Лэпбук в начальной школе как метод преподавания

Обновлено: 06.07.2024

Тема: Лэпбук– эффективный способ организации учебной деятельности с младшими школьниками.

Всем известно, что лучше запоминается то, что интересно, что было эмоционально окрашено. Как же сделать так:

· чтобы пройденный материал остался в памяти ученика;

· чтобы он мог научиться пользоваться знаниями, которые получил на уроках;

· чтобы он захотел самостоятельно расширить свои горизонты по изученной теме

-чтобы текст был прочитан и проанализирован

Одним из способов достижения этой цели образования может стать использование на уроках технологии создания лэпбука.

В своём выступлении мне хочется поделиться опытом использования данной технологии на различных уроках и проанализировать эффект от данного вида деятельности.

Лэпбук - это не только отличный способ выполнить самостоятельную исследовательскую работу, но он может быть еще и формой представления итогов проекта.

Тексты, используемые в лэпбуке, в отличие от традиционных визуальные, они синтезируют слово и изображение.

Эти тексты - по большей части интерактивные, всплывающие откуда-то и исчезающие куда-то.(кармашек, гармошка, лепестки и пр) Но подростки и дети воспринимают эти тексты как свои.

Помогают лэпбуки и закрепить изученное в занимательно-игровой форме.

Лэпбук можно использовать как на уроке (если позволяет тема и время), так же и во внеурочной деятельности, организовав работу по группам, парам, индивидуально (кому как больше нравиться). Можно задать в качестве творческого домашнего задания.

Необходимо отметить, что применение лэпбука на уроке и во внеурочной деятельности возможно не на каждом типе учебного занятия по ряду причин. Данная методика и техника обучения подходит больше для урока закрепления или урока обобщения и повторения, когда учащиеся в определенной степени владеют информацией по заданной теме, и как раз создавая лэпбук, им приходится детализировать информацию по центральной теме, креативно подходить к оформлению и объяснению как уже изученного, так и нового материала. И, как правило, одного урока или внеучебного занятия бывает недостаточно. Поэтому большую часть работы (планирование и поиск информации) ребята осуществляют в школьном информационно-библиотечном центре, где на помощь ребятам приходят книги, интернет и работники центра. А само создание лэпбука осуществляется в рамках учебного занятия, чтобы было видно работу каждого члена группы или ученика в отдельности, чтобы у одноклассников была возможность поделиться друг с другом своими открытиями.

Плюсами лэпбука является:

Работая индивидуально, один учащийся занимается поиском, сбором информации и оформлением своей работы самостоятельно, рассчитывая только на себя и свои силы. Данный вид работы необходим, если в группе или классе есть учащиеся, которым тяжело находить контакт с другими одноклассниками, если они стеснительны и необщительны. Он помогает таким учащимся раскрыть себя и свой потенциал пред учителем и сверстниками. С другой стороны, работая в паре, учащимся приходится делить ответственность между собой. Они учатся делить задание на микро-темы и заниматься проработкой своей темы индивидуально или делать всю работу сообща. С точки зрения социализации ребенка в обществе, важной формой работы является взаимодействие в малой группе, когда 3–5 учеников работают над одним лэпбуком. Здесь, с одной стороны, каждый должен понимать свою значимость, а с другой нельзя допускать, чтобы кто-то остался без определенного задания, думая, что всю работу сделает за него кто-то другой.

Учитель выступает не в роли источника информации, а в роли консультанта.

Каждый лэпбук уникален, как уникален и его создатель, нет правильного или неправильного метода его создания, ведь все зависит от того, как ученик воспринимает заданную тему, какими средствами он пользуется для достижения своих целей.

Минусом данной технологии можно считать тот факт, что– сложно оценивать. Оценивание каждой работы также предполагает индивидуальный подход к каждому ученику.

Так же к минусам можно отнести - время для создания лэпбука (краткосрочный проект, так и долгосрочный, все зависит от выбранной темы исследования, многих качеств обучающегося).А кропотливая ручная работа требует больших временных затрат.

Лэпбук отвечает требованиям ФГОС НОО к предметно-развивающей среде:

полифункционален: способствует развитию творчества, воображения, мышления, логики, памяти, внимания;

пригоден к использованию одновременно группой ребят;

обладает дидактическими свойствами;

является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;

вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);

его структура и содержание доступны возрасту;

обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность обучающихся.

Используемая литература:

Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] / Д. А. Гатовская // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 162-164. Литература

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Мастер – класс

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в использования лэпбука, как новой педтехнологии для систематизации знаний младших школьников.

2. Повысить уровень мастерства педагогов.

3. Познакомить педагогов с этапами изготовления лэпбука

Оборудование: выставка лэпбуков; мультимедийное оборудование, презентация.

План проведения мастер-класса.

-обоснование основных идей лэпбука, как педагогической технологии,

-характеристика творческой лаборатории (описание достижений в опыте работы, источников, источники разработок);

-определение проблем и перспектив в работе;

-рассказ о проекте занятия;

-определение основных приемов и методов работы, которые будут демонстрироваться;

-краткая характеристика результативности используемой технологии;

-показ отдельных форм работы, которые использует в своей деятельности педагог;

-дискуссия по результатам совместной деятельности;

-заключительное слово педагога-мастера по всем замечаниям и предложениям .

ХОД МАСТЕР - КЛАССА

Всем известны слова Конфуия:

"Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму."

Возникает логический вопрос: как систематизировать всю эту информацию?

Все дети разные. Кому-то нужно просто один раз увидеть, кто-то может один раз услышать, а кто-то обязательно должен потрогать. Кто-то держит все в уме, кто-то в тетрадке, кто-то в компьютере. Кто-то повторяет несколько раз, чтобы запомнить, а кто-то вынужден пересматривать снова и снова.

Что же такое лэпбук?

Зачем нужен лэпбук?

Во – вторых, лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал (особенно если ребенок визуал).

В – третьих, это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку.

В – четвертых, ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию – хорошая подготовка к написанию исследовательских работ.

Ну и в конце концов, это просто интересно!

Как сделать лэпбук?

Можно купить готовый лэпбук в книжном магазине.

Самостоятельно сделать лэпбук, с помощью компьютерных программ автокад.

Возможности использования в учебном процессе?

Данная форма работы помогает педагогам создать условия для поддержки детской инициативы и творчества в группе. В процессе такого творчества ребенок становится не только создателем своей собственной книги, но и дизайнером, художником-иллюстратором, сочинителем собственных историй, загадок, стихотворений. Такая увлекательная форма работы создает условия для развития личности, мотивации и способностей ребенка.

Необходимо отметить, что применение лэпбука на уроках и в свободной деятельности возможно не на каждом типе учебного занятия по ряду причин. Данная методика и техника обучения подходит для закрепления или обобщения и повторения, когда дети в определенной степени владеют информацией по заданной теме, но создавая лэпбук, им приходится детализировать информацию по центральной теме лэпбука, креативно подходить к оформлению и объяснению как уже изученного, так и нового материала. Одним из минусов данной работы является время, необходимое на создание лэпбука.

С ПИ учащиеся начинают знакомиться с 1 класса и 4 классу учащиеся уже имеют определенный багаж знаний о них, поэтому я считаю использование данной технологии на уроке обоснованной.

Известно, что РО богата каменным углем и строительными материалами, есть незначительные запасы нефти и газа, перспективные месторождения железной руды и конечно бальнеологические ресурсы, представленные целебными грязями и минеральными водами.

Вам необходимо используя дидактический материал в конвертах найти информацию о ПИ и поместить в соответствующий конверт нашего лэпбука.

Спасибо большое за внимание, надеюсь, что информация полученная на этом мастер- классе будет вам полезной. Позвольте на память о нашем мастер классе подарить вам памятки.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема неумения учащихся работать с информацией, анализировать, обобщать, выстраивать логическую последовательность своей речевой деятельности привело меня к поиску таких способов, методов и приемов, которые помогли бы моим ученикам научиться перерабатывать информацию, сжимать, интерпретировать ее, представлять в удобном для запоминания виде.

Как же сделать так:

  • чтобы изученный материал остался в памяти ученика;
  • чтобы он мог научиться пользоваться знаниями, которые получил на уроках;
  • чтобы он захотел самостоятельно расширить горизонты знаний по изученной теме?

Учителем начальных классов работаю более 20 лет. На протяжении этого времени всегда старалась использовать такие способы и методы обучения, которые помогали бы детям эффективно усваивать материал разной сложности и объема. Одним из таких способов работы с информацией считаю использование лэпбука, который с каждым днем набирает все больше популярности.

Лысенко Тамара Фёдоровна

учитель начальных охотно классов

МБОУ Камышевской СОШ

Технология лэпбук и её применение

для владение развития познавательной и творческой активности

учащихся зинина начальной школы.

( Из время опыта работы)

Возникает вопрос: как систематизировать всю эту информацию, ничего не забыть, не пропустить главного? Все дети разные. Кому-то нужно просто один раз увидеть, кому-то достаточно один раз услышать, а кто-то обязательно должен потрогать. Кто-то держит все в уме, кто-то в тетрадке, кто-то в компьютере. Кто-то повторяет несколько раз, чтобы запомнить, а кто-то вынужден пересматривать снова и снова.

Проблема неумения учащихся работать с информацией, анализировать, обобщать, выстраивать логическую последовательность своей речевой деятельности привело меня к поиску таких способов, методов и приемов, которые помогли бы моим ученикам научиться перерабатывать информацию, сжимать, интерпретировать ее, представлять в удобном для запоминания виде.

Как же сделать так:

чтобы изученный материал остался в памяти ученика;

чтобы он мог научиться пользоваться знаниями, которые получил на уроках;

чтобы он захотел самостоятельно расширить горизонты знаний по изученной теме?

Учителем начальных классов работаю более 20 лет. На протяжении этого времени всегда старалась использовать такие способы и методы обучения, которые помогали бы детям эффективно усваивать материал разной сложности и объема. Одним из таких способов работы с информацией считаю использование лэпбука, который с каждым днем набирает все больше популярности.

Что же такое лэпбук?

Лэпбук - удобное и информационно-насыщенное пособие для расширения, закрепления представлений и понятий.

Лэпбук - это не только отличный способ выполнить самостоятельную исследовательскую работу, но он может быть еще и формой представления итогов проекта.

Это книга, которую педагог или ученик собирает, склеивает ее отдельные части в единое целое, креативно оформляет, используя всевозможные цвета и формы. Чаще всего основой для лэпбука является твердая бумага или картон, главное, чтобы по размеру лэпбук умещался на коленях.

Таким образом, можно сказать, что лэпбук — это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла, который направлен на развитие творческого потенциала в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения.

Лэпбук отвечает требованиям ФГОС :

полифункционален: способствует развитию творчества, воображения, мышления, логики, памяти, внимания;

пригоден к использованию одновременно группой ребят;

обладает дидактическими свойствами;

является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;

вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);

его структура и содержание доступны возрасту;

обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность обучающихся.

Лэпбук обеспечивает:

возможность учитывать индивидуальные способности детей (задания разной сложности);

разнообразие игровых заданий;

интегрирование разных видов детской деятельности (речевую, познавательную, игровую);

возможность структурировать сложную информацию;

возможность разнообразить самую скучную тему;

научить простому способу запоминания;

компактное хранение (большое количество разных заданий и игр в одной папке);

вариативность использования заданий;

Лэпбук помогает быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме.

Для учащихся лэпбук - это возможность рассмотреть, изучить, повторить учебный материал в занимательном виде, поэтому они часто рассматривают их на переменах, выполняют задания, содержащиеся в лэпбуках других детей. Лэпбук, на мой взгляд, позволяет сделать так, чтобы пройденный материал остался в памяти ученика, чтобы он мог научиться пользоваться теми знаниями, которые получил на уроках и внеклассных занятиях по определенной теме, чтобы он захотел самостоятельно расширить свои знания по какой-либо теме.

Работая с данным пособием, я пришла к выводу, что данная технология обучения подходит больше для урока закрепления или урока обобщения и повторения, когда учащиеся в определенной степени владеют информацией по заданной теме. И как раз, создавая лэпбук, им приходится детализировать информацию по центральной теме, креативно подходить к оформлению и объяснению как уже изученного, так и нового материала. И, как правило, одного урока или внеучебного занятия бывает недостаточно. Поэтому большую часть работы (планирование и поиск информации) можно осуществлять дома, но при консультации с учителем. А само создание лэпбука необходимо осуществлять в рамках учебного занятия, чтобы было видно работу каждого члена группы или ученика в отдельности, чтобы у одноклассников была возможность поделиться друг с другом своими открытиями.

В третьем классе (УМК "Гармония") на уроках окружающего мира мы изучаем большую тему "Организм человека". Тема сложная, но очень важная, поэтому задача учителя состоит в том, чтобы не только помочь детям прочно усвоить материал, но и дать им возможность возвращаться к нему время от времени, вспоминать и повторять. Но учебники мы сдадим в конце года. Как же дети смогут вернуться к изученной теме? Нашла такой способ решения этой проблемы: создание индивидуальных мини-лэпбуков в ходе изучения темы и общего группового продукта на завершающем этапе.

Каждый раз при изучении новой темы раздавала детям рабочие листы с фигурами человека и той системой органов, которые предстоит изучать. Дети вырезали их, приклеивали и дополняли информацией из учебника.

Затем шло обсуждение, ответы на вопросы, уточнения. Так у нас оформилась небольшая книжечка, перелистав которую, дети в любой момент могут вспомнить изученный материал. На последнем уроке ребятам предстояло поработать группами над созданием модели организма человека. Самым весёлым занятием стало обвести одноклассницу по контуру. Затем ребята приступили к заполнению рабочих листов . Они пользовались как своими мини-лэпбуками, так и учебниками, потому что материал очень сложен для понимания третьеклассников. Каждой группе досталась своя система органов . Они раскрашивали чёрно-белые картинки органов человека, обводили их по контуру на чистых листах, вырезали, склеивали между собой, чтобы получилась книжечка из двух листов. На внутреннюю часть этой книжечки приклеивали заполненную карточку с информацией об этом органе. В итоге получился замечательный групповой продукт, который стал хорошим подспорьем для повторения материала детям, которые во время его создания не присутствовали в классе по причине болезни.

Очень часто использую готовые лэпбуки в качестве наглядно-дидактического, раздаточного материала на разных этапах урока:

Такая необычная подача материала обязательно привлечёт внимание ребёнка, и он ещё не раз возвратится к этой папке, чтобы полистать – поиграть в неё, а заодно, незаметно для себя самого, повторить пройденный материал.

Не смотря на то, что уже давно использую в работе с детьми метод проектов, каждый раз сталкиваюсь с проблемой - нежелание учащихся создавать проекты. Большая часть учащихся считают работу по созданию проекта сложным делом. И чтобы сделать проектную деятельность для моих учащихся увлекательной и посильной активно использую технологию лэпбука.

Создание лэпбука содержит все этапы проекта:

Целеполагание (выбор темы)

Разработка лэпбука (составление плана)

Выполнение (практическая часть)

Продукт проекта (красочная тематическая папка).

Первые проекты в нашем классе были коллективные:

Хочется отметить, что работая над одним проектом-лэпбуком,

Плюсами лэпбука являются:

Использование разных форм организации деятельности учащихся (индивидуальной, парной или групповой работы).

Совместная работа с родителями.

Лэпбук хорош и тем, что к его созданию можно привлечь родителей, бабушек, дедушек, братьев, сестер (живое общение, которого много не бывает, родительский пример мотивирует на успешное обучение).

Ручная работа.

Каждый лэпбук уникален, как уникален и его создатель (вкладывается частичка души), нет правильного или неправильного метода его создания, все зависит от того, как ученик воспринимает заданную тему, какими средствами он пользуется для достижения своих целей.

Развивающие задания.

Минусы: но в этом, же кроется и минус – сложно оценивать. Так же к минусам можно отнести - время для создания лэпбука (краткосрочный проект, так и долгосрочный, все зависит от выбранной темы исследования, многих качеств обучающегося).

Система работы над лэпбуком в начальной школе.

I этап . 1-2 класс .

Определить с помощью

учителя цель и задачи.

План оформления лэпбука.

Изготовление изаполнение макета лэпбука.

Совместно с родителями готовят наглядное оформление.

С помощью учителя готовят представление лэпбука.

Подводят итоги и оценивают свою работу над лэпбуком.

Составляют устный рассказ (презентация).

II этап . 2 класс.

Приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя.

Развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы;

оформлять результаты исследования;

поддержание инициативы, активности и самостоятельности школьников.

III этап . 3-4 классы.

Усложнение деятельности в увеличении сложности учебных

задач, в переориентации процесса образования на постановку проблемы и ее решение самими школьниками, в развернутости и осознанности рассуждений, обобщений и выводов.

Методы и способы деятельности

выполнение и защита

Ожидаемые результаты работы с лэпбуком.

Предполагает приобретение новых знаний, опыта решения задач по различным направлениям.

Результат выражается в понимании детьми сути изготовления лэпбука.

Результат проявляется в активном использовании школьниками технологии лэпбук, самостоятельном выборе тем , приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.

Предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации проектов с помощью технологии лэпбук по самостоятельно выбранному направлению.

В результате мониторинга было выявлено, что такая работа интересна, увлекательна. Повысилась самооценка учащихся и мотивация к учебной деятельности.

Ученики активно стали участвовать в дистанционных конкурсах и олимпиадах.

Хочу закончить слоганами для учителей, увлечённых лэпбуками:

Всем, кто занимается саморазвитием!

Всем, кто хочет повысить эффективность своих уроков!

Всем, кто хочет показать детям, что учиться- это весело!

Всем, кто любит структурировать информацию, чтобы лучше её запомнить!

Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] / Д. А. Гатовская // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 162-164.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ни для кого не является секретом, что детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

Общепризнанно, что семья и школа являются наиболее существенными факторами, влияющими как на творческое, так и на личностное развитие ребёнка. Именно поэтому Государственный образовательный стандарт начального общего образования ориентирует на формирование личности ребёнка через учебную деятельность, познавательную активность, творчество.

Одним из важных аспектов современного образования является овладение познавательными универсальными учебными действиями: умение использовать наблюдения для получения информации, проводить исследование по установлению особенностей объекта, формулировать выводы по результатам проведенного наблюдения, классифицировать и дифференцировать изучаемые объекты в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета. А так же овладение умениями участвовать в совместной деятельности: умение определять общие цели совместной деятельности и путей её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, проявлять готовность руководить, оценивать свой вклад в общее дело; и овладение умениями работать с информацией: уметь выбирать источники для получения информации, использовать различные способы поиска (учебники, цифровые электронные средства, словари различного типа, справочные источники в открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа и передачи информации в соответствии с задачами учебного предмета.

В связи с решением данных проблем педагоги ищут новые подходы, идеи и способы обучения, для того чтобы соответствовать современным требованиям Стандарта, предъявляемым к образованию.

Одним из способов достижения этой цели образования на данном этапе я нахожу использование на уроках в начальной школе методику создания лэпбука (интерактивной папки для детей на определённую тему).

Всем известно, что лучше запоминается то, что интересно, что было эмоционально окрашено, чему научился сам. Перед педагогами встаёт вопрос: как же сделать так, чтобы в памяти учащегося остался изученный материал, чтобы ребёнок мог использовать полученные знания на практике, чтобы самостоятельно захотел их углубить и расширить?

Применяя в своей работе технику создания лэпбука, у вас появится возможность подготовить именно такую личность к новой жизни в новых условиях.

Каждый лэпбук уникален, как уникален и его создатель, нет правильного или неправильного метода его создания, ведь всё зависит от того, как ученик воспринимает заданную тему, какими средствами он пользуется для достижения своих целей.

Чем больше я проникалась этой темой, тем больше понимала: лэпбук – это собирательный образ плаката, книги и дидактического материала. Его создание направлено на развитие у учащихся творческого потенциала. Такая форма работы учит мыслить и действовать креативно в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения необходимые для преодоления трудностей и решения поставленной проблемы. Она стала очень привлекательна как для меня лично, так и для учащихся.

Одним из плюсов работы педагога с лэпбуком является тот факт, что методическое пособие способствует организации материала по изучаемой теме в рамках комплексно – тематического планирования, оформлению результатов совместной проектной деятельности, способствует организации индивидуальной, групповой и самостоятельной работы с учащимися.

Работа над лэпбуком достаточно разнообразна, кроме того роль педагога в такой работе сводится не к тому, чтобы быть источником информации, а как раз наоборот, учитель является тем фактором, который подталкивает обучающихся к совершению, пусть незначительных на первый взгляд, но открытий. Педагог является сторонним наблюдателем, который лишь при необходимости вмешивается в процесс создания лэпбука и помогает советом тогда, когда это необходимо.

Для работы над лэпбуком подходит всё: цветная бумага, вырезанные и нарисованные самостоятельно картинки, рукописные или распечатанные тексты. Книга, которую собирает учащийся самостоятельно или с помощью взрослых, даёт возможность ему стать не только создателем, но и дизайнером, художником – иллюстратором, сочинителем собственных историй, загадок, стихотворений. Такая увлекательная форма работы создаёт условия для развития личности, а так же способностей обучающегося на начальном этапе школьного обучения.

Почему школьники влюбляются в него сразу и надолго? Потому что для них лэпбук, прежде всего игрушка. Причём игрушка, которую они сделали сами или вместе со взрослыми, которые руководили процессом. Здесь много скрытых интересных элементов, которые раскрывают себя при взаимодействии. Получается эффект киндер – сюрприза, который любят все ребята. Их интересует сюрприз, тайна, загадка, что – то, что внутри, что ещё неизвестно, но скоро будет раскрыто. И эту тайну раскроют учащиеся самостоятельно.

Сделав такую книжку, школьники привязываются к ней, постоянно берут в руки, перелистывают и пересматривают информацию, вспоминают и аккумулируют в своей памяти, играют с ней и очень, очень ей гордятся. Они постоянно хвастаются ей всем своим одноклассникам, родственникам, друзьям, знакомым и просто прохожим.

Работая, казалось бы, над одной темой, учащиеся из разных групп очень часто находят непохожие решения поставленных перед ними задач. И это удивительно, ведь именно в такие моменты понимаешь, что стоишь на одной из ступеней лестницы, ведущей к главной цели современного образования, а именно учиться самому.

Необходимо отметить, что работая над одним лэпбуком, учащиеся часто открывают для себя темы следующих своих исследований. Ведь чем чаще ребята сталкиваются с необходимостью узнавать что – то новое, тем чаще неизученное и непонятное привлекает их внимание. Как говорилось раннее, лэпбук – это конкретный аспект более глобальной темы, поэтому при правильном построении работы, педагог за период обучения своему предмету может создать с классом или группой целую серию лэпбуков на одну тему, которая будет полнее отображать проблемы, связанные с данной темой.

Таким образом, лэпбук позволяет формировать у учащихся умение находить нужную информацию среди множества источников. Для учащихся лэпбук – это возможность рассмотреть, изучить, повторить учебный материал в занимательной форме. Лэпбук, на мой взгляд, позволяет сделать так, чтобы пройденный материал остался в памяти учащегося, чтобы тот мог научиться пользоваться этими знаниями, которые получил на уроках и внеклассных занятиях по определённой теме, чтобы учащийся захотел самостоятельно расширить свои знания по какой – либо теме.

При этом лэпбук – это не просто поделка. Это заключительный этап работы над определённой темой, проектом, который школьники проделали самостоятельно или со взрослыми. Тот факт, что решение проблемы и наполнение информацией лэпбука зависит от ученика, говорит о том, что при его создании. Обеспечиваются индивидуальный и дифференцированный подход в обучении. Оценивание каждой работы также предполагает индивидуальный подход к каждому ученику, так как для школьника со средней успеваемостью, порой, создать индивидуальную работу данного порядка просто невозможно. Однако, работая над лэпбуком, он может проявить себя и превзойти одноклассников, у которых успеваемость на порядок выше. В результате работы с лэпбуком у младших школьников расширяются и углубляются предметные знания, а также повышается уровень развития универсальных умений.

Ну и, наконец, это очень увлекательно! Учащийся всё делает с опорой на свои интересы, играя, легко, с радостью, без психического и дисциплинарного принуждения!

Давайте проанализируем результаты работы школьников с лэпбуком:

обучающиеся хорошо овладевают устной речью, могут выражать свои мысли и желания, проявляют инициативу в общении, умеют задавать вопросы, делать умозаключения, знают и умеют пересказывать тексты, составлять рассказы по серии сюжетных картинок и с помощью мнемотехники;

ребята становятся более любознательными, склонными наблюдать, экспериментировать, обладают начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире;

они инициативны, самостоятельны в различных видах учебной деятельности, способны выбрать занятия и партнёров по совместной деятельности;

учащиеся активны, успешно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми;

ребята способны адекватно проявлять свои чувства, умеют радоваться успехам и сопереживать неудачам других, стараются мирно договариваться друг с другом;

они обладают чувством собственного достоинства, верят в себя и свои силы;

обучающиеся обладают развитым воображением, которое они реализуют в различных видах учебной деятельности;

у них развита крупна и мелкая моторика.

Данная форма организации изучения материала школьниками хороша ещё и тем, что позволяет привлечь к их работе и собственных родителей. Это живое общение, которого много не бывает. Родительский пример – мотивация на успешное обучение.

Как можно самостоятельно сделать лэпбук? С чего начать? Эта работа проходит в несколько этапов:

Выбор темы. Тема для папки может быть совершенно любой, как и её сложность. Лучше получаются лэпбуки на какие – то частные, а не общие темы.

Когда тема определена, можно переходить к плану. Лэпбук – это не просто книжка с картинками, а учебное пособие. Поэтому необходимо продумать, что он должен включать в себя, какие задания будут уместны, для полного раскрытия темы. На данном этапе нужно постараться не перегрузить пособие, очень важно адекватно оценить возможности и силы учащихся. На этом этапе происходит изучение источников информации, осуществляется её отбор и проведение исследований. Поэтому он занимает значительный отрезок времени, в зависимости от темы и особенностей учащихся.

Самый интересный этап – создание макета. Теперь надо придумать в лэпбуке, как будет представлен каждый из пунктов плана. То есть нарисовать макет. Вот здесь нет границ для фантазии. Формы представления могут быть любые, начиная от самой простой – текста, до игр и заданий. И всё это размещается на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини – книжках, книжках – гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разнух форм, карточках, разворачивающихся страничках и т.д. и т.п. делается зарисовка на черновике стандартного формата – листе А4, сложенном в виде лэтбука. Так потом будет легче понять, как разложить все элементы.

Самый кропотливый этап – создание шаблона – практическая работа. В соответствии с макетом надо сделать шаблоны в натуральную величину. Можно создать шаблоны вручную, можно на компьютере, используя специальные программы. В Интернете можно найти не только большое количество уже готовых лэпбуков, но и заготовок к ним.

Для создания лэпбука понадобятся:

Картонная папка – основа. Её можно купить, можно сделать своими руками.

Бумага. Лучше использовать цветную бумагу для принтера (она прочнее цветной), но и просто белые листы подойдут, если их хорошо оформить и раскрасить, смотрятся очень неплохо. К тому же, сейчас есть огромное количество разных видов картона, плёнки, пластиковых конвертов, уголков. Можно использовать всё, что есть под рукой, главное, чтобы было прочно и выдержало многоразовые просмотры.

Клей – карандаш для бумаги.

Шаблоны распечатываем, вырезаем детали, прикрепляем всё на свои места. Лэпбук готов. Можно заниматься.

Предлагаю вашему вниманию образец лэпбука.






Овощи в литературе


1,2,3,4,5 – будем овощи считать


Опиши овощ

Читайте также: