помощь, родитель имеет право написать заявление на имя директора садика или школы для предосиавоения данной помощи. Зачем поголовно отправлять всех на пмпк. Комиссия Пмпк определяет образовательную программу для ребёнка, в случае если он не справляется с основной образовательной программой.

Ярославна, я пишу про Беларусь. У нас не действуют законы РФ. Дети могут получить бесплатную помощь в учреждениях образования ТОЛЬКО на основании справки с ПМПК.

Читайте также: