Контроль за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления кратко

Обновлено: 05.07.2024

Какой именно сайт следует понимать под сайтом муниципального образования, понятие которого используется в федеральных законах, но не раскрывается?

Распространяется ли действие ст. 77 Федерального закона № 131-ФЗ на контроль за исполнением органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий?

Применяются ли правила осуществления государственного контроля и надзора, предусмотренные ст. 77 Федерального закона № 131-ФЗ, к прокурорскому надзору, в том числе в части порядка и периодичности проведения проверок, запрета истребовать находящиеся в свободном доступе информацию и сведения от органов местного самоуправления, установления срока предоставления органами местного самоуправления информации?

Контроль и надзор за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления (далее по тексту - органы и должностные лица МСУ) осуществляется в соответствии со статьей 77 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Органы государственного контроля (надзора) осуществляют в пределах своей компетенции контроль (надзор) за исполнением законодательства органами и должностными лицами МСУ при решении ими вопросов местного значения, осуществлении полномочий по решению указанных вопросов, иных полномочий и реализации прав, закрепленных за ними.

Органы государственного контроля (надзора) не вправе требовать от органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления осуществления полномочий, не отнесенных в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования, а также финансового обеспечения из местного бюджета соответствующих расходов.

Вопросы, решение которых отнесено к полномочиям органов и должностных лиц МСУ, установлены статьями 14, 15, 16 и 16.2 Федеральн ого закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

В рамках компетенции Северное МУГАДН осуществляет контроль (надзор) за исполнением законодательства при осуществлении органами и должностными лицами МСУ следующих полномочий:

1) дорожная деятельность в отношении подведомственных автомобильных дорог и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление контроля за сохранностью подведомственных автомобильных дорог, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения на подведомственной территории.

Органы государственного контроля (надзора) осуществляют государственный контроль (надзор) за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основываясь на принципах объективности, открытости и гласности.

Координацию деятельности органов государственного контроля (надзора) по планированию и проведению проверок в отношении органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления осуществляют органы прокуратуры.

В отношении органов и должностных лиц МСУ могут проводится плановые и внеплановые проверки.

Плановые проверки деятельности органов и должностных лиц МСУ проводятся органами государственного контроля (надзора) совместно на основании ежегодного плана проведения проверок, сформированного и согласованного прокуратурой субъекта РФ.

Плановая проверка одного и того же органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления проводится не чаще одного раза в два года.

Внеплановые проверки деятельности органов и должностных лиц МСУ проводятся органами государственного контроля (надзора) на основании решения руководителя соответствующего органа государственного контроля (надзора) по согласованию с прокуратурой субъекта РФ, принимаемого на основании обращений граждан, юридических лиц и информации от государственных органов о фактах нарушений законодательства РФ, влекущих возникновение чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровью граждан, а также массовые нарушения прав граждан.

Внеплановые проверки деятельности органов и должностных лиц МСУ могут также проводиться в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ и на основании требования Генерального прокурора РФ, прокурора субъекта РФ о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Информация о плановых и внеплановых проверках деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, об их результатах и о принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений подлежит внесению в единый реестр проверок в соответствии с правилами формирования и ведения единого реестра проверок, утвержденными Правительством Российской Федерации.

При осущствлении контроля и надзора за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления не применяется Федеральный закон от 26.12.2008 №294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Контроль (от англ. control) – проверка, а также наблюдение с целью проверки. Сущность контроля за деятельностью органов власти заключается в том, что уполномоченные на то органы публичной власти и общественные организации, используя организационно-правовые способы и средства, выясняют, не допущены ли в деятельности подконтрольных органов власти и их должностных лиц какие-либо нарушения законности, и если таковые имеются, то своевременно их устраняют, восстанавливают нарушенные при этом права, привлекают виновных к ответственности, принимают меры по предотвращению нарушений законности и дисциплины.

В ст. 15 Конституции РФ указывается на обязанность соблюдения органами местного самоуправления Конституции РФ и законов, иными словами закреплен принцип соблюдения законности. В ч. 2 ст. 132 Конституции РФ предусматривается возможность наделения органов местного самоуправления отдельными государственно-властными полномочиями, которые подконтрольны государству не только по мотивам законности, но и целесообразности.

В ст. 8 Европейской хартии местного самоуправления устанавливается, что любой административный контроль за органами местного самоуправления может осуществляться только в порядке и в случаях, предусмотренных конституцией или законом. Любой административный контроль за деятельностью органов местного самоуправления, как правило, преследует лишь цели обеспечения соблюдения законности и конституционных принципов. Тем не менее, административный контроль может включать также контроль за целесообразностью, осуществляемый вышестоящими органами власти, в отношении задач, выполнение которых поручено органам местного самоуправления. Административный контроль за деятельностью органов местного самоуправления должен осуществляться с соблюдением соразмерности между степенью вмешательства контролирующего органа и значимостью интересов, которые он намерен защищать.

В соответствии с ч. 2 ст. 5 и ч. 2 ст. 6 Федерального закона № 131-ФЗ осуществление контрольных полномочий федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, данным федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов РФ. Таким образом, контрольные полномочия должны быть установлены только законом в узком понимании этого термина.

В Федеральном законе № 131-ФЗ две статьи посвящены государственному контролю за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий. В ст. 21 указывается, что возможен контроль не только за переданными полномочиями, но и за использованием предоставленных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. За органами местного самоуправления закрепляется обязанность предоставлять уполномоченным государственным органам документы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий. А у органов государственной власти есть право давать письменные предписания по устранению нарушений. В соответствии со ст. 77 Федерального закона № 131-ФЗ уполномоченные органы государственной власти реализуют контроль за осуществлением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий. Фактически не определена процедура контроля. Устанавливается только, что органы местного самоуправления не должны препятствовать контролю .

В решениях Конституционного Суда РФ сформулированы не только принципы, но и несколько достаточно важных позиций, имеющих большое значение для понимания сути государственного контроля и методике его проведения. Так, в Постановлении Конституционного Суда РФ от 30 ноября 2000 г. № 15-П указывалось, что положения устава и законов Курской области в их взаимосвязи не соответствуют Конституции РФ, ее ст. 12, 130 (ч. 1), 132 и 133, в той мере, в какой они создают возможность произвольного расширения пределов государственного контроля за деятельностью органов местного самоуправления при решении ими вопросов местного значения, а именно:

  • допускают государственный контроль за деятельностью органов местного самоуправления с точки зрения целесообразности принимаемых ими решений по вопросам местного значения, в том числе за целесообразностью использования муниципальной собственности и материальных ресурсов;
  • предполагают возможность государственного контроля со стороны неопределенного круга органов государственной власти Курской области и их должностных лиц;
  • не исключают не опосредованное судебными процедурами воздействие на органы местного самоуправления, направленное на отмену, изменение или приостановление действия принятых ими правовых актов.

Конституционный Суд РФ подчеркнул, что из этого не следует, что контроль за законностью в деятельности местного самоуправления не могут осуществлять управомоченные на это Конституцией РФ и федеральным законом органы государственной власти, которые, в частности, вправе обращаться к органу местного самоуправления, принявшему, по их мнению, не соответствующий Конституции РФ, федеральным законам и законам субъекта РФ акт, с предложением о приведении его в соответствие с законодательством, поскольку такое обращение не означает прекращения или приостановления действия соответствующего акта, не исключает судебный контроль и не ограничивает для местного самоуправления гарантии судебной защиты.

Субъектами контрольной деятельности выступают население муниципального образования, органы местного самоуправления, органы государственной власти, осуществляющие контрольно-надзорную деятельность (прокуратура, контрольно-ревизионные подразделения и т.д.), судебные органы. К ведомственным контролирующим органам можно отнести, например, Счетную палату РФ (финансовый контроль, контроль межбюджетных отношений), Минюст РФ (регистрация уставов муниципальных образований), ЦИК (законность муниципальных выборов и местных референдумов), Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки (надзор в системе образования) и др.

В случае выявления органами контроля и надзора нарушений могут быть применены меры принуждения, вплоть до юридической ответственности.

Можно констатировать двуединый характер воздействия органов государственной власти на местное самоуправление: с одной стороны, органы государственной власти обязаны содействовать развитию местного самоуправления, а с другой – местное самоуправление должно осуществляться в рамках закона, в случае его нарушения органы и должностные лица местного самоуправления должны нести ответственность не только перед местным сообществом, но и перед государством. Вопросы юридической ответственности органов местного самоуправления и их должностных лиц будут рассмотрены отдельно.

Государственный контроль за местным самоуправлением, при котором органы муниципальной власти решают свои задачи в рамках общегосударственных законов, призван гарантировать такую эффективность. С точки зрения единства государственно-правовой системы контроль следует рассматривать как гарантию обеспечения законности деятельности муниципальных властей и соблюдения баланса интересов населения муниципальных образований и государственного целого, как средство обеспечения социальной справедливости в обществе .

Контроль (от англ. control) – проверка, а также наблюдение с целью проверки. Сущность контроля за деятельностью органов власти заключается в том, что уполномоченные на то органы публичной власти и общественные организации, используя организационно-правовые способы и средства, выясняют, не допущены ли в деятельности подконтрольных органов власти и их должностных лиц какие-либо нарушения законности, и если таковые имеются, то своевременно их устраняют, восстанавливают нарушенные при этом права, привлекают виновных к ответственности, принимают меры по предотвращению нарушений законности и дисциплины.

В ст. 15 Конституции РФ указывается на обязанность соблюдения органами местного самоуправления Конституции РФ и законов, иными словами закреплен принцип соблюдения законности. В ч. 2 ст. 132 Конституции РФ предусматривается возможность наделения органов местного самоуправления отдельными государственно-властными полномочиями, которые подконтрольны государству не только по мотивам законности, но и целесообразности.

В ст. 8 Европейской хартии местного самоуправления устанавливается, что любой административный контроль за органами местного самоуправления может осуществляться только в порядке и в случаях, предусмотренных конституцией или законом. Любой административный контроль за деятельностью органов местного самоуправления, как правило, преследует лишь цели обеспечения соблюдения законности и конституционных принципов. Тем не менее, административный контроль может включать также контроль за целесообразностью, осуществляемый вышестоящими органами власти, в отношении задач, выполнение которых поручено органам местного самоуправления. Административный контроль за деятельностью органов местного самоуправления должен осуществляться с соблюдением соразмерности между степенью вмешательства контролирующего органа и значимостью интересов, которые он намерен защищать.

В соответствии с ч. 2 ст. 5 и ч. 2 ст. 6 Федерального закона № 131-ФЗ осуществление контрольных полномочий федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, данным федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов РФ. Таким образом, контрольные полномочия должны быть установлены только законом в узком понимании этого термина.

В Федеральном законе № 131-ФЗ две статьи посвящены государственному контролю за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий. В ст. 21 указывается, что возможен контроль не только за переданными полномочиями, но и за использованием предоставленных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. За органами местного самоуправления закрепляется обязанность предоставлять уполномоченным государственным органам документы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий. А у органов государственной власти есть право давать письменные предписания по устранению нарушений. В соответствии со ст. 77 Федерального закона № 131-ФЗ уполномоченные органы государственной власти реализуют контроль за осуществлением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий. Фактически не определена процедура контроля. Устанавливается только, что органы местного самоуправления не должны препятствовать контролю .

В решениях Конституционного Суда РФ сформулированы не только принципы, но и несколько достаточно важных позиций, имеющих большое значение для понимания сути государственного контроля и методике его проведения. Так, в Постановлении Конституционного Суда РФ от 30 ноября 2000 г. № 15-П указывалось, что положения устава и законов Курской области в их взаимосвязи не соответствуют Конституции РФ, ее ст. 12, 130 (ч. 1), 132 и 133, в той мере, в какой они создают возможность произвольного расширения пределов государственного контроля за деятельностью органов местного самоуправления при решении ими вопросов местного значения, а именно:

  • допускают государственный контроль за деятельностью органов местного самоуправления с точки зрения целесообразности принимаемых ими решений по вопросам местного значения, в том числе за целесообразностью использования муниципальной собственности и материальных ресурсов;
  • предполагают возможность государственного контроля со стороны неопределенного круга органов государственной власти Курской области и их должностных лиц;
  • не исключают не опосредованное судебными процедурами воздействие на органы местного самоуправления, направленное на отмену, изменение или приостановление действия принятых ими правовых актов.

Конституционный Суд РФ подчеркнул, что из этого не следует, что контроль за законностью в деятельности местного самоуправления не могут осуществлять управомоченные на это Конституцией РФ и федеральным законом органы государственной власти, которые, в частности, вправе обращаться к органу местного самоуправления, принявшему, по их мнению, не соответствующий Конституции РФ, федеральным законам и законам субъекта РФ акт, с предложением о приведении его в соответствие с законодательством, поскольку такое обращение не означает прекращения или приостановления действия соответствующего акта, не исключает судебный контроль и не ограничивает для местного самоуправления гарантии судебной защиты.

Субъектами контрольной деятельности выступают население муниципального образования, органы местного самоуправления, органы государственной власти, осуществляющие контрольно-надзорную деятельность (прокуратура, контрольно-ревизионные подразделения и т.д.), судебные органы. К ведомственным контролирующим органам можно отнести, например, Счетную палату РФ (финансовый контроль, контроль межбюджетных отношений), Минюст РФ (регистрация уставов муниципальных образований), ЦИК (законность муниципальных выборов и местных референдумов), Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки (надзор в системе образования) и др.

В случае выявления органами контроля и надзора нарушений могут быть применены меры принуждения, вплоть до юридической ответственности.

Можно констатировать двуединый характер воздействия органов государственной власти на местное самоуправление: с одной стороны, органы государственной власти обязаны содействовать развитию местного самоуправления, а с другой – местное самоуправление должно осуществляться в рамках закона, в случае его нарушения органы и должностные лица местного самоуправления должны нести ответственность не только перед местным сообществом, но и перед государством. Вопросы юридической ответственности органов местного самоуправления и их должностных лиц будут рассмотрены отдельно.

Государственный контроль за местным самоуправлением, при котором органы муниципальной власти решают свои задачи в рамках общегосударственных законов, призван гарантировать такую эффективность. С точки зрения единства государственно-правовой системы контроль следует рассматривать как гарантию обеспечения законности деятельности муниципальных властей и соблюдения баланса интересов населения муниципальных образований и государственного целого, как средство обеспечения социальной справедливости в обществе .

Контроль и надзор за деятельностью должностных лиц и органов муниципального управления – это деятельность органов государственного и муниципального управления, направленная на отслеживание соблюдения требований законодательства должностными лицами и органами муниципального управления при выполнении ими своих обязанностей и реализации своих полномочий.

Сущность и назначение надзора и контроля за деятельностью должностных лиц органов муниципального управления

Осуществление надзорной деятельности за должностными лицами и органами муниципального управления на предмет соответствия их действий Конституции России, федеральным конституционным законам, федеральным законам, уставам и законам регионального уровня, уставам муниципальных образований и муниципальным нормативно-правовым актам возлагается на российские органы прокуратуры.

Помимо этого, в отношении соответствия действий должностных лиц и органов муниципального управления требованиям законодательства Российской Федерации, ее регионов и муниципальных образований осуществление контрольно-надзорной деятельности возлагается на уполномоченные органы государственного управления.

В этом случае контрольно-надзорная деятельность направлена на следующие объекты:

  • во-первых, соблюдение должностными лицами и органами муниципального управления требований российской Конституции, федеральных законов, региональных нормативных актов, муниципальных нормативных актов при решении вопросов, имеющих местную значимость;
  • во-вторых, соблюдение должностными лицами и органами муниципального управления требований законодательства при реализации своих полномочий в отношении вопросов, имеющих значимость для местного сообщества, а также при реализации прав иных полномочий, которые закрепляются за должностными лицами и органами муниципального управления федеральными законами, уставами муниципалитетов и иными нормативными правовыми актами.

Готовые работы на аналогичную тему

Принципиальные основы осуществления контрольно-надзорной деятельности за органами муниципального управления должностными лицами муниципального управления

В основе осуществления государственной контрольно-надзорной деятельности за должностными лицами и органами муниципального управления находятся следующие принципы:

  • во-первых, объективность;
  • во-вторых, открытость;
  • в-третьих, гласность.

Помимо этого, в отношении государственной контрольно-надзорной деятельности за органами муниципального управления и должностными лицами муниципального управлением запрещено дублирование полномочий контрольно-надзорного характера органами государственного управления различных уровней.

На органы прокуратуры России возлагается обязанность координации деятельности контрольно-надзорных органов государственного управления в отношении должностных лиц и органов муниципального управления в части планирования и проведения проверок.

Виды проверок должностных лиц и органов муниципального управления

Всю совокупность проверок действий должностных лиц и органов муниципального управления можно разделить на два основных вида:

  • во-первых, плановые проверки деятельности должностных лиц и органов муниципального управления;
  • во-вторых, внеплановые проверки действий должностных лиц и органов муниципального управления.

Проведение плановых проверок осуществляется государственными контрольно-надзорными органами в соответствии с ежегодным планом проведения проверок, составленным региональной прокуратурой. Проведение плановой проверки одного и того же должностного лица и органа муниципального управления допускается не больше одного раза в течение двух лет.

Составление плана проверок деятельности должностных лиц и органов муниципального управления осуществляется прокуратурой на основании проектов ежегодных планов, получаемых от уполномоченных контрольно-надзорных органов срок до 1 сентября года, который предшествует году проведения проверок. В отношении этих проектов прокуратура осуществляет проверку на предмет законности, а затем формирует на их основе ежегодный план в срок до 1 октября года, который предшествует проведению проверок.

Ежегодный план проверок действий должностных лиц и органов муниципального управления включает в себя следующую информацию:

  • во-первых, перечень должностных лиц и органов муниципального управления, выступающих в качестве объекта проверки;
  • во-вторых, наименование государственных контрольно-надзорных органов, осуществляющих проведение проверок;
  • в-третьих, основания и цель проведения проверки, сроки проверки.

Данный план подлежит обязательному размещению в сети Интернет не менее чем за месяц до начала года, в котором планируется проведение проверок.

Основанием для проведения внеплановых проверок действий должностных лиц и органов муниципального управления выступают:

  • во-первых, решения руководителей контрольно-надзорных органов, согласованные с региональной прокуратурой, принятые в соответствии с обращениями граждан, хозяйствующих субъектов или информацией от органов государственного управления о наличии фактов нарушения российского законодательства;
  • во-вторых, поручения российского Президента, российского Правительства;
  • в-третьих, требования генерального прокурора России, регионального прокурора в связи с поступившими обращениями и материалами, а также по выданным предписаниям об устранении нарушений. Проведение указанных проверок не требует согласования с прокуратурой.

Результаты всех видов проверок действий должностных лиц и органов муниципального управления регистрируется в едином реестре проверок в соответствии с утвержденными правилами.

Также проверка действий должностных лиц и органов муниципального управления может проводиться контрольно-надзорными органами муниципального уровня, которые действуют в соответствии с уставом муниципального образования.

Читайте также: