План урока принцип гюйгенса френеля дифракция света дифракционная решетка

Обновлено: 07.07.2024

3) понятие дифракции, где наблюдается данное явление в природе.

4) представление о дифракции, как о явлении, подтверждающее волновую теорию света;

5) знакомство с спектральным прибором (дифракционная решетка).

Глоссарий по теме

Интерференция и дифракция – явления, подтверждающие волновую природу света.

Дифракция света – огибание световой волной непрозрачных тел с проникновением в область геометрической тени и образованием там интерференционной картины.

Принцип Гюйгенса - каждая точка поверхности, достигнутая световой волной, является вторичным источником световых волн. Огибающая вторичных волн, становится волновой поверхностью в следующий момент времени.

Френеля Принцип Гюйгенса - каждый элемент волнового фронта можно рассматривать как центр вторичного возмущения, порождающего вторичные сферические волны, а результирующее световое поле в каждой точке пространства будет определяться интерференцией этих волн.

Дифракционная решётка - представляет собой совокупность большого числа узких щелей, разделенных непрозрачными промежутками.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Мякишев Г.Я, Буховцев Б Б. Сотский Н.Н. Физика.10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций М.: Просвещение, 2017. – С. 213 – 220.

Основное содержание урока

Дифракция – огибание волнами краёв препятствий – присуща любому волновому движению

Но наблюдать дифракцию света нелегко, так как волны отклоняются от прямолинейного распространения на заметные углы только на препятствиях, размеры которых сравнимы с длиной волны, а длина световой волны, как мы с вами знаем, очень мала.

В 1802 г. Томас Юнг, поставил опыт по дифракции.


В непрозрачной ширме он сделал два маленьких отверстия на небольшом расстоянии друг от друга. Эти отверстия освещались узким световым пучком, прошедшим через первое отверстие в другой ширме. Волна от первого отверстия возбуждала когерентные колебания в двух других отверстиях. Вследствие дифракции из двух отверстий выходили два световых конуса, которые частично перекрывались. В результате интерференции этих двух световых волн на экране появились чередующиеся светлые и тёмные полосы. При закрывании Юнгом одной из отверстий, было обнаружено, что интерференционные полосы исчезали. Именно этот опыт помог Юнгу измерить длины волн, соответствующие световым лучам разного цвета. Следующий учёный Френель завершил в своих работах исследования дифракции. Он разработал количественную теорию дифракции, позволяющую в принципе рассчитать дифракционную картину, возникающую при огибании светом любых препятствий. Учёный впервые объяснил прямолинейное распространение света в однородной среде на основе волновой теории.

По идее Френеля каждая точка волнового фронта является источником вторичных волн, причём все вторичные источники когерентны.

На явлении дифракции основано устройство оптического прибора – дифракционной решётки

Дифракционная решётка представляет собой совокупность большого числа очень узких щелей, разделённых непрозрачными промежутками.


Если ширина прозрачных щелей равна а, и ширина непрозрачных промежутков равна b, то величина d = а + b называется периодам решётки.

Обычно период дифракционной решётки порядка 10 мкм.

Разбор тренировочных заданий

1.Дифракционная решетка освещается монохроматическим зеленым светом. При освещении решетки монохроматическим красным светом картина дифракционного спектр.

1) сузится; 2) расширится; 3) исчезнет;4) не изменится

Правильный ответ: 2) расширится

2. Сколько штрихов на каждый миллиметр содержит дифракционная решётка, если при наблюдении в монохроматическом свете 𝛌 = 0,6 мкм максимум пятого отклонён на угол φ = 18°.

Урок в 11 классе с использованием презентации "Волновые свойства света" и кратковременного лабораторного опыта с использованием лазерной указки.

ВложениеРазмер
Конспект урока 83.5 КБ
Презентация к уроку "Дифракция света" 2.87 МБ

Предварительный просмотр:

Урок физики в 11 классе

Обучающие: познакомить с понятием дифракции, дать теорию дифракционной решетки.

Развивающие: развивать способности анализировать увиденное, логическое мышление и творческое воображение учащихся, учить устанавливать причинно-следственные связи в изучаемых явлениях, формулировать эмпирические закономерности.

Воспитывающие : воспитывать ответственное отношение к учебе, положительное отношение к предмету физики.

Тип урока : комбинированный

  1. Актуализация знаний учащихся. Беседа с использованием презентации
  • При каком условии амплитуда колебаний частиц среды в данной точке максимальна? (Слайд 3)
  • Каково условие минимума амплитуды результирующих колебаний? (Слайд 4)
  • Какие волны дают устойчивую интерференционную картину? (Слайд 5)
  • Почему возникают радужные пятна на поверхности воды? Объясните с помощью рисунка интерференцию в тонких пленках. (Слайды 6,7,8)
  • На прошлом уроке вы наблюдали кольца Ньютона с помощью прибора, который состоит из стеклянной пластины и положенной на нее плоско-выпуклой линзы. Как Томас Юнг объяснил появление этих колец? (Слайды 9,10)

II. Изучение нового материала

1. Дифракция. Рассказ учителя с опорой на иллюстрации и знания учащихся

Дифракция – это явление огибания волнами препятствия или отклонение от прямолинейного распространения волн. (Слайд 11 )

Дифракцией обладают и звуковые волны: можно услышать сигнал машины за углом дома. Звуковые волны свободно огибают препятствия.

За большими препятствиями в ясный день образуется тень, что подтверждает прямолинейность распространения света.

От точечного источника за непрозрачным предметом на экране также можно увидеть четкую тень . Тень – это место, куда не попадает свет от источника.

(Слайд14) Дифракцию света можно наблюдать, если пропускать свет через маленькое отверстие. Здесь можно увидеть нарушение закона прямолинейного распространения света: светлое пятно на экране против отверстия будет иметь б о льшие размеры, чем само отверстие. Так в 1802 году Т. Юнг поставил классический опыт по дифракции .

В непрозрачной ширме он проколол булавкой два маленьких отверстия В и С, которые освещались световым пучком, идущим из отверстия А.

В этом опыте мы видим дифракцию, т.е. отклонение от прямолинейности распространения света. Кроме этого возникшая сферическая волна от отверстия А возбудила в отверстиях В и С когерентные волны. В результате интерференции этих двух световых волн на экране появились чередующиеся темные и светлые полосы. Именно с помощью этого опыта впервые Юнгом были измерены длины волн, соответствующие световым лучам разного цвета, причём, весьма точно.

Исследование дифракции было продолжено О. Френелем, который исследовал различные случаи дифракции на опыте. В результате он выяснил, что для отчетливого наблюдения дифракции нужно либо использовать очень маленькие препятствия, либо располагать экран далеко от препятствий (Слайд15)

На рисунках показаны дифракционные картины от различных препятствий:

а – от тонкой проволоки, б – от круглого экрана. (Слайд 17 )

Вместо тени от проволочки видны светлые и темные полосы, в центре тени, образованной круглым экраном, видно светлое пятнышко, а сама тень окружена светлыми и темными концентрическими кольцами.

В 1818 году на заседании Французской академии наук известный физик

С. Пуассон усомнился в справедливости теории Френеля и обратил внимание на то, что из теории Френеля вытекают факты, явно противоречащие здравому смыслу: если за непрозрачным диском появляется светлое пятно, то при определенных размерах отверстия на экране в центре светлого пятна должно находиться темное пятнышко.

Каково же было удивление ученых, когда поставленные эксперименты доказали, что так и есть на самом деле! (Слайд 18)

Каково значение дифракции в жизни человека?

С дифракцией света приходится считаться при наблюдениях мелких предметов с помощью микроскопов: вследствие огибания предметов светом изображения получаются размытыми, другими словами явление дифракции ограничивает разрешающую способность любого оптического прибора

2. Дифракционная решетка. Теория дифракционной решетки

Увидеть четкую картину распределения максимумов и минимумов света можно с помощью дифракционной решетки, которая представляет собой совокупность большого числа очень узких щелей, разделенных непрозрачными промежутками. (Слайд19) (запись в тетради)

Перед вами дифракционная решетка, у которой на каждый 1 мм =10 -3 м приходится 100 штрихов. Если ширина прозрачной щели равна а , и ширина непрозрачного промежутка b , то величина d = a + b называется периодом решетки и в нашем случае

d = l / N = 10 -5 м (записываем в тетради)

Рассмотрим рисунок, который поможет понять картину распределения максимумов и минимумов света . (Слайд20)

Imagд

рис. 1

Когда на дифракционную решетку падает пучок обычного белого света, мы увидим на экране следующую дифракционную картину. (Слайд21,22))

На этом рисунке, центральная светлая полоса - белая, а боковые полосы - цветные, в которых четкое чередование цветов от фиолетового к красному. На ближних к центральной светлой полосе краях спектра получаются фиолетовые полоски, а на дальних – красные.

Когда на дифракционную решетку падает пучок монохроматического света (Слайд24) (красный от лазерной указки, например), световые лучи, проходя через щели решетки, отклоняются из-за дифракции на различные углы. Эти волны когерентны, поэтому на экране возникнет интерференционная картина. В центре экрана (в точке О) собираются волны с разностью хода, равной нулю, поэтому там образуется интерференционный максимум (большое красное пятно), а в точках, где оптическая разность хода равна четному числу длин волн или нечетному, образуются красные максимумы и темные минимумы.

(Слайд20) На доске и в тетрадях делаем рисунок и соответствующие выводы:

Разность хода Δd = r 2 - r 1 = d sinα , и тогда

максимум интерференции будет наблюдаться, если d sinα = k λ, а

минимум интерференции, если d sinα = (2k+1) λ/2 .

В этой формуле d - период решетки, k –порядок дифракционного максимума или минимума (k = ± 1; ± 2 . ) , sinα при малых углах равен tgα = y/x , где х – расстояние от дифракционной решетки до экрана, а у - расстояние от центрального максимума до любого следующего.

3. Опытное определение длины волны красного света

Для определения длины волны нам понадобятся два штатива. Один штатив удерживает экран с листочком миллиметровой бумаги или бумаги в клетку, в лапке другого, удаленного на некоторое расстояние от первого, закреплена дифракционная решетка. Включаем красный свет в лазерной указке, направляем на дифракционную решетку, измеряем расстояния х и у до первого максимума на экране и по формуле λ = d у / х k , находим длину волны (экран нужно поставить так, чтобы свет от окна не падал на него, тогда на нем отчетливо видны максимумы и минимумы)

λ = d у / х k , λ = 10 -5 м ·0,04 м / 0,51 м = 780·10 -9 м или 780 нм

4. Наблюдение дифракции света

Учащиеся наблюдают дифракционные картины:

  • если сложить полоску капрона, то в отраженном белом свете мы увидим чередование светлых и темных полос;
  • если смотреть на яркий источник света, прищурившись, то можно обнаружить радужные цвета, так как ресницы представляют собой грубую дифракционную решетку;
  • если посмотреть на лазерный диск, то увидим разложение отраженного света в спектр (бороздки диска подобны дифракционной решетке).

III. Закрепление нового материала в форме тестирования

1. Какое из приведенных ниже выражений определяет понятие дифракция?

А. Наложение когерентных волн

Б. Разложение света в спектр при преломлении

В. Огибание волной препятствия

2. Какое из наблюдаемых явлений объясняется дифракцией?

А.Излучение света лампой накаливания

Б. Радужная окраска компакт-дисков

В. Получение изображения на киноэкране

3. Какое из наблюдаемых явлений объясняется дифракцией?

А. Радужная окраска тонких мыльных пленок

Б. Появление светлого пятна в центре тени от малого непрозрачного диска

В. Отклонение световых лучей в область геометрической тени

4. Какое условие является необходимым для наблюдения дифракционной картины?

А. Размеры препятствия много больше длины волны

Б. Размеры препятствия сравнимы с длиной волны

В. Размеры препятствия много больше амплитуды волны

5. Свет какого цвета располагается дальше всего от центра дифракционной картины?

6. Дифракционная решетка имеет 50 штрихов на миллиметр. Под каким углом виден

максимум второго порядка для света с длиной волны 400 нм?

IV. Проверка тестов

V. Подведение итогов

  • С каким волновым свойством света мы сегодня познакомились?
  • О каком оптическом приборе мы узнали?
  • Чему научились на уроке?

VI. Выставление оценок

VII. Задание на дом

§§ 70 -72 учебника, ответить на вопросы к параграфам, упр.10, задача 1

Список использованной литературы:

1. Волков В.А. Поурочные разработки по физике: 11 класс. – М.: ВАКО, 2006. - 464 с.

2. Кирик Л.А. Физика – 11. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы. – М.: ИЛЕКСА, 2008.- 192 с.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Чудный дар природы вечной,
Дар бесценный и святой,
В нём источник бесконечный
Наслажденья красотой.

Слова из гимна свету,
прозвучавшего в опере
П. И. Чайковского “Иоланта”.

Тема урока: Дифракция света. Дифракционная решетка.

Цель урока: Продолжить формирования представлений о волновой природе света, изучить особенности дифракции света.

Задачи урока:

Обучающая: ввести понятия дифракции света, показать причинно-следственную связь между интерференцией и дифракцией, где наблюдается данное явление в природе, условие наблюдения дифракции. Объяснить закон прямолинейного распространения света с помощью принципа Гюйгенса-Френеля. Рассмотрение дифракции света на различных препятствиях, определить границы применимости геометрической оптики. Познакомить учащихся с устройством дифракционной решетки и способом измерения с ее помощью длины световой волны.

Развивающая: в целях развития научного мировоззрения сформировать у учащихся представление о дифракции, как о явлении подтверждающем волновую теорию света, показать универсальность понятий интерференции, дифракции, дисперсии для любых волновых процессов, Развивать навыки работы с различными компьютерными программами.

Воспитательная: знакомство с научной работой Томаса Юнга; соотношения теории и опыта при становлении волновой теории света. Продолжить формировать навыки самостоятельной работы, выдвигать гипотезы, принимать решения.

Приемы и методы

Изучение нового материала.

Дифракция механических волн.

Принцип Гюйгенса-Френеля. Прямолинейное распространение света.

Дифракционные картины от различных препятствий.

Демонстрационный эксперимент дифракции на щели и тонкой проволочки.

Границы применимости геометрической оптики

Лекция. Записи в тетрадь.

Фронтальный эксперимент с дифракционной решеткой и компакт-диском

Измерение длины волны света лазерной указки.

Закрепление изученного материала с помощью компьютерных моделей и ЭОР

Работа на компьютере с рабочими листами

Работа на компьютере с ЭОР

Подведение итогов урока. Оценки. Объяснение домашнего задания

Организационный момент.

Пусть три столетья минуло с тех пор,
Ещё не разрешился этот спор.
Один сказал, что свет – это волна,
Подобна механической она.
Другой сказал, что свет – поток частиц.
В любой среде не знает он границ.
Свет твоего окна – он квант или волна?

2. Актуализация знаний.

Изучения нового материала

3. Дифракция механических волн. Принцип Гюйгенса.

hello_html_m7d79fe14.jpg

Дифракция волн в волновой ванне . (видеофрагмент)

Дифракция – отклонение от прямолинейного распространения огибание волной препятствий. Наиболее отчетливо проявляется, когда размеры препятствий меньше длины волны или сравнимы с ней.

Сформулируйте принцип Гюйгенса.

Принцип Гюйгенса: каждая точка поверхности, достигнутая волной, является источником вторичным волн. Огибающая вторичных волн, становится волновой поверхностью в следующий момент времени.

4. Опыт Юнга. Принцип Гюйгенса-Френеля.
Прямолинейное распространение света.

hello_html_72d655c3.jpg

Если свет представляет собой волновой процесс, то наряду с интерференцией должна наблюдаться и дифракция света.

Интерференция и дифракция – явления, подтверждающие волновую природу света.

Пропуская тонкий пучок света через маленькое отверстие, можно наблюдать нарушение закона прямолинейного распространения света.

Дифракция световых волн обуславливает отклонение от закона прямолинейного распространения света. По законам геометрической оптики, свет должен проходить через отверстие прямолинейно, однако, опыт показывает, что свет способен огибать непрозрачные препятствия, проникая в область геометрической тени.

hello_html_m4f023402.jpg
hello_html_m549e5261.jpg

Огюстен Френель заложил основы волновой оптики, дополнив принцип Гюйгенса идеей интерференции вторичных волн, он построил количественную теорию дифракции.

Принцип Гюйгенса-Френеля: волновая поверхность в любой момент времени представляет собой не просто огибающую вторичных волн, а результат их интерференции.

5. Дифракционные картины от различных препятствий.

Демонстрационный эксперимент дифракции на щели и тонкой проволочки.

hello_html_49fa0d9c.jpg
hello_html_md9b816.jpg

hello_html_1119b0bd.jpg

Любопытный случай произошел на заседании Французской академии наук в 1818 г. Один из ученых, присутствовавших на заседании, обратил внимание на то, что из теории Френеля вытекают факты, явно противоречащие здравому смыслу. При определенных размерах отверстия и определенных расстояниях от отверстия до источника света и экрана в центре светлого пятна должно находиться темное пятнышко. За маленьким непрозрачным диском, наоборот, должно находиться светлое пятно в центре тени. Каково же было удивление ученых, когда поставленные эксперименты доказали, что так и есть на самом деле. Это пятно получило название пятно Пуассона.

hello_html_57e0e88e.jpg

6.Границы применимости геометрической оптики.

Разрешающая способность микроскопа и телескопа.

hello_html_33d63b5e.jpg

Дифракция налагает также предел на разрешающую способность телескопа. Вследствие дифракции волн изображением звезды будет не точка, а система светлых и темных колец. Если две звезды находятся на малом угловом расстоянии друг от друга, то эти кольца налагаются друг на друга и глаз не в состоянии различить, имеются ли две светящиеся точки или одна. Предельное угловое расстояние между светящимися точками, при котором их можно различать, определяется отношением длины волны к диаметру объектива.

Этот пример показывает, что дифракция происходит всегда, на любых препятствиях. Ею при очень тонких наблюдениях нельзя пренебрегать и для препятствий, по размеру значительно больших, чем длина волны.

Дифракция света определяет границы применимости геометрической оптики. Огибание светом препятствий налагает предел на разрешающую способность важнейших оптических инструментов – телескопа и микроскопа.

7. Дифракционная решетка. Формула решетки.

Приборы, с помощью которых получают и исследуют спектры, называются спектральными приборами .(Призма)

В спектральных приборах высокого класса вместо призм применяются дифракционные решетки . Решетки представляют собой периодические структуры, выгравированные специальной делительной машиной на поверхности стеклянной или металлической пластинки. У хороших решеток параллельные друг другу штрихи имеют длину порядка 10 см, а на каждый миллиметр приходится до 2000 штрихов. В качестве дифракционной решетки может быть использован кусочек компакт-диска или даже осколок граммофонной пластинки .

Учащимся раздаются дифракционные решетки и компакт-диски и они наблюдают дифракционные спектры.

Нажмите, чтобы узнать подробности

развивающая - развитие умений по качественному и количественному описанию дифракционной картины, навыков выделения главного, изложения данного материала; развитие внимательности, навыков сравнивать и обобщать факты;

воспитательная – развитие мотивации изучения физики, используя интересные сведения; развитие коммуникативных навыков; умение слушать своих одноклассников.

Формируемые УУД:

Предметные : усвоить роль эксперимента и измерения в научном познании в теории электромагнитных волн на примере волновых свойств света.

Метапредметные: выражать с достаточной полнотой и точностью свои мысли; рационально планировать свою работу, добывать недостающую информацию с помощью вопросов; находить взаимосвязь явлений и их причинную обусловленность; осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.

Личностные: формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.

Тип урока: комбинированный

Оборудование : компьютер или мультимедийная установка; демонстрационные и лабораторные приборы по волновой оптике; портреты ученых на магнитной доске; прибор для измерения длины световой волны.

I. Организационный момент.

а) Фронтальный опрос

Вспомните, что называется интерференцией света.

При каких условиях наблюдается интерференция света.

Приведите примеры интерференции света (интерференция в тонких пленках, кольца Ньютона).

Где находит применение интерференция света.

б) Найдите соответствие (с помощью мультимедийной установки на экран проецируется задание).

Ребята, оцените, с каким багажом знаний вы пришли на урок. Выберите ту цифру, которая соответствует вашим знаниям по теме.

III. Изучение нового материала.

Дифракция вокруг нас

Свет хорошо знаком каждому с детства и имеет огромное значение для жизни человека. Достаточно сказать, что примерно 90% информации мы получаем с помощью зрения.

В современной физике считается общепринятым, что свет проявляет свойства как волн, так и потока частиц (фотонов). При этом обыденные, очевидные свойства света: прямолинейность распространения, отражение от зеркальной поверхности - проще объяснить и понять, пользуясь понятием о свете как о потоке частиц. Для описания этих свойств пользуются понятием световой луч и законами геометрической оптики.

Волновые свойства света не столь очевидны. В большинстве случаев нужны специальные условия для наблюдения волновых эффектов

Итак, свет может интерферировать. Это еще одно доказательство в пользу волновой природы света. Рассмотрим еще одно явление.

Опыт: В куске картона сделайте иглой отверстие и посмотрите через него на раскалённую нить электрической лампы. Что вы видите? Объясните.

Свет заходит в область тени и затем распространяется во всех направлениях.

Рис 5.28 на стр 137 – явление дифракции наблюдаем.

Рис 5.30 на стр 137 – не наблюдаем явление дифракции( существует условие дифракции)

Для механических волн – огибание припятствия.

Для световых волн – отклонение от прямолинейного распространения света.

Дифракцию можно наблюдать для любых волн: электромагнитных (в том числе световых), упругих (звуковых), волн на поверхности воды. Наиболее заметно дифракция проявляется в условиях, когда размер препятствия соизмерим с длиной волны. Именно поэтому явление дифракции нагляднее всего демонстрируется с помощью волн на поверхности воды, которые имеют размер, заметный невооруженным глазом.

Часто волны встречают на своем пути небольшие препятствия. Соотношение между длиной волны и размером препятствий определяет в основном поведение волны.

Превым наблюдал явление дифракции и интерференции в середине 17 века Гримальди, но не объяснил эти явления.

Френель построил количественную теорию дифракции.(Если свет проходит малое отверстие, то в центре темное пятно. Если малое препятствие, то в центре наблюдаем светлое пятно.)

а) наблюдение огибания волнами препятствий (наблюдение дифракции волн на поверхности воды.

Вывод: На видеофрагменте представлен опыт в волновой ванне. Видно, что плоская волна, проходя через малое отверстие, становится круговой расходящейся волной и проникает в область, закрытую препятствием, то есть огибает его. Если размер объекта (отверстия или препятствия) заметно меньше длины волны, то волна с ним не взаимодействует.

б) наблюдение нарушения закона прямолинейного распространения света.

Вывод: Неоднородность среды (поверхности препятствий) нарушает целостность фронта волны, распространяющейся от источника, вызывает отклонение от распространения волн от законов геометрической оптики, или дифракцию.

Дифракционная решетка – совокупность прозрачных и непрозрачных полос.

d – период дифракционной решетки. - - - - - - - -(d- одна прозрачная и одна непрозрачная линия).

Школьные дифракционные решетки содержат 50 или 100 штрихов на 1 мм. Современные решетки 6 тыс штрихов на 1 мм.

Теория дифракционной решетки.

Сколько штрихов, столько имеем когерентных источников света. Лучи будут интерферировать при определенном угле падения. Под углом φ к первоначальному направлению. Выберем направление, под которым наблюдается max.Рассмотрим два соседних луча.

Условие max или основная формула дифракционной решетки:

Если дифракционную решетку освещают монохроматическим светом, то наблюдают эти монохроматические светлые и черные полосы.

Если дифракционную решетку освещают белым светом, то наблюдаем дифракционный спектр.

sin φ = ; (λ и φ – увеличиваются).

Дифракционный спектр фиолетовый – красный

Дисперсионный спектр – красный – фиолетовый

Диапазон длин волн:

λ кр = 8 * 10 -7 м

Условие дифракции: Д 2 = L * λ

Д – размер препятствия,

L – расстояние, на котором наблюдается дифракция.

Значение изучения явления дифракции:

Дифракция показала границы применимости геометрической оптики.

Волновая оптика объясняет более широкий круг явлений, геометрическая оптика составляет частный случай волновой оптики.

IV. Закрепление. Решение задачи по данной теме.

Монохроматическим светом освещают дифракционную решетку, у которой 100 штрихов на 1 мм. Расстояние до экрана 2 м. Какова длина волны света, если расстояние на экране между максимумами первого порядка равно 22 см.

l = 1 мм Дифракционная решетка

λ - ? d * sin φ = k *λ ;

при малых углах sin φ = tg φ = BC / а;

sin φ = 0,11/ 2 = 0,055

λ = ( 0,01 * 10 -3 *0,055) / 1 = 55 * 10 -8 = 550 нм

Ответ: λ = 550 нм.

V. Рефлексия. Подведение итогов занятия.

При подведении итогов урока можно ответить на вопросы:

Что такое дифракция света?

Каково условие возникновения дифракции света?

Что такое дифракционная решетка?

Учитель: Продолжите фразы:

Сегодня на уроке я узнал…

Больше всего мне сегодня запомнилось…

Самым интересным было…

Очень трудно было…

( Оценивание учащихся не проводится, что позволяет ребятам более свободно высказывать свои суждения, а учитель получает реальную картину уровня понимания материала).

VI. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

§ 56-58, задачи А3,А4 стр 220.( учебник Г.Я.Мякишев, Б.Б. Буховцев и др, 11 класс)

Экспериментальное задание:

Посмотрите на нить электрической лампы через птичье перо, батистовый платок или капроновую ткань. Что вы наблюдаете? Объясните.

В куске картона сделайте иглой отверстие и посмотрите через него на раскалённую нить электрической лампы. Что вы видите? Объясните.

Дополнительно:

На дифракционную решетку, имеющую 500 штрихов на каждом миллиметре, падает свет с длиной волны 450 нм. Определите наибольший порядок максимума, который дает эта решетка

Читайте также: