Технология проектирования педагогического процесса в начальной школе
Обновлено: 06.07.2024
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Блинкова Елена Андреевна.
Технология проектирования педагогического процесса.
Одним из решающих условий успешного протекания педагогического процесса является его проектирования, включающее в себя анализ, диагностику, определение прогноза и разработку проекта деятельности. Технологию проектирования педагогического процесса можно представить как единство технологии проектирования содержания (проективно-содержательная), проектирования материальных и материализованных средств (проективно-материальная) и проектирования деятельности (проективно-операционная). Они выделяются последовательно осуществляемые педагогом аналитическая, завершающаяся постановкой диагноза, прогностическая, проективная, творческая и мыслительная деятельности. Анализ, прогноз и проект - неразрывная триада при решении любой педагогической задачи вне зависимости от ее предметно-содержательного наполнения и временных ограничений. Продуктивность решения задач в равной мере обуславливается качеством технологии проектирования вне зависимости от того, был ли проект как ее результат заранее зафиксирован на бумаге в формате плана (плана-конспекта) или нет.
Технология проектирования педагогического процесса не может быть сведена к обдумыванию лишь действий педагога, содержания и возможностей использования педагогических средств.
Педагогические цели, налагаясь на конкретные образовательные ситуации, на этапе подготовки педагогического процесса должны осознаваться как педагогические задачи. В. А. Кан-Калик и Н. Д. Никандров считают, что в творческом процессе педагога одновременно или последовательно должны осмысливаться разные педагогические задачи.
Затем должна осмысливаться этапная педагогическая задача, связанная с конкретным этапом педагогической деятельности учебной или воспитательной сфере, отражая определенную ступень в формировании личности. Наконец, в каждом микроэлементе педагогического процесса должны осмысливаться постоянно возникающие ситуативные педагогические задачи.
Осознание педагогической задачи - это непременное условие ее продуктивного решения. Если педагогическая задача не осознается, то она как таковая и не решается. Начинающие педагоги нередко опускают стадию осмысления и постановки педагогической задачи по неопытности. Осознание педагогической задачи предопределяет анализ ее исходных данных и постановку диагноза. Анализ исходных данных должен быть направлен на уяснение состояния его основных компонентов: воспитателей, воспитанников и характера сложившихся между ними отношений; содержания образования, наличных средств и условий, в которых педагогический процесс осуществляется. Все это составляет основу для постановки педагогического диагноза, т.е. такого практического действия, которое основано на выверенных научных данных. Диагноз в практической педагогике- оценка общего состояния педагогического процесса или его отдельных компонентов в тот или иной момент его функционирования на основе всестороннего целостного обследования.
2.1. Планирование в деятельности педагога
Тематическое планирование учебного материала. В традиционной дидактике принято различать 2 этапа в подготовке учителя к уроку- предварительный и непосредственный. Результатом первого является тематический план, представляющий собой научно обоснованное распределение во времени содержания учебного материала по предмету. Когда в тематическом плане проставляются конкретные даты проведения уроков, он становится календарно-тематическим.
Проектировочную деятельность педагога, работающего на системно-моделирующем уровне (по Г. А. Засобиной), на этапе предварительной подготовки к уроку, завершающуюся составлением тематического плана, можно представить как конкретную технологию.
Для того чтобы дать развернутый перспективный план изучения курса в целом и связанных с ним вопросов, педагог совершает следующие действия: составляет календарный план изучения материала на длительный срок (полгода, год); устанавливает межпредметные связи по всему курсу; распределяет материал повторения, способствующий систематизации знаний учащихся; соотносит изучение материала курса с внеучебной образовательной работой по предмету.
Подготовка развернутого перспективного плана изучения материала каждой темы и связанных с ним вопросов включает в себя следующие действия педагога: планирование системы вопросов по теме; подбор системы задач и упражнений по-новому материалу и связанным с ним разделом; планирование системы самостоятельных работ и домашних заданий по теме.
В целом технологическая цепочка непосредственной подготовки к уроку педагога, работающего на системномоделирующем уровне (по Г.А. Засобиной), включает в себя следующие конструктивные действия:
· выбор рациональной структуры урока и определение его композиционного строения;
· четкое планирование материала урока;
· планирование работы учащихся на уроке включает педагогические действия выбора наиболее рациональных видов учебной работы;
· планирование учителем своей работы на занятии предполагает рациональное распределение времени на отдельные этапы урока.
Сам этап планирования урока включает в себя три взаимосвязанные стадии: определение целей урока, конкретная разработка дидактического аппарата и установление структуры урока с проработкой учебной ситуации.
I стадия. При определении целей урока, необходимо предусмотреть единство образовательных, развивающих и воспитательных целей, направленных на усвоение знаний, выработку умений и навыков, развитие опыта творческой деятельности и формирование отношений личности.
II стадия. Планирование урока сообразно общим и частным целям отбирается содержание, выбираются формы и методы работы, продумывается использование необходимых средств, намечаются упражнения творческого характера.
II стадия. Доопределяется структура урока и разрабатываются учебные ситуации. Важным представляется продумывание учителем своих действий на этапе непосредственной передачи информации.
Результатом подготовительной работы к уроку является его рабочий или поурочный план. Его форма и объем жестко не регламентируется, но в зависимости от опытности педагога и специфики темы краткий план может перерастать в план-конспект. Подробный план свидетельствует о продуманности всех деталей предстоящего урока.
В план урока вне зависимости от его оформления должен быть указаны:
· дата проведения, номер по тематическому плану, класс;
· тема, цели и задачи урока;
· структура урока с указанием последовательности его этапов и примерного распределения времени на эти этапы;
· содержание учебного материала;
· методы и приемы работы учителя и учащихся в каждой учебной ситуации;
· учебное оборудование, учебные и наглядные пособия, место их использования на уроке;
· образцы решения задач.
2.2. Планирование как результат конструктивной деятельности педагога
Логическим итогом технологии конструирования образовательного процесса является материализация проекта педагогической деятельности в виде плана, плана-конспекта или конспекта в зависимости от опытности педагога. При этом важно отметить, что при составлении планов организации учебно-познавательной деятельности педагог имеет возможность обращаться к имеющимся рекомендациям, а при планировании воспитательной работы, учитывая ее специфику и принципиальное отличие от преподавания, многие, в том числе опытные учителя, испытывают большие затруднения.
Планирование должно строиться на основе научно обоснованного прогноза и проекта предстоящей согласованной деятельности педагогов и воспитанников, их взаимодействия и строго отвечать тем образовательным задачам, которые стоят перед коллективом. Задачи обучения и воспитания – основные исходные данные для составления конкретных планов жизнедеятельности учебно-воспитательного коллектива.
Индивидуальные процессы в современном образовании связаны с поисками путей трансформации традиционного обучения в продуктивное, основанное на организации активной творческой, исследовательской деятельности обучающихся по созданию конкретного продукта, результата, имеющего непосредственное практическое значение для производства и для жизни окружающих людей.
Характерными для разработанной Дж. Дьюи концепции программного обучения (от греч. Pragma - дело, действие) являются методы, обеспечивающие открытия обучающихся, ориентированные на научное исследование как образец для построения стратегии обучения.
Ценность проекта определяется его образовательным, развивающим и воспитывающим потенциалом: возможностью включить обучающихся, ориентированные на научное исследование как образец для построения стратегии обучения. (Приложение №1).
Научно обоснованное планирование предполагает продуманную соотнесенность планов отдельных учебно-воспитательных коллективов с общешкольным планом. Содержание планов учебно-воспитательной работы, естественно, зависит от состояния учебно-материальной базы школы, возможностей сотрудничества с другими образовательными, культурно-просветительными, спортивно-оздоровительными учреждениями.
К планам учебно-воспитательной работы как документам, направляющим деятельность педагогов, предъявляется ряд существенных требований. Обобщая имеющиеся подходы (Н.И. Болдырев, Д.М. Гришин и др.), совокупность этих требований можно представить в следующем виде:
· целенаправленность и конкретность образовательных задач;
· разумная детализированность и конкретность плана, его компактность;
· разнообразие содержания, форм и методов, оптимальное сочетание просвещения и организации деятельности детей;
· преемственность, систематичность и последовательность;
· сочетание перспективности и актуальности намеченных видов работы;
· единство педагогического руководства и активности воспитанников;
· реальность, учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, уровня их подготовленности и условий жизни;
· связь внутриклассной работы с работой вне школы;
· согласованность плана с другими планами школы и детских общественных организаций, гибкость и вариативность планирования.
2.3. Технологии проектирования и научного исследования
Педагог должен владеть технологиями проектирования и научного исследования. Исследования направленно на решение какой-либо проблемы в работе педагогической системы, в учебно-воспитательном процессе, взаимодействии педагогов и воспитанников и т.д. Противоречия могут существовать между компонентами педагогической системы, результатами и заказом общества (граждан), между взаимодействием школы и среды, затратами сил субъектов педагогического процесса и результатами и т.д.
Технологией проектирования педагогического исследования может быть представлена следующей последовательностью действий:
1. Проводим анализ педагогической системы и ее функционирования, выявляем проблемы;
2. Определяем тему исследования, которая очерчивает круг исследовательской работы;
3. Определяем объект исследования – область, где существует проблема, противоречие, где мы будем искать новое знание;
4. Определяем предмет исследования - элемент в педагогическом процессе, изучение которого дает нам новое знание;
5. Определяем цель исследования – знание, которое мы должны получить в ходе исследования;
6. Формируем задачи – те пути, или ступени, которые мы пройдем, чтобы достичь цели исследования;
7. Формируем гипотезу (истина, которая еще не доказана, но вероятна). Гипотеза – исходный момент исследования, предсказывающего связи объекта и предмета исследования, закономерности, которые будут выявлены и обоснованы в ходе исследования.
8. Отбираем методы научного исследования (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, теоретический анализ источников, изучение и обобщение педагогического опыта, сравнительно-исторический метод, метод теоретического моделирование, педагогический эксперимент и др.)
9. Определение направления и этапа исследовательской работы, сроки.
10. Определяем участников исследования, если его коллектив или группа учителей.
Таким образом, изучение, обобщение и описание передового педагогического опыта будет, на наш взгляд, успешным при условии знания и использования определенного алгоритма действий и комплекса методов, помогающих в объективной оценке его эффективности. Проектирование педагогического процесса как технология может быть использована учителем в любом виде творческой деятельности.
2.4. Значение проектов. Модели педагогического проектирования.
Проектирование направлено к тому, чтобы создавать модели планируемых процессов и явлений. Компонентами проектной деятельности могут выступать конкретные модели или модули.
В теории педагогического проектирования выделяют прогностическую модель для оптимального распределения ресурсов и конкретизации целей; концептуальную модель, основанную на информационной базе данных и программы действий; инструментальную модель, с помощью которой можно подготовить средства исполнения и обучить преподавателей работе с педагогическими инструментами; модель мониторинга для создания механизмов обратной связи и способов корректировки возможных отклонений от планируемых результатов; рефлексивную модель , которая создается, чтобы выработать решения в случае возникновения неожиданных и непредвиденных ситуаций. Еще в 80-х годах Э. Н. Гусинский сформулировал принцип неопределенности для гуманитарных систем, согласно которому результаты взаимодействия и развития гуманитарных систем не могут быть детально предсказаны. Поэтому для таких систем применяют вероятное проектирование. Многие авторы отрицают наличие абсолютно схожих учебных ситуаций и условий, так как в основу современной образовательной системы вводится принцип неопределенности ряда учебных параметров управления и в современной системе образования необязательно, а порой и невозможно создать один педагогический инструментарий и применять его в учебных ситуациях.
На смену авторитарной педагогике приходит педагогика фасилитации (сотрудничества):
· Основной акцент делается на организации активных видов деятельности;
· Преподаватель не просто передает учебную информацию, а выступает в роли педагога-менеджера и режиссера обучения, готового предложить студентам минимально необходимый комплект средств обучения;
· Учебная информация используется как средство организации учебной деятельности, а не как цель обучения;
· Обучаемый выступает в качестве субъекта деятельности наряду с преподавателем, а развитие его индивидуальности выступает как одна из главных образовательных целях.
Переход от традиционной модели обучения к инновационной в силу целого ряда обстоятельств протекает медленно через разрешение противоречий и проблем, что можно сделать при гуманистическом подходе.
В. М. Монахов определяет 4 возможных результата проектирования:
1) педагогическая система;
2) система управления образованием;
3) система методического обеспечения;
4) проект образовательного процесса.
На первом этапе проектирования особенно важна экспертиза по следующим направлениям:
· Замысел проекта (тема, объект, предмет, дело) (Приложение №2);
· Перспективы развития и распространения проекта;
Проект как система является подсистемой модели, и наоборот, само проектирование может состоять из более мелких моделей. Проектирование предполагает создание частных моделей, моделирование, в свою очередь, состоит из совокупности элементов, в том числе включает теорию проектирования.
Любое проектирование начинается с уточнения структуры образовательной парадигмы, ее содержательного наполнения, т.е. методологических основ. В этом смысле образовательная парадигма представляет собой основополагающую модель для любой научной деятельности, в том числе и для теории проектирования.
Одним из решающих условий успешного протекания педагогического процесса является его проектирование. Проектировочную деятельность педагога, на предварительном этапе подготовки к уроку, завершающуюся составлением тематического плана, можно представить как конкретную технологию. Технология проектирования педагогического процесса не может быть сведена к обдумыванию лишь действий педагога, содержания и возможностей использования педагогических средств. Проектирование направлено к тому, чтобы создавать модели планируемых процессов и явлений. Педагог должен владеть технологиями проектирования и научного исследования.
Проектирование педагогического процесса как технология может быть использована учителем в любом виде творческой деятельности.
Проектирование (от лат. projectus — брошенный вперед) — деятельность по созданию проекта, созданию образа будущего предполагаемого явления. Как известно, большинство продуктов человеческого труда производится посредством их предварительного проектирования. В этом контексте проектирование — это процесс создания проекта, т.е. прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния, предшествующих воплощению задуманного в реальном продукте.
В соответствии с этим педагогическое проектирование понимается как:
- практико-ориентированная деятельность, целью которой является разработка новых, не существующих в практике образовательных систем и видов педагогической деятельности;
- новая развивающаяся область знания, способ трактовки педагогической действительности (А. П. Тряпицына);
- прикладное научное направление педагогики и организуемой практической деятельности, нацеленное на решение задач развития, преобразования, совершенствования, разрешения противоречий в современных образовательных системах (Е. С. Заир-Бек);
- способнормированияи трансляции педагогической и научно-исследовательской деятельности (Н. А. Масюкова);
- процесс создания и реализации педагогического проекта;
- специфический способ развития личности;
- технология обучения.
Педагогическое проектирование - это высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве учителя, в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека. Педагогическое творчество рассматривается как состояние педагогической деятельности, при котором происходит создание принципиально нового в содержании, организации учебно-воспитательного процесса, в решении научно-практических проблем.
Педагогическое проектирование - проявление постоянного разностороннего творчества.
Оно предполагает наличие у педагога
- совокупности творческих способностей и исследовательских умений, среди которых важное место занимают инициативность и активность,
- глубокое внимание и наблюдательность,
- искусство нестандартно мыслить,
- богатое воображение и интуиция,
- исследовательский подход к анализу учебно-воспитательных ситуаций, решению педагогических задач,
- самостоятельность суждений и выводов.
Педагогическое проектирование с технологической точки зрения - это система, основными компонентами которой являются
- высокая общая культура,
- гуманистическая направленность,
- профессиональные знания и умения,
- творчество и педагогические способности,
- технологическая компетентность.
Уровень педагогического проектирования зависит от уровня технологической компетентности и определяется на основе следующих основных критериев:
- целесообразности (по направленности);
- творчества (по содержанию деятельности);
- технологичности (по уровню педтехники);
- оптимальности (по выбору эффективных средств);
- продуктивности (по результату);
Итак, педагогическое проектирование - это совокупность практических умений, необходимых для организации творческой деятельности педагога.
В литературе, посвященной методологии проектирования, можно встретить различные подходы к выделению его этапов.
Н. А. Масюкова выделяет в проектировании такие шаги, как:
- диагностика реальности (изучение, проведение исследований разной степени научности);
- формирование (актуализация, осмысление, поиск) ценностей, смыслов, целей преобразования действительности;
- создание образа результата;
- поэтапное планирование совместных действий по достижению проектной цели во времени (составление программы);
- обмен, согласование и коррекция намеченных действий в ходе коммуникации;
- комплексная экспертиза результатов реализации проекта
( Масюкова Н. А. Проектирование в образовании. — Минск, 1999).
Внутри каждого из этих этапов, в свою очередь, выделяются определенные процедуры, составляющие содержательную, структурную, технологическую, организационную основу проектных действий.
Структура любого проекта включает в себя четыре этапа:
1. Предпроектный этап (его еще называют предварительным, или стартовым).
Процедуры внутри этапа:
-исследование (диагностика),
-проблематизация,
-концептуализация,
-целеполагание,
-ценностно-смысловое самоопределение,
-форматирование проекта,
-его предварительная социализация.
2. Собственно этап проектирования (реализации проекта).
Процедуры внутри этапа:
-уточнение цели, функций, задач и плана работы каждым из участников проекта;
-пошаговое выполнение запланированных проектных действий;
-коррекция хода проекта и действий его участников на основе обратной связи;
-получение и внутренняя оценка проектного продукта;
-презентация окончательных результатов работы и их внешняя экспертиза (оценка).
3. Рефлексивный этап.
Процедуры внутри этапа: рефлексия по поводу замысла проекта, его хода и результатов:
-соответствие результата первоначальному замыслу,
-качество полученного продукта,
-качество совместной деятельности и отношений,
-перспективы использования продукта и развития проекта.
4. Послепроектный этап.
Процедуры внутри этапа:
-апробация,
-распространение (диссеминация) результатов и продуктов проектной деятельности;
-выбор вариантов продолжения проекта (рождение нового проектного замысла, опирающегося на результаты предыдущего, объединение своего проекта с другими и т.д.).
1. Проводим анализ педагогической системы и ее функционирования, выявляем проблемы;
2. Определяем тему исследования, которая очерчивает круг исследовательской работы;
3. Определяем объект исследования - область, где существует проблема, противоречие, где мы будем искать новое знание;
4. Определяем предмет исследования - элемент в педагогическом процессе, изучение которого дает нам новое знание;
5. Определяем цель исследования - знание, которое мы должны получить в ходе исследования;
6. Формируем задачи - те пути, или ступени, которые мы пройдем, чтобы достичь цели исследования;
7. Формируем гипотезу (истина, которая еще не доказана, но вероятна). Гипотеза - исходный момент исследования, предсказывающего связи объекта и предмета исследования, закономерности, которые будут выявлены и обоснованы в ходе исследования.
8. Отбираем методы научного исследования (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, теоретический анализ источников, изучение и обобщение педагогического опыта, сравнительно-исторический метод, метод теоретического моделирование, педагогический эксперимент и др.)
9. Определение направления и этапов исследовательской работы, сроки.
10. Определяем участников исследования, если его коллектив или группа учителей.
ПРОЕКТ КАФЕДРЫ НАЧАЛЬНЫХ КЛАСОВ ГОУ СОШ № 1945
Название
Основная образовательная программа начального общего образования
В связи с изменением потребностей современного государства и общества, с расширением пространств образовательной деятельности необходимо внести изменения в ООП НОО
Разработка основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО)
1.Изучить нормативно-правовые документы
2.Разработать планируемые результаты по предметам и классам и системы оценивания планируемых результатов ( предметных и метапредметных)
3.Апробировать ООП НОО
4.Обеспечить реализацию ФГОС через содержание ООП НОО
5.Проанализировать полученные результаты
-квалифицированные педагогические кадры
-взаимодействие с учащимися, родителями, социальными партнёрами
-взаимодействие с органами осуществляющими управление в сфере образования
Материально-техническая база: кабинеты, оборудование, программное обеспечение
Разработка основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО)
1.Разработать КИМы
2.Формировать портфолио учителя и учащихся
Транслировать опыт по реализации ООП НОО
Таким образом, изучение, обобщение и описание передового педагогического опыта будет, на наш взгляд, успешным при условии знания и использования определенного алгоритма действий и комплекса методов, помогающих в объективной оценке его эффективности. Проектирование педагогического процесса как технология может быть использована учителем в любом виде творческой деятельности. Технология учебного проектирования значительно изменяет роль и позицию преподавателя в учебном процессе.
Значение технологии проектирования.
1.исследовательский и практический характер проектирования позволяет формировать широкий спектр социально-ценных мотивов деятельности;
2.осознание значимости, необходимости своего труда повышает самооценку, создает условия для творческой самореализации личности;
3.в процессе выполнения проекта формируется социальный опыт, умение видеть, выделять и решать социальные и профессиональные проблемы;
4.расширяются социальные контакты, развивается умение взаимодействовать с разными людьми в процессе решения проблем;
5.технология проектирования обеспечивает развитие исследовательских способностей и формирование необходимых для профессиональной деятельности умений анализировать производственные проблемы, находить творческие пути их решения.
Педагогическое проектирование – это высший уровень педагогической деятельности, который проявляется в творчестве педагога, постоянном совершенствовании собственного профессионализма и мастерства.
Понятие педагогического проектирования
Большинство продуктов человеческой деятельности осуществляется через их предварительное проектирование. Проектирование предусматривает создание прототипа или проекта предполагаемого объекта, явления или процесса, с целью воплощения его в реальности. В соответствии с этим педагогическое проектирование понимается со следующих точек зрения:
- практико-ориентированная деятельность, направленная на разработку новых образовательных систем и видов образовательной деятельности;
- инновационная область знаний, направленная на трактовку существующей педагогической действительности;
- прикладное направление педагогики, направленное на организацию практической деятельности, которая нацелена на решение основных задач развития и образования детей;
- специфическая технология развития личности.
Технология педагогического проектирования предусматривает наличие у педагога разносторонне развитых творческих качеств.
Педагогическое творчество – это одно из состояний педагогической деятельности, в процессе которого происходит создание кардинально нового содержания воспитательно-образовательного процесса, направленного на решение разносторонних педагогических проблем.
Технология проектирования педагогического процесса представляет собой систему, которая состоит из ряда взаимосвязанных компонентов:
- общая культура;
- гуманизм;
- профессионализм;
- творческие способности;
- профессиональные компетентности.
Эффективность технологии проектирования педагогического процесса, определяется наличием у педагога технологических компетенций, которые определяются на основании ряда критериев:
- целесообразность (направленность);
- творчество (содержание деятельности);
- технологичность (уровень педагогической техники);
- оптимальность (эффективность выбранных средств);
- продуктивность (результативность).
Таким образом, технология проектирования педагогической деятельности представляет собой совокупность практических умений и навыков, необходимых для организации творческой деятельности педагога.
Готовые работы на аналогичную тему
Этапы реализации проектирования педагогического процесса
Этапы реализации технологии проектирования педагогического процесса (автор Н. А. Масюкова):
- Осуществление диагностики реального педагогического процесса.
- Формулировка целей, выделение ценностей и смыслов образования.
- Формирование желаемого результата.
- Планирование этапов деятельности, направленных на достижение общей цели.
- Коррекция действий в ходе реализации проекта.
- Рефлексия реализованной деятельности, анализ полученных результатов.
Предпроектный (предварительный или стартовый):
- диагностика (исследование);
- постановка проблемы;
- концептуальная основа;
- постановка цели;
- ценностно-смысловое самоопределение;
- общее форматирование технологии;
- осуществление предварительной социализации.
Непосредственная реализация технологии:
- уточнение основных аспектов технологии (цель, задачи, функции, план работы, число участников и т.д.);
- поэтапное выполнение всех запланированных действий;
- корректировка хода технологии (ее проекта), действий участников и т.д.;
- внутренняя оценка полученного продукта технологии;
- представление окончательных результатов и осуществление их внешней экспертизы.
- выявление соответствия полученных результатов и запланированных;
- определения качества полученного продукта технологии;
- выявление качества совместной деятельности участников технологии и их взаимоотношений в процессе работы;
- определение перспектив использования полученного в ходе технологии продукта.
- апробация;
- распространение полученных результатов и продуктов технологии;
- определение и выбор вариантов возможного продолжения или расширения технологии.
Каждый этап технологии имеет равную значимость в педагогическом процессе. Это связано с тем, что любой из этапов выступает как часть образовательного процесса, в рамках которого формируются ценности, нормы и установки личности учащегося, осуществляется развитие коммуникативных и творческих качеств. Успешность реализации технологии во многом зависит от комплексности применения данных этапов и процедур, использования адекватных приемов и способов.
Эффективность реализации технологии проектирования педагогического процесса зависит от профессионализма и мастерства педагога. Каждый педагог должен владеть различными технологиями проектирования педагогического процесса, а также навыками научного исследования. Значимость исследования определяется тем, что оно направлено на решение определенной проблемы, имеющей место в работе педагогической системе, в воспитательно-образовательном процессе, взаимодействии между педагогом и учащимися, и т.д. Кроме того, противоречия могут существовать между компонентами педагогической системы, результатами и заказом общества (государства), между взаимодействием образовательной организации и окружающей среды, затратами сил субъектов педагогического процесса и результатами и т.д.
Таким образом, технология проектирования педагогического процесса, требует от педагога профессионализма, мастерства и владения навыками реализации различного рода технологий и видов исследования.
В статье представлен опыт учителя начальных классов по внедрению технологии проектного обучения (метода проектов) на уроках в начальной школе, также отмечена эффективность внедрения проектной технологии в образовательный процесс начальной школы.
Ключевые слова: технология проектного обучения, метод проектов, проектная технология, начальная школа, работа над темой проекта, эффективность технологии проектного обучения.
Проектная технология — это в первую очередь личностно-ориентированная технология, в центре которой стоит ученик. Основу технологии составляет деятельность самого учащегося, направленная на развитие учебных, познавательных, творческих способностей. Учитель выступает в роли организатора-наставника, организатора-консультанта учеников.
Е. С. Полат предъявляет следующие требования к применению технологии проектного обучения:
1) основу любого проекта должна составлять значимая, интересная или малоизученная проблема;
2) должна быть теоретическая, практическая, познавательная значимость результатов работы над темой проекта;
3) доминирование самостоятельной (индивидуальной или парной, или групповой) деятельности учащихся;
4) обязательное наличие продуманной структуры работы;
Многообразие форм проектной деятельности породило в педагогической науке ряд классификаций проектной технологии: по роду преобладающей деятельности, по предметно-содержательной области, по продолжительности (по времени реализации), по количеству участников, принимающих участие в реализации проекта, по форме презентации (конечного представления проекта).
1. По роду преобладающей (доминирующей) деятельности проекты можно подразделить на:
Информационные проекты — нацелены на поиск информации учащимся по какой-либо теме и на дальнейшую работу учащегося с найденной информацией.
Творческие проекты — ориентированы на достижение поставленной цели, получение планируемого результата. Вся работа над проектом строится и подчиняется предполагаемому результату (выпуск стенгазеты, запись видеоролика, проведение акции и др.).
Практико-ориентированные проекты — также ориентированы на конечный, но только практический результат деятельности учащихся.
Исследовательские проекты — отличает от других проектов, наличие продуманных основных этапов будущего исследования, которые изначально направлены на достижение поставленной цели.
2. По предметно-содержательной области выделяют проекты надпредметные, межпредметные имонопредметные.
Надпредметные — внепредметные проекты, выполняемые на стыке разных областей знаний. Данные проекты выходят за рамки учебных школьных предметов.
Межпредметные — проекты, реализуемые благодаря взаимодействию на стыке двух или нескольких предметных областей науки.
Монопредметные — проекты, реализуемые в рамках одного учебного предмета или научной области (например, математики, литературы, русского языка или окружающего мира).
3. По продолжительности (по времени реализации) проекты бывают кратковременные идлительные.
Кратковременные — проекты, реализуемые за короткий промежуток времени (урок, два урока, неделю, две недели).
Длительные — проекты, на реализацию которых уходит от одного месяца и более.
4. По количеству участников, принимающих участие вреализации проекта, выделяют: индивидуальные проекты (выполняемые одним учеником), групповые (выполняемые группой учеников), коллективные (выполняемые классным коллективом, коллективом всей школы).
5. По форме презентации (конечного представления проекта) выделяют такие проекты как: открытка, газета, книжка, словарь, видеоролик, клип и др.).
В начальной школе учитель, на своё усмотрение, может давать детям задание подготовить как индивидуальные, так и групповые проекты, как монопредметные, так и межпредметные, как кратковременные, так и длительные в зависимости от масштабности темы проекта, возраста учащихся и их заинтересованности темой проекта.
Тематика проектных работ для учащихся начальной школы должна определяться, с нашей точки зрения, содержанием курса школьных предметов. При выборе темы проекта важное значение имеет личная мотивация учащегося, а также социальная значимость проблемы исследования, которая в первую очередь значима для самого учащегося.
Далее хочется поделится накопленным опытом реализации проектной технологии в учебном процессе начальной школы.
В течение двух недель учащиеся совместно с родителями работают по теме проекта, собирают информацию об истории происхождения фамилии, семьи, собирают и изучают сведения о близких и дальних родственниках. После сбора и обработки информации учащиеся оформляют свои проекты (готовят презентацию, оформляют стенгазету, рисуют семейное древо, лепят семейное древо из соленого теста, рисуют родословную своей семьи и др.). Оформленные проекты учащиеся должны защитить перед одноклассниками.
До начала урока дети вывешивают свои оформленные проекты в классе на доску или выставляют в классе у доски, или сбрасывают подготовленные презентации на компьютер учителя. На уроке учащиеся, подготовившие проекты, защищают свои работы. Ребята рассказывают о членах своей семьи, о том, кто кому и кем приходится, чем занимался, где, кто и кем работал и т. п. Ребята в классе внимательно слушают выступающих, а потом задают им вопросы по теме, спрашивают о том, что нового выступающий узнал о членах своей семьи и от кого.
Рис. 1. Древо семьи Никитиных
Рис. 2. Словарные слова в моей жизни
Проектная технология — технология обучения будущего. Её можно активно внедрять как в урочную, так и во внеурочную деятельность учащихся. Данная технология позволяет каждому ученику самостоятельно приобретать опыт исследовательской, практической деятельности, расширять кругозор и пополнять активный и пассивный словарный запас. Технология проектного обучения также развивает у учащихся различные практические умения и навыки, которые так им необходимы в дальнейшей жизни, такие как поиск и работа с информацией, умение не просто выражать свою точку зрения, но и аргументировать свой ответ.
Основные термины (генерируются автоматически): проект, проектная технология, начальная школа, проектное обучение, учащийся, слово, класс, окружающий мир, урок, учебный процесс.
Читайте также:
- Продуктивная деятельность в детском саду в старшей группе картотека
- Почему многие культурные растения размножаются вегетативно 6 класс биология кратко
- Ярославль продлят ли карантин в школах
- Как устроить ребенка в детский сад без очереди в красноярске
- Describing things adjectives big small long short план урока 1 класс