Почему школа не готовит к егэ

Обновлено: 28.04.2024

Мой ответ – да. Но, все зависит от региона, в котором проходит обучение.

Почти все российские школы осуществляют образовательный процесс согласно ФГОС (Федеральному Государственному Образовательному Стандарту). Сам по себе он выточен под систему ОГЭ и ЕГЭ, поэтому полное прохождение учебного плана подразумевает успешную подготовку к итоговой аттестации.

Вопрос в другом: все ли школы России четко следуют данному плану? Однозначно, нет.

Более того, многие учителя, осознано готовят детей по собственным методикам, понимая, что нынешний образовательный стандарт несовершенен.

ФГОС создаётся людьми, но, к сожалению, не для людей. Тоже самое касается ОГЭ и ЕГЭ.

Одни учителя тупо идут по подготовленной ФГОС'овской системе, тем самым они дают не знания, а подгоняют молодой ум под исключительную структуру гос. экзаменов, другие – сеют зёрна знаний, пытаясь хоть как-то уместить это в систему ФГОС.

Например, взгляните на пару комментариев от моих читателей.

«Автор, ну почему Вы говорите за всех учителей? Неправда, что не готовят. Я сама с 2008 года готовлю детей к ЕГЭ по русскому языку, а если ученик сдаёт литературу, то и к литературе тоже. Мои коллеги делают то же самое.

Работаем в сельской школе. И результаты у нас неплохие. Сто баллов нет, но есть и 85, и 87, и 89, и 93, и 96, и 98. Мои ученики к репетиторам не ходят и не ездят, мне было бы стыдно, если они это делали.

И противоположное мнение

И если первый комментарий, это скорее исключение из правил, то второй отражает всю суть подготовки в российской школе. И кто сказал, что это плохо?

Почему школа не готовит к ЕГЭ и ОГЭ

Да, мы все [учителя], так или иначе, готовим детей к ЕГЭ и ОГЭ. И даже в сельских школах некоторые школьники набирают 100 баллов. Постоянные бесплатные консультации, дополнительные курсы проводят педагоги в своих школах.

Но ведь высокобалльников в любом случае не так много, да и никогда не будет. А если ваши ученики набирают 40, 50 или 65 баллов ЕГЭ по вашему предмету, то эта совсем не та подготовка, о которой я говорил в прошлой статье.

Не стоит забирать дополнительные часы на 100500 курсов по математике или русскому языку, а дать возможность детям, а не родителям, выбрать то, что им действительно нравится. Кружок по фото, пению или робототехнике будут куда полезнее для школьника.

Не стоит забывать то, что большинство никогда не поедет в столичные вузы, где тебе будет недостаточно и 300 баллов для поступления. Многие поступят в ближайший университет, где проходной балл составляет обычно не выше 200-220 баллов. А иногда ещё и меньше.

В идеале, ребёнок пройдя весь учебный материал по предмету, должен набирать минимальный порог по любому предмету, причём без репетиторов, дополнительных занятий и курсов.

А у нас, к сожалению, стала нормой всё свободное время уделять подготовке к экзаменам.

Ну а если есть желание учиться в МФТИ или МГУ, то без репетиторов, за редким исключением, или как написал Сергей, без профильных классов, набрать около 100 баллов за ЕГЭ просто не получится в современной школе.

Спасибо, что прочитали. Вы меня очень поддержите, если поставите лайк и подпишетесь на мой блог.


Есть разница между тем, что говорят чиновники, и реальной жизнью. Чиновники говорят, что делается всё возможное, чтобы снизить натаскивание на тестовые задания ОГЭ и ЕГЭ. Однако личный и профессиональный опыт в LANCMAN SCHOOL убеждает меня в обратном. Индивидуальные или групповые занятия вне школы для большинства остаются залогом успешного поступления в вуз.

Как руководитель Курсов по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ я, конечно, заинтересован в том, чтобы рынок репетиторских услуг существовал. Но как выпускник мехмата МГУ и педагог с большим опытом работы, я, безусловно, часто думаю о том, что должно измениться, чтобы все выпускники сдавали экзамены максимально успешно, полагаясь только на школьные знания.

Давайте попробуем разобраться: почему школа не справляется на все 100% с подготовкой школьников к выпускным экзаменам.

1. Прохождение программы по учебным предметам и умение решать тестовые задания — это не одно и то же

Любой учитель-предметник подтвердит вам, что задания ОГЭ 9 класса или ЕГЭ 11 класса требуют от ученика не только системных знаний по предметам, но и определённых умений работать с тестовыми материалами. Дети должны правильно читать формулировки специфических заданий, отличающихся от привычных стандартных формулировок учебника, уметь правильно вносить их в специальные бланки, писать развёрнутые ответы по специальным шаблонам, заложенным в критериях оценивания. Всему этому приходится учить отдельно, а времени на уроке не всегда достаточно.

2. Запрос на высокие результаты ОГЭ и ЕГЭ — это всегда запрос на индивидуальный подход в обучении

Начнём с экзаменов в 9 классе. Многие считают, что эта промежуточная аттестация не заслуживает пристального внимания и анализа. Это опасное заблуждение. Конечно, искусственное нагнетание страха перед этими экзаменами мы категорически не приветствуем. Действительно, статус ОГЭ 9 класса на порядок ниже, чем баллы за ЕГЭ в 11 классе. Однако многие родители и ученики в девятом классе волнуются не меньше, чем сдающие ЕГЭ. На чём основан этот страх? Где его исток?

Моя практика показывает, что волнения возникают там, где есть системные пробелы в знаниях. У школы есть установка на полное отсутствие двоек, но нет отлаженной системы работы с отстающими детьми. Снежный ком проблем, накопившийся за несколько лет, по зубам только тем педагогам, которые способны организовать индивидуальный подход к ребёнку в ликвидации этих пробелов. Здесь чаще всего требуется ювелирная работа тет-а-тет. Каждый учитель теоретически может организовать такие занятия, но на практике школа не готова предоставить такие услуги бесплатно, вытесняя учеников на рынок платных услуг.


Все жалуются, что детей натаскивают на ЕГЭ. А может, это и неплохо?

В истории с ЕГЭ логика похожая, хотя ставки, безусловно, повышаются в разы. После 9 класса не все рвутся в 10-й, всё больше школьников уходят в колледжи. В 11 классе, наоборот, стать студентами вузов хотят почти все. И школа опять оказывается в трудном положении, поскольку не может обеспечить подготовку всех выпускников на уровне 75-90 баллов, необходимых для поступления на бюджетные места. У школы есть своя сложившаяся мотивация: чиновники ждут от неё статистики, исключающей тех, кто не преодолел минимальный порог, и хороший средний балл по всему потоку выпускников.

3. Система профильного обучения не до конца отлажена и работает не во всех регионах

На сегодняшний день только один предметник обязан успешно подготовить весь класс (без исключения) к выпускному экзамену — это учитель русского языка и литературы. Все его ученики должны получить зачёт за итоговое сочинение и преодолеть минимальный порог баллов ЕГЭ по русскому языку. Такая двойная нагрузка и двойная ответственность, безусловно, требует от учителя максимальной концентрации и профессионализма. Однако количество учебных часов и переполненность классов не позволяют подготовить большинство выпускников к поступлению на бюджетные места.

Учителю математики задачу немного упростили: теперь он должен сделать так, чтобы те, кому не нужна математика для поступления в вуз, справились с заданиями базового экзамена. Все остальные ЕГЭ (кроме русского языка) — это подготовка в режиме профильного обучения, то есть работы с небольшой группой учеников, мотивированных на поступление в профильные вузы. Казалось бы, логика вполне стройная и перспективная. Но на деле это не так красиво.

ЕГЭ по математике-2018: что точно нужно повторить, если до экзамена полгода

Всё упирается в педагогические кадры. Есть регионы, где профильное обучение отсутствует вообще, а значит, вопрос подготовки к профильному предмету полностью ложится на семью. Здесь выход только один — репетиторы. Там, где профильное обучение есть, не всегда хватает квалификации педагогов. Я никогда не стал бы говорить об этом голословно, если бы высокопоставленные чиновники из Министерства образования и науки РФ и Рособрнадзора сами не озвучивали эту проблему в СМИ.

В LANCMAN SCHOOL есть железное правило: при приёме на работу каждый кандидат должен написать ЕГЭ по своему предмету на 100 баллов. Школа, к сожалению, такую ротацию кадров себе не может позволить, поэтому многие выпускники выбирают платную подготовку к ЕГЭ вне стен родной школы.

Вернёмся к главному вопросу: почему же школа не справляется с подготовкой к ЕГЭ и ОГЭ? Ответ парадоксальный: школа справляется, просто цели у бесплатного государственного образования и родителей выпускников сильно различаются. На выходе официальная статистика государственной итоговой аттестации каждый год всё лучше: средние баллы всё выше, двоечников всё меньше. Вот только репетиторов меньше не становится.

Школьники во время сдачи экзамена ЕГЭ.

27 мая выпускники школ сдают первый ЕГЭ. Ну а потом целая череда испытаний. И не только у одиннадцатиклассников. Девятиклассники в это время сдают ОГЭ. А те, кто помладше, уже свои контрольные, которые называются теперь всероссийские проверочные работы (ВПР), написали. Вместе с начальником управления организации и проведения государственной итоговой аттестации Рособрнадзора Игорем Круглинским разбираем, что у нас происходит в контролем школьных знаний.

- Давайте в начале уточним что такое натаскивание. Эти же самые задачи решали и пять лет назад, и десять лет. Натаскивание – это тренировка решать конкретные задачи.

Ничего нового, не входящего в школьную программу, в заданиях ЕГЭ нет. Для того, чтобы их решать, ты должен выучить правила, теоремы, методики, которые входят в эту программу.

А вот то, что дети не занимаются другими предметами, которые они не выбрали на ЕГЭ, не правильно.

Но, давайте разберемся. Причем здесь ЕГЭ? Учитель пришел на работу и получает заработную плату за то, что ведет курс по обществознанию. И все – и дети, и администрация школы, и родители закрывают на это глаза.

Руководитель управления Рособрнадзора Игорь Круглинский. ФОТО ОТР

Существует целый набор механизмов, позволяющих с такой ситуацией бороться. Родители должны обратиться к руководству школы для того, чтобы приняли меры к тому учителю, который не дает знаний.

- Какие меры, если всех это устраивает?! И родителей – дети и так готовятся к экзамену, и руководство школы – при такой ситуации есть шанс, что ребята лучше сдадут экзамен и это пойдет школе в плюс. Очевидно же, что в нашем случае школьный учитель явно слабее репетиторов и не сильно по этому поводу переживает.

- Можно снизить заработную плату, можно выговор объявить. Не можешь учить не уровне – идти на курсы повышения квалификации. Либо такого учителя нужно менять.

Перекладывают ответственность?

- Да уже и в четвертом классе учитель просит родителей взять репетиторов, потому что детям грозит ВПР – всероссийская проверочная работа… Я знаю несколько конкретных примеров!

- И раньше ведь писали итоговые контрольные работы, и контрольные районы. ВПР – это аналог таких работ. Он проводится по материалам, которые стандартизированы для все страны.

Давайте разберемся, что происходит по итогам этой контрольной работы. Вдруг ребенок ее не написал. Ведь никто его из-за этого не оставляет на второй год. Никто не запрещает перейти в другой класс. Максимум - ребенок получает плохую отметку за итоговую контрольную. Но годовая отметка ставится на основе результатов всего учебного года. Так что ничего страшного с учеником не происходит.

А вот учитель, если он устраивает такую нервотрепку в классе, поступает неправильно. Вместо того, чтобы учить, настраивать детей и их родителей на позитив, объяснять, что контрольная нужна, чтобы понять какие темы не освоены и их подтянуть, он требует репетиторов себе в помощь. Почему? Потому что он боится (или знает), что дети его класса покажут плохие результаты.

Мы не раз сталкивались с тем, что учителя настраивают родителей – мол, ВПР это плохо, это зло. Но почему-то происходит это исключительно в тех школах, которые демонстрируют не самые лучшие результаты.

То есть как помочь школам. Помочь!

- Зарплата учителей зависит от того, как дети написали ВПР, ОГЭ или ЕГЭ?

- Этот вопрос лучше адресовать тем, кто выплачивает заработную плату.

- Сейчас и на федеральном уровне, и в регионах стало модно составлять рейтинги школ. И те, кто оказываются на первых позициях, и премии получают, и родители стремятся к ним записать своих детей. Не это ли причина того, что школы устраивают перед экзаменами нервотрепку?

- Вот поэтому мы категорически против выстраивания рейтингов только на основе результатов таких оценочных процедур. Неправильно, когда по итогам тех же ВПР начинают либо наказывать учителей, либо поощрять. ВПР проводится совсем для другого.

- По этой причине засекречены результаты ЕГЭ? Я не могу узнать сколько школьников сдали ту же математику на пятерку в какой-то отдельной области…

- Каждая школа знает свои результаты. А почему они не открыты по регионам? Потому, что когда эти результаты раньше публиковались, тут же появлялись желающие построить разные рейтинги. Но нельзя сравнивать только результаты ЕГЭ, например, в Москве и результаты регионов, являющихся глубоко дотационными… Там, где заработные платы и вообще обеспеченность учебного процесса оставляет желать лучшего.

- Вот ситуация, с которой мы не так давно разбирались. В муниципалитете есть несколько школ со слабыми результатами на ВПР. Что делает руководство муниципалитета? Требует, чтобы там подняли результаты. Но быстро - за полгода, за год – существенно повысить качество образования в школе невозможно. В результате учителя и директор школы пытаются по-другому воздействовать не результаты, которые от них ждут.

И кормить не нужно

- Еще год назад ребята могли сдавать и базовый, и профильный экзамены по математике. Сдал базовый, почувствовал, что можешь больше, и пошел сдавать профильный. В этом году или-или. Почему?

- Несколько лет назад были введены базовый и профильный ЕГЭ по математике. Был предусмотрен переходный период, чтобы учителя и школьники могли приспособиться к новым возможностям.

Выпускники 11 лет учились. В старшей школе у нас профильное обучение и ребенок уже должен к ней определиться с тем, какой профиль ему интереснее и куда он хочет поступать. И к концу обучения ты уже должен определиться со своей дальнейшей жизненной траекторией и выбрать – поступаешь в технический вуз, сдаешь математику на профильном уровне, нет – на базовом. Вы же понимаете, что подготовиться так, чтобы на высокий балл сдать профильную математику, невозможно за полгода. К этом нужно идти все годы обучения.

- Насколько задание ЕГЭ в этом году будут отличаться от тех, что были год назад?

- Кардинальных изменений не произошло. Но каждый год у нас идет работа по совершенствованию контрольно-измерительных материалов. Изменяется несколько заданий по предметам. Но все эти изменения происходят до начала учебного года. В августе 2018 года на сайте Федерального института педагогических измерения были опубликованы все демоверсии и описание того, в каких предметах что изменилось.

- Известно ли, когда ЕГЭ будут сдавать выпускники колледжей?

- Об этом говорят давно, но пока никаких изменений в нормативно-правовые акты не внесено.

- Какие планы по введению обязательных ЕГЭ по истории и иностранному языку?

- Переход всех школ на новый стандарт образования должен завершиться в 2022 году. Когда этот стандарт принимали, было записано, что после этого перехода будет введет обязательный экзамен по иностранному языку.

По истории. На сегодня нормативно-правовых документов по переводу этого предмета из экзамена по выбору в разряд обязательных нет. Прежде, чем предмет перейдет в разряд обязательных, должна пройти большая общественная и профессиональная дискуссия и пройти серьезная подготовка и на уровне школ, и не уровне федеральном.

- В сентябре можно пересдать Единый госэкзамен?

- Можно. Но только выпускникам текущего года, которые по тем или иным причинам не смогли набрать минимальное количество баллов и не получили аттестат. Экзамен проводится только по русскому языку и базовой математике.

- Куда и как жаловаться, если возникли проблемы на ЕГЭ?

Возрастная категория сайта 18 +

И детям, и родителям хочется верить, что школа подготовит к экзаменам и больше не придется думать об этом. Но приходится столкнуться с несправедливостью: школьная программа совсем не подстроена под экзамен. Приходится искать репетиторов курсы подготовки к ЕГЭ. А стоит ли оно того?

В этой статье:

Почему к ЕГЭ не готовят в школе?

Если разобраться в специфике школьного образования, то ответы придут сами собой:

Приоритет учителей — школьная программа

Учебный план направлен на освоение школьниками основной образовательной программы. Перед учителями встаёт ключевая цель — успеть пройти все необходимые темы за ограниченное время.

В таких условиях рассматривать тестовую часть, которую каждый десятый школьник считает главным недостатком экзамена, совсем не удаётся, а формат ЕГЭ требует особой подготовки.

Цель — порог, а не 100 баллов

Большинство учителей готовят школьников не к максимальному баллу, а к порогу. Причина проста — не всем ученикам необходимы высокие баллы. У кого-то в приоритете получение аттестата, для кого-то 60 баллов —достаточный результат для поступления. Чтобы преодолеть порог, нужно хорошенько отработать простые задания. На это уходит основные силы учителей, а на максимальный балл школьникам приходится тренироваться самим.

Индивидуальный подход в рамках школьного класса невозможен

В среднем в классе учится около 30 человек. Без владения особыми техниками найти персональный подход к каждому ученику практически невозможно.

Так как класс движется вместе, кто-то заметно убегает по программе вперёд, а кто-то отстаёт. Единого темпа достичь сложно: так или иначе кому-то придётся понимать тему самостоятельно. Индивидуально отрабатывать западающие темы с каждым учеником готовы далеко не все учителя.

Темы изучаются поверхностно

Те, кто хоть раз сталкивался с вариантами ЕГЭ, знают, что одно и то же задание может быть как невероятно простым, так и до невозможности сложным. Какой вариант попадётся предсказать невозможно, но в школе редко остаётся время на нюансы. В приоритете учителей — рассказать в общих чертах. Получается, после школы ЕГЭ для детей — это лотерея.

Зачем нужны курсы подготовки к ЕГЭ и почему к экзаменам не готовит школа?

Но ведь школа даёт знания. Почему их недостаточно?

Причины действительно есть:

Программа школы устаревшая

А должны ли вообще в школе готовить к ЕГЭ? 65% родителей старшеклассников считают, что учителя должны осуществлять основную подготовку к сдаче экзаменов. Кажется, так оно и должно быть, но на практике ситуация иная: школьная программа затрагивает все темы ЕГЭ, однако время на их разбор различается.

Часто приходится глубоко изучать темы, которые почти не пригождаются на экзамене. Против школьной программы преподаватели пойти не могут, поэтому школьникам приходится самостоятельно изучать необходимые темы.

Самая сложная часть ЕГЭ остается на самостоятельное изучение

Вторая часть экзамена включает в себя задания повышенной сложности. Учителя редко рассматривают их в рамках обычных уроков. Чаще всего это либо остается на дополнительные часы, либо не рассматривается в школе вовсе.

В школьной программе большее внимание уделяется тестовой части, а вторая разбирается лишь на паре страничек в учебнике. Получается, что на экзамен после школы дети идут не готовыми к более сложным заданиям. А ведь за некоторые задания можно получить целых 25 первичных баллов — как за сочинение в ЕГЭ по русскому.

Критерии ЕГЭ не учитываются

В ЕГЭ большое значение имеет не только решение задания, но и соответствие критериям. Критерии меняются из года в год, и не все учителя учитывают их при преподавании. Приходится изучать тонкости и разбираться самому.

Каждый год ученики теряют баллы, потому что неправильно записывают ответ, забывают привести пример, дописать объяснение, расписать формулу. Обидно терять баллы, когда ответ верен.

Преподаватели обучают традиционным методам

Чаще всего ученики решают задания так, как написано в учебнике. Эти методы рабочие и приводят к правильному ответу, но занимают много времени. Сейчас же все чаще можно встретить лайфхаки, которые не только сокращают время на решение задач, но и помогают приступить к тем заданиями, которые раньше казались сложными.

Стратегия решения может заметно отразиться на уровне стресса. Так, например, ученики, которые решают задания не по порядку, а согласно персональной стратегии, испытывают меньше тревоги.

Информацию приходится зубрить

Нет ничего хуже, чем зубрить материал, вместо того чтобы понимать его. Не всегда у преподавателей есть возможность объяснить тему каждому ученику так, чтобы у него не осталось вопросов. Поэтому ученикам приходится заучивать материал, чтобы не отстать от программы. Однако это довольно вредная стратегия обучения. В результате зубрежки на экзамене велика вероятность забыть что-то полезное. Информация вроде бы есть в голове, но понимания, как ее использовать, нет. Не всегда стоит заучивать формулы, иногда достаточно их понять.

Залог высоких баллов — понимание, а не зубрежка.

Нет психологической подготовки

Психологическая подготовка — это не только спокойствие при сдаче экзаменов, но и высокие результаты. Стресс снижает внимательность, и появляется шанс что-то упустить. Руководитель Федеральной комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ по математике Иван Ященко приводит такую статистику: почти 30% ошибок в ЕГЭ по математике ученики допускают из-за невнимательности. В школе редко уделяется внимание психологической составляющей. Справляться со стрессом ученику приходится самому.

Как решить мою проблему?

Если в предыдущих пунктах вы узнали свою школу — велик шанс потерять баллы на ЕГЭ. Да, школа помогает расширить кругозор, оценить свои навыки в самых разных сферах и сделать первый шаг во взрослую жизнь. Но задача учителей — передать детям базовые знания, которых может не хватить для высоких результатов ЕГЭ. Для этого есть индивидуальные занятия с репетитором и специализированные курсы подготовки к ЕГЭ.

Одни их таких курсов — курсы от нашего генерального партнёра MAXIMUM. Там внимательно следят за всеми изменениями в ЕГЭ и ОГЭ, обновляя учебный план. Преподаватели рассказывают о лайфхаках, уделяют внимание сложным заданиям и критериям, а ещё они в любое время готовы ответить на все вопросы, которые остаются после школьных занятий. Выбрать курс подготовки к ЕГЭ по нужному предмету или узнать подробности можно на сайте MAXIMUM.

Читайте также: