Детско родительский проект по экспериментированию в доу

Обновлено: 06.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Мочалина Жанна Владимировна,

воспитатель высшей кв. категории

Актуальность

Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл.

К.Е. Тимирязев

Актуальность темы очевидна: педагоги современного образовательного процесса призваны с особой внимательностью относиться к новым педагогическим технологиям, изучать закономерности педагогического процесса, выявлять эффективность этих методов обучения. Такой инновационный метод обучения как экспериментальная деятельность, достаточно мощно направляет свою работу в сторону усвоения детьми необходимых навыков и умений. ФГОС ДО в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того, стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников. Данный документ трактует познавательное развитие как образовательную область, сущность которой раскрывает следующим образом: развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

Такое понимание познавательного развития дошкольников предполагает рассматривать его как процесс постепенного перехода от одной стадии развития познавательной деятельности к другой. Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. Взаимодействие ДОУ с семьей – это объединение общих целей, интересов и деятельности в плане развития гармоничного и здорового ребенка. В детском саду экспериментирование проходит практически через все виды деятельности и занимает ведущее положение среди других методов формирования познавательной сферы дошкольников.

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь – ноябрь 2019 года).

Участники проекта: дети и родители (законные представители) старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: использование родителями метода экспериментирования в домашних условиях для развития познавательной активности детей.

Цель проекта: развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через совместное проведение экспериментирования с родителями (законными представителями) в домашних условиях.

Задачи проекта:

Ознакомление родителей с практическими рекомендациями по организации опытно-экспериментальной деятельности с ребенком в домашних условиях;

Вызвать интерес родителей к созданию лаборатории в домашних условиях;

Повысить компетентность родителей по вопросу развития экспериментальной деятельности у старших дошкольников;

Формировать у детей дошкольного возраста диалектическое мышление, т.е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность;

Вызвать у родителей желание продемонстрировать полученные знания и умения в процессе проведения эксперимента;

Создать положительный, доверительный настрой на взаимодействие родителей с воспитателями группы.

Использование инновационных технологий:

Технология проектной деятельность;

Технология исследовательской деятельности;

Личностно – ориентированные технологии;

Для реализации проекта использовать следующие формы работы с детьми:

Совместная деятельность воспитателя с ребенком;

Совместная деятельность с семьей;

Самостоятельная деятельность детей;

Наблюдения в природе;

Рассматривание альбомов, познавательной литературы и фотографий;

Беседы по теме эксперимента;

Формы работы с родителями: мастер класс, консультация, буклеты, памятки , беседы, анкетирование, фото - выставки.

Предполагаемый результат:

Расширение знаний родителей о значении экспериментальной деятельности в развитии у детей познавательной активности;

Ознакомление родителей с практическими рекомендациями по организации опытно-экспериментальной деятельности с ребенком в домашних условиях;

Создание родителями лаборатории в домашних условиях;

Применение родителями полученных знаний на практике по организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми дома.

Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап:

Изучение методической литературы и интерет – ресурсов для реализации проекта.

Постановка цели, задач, определение актуальности и значимости проекта.

Разработка перспективного плана по взаимодействию с родителями (законными представителями).

Реализация перспективного планирования.

Анализ результатов проекта.

Перспективный план

взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников.

Цель: выявить отношение родителей к поисково – исследовательской активности детей.

Цель: дать представления о том, что опытно – экспериментальная деятельность пронизывает все сферы деятельности дошкольников.

Цель: предложить практические рекомендации, как поддержать интерес детей к опытно – экспериментальной деятельности.

Цель: рассказать родителям о том, что экспериментирование, как и игра является ведущим видом деятельности дошкольников.

Реализация проекта

оказался очень увлекательным!

Одним из главных направлений деятельности ДОУ является разностороннее развитие личности ребенка, его умений и навыков работы в коллективе, повышение мотивации к обучению. Этим требованиям в полной мере отвечает экспериментальная деятельность. Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. Взаимодействие ДОУ с семьей – это объединение общих целей, интересов и деятельности в плане развития гармоничного и здорового ребенка. Поэтому перед нами встала проблема поиска форм и методов работы, которые способствовали бы формированию активной родительской позиции в воспитании и обучении ребенка. Совместная деятельность основывается на поддержании детской инициативы и исследовательской активности.

Таким образом, мы пришли к выводу, что вовлечение родителей в процесс развития познавательной активности детей через экспериментальную деятельность, будет способствовать успешной подготовки детей к школе.

Проблема: родители не понимают, что такое поисково-исследовательская деятельность детей, ее значение для развития ребенка, как правильно организовать экспериментальную деятельность в домашних условиях.

Цель проекта :

“Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через совместное проведение экспериментирования с родителями”.

Задачи проекта :

- Ознакомление родителей с практическими рекомендациями по организации опытно-экспериментальной деятельности с ребенком в домашних условиях.

- Вызвать интерес родителей к созданию лаборатории в домашних условиях.

- Повысить компетентность родителей по вопросу развития экспериментальной деятельности у старших дошкольников.

- Формировать у детей дошкольного возраста диалектическое мышление: способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.

- Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность.

- Вызвать у родителей желание продемонстрировать полученные знания и умения в процессе проведения эксперимента.

- Создать положительный, доверительный настрой на взаимодействие родителей с воспитателями группы.

Вид проекта : познавательно-исследовательский.

Продолжительность: краткосрочный (15.02. 2021-28. 02. 2021гг).

Участники проекта : воспитатели, родители, дети старшей группы №8.

Повышение уровня развития детской познавательной активности и любознательности; исследовательских умений и навыков (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, делать определенные умозаключения и выводы).

Организация совместной практической деятельности взрослых и детей. Повышение компетентности по вопросу развития экспериментальной деятельности у старших дошкольников. Создание доверительного настроя на взаимодействие родителей с воспитателями группы.

Реализация проекта

Первый этап – организационно-подготовительный. На этом этапе провели диагностическую и просветительскую деятельность с родителями и детьми, подобрали методическую и научную литературу.

Цель: выявить степень интереса родителей к данной форме работы.

Цель: знакомств родителей с экспериментально-исследовательской деятельностью, как формой сотрудничества с детьми, направленной на познание окружающего мира.

Создание картотеки экспериментов для детей старшего дошкольного возраста.

Второй этап – основной

Опытно-экспериментальная деятельность педагога с детьми :

цикл опытов с водой и воздухом :

Опытно-экспериментальная деятельность родителей с ребенком:

1. Установить цель эксперимента (для чего проводим опыт).

2. Подобрать необходимый материал (список всего необходимого для проведения опыта).

3. Обсудить порядок проведения (поэтапные инструкции по проведению эксперимента).

4. Подвести итоги (точное описание ожидаемого результата). Объяснить, почему так получилось доступными для ребёнка словами.

Родители с удовольствием откликнулись на наше предложение и принесли фотографии и описание результатов проведенных совместно с детьми опытов.

1. Создание картотеки опытов и экспериментов.

3. Изготовление брошюры по экспериментированию.

4. Пополнение уголка по экспериментированию колбами, магнитами, лупами.

В результате проделанной работы:

У детей дошкольного возраста сформированы основы диалектического мышления: способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.

• Повышена компетентность родителей по вопросу развития экспериментальной деятельности у дошкольников и соблюдению правил безопасности.

• Родители создали для детей мини лаборатории в домашних условиях.

• Укрепился положительный, доверительный настрой во взаимодействии родителей с воспитателями группы.

• Совместными усилиями способствовали поддержке у детей инициативы, сообразительности, пытливости, самостоятельности.

• Вызвали у родителей желание продемонстрировать полученные знания и умения в процессе проведения эксперимента.

Наша практика подтвердила, что метод экспериментирования помогает:

- Достаточно чётко прослеживать момент самореализации ребёнка (получение новых знаний об объекте, получение наглядных результатов своей деятельности).

- Помогает освоению систематизированных поисково-познавательных знаний детей, становлению основ логического мышления, интеллектуального развития и подготавливает к обучению в школе.

Проектная деятельность помогла нам создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых, задействовать различные виды детской деятельности, активизировать работу с родителями.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Детское экспериментирование - это занимательные опыты, эксперименты, которые побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. Опыты представлены с учетом актуального развития дошкольников.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Краткосрочный проект в подготовительной группе

Пояснительная записка

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост.

Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы. В дошкольном возрасте такие пробующие действия существенно изменяются и превращаются в сложные формы поисковой деятельности.

Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как опыты представлены с учетом актуального развития дошкольников. Кроме того используемый материал обеспечивает развитие двух типов детской активности:

1. собственной активности ребенка, полностью определяемой им самим;

2. активность ребенка, стимулированной взрослым.

Эти два типа активности тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде.

Собственная активность детей, так или иначе, связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся достоянием самого ребенка, так как он воспринимает и применяет их как собственные. Выделенные два типа детской активности лежат в основе двух взаимосвязанных и вместе с тем принципиально различных линий психического развития ребенка-дошкольника: развитие личности, психическое развитие.

Актуальность проекта.

Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл. К. Е. Тимирязев

Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди - часть этого мира открывают все новые и новые объекты, явления и закономерности окружающей действительности. При этом каждый человек вращается в рамках сформировавшегося у него образа мира.

Образ мира - это сложная целостная система знаний о человеке, о мире вообще, о других людях, о себе, о своей деятельности.

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое - основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков. Понимая, какое значение имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей, одним из видов деятельности я выбрала детское экспериментирование.

Работая в дошкольном учреждении, всегда стремилась искать новые подходы для интеллектуального развития дошкольников. Интенсивное изменение в окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все его сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года - практически единственным способом познания мира.

Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

Ознакомление дошкольников с явлениями природы занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует, оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на развитие ребенка. Результатом реализации проекта является приобретенный опыт видения предметов и явлений, всматривания в них, развитие внимание, зрительной, слуховой чувствительности, расширение словарного запаса и обогащение речевого общения на основе культурных норм.

Цели и задачи проекта.

Цель: Практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности.

Задачи:

Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями;

Развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью-доказательством;

Обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно-символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира);

Воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности;

Воспитывать такие качества как желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач.

Вид проекта: групповой; краткосрочный; поисково-исследовательский.

Участники проекта: воспитатель группы, дети 6 -7 лет.

Состав проектной группы: воспитатели и воспитанники группы 6 – 7 лет.

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный.

• Изучить и проанализировать методическую литературу по теме

• Составление планирования опытно-экспериментальной деятельности

• Подбор основного оборудования и материала для оснащения центра экспериментальной деятельности.

2 этап – основной.

Внедрение в воспитательно – образовательный процесс опытно-экспериментальной деятельности. Перспективный план.

3 этап – заключительный.

• Определить эффективность проведенной работы

• Провести анализ полученных результатов.

Сроки проведения: январь.

Режим занятий: 1 занятие в неделю, во второй половине дня. Продолжительность одного занятия 30 минут.

Ожидаемые результаты.

• Созданы необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности.

• Воспитанники имеют представления детей об окружающем мире.

• У дошкольников развиты умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.

Перспективный план работы по основному этапу проекта:

Программное содержание:

Совместная деятельность педагога и детей (НОД по экспериментальной деятельности);

Совместная деятельность родителей и детей.

Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух. Закрутите пакеты. Что произошло с пакетом? Что в них находится? Какой он? Вы его видите? Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите пакет. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете? И так, мы его не видим, но чувствуем.

-8 кусков верёвки по 40 см

-большой пластиковый пакет

Из пакета вырезали круг и прикрепили к нему верёвки и человечка. Сложили парашют и бросили его как можно выше.

При спуске под куполом оказывается большое количество воздуха. Сила сопротивления воздуха уменьшает скорость падения.

Воспитатель: посмотрите, у меня в руках стакан. Как вы думаете, он пустой? Сейчас мы это проверим. Нам понадобиться ёмкость с водой и этот стакан. Перевернём стакан вверх дном и будем медленно опускать его в воду. Обратите внимание, что стаканчик нужно держать ровно. Что вы видите? Попадает ли вода в стакан? Вытаскиваем. Посмотрите, снаружи стакан мокрый, а внутри? (воспитатель предлагает детям потрогать стакан внутри). Ребята, почему вода не попала в стакан? Какой можно сделать вывод? Правильно, в стакане находится воздух, он не пускает туда воду.

Взяли 2 свечи, поставили на блюдца и подожгли их. Одну из свечей накрыли банкой и стали наблюдать, что будет происходить дальше. Через некоторое время свеча накрытая банкой погасла.

Почему она погасла? В банке кончился кислород и образовался углекислый газ. Вот так и мы не можем жить без кислорода.

Перед вами стаканы с водой и трубочки для коктейля. Вставьте трубочки в воду и подуйте в них. Что вы видите? Что выходит из воды с пузырьками? Откуда он берётся? Пузырьки поднимаются на поверхность потому, что воздух легче воды.

Нам понадобиться весы и два воздушных шара. Эти весы можно сделать сами из верёвочки и палочки. С двух сторон я подвесила шары. Посмотрите, сейчас весы уравновешены. Я возьму острую палочку и проткну один из шаров. Что произошло? Какой можно сделать вывод? Шар с воздухом опустился вниз, а лопнувший шар поднялся вверх. Значит шарик с воздухом тяжелее, чем шар без воздуха.

Возьмите лист бумаги и помашите перед лицом. Что вы почувствуете? А если бы мы сейчас окно, что бы почувствовали? Молодцы! Итак, делаем вывод, что воздух – движется. Ребята, сегодня мы много говорили о воздухе, его свойствах, но забыли сказать самое главное, что воздух необходим всему живому. Без него мы не проживём и 5 минут. Попробуйте, закройте рот и зажмите нос двумя пальцами. Не дышите. Почему вы убрали руку и открыли рот? Чего вам не хватало? Хорошо вам было без воздуха?

-способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;

-развивать речь, мышление, любознательность;

-развивать умение делать выводы, умозаключения;

-воспитывать аккуратность при работе.

На столе лежат кубик и шарик.

Воспитатель: какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмём узкую банку и наполним её водой. Перельём эту воду в широкую банку. Форма, которую принимает вода, всё время изменяется.

Вывод: вода принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода-жидкость. Вспомните лужи после дождя. На дороге растекается, в ямках собирается, а в землю впитывается. И так вода не имеет формы.

Возьмём два стакана-один с водой, а другой с молоком. Возьмём картинку и поставим её за стаканом с водой. Нам видно картинку (ответы детей).

А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили? Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко нет. Значит вода прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунём её в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через неё на картинку. Рисунок не виден. И так, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость.

В ёмкости налили воды. Воду подкрасили акварельными красками разного цвета. Подкрашенную воду разлили в формочки. Формочки положили в морозилку. На следующий день получили разноцветные льдинки.

А если у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают своё мнение. Один ребёнок размешивает в воде сахар, другой - соль, третий – аскорбиновую кислоту. Теперь попробуйте воду снова. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, солёная, кислая.

Вывод: своего вкуса у воды нет. А что случилось с веществами, которые мы добавили в воду? (ответы детей). А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло. Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана. Так же не растворилось и масло, оно осталось на поверхности.

-2 яйца (сваренное в крутую)

Положили 2 яйца в разные ёмкости с водой. Они утонули. В одну ёмкость с яйцом насыпали соль. Яйцо всплыло и держится на поверхности. Вода солёная, поэтому вес воды увеличился, а яйцо стало легче солёной воды и оно поднялось на поверхность.

Давайте определим есть ли запах у воды. (Ответы детей). Теперь размешаем в воде травяной настой и мятные капли. И снова понюхаем воду. У воды появился запах. Растворяясь в воде различные вещества, меняют у воды: цвет, вкус, запах.

Бывает такая ситуация, что воды чистой рядом нет, но жизненно важно глотнуть хотя бы глоток воды. Существуют разные способы очистки воды. С самыми простыми способами, которые вам в жизни могут пригодиться, мы сейчас познакомимся. Для этого возьмём воронку, платок, вату и ёмкость для воды. Делаем очистительные устройства – фильтры.

1

Одна из сторон развития всестороннего развития личности ребёнка – это развитие познавательной активности, которая является подготовкой к переходу к познавательной деятельности, проявляющая у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире.

Ключевым направлением проекта является развитие навыков и умений исследовательской деятельности каждого ребёнка в условиях дошкольного учреждения. Экспериментальная деятельность направлена на познание детьми окружающего мира. Чем разнообразнее и интереснее поиск, тем больше информации получает ребёнок.

Ведь развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, отличающиеся любознательностью люди, с конструктивностью мышления, которые могут самостоятельно выбирать решения в ситуации выбора, прогнозируя на возможные последствия. А это во многом зависит от нас педагогов.

Анализ условий.
Анализ внешней среды.

Права ребёнка, который нуждается в социальной защите и поддержке, закреплены в ряде документов международного и Российского уровня.

Правовые документы: Концепция о правах ребёнка. Всеобщая декларация прав человека.

Конституция РФ, семейный кодекс РФ, закон РФ об образовании.

Возможность внебюджетного финансирования для приобретения необходимых пособий, оборудований для обогащения предметно-развивающей среды.

Наличие педагогических технологий.

Недостаточное бюджетное финансирование для приобретения материала для уголка экспериментирования.

Социальная незащищённость населения, как фактор увеличения материальных проблем в семье.

Нестабильность социально-экономической среды.

Анализ внутренней среды.

Наличие современных методических пособий по данной проблеме.

Наличие уголка природы и уголка экспериментирования. Наличие дидактических, настольно-печатных игр, демонстрационного материала.

Высокий уровень образованности родителей: 58% родителей имеют высшее образование, 42% - средне-специальное.

В результате диагностики выявлено – 53% родителей проявляют интерес к опытно-экспериментальной деятельности детей.

Недостаточная изученность педагогами методической литературы по проблеме.

Недостаточное оснащение уголка природы и уголка экспериментирования.

Разновидность социального статуса родителей.

У 47% родителей низкий уровень заинтересованности в воспитательно-образовательном процессе.

Необходимость выполнения проекта возникла по следующим причинам:

недостаточная изученность методической литературы по проблеме;

недостаточный подбор материала и оборудования уголка экспериментирования;

анализ результатов диагностики показал низкий уровень познавательной активности детей;

не разработана система работы по организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми;

неосведомлённость родителей в вопросах развития детского экспериментирования.

Цель – развивать познавательную активность детей через организацию опытно-экспериментальной деятельности.

подобрать диагностический инструментарий по выявлению интереса к экспериментальной деятельности у детей;

разработать перспективный план по организации экспериментальной деятельности;

воспитывать познавательную активность ребёнка, желание узнавать новое, наблюдать, запоминать, сравнивать, экспериментировать;

обеспечить информационное пространство для родителей по проблеме развития активной самостоятельности в экспериментальной деятельности у детей дошкольного возраста.

сформируются навыки исследовательской деятельности;

повысится уровень познавательной активности.

повышение теоретического уровня и профессионализма педагогов;

составление перспективного плана деятельности, способствующей расширению знаний об окружающих предметах, их свойствах через организацию опытно-экспериментальной деятельности.

повышение интереса к проблеме детского экспериментирования;

помощь в создании уголка экспериментирования;

содействие и участие родителей в дальнейшей работе.

Этапы Сроки Программа действий
Подготовительный Сентябрь-октябрь 2018г. Подбор и изучение литературы, диагностика детей, анкетирование родителей по проблеме организации условий для самостоятельного экспериментирования дошкольников, анализ полученных результатов, выявление проблем.
Практический Ноябрь 2018г.-феваль 2019г. Реализация основного содержания проекта.
Заключительный Март-апрель 2019г. Итоговый мониторинг, обобщение результатов.

Механизмы реализации проекта

  • Подведение итогов работы.
  • Презентация проекта.
  • Изучение мониторинга.
  • Презентация.

Реализация задач по развитию познавательной активности через исследовательские методы обучения.

Участие каждого ребёнка в экспериментальной деятельности.

Готовность родителей действенно сотрудничать и оказывать помощь в создании условий для экспериментальной работы в группе.

Творческий подход педагога.

Возможные ограничения и риски.

Недостаток методической литературы.

Ограничение во времени.

Большая наполняемость групп.

Принципы реализации проекта

  • Принципы развивающего обучения. Обучение ориентировано не только на достигнутый уровень, а всегда опережает его.
  • Принцип систематичности и последовательности предполагает изучение нового материала с опорой на ранее полученное, постепенное повышение требований в процессе поисково-познавательной деятельности.
  • Принцип воспитывающего обучения. Давать детям не только новые знания, но и формировать правильное отношение к объектам живой и неживой природы, предметам рукотворного мира.
  • Принцип доступности обучения. Данный проект предусматривает осуществление поисково-познавательной работы с учетом особенностей возраста, подготовки.
  • Принцип сознательности и активности детей в усвоении и применении знаний реализуется в проблемном обучении, в том, что дети самостоятельно постигают истины, размышляют, приходят к выводам.
  • Принцип наглядности учитывает особенности восприятия и мышления дошкольников.
  • Принцип индивидуального подхода предполагает организацию работы с детьми с учетом их индивидуальных особенностей.
  • Принцип безопасности, предполагающий, что используемые педагогом формы и методы обучения будут безопасными для ребёнка.

- Концепция дошкольного воспитания.

- Концепция о правах ребёнка.

- Типовое положение о ДОУ.

- Федеральные государственные требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования.

- Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

- Уголок природы в группе.

Отчет о реализации проекта.

Тему данного проекта я выбрала неслучайно. Результаты исследований Л.А Венгера, Н.А. Подъякова и других ученых показывают, что дети могут успешно познавать не только внешние, наглядные свойства окружающих предметов и явлений, но и их внутренние связи и отношения.

Таким образом, возникла необходимость в создании данного проекта. Он рассчитан на один год. Реализация проекта проходила в три этапа:

  1. подготовительный
  2. практический
  3. заключительный.

Диагностика знаний об окружающем мире показало, что 58 % детей имеют высокий уровень, 40 % – средний, 2 % –низкий.

Помимо диагностики детей была работа по выявлению заинтересованности родителей к экспериментированию детей. Из результатов анкетирования видно, что родителей заинтересовала данная проблема, они с удовольствием заполнили предложенные анкеты, задавали вопросы по заполнению.

Этот этап привел к выводу о необходимости определения цели, задач проекта, плана работы.

Цель проекта – развивать познавательную активность детей через организацию опытно-экспериментальной деятельности.

В целях реализации проекта были выделены следующие задачи:

подобрать диагностический инструментарий по выявлению интереса к экспериментальной деятельности у детей;

разработать перспективный план по организации экспериментальной деятельности;

воспитывать познавательную активность ребёнка, желание узнавать новое, наблюдать, запоминать, сравнивать, экспериментировать;

обеспечить информационное пространство для родителей по проблеме развития активной самостоятельности в экспериментальной деятельности у детей дошкольного возраста.

Также на этом этапе мы подобрали методическую литературу, необходимый демонстрационный материал, настольно-печатные игры, создали картотеку опытов, уголок экспериментирования.

Изучив периодическую литературу по данному вопросу, мы разработали перспективный план работы с детьми.

На втором этапе, мы включили в воспитательно-образовательный процесс специально-организованные занятия. Занятия планировались ежемесячно. На занятиях решались задачи по ознакомлению детей со свойствами и качествами веществ, с установлением причинно-следственных связей между свойствами материалов предметов и способами их использования.

Помимо занятий еженедельно проводились игры-занятия, д/и, игровые упражнения, которые были направлены на закрепление знаний и умений полученных на занятиях.

Параллельно проводилась работа с педагогами и родителями.

Работа с родителями была направлена на повышение заинтересованности родителей к экспериментированию детей. Мы использовали следующие формы работы с родителями:

Работа с педагогами включала в себя:

На третьем этапе провели повторную диагностику. Она показала, что у детей повысился уровень знаний об окружающем мире: с высоким уровнем стало 70 % детей, со средним – 28%, низким – 2%.

Одновременно я провела повторное анкетирование среди родителей, результаты которого тоже показали положительную динамику. У 80% родителей повысилось заинтересованность к детскому экспериментированию, желание организовать опыты с детьми в домашних условиях.

Мониторинг реализации проекта

Повысился уровень знаний об окружающем мире на 12 %; в начале учебного года с высоким уровнем 58 %, к концу учебного года 70 %

Повысилось заинтересованность родителей к организации детских опытов: с 53 % до 80 %.

Составлен перспективный план деятельности, способствующий расширению знаний, через организацию опытно-экспериментальной деятельности.

Результаты знаний об окружающем мире.

Результаты знаний об окружающем мире.

Сентябрь – 2018г. Апрель – 2019г.

Результаты анкетирования родителей.

3

Сентябрь – 2018г. Апрель – 2019г.

Читайте также: