Туристско краеведческая деятельность в начальной школе

Обновлено: 07.07.2024

Одним из наиболее эффективных средств комплексного воздействия на формирование личности учащегося является туристско-краеведческая деятельность.

1. активное знакомство с окружающей природой и социальной средой

2. участие в важнейших событиях жизни города

3. воспитание патриотизма и любви к своей стране, малой родине

4. сплочение и развитие детского коллектива и каждого учащегося.

Наиболее доступными формами организации туристско-краеведческой работы с младшими школьниками являются:

· беседы и практические занятия,

· прогулки (до 2 ч),

· экскурсии и туристские прогулки (до 4 ч),

· однодневные походы (до 6 ч),

· простейшие туристско-краеведческие игры и соревнования.

Организация туристско-краеведческого мероприятия состоит из подготовки данного мероприятия, его проведения и подведения итогов.
Подготовка туристско-краеведческого мероприятия включает:

· познавательно-краеведческую деятельность учащихся (сбор предварительного материала о маршруте экскурсии, туристической прогулки или однодневного похода каждым школьником согласно его краеведческой должности);

· физическую и туристическую подготовку (физические тренировки и подвижные игры, освоение туристских умений и навыков);

· хозяйственную работу (подготовку общественного и личного снаряжения, продуктов питания и т.д. каждым школьником согласно его туристической должности);


Проведение туристско-краеведческого мероприятия включает:

· прохождение намеченного маршрута с выполнением учащимися поставленных перед коллективом туристских задач (практическое освоение элементарных туристских навыков и умений),

· сбор краеведческого материала на маршруте и ознакомление с его достопримечательными местами,

· общественно полезная работа на маршруте (природоохранительная, шефская и т.д.),


Подведение итогов туристско-краеведческого мероприятия включает:

· составление учащимися устных и письменных отчетов о выполнении задач данного туристско-краеведческого цикла

· подготовка и выступление на сборах, утренниках и т.д. с творческими отчетами о проведенном мероприятии

· оформление наглядной агитации по итогам мероприятия (фотомонтаж, походный листок или газета, выставка краеведческого материала и т.д.)


I - II классы оформляют свои отчеты в виде рисунков, аппликаций, устного рассказа и т.п. Учащиеся III класса оформляют свои отчеты в виде рисунков, аппликаций, устных рассказов, сочинений, презентаций, простейших коллекций и т.п. Учащиеся IV класса, кроме того, создают небольшие выставки своих работ и т.п. Учащиеся всех классов совместно с родителями участвуют в конкурсах семейных рисунков по темам проведенных туристско-краеведческих мероприятий.

Организация туристско-краеведческой деятельности учащихся начальных классов в школе учитывает возрастные особенности младших школьников и тесно связана с интегрированным предметом - краеведением. С каждым годом объем изучаемого материала увеличивается, расширяются возможности туристско-краеведческой деятельности.

Природа родного края в разное время года

Экскурсия в природу (окрестности школы)

Экскурсия в природу (окрестности города – тропа здоровья)

Поход за окрестности города

Поход за окрестности города

Жизнь коренного населения

Библиотечные уроки и презентации

Экскурсия в краеведческий музей п. Никель

Экскурсия в краеведческий музей и океанариум

Экскурсия в музей

Памятники нашего края

Поездка в музей п. Видяево

Памятник Алеше в г. Мурманск

Экскурсионная поездка (Памятники героям ВОВ в Печенгском районе, Долина Славы)

Экскурсия в Пожарную часть

Экскурсия в ВГСЧ

Экскурсия в Музей пожарной охраны в

Организация однодневного похода в природу с распределением обязанностей (костровой, санитар и т.д.)

Наши северные соседи

Библиотечные уроки, презентации, конкурсы и т.д.

Поездка в Норвегию (сотрудничество)

Поездка в Финляндию

Туристско-краеведческая работа - средство накопления знаний и развития интереса к учебе, укрепления связи обучения с жизнью. Эта работа тесно связана с учебно-воспитательным процессом в начальных классах и способствует широкому ознакомлению детей с окружающим их миром.

Для всестороннего развития обучающихся значение туристско-краеведческой деятельности велико.

Туризм - это специфический вид спортивной деятельности. В начальной школе (1-2 класс) эта деятельность может осуществляться только при дублирующей роли, участии родителей.

Эта деятельность открывает большие возможности для приобретения многих важных для жизни общеобразовательных и специальных знаний, различных двигательных умений и навыков, способствует укреплению здоровья и разностороннему формированию личности. К чему и призывают нас требования новых стандартов образования, требования, выдвигаемые реальным течением событий.

Педагогическими принципами организации туристско-краеведческой деятельности учащихся начальных классов являются:

- постепенное расширение границ познания окружающего мира от семьи, школы, микрорайона (улицы, села), близлежащей зеленой зоны в туристических прогулках и экскурсиях до небольших походов, например, по микрорайону;

- последовательное ознакомление, позже обучение начальным туристским и краеведческим навыкам и умениям;

- непрерывное участие в туристско-краеведческой деятельности (беседы, встречи, экскурсии, игры, практические занятия и т.п.).

Краеведческая и туристская деятельность прививает детям и молодежи основы коллективизма, взаимовыручки, умение ориентироваться в сложной обстановке и найти выход из различных ситуаций.

Туристско-краеведческая деятельность в школе является профилактикой бездуховности, эмоциональной бедности и различных правонарушений. Она решает проблему внеурочное (внеаудиторной) занятости детей, позволяет им рационально использовать свое свободное время, органически сочетать досуг с образовательной деятельностью. Ребенок, с самого детства, познавший красоту окружающего мира в коллективе друзей и единомышленников и укрепивший свое здоровье во время туристических походов, не будет вовлечен в сомнительные компании, будет уверенно смотреть в будущее.

Примерная программа туристско-краеведческой деятельности учащихся начальных классов

Лаборатория педагогических проблем детско-юношеского туризма
НИИ теории и методов воспитания АПН СССР.

Программа подготовлена ведущим научным сотрудником НИИ теории и методов воспитания АПН СССР, доктором педагогических наук, мастером спорта Остапец–Свешниковым А. А.

Содержание

Объяснительная записка

Примерный тематический план занятий для учащихся 1 класса
Программа туристско–краеведческой деятельности 1 класса

Примерный тематический план занятий для учащихся 2 класса
Программа туристско–краеведческой деятельности 2 класса

Примерный тематический план занятий для учащихся 3 класса
Программа туристско–краеведческой деятельности 3 класса

Примерный тематический план занятий для учащихся 4 класса
Программа туристско–краеведческой деятельности 4 класса

ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Важнейшей стратегической задачей современной школы является всестороннее развитие подрастающего поколения.

Туристско-краеведческая деятельность учащихся является одним из эффективных средств комплексного воздействия на формирование их личности. В ней при правильном педагогическом построении интегрируются на личность все основные стороны воспитания: идейно-политическое, нравственное, трудовое, эстетическое, физическое, значительно расширяется кругозор учащихся — идет интенсивное умственное развитие.

Некоторые элементы этой деятельности дети получают уже в детском саду в своих прогулках и экскурсиях на природу, на занятиях и уголках природы. Закрепить и продолжить эту деятельность в начальной школе необходимо, так как иначе потеряется и навык, и интерес к этой деятельности в подростковом возрасте, менее эффективным будет воздействие природной и социальной среды на развитие личности учащегося. А специфичность туристско-краеведческой деятельности (ТКД) как раз и заключается в непосредственном "столкновении " учащегося с окружающей его природной и социальной средой, с действительностью, с жизнью.

Романтика туристско-краеведческой деятельности позволяет привлечь и удержать в этой сфере и самих детей, и их родителей, а широкие педагогические возможности содействуют как детского, так и взрослого коллектива (родители) сплочению класса вокруг классного руководителя, воспитателя группы продленного дня, ведущих такую работу, вовлечению родительского контингента в педагогический процесс, облегчению управлением детским коллективом и каждым учащимся. Туристско-краеведческая деятельность в начальной школе позволяет создать единый коллектив: учитель, родители, ученики, что во многом содействует усилению воспитывающего воздействия на учащихся, улучшению целенаправленности педагогического воздействия.

Программа туристско-краеведческой деятельности учащихся начальных классов разработана с учетом тесной связи ее с учебно-воспитательной работой школы, работой с объединениями учащихся. Она может быть использована как в классе (полным его коллективом), так и в группах продленного дня, и в кружках школы и внешкольных учреждений. Программа адресована классному руководителю, воспитателю группы продленного дня, кружководу, ведущему такую работу в школе и во внешкольном учреждении, а также родителям, участвующим вместе с учителем и воспитателем, кружководом в такой деятельности.

Полная реализация программы в группах продленного дня и туристско-краеведческих кружках в классе, школе, внешкольном учреждении во многом будет содействовать оптимизации всего учебно-воспитательного процесса, реализации стратегической задачи — всестороннего развития учащихся. Это потребует не менее 4 часов в неделю: 1 час — беседы или рассказ учителя (воспитателя, кружковода, родителя); 0,5 часа — физическая подготовка; 1,5 часа — творческая деятельность самих ребят; 1 час — прогулки и экскурсии с туристско-краеведческими задачами. Четыре раза в году (раз в учебную четверть) проводятся многочасовые экскурсии на природу и по микрорайону, району, туристские прогулки или походы (4-й класс) в родной край. Смотри прилагаемые модели туристского цикла и модели годовые туристско-краеведческой деятельности 1, 2, 3, 4 классов.

Полная программа (144 часа) предназначается для коллективов (классы, группы продленного дня, кружки внешкольных учреждений), использующих туристско-краеведческую деятельность как основную внеучебную деятельность учащихся, как главное средство образовательно-воспитательного воздействия на учащихся во внеурочное время.

Там же, где туристско-краеведческая деятельность применяется как вспомогательное средство воспитательно-образовательного воздействия в комплексе с другими средствами образования и воспитания, используется эта же программа, но со значительным сокращением часов по каждой теоретической теме и практическим занятиям.

I. История туризма и особенности самодеятельного туризма.

Туризм — самая массовая форма активного отдыха и оздоровления, одно из самых важных средств воспитания подрастающего поколения.
Примечательно, что сама история зарождения туризма связана с детьми, со школой. Его зарождение как социального явления относится к концу XVII — началу XVIII века, когда учащиеся школ некоторых европейских стран стали совершать пешеходные «прогулки на природу. Но потребовалось еще около двух столетий, чтобы из прогулок и непродолжительных горных путешествий туристическая деятельность превратилась в хорошо организованное движение.
В 70-х годах ХIХ столетия в школьном обучении стали использоваться пешеходные прогулки и у нас в России. Одной из первых в своей педагогической практике их применила Александровская учительская школа Тифлиса. С 1885 года начала проводить путешествия по Днепру и по другим местам России Киево-Печерская гимназия. С 90-х годов начинают регулярно участвовать в различных путешествиях и другие учебные заведения. Отдельные педагоги достаточно системно использовали туристско-краеведческую деятельность с учащимися. Однако само ее построение напоминало обычную прогулку, экскурсию, главной целью которых было созерцательное восприятие окружающего мира. Более глубокое отношениях этой деятельности мы видим у великих педагогов прошлого, начинал с Я. Коменского, Ж-Ж. Руссо, Кд. Ушинского, которые считали экскурсии, наглядность окружающего мира одним из важнейших принципов педагогики.
По характеру организации туризм делится на плановый и самодеятельный. Плановые совершаются по заранее разработанному и подготовленному какой-то организацией маршруту, с предоставлением всевозможных услуг и размещением на специальных базах и гостиницах. Этим видом туризма занимаются специальные туристические организации. В своей практике я использую самодеятельный туризм, поэтому больше остановлюсь на этом виде туризма.
Организация самодеятельного туризма строится в основном на принципах самообеспечения и самообслуживания, т.е. в самодеятельных путешествиях туристы находятся на полном самообслуживании, сами решают все вопросы, связанные с выбором маршрута, обеспечением снаряжением
разработкой графика движений. Это не значит. что самодеятельный турист полностью бесконтролен. Он вполне организован, действует по разработанному маршруту и графику движения, включает в себя различные соревнования, краеведческую работу. Самодеятельный туризм способствует оздоровлению организма, имеет большую познавательную ценность, активно воздействует на всестороннее развитие личности и ее нравственных качеств, воспитывает чувство самоутверждения условиях борьбы с трудностями, со стихийными силами природы.

II. Туристско-краеведческая деятельность учащихся

Как учитель я использую в своей педагогической деятельности самодеятельный туризм как внеклассную форму занятий.
Цель внеклассных форм занятий состоит в том, чтобы на основе интересов и склонностей учащихся углубить знания, достигнуть более высокий уровень развития двигательных способностей, нравственных качеств, закрепить привычку регулярно тренироваться.
Взяв на вооружение туристско-краеведческую деятельность в своей работе с 1986 года, стараюсь соединять три основных блока: воспитательный, образовательный и оздоровительный.
Рассмотрим каждый блок отдельно.

2.1. Образовательный блок имеет познавательный характер.

2.2. Воспитательный блок туристско-краеведческой деятельности является самым важным и имеет несколько направлений.

2.3. И, наконец, самый любимый учащимися, оздоровительный блок туристской деятельности.

Оздоровительный блок включает в себя различные соревнования, спортивные игры, развивающие ловкость, быстроту, сноровку. В зависимости от способов передвижения содержание игр и соревнований меняется. Например, при лыжных походах во время игр и соревнований отрабатываем поведение в лавиноопасной зоне, подъемы, спуски, торможения, повороты, трапление лыжни, а при водных путешествиях учу технике работы веслами, плавания на байдарке, так как при путешествии на байдарке гребец должен соблюдать определенные правила. Во время привалов изучаем азы туриста: правила страховки при переправах и правила завязывания узлов. За время туристского похода ребята уже самостоятельно учатся к начальным приемам всех туристских навыков.

Заключение

Список литературы

1. Абухов А.Х. Туризм на новом этапе. М., Профиздат, 1983.
2. Козлова Т.В., Рябухина Т.А. Физкультура для всей семьи. М., Ф.и С., 1989.
3. Пасечный П.С. На туристкой тропе. М., Ф. и С., 1986.
4. Рогатин Б. В ногу со временем. М., Ф. и С., 1986.
5. Штюрмер Ю.А. Краткий справочник туриста М., Профиздат, 1985.

Читайте также: