Какие защитные рефлексы дыхательной системы вам известны и в чем они проявляются кратко 8 класс

Обновлено: 04.07.2024

Выделяют нервную и гуморальную регуляцию, которая контролирует работу органов и их систем. Нервная регуляция осуществляется очень быстро: к органу по нервным клеткам приходят электрические сигналы, называемые нервными импульсами. Гуморальная регуляция происходит при помощи особых веществ — гормонов чаще всего выделяемых специальными железами.

Вопрос 2. Что такое рецепторы и эффекторы?

Рецепторы — специфические нервные образования, являющиеся окончаниями чувствительных (афферентных) нервных волокон, способные возбуждаться при действии раздражителя.

Эффектор - специализированные органы или ткани, реагирующие на импульсы, поступающие к ним из высших отделов ЦНС.

ВОПРОСЫ К ПАРАГРАФУ

Вопрос 1. Охарактеризуйте механизмы регуляции дыхательных движений.

Как и на работу других систем органов, на дыхательную систему оказывают влияние механизмы гуморальной и нервной регуляции. Регуляция дыхания обеспечивает согласованную работу мышц, отвечающих за ритмическое чередование вдохов и выдохов в соответствии с энергетическими потребностями организма.

Нервная регуляция осуществляется благодаря особому дыхательному центру, расположенному в головном мозге.

На активность дыхательного центра влияет целый ряд веществ, действующих гуморально. Например, в стенках многих сосудов расположены рецепторы, возбуждающиеся при повышении содержания углекислого газа в крови. От них импульсы следуют в дыхательный центр, вызывая учащение дыхания. При физических и эмоциональных нагрузках частота дыхания резко возрастает, чтобы обеспечить возросшие потребности организма в кислороде и соответственно удаление увеличенных количеств углекислого газа.

Вопрос 2. В чём выражается автоматия дыхательного центра?

Дыхательный центр находится в состоянии постоянной активности и обладает автоматией: в нём (как и в сердце) ритмически возникают импульсы возбуждения, которые по нервам передаются мышцам, обеспечивающим дыхательные движения. Дыхательный центр возбуждается примерно 15 раз в минуту, что соответствует средней частоте дыхательных движений у человека, находящегося в состоянии покоя.

Вопрос 3. Какие защитные рефлексы дыхательной системы вам известны и в чём они проявляются?

К защитным рефлексам следует отнести также короткие резкие выдохи — кашель и чихание. Кашель возникает при раздражении бронхов. При этом происходит глубокий вдох, за которым следует усиленный резкий выдох. Голосовая щель открывается и происходит выброс воздуха, сопровождаемый звуком кашля. Чихание возникает при раздражении слизистых оболочек носовой полости. Происходит резкий выдох, похожий на тот, который наблюдается при кашле, но, когда воздух толчком выбрасывается из лёгких, язык блокирует заднюю часть ротовой полости и для воздуха остаётся единственный путь наружу — через нос. При чихании и кашле из дыхательных путей удаляются инородные частицы, слизь и т. п.

Вопрос 4. Какое значение для человека имеет охрана окружающей среды?

Очень важно знать, чем мы дышим. Даже в очень душной комнате содержание кислорода снижается незначительно, но концентрация углекислого газа растет быстро. При этом неблагоприятно действует на организм не только он, но и табачный дым, и водочный перегар, и другие вредные вещества. Поэтому пребывание в душном помещении ведет к головной боли, вялости, снижению работоспособности.

Там, где используют печное отопление, в воздухе может оказаться примесь окиси углерода (СО) — угарного газа, который чрезвычайно ядовит. Он легко образует с гемоглобином крови прочное соединение — карбоксигемоглобин. Захватившие угарный газ молекулы гемоглобина надолго лишаются возможности переносить кислород из легких в ткани. Возникает недостаток кислорода в крови и тканях, что отражается на работе головного мозга и других органов.

Курение - одна из вреднейших привычек.

Исследованиями доказано, в чем вред курения. В дыме табака содержится более 30 ядовитых веществ: никотин, аммиак, сенильная кислота и другие.

1-2 пачки сигарет содержат смертельную дозу никотина. Курильщика спасает, что эта доза вводится в организм не сразу, а дробно. Статистические данные говорят: по сравнению с некурящими длительно курящие в 13 раз чаще заболевают стенокардией, в 12 раз - инфарктом миокарда, в 10 раз - язвой желудка. Курильщики составляют 96 - 100% всех больных раком легких.

Табачные изделия готовятся из высушенных листьев табака, которые содержат белки, углеводы, минеральные соли, клетчатку, ферменты, жирные кислоты и другие. Среди них важно отметить две группы веществ, опасных для человека – это никотин и изопреноиды.

По количественному содержанию в листьях табака и по силе действия на различные органы и системы человека никотин занимает первое место. Он проникает в организм вместе с табачным дымом, в составе которого имеются, кроме никотина, вещества раздражающего действия, в том числе канцерогенные (безопирен).

Никотин относится к нервным ядам. В экспериментах на животных и наблюдениях над людьми установлено, что никотин в малых дозах возбуждает нервные клетки, способствует учащению дыхания и сердцебиения, нарушение ритма сердечных сокращений, тошноте и рвоте. В больших дозах тормозит, а затем парализует деятельность клеток ЦНС в том числе вегетативной. Расстройство нервной системы проявляется понижением трудоспособности, дрожанием рук, ослаблением памяти.

Особенно вредно курение для детей и подростков. Еще не окрепшие нервная и кровеносная системы болезненно реагируют на табак.

Кроме никотина, отрицательное воздействие оказывают и другие составные части табачного дыма. При поступлении в организм окиси углерода развивается кислородное голодание, за счет того, что угарный газ легче соединяется с гемоглобином, чем кислород и доставляется с кровью ко всем тканям и органам человека.

Велика роль курения и в возникновении туберкулёза. Так, 95 из 100 человек, страдающих им, к моменту начала заболевания курили. Часто курящие испытывают боли в сердце. Это связано со спазмом коронарных сосудов, питающих мышцу сердца с развитием стенокардии (коронарная недостаточность сердца). Инфаркт миокарда у курящих встречается в 3 раза чаще, чем у некурящих.

Курящие подвергают опасности не только себя, но и окружающих людей. В медицине появился даже термин "Пассивное курение". В организме некурящих людей после пребывания в накуренном и не проветренном помещении определяется значительная концентрация никотина.

Почему после нескольких энергичных и глубоких вдохов наблюдается урежение дыхания, а иногда и его полная остановка на некоторое время?

Это происходит потому, что во время глубокого вдоха в организм поступаем большее количество кислорода, чем при обычном вдохе. Клетки получают его в достаточном количестве и некоторое время могут обходиться без него.

Защитные дыхательные рефлексы

Защитные дыхательные рефлексы — чиханье и кашель — имеют важное значение, способствуя удалению из дыхательных путей и полости носа инородных тел.

На дыхание рефлекторно влияют также раздражения слизистых оболочек дыхательных путей. Возникающие при их раздражении рефлексы являются защитными, так как обеспечивают удаление различных раздражающих агентов или препятствуют попаданию их в легкие.

Раздражающие вещества, например пары аммиака, возбуждая чувствительные окончания тройничного нерва, вызывают остановку дыхания в состоянии выдоха. Одновременно наступает сужение бронхов, которые иннервированы блуждающим нервом. Из этого следует, что возбуждение ядра тройничного нерва оказывает влияние не только на дыхательный центр, но и на ядро блуждающих нервов.

Пыль и слизь, накапливающиеся в дыхательных путях, а также попавшие туда инородные тела, вызывая раздражение окончании гортанного нерва, приводят к появлению судорожных выдыхательных движений. В начале каждого выдоха голосовая щель закрыта, когда же в процессе выдоха легких и дыхательных путях создается определенное давление, голосовая щель мгновенно раскрывается и воздух из дыхательных путей толчком с большой скоростью выбрасывается наружу.

Так возникает кашель, при котором сильные воздушные толчки способствуют очищению дыхательных путей. Если же раздражаются рецепторы слизистой носа, то возникает рефлекторное чиханье, при котором воздух с силой выдыхается через нос, приводит к очищению носовых ходов.

В дыхательной системе выделяют воздухоносные пути: носовая полость, гортань, трахея и бронхи. А также дыхательную часть: альвеолярную паренхиму лёгких и кровь. Характерными особенностями этой системы являются: наличие хрящевого остова в их стенках, которые не спадаются и наличие ворсинок на слизистой, которые выводят наружу, вместе со слизью инородные частицы, загрязняющие воздух.


Носовая полость является начальным отделом, а также органом обоняния. Различные запахи, вместе с воздухом, проходят в носу тестирование, а сам воздух, согревается, увлажняется и очищается. Снаружи носовая полость имеет два отверстия ноздри и перегородку, которая делит полость вертикально пополам. Горизонтально располагаются три носовых хода: верхний, с об4 — верхний рог щитовидного хряща, 5 пластинка щитовидного хряща, 6 — черпаловидный хрящ, 7 — правый перстнечерпаловидный сустав, 8 — правый перстнещитовидный сустав, 9 - хрящи трахеи, 10 — перепончатая стенка, 11 — пластинка перстневидного хряща, 12 — левый перстнешитовидный сустав, 13 — нижний poг щитовидного хряща, 14 - левый перстнечерпаловидный сустав, 15 - мышечный отросток черпаловидного хря­ща, 16 голосовой отросток черпаловидного хряща, 17 — щитонадгортанная связка, 18 — рожковидный хрящ, 19 — латеральная щитоподъязычная связка, 20 — щитоподъ­язычная мембрана.

Бронхи. Правый бронх является продолжением трахеи, он шире и короче левого. Строение у них, как и у трахеи. Главные бронхи отходят от места бифуркации (раздвоения) трахеи почти под прямым углом и направляются к воротам лёгких. Там они делятся на долевые, а те делятся на сегментарные бронхи. Таким образом, формируется бронхиальное дерево лёгкого.


Трахея и бронхи. Вид спереди:

А: 1 — трахея, 2 — пищевод, 3 — аорта, 4 — левый главный бронх, 5 — левая легочная артерия, 6 — левый верхний долевой бронх, 7 — сегментарные бронхи верхней доли лево­го легкого, 8 — левый нижний долевой бронх, 9 — непарная вена, 10 — сегментарные бронхи нижней и средней долей правого легкого, 11 — правый нижний долевой бронх, 12 — правый средний долевой бронх, 13 — правый верхний долевой бронх, 14 — правый главный бронх, 15 — бифуркация трахеи, 16 — киль трахеи; Б — область бифуркации трахеи. Трахея удалена, виден киль трахеи (16)

Лёгкие заполняют грудную клетку по сторонам от сердца и крупных сосудов, и имеют неправильную конусовидную форму, основанием к диафрагме, а верхушкой к шее выше ключиц. Лёгкие плотно покрыты серозной оболочкой – плеврой, которая образует два плевральных мешка с жидкостью для уменьшения трения между листками. На срединной поверхности каждого лёгкого есть ворота лёгкого – место вхождения бронха и лёгочной артерии. Рядом выходят две лёгочные вены, и весь этот комплекс называется – корень лёгкого. Бороздами лёгкие делятся на доли: правое на три, а левое на две с сердечной вырезкой впереди. Те же делятся на 10 сегментов в каждом лёгком. Сегментарные бронхи многократно делятся на мизерные бронхиолы с пузырьками – альвеолами на стенках. В лёгких насчитывается 30-500 млн. альвеол с общей дыхательной поверхностью около 100 м2. Конечной, структурной единицей лёгкого являются грозди альвеол на бронхиолах – ацинусы, в которых происходит газообмен между кровью из капилляров, покрывающих альвеолы и воздухом, который находится внутри альвеолярных шариков, учитывая парциальное давление в момент диффузии кислорода и углекислого газа. Бедная кислородом венозная кровь приходит в лёгкие по лёгочной артерии с растворённым углекислым газом. В альвеолах происходит обмен на кислород, который соединяется с железом в гемоглобине крови. И обогащённая артериальная кровь по лёгочным венам течёт к сердцу для того, чтоб распространиться по всему организму.




Физиология дыхания:

Воздухоносные пути делятся на верхние и нижние. К верхним относятся носовые ходы, носоглотка, к нижним гортань, трахея, бронхи. Трахея, бронхи и бронхиолы являются проводящей зоной легких. Конечные бронхиолы называются переходной зоной. На них имеется небольшое количество альвеол, которые вносят небольшой вклад в газообмен. Альвеолярные ходы и альвеолярные мешочки относятся к обменной зоне.

Физиологичным является носовое дыхание. При вдыхании холодного воздуха происходит рефлекторное расширение сосудов слизистой носа и сужение носовых ходов. Это способствует лучшему прогреванию воздуха. Его увлажнение происходит за счет влаги, секретируемой железистыми клетками слизистой, а также слезной влаги и воды, фильтрующейся через стенку капилляров. Очищение воздуха в носовых ходах происходит благодаря оседанию частиц пыли на слизистой.

В воздухоносных путях возникают защитные дыхательные рефлексы. При вдыхании воздуха, содержащего раздражающие вещества, возникает рефлекторное урежение и уменьшение глубины дыхания. Одновременно суживается голосовая щель и сокращается гладкая мускулатура бронхов. При раздражении ирритантных рецепторов эпителия слизистой гортани, трахеи, бронхов, импульсы от них поступают по афферентным волокнам верхнегортанного, тройничного и блуждающего нервов к инспираторным нейронам дыхательного центра. Происходит глубокий вдох. Затем мышцы гортани сокращаются и голосовая щель смыкается. Активируются экспираторные нейроны и начинается выдох. А так как голосовая щель сомкнута давление в легких нарастает. В определенный момент голосовая щель открывается и воздух с большой скоростью выходит из легких. Возникает кашель. Все эти процессы координируется центром кашля продолговатого мозга. При воздействии пылевых частиц и раздражающих веществ на чувствительные окончания тройничного нерва, которые находятся в слизистой оболочке носа, возникает чихание. При чихании также первоначально активируется центр вдоха. Затем происходит форсированный выдох через нос.

Различают анатомическое, функциональное и альвеолярное мертвое пространство. Анатомическим называется объем воздухоносных путей – носоглотки, гортани, трахеи, бронхов, бронхиол. В нем не происходит газообмена. К альвеолярному мертвому пространству относят объем альвеол которые не вентилируются или в их капиллярах нет кровотока. Следовательно они также не участвуют в газообмене. Функциональным мертвым пространством является сумма анатомического и альвеолярного. У здорового человека объем альвеолярного мертвого пространства очень небольшой. Поэтому величина анатомического и функционального пространств практически одинакова и составляет около 30% дыхательного объема. В среднем 140 мл. При нарушении вентиляции и кровоснабжения легких объем функционального мертвого пространства значительно больше анатомического. Вместе с тем, анатомическое мертвое пространство играет важную роль в процессах дыхания. Воздух в нем согревается, увлажняется, очищается от пыли и микроорганизмов. Здесь формируются дыхательные защитные рефлексы – кашель, чихание. В нем происходит восприятие запахов и образуются звуки.

Защитные дыхательные рефлексы

Раздражение афферентных нервов может вызывать учащение и усиление дыхательных движений или же замедление и даже полную остановку дыхания. При вдыхании воздуха с примесью аммиака, хлора и других остро пахнущих веществ наступает задержка дыхательных движений. Рефлекторная остановка дыхания сопровождает каждый акт глотания. Эта реакция предохраняет дыхательные пути от попадания пищи. К защитным дыхательным рефлексам относится кашель, чихание, сморкание, зевота.

Кашель — рефлекторный акт, возникающий при раздражении рецепторов дыхательных путей, плевры и органов брюшной полости инородными частицами, экссудатом, газовыми смесями. Это усиленный выдыхаемый толчок при закрытой голосовой щели, необходимый для удаления из воздухоносных путей посторонних тел и выделений (пыль, слизь).

Чихание — непроизвольный выдыхаемый толчок при открытом носоглоточном пространстве, способствующий удалению посторонних тел и выделений из полости носа. При чихании очищаются носовые ходы.

Сморкание — можно рассматривать как замедленное и произвольно совершаемое чихание.

Зевота — продолжительное глубокое вдыхание при открытом рте, зеве и голосовой щели.

В дыхательной системе выделяют воздухоносные пути: носовая полость, гортань, трахея и бронхи. А также дыхательную часть: альвеолярную паренхиму лёгких и кровь. Характерными особенностями этой системы являются: наличие хрящевого остова в их стенках, которые не спадаются и наличие ворсинок на слизистой, которые выводят наружу, вместе со слизью инородные частицы, загрязняющие воздух.


Носовая полость является начальным отделом, а также органом обоняния. Различные запахи, вместе с воздухом, проходят в носу тестирование, а сам воздух, согревается, увлажняется и очищается. Снаружи носовая полость имеет два отверстия ноздри и перегородку, которая делит полость вертикально пополам. Горизонтально располагаются три носовых хода: верхний, с об4 — верхний рог щитовидного хряща, 5 пластинка щитовидного хряща, 6 — черпаловидный хрящ, 7 — правый перстнечерпаловидный сустав, 8 — правый перстнещитовидный сустав, 9 - хрящи трахеи, 10 — перепончатая стенка, 11 — пластинка перстневидного хряща, 12 — левый перстнешитовидный сустав, 13 — нижний poг щитовидного хряща, 14 - левый перстнечерпаловидный сустав, 15 - мышечный отросток черпаловидного хря­ща, 16 голосовой отросток черпаловидного хряща, 17 — щитонадгортанная связка, 18 — рожковидный хрящ, 19 — латеральная щитоподъязычная связка, 20 — щитоподъ­язычная мембрана.

Бронхи. Правый бронх является продолжением трахеи, он шире и короче левого. Строение у них, как и у трахеи. Главные бронхи отходят от места бифуркации (раздвоения) трахеи почти под прямым углом и направляются к воротам лёгких. Там они делятся на долевые, а те делятся на сегментарные бронхи. Таким образом, формируется бронхиальное дерево лёгкого.


Трахея и бронхи. Вид спереди:

А: 1 — трахея, 2 — пищевод, 3 — аорта, 4 — левый главный бронх, 5 — левая легочная артерия, 6 — левый верхний долевой бронх, 7 — сегментарные бронхи верхней доли лево­го легкого, 8 — левый нижний долевой бронх, 9 — непарная вена, 10 — сегментарные бронхи нижней и средней долей правого легкого, 11 — правый нижний долевой бронх, 12 — правый средний долевой бронх, 13 — правый верхний долевой бронх, 14 — правый главный бронх, 15 — бифуркация трахеи, 16 — киль трахеи; Б — область бифуркации трахеи. Трахея удалена, виден киль трахеи (16)

Лёгкие заполняют грудную клетку по сторонам от сердца и крупных сосудов, и имеют неправильную конусовидную форму, основанием к диафрагме, а верхушкой к шее выше ключиц. Лёгкие плотно покрыты серозной оболочкой – плеврой, которая образует два плевральных мешка с жидкостью для уменьшения трения между листками. На срединной поверхности каждого лёгкого есть ворота лёгкого – место вхождения бронха и лёгочной артерии. Рядом выходят две лёгочные вены, и весь этот комплекс называется – корень лёгкого. Бороздами лёгкие делятся на доли: правое на три, а левое на две с сердечной вырезкой впереди. Те же делятся на 10 сегментов в каждом лёгком. Сегментарные бронхи многократно делятся на мизерные бронхиолы с пузырьками – альвеолами на стенках. В лёгких насчитывается 30-500 млн. альвеол с общей дыхательной поверхностью около 100 м2. Конечной, структурной единицей лёгкого являются грозди альвеол на бронхиолах – ацинусы, в которых происходит газообмен между кровью из капилляров, покрывающих альвеолы и воздухом, который находится внутри альвеолярных шариков, учитывая парциальное давление в момент диффузии кислорода и углекислого газа. Бедная кислородом венозная кровь приходит в лёгкие по лёгочной артерии с растворённым углекислым газом. В альвеолах происходит обмен на кислород, который соединяется с железом в гемоглобине крови. И обогащённая артериальная кровь по лёгочным венам течёт к сердцу для того, чтоб распространиться по всему организму.

Физиология дыхания:

Воздухоносные пути делятся на верхние и нижние. К верхним относятся носовые ходы, носоглотка, к нижним гортань, трахея, бронхи. Трахея, бронхи и бронхиолы являются проводящей зоной легких. Конечные бронхиолы называются переходной зоной. На них имеется небольшое количество альвеол, которые вносят небольшой вклад в газообмен. Альвеолярные ходы и альвеолярные мешочки относятся к обменной зоне.

Физиологичным является носовое дыхание. При вдыхании холодного воздуха происходит рефлекторное расширение сосудов слизистой носа и сужение носовых ходов. Это способствует лучшему прогреванию воздуха. Его увлажнение происходит за счет влаги, секретируемой железистыми клетками слизистой, а также слезной влаги и воды, фильтрующейся через стенку капилляров. Очищение воздуха в носовых ходах происходит благодаря оседанию частиц пыли на слизистой.

В воздухоносных путях возникают защитные дыхательные рефлексы. При вдыхании воздуха, содержащего раздражающие вещества, возникает рефлекторное урежение и уменьшение глубины дыхания. Одновременно суживается голосовая щель и сокращается гладкая мускулатура бронхов. При раздражении ирритантных рецепторов эпителия слизистой гортани, трахеи, бронхов, импульсы от них поступают по афферентным волокнам верхнегортанного, тройничного и блуждающего нервов к инспираторным нейронам дыхательного центра. Происходит глубокий вдох. Затем мышцы гортани сокращаются и голосовая щель смыкается. Активируются экспираторные нейроны и начинается выдох. А так как голосовая щель сомкнута давление в легких нарастает. В определенный момент голосовая щель открывается и воздух с большой скоростью выходит из легких. Возникает кашель. Все эти процессы координируется центром кашля продолговатого мозга. При воздействии пылевых частиц и раздражающих веществ на чувствительные окончания тройничного нерва, которые находятся в слизистой оболочке носа, возникает чихание. При чихании также первоначально активируется центр вдоха. Затем происходит форсированный выдох через нос.

Различают анатомическое, функциональное и альвеолярное мертвое пространство. Анатомическим называется объем воздухоносных путей – носоглотки, гортани, трахеи, бронхов, бронхиол. В нем не происходит газообмена. К альвеолярному мертвому пространству относят объем альвеол которые не вентилируются или в их капиллярах нет кровотока. Следовательно они также не участвуют в газообмене. Функциональным мертвым пространством является сумма анатомического и альвеолярного. У здорового человека объем альвеолярного мертвого пространства очень небольшой. Поэтому величина анатомического и функционального пространств практически одинакова и составляет около 30% дыхательного объема. В среднем 140 мл. При нарушении вентиляции и кровоснабжения легких объем функционального мертвого пространства значительно больше анатомического. Вместе с тем, анатомическое мертвое пространство играет важную роль в процессах дыхания. Воздух в нем согревается, увлажняется, очищается от пыли и микроорганизмов. Здесь формируются дыхательные защитные рефлексы – кашель, чихание. В нем происходит восприятие запахов и образуются звуки.

Защитные дыхательные рефлексы

Раздражение афферентных нервов может вызывать учащение и усиление дыхательных движений или же замедление и даже полную остановку дыхания. При вдыхании воздуха с примесью аммиака, хлора и других остро пахнущих веществ наступает задержка дыхательных движений. Рефлекторная остановка дыхания сопровождает каждый акт глотания. Эта реакция предохраняет дыхательные пути от попадания пищи. К защитным дыхательным рефлексам относится кашель, чихание, сморкание, зевота.

Кашель — рефлекторный акт, возникающий при раздражении рецепторов дыхательных путей, плевры и органов брюшной полости инородными частицами, экссудатом, газовыми смесями. Это усиленный выдыхаемый толчок при закрытой голосовой щели, необходимый для удаления из воздухоносных путей посторонних тел и выделений (пыль, слизь).

Чихание — непроизвольный выдыхаемый толчок при открытом носоглоточном пространстве, способствующий удалению посторонних тел и выделений из полости носа. При чихании очищаются носовые ходы.

Сморкание — можно рассматривать как замедленное и произвольно совершаемое чихание.

Зевота — продолжительное глубокое вдыхание при открытом рте, зеве и голосовой щели.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Регуляция дыхания.

Защитные рефлексы дыхательной системы.

Задачи урока:

-раскрыть механизм регуляции дыхания;

-сформировать представление о дыхательном центре, его автоматизме;

-продолжить формирование умений и навыков самоанализа состояния здоровья на основании данных самонаблюдения;

- воспитывать бережное отношение к собственному здоровью;

-развивать познавательный интерес, умение работать в малых группах, анализировать, делать логические выводы.

Базовые понятия и термины: дыхательные движения, дыхательный центр, автоматия, гипоксия, диафрагма, терморегуляция, кашель, чихание, зевота,.

Метапредметные связи: физика, химия, литература, экология.

Тип урока: комбинированный.

Методы: метод эвристической беседы, метод проблемного изложения, частично-поисковый метод, практический метод.

Структура урока

I. Организационный момент . . . 1 мин

II. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности. 4 мин.

III . Изучение нового материала. 10 мин

1. Нервная регуляция дыхания.

2. Гуморальная регуляция.

IV. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений обучающихся. 15 мин.

V. Самостоятельная работа обучающихся………………………. 10 мин.

Отчёты по выполнению опережающих заданий.

VI. Домашнее задание. 1—2 мин.

VII. Подведение итогов урока. 3 мин.

I. Организационный момент.

II . Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности

-Для чего и как мы дышим? (выслушать ответы).

Вдох – выдох, вдох – выдох…

Почему неизбежно вдох изменяется выдохом и наоборот? Что руководит этими процессами?

Тема нашего с вами разговора сегодня – регуляция дыхания.

Запишите тему урока в тетради.

Вы узнаете не только от чего зависит ритм дыхания, но и какие факторы могут навредить здоровью.

III . Изучение нового материала. Рассказ учителя

Регуляция дыхания

Гуморальная

Произвольная

Непроизвольная

Дыхательный центр продолговатого мозга

Кора больших полушарий

В результате усиления вентиляции легких дыхание приостанавливается, т.к. концентрация СО2 в крови снижается.

Можем произвольно ускорить или остановить дыхание

Воздействие на холодовые, болевые и др. рецепторы => остановка дыхания

1. Нервная регуляция дыхания.

С первого и до последнего дня своей жизни человек дышит ритмично. Ритм дыхания у него никогда не нарушается, изменяется лишь его частота. Новорождённый ребёнок совершает ≈ 60 дыхательных движений в минуту, 5-летний – 25, в возрасте 16-17 лет дыхание становится 16-18 раз

в минуту и сохраняется таким до старости. В старости дыхание вновь немного учащается.

Чем же определяется ритм дыхания и от чего он зависит?

Нервная регуляция осуществляется благодаря особому дыхательному центру, расположенному в головном мозге. Этот центр был открыт русским физиологом Николаем Александровичем Миславским в 1919 году. Именно он установил, что продолговатом мозге есть группа клеток, разрушение которых приводит к остановке дыхания. Эта группа клеток сейчас называется дыхательным центром.

Дыхательный центр обладает автоматией : в нём (как и в сердце) ритмически возникают нервные импульсы, которые идут к дыхательным мышцам и ≈ каждые 4 секунды заставляют подниматься грудную клетку и опускать диафрагму – благодаря этому происходит вдох. Выдох в состоянии покоя происходит пассивно, рёбра опускаются под действием силы тяжести.

При вдохе лёгкие растягиваются. Механорецепторы в стенках лёгких возбуждаются, импульсы передаются в дыхательный центр продолговатого мозга и тормозят его деятельность. Дыхательные мышцы расслабляются и происходит выдох. (это непроизвольная регуляция, даже при потере сознания человек продолжает дышать).

-Можно ли повлиять на работу дыхательного центра? Как?

На работу дыхательного центра оказывают влияние и высшие нервные центры, расположенные в коре больших полушарий головного мозга. Благодаря их деятельности изменяется ритм дыхания при разговоре и пении, а также можно сознательно изменять ритм дыхания, например, при физических нагрузках или занятиях спортом.

Интенсивность дыхания изменяется не только при физических нагрузках, но и в зависимости от эмоционального состояния человека. При волнении дыхание становится прерывистым, человеку бывает трудно говорить, при гневе оно шумное и частое. Приятные эмоции могут сопровождаться снижением интенсивности дыхания.

Влияние на дыхание

Стимуляция дыхания:

-Высшие дыхательные центры (гипервентиляция)

Замедление дыхания:

-Высшие дыхательные центры (пение)

Разговор о нервной регуляции дыхания будет незаконченным, если мы с вами не поговорим о таких важных защитных рефлексах, как чихание и кашель.

(ученик, которому было дано опережающее задание, рассказывает о чихании и кашле).

Кашель возникает при раздражении бронхов. При этом происходит глубокий вдох, за которым следует усиленный резкий выдох. Голосовая щель открывается, и происходит выброс воздуха, сопровождаемый звуком кашля.

Чихание возникает при раздражении слизистых оболочек носовой полости. Происходит резкий выдох как при кашле, но когда воздух толчком выбрасывается из лёгких, язык блокирует заднюю часть ротовой полости и для воздуха остаётся единственный путь наружу – через нос.

При чихании и кашле из дыхательных путей удаляются инородные частицы, слизь и т. п.

2. Гуморальная регуляция.

Кроме нервной, существует ещё и гуморальная регуляция дыхания. При мышечной работе усиливаются процессы окисления, а следовательно, образуется больше углекислого газа. Кровь с избытком углекислого газа доходит до дыхательного центра в продолговатом мозге и раздражает его. Возбудимость повышается, и человек начинает дышать глубже. Именно увеличение концентрации углекислого газа в крови новорождённого приводит к тому, что человек делает первый в своей жизни вдох. Если концентрация углекислого газа в крови понижается, то работа дыхательного центра снижается.

Работу дыхательного центра очень легко проверить опытным путём. Попробуйте ненадолго задержать дыхание. Воспользуйтесь часами, чтобы определить время, на которое вы можете это сделать. Вскоре вы почувствуете непреодолимое желание сделать вдох. Всё правильно! В этот момент концентрация углекислого газа у вас в крови увеличилась, кровь достигла дыхательного центра головного мозга, и он отправил сигналы к мышцам, заставляющим вас сделать вдох.

Благодаря нервной и гуморальной регуляции концентрация кислорода и углекислого газа в крови поддерживается на определённом уровне в любых условиях.

-Сейчас мы с вами оценим функциональное состояние вашей дыхательной системы.

IV. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений обучающихся.

Выполнение лабораторной работы №10

Лабораторная работа№10

« Изучение и оценка функционального состояния дыхательной системы:

Цель: самоанализ состояния здоровья, физической подготовленности на основании данных самонаблюдений.

Оборудование: секундомер или часы с секундной стрелкой.

Ход работы:

1. Определение частоты дыхания в состоянии покоя и после физической нагрузки за 1 минуту.

В норме человек делает 16 – 20 дыхательных движений: вдох – выдох.

Число дыхательных движений (ЧДД) за 1 мин

В состоянии покоя ( в положении сидя)

После физической нагрузки

(20 приседаний за 30 сек)

Вывод: после физической нагрузки ЧДД ____________, потому что ____________________________

2. Определение задержки дыхания до и после нагрузки, с целью выявления тренированности организма.

После 20 приседаний

Если после нагрузки время задержки дыхания составит более 50% по отношению к задержке дыхания в состоянии покоя, результат отличный. Если 30 – 50% - хороший, а если ниже 30% - слабый.

Вывод: у меня ___________________________________________________________________________

V. Самостоятельная работа обучающихся.

Отчёт по опережающим заданиям:

Профессии, связанные с задержкой дыхания.

Особенности дыхания в условиях высокогорья.

Дыхание на больших глубинах.

Регуляция дыхания

Высокое давление

(глубина более 12,5 м)

Низкое давление

(высота более 4000 м)

Высокое парциальное давление О2, растворяется N 2 => глубинное опьянение (судороги)

газовая смесь - мало О2, замена N 2 на Не

Низкое парциальное давление О2 => гипоксия (одышка, кровотечение, головокружение, головная боль, рвота) => надо чаще дышать =>  СО2  в крови, кровь

Зевота – долгий вдох и долгий, постепенный выдох. По-видимому, зевота нужна для того, чтобы хорошо провентилировать лёгкие перед сном.

VII. Подведение итогов урока.

Выставление и комментирование оценок.

Приложение 1.

Лабораторная работа№10

« Изучение и оценка функционального состояния дыхательной системы:

Цель: самоанализ состояния здоровья, физической подготовленности на основании данных самонаблюдений.

Оборудование: секундомер или часы с секундной стрелкой.

Ход работы:

1. Определение частоты дыхания в состоянии покоя и после физической нагрузки за 1 минуту.

В норме человек делает 16 – 20 дыхательных движений: вдох – выдох.

Число дыхательных движений (ЧДД) за 1 мин

В состоянии покоя ( в положении сидя)

После физической нагрузки

(20 приседаний за 30 сек)

Вывод: после физической нагрузки ЧДД ____________, потому что ____________________________

2. Определение задержки дыхания до и после нагрузки, с целью выявления тренированности организма.

После 20 приседаний

Если после нагрузки время задержки дыхания составит более 50% по отношению к задержке дыхания в состоянии покоя, результат отличный. Если 30 – 50% - хороший, а если ниже 30% - слабый.

Вывод: у меня ___________________________________________________________________________

Лабораторная работа№10

« Изучение и оценка функционального состояния дыхательной системы:

Цель: самоанализ состояния здоровья, физической подготовленности на основании данных самонаблюдений.

Оборудование: секундомер или часы с секундной стрелкой.

Ход работы:

1. Определение частоты дыхания в состоянии покоя и после физической нагрузки за 1 минуту.

В норме человек делает 16 – 20 дыхательных движений: вдох – выдох.

Число дыхательных движений (ЧДД) за 1 мин

В состоянии покоя ( в положении сидя)

После физической нагрузки

(20 приседаний за 30 сек)

Вывод: после физической нагрузки ЧДД ____________, потому что ____________________________

2. Определение задержки дыхания до и после нагрузки, с целью выявления тренированности организма.

После 20 приседаний

Если после нагрузки время задержки дыхания составит более 50% по отношению к задержке дыхания в состоянии покоя, результат отличный. Если 30 – 50% - хороший, а если ниже 30% - слабый.

Вывод: у меня ___________________________________________________________________________

Приложение 2.

Регуляция дыхания – обеспечивает согласованную работу мышц, отвечающих за ритмическое чередование вдохов и выдохов в соответствии с энергетическими потребностями организма.

Нервная регуляция – регуляция функций с участием нервной системы.

Гуморальная регуляция – влияние биологически активных веществ через жидкие среды организма.

Дыхательный центр – группы нейронов продолговатого мозга, посылающих импульсы к дыхательным мышцам.

Кашель – резкий рефлекторный выдох через рот при раздражении бронхов.

Чихание – резкий выдох через нос при раздражении рецепторов носоглотки.

Зевота – долгий вдох и долгий, постепенный выдох, чтобы хорошо провентилировать лёгкие перед сном.

Читайте также: