План урока собственность и доходы

Обновлено: 05.07.2024

Цель: Формирование экономического мышления на основе знаний основных экономических понятий.

Образовательные: познакомить учащихся с понятиями "собственность”, аренда; формировать навык анализа ситуаций разного характера, уметь делать выводы, видеть отрицательные и положительные стороны, уметь самоанализ проводить; познакомить с различными видами собственности, арендой.

Развивающие: развитие всех сфер личности: эмоционально-волевой, когнитивной, потребностно-мотивационной, практико-действенной, интеллектуальной, речи устной и письменной, развивать умение сравнивать, анализировать, проводить элементарные исследования, доказательства.

Воспитательные: воспитывать правовую эрудированность, поведение в ситуациях, продолжить воспитание бережного отношения к своему имуществу.

1. Подготовка к уроку. Проверка готовности.

2. Акцентуализация знаний.

- Кто автор этой сказки? (Русский народ)

- Кто жил в теремочке? (Мышка, лягушка, заяц, еж)

- Чем является теремок для тех, кто в нем живет? (домом)

- кем они являются для дома?

- А вот чтобы найти правильный ответ, вычеркни в данной строчке три последние буквы алфавита :это какие буквы? ( э.ю.я)

э С Ю О я Б я С ю Т э В Ю Е Ю Н я Н э О ю я С э Т ээЬ

- Кем являются жители теремка? (Собственники)

3. Рассказ учителя

Собственность – это основа, становой хребет любого общественного строя и общества. Она возникла на заре развития человечества, выражаясь в начале в индивидуальном присвоении древними людьми своей добычи, а потом и в коллективном присвоении. Ни о каком обществе не может быть речи там, где не существует никакой формы собственности, поскольку всякое производство есть присвоение индивидуумом предметов природы в пределах определенной общественной формы и посредством нее. Проблема эта не нова и занимает умы людей уже не одно столетие. Первые упоминания о собственности как об одной из основных характеристик государства, появились еще в глубокой древности в Вавилоне, Китае и других странах. Так что же являлось собственностью у древних людей собственность?

Итак, собственность – это правовое обладание имуществом (Слайд ).

Она включает в себя – владение, пользование и распоряжение имуществом (вещью) (Слайд ).

Сегодня, когда я шла к вам, по пути купила ручку и хочу подарить её Коле.

А ещё мне очень понравилась кофточка вашей одноклассницы Алины. Посмотрите, какая она красивая. Мне хочется подарить её Кате.

Оцените мой поступок. Почему я не могу распоряжаться Алининой собственностью?

Могу ли я подарить телевизор, который стоит в школе своей подруге? (Если дети ответят, что он наш)

А коллектив можно назвать обществом?

Тогда телевизор будет чьей собственностью?

ДАВАЙТЕ, РЕБЯТА, ПОРАССУЖДАЕМ.

Чьей собственностью будут являться школы и больницы? (Государственной)

А парк, ледовый дворец?

Существуют две основные исторические формы собственности – общественная и частная (Слайд ):

- общественная собственность, которая характеризуется совместным присвоением средств и результатов производства;

Собственность – это то, чем можно владеть, пользоваться и распоряжаться по своему усмотрению.

- частная собственность – это форма собственности гражданина или юридического лица на конкретное имущество (землю, другое движимое и недвижимое имущество

Частная собственность – это право людей и фирм приобретать, владеть, использовать землю, имущество, деньги.

Личная собственность – это вид частной собственности, включающей имущество, используемое людьми для собственного потребления.

Общественная собственность – это всё, что принадлежит всему народу.

Государственная собственность – когда собственником выступает государство.

Муниципальная собственность – собственником является город.

Как можно получить что-то в собственность?

- получить в подарок

- получить в наследство

Как может человек использовать собственность?

Человек может: продать, отдать, подарить, сломать, выбросить.

-каким видом собственности является теремок? (Общественной)

- А что это такое? (это собственность, при которой собственником является группа людей)

- А какие виды собственности вы еще знаете? (личная, государственная, семейная)

4.Физминутка.

Если собственник – хозяин (разводим руки в сторону),

Эта мысль отличная (сгибаем руки в локтях к груди).

Собственность есть муниципальная (наклон с вытянутыми руками в одну сторону),

И бывает личная (наклон в другую сторону).

Если общество – хозяин (разводим руки по кругу),

Может быть общественной. (наклон вперёд)

и ведь каждый гражданин ( маршируем)

за неё ответственный. (маршируем).

5.Закрепление изученного

Самостоятельная работа на рабочих листках с проверкой на слайде.

Задание 1. Вставь пропущенные слова в предложения.

а) всё имущество твоей семьи: мебель, телевизор, одежда, холодильник, бытовая техника и т.д., которые используются для организации жизни, представляет собой …………………………… собственность;

б) магазин, который открыл папа, является …………. собственностью;

в) всё, что принадлежит государству – земля, недра, леса, многие поликлиники, школы, жилые дома и другое – это ………………………………..собственность;

г) если собственность принадлежит городу, она называется ………………….

Проверьте себя на слайде. У кого были затруднения при выполнении задания?

а) всё имущество твоей семьи: мебель, телевизор, одежда, холодильник, бытовая техника и т.д., которые используются для организации жизни, представляет собой личную собственность;

б) магазин, который открыл папа, является частной собственностью;

в) всё, что принадлежит государству – земля, недра, леса, многие поликлиники, школы, жилые дома и другое – это государственная собственность;

г) если собственность принадлежит городу, она называется муниципальная.

Задание 2. Из перечня различных объектов собственности, приведенного в таблице, необходимо выбрать и отметить (+) те, которые, по мнению ученика, могут быть в личной (частной), гос и муниц. собственности.

Цель урока: формирование экономического мышления на основе осмысления понятия собственность.

Задачи: 1) рассмотреть понятие собственность, формы собственности, субъекты и объекты собственности

2) развивать познавательную активность, социальный опыт.

3) формировать экономическую грамотность.

Содержание: понятие собственность, формы собственности, субъекты и объекты собственности, изменение форм собственности, приватизация.

Постановка проблемных вопросов.

В течение этого урока мы попытаемся ответить на все вопросы.

Из истории появления собственности.

Как только первобытный человек взял в руки палку, то она стала его собственностью. Все, что человеку доступно становится объектом собственности. Так образуется индивидуальная и групповая собственность. С развитием государства появляется государственная форма собственности.

Феодальное общество – земля и орудия ее обработки собственность владельца-феодала.

Капитализм – средства производства – собственность владельца капитала.

В некоторых странах все формы собственности были сведены к одной – государственной, что оказалось неэффективно.

Так что же такое собственность?

Запись определения в тетради.

Собственность есть отношение между человеком или группой людей, с одной стороны и предметами, вещами, объектами с другой стороны. Они заключаются в том, что человек или группа людей присваивает вещи, объекты себе, отчуждая их от других людей.

Собственники – субъекты права собственности.

Это- 1) отдельная личность

2) группы ( объединения):семья, трудовой коллектив, социальная группа, общественная организация и т.д.

3) общество в целом.

Объекты собственности – это, что принадлежит субъекту.

- земля, земельные участки, угодья

- основные производственные фонды

-деньги, ценные бумаги

-духовно-интеллектуальные и информационные ценности

Беседа по вопросам.

  1. Какие формы собственности вы знаете? 2) В чем отличие частной от государственной? 3) А что такое форма собственности?

Запись в тетрадь.

Формой собственности называют ее вид, характеризуемый прежде всего тем, кто является субъектом собственности, то есть собственником. Обучающиеся приводят примеры.

Например, субъект – государство, форма собственности – государственная.

Субъект гражданин, форма собственности – частная и т.д.

Учащиеся с помощью учителя заполняют таблицу

Формы собственности в РФ

Наименование формы собственности

Объекты собственности (имущество)

Собственность граждан и юридических лиц.

Земля, жилые здания, дома, денежные средства, средства производства, природные ресурсы.

Федеральная собственность, собственность субъектов РФ

Имущество, помещения, предприятия, земля, угодья, природные ресурсы.

Имущество городских и сельских поселений.

Жилые дома, предприятия.

4. Иные формы собственности

Собственность трудовых коллективов

Жилой фонд, здания, оборудование, ценные бумаги, денежные средства и т.д.

По закону РФ применимы и равноправны все формы собственности.

При переходе от одного типа экономической системы к другому особое значение приобретают такие способы прекращения и приобретения права собственности, как национализация и приватизация.

Национализация ( от лат.natio – народ) – это переход из частной собственности в собственность государства или общества земли, промышленности, транспорта, банков и т.д.

Приватизация ( от лат.privatus – частная) – это переход государственного или муниципального имущества в частную собственность.

Основные способы приватизации:

  1. акционирование
  2. продажа гос. имущества на аукционе или по конкурсу
  3. продажа или обмен на ваучеры по рыночным ценам
  1. Верно ли , что субъектом собственности может быть трудовой коллектив (да)
  2. Верно ли, что объектом собственности могут быть средства производства (да)
  3. Верно ли, что физическое лицо не может владеть земельным участком (нет)
  4. Возможно ли купить государственную собственность ? (да, если она приватизируется).
  5. Может ли информация быть объектом собственности? (да)

Подведение итогов урока. Выставление оценок активным ученикам.

Оборудование. Карточки с терминами – понятиями, слайды, рабочие листки учащегося.

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Я очень рада встрече с вами. Садитесь.

img1.jpg (43992 bytes)

  • Чем становится приз в игре для человека? (Имуществом)
  • Какие виды имущества вы знаете?
  • Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю разделить слова на две группы.
ДВИЖИМОЕ НЕЖВИЖИМОЕ
мебель
компьютер
машина
календарь
куртка
земля
квартира
лес
горы
реки
  • Откуда появились горы, реки, леса? (Созданы природой)

img2.jpg (43992 bytes)

  • А как появились дома, школы, больницы? (Созданы человеком)



  • Обозначим то, что создано человеком и природой, условными значками.

Создано природой - облачком.

Создано человеком – фигуркой человека.

    Сегодня, когда я шла к вам, по пути купила календарь и хочу подарить его Антону.
  • А ещё мне очень понравилась куртка вашей одноклассницы Оли. Посмотрите, какая она красивая. Мне хочется подарить её Тане.
  • Оцените мой поступок.
  • В экономике есть точное определение, что личная вещь является собственностью.
  • В рабочем листке найдите точное определение понятия собственность из словаря Ожегова. Читает один ребёнок из класса.
  • Почему я не могу распоряжаться Олиной собственностью?
  • Могу ли я подарить телевизор, который стоит в вашем классе, своей дочери? (Если дети ответят, что он наш)
  • Чей ваш?
  • А коллектив можно назвать обществом?
  • Тогда телевизор будет чьей собственностью?
    Чьей собственностью будут являться школы и больницы? (Государственной)
  • А парк, ледовый дворец?

В ходе рассуждений мы вместе вывели виды собственности. Назовите их.

Виды собственности

Частная. Общественная.
Личная. Государственная. Муниципальная.

Обратимся к экономическому словарю делового человека.

Первое определение зачитает Оля.

Второе прочти Сергей и т.д.

4. Самостоятельная работа на рабочих листках с проверкой на слайде.

Задание 1. Вставь пропущенные слова в предложения.

а) всё имущество твоей семьи: мебель, телевизор, одежда, холодильник, бытовая техника и т.д., которые используются для организации жизни, представляет собой …………………………… собственность;

б) магазин, который открыл папа, является …………. собственностью;

в) всё, что принадлежит государству – земля, недра, леса, многие поликлиники, школы, жилые дома и другое – это ………………………………..собственность;

г) если собственность принадлежит городу, она называется ………………….

  • Проверьте себя на слайде. У кого были затруднения при выполнении задания?

Проверь себя:

а) всё имущество твоей семьи: мебель, телевизор, одежда, холодильник, бытовая техника и т.д., которые используются для организации жизни, представляет собой личную собственность;

б) магазин, который открыл папа, является частной собственностью;

в) всё, что принадлежит государству – земля, недра, леса, многие поликлиники, школы, жилые дома и другое – это государственная собственность;

г) если собственность принадлежит городу, она называется муниципальная.

Если собственник – хозяин (разводим руки в сторону),
Эта мысль отличная (сгибаем руки в локтях к груди).
Собственность есть частная (наклон с вытянутыми руками в одну сторону),
И бывает личная (наклон в другую сторону).

Если общество – хозяин (разводим руки по кругу),
Может быть общественной. (наклон вперёд)
Чтобы каждый гражданин ( маршируем)
Был за неё ответственным. (маршируем).

- получить в подарок

- получить в наследство

  • Как может человек использовать собственность?

Человек может: продать, отдать, подарить, сломать, выбросить.

Как- то раз в кабинет короля Эконома I вбежала принцесса.

- Ура! – закричала принцесса – приезжает бабушка.

Два дня готовились к этому событию.

И вот она приехала, но все были удивлены её внешним видом. Бабушка предстала перед ними в модном брючном костюме и с чемоданом, который был весь в заграничных наклейках.

- Ты путешествуешь? – удивился король. – Но ведь для этого нужно много денег. Где ты их берёшь?

- Во-первых, я получаю пенсию, а во-вторых, моя собственность приносит мне доход – ответила бабушка.

- Расскажи – попросил король – как так может быть.

- В моём загородном доме, которым я не пользуюсь, живут люди.

- Ты продала дачу? – огорчённо воскликнула принцесса.

  • Спасибо.
  • Итак, ребята, что сделала бабушка?
  • Как называется передача собственности во временное пользование?

На доске слово АРЕНДА.

  • Всегда ли выгодна, бывает аренда? Давайте проверим.
  • Решим задачи №1 и №2 на рабочих листках.
  • Что интересного заметили?
  • Какие виды собственности вы узнали?
  • Определите вид собственности некоторых объектов.

Узнай вид собственности:

img5.jpg (129721 bytes)

img6.jpg (37397 bytes)

img7.jpg (139886 bytes)

img8.jpg (29363 bytes)

  • Есть ли у вас в городе любимые заведения, к какому виду собственности они относятся?
  • У нас есть предприятия, у которых, как и у нашего города будет юбилей. Знаете ли вы их?
  • Какой юбилей у нашего города?

img9.jpg (72394 bytes)

  • Кто стоит на охране нашей муниципальной собственности?

img10.jpg (59136 bytes)

мэр города Междуреченска Щербаков Сергей Федорович

9. Домашнее задание.

Узнайте, на каких предприятиях работают ваши родители, и к какому виду собственности эти предприятия относятся.

Нарисуйте своё любимое заведение в городе.

Рабочий листок учащегося

Экономический словарь делового человека.

Собственность – это то, чем можно владеть, пользоваться и распоряжаться по своему усмотрению.

Частная собственность – это право людей и фирм приобретать, владеть, использовать землю, имущество, деньги.

Личная собственность – это вид частной собственности, включающей имущество, используемое людьми для собственного потребления.

Общественная собственность – это всё, что принадлежит всему народу.

Государственная собственность – когда собственником выступает государство.

Муниципальная собственность – собственником является город.

Аренда – временное право пользования чужим имуществом.

Задание 1. Вставь пропущенные слова в предложения.

а) всё имущество твоей семьи: мебель, телевизор, одежда, холодильник, бытовая техника и т.д., которые используются для организации жизни, представляет собой …………………………… собственность;

б) магазин, который открыл папа, является …………. собственностью;

в) всё, что принадлежит государству – земля, недра, леса, многие поликлиники, школы, жилые дома и другое – это ………………………………..собственность;

г) если собственность принадлежит городу, она называется …………………………….

Задание 2. Решите задачи и вы узнаете, всегда ли выгодна бывает аренда.

Задача 1. Посчитай, что выгоднее, взять в аренду большой дом или купить маленький домик?

Аренда 10 монет в месяц

img11.jpg (88494 bytes)

img12.jpg (28591 bytes)

Задача 2. Посчитай, что выгоднее купить этот участок или взять его в аренду на 5 лет.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный комплект подойдет для уроков Экономика, Финансовая грамотность для 4-6 классов. В данную подборку входят презентации,конспекты к урокам главы Собственность, итоговая проверочная работа. Темы: Что такое собственность, Как собственность становится твоей, Ответственность собственника

Конспект урока основы экономической культуры, 4 класс.

Колесникова Ольга Александровна

Тип урока: урок повторения и закрепления полученных знаний.

Этапы урока

Предметные универсальные

учебные действия

Формирование

универсальных учебных действий

Сегодня мы продолжаем с вами изучать интересный мир экономики.

Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.

- Скажите, какую домашнюю работу нужно было сделать дома?

- Письменно: …..(на выбор заслушать несколько из них)

- У кого возникли трудности при выполнении домашнего задания? Как ты попытался преодолеть эти трудности?

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Сегодня мы с вами продолжим говорить на тему собственность.

Актуализация знаний учащихся.

с целью подготовки к изучению новой темы

Личностные УУД, коммуникативные УУД, регулятивные УУД

- Скажите, хорошо ли быть собственником чего-то? Ответ обоснуйте.

- Действительно, собственником быть хорошо, но очень ответственно. Важно помнить, что собственность , которая принадлежит тебе не бесплатная. Ты должен относиться к своим вещам бережно, и таким образом, ты уже можешь сейчас вносить вклад в свою семью!

-Посмотрите на доску, на картинках изображено то, каким образом еще ты можешь помочь своей семье. (Приложение 1. Слайд)

- Правильно. И главное следить за здоровьем и хорошо учиться – это главная твоя собственность!

- Как иначе называют собственника?

- Хозяин –это глава семьи, глава своей собственности. И ты тоже хозяин своей собственности, относись к своей собственности по – хозяйски.

- Сейчас на экране вы видите пословицы.

Объясните их смысл.(Приложение 2. Слайд)

- А вот еще пословицы (Приложение 3. Слайд)

- Человека, обладающего крупной собственностью называют Состоятельным. Он всегда занимается благотворительностью.

Применение знаний и умений в новой ситуации

Исследовательская работа. Постановка проблемы.

Познавательные УУД, регулятивные УУД

- По завершению исследовательской работы мы должны определить - какие существуют способы творить добро.

Видео –на экране.

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Закрепление изученного материала.

Познавательные УУД, коммуникативные УУД,

Время на обсуждение и дополнение советов.

Подведение итогов урока.

Познавательные УУД, регулятивные УУД

-- Какие понятия из экономики мы сегодня вспомнили или узнали?

- Скажите, кто такой состоятельный человек?

-Какой она бывает?

-Кто может быть добрым собственником?

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

На доске показан слайд. Дети должны нарисовать в тетради выбранную геометрическую фигуру.

Приложение 5

Конспект урока основы экономической культуры, 4 класс.

Колесникова Ольга Александровна

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Этапы урока

Предметные универсальные

учебные действия

Формирование

универсальных учебных действий

Сегодня мы продолжаем с вами изучать интересный мир экономики.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Сегодня мы с вами начинаем новую главу из курса основы экономической культуры, и сегодня мы рассмотрим новый материал.

Актуализация знаний учащихся.

с целью подготовки к изучению новой темы

Личностные УУД, коммуникативные УУД, регулятивные УУД

- Посмотрите на доску, что вы видите на картинках? (Приложение 1. Слайд)

- Правильно. Это всё - чьё то имущество или собственность. А это значит – что у этой собственности есть хозяин или собственник.

-Давайте запишем в свой словарик. (Слайд.Приложение 2).

- Как вы думайте. Кто может быть собственником?

- А что может быть собственностью?

-Может ли быть собственностью сам человек?

-Когда мы можем сказать «Это моя вещь, моя собственность?

- Сейчас на экране вы видите таблицу –перерисуйте её в тетрадь. Чтобы её заполнить- посмотрите на картинки, указанные на экране и постарайтесь заполнить её самостоятельно.

(Приложение 3. Слайд)

- Итак, запишите в словарик новые понятия : Частная, Муниципальная, государственная собственность. (Приложение 4. Слайд)

Применение знаний и умений в новой ситуации

Исследовательская работа. Постановка проблемы.

Познавательные УУД, регулятивные УУД

- По завершению исследовательской работы мы должны определить - какие существуют способы сохранения собственности.

Видео –на экране.

Обобщение и систематизация знаний

Подведение итогов исследования.

Познавательные УУД, коммуникативные УУД,

Прочитайте памятку, составленную для ученика 1 класса. (На выбор ответы учащихся)

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Закрепление изученного материала.

Познавательные УУД, коммуникативные УУД,

Время на обсуждение и дополнение советов.

Подведение итогов урока.

Познавательные УУД, регулятивные УУД

-- Какие понятия из экономики мы сегодня вспомнили или узнали?

- Скажите, что такое собственность?

-Какой она бывает?

-Кто может быть собственником?

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Письменно в тетради составить кроссворд на тему : Собственность. Не менее 5 слов.

На доске показан слайд. Дети должны нарисовать в тетради выбранную геометрическую фигуру.

Читайте также: