Пояснительная записка к учебному плану дополнительного образования в школе 2021 2022

Обновлено: 05.07.2024

Цель программы: создание в школе условий для гармоничного развития социально активной, творческой, конкурентоспособной личности школьников путём расширения системы дополнительного образования.

Развитие дополнительного образования детей в школе предполагает решение следующих задач:

  1. изучение интересов и потребностей обучающихся и их родителей в дополнительном образовании детей;
  1. определение содержания дополнительного образования детей, его форм и методов работы с обучающимися с учетом их возраста, особенностей социокультурного окружения школы;
  1. расширение системы дополнительного образования детей для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей обучающихся в объединениях по интересам путем заключения договоров с муниципальными учреждениями дополнительного образования;
  1. обращение к личностным проблемам обучающихся, формирование их нравственных качеств, творческой и социальной активности. изучение интересов и потребностей обучающихся в дополнительном образовании детей;
  1. формирование условий для создания единого образовательного пространства;
  1. создание условий для привлечения к занятиям в системе дополнительного образования детей большего числа обучающихся среднего и старшего возраста;
  1. создание максимальных условий для освоения обучающимися духовных и культурных ценностей, воспитания уважения к истории и культуре своего и других народов;

Аннотации к образовательной программе

Цель программы:

  • Развитие творческих способностей младших школьников, детского сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки;
  • развитие самостоятельности анализа и мышления;
  • воспитание любви и уважения к своему труду и труду взрослого человека, любви к родному краю и себе.

Задачи программы:

  • обучить детей безопасным приѐмам работы с различными инструментами;
  • познакомить детей с терминологией, техниками работы по ручному труду;

- формировать интерес к декоративно- прикладному искусству;

  • формировать чувство самоконтроля, взаимопомощи;
  • развивать воображение и фантазию, внимание, память, терпение, трудолюбие, интерес к истории родного края, его культуре; учить изготавливать поделки и сувениры с использованием различных материалов: ткани, бумаги,

картона, пластилина, бисера, пряжи, бросового и природного материала;

-учить выполнять работу коллективно, развивать проектные способности младших школьников; -воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, гордость за свой выполненный труд.

  • организовать участие детей в выставках, конкурсах, фестивалях детского творчества.
    • задачу педагога входит не столько помочь ребенку в осознании или изготовлении, сколько создать условия, при которых его потенциал будет использован полностью.

    На теоретическую часть занятия должно отводиться втрое меньше времени, чем на практические действия, так как они должны вестись неторопливо, в строго индивидуальном ритме, обеспечивающем формирование трудовых умений на должном уровне.

    Планируемые результаты

    Результатом реализации данной образовательной программы являются выставки детских работ, как местные (классные, на базе школы, поселка), оформление зала для проведения праздничных утренников.

    • концу обучения учащиеся должны знать:
      1. название и назначение материалов – бумага, паралон, бисер, пластилин;
      1. название и назначение ручных инструментов и приспособлений - ножницы, кисточка для клея, игла;
        1. правила безопасности труда и личной гигиены при работе указанными инструментами.
        • концу обучения учащиеся должны уметь:
          1. анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);
            1. правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
            2. соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
              1. экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея.

              Психологическое обеспечение программы.

              Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:

              Содержание программы ориентировано на возможность применить в повседневной жизни полученные практические навыки.

              Искусство приготовления, украшения и подачи различных блюд всегда вызывает интерес у обучающихся. Самостоятельное приготовление блюд развивает любознательность, дети видят результат своего труда, учатся планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца. В процессе практических работ развивается усидчивость, внимание, аккуратность, желание помочь друг другу. Прослеживается взаимосвязь между развитием мелкой моторики рук, подвижности пальцев рук и развитием речи, логического мышления. Для педагога важно развитие коммуникативной компетенции, познавательной и мыслительной деятельности, творческой самореализации обучающихся.

              Карвинг (вырезание) – искусство, художественное нарезание овощей и фруктов. Обучающиеся в процессе обучения приобретают навыки вырезания из овощей и фруктов.

              1.2 Цель программы дополнительного образования: оказание социальной помощи и подготовки обучающихся к адаптации в жизненном пространстве, а также обучение основам различных видов техник в области кулинарного искусства.

              1.3 В процессе реализации программы решаются следующие задачи:

              - познакомить с историей кулинарного искусства

              - формирование основы культуры питания и здорового образа жизни

              - обучение различным видам кулинарного искусства

              - развивать интерес к кулинарному искусству

              - прививать общетрудовые навыки и умения работы с техникой (электроплита, режущие инструменты)

              - развивать творческие способности

              - развивать коммуникативные навыки обучающихся, умение взаимодействовать со сверстниками в процессе решения проблемы

              - развивать навыки экономного ведения домашнего хозяйства

              - развивать эстетический вкус.

              - формировать интерес к труду

              - воспитывать самостоятельность, трудолюбие, потребность в труде

              - воспитывать культуру труда, уважение к людям труда

              1.4 Срок реализации программы : 1 учебный год.

              1.5 Формой проведения занятий является практическое занятие.

              1.6 Планируемые результаты

              Рабочая программа дополнительного образования направлена на достижение обучающимися минимального и достаточного уровней, достижение личностных результатов.

              Планируемые результаты освоения программы дополнительного образования должны способствовать применению практических навыков, социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

              Результатом образования по дополнительной программе обучения является повышение уровня практических навыков обучающихся.

              Планируемые результаты освоения программы дополнительного образования

              Планируемые личностные результаты

              -формирование представлений о профессии повар

              - знание правил техники безопасности и охраны труда

              - виды нарезки овощей и фруктов для различных блюд

              -планирование бюджета семьи

              -знание видов столовых приборов, столовой посуды, их предназначение

              -формирование представлений о профессии повар

              -знание правил техники безопасности и охраны труда

              - приготовление блюд: салаты, супы

              - виды нарезки овощей и фруктов

              - нарезка овощей и фруктов методом карвинг

              -планирование бюджета семьи

              -владение элементарными экономическими расчетами при совершении покупки

              -знание видов столовых приборов, столовой посуды, их предназначение

              - готовность к реализации дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями

              -элементарные представления о социальной роли

              -элементарные представления об эстетических ценностях

              - понимание красоты в окружающей действительности

              - потребности и умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных видах деятельности

              -способность организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты

              -мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности

              - обобщать, давать оценку своему труду

              Метод наблюдения за развитием практических навыков обучающихся.

              Текущий контроль развития практических навыков является самостоятельная практическая работа обучающихся.

              Итоговый контроль проводится в конце учебного года в форме мастер-класса, на котором обучающиеся продемонстрируют полученные практические навыки.

              2. Разделы и содержание рабочей программы дополнительного образования

              Рабочая программа содержит разделы теоретических и практических занятий.

              Теоретическим занятиям отводится 20% учебного времени, практические занятия составляют 80%.

              Образовательная программа дополнительного образования обучающихся на 2021-2022 учебный год Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575911 Директор/Заведующий Михеева Ольга Владимировна Дата подписания документа 31.08.2021 20:33:10 (скачать) (посмотреть) (текст документа)

              Положение об организации дополнительного образования Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575911 Директор/Заведующий Михеева Ольга Владимировна Дата подписания документа 22.09.2021 22:04:36 (скачать) (посмотреть) (текст документа)

              Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

              Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

              На заседании Педагогического совета Протокол № 6

              Согласовано: Председатель Управляющего совета

              Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

              с. Покровка, Локтевский район, Алтайский край

              Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

              на 2020-2021 год

              с. Покровка, 2021г

              Данная образовательная программа является документом, определяющим содержание, основные направления развития, технологии образовательной деятельности по дополнительным программам. В ней учтена материально-техническая база и кадровый состав педагогического коллектива.

              Дополнительное образование школы направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени.

              Нормативной базой разработки Программы являются следующие документы:

              · Федеральный закон Российской Федерации N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. ;

              · Конвенция о правах ребенка;

              · Концепция развития дополнительного образования детей, утверждена распоряжением правительства РФ от 4 сентября 2014 г № 1726-р.;

              · Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам;

              · Примерные требования к программам дополнительного образования детей (письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 №06-1844);

              · учебный план дополнительного образования школы и другие локальные акты школы, регламентирующие реализацию программ дополнительного образования.

              Дополнительное образование – это процесс свободно избранного ребенком освоения знаний, способов деятельности, ценностных ориентаций, направленных на удовлетворение интересов личности, ее склонностей, способностей и содействующей самореализации и культурной адаптации, входящих за рамки стандарта общего образования. В Концепции модернизации российской системы образования подчеркивается важность и значение системы дополнительного образования детей, способствующей развитию склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодёжи. Система дополнительного образования в школе выступает как педагогическая структура, которая:

              – максимально приспосабливается к запросам и потребностям учащихся,

              – обеспечивает психологический комфорт для всех учащихся и личностную значимость учащихся,

              – дает шанс каждому открыть себя как личность,

              – предоставляет ученику возможность творческого развития по силам, интересам и в индивидуальном темпе,

              – налаживает взаимоотношения всех субъектов дополнительного образования на принципах реального гуманизма,

              – активно использует возможности окружающей социокультурной и духовной пищи,

              – побуждает учащихся к саморазвитию и самовоспитанию, к самооценке и самоанализу,

              – обеспечивает оптимальное соотношение управления и самоуправления в жизнедеятельности школьного коллектива.

              Дополнительное образование обладает большими возможностями для совершенствования общего образования, его гуманизации; позволяет полнее использовать потенциал школьного образования за счет углубления, расширения и применения школьных знаний; позволяет расширить общее образование путем реализации досуговых и индивидуальных образовательных программ, дает возможность каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические, творческие запросы.

              Дополнительное образование детей — необходимое звено в воспитании многогранной личности, в ее образовании, в ранней профессиональной ориентации. Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования и помогает ребятам в профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных в базовом компоненте. Дополнительное образование детей создает юному человеку условия, чтобы полноценно прожить пору детства. Ведь если ребенок полноценно живет, реализуя себя, решая задачи социально значимые, выходит даже в профессиональное поле деятельности, то у него будет гораздо больше возможностей достичь в зрелом возрасте больших результатов, сделать безошибочный выбор. Школьное дополнительное образование способствует возникновению у ребенка потребности в саморазвитии, формирует у него готовность и привычку к творческой деятельности, повышает его собственную самооценку и его статус в глазах сверстников, педагогов, родителей. Занятость учащихся во внеучебное время содействует укреплению самодисциплины, развитию самоорганизованности и самоконтроля школьников, появлению навыков содержательного проведения досуга, позволяет формировать у детей практические навыки здорового образа жизни, умение противостоять негативному воздействию окружающей среды. Массовое участие детей в досуговых программах способствует сплочению школьного коллектива, укреплению традиций школы, утверждению благоприятного социально-психологического климата в ней.

              Молодежь неравнодушна к образованию, но хотела бы, чтобы оно было более жизненным и личностно ориентированным. Очевидно, что одно только базовое образование не в состоянии решить эту проблему. Поэтому так важно умело использовать огромные возможности дополнительного образования, благодаря которому каждый ученик действительно получит возможность самостоятельно выбирать вид деятельности, определить свой собственный образовательный путь.

              Для системной и качественной реализации дополнительного образования в школе создана целевая программа дополнительного образования. В Программе отражены цели и задачи, направленные на развитие системы дополнительного образования в школе, а также средства и механизмы, обеспечивающие их практическую реализацию. Конечным результатом реализации программы должна стать вариативная система дополнительного образования, которая будет создавать условия для свободного развития личности каждого ученика школы.

              образования школы

              Образовательный процесс в системе дополнительного образования осуществляет 1 педагог.

              Требования для педагогов, реализующих дополнительное образование:

              Педагогический стаж : не менее года

              Особые условия допуска к работе : отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации.

              Читайте также: