План урока работа с текстом информатика

Обновлено: 06.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Конспект урока.

Тема: MS WORD . Работа с текстом.

Учитель: Гладилин Алексей Александрович, МБОУ-лицей №2 им. Б.А. Слободскова

Цели урока:

1. сформировать у учащихся понятие о текстовых редакторах;

2. показать преимущество текстового редактора перед ручкой и бумагой.

развитие логического и абстрактного мышления учащихся;

развитие фантазии и воображения.

Воспитательные: воспитание усидчивости, стремления к самообразованию.

Структура урока:

Организационный момент (1 – 2 мин.).

Проверка домашнего задания (15 мин.).

Объяснение нового материала (30 мин).

Выполнение задания (30 мин.).

Подведение итогов урока (5 мин.).

Домашнее задание (3 мин.)

Оборудование: доска, мел, компьютер.

Тип урока: комбинированный

I .Организационный момент.

Начнём урок с проверки домашнего задания. Учитель работает с классом: он задет вопрос и спрашивает либо с поднятой руки, либо сам назначает отвечающего.. Кто мне скажет что такое текстовый редактор?

Текстовый редактор(процессор) - MS Word служит для создания, редактирования и форматирования документов различной степени сложности.

Что такое форматирование?

Форматирование – оформление по каким-либо правилам выделенного текста.

Что представляет собой Окно программы?

Какие панели инструментов присутствуют?

Строка заголовка(верхняя синяя строчка; содержит системный значок и кнопки управления окном, т.е выполняются операции над окном программы)

Главное меню или строка меню

2 главных панели: стандартная и форматируемая.

Рабочая область: может иметь различный вид

Как можно изменить параметры рабочего листа?

Файл-> Параметры страницы или с помощью линейки

Какие разделы содержаться в главном меню?

файл – здесь мы открываем, сохраняем и закрываем файлы,

правка – в этом разделе мы копируем, вставляем, находим куски текста, в общем осуществляем работу с текстом,

вид – определяем внешний вид,

вставка – возможность вставить в текст какой либо элемент, например картинку,

формат – форматирование текста, здесь мы определяем шрифт, абзац, границу, заливку, фон,

сервис – правописание, язык, статистика, настройка параметров,

таблица – здесь мы можем нарисовать таблицу,

справка – различные справки о программе.

III . Объяснение нового материала.

Учитель: Итак, на предыдущем уроке мы познакомились с текстовым редактором word . Сегодня вы узнаете о возможностях word при работе с текстом, научитесь обращаться с его инструментами.

Упор делается на то, что текстовый редактор упрощает работу с текстом. Если раньше, для создания документа нам были нужны ручка и бумага, или пишущая машинка, то теперь у нас есть мощный текстовый редактор с громадным набором инструментов. Пишущая машинка печатает текст только одним шрифтом, а в текстовом документе набранном на компьютере можно использовать разнообразные шрифты.

Как вы считаете, в чем заключаются преимущества текстового редактора?

Ученики: текст становится красивым, понятным, ровным, возможно использование различных шрифтов и т.д.

Учитель: При помощи текстового редактора мы создаём текст, который хранится на магнитном диске. При этом мы должны выполнять основные операции с файлами. Назовите их.

Ученики: Создавать новый файл, сохранять текст в файле, открывать файл.

Учитель: К основным элементам word , как уже говорилось, относятся:

Работа в word может осуществляться на любом языке, будь то русский, английский, или какой либо другой язык. Для набора текста на компьютере используется клавиатура.

Основными клавишами при этом являются:

пробел - как разделительный символ,

Backspace – удаляет символ слева от курсора,

Del – удаляет символ справа от курсора.

Заглавная буква печатается путём одновременного нажатия клавиши Shift и соответствующей буквы.

Переход с одного языка на другой осуществляется при помощи одновременного нажатия клавиш Ctrl + Shift , или Alt + Shift .

Текст вводится с помощью алфавитно-цифровых клавиш. Для ввода прописных букв используется клавиша SHIFT. Если нужно ввести длинный ряд (поток) прописных символов, клавиатуру можно переключить с помощью клавиши CAPS LOCK.

При работе с текстовым редактором в режиме ввод – редактирование по экрану перемещается курсор, который указывает данную позицию для ввода. При нажатии на клавишу появляется символ, который остаётся на месте курсора, а курсор перемещается на шаг вправо, или, если достигнут конец строки, в начало следующей строки.

В процессе редактирования текста мы можем изменять шрифты, форматировать текст, выделять фрагменты, переносить, уничтожать,

Набирают заданный текст на компьютере, задают вопросы учителю.

Учитель: То место где мы осуществляем набор и редактирование текста называется рабочим полем. В панели инструментов мы выбираем стиль текста, шрифт и его размер, выравниваем текст, определяем отступы между словами, определяем цвет.

Удаление фрагмента документа.

Довольно часто при редактировании документа приходится удалять фрагмент документа. В MS Word эта процедура выполняется достаточно просто.

Клавиши, предназначенные для удаления отдельного слова или символа.

Для удаления.

Нажать клавиши

Ctrl+Backspace

Для удаления фрагмента документа необходимо выделить его, воспользовавшись любым из известных способов, а затем нажать клавишу Delete или Backspace

При вводе текста необходимо соблюдать следующие правила:

Во всех современных текстовых редакторах переход на новую строку в процессе набора текста происходит автоматически, не требуя ввода специального символа.

Окончание абзаца маркируется нажатием клавиши Enter, позволяющей перейти на новую строку.

Пробел обязателен после знака препинания; перед знаком препинания пробел не ставится.

Для перемещения по документу можно использовать клавишные команды. Ниже приведены оперативные клавиши для перемещения курсора.

На одно слово влево

Ctrl + стрелка влево

На одно слово вправо

Ctrl + стрелка вправо

В конец документа

На один экран вверх

На один экран вниз

Самые простые операции редактирования сводятся к вставке или удалению символа. Вставка символа осуществляется его непосредственным вводом с клавиатуры. Для удаления символа используются клавиши Delete и Backspace в зависимости от того, требуется удалить символ справа или слева от курсора. Более сложные операции предполагают работу с фрагментами документа, которые могут содержать рисунки, таблицы и другие объекты. В MS Word можно перемещать, копировать и удалять фрагменты документа. Однако прежде чем приступить к операциям с фрагментами, необходимо выделить фрагмент в документе.

Выделение текста.

Для выделения текста можно использовать мышь или клавиатуру.

Выделение текста с помощью мыши.

Мышь удобна при выделении небольших фрагментов текста. С помощью нее можно выделить фрагмент произвольного размера.

Для выделения.

Выполнить действие.

Двойной щелчок левой кнопкой мыши по требуемому слову

Установить указатель мыши у выделяемого абзаца слева от документа, вне его пределов. Дважды нажать на правую кнопку мыши

Фрагмента произвольного размера

Установить указатель мыши в начале фрагмента. Нажать кнопку мыши и, не отпуская ее, переместить указатель в конец фрагмента. Для завершения выделения отпустите кнопку мыши

Для отмены выделения щелкнуть мышью в произвольном месте документа.

Для выделения больших фрагментов, когда осуществляется прокрутка выделяемого текста в окне, такой способ неудобен. В этом случае целесообразно использовать клавиатуру или комбинировать мышь с клавиатурой, что дает более удобные средства выделения.

Выделение текста с помощью клавиатуры.

Для выделения.

Shift + Ctrl + ->

Текста до начала строки

Shift + Home

Текста до конца строки

Расширить (или сузить) выделение фрагмента на одну строку

Shift + "стрелка вверх" или "стрелка вниз"

Фрагмента до начала документа

Shift + Ctrl + Home

Фрагмента до конца документа

Shift + Ctrl + End

Перемещение и копирование фрагмента документа.

Команда меню Правка

Клавишная команда

Shift + Delete

Ctrl + Insert

Shift + Insert

Отмена результатов редактирования.

Для отмены результатов редактирования можно воспользоваться меню команды Правка, раскрывающимся списком Отменить на стандартной панели инструментов или оперативными клавишами.

Команда Правка –> Отменить позволяет отменить последние действия редактирования. Если необходимо восстановить отмененное действие, нужно выбрать команду Правка –> Вернуть.

С помощью кнопок Отменить и Вернуть стандартной панели инструментов можно отменить или восстановить сразу несколько действий. Для этого надо нажать кнопку раскрытия списка, расположенную справа от кнопки Отменить. На экране появится соответственно список Отменить или Вернуть, в котором следует указать, какие именно действия из списка вы предполагаете отменить или восстановить. Максимальная размерность списков — 100 действий.

При отмене результатов редактирования следует учитывать тот факт, что ошибочные действия рекомендуется отменять, по возможности, сразу после их совершения

1. Для удобства ввода и форматирования текста можно воспользоваться инструментом Непечатаемые символы (на панели инструментов кнопка вида ¶):

¶ - символ конца абзаца (после нажатия клавиши Enter);

→ - символ табуляции (Tab);

- символ неразрывного пробела.

2. Не использовать для разрыва предложения ручное прерывание (нажатие клавиши Enter), воспользоваться возможностями текстового редактора автоматического переноса текста на следующую строку.

3. В сложных словах ставится дефис, а в предложениях в качестве замены глагола связки используется длинное тире.

4. Знаки препинания пишутся слитно со словом, за которым следуют.

5. Пробел вставляется после знаков препинания.

6. Заголовки оформлять заглавными буквами, позиционировать по центру, не разрывать с помощью клавиши Enter, только с использованием клавиши

7. После создания текстового документа осуществляют проверку на правописание: Сервис/Правописание.

8. Для выделения объекта пользоваться следующими приёмами:

Элемент текста

Способ выделения

Установить мышь на слово и щелкнуть левой кнопкой 2 раза

Указать мышью на полосу выделения напротив строки и щелкнуть, при перемещении мыши по тексту с фиксированной левой кнопкой можно выделить смежные стороны.

Установить мышь на любую позицию, нажать клавишу Ctrl и щелкнуть.

Указать мышью на полосу выделения и щелкнуть 2 раза.

Щелкнуть мышью по рисунку.

Выполнить команду Таблица/Выделить/Таблица

Задание: создать текстовой документ по образцу с заданными параметрами.

Директору ХСШ
Аникеенко З.А.
ученика 11 класса
Петрова Ильи

Я, Петров Илья, не посещал уроки продолжительное время из-за плохого самочувствия. Прошу предоставить мне возможность для сдачи зачетов по всем темам учебных программ.

1 шаг. Запуск текстового процессора MS WORD

Выполнить последовательность команд: Пуск/Программы/Microsoft Word.

2 шаг. Задать параметры страницы.

  • Открыть диалоговое окно – Файл/Параметры страницы.
  • На вкладке Размер бумаги выбрать в раскрывающемся списке формат А4.
  • Задать ориентацию бумаги – Книжная.
  • На вкладке Поля задать размеры полей: левое – 2,5 см; правое – 2см; верхнее – 2 см; нижнее – 2 см.
  • Закрыть окно.

3 шаг. Задать режим отображения документа.

  • Выбрать команду Вид/Разметка.
  • Выбрать масштаб отображения документа (75%).

4 шаг. Набрать текст без форматирования

5 шаг. Форматирование документа.

7. Формат/Абзац/Межстрочный/Полуторный.

2. Перевести указатель отступа первой строки на значение 9.

9. На горизонтальной линейке указатель отступа первой строки перевести на значение 1.

10. Установить курсор между двумя значениями последней строки.

11. Задать команду Формат/Абзац/Табуляция.

6. Выделить следующие три строчки.

12. В появившемся окне задать выравнивание по центру и установить счетчик на значении 11.

6 шаг. Сохранение документа.

  • Задать команду Файл/Сохранить как…
  • Ввести имя файла.
  • Нажать Ок.

IV. Выполнение лабораторной работы (Вариант №2);

Контроль знаний (Вариант №1).

Какая из систем счисления является оптимальной для представления данных в технических устройствах?

а) десятичная; б) римская; в) двоичная; г) восьмеричная.

В какой из систем счисления значение числа не зависит от ее позиции в числовом ряду?

а) десятичная; б) римская; в) шестнадцатеричная.

Какая строка окна отображает имя раскрытого объекта?

а) меню; б) строка заголовка; в) адресная строка; г) строка состояния

а) конъюнкцией; б) дизъюнкцией; в) импликацией.

а) двоичной; б) восьмеричной; в) шестнадцатеричной.

Как в двоичной системе записывается число 2?

а) 100; б) 101; в) 10; г) 02.

В какой системе счисления нет числа 120?

а) восьмеричной; б) десятичной; в) двоичной; г) шестнадцатеричной

8. Как называется наука о формах и способах мышления?

Вариант №1. (ответы)

1. Какая из систем счисления является оптимальной для представления данных в технических устройствах?

а) десятичная; б) римская; в) двоичная; г) восьмеричная.

2. В какой из систем счисления значение числа не зависит от ее позиции в числовом ряду?

а) десятичная; б) римская; в) шестнадцатеричная.

3. Какая строка окна отображает имя раскрытого объекта?

а) меню; б) строка заголовка; в) адресная строка; г)строка состояния

а) конъюнкцией; б) дизъюнкцией; в) импликацией.

а) двоичной; б) восьмеричной; в) шестнадцатеричной.

6. Как в двоичной системе записывается число 2?

а) 100; б) 101; в) 10; г) 02.

7. В какой системе счисления нет числа 120?

а) восьмеричной; б) десятичной; в) двоичной; г) шестнадцатеричной

8. Как называется наука о формах и способах мышления?

логика

Выполнение лабораторной работы (Вариант №1);

Контроль знаний (Вариант №2).

1. Отмена действий

а) Файл /закрыть/нет

2. Открытие документа

3. Закрытие не сохраненного документа

4. Изменение масштаба

г) правка /отменить

5. Изменение параметров шрифтов в текстовом фрагменте

д) таблица/ число столбцов и строк

6. Создание таблицы

е) Выделить нужный фрагмент и выбрать нужные параметры

7. Форматирование страницы

ж) файл/параметры страницы/размер бумаги

8. Изменение стиля текущего абзаца

з) схема расположения документа на листе

9. Печать документа

л) задание левой и правой границ

м) часть текста, рассматриваемая как неделимая страница

н) объединение данных из двух файлов в один документ

о) заголовок документа

Ответы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

г

в

а

б

е

д

ж

к

и

о

м

з

л

н

VI. Рефлексия

  • В современном мире успешен тот, кто умеет выгодно использовать свои знания и интеллектуальную собственность;
  • Рассуждать и убеждать – этому можно и нужно научиться;
  • Творчество – специфическая форма решения проблем, и каждый человек от рождения обладает талантом в этой области. Творчество и знание – залог успеха в жизни.

VII. Задание на дом. повторить правила работы с текстом.

Разработка урока информаматики в 5 классе по теме "Редактирование текста. Работа с фрагментами", к разработке прилагается тест на проверку ранее изученного материала, кроссворд, презентация к уроку, флэшанимация для физминутки.

ВложениеРазмер
Разработка урока 37.5 КБ
презентация к уроку 240.46 КБ
Тест 24 КБ
Кроссворд 53.5 КБ
Бланки к тесту 24 КБ
Анимация_зарядка для глаз 185.4 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по информатике в 5 классе

  1. дать представление о фрагменте текстового документа;
  2. расширить представления и сформировать навыки учащихся по редактированию текста;
  3. развивать компьютерную грамотность, познавательную активность учащихся.
  1. Актуализация и проверка усвоения изученного материала

1) Выполнение тест (приложение 1)

3) Назовите основные элементы окна текстового процессора

4) Сформулируйте правила, которых следует придерживаться при вводе текста.

Фрагмент – некоторое количество рядом стоящих символов, которые можно рассматривать как единое целое. Фрагментом может быть отдельное слово, строка, абзац, страница и даже весь вводимый текст.

Для того, чтобы произвести какое либо действие с фрагментом, его нужно выделить.

Способы выделения фрагмента текста

Способ1. (с помощью мыши)

Установить указатель мыши в начало выделяемого участка, нажать левую кнопку мыши и, не отпуская её, переместить мышь в конец выделяемого объекта.

Способ 2. (с помощью клавиатуры)

Установить курсор в начало выделяемого участка, нажать клавишу и, не отпуская её, с помощью клавиш управления курсором выделить нужный участок.

Два раза щелкнуть на нужном слове левой кнопкой мыши.

Подвести указатель мыши к левой границе строки так, чтобы он принял вид наклонной стрелки, нажать левую кнопку мыши и, не отпуская ё, переместить мышь вниз на нужное количество строк.


способствовать формированию навыков учащихся по вводу, редактированию, копированию текста.

Задачи:

совершенствование умения удалять и вставлять, копировать и перемещать символы и фрагменты текста.

нарабатывание умения владения клавиатурой

расширение кругозора учащихся

развитие навыка работы с текстом

развитие творческого мышления на основе анализа

развитие логическое мышление

развитие интереса к данной теме

развитие навыков самостоятельной работы

воспитание уважительного отношения к маме, родителям

Ход урока.

1. Организационный момент.

Очень много стихотворений написано о маме. (читаем стихотворения)

Мама - самый родной и близкий человек. Порой в суете дней мы забываем о ней и вспоминаем лишь только в праздники. А ведь ей так хочется слышать ласковые слова каждый день и знать, что она по-прежнему нужна и любима.

С 1998 года в России в последний воскресный день ноября празднуется День Матери, хранительницы очага. Это своеобразный день благодарения, выражения любви и уважения мамам. Они дали нам жизнь, ласку и заботу, согрели любовью.

2. Повторение.

Как найти собственную папку

Как открыть программу Блокнот

Как сохранить документ в собственной папке

Какие действия над текстом называется редактированием?

презентация по информатике для начальных классов на тему Работа с текстом

Какая клавиша поможет напечатать текст с новой строки?

Как напечатать заглавную букву?

Какие клавиши удаления текста Вы знаете?

Редактирование текста – добавление, удаление, перемещение или исправление текста.

Работа на доске:

Улыбка. Как из слова улыбка получить слово рыбка?

(отработка алгоритмов удаления с помощью клавиш Delete и Becspase)

3. Повторение.

На столе перевёрнуты карточеки с вопросами (обучающиеса выбирают карточку и читают попавшийся вопрос):

Фрагмент текста – это…

Какие действия можно выполнить с текстом?

Как выделить текст?

Как скопировать и вставить текст?

Как удалить фрагмент текста?

Основные алгоритмы работы с текстом:

Чтобы выделить текст, нужно:

подвести указатель мыши к началу текста и двигать по нему мышь с нажатой кнопкой. Фрагмент выделяется полосой темного цвета.

Чтобы скопировать фрагмент, нужно:

выделить фрагмент текста;

в меню Правка выбрать команду Копировать;

вставить копию фрагмента в нужное место текста.

Чтобы вставить копию фрагмента в текст, нужно:

щелкнуть указателем мыши там, куда вы хотите поместить копию фрагмента;

в меню Правка выбрать команду Вставить.

Весь материал - в архиве.


-75%

План урока по информатике по теме

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

План урока составлен для вводного урока по теме "Технология работы с текстовой информацией". На уроке предусмотрен раздаточный материал и применение интерактивной доски. Для закрепления нового материала предлагается знакомство с текстовым процессором Microsoft Word. Раздаточный материал и домашнее задание содержится в приложении.

Читайте также: