План урока символы россии

Обновлено: 09.05.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Цель: ознакомление с государственными символами России.

1. Формирование представлений о государственных символах Российской Федерации:

- флаг, - герб, - гимн.

2. Развитие умения делать выводы, анализировать, обобщать, сравнивать, используя форму учебного сотрудничества.

3. Воспитание патриотизма, любви и гордости к Родине.

Урок сопровождается слайдовой презентацией.

I. Организационный момент.

Все начинается со школьного звонка –

Дорога к звездам, тайны океана.

Все это будет поздно или рано,

Все это будет впереди, ребята, а пока.

В нашей школе стало тихо.

Прозвенел уже звонок.

Вижу, дети, все готовы?

Начинаем точно в срок.

На места все тихо сядем,

Не нарушим тишину.

Приготовились все слушать,

Я урок сейчас начну.

II . Мотивация.

- На уроке мы будем рассуждать, доказывать, наблюдать, проектировать.

-Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки! Спасибо! Улыбка всегда располагает к общению.

Если Вы хотите, чтобы жизнь улыбалась ВАМ, подарите ей сначала своё хорошее настроение!

- Прочитайте девиз нашего урока. Слайд № 1

.- Давайте настроимся на урок. Чтобы и у вас было хорошее настроение, повторяйте за мной под музыку . Слайд № 2.

III . Актуализация знаний. (работа в парах)

Какая тема урока?

Хотите об этом узнать?

Тогда постарайтесь скорее

Этот кроссворд разгадать.

hello_html_m608da830.jpg

Вопросы к кроссворду:

1. Название нашей страны.

2. Глава нашего государства.

3. Столица Российской Федерации.

6. Высшее государственное законодательное собрание в ряде стран.

К л ю ч е в о е с л о в о: символы.

Учитель. Сегодня на уроке мы познакомимся с государственными символами России.

Попытайтесь определить тему урока. Слайд № 3.

Определите цель урока . Слайд № 4.

Но сначала надо выяснить, что же такое символ?

V .Работа с толковыми словарями . Слайд № 5

Мы выяснили, что герб, гимн, флаг - это символы. Слайд № 6.

VI . Работа над темой урока:

Итак, давайте более подробно поговорим о символах.

Учитель. Что же такое герб? Где можно увидеть герб?

Ученики. Герб – эмблема. Его можно увидеть на флагах, монетах, печатях и официальных документах.

hello_html_m4076b475.jpg

Учитель. Покажите герб современной России. Что на нем изображено? Что вы знаете об истории современного герба России?

ПРОСМОТР видео об истории современного герба.

– Что же такое флаг? Где можно увидеть флаги? А какой флаг у России?

Ученики. Флаг – прикрепленное к древку полотнище определенного цвета или нескольких цветов. У России флаг состоит из трех цветов: белый, синий, красный.

Стяги у русских дружин были с языческих времен. На страницах летописей можно видеть красочные рисунки: воин держит длинный шест с куском яркой ткани с изображением языческого бога. С принятием христианства стяги изменяются: на полотнищах с двумя, а то и с тремя концами изображаются русские святые.

Государственный флаг является символом государства. Он поднимается над правительственными зданиями и венчает дипломатические представительства, автомобили послов. В торжественные и праздничные дни флагами украшают дома и улицы. Государственному флагу отдают воинские почести и чтут его как святыню. Размеры флага, его цветовая гамма устанавливаются верховной властью страны. В России флаг утверждают Государственная д ума и Президент. Цвет флага никогда не выбирают случайно. Даже русские цари при утверждении флага должны были считаться с древними традициями народа, с их любимыми цветами. Существует специальная наука, которая изучает символику государства, – геральдика. В ней разработаны определенные условия создания символов.

Белый цвет – это цвет мира.

Синий – это вера, верность.

Красный – цвет силы и цвет крови, пролитый за Родину и ее независимость.

О гимне рассказывает подготовленный ученик . Слайд 10-12.

Итак, мы с вами поговорили о гербе, гимне, флаге России.

Как вы думаете, к каким видам символам мы можем их отнести?

Каково значение этого слова? Символы бывают официальные – те, которые утверждены законом.

VII . Обобщение и закрепление. Конкурс “Я знаю … ”. Тест .

Вопрос 1: Когда Русь обрела государственный герб?

2) при великом князе московском Иване III

Вопрос 2: Порядок расположения полос (снизу вверх) на Государственном флаге России:

1) красная, синяя, белая

Вопрос 3: День Государственного флага мы отмечаем:

2) 22 августа

Вопрос 4: Что означает слово "гимн"?:

3) Это торжественное музыкальное произведение

Вопрос 5: Кто является автором слов российского гимна?

2) С. В. Михалков

Вопрос 6: Какой композитор написал музыку гимна?

3) А. Александров

Вопрос 7: В каком государстве возникло слово "гимн"?

Проверяем по слайду 14.

IX . Проектная деятельность. Слайд № 15.

У нашей страны есть герб, у каждого города есть герб. Создайте герб своего класса, используя информационную карту.

Познакомимся с информационной картой. Слайд № 16.

Работа выполняется на листах бумаги, вырезанных в форме геральдических щитов и разделённых на секторы. В качестве символов ребятам предлагаются картинки на тему школы, спорта, искусства, взаимоотношений детей, учителя и детей. Слайд № 17.

X I . Защита проектов по группам.

Учитель: - наш класс живёт интересной жизнью, судя по вашим гербам. Это здорово!

XI I . Продолжение знакомства с новым материалом урока:

Учитель: - Помимо традиционных символов в виде герба, флага и гимна, каждая страна имеет и ряд других национальных символов, которые обозначают специфические для каждой страны историю, культуру и быт.

Россия также имеет свои неофициальные символы.

Об этом вы узнаете, поработав над информацией, которая есть у каждой группы. Сейчас вы самостоятельно познакомьтесь с этой информацией и подготовьтесь рассказать об этом.

Работа учащихся в группах.

Слайды № 18, № 19

-Что символизируют неофициальные символы?

Они символизируют гостеприимство и широту русской души.

А мы с вами создали ещё и символ своего класса - герб.

XII I . Итог урока:

- Наш урок подходит к завершению. Посмотрите на результат своей проектной деятельности.

- Вы сможете узнать герб своего класса среди множества других?

- Потому что это ваше отношение к своему классу, в свою работу вы вложили чувства, которые вы испытываете к своему классу.

- Вы сможете узнать символы России среди символов других стран? Почему?

- Потому что символы страны – как герб класса, в них вложены те же чувства, что и к семье, к классу, к городу, в котором мы живём.

- Какие чувства вы испытываете к своей стране?

- Какие чувства испытывали вы, когда слушали гимн России?

-Какие символы вы знаете?

- Зачем государству нужна символика?

Как воспитать любовь к Родине, гордость за свой народ?

Любой гражданин России должен знать и уважать государственные символы страны.

-Какой итог урока?

XIV .Рефлексия: Оцените свой вклад в достижении поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.

Самооценка работы групп.

Неофициальные символы России.

Помимо традиционных символов в виде герба, флага и гимна, каждая страна имеет и ряд других национальных символов, которые обозначают специфические для каждой страны историю, культуру и быт. Россия также имеет свои полуофициальные и неофициальные символы.

Красная площадь. Красная площадь, как символ единства России, героизма российского народа, боевой и трудовой славы многих наших соотечественников, а также как место многочисленных исторических и судьбоносных событий является гордостью каждого и олицетворяет величие России. Красная площадь – символ центра страны, ее средоточие.

Кремль. Кремль является символом высшего руководства России.

Кремлевские куранты . Кремлевские куранты на Спасской башне, давно уже стали символом не только Красной площади, но и точности, надежности и незыблемости России .

Береза всегда считалась символом России, символом ее одухотворенности, процветания и долголетия.

Русь моя, люблю твои березы,

С первых лет я с ними жил и рос.

Потому и набегают слезы

На глаза, отвыкшие от слез!

Матрешки – неофициальный символ России. Символ ее загадочной для всех души. Выточенная из липы на токарном станке, матрешка – сложное изделие. При росписи (расписывают гуашью прямо по дереву) нужно добиться, чтобы совпадали руки, и узоры на фартуке, и тесемки. У матрешки на одежке много цветов. Потому что Матрешка, девочка Матреша, сама растет среди цветов и трав, как и все мы среди них растем, только забываем об этом. А матрешка помнит, оттого так радостно на нее смотреть.

Медведь. Как правило, в народном сознании медведь - величественное животное, занимающее исключительное положение среди других зверей. Во многом оно обусловлено биологическими качествами медведя, его размерами, силой, мощью, сметливостью, переходами от движений ленивых и неуклюжих - к быстрым и точным. Не случайно его изображение имеют на своих гербах многие русские города (Ярославль, Новгород и др.), а сам медведь является неофициальным символом России и русского народа.

Тройка лошадей. О тройке поэты слагали стихи, народ сочинял частушки, художники увековечили ее в живописи и лаковой миниатюре, ваятели - в скульптуре. Тройка превратилась в достойный символ России, олицетворяющий русскую удалую и загадочную душу. Тройка - символ русского народа и его культуры с ее безудержной удалью и пронзительной лиричностью.

Самовар . Тульский самовар с жемчужником на тулове, с фигурной ручкой -веткой является символом русского гостеприимства. Самовар олицетворял бытовые стороны русского образа жизни .

Балалайка .Балалайка — это один из инструментов, ставших (наряду с гармонью и, в меньшей степени, жалейкой) музыкальным символом русского народа.

  • Расширение исторических знаний и представлений учащихся о государственных символах России.
  • Популяризация государственных символов России.
  • Продолжение формирования у учащихся чувства патриотизма и гражданственности.

Оборудование: компьютерная презентация.

I. Организационный момент.

II. Новый материал.

  1. Государственный флаг.
  2. Государственный герб.
  3. Государственный гимн.

На доске написана тема урока, число, понятия: государственные символы, флаг, герб, гимн.

Много видел я стран и не хуже её
Вся земля мною нежно любима.
Но с Россией сравнить.
С нею сердце моё
И она для меня несравнима.
И.Северянин "Слова солнца"

В декабре этого года исполняется 11 лет с момента принятия законов, официально утвердивших государственные символы России. Поэтому темой сегодняшнего урока будет "Государственная символика России: история и современность".

(записать число и тему в тетради)

О государственных символах вы знаете уже довольно многое. Но тема нашего урока затрагивает в том числе и историю российской символики.

  1. Какие государственный символы есть в России.
  2. Каково их назначение.
  3. Где они используются.

(и самый главный вопрос, на который мы ответим в ходе исследования) Сохранены ли в изображении государственных символов России исторические традиции.

Зачем нужны государственные символы?

Символы, в том числе и для России нужны как воплощение истории, отражения настоящего, выражение патриотизма её граждан и обозначение на международной арене, как её зрительный и музыкальный образ.

Какие государственный символы вы знаете?

Любое государство мира имеет флаг, герб и гимн. Символы нашей Родины насчитывают не одну сотню лет. Первый российский герб появился в к.XVв., первый флаг - в ХVIIв., первый гимн - в XIXв. Каждый из современных символов России имеет свою историю, но официальными они были признаны сравнительно недавно - в течение последнего десятилетия, а ФКЗ-ы РФ "О государственных символах" были приняты в декабре 2000г.

Чем можно это объяснить?

Флаг (знамя) - прикреплённое к древку или шнуру полотнище определённого цвета ли нескольких цветов, часто с эмблемой.

Как выглядит современный флаг России? Как мы его опишем?

Послушайте, как звучит его официальное описание по ФКЗ.

"Государственный флаг России представляет собой прямоугольное полотнище из трёх равновеликих полос: верхней - белого, средней - синего и нижней - красного цвета. Отношение ширины флага к его длине 2:3".

История появления флагов связана с историей военного дела. Среди воинов они были особо почитаемы и оберегаемы. Потеря флага нередко означала поражение в битве. На Руси на флагах (стягах) изображали лики святых или Спасителя.

С историей нашей страны менялись и её флаги.

(Ваша задача: внимательно просмотреть слайды с изображениями флагов, при этом сравнивая их между собой)

Трёхполосное бело-сине-красное знамя снова стали использовать демонстранты в 80-годы и во время переворота 1991 г. Вскоре это знамя стало государственным флагом, а 22 августа принято считать днём флага России.

Сохранились ли в изображении современного флага исторические традиции?

Что означают цвета флага?

  • синий - веру, верность
  • красный - огонь, смелость, честность, красоту.

Кто имеет право использовать флаг?

Как надо относиться к государственным символам, в том числе и к флагу?

Как надо вести себя в присутствии него?

Государственные символы должны вызывать уважение и гордость за свою страну. Флаги могут меняться, а гордость и уважение остаётся.

Герб - отличительный знак города или государства, бывают и родовые гербы.

Слово герб пришло в русский язык в XVI - XVII вв. В его основе лежит немецкое слово "erbe", что означает "наследство". Так уже в самом слове заложена одна из важных черт герба - стабильность и постоянство.

Как выглядит современный герб России?

В ФКЗ говорится: "Герб России представляет собой изображение 2-главого орла, помещённого на красном щите; над орлом 3 исторические короны Петра Великого; в лапах орла скипетр и держава; на груди орла на красном щите - всадник Георгий Победоносец, поражающий копьём змея".

Рисунок герба выполнен художником Е.И. Ухналёвым.

Давайте разберёмся в символах герба.

Что это за символы?

Что они означают?

Новый герб является наследником герба, который имела Россия с к.XV в. по 1917 г. Первоначально историки считали, что 2-главый орёл пришёл на Русь из Византии, а туда из Древнего Рима. Но самое интересное, что он существовал на Руси задолго до этого.

2-й главый орёл символизировал мощь и независимость страны.

В это же время государственным символом становится и изображение конного воина Георгия Победоносца, который первоначально был символом Московских князей. Это изображение символизировало постоянную борьбу русского народа со злом и многочисленными врагами.

Посмотрите как менялись гербы с течением времени.

С приходом к власти большевиков в 1917 г. прежний герб, как символ царизма уничтожили, и создан был другой.

Но в современной России были возвращены и 2-й главый орёл, и Георгий Победоносец. Для нас это знак суверенности, интереснейший памятник прошлого, который неразрывно связан с политической историей нашей страны.

Где помещается государственный герб?

Сохранились ли в современном изображении российского герба исторические традиции?

Ещё одним символом страны является гимн.

(запись) Гимн - торжественное песнопение.

Прежде чем мы будем говорить и слушать гимны России в различные эпохи, давайте ещё раз вспомним, как надо вести себя в присутствии государственных символов.

До XVII в. во время государственных событий исполняли церковные песнопения. При Петре I - "Преображенский марш".

Первый официальный гимн России "Молитва русских" на слова В.А.Жуковского исполнялся на музыку английского гимна "Правь Британия морями".

Второй официальный гимн "Боже царя храни".

Он сменяется новым гимном, гимном СССР.

Современный гимн за основу взял музыку прежнего гимна СССР, созданную Александром Васильевичем Александровым, а новые слова были написаны Сергеем Михалковым. А.В.Александров является нашим земляком. Он родился в селе Плахино Захаровского района Рязанской области в семье крестьянина, получил звание генерал-майора и был автором многих известных песен, в том числе "Священная война".

Сегодня мы говорили об истории и современности государственных символов России.

III. Задание на дом.

Создать проект своего личного герба, а на классном часу из них мы создадим герб класса.

Но это ещё не предел вашей работы по данной теме. Она может стать основой для более глубоких исследований.


Расширение кругозора учащихся о государственной символике России, способствовать принятию детьми нравственных ценностей (любовь к Родине, патриотизм, гражданственность).

Содержимое разработки

расширить кругозор учащихся о государственной символике России, способствовать принятию детьми нравственных ценностей (любовь к Родине, патриотизм, гражданственность).

Задачи:
- закрепить культурологические знания;
- сформировать знания по символике государства;
- развить творческие способности.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, карточки с вопросами, карта России, пазлы флага и герба, карандаши цветные, музыкальная запись гимна Российской Федерации.

Участники: 2 команды (по 5 человек).

Ход мероприятия:

Древние воины и рыцари защищали себя шлемами, доспехами и щитами. В сверкающих металлических латах трудно было узнать, кто этот рыцарь. Чтобы узнавать друг друга в бою, они стали наносить на свои щиты и одежду различные изображения. Это могли быть простые фигуры, предметы, растения, животные и тд. Например, воин, который хотел быть отважным и ловким, как лев, изображал льва на своем щите, другой рисовал медведя, надеясь быть таким же сильным. Рыцари видели изображения на щитах и отличали своих воинов от чужих. Такие изображения стали называть гербами, а науку по составлению и изучению гербов – геральдикой. Ущли в прошлое военные сражения и рыцарские турниры, но щит остался обязательным элементом герба. Со временем гербы стали иметь не только рыцари, гербами обзаводились мастеровые, знатные семьи, города и страны. Гербы вывешивались на домах и замках, на воротах перед въездом в город, изображались на монетах, печатях и важных документах. Сейчас гербы есть у всех стран в мире. Есть свой герб и у нашей страны – России.

Герб наш древний и славный, ему более 500 лет. Герб этот – двуглавый орел. И появился он тогда, когда страной нашей князья и цари управляли.

Посмотрите на герб нашей страны. Он имеет форму старинного рыцарского щита красного цвета, на котором изображен золотой двуглавый орел. На груди орла, тоже в красном щите, серебряный всадник на коне, который остьрым копьем черного дракона поражает. Сегодня считается, что всадник в гербе России – знак неустрашимости и нам напоминание, что добро всегда торжествует над злом. Как и в древние времена, нашего двуглавого орла три короны венчают – в знак единства нашей земли. В лапах орел держит скипетр – знак власти и государства, и державу, которая означает порядок и закон. Герб наш о том говорит, что страна наша единая, независимая, а добро всегда зло побеждать будет.

Для защиты своей земли от врагов воины объединялись в войско. Чтобы из далека было видно, какое войско идет в поход или занимает город, на длинную палку прикрепляли кусок ткани, раскрашенной в те или иные цвета. Ткань развевалась на ветру, и такой знак был виден очень далеко. Так появились первые флаги. В наше время флаг есть у каждой страны. Все они отличаются друг от друга. Флаги используют в особо важных, торжественных случаях. Их вывешивают во время праздников, спортивных соревнований, встреч руководителей разных стран; изображают на самолетах, поднимают на кораблях и тд.

На государственном флаге России мы видим три равные, одинаковые по ширине полосы – белую, синюю и красную. Белая полоса означает благородство, говорит о том, что у нашей страны нет злых намерений. Средняя полоса означает честнось, чистое небо и говорит о дружеских т мирных отношениях с другими странами. Нижняя красная полоса означает смелость, отвагу и говорит о том, что ели потребуется, то каждый житель, каждый гражданин России будет готов защищать свою Родину.

Флагу России более 300 лет.

К государственным символом, кроме герба и флага, относится ещё один. Это гимн – это торжественная, величественная песня. Государственный гимн исполняется в особо важных и торжественных случаях например, когда встречают важных гостей из других стран, или награждают победителей соревнований. Каждый новый день в нашей стране начинается с гимна, который звучит рано утром по радио и телевидению.

Слова гимна написал поэт Сергей Владимирович Михалков, а музыку – композитор Александр Васильевич Александров.

Итак, разделитесь на две команды.

Нам понадобится карта Российской Федерации.

Информационная часть.

Россия – самая большая по площади страна в мире, ее омывают 12 морей трех океанов. В нашей стране живет более 145 миллионов человек. Россия занимает 7 место в мире по численности населения. Столица нашей Родины – Москва. Глава нашего государства – президент Владимир Владимирович Путин.

Внимательно рассмотрите карту России. На карте указан главный город нашей страны – столица Москва, центры федеральных округов, крупные реки, озера, океаны.

Вопросы и задания.

Как называется наша страна?

Как называется столица нашей страны?

Кто является главой нашего государства?

Найдите и покажите на карте столицу нашей Родины – Москву? (1 команда)

В каком регионе вы живете и как называется главный город вашего региона? (для 2 команды).

У России есть соседи. Найди эти страны на карте и запишите их. Сколько их, кто больше.

Нам понадобятся контурные изображения флага.

Раскрасьте флаг России. Строго соблюдайте цвета.

Нам понадобятся пазлы.

Кто быстрее соберет, та команда и получает жетон.

Понадобятся карточки с вопросами и жетоны.

С целью закрепления полученных знаний выполним следующее задание.

Возьмем заранее приготовленные карточки с вопросами и жетоны. Затем берем по одной карточке и читаем вопрос игрокам. Первая команда поднявшая руку и ответивший верно, получает жетон.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель занятия: расширить представления детей о стране, в которой они живут.

Тип занятия: изучение новой темы.

образовательная : познакомить учащихся с государственной символикой России: флагом, гербом, гимном; расширить представления детей о стране, в которой они живут;

развивающая: содействовать формированию логического мышления, умения анализировать, делать самостоятельные выводы;

воспитательная : воспитывать любовь к родному краю, Родине; чувство гордости за историческое прошлое и настоящее нашей страны.

Ход занятия:

I Организационный момент.

Педагог: Ребята, здравствуйте, пожалуйста, садитесь. Я рада вас видеть, на сегодняшнем занятие. Дети, посмотрите в окно. Что вы там увидели? (Снег, холодно…) А что вы чувствуете, глядя на этот пейзаж? Какие чувства вами овладевают, какое настроение появляется? А сейчас вернемся в наш уютный, теплый, светлый кабинет. Что вы чувствуете, сидя здесь сейчас? Каковы ваши ощущения, настроение? Пронесем наше хорошее настроение на протяжении всего занятия.

II.Беседа с обучающимися. Актуализация знаний.

Педагог: Что мы Родиной зовём? Что мы Родиной зовем? Дом, где мы с тобой растём . Солнце в небе голубом. И березки у дороги, По которой мы идем

И душистый, золотистый хлеб . За праздничным столом.

Педагог: Великую землю, Любимую землю, Где мы родились и живём. Мы Родиной светлой, Мы Родиной милой, Мы Родиной нашей зовём.

Педагог: Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, за свой народ и страну, свою землю и её историю. А олицетворяют родную землю её символы. Догадайтесь, о каких символах идет речь:

- прикрепленное к древку полотнище определенного или нескольких цветов (флаг);

- эмблема государства, города, сословия, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях и др. официальных документах (герб);

- торжественная песня, принятая как символ государственного или социального единства (гимн).

Как вы думаете, у России есть перечисленные символы? (ответы детей).

- Ребята, сегодня мы отправимся с вами в путешествие по нашей стране, побываем на станциях, где узнаем много нового о нашей стране, о государственных символах России (слайд 1).

IV. Новая темы

- Ребята прочитайте пословицу:

Родная сторона, как мать: и накормит, и приласкает. слайд 3

- С кем сравнивает русский народ Родину? (с матерью)

- А почему с матерью?

- А вы знаете, как зовут вашу маму? Поднимите руки, кто знает имя и отчество своей мамы. Кто сможет назвать? (ответы детей).

- Так же чётко нужно знать и название своей страны, родины, которая сейчас заботится о вас.

-Все ли вы знаете, как называется страна, в которой мы живём? (хором)

Карта России (слайд4 )

- Россия – самая большая в мире страна (показ на карте). Когда в Москве вечер, то на Чукотке начинается новый день. Поезд идёт от Владивостока до Москвы целую неделю. Каждая страна отделяется границей. У каждого государства есть отличительные признаки, символ. На этой станции мы поговорим о символах нашей Родины.

Физминутка. Слайд 5

Отправляемся в дорогу

Мы трудились очень много,

Отправляемся в дорогу.

(Ходьба на месте)

Побываем тут и там,

Поглядим по сторонам.

Нам на встречу скачет зайка,

В небе кружат птицы.

(Дети машут руками)

Но пора вернуться в школу,

Нам надо учиться.

(Дети садятся за парты).

Эмблема – условное изображение чего-нибудь.

-У государства своя эмблема, только называется она – герб (слайд 6)

-Герб – это изображение, которое в условной форме показывает исторические традиции государства или города. Расположение и цвет символов на гербах объясняет специальная наука – геральдика.

-Гербы появились очень давно. Их изображения были найдены на медалях, монетах и печатях древних государств и городов. Давайте познакомимся с гербом нашей Родины, России.

-Я предлагаю выполнить следующее задание.

У вас на столах лежит альбомный лист, монета и простой карандаш. Положите монетку под лист гербом кверху и простым карандашом заштрихуйте монету. (Дети выполняют)

-Посмотрите на расположение герба, рассмотрите его. Что удивило? Где ещё можно встретить такое изображение? (ответы детей).

Герб

Не ищите вы гербы

Под осинкой как грибы!

Их найдём мы на монетах

И на гербовых конвертах,

И на гербовой бумаге,

На печати и на флаге!

- Попробуйте сделать вывод о том, что символизирует герб России (ответы детей)

Педагог: Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом!

- Стран много в мире, каждая страна имеет свой герб, но и существуют и другие символы.

Предлагаю разделиться на две группы. Каждой группе предлагается задание собрать цветок.

У каждой группы лепестки с ответами.

В ходе работы устанавливаются, что цветок собран из лепестков сине-бело-красного цветов, символизирующих цвета Государственного флага России /если задание выполнено верно.

1.Из предложенных дат выбрать те, которые связаны с историей нашей страны

1841, 1812, 1712,1012

2. Выберите страны, которые входили в состав России(СССР)

Япония, Англия, Франция, Белоруссия, США

3.Выберите достопримечательности России:

4. С какой страной Россия имеет сухопутную границу?

Италия, Казахстан, Германия, Великобритания, Испания .

Педагог: Обратите внимание на сочетание цвета в нашем цветке. Где возможно увидеть подобное сочетание?.

- Рассмотрите флаг(слайд 14). Сколько полосок? Каких цветов полоски? Какой формы? Сочетание бело-сине-красных цветов на флаге России появилось во времена царя Алексея Михайловича – отца Петра I . Во второй половине XIX века государственный флаг изменил свои цвета : он стал черно – желто – белым. (слайд 15) Но уже к концу XIXвека Россия вернулась к бело-сине-красному флагу Россия в то время была уже многонациональной страной, и эти цвета означали единство русских /красный/, украинцев /синий/, белорусов /белый/. (слайд 16) Кроме этого цвета символизируют благородство и откровенность /белый/, верность и честность /синий/, мужество, смелость, любовь/ красный/. В 1917 году как и многие другие символы трехцветный флаг был заменен красным с изображением серпа, молота и пятиконечной звезды.(слайд 17) В 1991 году бело-сине-красный флаг вновь стал государственным флагом нашей страны.(слайд 18)

Я, царь, Всея Руси, ПётрI,

Приказываю считать флаг России,

Состоящий из горизонтальных полос:

Белого, лазоревого и алого цвета-

Официальным, национальным флагом российской Федерации.

-Белый - это цвет мира. Наша страна миролюбивая. Синий - небесный – небо, вера, верность. Означает волю к миру. Красный – символ огня и отваги, мужества и любви.

-Где можно встретить наш флаг? (ответы детей).

Вывод: это флаг нашего государства, но существуют и флаги других государств.

Флаги стран (Японии, США, Великобритании) (слайд19)

- Видели ли вы по телевизору, когда в соревнованиях команды занимают 1, 2, 3 места наступает торжественная минута – награждение. Команды – победители выходят, встают на почётный пьедестал. Их награждают медалями, поздравляют, поднимают флаг страны победителя и звучит торжественная песня.

- Кто знает, как называется торжественная песня? (гимн) (слайд 21) Какое по счету произведение является гимном России? (первым) Что вы знаете о нем? Кто автор слов, музыки?(С. Михалков, А. Александров(слайд 22). Какие чувства возникают у вас при прослушивании гимна? (торжественность, чувства гордости за Родину) - Как нужно слушать гимн?(стоя) Педагог: Гимн – торжественная песня, славящая кого-либо. При исполнении гимна люди обычно встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит. Послушаем и мы гимн России. (Дети стоя слушают куплет и припев гимна).

Национальные символы России.

Педагог: Мы с вами говорили о государственных символах нашей страны, но в каждом государстве есть и свои национальные символы. Какие? Назовите их. (дети называют.) Это и есть наша гордость: русские березки, матрешки, самовар, балалайка, Олимпийские символы (слайд 23).

V. Закрепление изученного материала.

-Назовите, сколько символов нашей страны вы знаете?

- Чтобы проверить, как хорошо вы запомнили символы, предлагаю выполнить задание.

-У каждого ученика лежит альбомный лист, разделённый тремя горизонтальными линиями. Нужно правильно закрасить полоски флага.

  • 1 полоска – этот цвет символизирует небо;
  • 2 полоска – этот цвет символизирует мир;
  • 3 полоска – этот цвет символизирует огонь, отвагу.

- Проверка задания. Дети поднимают свой флаг и показывают.

-Молодцы! Вы справились с заданием.

-Каждый из нас должен любить, беречь, охранять Родину. А что вы, как маленькие жители нашей страны, должны делать? (хорошо учиться, расти добрыми, отзывчивыми, бережно относиться ко всем, беречь окружающую среду и т.д.)

VI.Итог занятия

Рефлексия. Давайте дадим оценку нашему занятию и своим успехам, т.е. оценим свою деятельность на занятии. На доске береза, к ней необходимо прикрепить листочки.

Если вам понравилось занятие, и у вас все получалось, прикрепите зеленый листик, если ПОКА не все удавалось, прикрепите красный листик; если трудных моментов было много, тогда прикрепите желтый листик.

VII. Домашнее задание. Придумать и нарисовать: герб, флаг, гимн своей семьи.

Цель занятия: расширить представления детей о стране, в которой они живут.

Тип занятия: изучение новой темы.

образовательная : познакомить учащихся с государственной символикой России: флагом, гербом, гимном; расширить представления детей о стране, в которой они живут;

развивающая: содействовать формированию логического мышления, умения анализировать, делать самостоятельные выводы;

воспитательная : воспитывать любовь к родному краю, Родине; чувство гордости за историческое прошлое и настоящее нашей страны.

Ход занятия:

I Организационный момент.

Педагог: Ребята, здравствуйте, пожалуйста, садитесь. Я рада вас видеть, на сегодняшнем занятие. Дети, посмотрите в окно. Что вы там увидели? (Снег, холодно…) А что вы чувствуете, глядя на этот пейзаж? Какие чувства вами овладевают, какое настроение появляется? А сейчас вернемся в наш уютный, теплый, светлый кабинет. Что вы чувствуете, сидя здесь сейчас? Каковы ваши ощущения, настроение? Пронесем наше хорошее настроение на протяжении всего занятия.

II.Беседа с обучающимися. Актуализация знаний.

Педагог: Что мы Родиной зовём? Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растём . Солнце в небе голубом.
И березки у дороги, По которой мы идем

И душистый, золотистый хлеб . За праздничным столом.

Педагог: Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живём.
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной милой,
Мы Родиной нашей зовём.

Педагог: Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, за свой народ и страну, свою землю и её историю. А олицетворяют родную землю её символы. Догадайтесь, о каких символах идет речь:

- прикрепленное к древку полотнище определенного или нескольких цветов (флаг);

- эмблема государства, города, сословия, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях и др. официальных документах (герб);

- торжественная песня, принятая как символ государственного или социального единства (гимн).

Как вы думаете, у России есть перечисленные символы? (ответы детей).

- Ребята, сегодня мы отправимся с вами в путешествие по нашей стране, побываем на станциях, где узнаем много нового о нашей стране, о государственных символах России (слайд 1).

IV. Новая темы

- Ребята прочитайте пословицу:

Родная сторона, как мать: и накормит, и приласкает. слайд 3

- С кем сравнивает русский народ Родину? (с матерью)

- А почему с матерью?

- А вы знаете, как зовут вашу маму? Поднимите руки, кто знает имя и отчество своей мамы. Кто сможет назвать? (ответы детей).

- Так же чётко нужно знать и название своей страны, родины, которая сейчас заботится о вас.

-Все ли вы знаете, как называется страна, в которой мы живём? (хором)

Карта России (слайд4 )

- Россия – самая большая в мире страна (показ на карте). Когда в Москве вечер, то на Чукотке начинается новый день. Поезд идёт от Владивостока до Москвы целую неделю. Каждая страна отделяется границей. У каждого государства есть отличительные признаки, символ. На этой станции мы поговорим о символах нашей Родины.

Физминутка. Слайд 5

Отправляемся в дорогу

Мы трудились очень много,

Отправляемся в дорогу.

(Ходьба на месте)

Побываем тут и там,

Поглядим по сторонам.

Нам на встречу скачет зайка,

В небе кружат птицы.

(Дети машут руками)

Но пора вернуться в школу,

Нам надо учиться.

(Дети садятся за парты).

Эмблема – условное изображение чего-нибудь.

-У государства своя эмблема, только называется она – герб (слайд 6)

-Герб – это изображение, которое в условной форме показывает исторические традиции государства или города. Расположение и цвет символов на гербах объясняет специальная наука – геральдика.

-Гербы появились очень давно. Их изображения были найдены на медалях, монетах и печатях древних государств и городов. Давайте познакомимся с гербом нашей Родины, России.

-Я предлагаю выполнить следующее задание.

У вас на столах лежит альбомный лист, монета и простой карандаш. Положите монетку под лист гербом кверху и простым карандашом заштрихуйте монету. (Дети выполняют)

-Посмотрите на расположение герба, рассмотрите его. Что удивило? Где ещё можно встретить такое изображение? (ответы детей).

Не ищите вы гербы

Под осинкой как грибы!

Их найдём мы на монетах

И на гербовых конвертах,

И на гербовой бумаге,

На печати и на флаге!

- Попробуйте сделать вывод о том, что символизирует герб России (ответы детей)

Педагог: Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом!

- Стран много в мире, каждая страна имеет свой герб, но и существуют и другие символы.

Предлагаю разделиться на две группы. Каждой группе предлагается задание собрать цветок.

У каждой группы лепестки с ответами.

В ходе работы устанавливаются, что цветок собран из лепестков сине-бело-красного цветов, символизирующих цвета Государственного флага России /если задание выполнено верно.

1.Из предложенных дат выбрать те, которые связаны с историей нашей страны

1841, 1812, 1712,1012

2. Выберите страны, которые входили в состав России(СССР)

Япония, Англия, Франция, Белоруссия, США

3.Выберите достопримечательности России:

4. С какой страной Россия имеет сухопутную границу?

Италия, Казахстан, Германия, Великобритания, Испания .

Педагог: Обратите внимание на сочетание цвета в нашем цветке. Где возможно увидеть подобное сочетание?.

- Рассмотрите флаг(слайд 14). Сколько полосок? Каких цветов полоски? Какой формы? Сочетание бело-сине-красных цветов на флаге России появилось во времена царя Алексея Михайловича – отца Петра I .
Во второй половине XIX века государственный флаг изменил свои цвета : он стал черно – желто – белым. (слайд 15)
Но уже к концу XIXвека Россия вернулась к бело-сине-красному флагу Россия в то время была уже многонациональной страной, и эти цвета означали единство русских /красный/, украинцев /синий/, белорусов /белый/. (слайд 16)
Кроме этого цвета символизируют благородство и откровенность /белый/, верность и честность /синий/, мужество, смелость, любовь/ красный/.
В 1917 году как и многие другие символы трехцветный флаг был заменен красным с изображением серпа, молота и пятиконечной звезды.(слайд 17)
В 1991 году бело-сине-красный флаг вновь стал государственным флагом нашей страны.(слайд 18)

Я, царь, Всея Руси, ПётрI,

Приказываю считать флаг России,

Состоящий из горизонтальных полос:

Белого, лазоревого и алого цвета-

Официальным, национальным флагом российской Федерации.

-Белый - это цвет мира. Наша страна миролюбивая. Синий - небесный – небо, вера, верность. Означает волю к миру. Красный – символ огня и отваги, мужества и любви.

-Где можно встретить наш флаг? (ответы детей).

Вывод: это флаг нашего государства, но существуют и флаги других государств.

Флаги стран (Японии, США, Великобритании) (слайд19)

- Видели ли вы по телевизору, когда в соревнованиях команды занимают 1, 2, 3 места наступает торжественная минута – награждение. Команды – победители выходят, встают на почётный пьедестал. Их награждают медалями, поздравляют, поднимают флаг страны победителя и звучит торжественная песня.

- Кто знает, как называется торжественная песня? (гимн) (слайд 21) Какое по счету произведение является гимном России? (первым) Что вы знаете о нем? Кто автор слов, музыки?(С. Михалков, А. Александров(слайд 22). Какие чувства возникают у вас при прослушивании гимна? (торжественность, чувства гордости за Родину)
- Как нужно слушать гимн?(стоя)
Педагог: Гимн – торжественная песня, славящая кого-либо. При исполнении гимна люди обычно встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит. Послушаем и мы гимн России. (Дети стоя слушают куплет и припев гимна).

Национальные символы России.

Педагог: Мы с вами говорили о государственных символах нашей страны, но в каждом государстве есть и свои национальные символы. Какие? Назовите их. (дети называют.) Это и есть наша гордость: русские березки, матрешки, самовар, балалайка, Олимпийские символы (слайд 23).

V. Закрепление изученного материала.

-Назовите, сколько символов нашей страны вы знаете?

- Чтобы проверить, как хорошо вы запомнили символы, предлагаю выполнить задание.

-У каждого ученика лежит альбомный лист, разделённый тремя горизонтальными линиями. Нужно правильно закрасить полоски флага.

1 полоска – этот цвет символизирует небо;

2 полоска – этот цвет символизирует мир;

3 полоска – этот цвет символизирует огонь, отвагу.

- Проверка задания. Дети поднимают свой флаг и показывают.

-Молодцы! Вы справились с заданием.

-Каждый из нас должен любить, беречь, охранять Родину. А что вы, как маленькие жители нашей страны, должны делать? (хорошо учиться, расти добрыми, отзывчивыми, бережно относиться ко всем, беречь окружающую среду и т.д.)

VI.Итог занятия

Рефлексия. Давайте дадим оценку нашему занятию и своим успехам, т.е. оценим свою деятельность на занятии. На доске береза, к ней необходимо прикрепить листочки.

Если вам понравилось занятие, и у вас все получалось, прикрепите зеленый листик, если ПОКА не все удавалось, прикрепите красный листик; если трудных моментов было много, тогда прикрепите желтый листик.

VII. Домашнее задание. Придумать и нарисовать: герб, флаг, гимн своей семьи.

Читайте также: