Какие новые черты появились в европейской науке в 17 18 веках кратко

Обновлено: 06.07.2024

1. Назовите характерные черты научной революции XVII в. Приведите примеры, иллюстрирующие их.

Характерные черты научной революции XVII в.: новые технологии (с помощью телескопа Галилео Галилей доказал, что планеты вращаются вокруг Солнца) и усовершенствованные методы исследования (появление научного метода — наблюдение и эксперимент, объяснение наблюдений и эксперимента с помощью разума, выведение подтвержденных математически выводов. Так Галилео Галилей бросал вещи различного веса с Пизанской башни и выявил, что ускорение свободного падения одинаково для предметов любой массы).

Схоластический метод рассуждений (от общего к частному)

Возврат к античным традициям

Выдвижение идеи богоподобности человеческого разума

Заложены основы современной науки

Новое научное знание основано на эксперименте

Технические изобретения (телескоп, ртутный барометр)

Развитие точных наук (математика, физика и астрономия)

Изменение представления о взаимосвязи человека окружающего мира

Вывод.

XVI и XVII века характеризовались расцветом европейской науки. На основе достижений в астрономии, математик, механики и философии сформировалась новая картина мира. Наука отошла от религиозных догм и нашла опору в рациональном постижении действительности.

3. Какой метод, по мнению Ф. Бэкона, имеет первоочередное значение для исследователя? Чем различались позиции Ф. Бэкона и Р. Декарта?

По мнению Ф. Бэкона первоочередное значение для исследователя имеет эмпирический метод, который предполагает анализ частных фактов, на основе которых делалось заключение (рассуждение от частного к общему).

Различия позиции Ф. Бэкона и Р. Декарта: Бэкон использовал эмпирический метод (с помощью опытов), а Декарт — рационалистический, когда научные открытия совершаются с помощью разума, а не вследствие опытов.

4. Какие идеи социального равенства и народного суверенитета сформировались в XVII в.? К чему привело их появление и распространение в обществе?

В XVII веке сформировались следующие идеи социального равенства и народного суверенитета:

- Т. Гоббс считал, что люди договорились передать свою свободу правителю с целью избегания хаоса. Правитель должен был гарантировать мир и порядок.

- Дж. Локк (либеральное направления) на первое место ставил свободу человека как необходимое условие для развития общества, отстаивал незыблемость частной собственности.

- Д. Беллерс (социалист-утопист) считал, что необходимым условием для начала общественных изменений является организация трудовых колледжей. По его мнению, справедливое общество можно создать через внедрение трудового воспитания, а благосостояние народа зависит от его вовлеченности в трудовую деятельность.

Появление и распространение в обществе идей социального равенства и народного суверенитета привели в некоторых странах Европы к революциям, которые способствовали установлению республиканского правления и созданию парламентов.

5. Какие изменения произошли в европейской культуре конца XVI–XVII в.? Что повлияло на развитие культуры этого периода?

Изменения в европейской культуре конца XVI–XVII в.:

- наука отдалилась от церковных догм;
- использование рационалистического метода исследования;
- появление трех стилей: маньеризм, барокко и классицизм;
- подъем в развитии медицины, естественных и общественных наук.

На развитие культуры этого периода повлияли технические изобретения XVI–XVII вв. (телескоп, ртутный барометр) и успехи естествознания (открытие закона всемирного тяготения, изучение строения Вселенной, анатомии человека).

6. Охарактеризуйте художественные стили, появившиеся в XVII в. Сравните их.

- показывала страдания человека и противоречивость его натуры;
- зависимость человека от божественных сил;
- изломанность очертаний, змеевидные линии;
- сознательное искажение пропорций человеческого тела;
- резкие цветовые диссонансы;
- в архитектуре использование лестниц, декоративность, орнаментальность, пластика, сочетание разных материалов

- Эль Греко
- Якопо Понтормо
- Франческо Сальвиати
- Джорджо Вазари
- Пармиджанино Джулио Романо
- Аньоло Бронзино

Портреты Понтормо и Бронзино

- возвышенность;
- динамичность;
- целостность и закономерность построения сюжета или формы;
- пышность;
- контрастность;
- зрелищность;
- декоративное убранство;
- переплетение реального и воображаемого

- Джованни Бернардони
- Джованни Лоренцо Бернини

- Барочная церковь в Риме Иль Джезу;
- Фарный костел в Несвиже;
- площадь святого Петра в Риме

- ясность;
- сдержанность;
- простота форм;
- пропорциональность;
- обращение к античности;
- упорядоченность;
- следование строгим правилам

- Идея гуманизма, естественного права каждого человека на признание ценности его личности, на счастье. Личность ценна независимо от ее происхождения, народности, расы.

- Осуждение социального неравенства людей, эксплуатации человека человеком. Антифеодальные настроения.

- Идея перестройки общества на началах разума и науки. Разум для просветителей - это активное орудие преобразования, а не пассивное вместилище идеально правильных знаний, данных Богом, как рассматривали его классицисты.

- Критика церкви, религиозных запретов и предрассудков, критический пересмотр общепринятых духовных и интеллектуальных ценностей.

- Осуждение политической тирании.

Просвещение в литературе сделало бесценный вклад в развитие такого жанра, как роман. Жанры европейского философского романа и драмы основаны именно просветителями. В центре литературных произведений, написанных просветителями - образ интеллектуального героя, часто деятеля искусства или науки, который стремится реформировать мир или борется за достойное место в жизни. Произведения просветителей наполнены пропагандой чтения книг и образования. Герои выражают авторские идеи лучшего устройства общества. Авторы часто приводят объемные рассуждения своих персонажей, их переписку по поводу проблем экономики, эстетики, религии и церкви, политики, педагогики и др.

Выдающиеся представители Просвещения в литературе: Вольтер, Шарль Луи де Монтескье, Дени Дидро, Жан-Жак Руссо, Оливер Голдсмит, Михаил Ломоносов, Григорий2 Сковорода.

К культурным ценностям эпохи Просвещения следует отнести быстрое распространение газет, начало издания журналов и энциклопедий, а также появление общественных клубов, где проходили дебаты по важным общественным вопросам. Это академии, научные общества, масонские ложи, кружки, светские и художественные салоны и кафе.

Сайт о Всемирной Истории в деталях. Исторический портал, посвященный Мировой Истории, начиная с появления человеческого общества и заканчивая текущими событиями в Мире. Мы освещаем ход развития Великих событий от эпохи Палеолита до Новейших времен. Редакция сайта является исследовательской группой.

Общие черты развития науки и техники в XVII — XVIII вв

В науке второй половины XVII в. окончательно победили гелиоцентрическая система, динамика Галилея и картезианская физика (т. е. физика Декарта и его последователей).

По сравнению с первой половиной XVII в. научное представление о мире во многой стало более точным; оно приобрело характер уже не столько наглядного изображения, сколько графика, показывающего в условно математической форме связь между явлениями природы. В естествознании появился ряд теорий, указывавших точные количественные соотношения между явлениями.

Основным требованием естествознания стали строгая однозначность, количественная определенность и экспериментальная обоснованность научных выводов. О бесконечной сложности природы по-настоящему узнали позднее — в XIX в.; в XVII—XVIII вв. ученые-естествоиспытатели думали, что все зависимости в природе, весь ее многокрасочный мир можно свести к механическим силам притяжения и отталкивания, что химические и даже биологические явления можно полностью, с абсолютной точностью представить картиной простых механических перемещений частиц вещества, лишенных качественных особенностей.

Эта идея распространялась еще в первой половине XVII в., но она приняла новую форму, когда механические модели уступили место уравнениям классической механики, неопределенные описания — количественным расчетам, опирающимся на точные эксперименты и измерения.

Однако правомерный отказ от фантастических гипотез научная мысль довела до отказа от всяких гипотез вообще; экспериментальное обоснование науки она превратила в грубый эмпиризм: отказавшись от произвольных космогонических картин, она создала метафизическое представление о неизменности мира; математические абстракции стала рассматривать как априорные формы познания.

С другой стороны, в течение XVII—XVIII вв. сохранялось диалектическое направление в естествознании, ломавшее метафизические перегородки, подготовлявшее и развивавшее идеи единства мира, превращения и сохранения вещества и движения; это были идеи, которым принадлежало будущее. Но для конкретизации, обоснования и победы этих идей требовалось еще очень много наблюдений и экспериментов, которые собирались и множились в отдельных отраслях дифференцировавшегося естествознания.

Во второй половине XVII и в XVIII в. развитие естествознания определялось в первую очередь успехами техники мануфактурного производства и особенно его энергетической базы, а затем происшедшим в XVIII в. техническим переворотом, повлекшим за собой промышленную революцию. Еще в мануфактуре произошло расчленение процесса производства на сравнительно элементарные операции.

Гидравлический двигатель подготовлял создание машинной индустрии. По словам Маркса, если оставить в стороне такие необходимые предпосылки развития капиталистического общества, как порох, компас и книгопечатание, то двумя материальными основами, на которых строилась подготовка машинной индустрии, было изготовление часов и мельницы.

Наиболее важные проблемы механики поставил перед наукой гидравлический двигатель. Он был исходным пунктом важнейших научных замыслов основателей механического естествознания. Понятия инерции, ускорения и силы вырастали на почве спорадического применения механизмов. Именно из этой области наука XVII—XVIII вв. черпала механические модели и широко применяла их для объяснения астрономических, физических, химических и геологических процессов.

Особенно важной была возможность точного измерения времени и в связи с этим серьезное экспериментальное изучение равномерных и равномерно-ускоренных движений. К старой конструкции часов с гирями голландский ученый X. Гюйгенс присоединил маятник (1657—1658); усовершенствованные часы дали ученым возможность изучать скорость физических процессов. На кораблях часы стали основным инструментом для определения долгот. Этому же ученому принадлежит теория маятника. Усовершенствование весов позволило физикам и в особенности химикам опираться на точные количественные данные эксперимента.

После первых теоретических обобщений Галилея, относящихся к теории балок (1638 г.), разработка проблем строительной механики продолжалась во второй половине XVII в. исследованиями Роберто Гука, Эдма Мариотта и др. В XVIII в. математически разрабатывается теория упругости и трудах Якоба Бернулли, Эйлера и Ш. Кулона.

В этой области ведется и систематическое экспериментирование: исследования голландского физика П. Мушенбрека (1721) г.), испытания различных сортов дерева для кораблестроения, крон введенные Ж. Л. Бюффоном и А. Л. Дюамелем (конец 30-х и начало 40-х годов), испытания различных сортов камня Э. М. Готэ.

С расширением морской торговли было связано усовершенствованно техники кораблестроения, появление новых методов расчета вождении кораблей.

Научная революция XVII в., в основе которой лежали объективные потребности общества, выразилась в росте достоверности естественных и технических знаний, обосновании нового представления об окружающем мире. Внимание ученых сосредоточивалось на объяснении явлений природы, разработке методов и изобретении приборов для систематических теоретических и экспериментальных исследований и создании для этих целей специальных учреждений — обществ, институтов, академий. Рост мануфактурного производства стимулировал развитие науки и техники.

Немецкий ученый Иоганн Кеплер (1571 — 1630) обосновал и развил гелиоцентрическое учение Коперника, открыл три закона движения планет. Солнце является источником силы, движущей планеты, а между небесными телами существует тяготение. Например, приливы и отливы океанов он объяснил воздействием Луны.

Итальянец Галилео Галилей (1564 — 1642) экспериментально подтвердил идеи Коперника. Он сам сконструировал зрительную трубу — телескоп — для наблюдения небесных тел, которая увеличивала размеры наблюдаемого объекта в 32 раза. Церковь преследовала ученого, запрещая его труды, а в 1633 г. организовала против него судебный процесс, на котором вынудила его отказаться от своих взглядов — от гелиоцентризма.

Английский философ Фрэнсис Бэкон (1561 — 1626) разработал индуктивный (от лат. inductio — наведение) метод познания человеком природы, предусматривающий движение мысли от частного к общему, и является родоначальником опытных наук. Он стал идеологом буржуазии, оправдывал обогащение и пропагандировал его пути — предпринимательство, колониальную экспансию, торговлю, ростовщичество. Важную роль Бэкон придавал науке и техническим усовершенствованиям.

Нидерландский ученый Барух Спиноза (1632 — 1677) считал целью научного знания изучение природы и совершенствование человека. В противоположность дуализму Декарта он полагал, что природа является причиной самой себя, она есть субстанция или Бог. Спиноза отвергал учение о свободе воли, признавал ее всегда зависимой от мотивов, но вместе с тем считал возможной свободу как поведение, основывающееся на познании необходимости. Он возвышал знание, критерием истины считал ясность и отчетливость.

Немецкий ученый Вильгельм Лейбниц (1646 — 1716) являлся сторонником рационализма, критерием истинности знания считал ясность, отчетливость и непротиворечивость. Он внес большой вклад в развитие математики, выступив одним из создателей дифференциального исчисления и родоначальником математической логики. В области физики Лейбниц предвосхитил закон сохранения энергии.

Большую роль в развитии науки сыграли религиозные искания периода Реформации. Богословские споры о предопределении поднимали вопросы о положении человека во Вселенной, о его силе и возможностях, о соотношении природы и Бога. Утверждалась идея о единстве материи и духа, материя наделялась способностью воспроизводить себя. Схоластике противопоставлялся рационализм, базировавшийся на чувственном восприятии. Идея познаваемости мира с помощью разума и ощущений прочно вошла в науку.

Художественная культура.

Эпоха утверждения абсолютистских государств принесла новый стиль в культуре — барокко (от итал. barocco — странный причудливый), соединивший в себе мистику дворянства с трезвостью и деловитостью буржуа. Для барокко характерны динамика, патетика, перегруженность декоративными мотивами.

Особенно выразительно стиль барокко проявился в архитектуре. Грандиозные монументальные дворцы отличались пышностью и декоративностью оформления интерьера, богатством садово-парковых ансамблей и были призваны подчеркнуть могущество феодальной знати, католической церкви. Барокко получило распространение в странах, где торжествовали феодальные силы — Италия, Испания, Португалия, Фландрия, Германия, Австрия.

Литература. В литературе XVII в. существовало разнообразие жанров — новелла, роман, поэзия. Создавались комедии и трагедии, что способствовало развитию театрального искусства.

Живопись. Выдающийся вклад в развитие живописи XVII в. внесли художники Рубенс, Рембрандт, Веласкес, в творчестве которых принципы барокко сочетались с национальными особенностями.

Французский классицизм. Во Франции утвердился классицизм, стиль, ориентирующийся на античность. Он возникает как официальный стиль абсолютистского государства на основе дворянской культуры. Версальский дворец с парком и множеством входящих в ансамбль сооружений стал образцом классицистской архитектуры.

Классицизм с его строгостью форм, подчинением личности общественному долгу в соответствии с абсолютистским принципом подчинения монарху как носителю государственности стал господствующим течением во французской литературе. На основе этого стиля возникла великая национальная литература — трагедии П. Корнеля, Ж. Расина, комедии Ж.Б. Мольера.

Читайте также: