План урока собственность и доходы
Обновлено: 05.07.2024
Цель: Формирование экономического мышления на основе знаний основных экономических понятий.
Образовательные: познакомить учащихся с понятиями "собственность”, аренда; формировать навык анализа ситуаций разного характера, уметь делать выводы, видеть отрицательные и положительные стороны, уметь самоанализ проводить; познакомить с различными видами собственности, арендой.
Развивающие: развитие всех сфер личности: эмоционально-волевой, когнитивной, потребностно-мотивационной, практико-действенной, интеллектуальной, речи устной и письменной, развивать умение сравнивать, анализировать, проводить элементарные исследования, доказательства.
Воспитательные: воспитывать правовую эрудированность, поведение в ситуациях, продолжить воспитание бережного отношения к своему имуществу.
1. Подготовка к уроку. Проверка готовности.
2. Акцентуализация знаний.
- Кто автор этой сказки? (Русский народ)
- Кто жил в теремочке? (Мышка, лягушка, заяц, еж)
- Чем является теремок для тех, кто в нем живет? (домом)
- кем они являются для дома?
- А вот чтобы найти правильный ответ, вычеркни в данной строчке три последние буквы алфавита :это какие буквы? ( э.ю.я)
э С Ю О я Б я С ю Т э В Ю Е Ю Н я Н э О ю я С э Т ээЬ
- Кем являются жители теремка? (Собственники)
3. Рассказ учителя
Собственность – это основа, становой хребет любого общественного строя и общества. Она возникла на заре развития человечества, выражаясь в начале в индивидуальном присвоении древними людьми своей добычи, а потом и в коллективном присвоении. Ни о каком обществе не может быть речи там, где не существует никакой формы собственности, поскольку всякое производство есть присвоение индивидуумом предметов природы в пределах определенной общественной формы и посредством нее. Проблема эта не нова и занимает умы людей уже не одно столетие. Первые упоминания о собственности как об одной из основных характеристик государства, появились еще в глубокой древности в Вавилоне, Китае и других странах. Так что же являлось собственностью у древних людей собственность?
Итак, собственность – это правовое обладание имуществом (Слайд ).
Она включает в себя – владение, пользование и распоряжение имуществом (вещью) (Слайд ).
Сегодня, когда я шла к вам, по пути купила ручку и хочу подарить её Коле.
А ещё мне очень понравилась кофточка вашей одноклассницы Алины. Посмотрите, какая она красивая. Мне хочется подарить её Кате.
Оцените мой поступок. Почему я не могу распоряжаться Алининой собственностью?
Могу ли я подарить телевизор, который стоит в школе своей подруге? (Если дети ответят, что он наш)
А коллектив можно назвать обществом?
Тогда телевизор будет чьей собственностью?
ДАВАЙТЕ, РЕБЯТА, ПОРАССУЖДАЕМ.
Чьей собственностью будут являться школы и больницы? (Государственной)
А парк, ледовый дворец?
Существуют две основные исторические формы собственности – общественная и частная (Слайд ):
- общественная собственность, которая характеризуется совместным присвоением средств и результатов производства;
Собственность – это то, чем можно владеть, пользоваться и распоряжаться по своему усмотрению.
- частная собственность – это форма собственности гражданина или юридического лица на конкретное имущество (землю, другое движимое и недвижимое имущество
Частная собственность – это право людей и фирм приобретать, владеть, использовать землю, имущество, деньги.
Личная собственность – это вид частной собственности, включающей имущество, используемое людьми для собственного потребления.
Общественная собственность – это всё, что принадлежит всему народу.
Государственная собственность – когда собственником выступает государство.
Муниципальная собственность – собственником является город.
Как можно получить что-то в собственность?
- получить в подарок
- получить в наследство
Как может человек использовать собственность?
Человек может: продать, отдать, подарить, сломать, выбросить.
-каким видом собственности является теремок? (Общественной)
- А что это такое? (это собственность, при которой собственником является группа людей)
- А какие виды собственности вы еще знаете? (личная, государственная, семейная)
4.Физминутка.
Если собственник – хозяин (разводим руки в сторону),
Эта мысль отличная (сгибаем руки в локтях к груди).
Собственность есть муниципальная (наклон с вытянутыми руками в одну сторону),
И бывает личная (наклон в другую сторону).
Если общество – хозяин (разводим руки по кругу),
Может быть общественной. (наклон вперёд)
и ведь каждый гражданин ( маршируем)
за неё ответственный. (маршируем).
5.Закрепление изученного
Самостоятельная работа на рабочих листках с проверкой на слайде.
Задание 1. Вставь пропущенные слова в предложения.
а) всё имущество твоей семьи: мебель, телевизор, одежда, холодильник, бытовая техника и т.д., которые используются для организации жизни, представляет собой …………………………… собственность;
б) магазин, который открыл папа, является …………. собственностью;
в) всё, что принадлежит государству – земля, недра, леса, многие поликлиники, школы, жилые дома и другое – это ………………………………..собственность;
г) если собственность принадлежит городу, она называется ………………….
Проверьте себя на слайде. У кого были затруднения при выполнении задания?
а) всё имущество твоей семьи: мебель, телевизор, одежда, холодильник, бытовая техника и т.д., которые используются для организации жизни, представляет собой личную собственность;
б) магазин, который открыл папа, является частной собственностью;
в) всё, что принадлежит государству – земля, недра, леса, многие поликлиники, школы, жилые дома и другое – это государственная собственность;
г) если собственность принадлежит городу, она называется муниципальная.
Задание 2. Из перечня различных объектов собственности, приведенного в таблице, необходимо выбрать и отметить (+) те, которые, по мнению ученика, могут быть в личной (частной), гос и муниц. собственности.
Цель урока: формирование экономического мышления на основе осмысления понятия собственность.
Задачи: 1) рассмотреть понятие собственность, формы собственности, субъекты и объекты собственности
2) развивать познавательную активность, социальный опыт.
3) формировать экономическую грамотность.
Содержание: понятие собственность, формы собственности, субъекты и объекты собственности, изменение форм собственности, приватизация.
Постановка проблемных вопросов.
В течение этого урока мы попытаемся ответить на все вопросы.
Из истории появления собственности.
Как только первобытный человек взял в руки палку, то она стала его собственностью. Все, что человеку доступно становится объектом собственности. Так образуется индивидуальная и групповая собственность. С развитием государства появляется государственная форма собственности.
Феодальное общество – земля и орудия ее обработки собственность владельца-феодала.
Капитализм – средства производства – собственность владельца капитала.
В некоторых странах все формы собственности были сведены к одной – государственной, что оказалось неэффективно.
Так что же такое собственность?
Запись определения в тетради.
Собственность есть отношение между человеком или группой людей, с одной стороны и предметами, вещами, объектами с другой стороны. Они заключаются в том, что человек или группа людей присваивает вещи, объекты себе, отчуждая их от других людей.
Собственники – субъекты права собственности.
Это- 1) отдельная личность
2) группы ( объединения):семья, трудовой коллектив, социальная группа, общественная организация и т.д.
3) общество в целом.
Объекты собственности – это, что принадлежит субъекту.
- земля, земельные участки, угодья
- основные производственные фонды
-деньги, ценные бумаги
-духовно-интеллектуальные и информационные ценности
Беседа по вопросам.
- Какие формы собственности вы знаете? 2) В чем отличие частной от государственной? 3) А что такое форма собственности?
Запись в тетрадь.
Формой собственности называют ее вид, характеризуемый прежде всего тем, кто является субъектом собственности, то есть собственником. Обучающиеся приводят примеры.
Например, субъект – государство, форма собственности – государственная.
Субъект гражданин, форма собственности – частная и т.д.
Учащиеся с помощью учителя заполняют таблицу
Формы собственности в РФ
Наименование формы собственности
Объекты собственности (имущество)
Собственность граждан и юридических лиц.
Земля, жилые здания, дома, денежные средства, средства производства, природные ресурсы.
Федеральная собственность, собственность субъектов РФ
Имущество, помещения, предприятия, земля, угодья, природные ресурсы.
Имущество городских и сельских поселений.
Жилые дома, предприятия.
4. Иные формы собственности
Собственность трудовых коллективов
Жилой фонд, здания, оборудование, ценные бумаги, денежные средства и т.д.
По закону РФ применимы и равноправны все формы собственности.
При переходе от одного типа экономической системы к другому особое значение приобретают такие способы прекращения и приобретения права собственности, как национализация и приватизация.
Национализация ( от лат.natio – народ) – это переход из частной собственности в собственность государства или общества земли, промышленности, транспорта, банков и т.д.
Приватизация ( от лат.privatus – частная) – это переход государственного или муниципального имущества в частную собственность.
Основные способы приватизации:
- акционирование
- продажа гос. имущества на аукционе или по конкурсу
- продажа или обмен на ваучеры по рыночным ценам
- Верно ли , что субъектом собственности может быть трудовой коллектив (да)
- Верно ли, что объектом собственности могут быть средства производства (да)
- Верно ли, что физическое лицо не может владеть земельным участком (нет)
- Возможно ли купить государственную собственность ? (да, если она приватизируется).
- Может ли информация быть объектом собственности? (да)
Подведение итогов урока. Выставление оценок активным ученикам.
Оборудование. Карточки с терминами – понятиями, слайды, рабочие листки учащегося.
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Я очень рада встрече с вами. Садитесь.
- Чем становится приз в игре для человека? (Имуществом)
- Какие виды имущества вы знаете?
- Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю разделить слова на две группы.
ДВИЖИМОЕ | НЕЖВИЖИМОЕ |
мебель компьютер машина календарь куртка | земля квартира лес горы реки |
- Откуда появились горы, реки, леса? (Созданы природой)
- А как появились дома, школы, больницы? (Созданы человеком)
- Обозначим то, что создано человеком и природой, условными значками.
Создано природой - облачком.
Создано человеком – фигуркой человека.
-
Сегодня, когда я шла к вам, по пути купила календарь и хочу подарить его Антону.
- А ещё мне очень понравилась куртка вашей одноклассницы Оли. Посмотрите, какая она красивая. Мне хочется подарить её Тане.
- Оцените мой поступок.
- В экономике есть точное определение, что личная вещь является собственностью.
- В рабочем листке найдите точное определение понятия собственность из словаря Ожегова. Читает один ребёнок из класса.
- Почему я не могу распоряжаться Олиной собственностью?
- Могу ли я подарить телевизор, который стоит в вашем классе, своей дочери? (Если дети ответят, что он наш)
- Чей ваш?
- А коллектив можно назвать обществом?
- Тогда телевизор будет чьей собственностью?
-
Чьей собственностью будут являться школы и больницы? (Государственной)
- А парк, ледовый дворец?
В ходе рассуждений мы вместе вывели виды собственности. Назовите их.
Виды собственности
Частная. | Общественная. |
Личная. | Государственная. Муниципальная. |
Обратимся к экономическому словарю делового человека.
Первое определение зачитает Оля.
Второе прочти Сергей и т.д.
4. Самостоятельная работа на рабочих листках с проверкой на слайде.
Задание 1. Вставь пропущенные слова в предложения.
а) всё имущество твоей семьи: мебель, телевизор, одежда, холодильник, бытовая техника и т.д., которые используются для организации жизни, представляет собой …………………………… собственность;
б) магазин, который открыл папа, является …………. собственностью;
в) всё, что принадлежит государству – земля, недра, леса, многие поликлиники, школы, жилые дома и другое – это ………………………………..собственность;
г) если собственность принадлежит городу, она называется ………………….
- Проверьте себя на слайде. У кого были затруднения при выполнении задания?
Проверь себя:
а) всё имущество твоей семьи: мебель, телевизор, одежда, холодильник, бытовая техника и т.д., которые используются для организации жизни, представляет собой личную собственность;
б) магазин, который открыл папа, является частной собственностью;
в) всё, что принадлежит государству – земля, недра, леса, многие поликлиники, школы, жилые дома и другое – это государственная собственность;
г) если собственность принадлежит городу, она называется муниципальная.
Если собственник – хозяин (разводим руки в сторону),
Эта мысль отличная (сгибаем руки в локтях к груди).
Собственность есть частная (наклон с вытянутыми руками в одну сторону),
И бывает личная (наклон в другую сторону).
Если общество – хозяин (разводим руки по кругу),
Может быть общественной. (наклон вперёд)
Чтобы каждый гражданин ( маршируем)
Был за неё ответственным. (маршируем).
- получить в подарок
- получить в наследство
- Как может человек использовать собственность?
Человек может: продать, отдать, подарить, сломать, выбросить.
Как- то раз в кабинет короля Эконома I вбежала принцесса.
- Ура! – закричала принцесса – приезжает бабушка.
Два дня готовились к этому событию.
И вот она приехала, но все были удивлены её внешним видом. Бабушка предстала перед ними в модном брючном костюме и с чемоданом, который был весь в заграничных наклейках.
- Ты путешествуешь? – удивился король. – Но ведь для этого нужно много денег. Где ты их берёшь?
- Во-первых, я получаю пенсию, а во-вторых, моя собственность приносит мне доход – ответила бабушка.
- Расскажи – попросил король – как так может быть.
- В моём загородном доме, которым я не пользуюсь, живут люди.
- Ты продала дачу? – огорчённо воскликнула принцесса.
- Спасибо.
- Итак, ребята, что сделала бабушка?
- Как называется передача собственности во временное пользование?
На доске слово АРЕНДА.
- Всегда ли выгодна, бывает аренда? Давайте проверим.
- Решим задачи №1 и №2 на рабочих листках.
- Что интересного заметили?
- Какие виды собственности вы узнали?
- Определите вид собственности некоторых объектов.
Узнай вид собственности:
- Есть ли у вас в городе любимые заведения, к какому виду собственности они относятся?
- У нас есть предприятия, у которых, как и у нашего города будет юбилей. Знаете ли вы их?
- Какой юбилей у нашего города?
- Кто стоит на охране нашей муниципальной собственности?
мэр города Междуреченска Щербаков Сергей Федорович
9. Домашнее задание.
Узнайте, на каких предприятиях работают ваши родители, и к какому виду собственности эти предприятия относятся.
Нарисуйте своё любимое заведение в городе.
Рабочий листок учащегося
Экономический словарь делового человека.
Собственность – это то, чем можно владеть, пользоваться и распоряжаться по своему усмотрению.
Частная собственность – это право людей и фирм приобретать, владеть, использовать землю, имущество, деньги.
Личная собственность – это вид частной собственности, включающей имущество, используемое людьми для собственного потребления.
Общественная собственность – это всё, что принадлежит всему народу.
Государственная собственность – когда собственником выступает государство.
Муниципальная собственность – собственником является город.
Аренда – временное право пользования чужим имуществом.
Задание 1. Вставь пропущенные слова в предложения.
а) всё имущество твоей семьи: мебель, телевизор, одежда, холодильник, бытовая техника и т.д., которые используются для организации жизни, представляет собой …………………………… собственность;
б) магазин, который открыл папа, является …………. собственностью;
в) всё, что принадлежит государству – земля, недра, леса, многие поликлиники, школы, жилые дома и другое – это ………………………………..собственность;
г) если собственность принадлежит городу, она называется …………………………….
Задание 2. Решите задачи и вы узнаете, всегда ли выгодна бывает аренда.
Задача 1. Посчитай, что выгоднее, взять в аренду большой дом или купить маленький домик?
Аренда 10 монет в месяц
Задача 2. Посчитай, что выгоднее купить этот участок или взять его в аренду на 5 лет.
Данный комплект подойдет для уроков Экономика, Финансовая грамотность для 4-6 классов. В данную подборку входят презентации,конспекты к урокам главы Собственность, итоговая проверочная работа. Темы: Что такое собственность, Как собственность становится твоей, Ответственность собственника
Конспект урока основы экономической культуры, 4 класс.
Колесникова Ольга Александровна
Тип урока: урок повторения и закрепления полученных знаний.
Этапы урока
Предметные универсальные
учебные действия
Формирование
универсальных учебных действий
Сегодня мы продолжаем с вами изучать интересный мир экономики.
Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.
- Скажите, какую домашнюю работу нужно было сделать дома?
- Письменно: …..(на выбор заслушать несколько из них)
- У кого возникли трудности при выполнении домашнего задания? Как ты попытался преодолеть эти трудности?
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Сегодня мы с вами продолжим говорить на тему собственность.
Актуализация знаний учащихся.
с целью подготовки к изучению новой темы
Личностные УУД, коммуникативные УУД, регулятивные УУД
- Скажите, хорошо ли быть собственником чего-то? Ответ обоснуйте.
- Действительно, собственником быть хорошо, но очень ответственно. Важно помнить, что собственность , которая принадлежит тебе не бесплатная. Ты должен относиться к своим вещам бережно, и таким образом, ты уже можешь сейчас вносить вклад в свою семью!
-Посмотрите на доску, на картинках изображено то, каким образом еще ты можешь помочь своей семье. (Приложение 1. Слайд)
- Правильно. И главное следить за здоровьем и хорошо учиться – это главная твоя собственность!
- Как иначе называют собственника?
- Хозяин –это глава семьи, глава своей собственности. И ты тоже хозяин своей собственности, относись к своей собственности по – хозяйски.
- Сейчас на экране вы видите пословицы.
Объясните их смысл.(Приложение 2. Слайд)
- А вот еще пословицы (Приложение 3. Слайд)
- Человека, обладающего крупной собственностью называют Состоятельным. Он всегда занимается благотворительностью.
Применение знаний и умений в новой ситуации
Исследовательская работа. Постановка проблемы.
Познавательные УУД, регулятивные УУД
- По завершению исследовательской работы мы должны определить - какие существуют способы творить добро.
Видео –на экране.
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Закрепление изученного материала.
Познавательные УУД, коммуникативные УУД,
Время на обсуждение и дополнение советов.
Подведение итогов урока.
Познавательные УУД, регулятивные УУД
-- Какие понятия из экономики мы сегодня вспомнили или узнали?
- Скажите, кто такой состоятельный человек?
-Какой она бывает?
-Кто может быть добрым собственником?
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
На доске показан слайд. Дети должны нарисовать в тетради выбранную геометрическую фигуру.
Приложение 5
Конспект урока основы экономической культуры, 4 класс.
Колесникова Ольга Александровна
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Этапы урока
Предметные универсальные
учебные действия
Формирование
универсальных учебных действий
Сегодня мы продолжаем с вами изучать интересный мир экономики.
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Сегодня мы с вами начинаем новую главу из курса основы экономической культуры, и сегодня мы рассмотрим новый материал.
Актуализация знаний учащихся.
с целью подготовки к изучению новой темы
Личностные УУД, коммуникативные УУД, регулятивные УУД
- Посмотрите на доску, что вы видите на картинках? (Приложение 1. Слайд)
- Правильно. Это всё - чьё то имущество или собственность. А это значит – что у этой собственности есть хозяин или собственник.
-Давайте запишем в свой словарик. (Слайд.Приложение 2).
- Как вы думайте. Кто может быть собственником?
- А что может быть собственностью?
-Может ли быть собственностью сам человек?
-Когда мы можем сказать «Это моя вещь, моя собственность?
- Сейчас на экране вы видите таблицу –перерисуйте её в тетрадь. Чтобы её заполнить- посмотрите на картинки, указанные на экране и постарайтесь заполнить её самостоятельно.
(Приложение 3. Слайд)
- Итак, запишите в словарик новые понятия : Частная, Муниципальная, государственная собственность. (Приложение 4. Слайд)
Применение знаний и умений в новой ситуации
Исследовательская работа. Постановка проблемы.
Познавательные УУД, регулятивные УУД
- По завершению исследовательской работы мы должны определить - какие существуют способы сохранения собственности.
Видео –на экране.
Обобщение и систематизация знаний
Подведение итогов исследования.
Познавательные УУД, коммуникативные УУД,
Прочитайте памятку, составленную для ученика 1 класса. (На выбор ответы учащихся)
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Закрепление изученного материала.
Познавательные УУД, коммуникативные УУД,
Время на обсуждение и дополнение советов.
Подведение итогов урока.
Познавательные УУД, регулятивные УУД
-- Какие понятия из экономики мы сегодня вспомнили или узнали?
- Скажите, что такое собственность?
-Какой она бывает?
-Кто может быть собственником?
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Письменно в тетради составить кроссворд на тему : Собственность. Не менее 5 слов.
На доске показан слайд. Дети должны нарисовать в тетради выбранную геометрическую фигуру.
Читайте также: