Какие научные школы учета сформировались в италии в xix веке

Обновлено: 05.07.2024

В 19 веке раскрываются объективные предпосылки становления бухгалтерского учета как самостоятельной отрасли экономических знаний.

Бухгалтерская научная мысль зародилась в Европе в середине XIX в. Возникновение теории учета коренным образом изменило характер представлений об учитываемых объектах, с этой минуты объектом учета стали выступать уже не сами факты хозяйствен­ной жизни, а информация о них. И, наконец, во второй половине XIX в. возникают различные теории учета, позволяющие по-но­вому истолковать значение того или иного информационного показателя. Наука о бухгалтерском учете обобщала практику и вместе с тем совершенствовала ее.

Юридический аспект (слой) бухгалтерской теории был развит тосканской школой бухгалтеров, основателем которой был Франческа Марчи (1822 — 1871). По Марчи, суть предприятия в людях, в нем или с ним работающих. Поэтому не­обходимо выделить четыре группы лиц — агентов (материально ответственных лиц), корреспондентов (лиц, с которыми ведутся расчеты), администратора и собственника. Каждой группе лиц соответствует определенная группа счетов. Каждый факт хо­зяйственной жизни сводится к изменению юридических отноше­ний между участниками хозяйственного процесса. Этот подход приводил Марчи к формулированию правила двойной записи. Продолжил дело Марчи Джузеппе Чербони (1827 — 1917), ко­торый и стал главой тосканской школы. Он рассматривал бухгал­терский учет как часть юриспруденции.

Глава венецианской школы Фабио Беста (1845 — 1923) в противовес тосканской школе развивал экономи­ческую трактовку учета. Он считал, что бухгалтерский учет как средство экономического (хозяйственного) контроля изучает дви­жение ценностей, которое связано с определенными действиями: по руководству, управлению и контролю агентов хозяйства. Провозгласив, что объектом учета выступают не сами ценности, а их стоимость, Беста выдвинул ставшую знаменитой теорию фонда. Беста составил и первую научную классификацию систем и форм счетоводства. С начала XX в. венецианская школа стала ведущей в Италии.

При всем разнообразии взглядов итальянской бухгалтерии ее можно рассматривать как единое целое. Итальянских бухгалте­ров объединяла целеустремленная содержательная трактовка ос­новных категорий науки. Даже различия между юридичес­ким (тосканская школа) и экономическим (венецианская школа) направлениями несущественны. И тосканцы, и венецианцы в ду­хе ломбардской школы рассматривали учет как средство (функ­цию) управления, только первые трактовали цели учета как уп­равление людьми, а вторые — как управление ресурсами — цен­ностями, участвующими в хозяйственном процессе. В последнем случае учет превращался в науку о контроле хозяйственной дея­тельности, а контроль включал проверку исполнения действия лиц, в ней занятых.

Развитие теории учета во Франции приняло ярко выраженное экономическое направление. Этому способствовали труды одно­го из известнейших экономистов XIX в. Пьера Жозефа Прудона (1809 - 1865).

Подлинный расцвет французской учетной мысли связан с трудами двух авто­ров: Эжена Пьера Леоте (1845-1908) и Адольфа Гильбо (1819-1895).Они стали истинными создателями и наиболее крупными представителями экономического направления сначала во фран­цузской, а затем и в мировой бухгалтерской литературе.

Благодаря общему языку бухгалтеры Германии, Австро-Венгрии и германоязычной Швейцарии составляли единую школу. Ее особенность можно свести к желанию как можно больше и глуб­же изучить процедурную сторону учета. Так, для немецкой шко­лы характерно четкое разграничение учета на два самостоятель­ных цикла: торговый и производственный. Теория торговой бухгалтерии была развита в балансоведение, а теория производственной бухгалтерии — в учение о калькуляции.

Таким образом, в XX столетии успешно раз­вивалась практическая доктрина учета (счетоводство), возникла и наука о нем (счетоведение). Именно во второй половине XIX столетия, главным образом благодаря трудам таких ученых, как Вилла, Чербони, Беста, Шер, Леоте и Гильбо, родилась новая наука — бухгалтерия.

В 19 веке раскрываются объективные предпосылки становления бухгалтерского учета как самостоятельной отрасли экономических знаний.

Бухгалтерская научная мысль зародилась в Европе в середине XIX в. Возникновение теории учета коренным образом изменило характер представлений об учитываемых объектах, с этой минуты объектом учета стали выступать уже не сами факты хозяйствен­ной жизни, а информация о них. И, наконец, во второй половине XIX в. возникают различные теории учета, позволяющие по-но­вому истолковать значение того или иного информационного показателя. Наука о бухгалтерском учете обобщала практику и вместе с тем совершенствовала ее.

Юридический аспект (слой) бухгалтерской теории был развит тосканской школой бухгалтеров, основателем которой был Франческа Марчи (1822 — 1871). По Марчи, суть предприятия в людях, в нем или с ним работающих. Поэтому не­обходимо выделить четыре группы лиц — агентов (материально ответственных лиц), корреспондентов (лиц, с которыми ведутся расчеты), администратора и собственника. Каждой группе лиц соответствует определенная группа счетов. Каждый факт хо­зяйственной жизни сводится к изменению юридических отноше­ний между участниками хозяйственного процесса. Этот подход приводил Марчи к формулированию правила двойной записи. Продолжил дело Марчи Джузеппе Чербони (1827 — 1917), ко­торый и стал главой тосканской школы. Он рассматривал бухгал­терский учет как часть юриспруденции.

Глава венецианской школы Фабио Беста (1845 — 1923) в противовес тосканской школе развивал экономи­ческую трактовку учета. Он считал, что бухгалтерский учет как средство экономического (хозяйственного) контроля изучает дви­жение ценностей, которое связано с определенными действиями: по руководству, управлению и контролю агентов хозяйства. Провозгласив, что объектом учета выступают не сами ценности, а их стоимость, Беста выдвинул ставшую знаменитой теорию фонда. Беста составил и первую научную классификацию систем и форм счетоводства. С начала XX в. венецианская школа стала ведущей в Италии.

При всем разнообразии взглядов итальянской бухгалтерии ее можно рассматривать как единое целое. Итальянских бухгалте­ров объединяла целеустремленная содержательная трактовка ос­новных категорий науки. Даже различия между юридичес­ким (тосканская школа) и экономическим (венецианская школа) направлениями несущественны. И тосканцы, и венецианцы в ду­хе ломбардской школы рассматривали учет как средство (функ­цию) управления, только первые трактовали цели учета как уп­равление людьми, а вторые — как управление ресурсами — цен­ностями, участвующими в хозяйственном процессе. В последнем случае учет превращался в науку о контроле хозяйственной дея­тельности, а контроль включал проверку исполнения действия лиц, в ней занятых.

Развитие теории учета во Франции приняло ярко выраженное экономическое направление. Этому способствовали труды одно­го из известнейших экономистов XIX в. Пьера Жозефа Прудона (1809 - 1865).

Подлинный расцвет французской учетной мысли связан с трудами двух авто­ров: Эжена Пьера Леоте (1845-1908) и Адольфа Гильбо (1819-1895).Они стали истинными создателями и наиболее крупными представителями экономического направления сначала во фран­цузской, а затем и в мировой бухгалтерской литературе.

Благодаря общему языку бухгалтеры Германии, Австро-Венгрии и германоязычной Швейцарии составляли единую школу. Ее особенность можно свести к желанию как можно больше и глуб­же изучить процедурную сторону учета. Так, для немецкой шко­лы характерно четкое разграничение учета на два самостоятель­ных цикла: торговый и производственный. Теория торговой бухгалтерии была развита в балансоведение, а теория производственной бухгалтерии — в учение о калькуляции.

Таким образом, в XX столетии успешно раз­вивалась практическая доктрина учета (счетоводство), возникла и наука о нем (счетоведение). Именно во второй половине XIX столетия, главным образом благодаря трудам таких ученых, как Вилла, Чербони, Беста, Шер, Леоте и Гильбо, родилась новая наука — бухгалтерия.

С начала XIX века в итальянском учёте наметились две тенденции. Первая выводила учёт из отношений, возникающих между лицами, участвующими в хозяйственном процессе, в связи с движением и хранением ценностей (юридическое направление). Вторая была основана на учёте самих ценностей (экономическое направление).

Н. д'Анастасио и Д.Л. Криппа заложили начало трёх школ итальянской научной бухгалтерии - ломбардской (Милан), тосканской (Флоренция) и венецианской (Венеция).

Создателем ломбардской школы является Франческо Вилла (1801 – 1884), осуществивший синтез юридических и экономических целей учёта. Главный труд Виллы издан в 1840 году, и этот год можно считать началом рождения науки о бухгалтерском учёте.

Основателем тосканской школы, развившей юридический аспект бухгалтерской теории, был Франческо Марчи (1822 – 1871). По Марчи, суть предприятия в людях, в нём или с ним работающих. Поэтому необходимо выделить четыре группы лиц – агентов (материально ответственных лиц), корреспондентов (лиц, с которыми ведутся расчёты), администратора и собственника. Каждой группе лиц соответствует определённая группа счетов.

Продолжил дело Марчи Джузеппе Чербони (1827 – 1917), который и стал главой тосканской школы. Он рассматривал бухгалтерский учёт как часть юриспруденции. Его учение было названо логисмографией.

Главой венецианской школы был Фабио Беста (1845 – 1923), который в противовес тосканской школе развивал экономическую трактовку учёта. Он считал, что бухгалтерский учёт как средство экономического контроля изучает движение ценностей, которое связано с определёнными действиями по руководству, управлению и проверкой лиц, работающих на предприятии. Беста выделял предварительный, текущий и последующий контроль.

В соответствии с экономической трактовкой учёта Беста подчёркивал, что в учёте изучается не количественная и качественная структура хозяйственых ценностей, а их стоимость. Из этого следовало, что факты хозяйственной жизни, не вызывающие изменения стоимости, не должны отражаться на бухгалтерских счетах. Таким образом, внутренние обороты выносятся за границы баланса и Главной книги. В этом заключалось принципиальное отличие экономического направления. Перемещение ценностей внутри предприятия не меняет их объём и оценку, а следовательно, несущественно для оценки экономической работы предприятия. Юридическое направление, наоборот, считая объектом учёта ответственность людей, а не ценности, придавало огромное значение внутренним оборотам. Провозгасив, что объектом учёта выступают не сами ценности, но их стоимость, Беста выдвинул ставшую знаменитой теорию фонда.




С начала ХХ века венецианская школа стала ведущей в Италии. Из последователей Ф. Бесты наиболее известны П. д'Альвизе (1934) и Д. Дзаппа (1879 – 1960).

С начала XIX века в итальянском учёте наметились две тенденции. Первая выводила учёт из отношений, возникающих между лицами, участвующими в хозяйственном процессе, в связи с движением и хранением ценностей (юридическое направление). Вторая была основана на учёте самих ценностей (экономическое направление).

Н. д'Анастасио и Д.Л. Криппа заложили начало трёх школ итальянской научной бухгалтерии - ломбардской (Милан), тосканской (Флоренция) и венецианской (Венеция).

Создателем ломбардской школы является Франческо Вилла (1801 – 1884), осуществивший синтез юридических и экономических целей учёта. Главный труд Виллы издан в 1840 году, и этот год можно считать началом рождения науки о бухгалтерском учёте.

Основателем тосканской школы, развившей юридический аспект бухгалтерской теории, был Франческо Марчи (1822 – 1871). По Марчи, суть предприятия в людях, в нём или с ним работающих. Поэтому необходимо выделить четыре группы лиц – агентов (материально ответственных лиц), корреспондентов (лиц, с которыми ведутся расчёты), администратора и собственника. Каждой группе лиц соответствует определённая группа счетов.

Продолжил дело Марчи Джузеппе Чербони (1827 – 1917), который и стал главой тосканской школы. Он рассматривал бухгалтерский учёт как часть юриспруденции. Его учение было названо логисмографией.

Главой венецианской школы был Фабио Беста (1845 – 1923), который в противовес тосканской школе развивал экономическую трактовку учёта. Он считал, что бухгалтерский учёт как средство экономического контроля изучает движение ценностей, которое связано с определёнными действиями по руководству, управлению и проверкой лиц, работающих на предприятии. Беста выделял предварительный, текущий и последующий контроль.

В соответствии с экономической трактовкой учёта Беста подчёркивал, что в учёте изучается не количественная и качественная структура хозяйственых ценностей, а их стоимость. Из этого следовало, что факты хозяйственной жизни, не вызывающие изменения стоимости, не должны отражаться на бухгалтерских счетах. Таким образом, внутренние обороты выносятся за границы баланса и Главной книги. В этом заключалось принципиальное отличие экономического направления. Перемещение ценностей внутри предприятия не меняет их объём и оценку, а следовательно, несущественно для оценки экономической работы предприятия. Юридическое направление, наоборот, считая объектом учёта ответственность людей, а не ценности, придавало огромное значение внутренним оборотам. Провозгасив, что объектом учёта выступают не сами ценности, но их стоимость, Беста выдвинул ставшую знаменитой теорию фонда.

С начала ХХ века венецианская школа стала ведущей в Италии. Из последователей Ф. Бесты наиболее известны П. д'Альвизе (1934) и Д. Дзаппа (1879 – 1960).

Основные концепции итальянского учета в XV – XVIII веках

Итальянцы являлись в бухгалтерии продолжателями традиций древнеримского учета, они применяли такие же учетные регистры-кодексы, которые назывались Памятной книгой, Главной книгой и Мемориалом, но ведение их осуществлялось в денежном измерителе. С моментом внесения в Главную книгу счета по учету капитала появилась система двойной записи.

Изначально бухгалтерия развивалась в каждой фирме самостоятельно, а затем появились первые типографические книги. Возникновение печатной бухгалтерии связывают с именами Л. Пачоли и Б. Котрульи.

Котрульи был купцом и написал книгу в 1458 году "О торговле и совершенном купце". Эта книга была напечатана только лишь 1573 году. Пачоли был математиком, он положил начало процедуре двойной записи.

Основной целью учета Л. Пачоли называл ведение дел в должном порядке, так чтобы было возможно без задержек получить любые сведения относительно долгов и требований.

С развитием в Италии системы двойной записи возникают две связанные между собой цели учета:

  • экономическая цель – надлежащее устройство дел;
  • юридическая цель – оперативное выявление суммы долгов и требований.

Для того, чтобы достичь цели, поставленные перед учетом, нужно было заполнить учетные регистры, в связи с этим вся бухгалтерия на многие столетия вперед определялась как искусство ведения учетных книг.

Информационная модель хозяйственной деятельности

Итальянской школе того времени характерна не обобщенная трактовка вопросов учета, а подробное описание бухгалтерских процедур. В трактате Пачоли порядок глав воспроизводит последовательность учетной бухгалтерской регистрации.

Информационная модель хозяйственной деятельности основана на двух постулатах Пачоли:

Готовые работы на аналогичную тему

  1. сумма оборотов по дебету всегда равна сумме кредитовых оборотов в этой же системе счетов;
  2. дебетовое сальдо всегда равно кредитовому сальдо.

В италии в этом периоде все авторы оставались на позициях персонификации, а их непосредственный вклад в систему учета был связан с развитием и уточнением отдельных положений Пачоли.

Пачоли в характеристике факта хозяйственной жизни выделял следующие ключевые моменты, которые обязательно должны отражаться в учете:

Данным моментам соответствуют вопросы: что, кто, где и когда?

Отсутствие в средневековье в учетной практике деления счетов на аналитические и синтетические привело к перегруженности балансов фирм того времени учетными статьями. Весьма интересным моментом составления средневекового баланса был тот факт, что разница между кредитовыми и дебетовыми оборотами, появившаяся в результате арифметических ошибок, не проверялась, а просто списывалась на убытки или прибыль.

Таким образом, в Италии к концу XVII века были созданы староитальянская или венецианская формы учета, которые включали Памятную книгу, Главную книгу и журнал. Затем Гарати Ф. староитальянскую форму усовершенствовал, разделив счета на аналитические и синтетические, и данный вариант стал называться новой итальянской формой счетоводства.

Бухгалтерский учет как наука в Италии XIX века

Начиная с XIX века в системе итальянского учета сформировались два основных направления учета: первое направление выводило учет из отношений, связанных с хранением и движением ценностей, – это юридическое направление; другое направление (экономическое) основывалось на учете ценностей.

Представители юридического направления (Н. д’Аностасио, Д. Чеброни, Ф. Вилла, Д. Борначини и прочие) развивали две основные мысли в учете:

  • учет представляет собой регистрацию обязательств и прав собственника;
  • центром учетной системы является учет капитала.

Представители экономического направления (Д. Криппа, В. Альфиери, Ф. Беста, А. Стабилини, Г. Гидилья, Д. Мальоне и прочие) считали, что в окончательном варианте на всех счетах производится учет материальных ценностей. Все счета по мнению представителей данного направления делятся на две основные группы капитала и его составных частей, которые отражают структуру капитала. Экономическое направление учета говорит о том, что фиксируется только движение вещей и изменение ценностей, а динамика обязательств является лишь следствием.

Под влиянием соперничества данных направлений в Италии были образованы три основные школы учета: тосканская, ломбардская, венецианская.

38. Немецкая школа бухгалтерского учета в 15-18 веках

Благодаря общему языку бухгалтеры Германии, Австро-Венгрии и германоязычной Швейцарии составляли единую школу. Ее особенность можно свести к желанию как можно больше и глубже изучить процедурную сторону учета. Так, для немецкой школы характерно четкое разграничение учета на два самостоятельных цикла: торговый и производственный. Эйген Шмаленбах указывал, что торговая бухгалтерия контролирует долги и обязательства, а производственная — внутрихозяйственные процессы. Последняя делится на четыре отдела (учет заработной платы, материалов, себестоимости, результатов). Существенно, что первые два отдела имеют дело с точными, а два последних — с приблизительными числами, так как себестоимость и прибыль (убыток) всегда условны и их величина в определенной степени зависит от бухгалтерской методологии. Первые отделы работают на последние. Торговая бухгалтерия считалась ведущей, производственная — подчиненной. Деление бухгалтерского учета на торговый и производственный отличалось от более позднего деления учета на финансовый и управленческий в англо-американской практике. В последней эти ветви учета существовали независимо друг от друга, тогда как в Германии торговая и производственная бухгалтерия взаимно дополняли друг друга. Теория торговой бухгалтерии была развита в балансоведение, а теория производственной бухгалтерии — в учение о кальк-и. Баланс-е. Возникновение балансоведения было обусловлено пропагандой баланса как основополагающей исходной концепции учета (Шер) и, что особенно важно отметить, деятельностью крупных юристов, создавших специальную отрасль права — балансовое право. В Германии стали различать баланс-брутто (составляется с указанием нераспределенной прибыли) и баланс-нетто1 (составляется с уже распределенной прибылью), причем закон предусматривал обязательность составления брутто-баланса. Главным вопросом теории баланса был выбор метода оценки. Фридриху Ляйтнеру принадлежит своеобразная классификация методов оценки, в соответствии с которой цены делятся на абсолютные (текущие и продажные, последние могут быть договорными и рыночными) и относительные (учетные, номинальные, калькул-е, прейскурантные, по средним ценам, по себестоимости).

Читайте также: