Как освободить ребенка от внеурочной деятельности в школе

Обновлено: 19.05.2024

В школе заставляют ходить на кружки. В первой четверти нас обязали написать заявление. Кто не приходит, обязан написать объяснительную завучу. Можно ли отказаться от этих кружков? Объясняют, что надо посещать три обязательных кружка, которые входят в образовательную программу, так ли это?

Из указанного выше письма также следует, что состав и структура направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности фиксируются в плане внеурочной деятельности образовательной организации, который должен обеспечивать учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся, исходя из специфики образовательной организации, ее кадровых и иных возможностей.

Таким образом, можно сделать вывод, что образовательная организация вправе самостоятельно планировать урочную и внеурочную деятельность обучающихся.

При этом при создании и реализации плана внеурочной деятельности образовательной организации следует обеспечить взаимодействие с обучающимися и их родителями (законными представителями) для обеспечения наиболее полного удовлетворения их потребностей.

Корни внеурочной деятельности находятся в трёх документах, которые изменили существовавшую до них систему образования.

ФГОС среднего общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. N 413.

В этих документах содержится информация о внедрении в образовательный процесс внеурочной деятельности. Образовательная программа состоит из плана урочной деятельности и плана внеурочной деятельности. И главное, что внеурочная деятельность реализуется на ДОБРОВОЛЬНОЙ основе . То есть, по желанию ученика и его родителей.

Стоит упомянуть, что посещение кружков и секций дополнительного образования даёт право ученику на освобождение от внеурочной деятельности. Но если ученик хочет заниматься, например, выжиганием по дереву, может с отцом находить время для этого, то почему он должен посещать хоровое пение? И изначально законы защищали интересы ребенка.

Но в 2015 году что-то изменилось в системе образования РФ, может, рабочие кадры поменялись. И уже в письме Минобрнауки России от 14.12.2015 N 09-3564 "О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ" говорится: "Внеурочная деятельность является обязательной" . Для кого? Для образовательной организации, для обучающихся? И далее в документе появляется надежда: "Право выбора направлений и форм внеурочной деятельности имеют родители (законные представители) обучающегося при учете его мнения до завершения получения ребенком основного общего образования".

2017 год. Министерство образования, видимо, под тоннами бумаг закопав ФГОСы и рекомендательные письма прошлых лет, издает новое письмо Минобрнауки России от 18.08.2017 N 09-1672 "О направлении Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности". В письме важны два пункта:

1. "Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью основной общеобразовательной программы"2

2. "Участие во внеурочной деятельности является для обучающихся обязательным"

Халява кончилась. По закону "Об образовании" (статья 43 273-ФЗ), сказано, что "учащиеся обязаны добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы".

Поэтому руководствоваться теперь стоит таблицей почасовой нагрузки на ученика из СанПиН.

Чтобы было понятнее, разберём один пример. 6 класс при 30 часовой неделе имеет 6 уроков в день. В неделю может выдавать 10 часов внеурочной деятельности. Итого, по 2 часа в день. 6+2=8 часов. Именно столько, 8 часов, школа имеет право обучать (точнее, внеурочить) 6-классника. И у ребёнка рабочий день по показателям времени выходит как у взрослого.

Как защитить интересы ребёнка, его детство? В ситуации с внеурочкой работает только один механизм – записать ученика на кружок дополнительного образования. В противном случае школа имеет основание требовать присутствия ребенка на внеурочных часах.

О том, что внеурочка опасна как для физиологического здоровья, так и для психического, известно учителям, родителям, ученикам, испытывающим ежедневные перегрузки. Но об этом не известно тем, кто придумывает эти законы, у кого дети учатся в школах продлённого дня с возможностью сна среди дня, прогулок, плавательных процедур в бассейне. Этих условий нет в школах по России. Ответственным за этот перегруз школьников нужно вернуться в реальность и начать, наконец, работать над этой проблемой, а не отписываться письмами.

О том, сколько времени дети проводят в школе и какие нагрузки получают, читайте в статье "В школе дети устают".

Внеурочка в школе: как отказаться? ⇐ Образование и развитие наших детей

Когда мои старшие дети учились в началке, этого не было. А тут на собрании у первоклассницы - моей третьей дочки - нас "обрадовали": после уроков будет час перерыва, после чего мы должны будем привести своих детей обратно (ну или оставить их на продленке) и будет еще час какого-то крайне увлекательного занятия на тему, как родину любить и т.п.

Я не поверила своим ушам. Почитала в Интернете - ан правда. Родители стонут.

Люди. я ни разу не отказник-от-всего-на-свете-под-угрозой-прокуратуры но тут буду стоять насмерть. Нам эта муть даром не нужна. В одни дни у нас занятия в музыкалке. В другие я за то, чтобы мой ребенок бил балду и гулял. Уроки, опять же, надо делать.

КОРОЧЕ: как отказаться.

Французская булочка, никак - это часть программы
Хорошо тем кто на продленке, а если нет, то просто маразм - заберите домой и тут же приводите обратно.
Весело так - туда-сюда пробежаться.
И как сказал наш препод - запрещено этот урок склеивать о остальными
Какой идиот это придумал

В моем возрасте Торопиться - опасно, Нервничать - вредно, Доверять - сложно, а Бояться - поздно.
Остается только жить, причем в полное свое удовольствие.

Мы справку брали из бассейна, что вот в такие,то такие-то дни Соня посещает. и т.д.
Ну брали ессно наполовину липу то есть не все дни, к-рые написаны в справке, у нее был бассейн. Вообще без вопросов прокатило.

У Бога всё вовремя, никогда не рано, никогда не поздно. Нужно немного терпения и веры, но ожидание стоит того.

Я в шоке, если честно. У нас понедельник, среда, пятница - акробатика, если это будет в эти дни, мы не будем успевать на акробатику. Если в другие дни, то, получается, детей надо забрать, потом привести. Хорошо, если школа рядом с домом, а если не совсем? А продленку можно оплатить только до 16 часов, и нет возможности дни выбрать. Но я уже склоняюсь к тому, чтоб продленку оплачивать по 1800 за ребенка до 16 часов, хотя вот 3600 в месяц не то что не лишние, а не знаю, откуда их выкроить можно, от чего отказаться.

Тут все просто и законно, главное - не отступать
Моя младшая учится уже в третьей школе, так уж сложилось - все получается

У всех есть какие-то дополнительные занятия, правильно?
Приносите справки со всех них, а лучше печатаете сами - с описанием занятий и кол-вом часов
Т.е. в первом классе у нас была бумажка из музыкалки, с гимнастики и кружка гобелена. Т.е. были охвачены все виды деятельности - и спорт, и искусство и ручной труд часов в сумме было больше, чем положено на внеурочке - в два раза
Плюс я принесла выписки из закона об образовании и ФГОСа, по которому мы учимся. Надергала цитат. Кстати,там есть момент, что как внеурочные могут засчитываться секции, кружки, экскурсии и олимпиады
Школа поспорила и отступила.

Во второй школе тоже отпускали, но попросили написать часы занятий, типа вдруг мы будем успевать везде тогда уже была только музыкалка, но 2 специальности. В итоге ходили на внеурочку 1 раз в неделю

Сейчас пятый класс, мы в старшем лицее, он в-принципе с пятого класса, для них внеурочка - новость. Но и часов внеурочки всего 5. Ну пока в процессе, но справку я из музыкалки уже отнесла, нам велели написать,в какие дни мы сможем ходить на внеурочку,наверное получится день или два, может и нет. Мы бы и вообще не ходили,но есть занятие на внеурочке - подвижные игры, а у нас как раз "окно " между лицеем и музыкой - наверное будем посещать
Если хотите, могу поискать документы, выписки из законов, где-то они у меня были - но это пятилетней давности, надо проверять все равно.

Т.е. что хочу сказать - внеурочку можно обрушить справками из бассейнов-музыкалок, причём их подлинность никто не проверяет. Но мне хронически грозили провести аттестацию моего ребёнка на предмет усваиваимости того, что прошли на внеурочке - типа если не ходим, я беру эту программу на себя. В итоге ни разу не проверили.

Очень нужно освободить ребенка от внеурочки в школе, так как из-за нее он физически не успевает посещать занятия в музыкальной школе (2-ой год обучения) и хореографическом ансамбле (7-ой год обучения).

Я написала директору заявление с просьбой освободить ребенка от внеурочки по причинам:

- посещение вышеописанных занятий в общем объеме 12 часов

«п 3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право:

Ответом на заявление была ссылка на письмо http://base.garant.ru/72038994/ "План внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС наряду с учебным планом является частью основной образовательной программы образовательной организации и обязателен к исполнению."

Подскажите, пожалуйста, можно ли считать данное письмо основанием для отказа в освобождении от внеурочки, и если нет, то что делать дальше?

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Письмо Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2015 г. № 09-3564 “О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ”


Обзор документа

Письмо Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2015 г. № 09-3564 “О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ”

Во исполнение пункта 21 плана мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015 г. № 729-р, Департамент государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи совместно с Департаментом государственной политики в сфере общего образования направляет для руководства и использования в работе методические рекомендации по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ в образовательных организациях.

Приложение: на 8 л. в 1 экз.

Директор Департамента А.Э. Страдзе

Методические рекомендации
по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ

Настоящие методические рекомендации определяют цели, содержание и алгоритм действий по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ в образовательных организациях.

Организация внеурочной деятельности

Приказами Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, от 17 декабря 2010 г. № 1897, от 17 мая 2012 г. № 413 утверждены ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего образования.

Основная образовательная программа общеобразовательной организации реализуется через урочную и внеурочную деятельность в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, в редакции Изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.06.2011 № 85, изменений № 2 утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.12.2013 № 72, далее - СанПиН 2.4.2.2821-10).

ФГОС общего образования определяют общее количество часов внеурочной деятельности на каждом уровне общего образования, которое составляет:

до 1350 часов на уровне начального общего образования;

до 1750 часов на уровне основного общего образования;

до 700 часов на уровне среднего общего образования.

Образовательная организация самостоятельно определяет объём часов, отводимых на внеурочную деятельность, в соответствии с содержательной и организационной спецификой своей основной образовательной программы, реализуя указанный объём часов как в учебное, так и в каникулярное время.

Внеурочная деятельность является обязательной.

Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательной деятельности и организуется по направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.

Формы её организации школа определяет самостоятельно, с учётом интересов и запросов учащихся и их родителей (законных представителей). Право выбора направлений и форм внеурочной деятельности имеют родители (законные представители) обучающегося при учете его мнения до завершения получения ребенком основного общего образования.

План внеурочной деятельности как и учебный план является основным организационным механизмом реализации основных образовательных программ общего образования, определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность в каникулярное время может реализовываться в рамках тематических программ (лагерь с дневным пребыванием на базе общеобразовательной организации или на базе загородных детских центров, в походах, поездках и т.д.).

При отсутствии возможности для реализации внеурочной деятельности образовательная организация в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, использует возможности образовательных организаций дополнительного образования, организаций культуры и спорта.

Реализация дополнительных общеобразовательных программ

В соответствии с частью 1 статьи 75 Федерального закона № 273-ФЗ дополнительное образование детей направлено на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени.

Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.

В отличии от внеурочной деятельности участие в реализации дополнительных общеобразовательных программ для детей является добровольным.

В части регламентации предоставления услуг организации дополнительного образования детей руководствуются санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41, далее - СанПиН 2.4.4.3172-14).

Основные цели и задачи дополнительного образования детей определены в Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).

Механизмом реализации Концепции является план мероприятий на 2015 - 2020 гг., утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации 24 апреля 2015 г. № 729-р.

Целью Плана является обеспечение прав ребенка на развитие, личностное самоопределение и самореализацию, расширение возможностей для удовлетворения разнообразных интересов детей и их семей в сфере дополнительного образования, развитие инновационного потенциала государства.

Организация образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам различной направленности (технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической), в том числе особенности организации образовательной деятельности для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов и осуществляется в соответствии с порядком, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 и является обязательным для организаций, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих дополнительные общеобразовательные программы.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, организуют образовательный процесс в соответствии с индивидуальными учебными планами в объединениях по интересам, сформированных в группы учащихся одного возраста или разных возрастных категорий.

Продолжительность занятий в объединениях устанавливается локальным нормативным актом организации дополнительного образования, реализующей дополнительные общеобразовательные программы различной направленности.

Ответы на вопросы граждан по организации внеурочной деятельности в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования

1. Установлено ли обязательное количество часов внеурочной деятельности в неделю для обучающихся начальных классов?

Общеобразовательная организация самостоятельно определяет количество часов внеурочной деятельности в неделю с учетом запросов обучающихся, возможностей образовательной организации и объёма субвенции, выделенной для реализации основной образовательной программы.

Обучающийся вправе выбирать из предложенного общеобразовательной организацией направления и формы внеурочной деятельности в соответствии с установленным образовательной организацией в плане внеурочной деятельности количеством часов.

2. Если ребенок занимается в организации дополнительного образования, может ли он не посещать занятия внеурочной деятельности в школе?

В соответствии с частью 1 статьи 43 Федерального закона № 273-ФЗ обучающиеся обязаны добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы.

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 34 Федерального закона № 273-ФЗ обучающимся предоставляются академические права на зачет организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Например, если ребёнок занимается в школе олимпийского резерва, то занятия, посещаемые им в данной организации, могут быть засчитаны как часы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению в общеобразовательной организации.

3. Что делать родителям (законным представителям), если администрация общеобразовательной организации требует посещать занятия внеурочной деятельности, несмотря на то, что ребёнок занимается в организации дополнительного образования?

В случаях нарушения общеобразовательной организацией прав и интересов ребенка в части посещения занятий внеурочной деятельности родители (законные представители) вправе обратиться к учредителю данной организации, в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, органы надзора и контроля за соблюдением законодательства в сфере образования.

Напоминаем, что в образовательной организации локальным актом устанавливается порядок зачета результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

4. Каким образом родители (законные представители) могут повлиять на формирование плана внеурочной деятельности (выбор направлений деятельности, количество часов и др.)?

В соответствии с частями 1 и 3 статьи 44 Федерального закона № 273-ФЗ родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.

Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право, в том числе:

выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность;

знакомиться с уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность, лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности;

знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей;

принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации.

Обзор документа

Подготовлены Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ.

Общее количество часов внеурочной деятельности составляет до 1350 ч. на уровне начального общего образования; до 1 750 ч на уровне основного общего образования; до 700 часов на уровне среднего общего образования.

Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательной и организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). Формы такой деятельности школа определяет самостоятельно.

В отличие от внеурочной деятельности участие в реализации дополнительных общеобразовательных программ для детей является добровольным. Цель - адаптация к жизни в обществе, профессиональная ориентация, выявление и поддержка детей, проявивших выдающиеся способности.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Читайте также: