Как изменила научную картину мира современная физика кратко

Обновлено: 07.07.2024

В процессе познания окружающей среды и изучения мира, человек в своем сознании создает определенную картину мира. Картина мира в процессе развития человечества менялась, представление об окружающем мире первобытного человека отличалось от картины мира человека в другие периоды его развития. К тому же, каждый человек по-своему представляет окружающий мир в зависимости от окружения, воспитания, религии, духовного развития и т.д. Отсюда возникновение различных картин мира. Помимо этого, каждая отдельно взятая наука может формировать свою картину мира, например, физическая картина мира, химическая, биологическая и т.д.

Однако, не смотря на все многообразие картин мира, которые существуют в современной науке, наиболее общее представление дает общая научная картина мира. Она описывает общество, человека и природу.

Научная картина мира сформировалась на основе достижений общественных, гуманитарных, естественных наук, но ее фундаментом по праву считается естествознание. Вклад естествознания в развитие научной картины мира является таким большим, что часто научную картину мира отождествляют с естественно-научной.

Естественно – научная картина мира – это исторически сформировавшееся в процессе естествознания достоверное знание о природе. Данная картина мира включает в себя знания из всех естественных наук, в тои числе их фундаментальные идеи, теории.

Физика в естественно-научной картине мира

Однако известно, что исторически в естествознании преобладают знания физической науки, и физика до сих пор считается самой развитой и систематизированной наукой. Вклад остальных естественных наук в процесс становления естественно-научной картины мира, особенно в период возникновения мировоззрения европейской цивилизации Нового времени, был гораздо меньше. Поэтому обращение к физике в период становления классической естественно-научной картины мира является закономерным. Концепции физики и ее аргументы в большой степени определили естественно-научную картину мира.

Готовые работы на аналогичную тему

Физика, в отличие от других естественных наук, благодаря высокой степени разработанности, смогла создать свою собственную картину мира – физическую. Остальные естественные науки смогли это сделать лишь в ХХ веке.

Физика – это наука, которая занимается изучением простейших и в то же время наиболее общих закономерностей природы, каких как, законы движения материи, ее свойства и строение.

Физика ищет в каждом явлении природы факторы, объединяющие его с другими. Поэтому законы и понятия физики являются основополагающими, фундаментальными для всего естествознания.

Физика является экспериментальной наукой, ее законы основываются на фактах, установленных путем опытов и экспериментов. Кроме того, различают теоретическую физику, ее целью является формулирование законов природы. Существование экспериментальной и теоретической физики друг без друга невозможно.

В зависимости от объектов изучения, физика делится на следующие разделы:

  • Физика элементарных частиц
  • Физика ядра
  • Физика атомов и молекул
  • Физика газов и жидкостей
  • Физика твердого тела
  • Физика плазмы.

По уровню организации материи физика делится на:

  • Физику макромира
  • Физику микромира
  • Физику мегамира.

По характеру изучаемых явлений, процессов и форм взаимодействия различают следующие области физики:

  • Механика
  • Электродинамика
  • Квантовая физика
  • Теория гравитации
  • Термодинамика
  • Статистическая физика.

Физическая картина мира

С относительно недавних пор понятие "физическая картина мира" рассматривается не только как результат развития физического знания, но и как самостоятельный вид знания. Физическая картина мира, наряду с тем, что обобщает все полученные ранее знания о природе и систематизирует их, еще и вводит в физическую науку новые философские идеи, способные существенным образом менять основы физического знания. Таким образом, физическая картина мира – это такая физическая модель природы, в состав которой входят основополагающие физические и философские идеи, теории, общие понятие и принципы, методы познания.

Процессом развития физической картины мира является постоянное развитие других картин мира, отражающих структуру и свойства материи.

Качественное изменение основополагающих физических идей, составляющих базу для физической теории – это основа для выделения отдельных типов физической картины мира. Каждое изменение физической картины мира дает начало нового этапа в развитии физики. В рамках каждого этапа идет эволюционное развитие физики, то есть картина мира не меняется, просто возникает возможность выдвижения новых теорий, уже заложенных в существующей картине мира. В результате изменения ключевых понятий картины мира происходит революция в физике, в результате которой возникает новая физическая картина мира.

Основой объяснения природных явлений с точки зрения физической науки являются такие фундаментальные понятия и принципы, как: материя, движение, пространство и время, место и роль человека в мире, причинно-следственные связи.

Понятие материи является ключевым, именно поэтому изменения представлений о строении материи приводят к революции в физике. Исторически, такие революции происходили два раза. Первая произошла в 19 веке, когда случился переход от атомистических представлений о материи к полевым. Вторая революция произошла в 20 веке, когда полевые представления сменились квантовыми. Следовательно, можно выделить три физические картины мира, сменявшие друг друга - механическая, затем электромагнитная и квантовая.

Физика – одна из наук, изучающих природу. В мире происходят разнообразные изменения или явления. Физика изучает: механические, электрические, магнитные, тепловые, звуковые и световые явления. Все они называются физическими. Изучая самые простые явления, можно вывести общие законы. Задача физики: открывать и изучать законы, которые связывают между собой различные физические явления, происходящие в природе. Фундаментальные законы столь же достоверны и объективны, как и знания о простых явлениях, наблюдаемых непосредственно.

Современная физика демонстрирует нам черты единства природы. Все отчетливее вырисовывается связь между различными типами взаимодействий: гравитационные силы, электромагнитные, ядерные и слабые взаимодействия. Наука стала непосредственной производительной силой. Производство необходимых людям материальных благ непосредственно зависит от достижений науки. В современном естествознании физика является одной из лидирующих наук. Она оказывает огромное влияние на различные отрасли науки, техники, производства.

Например, благодаря развитию радиофизики возникла радиоастрономия, необычайно расширившая наши представления о Вселенной. Основные средства и методы, используемые молекулярной биологией для обнаружения, выделения и изучения своих объектов (рентгеноструктурный анализ, электронография, меченые атомы и т.п.), заимствованы у физики. Революция в энергетике вызвана возникновением атомной энергетики. В создании материалов с заданными свойствами наряду с химией важную роль играют физические методы воздействия на вещество. Это электронные, ионные и лазерные пучки, сверхсильные магнитные поля, сверхвысокие давления и температуры, ультразвук и т.п. Все поколения ЭВМ появились в физических лабораториях. Применение лазеров и развитие голографии таит в себе резервы для совершенствования вычислительной техники. Интернет сегодня – это миллионы компьютеров, связанные между собой как обычными телефонными проводами, так и трансокеанскими оптоволоконными кабелями и спутниковыми каналами.

Существуют два метода изучения явлений наблюдение и опыт (эксперимент). Опыт отличается от наблюдения тем, что его проводят с определенной целью, по заранее обдуманному плану. Перед составлением плана выдвигается гипотеза (предположение). Чтобы получить научные знания, необходимо обдумать и объяснить результаты проведенных опытов, найти причины, сделать выводы. Только в этом случае гипотеза может перерасти в теорию.

Чтобы точнее описать явления, выразить количественные соотношения между величинами, приходится проводить измерения физических величин.

Воздействуя решающим образом на научно-технический прогресс, физика тем самым оказывает существенное влияние и на все стороны жизни общества, в частности на человеческую культуру. Однако в данном случае мы имеем в виду не это опосредствованное влияние физики на культуру, а влияние непосредственное, позволяющее говорить о самой физике как о компоненте культуры. Иными словами, речь идет о гуманитарном содержании самого предмета физики, которое связано с развитием мышления, формированием мировоззрения, воспитанием чувств. Мы имеем в виду органическую связь физики с развитием общественного сознания, с воспитанием определенного отношения к окружающему миру.

Утверждая материалистическую диалектику, физика XX в. открыла ряд исключительно важных истин, значимость которых выходит за рамки самой физики, истин, ставших общечеловеческим достоянием.

Во-первых, была доказана фундаментальность статистических закономерностей как соответствующих более глубокому этапу (по сравнению с закономерностями динамическими) в процессе познания мира. Было показано, что вероятностная форма причинности является основной, а жесткая, однозначная причинность есть не более чем частный случай. Физика предоставила нам уникальную возможность: на основе статистических теорий рассмотреть количественно диалектику необходимого и случайного. Выходя за рамки собственных задач, современная физика показала, что случайность не только путает и нарушает наши планы, но и может нас обогащать, создавая новые возможности.




Во-вторых, физика XX в. продемонстрировала всеобщность принципа симметрии, заставила значительно глубже взглянуть на симметрию, расширив это понятие за рамки геометрических представлений, а главное, рассмотрела диалектику симметрии и асимметрии, связав ее с диалектикой общего и различного, сохранения и изменения. Был поставлен вопрос о симметрии-асимметрии физических законов, в связи с чем была выявлена особая роль законов сохранения. Выходя за рамки собственных задач, физика наглядно показала, что симметрия ограничивает число возможных вариантов структур или вариантов поведения систем. Это обстоятельство исключительно важно, так как дает возможность во многих случаях находить решение как результат выявления единственно возможного варианта, без выяснения подробностей (решение из соображений симметрии).

Наши представления о мире. Нет необходимости доказывать, что современное миропонимание - важный компонент человеческой культуры. Каждый культурный человек должен, хотя бы в общих чертах, представлять, как устроен мир, в котором он живет. Это необходимо не только для общего развития. Любовь к природе предполагает уважение к происходящим в ней процессам, а для этого надо понимать, по каким законам они совершаются. Мы имеем много поучительных примеров, когда природа наказывала нас за наше невежество; пора научиться извлекать из этого уроки. Нельзя также сбывать, что именно знание законов природы есть эффективное оружие борьбы с мистическими представлениями, есть фундамент атеистического воспитания.

Современная физика вносит существенный вклад в выработку нового стиля мышления, который можно назвать планетарным мышлением. Она обращается к проблемам, имеющим большое значение для всех стран и народов. Сюда относятся, например, проблемы солнечно-земных связей, касающиеся воздействия солнечных излучений на магнитосферу, атмосферу и биосферу Земли; прогнозы физической картины мира после ядерной катастрофы, если таковая разразится; глобальные экологические проблемы, связанные с загрязнением Мирового океана и земной атмосферы.

Физика – одна из наук, изучающих природу. В мире происходят разнообразные изменения или явления. Физика изучает: механические, электрические, магнитные, тепловые, звуковые и световые явления. Все они называются физическими. Изучая самые простые явления, можно вывести общие законы. Задача физики: открывать и изучать законы, которые связывают между собой различные физические явления, происходящие в природе. Фундаментальные законы столь же достоверны и объективны, как и знания о простых явлениях, наблюдаемых непосредственно.

Современная физика демонстрирует нам черты единства природы. Все отчетливее вырисовывается связь между различными типами взаимодействий: гравитационные силы, электромагнитные, ядерные и слабые взаимодействия. Наука стала непосредственной производительной силой. Производство необходимых людям материальных благ непосредственно зависит от достижений науки. В современном естествознании физика является одной из лидирующих наук. Она оказывает огромное влияние на различные отрасли науки, техники, производства.

Например, благодаря развитию радиофизики возникла радиоастрономия, необычайно расширившая наши представления о Вселенной. Основные средства и методы, используемые молекулярной биологией для обнаружения, выделения и изучения своих объектов (рентгеноструктурный анализ, электронография, меченые атомы и т.п.), заимствованы у физики. Революция в энергетике вызвана возникновением атомной энергетики. В создании материалов с заданными свойствами наряду с химией важную роль играют физические методы воздействия на вещество. Это электронные, ионные и лазерные пучки, сверхсильные магнитные поля, сверхвысокие давления и температуры, ультразвук и т.п. Все поколения ЭВМ появились в физических лабораториях. Применение лазеров и развитие голографии таит в себе резервы для совершенствования вычислительной техники. Интернет сегодня – это миллионы компьютеров, связанные между собой как обычными телефонными проводами, так и трансокеанскими оптоволоконными кабелями и спутниковыми каналами.

Существуют два метода изучения явлений наблюдение и опыт (эксперимент). Опыт отличается от наблюдения тем, что его проводят с определенной целью, по заранее обдуманному плану. Перед составлением плана выдвигается гипотеза (предположение). Чтобы получить научные знания, необходимо обдумать и объяснить результаты проведенных опытов, найти причины, сделать выводы. Только в этом случае гипотеза может перерасти в теорию.

Чтобы точнее описать явления, выразить количественные соотношения между величинами, приходится проводить измерения физических величин.

Воздействуя решающим образом на научно-технический прогресс, физика тем самым оказывает существенное влияние и на все стороны жизни общества, в частности на человеческую культуру. Однако в данном случае мы имеем в виду не это опосредствованное влияние физики на культуру, а влияние непосредственное, позволяющее говорить о самой физике как о компоненте культуры. Иными словами, речь идет о гуманитарном содержании самого предмета физики, которое связано с развитием мышления, формированием мировоззрения, воспитанием чувств. Мы имеем в виду органическую связь физики с развитием общественного сознания, с воспитанием определенного отношения к окружающему миру.

Утверждая материалистическую диалектику, физика XX в. открыла ряд исключительно важных истин, значимость которых выходит за рамки самой физики, истин, ставших общечеловеческим достоянием.

Во-первых, была доказана фундаментальность статистических закономерностей как соответствующих более глубокому этапу (по сравнению с закономерностями динамическими) в процессе познания мира. Было показано, что вероятностная форма причинности является основной, а жесткая, однозначная причинность есть не более чем частный случай. Физика предоставила нам уникальную возможность: на основе статистических теорий рассмотреть количественно диалектику необходимого и случайного. Выходя за рамки собственных задач, современная физика показала, что случайность не только путает и нарушает наши планы, но и может нас обогащать, создавая новые возможности.

Во-вторых, физика XX в. продемонстрировала всеобщность принципа симметрии, заставила значительно глубже взглянуть на симметрию, расширив это понятие за рамки геометрических представлений, а главное, рассмотрела диалектику симметрии и асимметрии, связав ее с диалектикой общего и различного, сохранения и изменения. Был поставлен вопрос о симметрии-асимметрии физических законов, в связи с чем была выявлена особая роль законов сохранения. Выходя за рамки собственных задач, физика наглядно показала, что симметрия ограничивает число возможных вариантов структур или вариантов поведения систем. Это обстоятельство исключительно важно, так как дает возможность во многих случаях находить решение как результат выявления единственно возможного варианта, без выяснения подробностей (решение из соображений симметрии).

Наши представления о мире. Нет необходимости доказывать, что современное миропонимание - важный компонент человеческой культуры. Каждый культурный человек должен, хотя бы в общих чертах, представлять, как устроен мир, в котором он живет. Это необходимо не только для общего развития. Любовь к природе предполагает уважение к происходящим в ней процессам, а для этого надо понимать, по каким законам они совершаются. Мы имеем много поучительных примеров, когда природа наказывала нас за наше невежество; пора научиться извлекать из этого уроки. Нельзя также сбывать, что именно знание законов природы есть эффективное оружие борьбы с мистическими представлениями, есть фундамент атеистического воспитания.

Современная физика вносит существенный вклад в выработку нового стиля мышления, который можно назвать планетарным мышлением. Она обращается к проблемам, имеющим большое значение для всех стран и народов. Сюда относятся, например, проблемы солнечно-земных связей, касающиеся воздействия солнечных излучений на магнитосферу, атмосферу и биосферу Земли; прогнозы физической картины мира после ядерной катастрофы, если таковая разразится; глобальные экологические проблемы, связанные с загрязнением Мирового океана и земной атмосферы.

Современная физика оказала влияние почти на все стороны общественной жизни. Она является основой для всех естественных наук, а союз естественных и технических наук коренным образом изменил условия нашей жизни на Земле, что привело как к положительным, так и к отрицательным последствиям. Сегодня вряд ли можно найти отрасль промышленности, не использующей достижений атомной физики, и нет нужды говорить об огромном влиянии последней на политику. Однако влияние современной физики сказывается не только в области производства. Оно затрагивает также всю культуру в целом и образ мышления — в частности, и выражается в пересмотре наших взглядов на Вселенную и нашего отношения к ней. Изучение мира атома и субатомного мира в двадцатом веке неожиданно ограничило область приложения идей классической механики и обусловило необходимость коренного пересмотра многих наших основных понятий. Понятие материи в субатомной физике, например, абсолютно не похоже на традиционные представления о материальной субстанции в классической физике. То же можно сказать о понятиях пространства, времени, причины и следствия. Как бы то ни было, эти понятия лежат в основе нашего мировоззрения, и в случае их радикального пересмотра начинает изменяться вся наша картина мира.

Рассмотрение способа разрешения противоречий, основанного на изучении общих принципов развития научного знания, направленного на формирование картины мира с позиции физики классической механики. Анализ основ формирования естественнонаучной картины мира.

Рубрика Философия
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 20.10.2018
Размер файла 23,9 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Школа педагогики Дальневосточный федеральный университет

Лаборатория вероятностных методов и системного анализа

Институт прикладной математики Дальневосточное отделение Российской академии наук

Кафедра математики, физики и методики преподавания

Влияние физики на формирование научной картины мира

УДК 101.1; 501; 510; 51-7; 53

Источник Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2012. № 7 (21): в 3-х ч. Ч. III. C. 175-178. ISSN 1997-292X.

В настоящей работе рассматривается влияние современной теоретической физики на формирование научной картины мира. Предпринимаются попытки разобраться в причинах появления большого числа парадоксов и противоречий, возникших при сравнении фундаментальных идей, современных концепций и теорий с результатами экспериментов. Предлагается способ разрешения этих противоречий, основанный на изучении общих принципов развития научного знания, направленного на формирование картины мира с позиции физики классической механики.

Ключевые слова и фразы: философия; физика; картина мира; естествознание.

PHYSICS INFLUENCE ON SCIENTIFIC WORLDVIEW FORMATION

Aleksei Andreevich Sarumov

Department of Mathematics, Physics and Teaching Technique

School of Pedagogy

Far-Eastern Federal University

Aleksandr Sergeevich Losev, Ph. D. in Physical-Mathematical Sciences

Laboratory of Probabilistic Methods and System Analysis

Institute of Applied Mathematics

The authors consider the influence of modern theoretical physics on scientific worldview formation, undertake the attempts to understand the reasons of a large number of paradoxes and contradictions emergence that arise in the comparison of fundamental ideas, modern conceptions and theories with experimental results, and suggest the way of these conflicts solution basing on the study of scientific knowledge general principles aimed at worldview formation from the perspective of physics of classical mechanics.

Key words and phrases: philosophy; physics; worldview; natural science.

В современной цивилизации наука занимает одно из ведущих мест, её знания и достижения выступают как главная сила экономического и социального развития человечества. Наравне с этим одна из главных её задач состоит в формировании представлений о естественнонаучной картине мира. Поэтому современная научная картина мира не постоянна, она обновляется и обогащается, проникая в различные области научного познания, функционируя как особая исследовательская программа, которая имеет свои цели, задачи, а также методы и способы их достижения. Особое значение в формировании естественнонаучной картины мира приобретают фундаментальные законы, принципы и теории различных отраслей и дисциплин естествознания, позволяя приоткрыть секреты бытия. В то же время фундаментальные теории естествознания во многом опираются на определенные философские идеи, что придает многим вопросам современного естествознания философский характер.

Физическая картина мира подвержена постоянным изменениям, в связи с этим изменяются способы её познания. Процесс постоянной смены представлений о мире основан, в первую очередь, на качественном изменении фундаментальных идей физической теории и соответствующих представлений о структуре материи и формах ее существования. Физическая картина мира есть физическая модель природы, включающая в себя фундаментальные физические и философские идеи, физические теории, наиболее общие понятия, принципы и методы познания, соответствующие определенному этапу развития физики [2; 4].

В настоящей работе решается вопрос о том, насколько адекватно современная теоретическая физика отражает действующую картину мира. Мы рассмотрим, насколько востребована и обоснована она в формировании полной и всесторонней картины мира и не уводит ли она исследователей в мир идей, так и не раскрыв всех внутренних законов и механизмов мира.

Обратимся к современной философии, которая на сегодняшний день не всегда выполняет свои функции, а именно: в области общей методологии познания современная философия абстрагируется от борьбы за установление объективной истины, что, бесспорно, влияет на общественные науки, которые следуют за поворотами общественного бытия, пытаются оправдать их. Это же касается и естественнонаучных направлений, которые философы объявляют материалистическими, но на самом деле они являются махрово идеалистическими и т.д. [10]. В теоретической физике в начале ХХ столетия прижился постулативный метод, в результате чего стали появляться различные вольные положения, под которые затем сортировались реальные факты. И это явление наблюдается в современных областях прикладной философской методологии [1; 7; 9].

Отсутствие на сегодняшний день общей методологии ощущается особенно остро в тех случаях, когда многочисленные экспериментальные результаты не укладываются в действующую физико-теоретическую картину мира. Не удивительно, что такая несостоятельность методологии не только не облегчает процесс познания и формирования картины мира, но и значительно его усложняет.

Таким образом, полученная идеалистическая методология, сформированная в рамках современного идеалистического подхода, оказалась несостоятельной как инструмент познания свойств материи и законов бытия. Отказавшись от своей главной задачи - накопления и приумножения знания, - она стала источником новых теорий и концепций, выходящих за рамки нашего мира, а иногда и понимания.

Одним из основных инструментов материалистического познания мира является физика. Это связано с тем, что, во-первых, все области естествознания опираются на общие физические законы природы, а вовторых, все явления природы имеют внутренние механизмы, познать которые можно только понимая их физическую сущность. Рассмотрим на её примере, насколько применимы и действенны методы идеализма в формировании картины мира и способствуют его познанию, и попробуем установить причины проблем, с которыми столкнулось современное естествознание. научный физика механика

Вследствие общности и широты своих законов физика всегда оказывала воздействие на развитие философии, а через нее на развитие всех естественных наук, включая их теоретические основы, методологию, направления исследований и т.д. Как и философия, физика имеет два составляющих компонента описания: материальный (экспериментальная физика) и идеальный (теоретическая физика), которые неразрывны и взаимосвязаны между собой. Её роль в познании мира известна человечеству с древних времен. Последующее её становление в механике XVI-XVII вв. привело к широкому использованию хронометрических методов исследования, скорости протекания различных процессов, а появление теплотехники - к использованию термометрических методов исследования свойств различных материалов и физических тел. Эпоха электротехники в XIX в. привела к созданию большого числа измерительных приборов и технических машин. В дальнейшем её экспериментальная составляющая стала очень быстро усложняться. Возросла роль измерительной и вычислительной техники. Экспериментальные исследования XX века в области атомного ядра и элементарных частиц вещества, радиоастрономии, квантовой электроники и физики твердого тела потребовали существенного изменения подходов и увеличения масштабов использования физических методов исследований [1; 2].

Сегодня физика составляет фундамент главнейших направлений в технике: электротехника, энергетика, радиотехника, электроника, вычислительная техника, светотехника, строительная техника и другие. Методы физики применяются во всех естественных науках - в химии, биологии, физиологии, медицине, космологии, астрономии и т.д. [1]. Она играет одну из основополагающих ролей в познании и формировании представлений о картине мира в целом. Поэтому не удивительно, что обострение борьбы различных концепций в области теоретической физики привело к некоторому её кризису, вследствие чего она перестала фактически выполнять руководящую роль в прикладных исследованиях, направленных на решение актуальных проблем и задач естествознания. Причиной этому послужили глобальная идеализация методов и подходов, отказ от опыта как от источника знаний, стремление создавать новые миры, а не изучать реальный.

Рассмотрим современную теоретическую физику, в основе которой лежит три фундаментальных блока: классическая механика И. Ньютона, теория относительности А. Эйнштейна и квантовая механика [1; 5].

В классической механике основой любого закона и утверждения был опыт. Появление классической механики позволило создать некую модель мира, которая была максимально приближена к реальности и открывала законы окружающего мира. Известные законы механики Ньютона были получены на основании анализа многочисленных опытных данных и остаются верными и незыблемыми для нашего мира и на сегодняшний день.

В то же время закон всемирного тяготения стал исключением и одним из ярких примеров эмпириокритического подхода. Являясь аппроксимацией опытных данных Кеплера, он привел к несоответствию теоретических утверждений и результатов измерения, которые были обнаружены значительно позже. Аналогичным примером может послужить известный гравитационный парадокс Неймана-Зелигера. Конечно, данные факты не требуют полного пересмотра соответствующих законов и отказа от их использования, хотя эти примеры не единичны [1], но заставляют задуматься о роли идеализации в познании мира, т.к. они явились следствиями именно идеализации законов Ньютона и привели к парадоксам в формировании представлений о мире.

Несмотря на это, именно указанный подход приобрел большую популярность в научном сообществе и стал основным в последующих теориях относительности А. Эйнштейна и квантовой механики. Практически все направления последней: квантовая статистика, квантовая теория поля, квантовая механика, теория суперсимметрии и т.д. - носят феноменологичный характер [7].

- базируется на произвольно выбранных и недостаточно обоснованных постулатах;

- в качестве общего физического инварианта неправомерно использует категорию интервала;

- имеет замкнутую саму на себя логику, когда выводы приводят к исходному положению; - противоречит самой себе в принципиальных моментах.

Результаты экспериментов, проведенных различными исследователями в целях проверки основных положений теории Эйнштейна, показали, что опытов, в которых получены положительные и однозначно интерпретируемые результаты, подтвердившие эти положения, не существует [5; 7].

Подобная картина наблюдается и в квантовой механике. В её основе лежат девять постулатов, которые предполагают бесструктурность частиц и отсутствие каких-либо причин их обладания свойствами магнитного момента, заряда, спина и т.д. [4]. И хотя это обстоятельство приводит к энергетическому парадоксу, никто не ставит под сомнение исходную планетарную модель атома, разработанную Резерфордом еще в 1911 г. Эта модель в силу своей ограниченности привела к громадному количеству противоречий, хотя успехи ее на первых порах были бесспорны.

Вместо изучения конкретных структур и механизмов взаимодействий, в конце концов, все свелось к их внешнему описанию, что привело к рассмотрению лишь вероятностных оценок процессов. Дело дошло до того, что сам факт возможности существования какого-либо механизма в явлениях микромира стал отрицаться.

Но даже несоответствие результатов опыта и основных положений не повлияло на состоятельность данной теории. Если результаты опытов не подтверждали ожиданий, то проводилась калибровка коэффициентов в опытных данных, и теория, давшая неверные предсказания, опять считалась правильной. Однако до своего пика абсурд дошел тогда, когда одним из основных требований, предъявляемых к любым новым теориям современной физики, является их соответствие Специальной теории относительности Эйнштейна, иначе они отвергаются [2; 10].

Теория относительности Эйнштейна фактически возведена в ранг непогрешимого догмата, а отсутствие альтернативы и конкуренции даже в науке - это застой и прекращение любого вида развития. И хотя основные идеи базируются на некоторых экспериментальных данных, они вовсе не вытекают из них как вывод, а привносятся извне, как бы независимо от них.

В результате целью современной теоретической физики стало получение непротиворечивых математических описаний в процессе познания мира, без попыток разобраться во внутренних механизмах явлений.

Соблюдение этих ограничений позволяло последователям опираться на полученные знания и опыт, продолжать путь познания, а не начинать его с начала. Их наличие разрешало все необъяснимое для потомков, исключая возникновение каких-либо парадоксов. Возможно, именно такой преемственности и слаженной работы не хватает современным концепциям и теориям в процессе познания мира. Конечно, прямое использование подобных ограничений приведёт к результату не лучшему, чем применение постулативности на сегодняшний день, но это может стать основой для создания общей методологии познания мира с поправкой на вновь созданные идеи и теории. Создание новых теорий и концепций необходимо и необратимо как движение вперед в дальнейшем познании, накоплении опыта и знаний. Однако хаотичное создание новых теорий, основанных на полном или частичном отрицании фундаментальных идей, которые не раз доказывали свою значимость, сравнимо с отрицанием всех знаний, полученных до этого. Последствия здесь непредсказуемы и могут привести как к новому уровню познания, так и к возвращению на предыдущий уровень, что делает каждую последующую концепцию необузданной и буквально опасной в своем псевдостремлении познать мир.

1. Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое. М.: Наука, 1989. 400 с.

2. Гинзбург В. Л. О физике и астрофизике. М.: Наука, 1992. 528 с.

3. Готт В. С. Философские вопросы современной физики. М.: Высшая школа, 1988. 343 с.

4. Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск: Сагуна, 1994. 752 с.

5. Ильичев Л. Ф., Федосеев П. Н. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983. 840 с.

6. Канке В. А. Концепции современного естествознания: учебник для вузов. М.: Логос, 2003. 368 с.

7. Кудрявцев П. С. Курс истории физики. М.: Просвещение, 1982. 448 с.

8. Окунь Л. Б. Физика элементарных частиц. М.: Наука, 1988. 272 с.

9. Печенкин А. А. Взаимодействие физики и химии: философский анализ. М.: Высшая школа, 1986. 207 с.

10. Пригожин И. Время, хаос, квант. К решению парадокса времени. М.: Едиториал УРСС, 2003. 240 с.

Подобные документы

Исторический аспект формирования философской картины мира. Античная, механистическая, новая картина мира. Классификация современных научных знаний. Структурные уровни познаваемого мира. Объект изучения космологии. Философские основы научного знания.

контрольная работа [487,8 K], добавлен 08.09.2011

Понятие мировоззрения, его структура и элементы, роль и значение в формировании личности человека и его взглядов на жизнь. Сущность и признаки картины мира. Модели бытия в рамках философского видения мира, их отличия от естественнонаучной картины мира.

реферат [22,2 K], добавлен 25.01.2011

Рассмотрение современного миропонимания как важного компонента человеческой культуры. Изучение сущности понятия "картина мира". Естественнонаучные подходы к определению картины мира. Психолого-педагогические аспекты современной системы образования.

реферат [199,7 K], добавлен 21.01.2015

Формирование классической механики и основанной на ней механистической картины мира, открытие законов движения свободно падающих тел и законов движения планет, законы Ньютона. Электромагнитная картина мира, открытия, связанные со строением вещества.

реферат [30,0 K], добавлен 06.08.2010

Концепция бытия как фундамент философской картины мира. Историческое осознание категории бытие (от Античности до современности). Понятие материи в системе категорий диалектического материализма, ее структура и свойства. Единство физической картины мира.

Читайте также: