Проект в детском саду осень чудная пора

Обновлено: 19.05.2024

Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить все новое - основа формирования этого качества. Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.

Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Метод проектной деятельности можно использовать в работе со старшими дошкольниками. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.

Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе.

Автор: Солод Елена Александровна
Должность: ВОСПИТАТЕЛЬ
Учебное заведение: МБДОУ детский сад комбинированного вида № 3
Населённый пункт: Краснодарский край, ст.Кущёвская
Наименование материала: Средне-срочный проект с детьми 4-5 лет
Тема: "Осень - чудная пора"
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №3

Среднесрочный проект в средней группе

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

Предмет исследования: растения осенью.

Участники: дети, воспитатели средней группы, родители.

Актуальность: В ходе бесед выяснилось, что дети в недостаточной степени

имеют представления о сезонных изменениях в природе осенью, поэтому был

Сухомлинский В.А. писал: «Мир, окружающий ребёнка,- это, прежде всего,

мир природы с безграничным богатством явлений, неисчерпаемой красотой.

Здесь, в природе, вечный источник детского разума. Очень важно с ранних лет

развивать в детях умение созерцать, наслаждаться ею, вглядываться в неё и

При работе над проектом была подобрана интересная и полезная информация в

доступной форме. Методика работы с детьми в рамках проекта разработана на

основе интегрированного подхода: дети выдут наблюдения, экспериментируют,

собирают гербарий, рисуют, знакомятся с литературными произведениями,

отгадывают загадки и т.д. Всё перечисленное поможет расширить знания детей о

природных изменениях. Воспитывать у детей интерес и любовь к природе.

Цель проекта: расширять представления детей о сезонных изменениях в природе

осенью через игровую, поисковую и исследовательскую деятельность.

Учить детей замечать и называть изменения в природе; похолодало, осадки,

ветер, листопад, созревают плоды, птицы улетают на юг.

Устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой

природы (похолодало-исчезли бабочки, жуки; отцвели цветы и т.д.).

Привлекать детей к сбору гербария;

Провести экскурсию в парк;

Учить детей использовать для игр природный материал;

Воспитывать бережное отношение и любовь к природе;

Развивать диалогическую и монологическую форму речи;

Развивать коммуникативные умения;

Изготовить поделки с родителями из природного материала;

Взаимодействовать с родителями группы.

Ожидаемые результаты:

Научить детей называть изменения в природе;

Отгадывать загадки по теме проекта;

Развивать познавательный интерес;

Называть собранный урожай людьми;

Принимать участие в изготовлении поделок с родителями из природного

Этапы реализации проекта:

Принципы реализации проекта

принцип систематичности и последовательности;

принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей

Формы реализации проекта: наблюдение, подвижные игры, дидактические

игры, беседа, чтение художественной литературы, продуктивная деятельность,

рассматривание иллюстраций, труд, развлечение.

Подготовительный этап:

Подбор и изучение методической, научной и художественной литературы

по теме проекта.

Подбор дидактических, подвижных игр.

Подбор стихотворений, загадок, сказок с учётом возраста детей и темы

Разработка конспекта экскурсии в парк им. Ленина.

Привлечение родителей к сотрудничеству.

Основной этап:

Работа по перспективному планированию.

Взаимодействие с родителями, направленное на реализацию проекта.

Поиск пути решения проблемы.

Отображение знаний детей в творческих работах (поделках, рисунках,

Цель: дать детям представления об осенних изменениях в природе, продолжать

учить детей различать и называть деревья на территории парка.

Способствовать развитию интереса к живой природе.

Воспитывать любовь и бережное отношение к ней.

Развивать связную речь, логическое мышление, память.

Развивать коммуникативные умения.

Продолжать обучать детей водить хоровод в соответствии с текстом.

Отражать свои впечатления от экскурсии в рисунках.

Цель: учить детей делать простые умозаключения.

Цель: обогащать знания детей о сборе урожая.

Цель: учить детей различать и называть перелётных птиц.

Цель: учить детей называть полезные фрукты и овощи.

Цель: учить детей называть предметы одежды.

Цель: учить детей устанавливать причинно – следственные выводы.

Дидактические игры:

Цель: развивать наблюдательность.

Цель: учить детей по описанию находить необходимый предмет (дерево).

Цель: расширять представление детей о диких и домашних животных.

Цель: обучать детей правильно называть и показывать цвета карточек с

Цикл наблюдений:

за изменениями осенней природы во время прогулок (за солнцем, небом,

силой ветра, осенним дождём).

за красотой и богатством осенних красок.

за перелетными птицами.

за деревьями, растущими на территории детского сада.

Ситуативная беседы:

Чтение детской художественной литературы:

Цель: Приобщение детей к пониманию образного содержания осенней сказки,

развитие эмоциональной отзывчивости на сказочное произведение.

- расширять представления детей об осени, осенних явлениях, познакомить детей

с наиболее типичными особенностями золотой осени;

- развивать умения замечать красоту осенней природы;

- воспитывать любовь к данному времени года.

Ёжик проснулся осенним утром в своей

уютной норке от предчувствия чего-то

непонятного. Понюхав воздух он понял, что в

норке похолодало. Но почему? Выглянув из

норки, ёжик увидел пожелтевшие за ночь

листья на деревьях и траву, низкое солнышко.

Выйдя на улицу, он с удивлением посмотрел

вокруг. Вместо веселой зелени и цветов всё

вокруг было желто-оранжево-красное.

-Ух! Ух! Что, нравится?- услышал ёжик сверху. Подняв голову, он увидел

мудрого филина, сидевшего на зеленой еловой ветке.

-Дядюшка филин, что случилось с природой? Почему всё такое разноцветное и

-Потому что, мой маленький ёжик, наступила осень! Блестит-это иней на траве.

Березы желтеют, клены становятся оранжевыми, а дрожащие от холода осинки

краснеют, и все деревья начинают сбрасывать листву. Только ели, сосны, кедры,

пихты остаются зелеными, - ответил мудрый филин.

-А почему такое происходит в природе? - спросил ёжик.

-Потому что солнце тоже устало за год всходить высоко и греть землю и наш лес.

Видишь, как оно низко? А зимой будет ещё ниже и совсем перестанет греть!

-Значит зимой будет ещё холодней? А как же я? Я же замерзну?

-Нет, ёжик, ты не замёрзнешь. Ты обернешься в листочки, которые хорошо сядут

на твои иголки, и ляжешь спать в своей норке на всю зиму! Проснешься ты, когда

солнце будет всходить высоко и согреет всё вокруг! Успокоившийся ёжик пошел,

погулял по желто-оранжевому-красному лесу, сытно поужинал вкусными

грибами и корешками, покувыркался по траве, и весело пофыркивая пошел спать

до весны в норку.

И снились ему яркие, желтые, оранжевые, красные листочки на деревьях,

которые медленно падали и укрывали землю волшебным, разноцветным ковром.

А сверху смотрели добрые глаза мудрого филина, который знал, что жизнь

продолжается и улыбался, глядя на торжество природы!

Волшебной кистью взмахнула осень.

Позолотила она все деревья.

За ночь всё изменилось в природе,

Это всё осени прекрасные мгновения!

Жила-была Осень. Она очень горевала, что у неё нет друзей. Однажды она

решила, что ей надо найти себе друга. Солнышко уже грело слабо, но старалось

всё время быть на небосклоне, не прятаться за тучку. Оно заметило, что Осень

сильно махнул крылом. С деревьев посыпались золотые и багряные листья, они

закружились в весёлом хороводе, и вместе с ними приплясывала и Осень. С тех

пор Осень и Ветер подружились, и до сих пор вместе.

Как-то раз Осень играла с

Ветром в прятки. В лесу спрятаться

увлекательно и весело. Но вот Серая

на что-то рассердилась

стало сыро и скользко. Осень и

Ветер потеряли к игре интерес. Они

подумали, что Серой Тучке стало

завидно, что её не берут в игру, вот

она и надулась. А Осень сказала Ветру: «В следующий раз мы обязательно


Листья золотые падают, летят,

Листья золотые устилают сад.

Много на дорожках листьев золотых,

Мы букет хороший сделаем из них,

Мы букет поставим посреди стола,

Осень золотая в гости к нам пришла.

Е.Благинина


Тип проекта: познавательно-творческий

Классификация проекта: краткосрочный (3 осенних месяца).

Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели группы, музыкальный руководитель, логопед.

Образовательные стандарты:

  • активизация познавательной деятельности, развитие речи детей;
  • развитие экологического мышления у детей (воспитывать гуманное отношение ко всему живому, учить правильному поведению в природной среде, закладывать основы экологической культуры личности, способствовать осмыслению разных аспектов взаимодействия человека с природой);
  • развитие творческого воображения в процессе художественной деятельности детей (совершенствовать характер и содержание способов познания с помощью системы сенсорных эталонов и перцептивных действий, учить осуществлять оптимальный выбор эталонов в соответствии с познавательной задачей).

Актуальность проекта:

Проблема экологического воспитания является в настоящее время актуальной. Именно поэтому, так важен начальный этап дошкольного обучения, когда дети получают первые знания о культуре взаимоотношений с природной средой. Формированию бережного отношения к природе способствует ее эстетическое восприятие. Уже доказано, что наиболее полно и отчетливо воспринимается и запоминается ребенком то, что больше всего затронуло его эмоционально, что было ему интересно. Данный проект стимулирует детей грамотно оформлять в речи свои суждения, умозаключения, включать воображение, память для создания образов, ритмично выполнять движения, эмоционально окрашивать свое отношение к происходящему. Что позволит расширить и систематизировать знания детей об изменениях происходящих осенью в растительном и живом мире, о взаимосвязи в изменении погоды и одежды людей, труда.

Краткое содержание проекта.

Данный проект может быть использован в работе с детьми 5-7 лет на образовательной деятельности по развитию речи, по ознакомлению с окружающим миром, по ознакомлению с художественной литературой, по изобразительной деятельности. Структура и содержание проекта отражает его познавательную направленность. Предлагаемые детям задания ориентированы на выражение детской инициативы, проявление которой необходимо для достижения конечного результата. Проект позволяет каждому ребенку увидеть и расширить представления о характерных признаках - это продукт деятельности по проекту.

Участники проекта – дети старшей группы, их родители, педагоги ДОУ. Педагоги проводит с детьми целевую образовательную деятельность, родители под руководством педагогов выполняют различные домашние задания. Кроме того, в проекте принимает участие музыкальный руководитель, который проводит образовательную деятельность по ознакомлению с музыкальными произведениями, отражающими тематику проекта, логопед.

17/ 09. - 2 1/09
24/09 – 28/09

дидактические, с\р игры;

рассматривание иллюстраций, открыток;

использование мультимедийных презентаций (ноутбук)

работа с родителями.

Интеграция с областями:

Создание условий для осуществления проекта:
Оснастить книжный уголок дополнительной литературой, интересными книгами с яркими иллюстрациями. Рекомендовать родителям приобрести для домашнего книжного уголка произведения малой фольклорной формы (загадки, пословицы, поговорки).
План мероприятий в рамках проекта.

Выставка для детей и родителей на данную тему.

Интегрированное занятие на данную тему.

Оформление уголка природы на данную тему (дети совместно с родителями).

Презентация книжек-малышек: заслушивание мини-докладов с опорой на модель.

Музыкальный досуг «Осенняя палитра.

Этапыработынадпроектом:

Подготовительныйэтап:

Составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителями:

Воспитатели:

Подбор материала и оборудования для НОД, бесед, с\р игр с детьми.

Музыкальныйруководитель:

подбор песен, музыкальных игр, танцевальных композиций, связанных с тематикой проекта.

Сотрудничество с родителями:

Оформление уголка для родителей по теме проекта, подборка фотографий, литературы.
Беседы с родителями о необходимом участии их в проекте, о серьезном отношении к воспитательно – образовательному процессу в ДОУ.
2. Основной этап:

Читайте также: