План урока правописание не с разными частями речи

Обновлено: 07.07.2024

Обучающие: обобщить, систематизировать и закрепить знания о слитном и раздельном написании НЕ с разными частями речи.

Развивающие: создать условия для развития у школьников навыков логического мышления, навыков самоконтроля, самооценки через работу с оценочными листами; содействовать развитию связной устной и письменной речи учащихся(через устные ответы на вопросы и творческую работу), развитию воображения и образного восприятия.

Воспитательные: помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности, толерантности через обсуждение текста.

Оборудование:

Раздаточный материал (карточки с заданиями для исследовательской работы, карточки с заданиями на этапе закрепления), оценочные листы, презентация, смайлики для оценки психологического состояния детей, памятка с критериями оценки на доске.

Тип урока: систематизация и обобщение знаний и умений.

Ход урока.

I. Организационный этап. Приветствие детей.

Прозвенел и смолк звонок,

На меня все посмотрели,

Улыбнулись и присели.

Начинаем ровно в срок

Наш любимейший урок.

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

- Здравствуйте, ребята! Напишите в тетрадях число, классная работа.

(слайд № 1)

II. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Ребята, к нам с просьбой обратился редактор одного детского литературного журнала. Дело в том, что он хочет познакомить юных читателей с творчеством замечательного русского писателем Юрия Яковлева и напечатать отрывок из его произведения. Но корректор неожиданно заболел, поэтому редактор просит нас о помощи. Поможем?

- А вы знаете, что делает корректор в журнале?

1. Лексическая работа.

Корректор (от лат. corrector – исправитель) – это специалист, который читает текст после редактора. Он исправляет пропущенные орфографические и пунктуационные ошибки, смотрит, не стоит ли тире вместо дефиса и наоборот. Иными словами, отслеживает ошибки, правильность оформления текста и пр. (слайд № 2)

- Значит, какими профессиональными навыками должен обладать корректор?

- Как вы теперь думаете, сможем помочь редактору? Справимся с заданием?

2. Постановка цели и задач урока.

  • Посмотрите на текст, который будет написан в журнале.
  • Над какой орфограммой нам придется поработать? (правописание НЕ с разными частями речи).

1)Приятели называли его тюфяком за его медлительность (не)поворотливость и (не)ловкость. 2)У него все валилось, из рук все (не)ладилось.

3)(Ни)кто (не)догадывался что под этой не красивой, толстой оболочкой скрывается благородное сердце рыцаря. 4)В заветных мечтах он видел себя закованным в блестящие стальные доспехи, в пернатом шлеме, на белом коне с раздувающимися ноздрями. 5)В таком виде он мчался по свету и совершал множество подвигов защищая слабых и обиженных.

6)В мечтах из толстого и косолапого он становился стройным и гибким, а в движениях появлялась ловкость и сноровка. 7)Все его (не)достатки мгновенно пропадали под блестящими доспехами.

8)Но стоило ему подойти к зеркалу, как все возвращалось на место. 9)В эти минуты он (не)навидел себя за (не)подходящую для рыцаря внешность.

10)Он привык к судьбе (не)удачника. 11)Обычно (не)удачники сердятся на других а он сердился на самого себя.

(Повторить правила правописания НЕ с разными частями речии применить их на практике).

III. Актуализация знаний.

IV. Применение знаний и умений на практике.

- Как вы думаете, с чего начинает свою работу корректор? (С чтения текста)

1. Чтение текста учителем.

- А в это время на доске надо будет распределить эти слова в два столбика: слитное написание и раздельное?

3. Самопроверка(слайд № 4)

Ребята, мы сейчас проверим, как вы справились с первым этапом работы корректора. Внимательно слушаем ответы ребят у доски. Если у вас правильно написано слово, ставьте (+), если неправильно (-).

4. Оцените свою работу (слайд № 5)

V. Обобщение и систематизация знаний

- Ребята, чтобы правильно написать не с разными частями речи, вы каждый раз начинаете вспоминать нужное правило. А давайте мы с вами подумаем, есть ли что-то общее в написании НЕ с существительными, прилагательными, глаголами, деепричастиями и причастиями? Для этого вы можете воспользоваться материалом на другой стороне листочка.

На экране отражаются выводы учащихся.

Слайд № 6: Слова любой части речи с НЕ пишутся слитно, если они не употребляются без НЕ

Слайд № 7: Существительные и прилагательные с НЕ пишутся слитно, если можно подобрать синоним без НЕ.

Слайд № 8: Не с глаголами, деепричастиями, с краткими причастиями пишется раздельно.

Слайд № 9: Существительные, прилагательные, причастия пишутся раздельно, если есть противопоставление с союзом А.

Если учащиеся будут испытывать затруднения при обобщении материала, они могут обратиться к упражнениям, данным в приложении.

Попутно (если в этом есть необходимость), представив слайды 10, 11, повторить правописание НЕ с причастиями и местоимениями.

VI. Применение знаний и умений в новой ситуации.

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1. Глупому сыну и родной отец ума (НЕ)ПРИШЬЁТ.

2. (НЕ)ДОБРОЕ слово больней огня жжёт.

3. (НЕ)ДОПУСТИВ меня ближе, лисица бросилась в воду.

4. Люди, (НЕ)БЫВАВШИЕ на Камчатке, не могут представить всей красоты утра.

5. Мне НЕ(О)К0М было даже пожалеть в этот день.

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1. Никита шёл по улицам всё прямо и ни о чём (НЕ)ДУМАЯ.

2. Список книг оказался далеко (НЕ)ПОЛНЫЙ.

3. Большая часть травы на лугу ещё (НЕ)СКОШЕНА.

4. Новая книга оказалась (НЕ)УДАЧНОЙ.

5. Времени всегда катастрофически (НЕ)ХВАТАЕТ.

6) Выполните эти задания. Запишите слова в тетрадь.

7) Самопроверка (слайд № 13, 14)

Итак, с первым этапом работы корректора мы справились хорошо, также повторили правила правописания НЕ с разными частями речи и систематизировали их.

VII. Пунктуационный разбор.

- Можно возвращать текст редактору?

- Тогда расставьте знаки препинания?

Самопроверка выполненного задания (слайды № 15, 16).

3 ученика работают у доски, составляют схемы предложений (3, 5, 11).

3)(Ни)кто (не)догадывался что под этой (не)красивой, толстой оболочкой скрывается благородное сердце рыцаря.

5)В таком виде он мчался по свету и совершал множество подвигов защищая слабых и обиженных.

11)Обычно (не)удачники сердятся на других а он сердился на самого себя.

9. Работа с текстом. Беседа.

- Как вы считаете, справились мы с заданием редактора? Довольны своей работой? Можно в таком виде помещать статью в журнале? (Нет заголовка).

- Вспомним, что может быть отражено в заглавии? (Тема текста или основная мысль).

Толковый словарь Ожегова

ТЮФЯК, -а, м. I. Мешок, набитый сеном, чем-н. мягким и служащий матрасом. Соломенный т. 2. перен. О вялом, безвольном, медлительном человеке (прост.). II уменьш. тюфячок, -чка, м. (к 1 знач.). II прил. тюфячный, -ая, -ое (к 1 знач.)

Рыцарь, -я, м. 1. В средневековой Европе: феодал, тяжело вооружённый конный воин, находящийся в вассальной зависимости от своего сюзерена. Р. со своим оруженосцем. Рыцари-крестоносцы. Турнир рыцарей. Р. печального образа (о Дон-Кихоте, герое романа Сервантеса). 2. перен. Самоотверженный, благородный человек (высок.). Р. науки. Р. на час (о том, чьей самоотверженности, чьего благородства хватает ненадолго). * Рыцарь без страха и упрёка (высок.) — о смелом, во всём безупречном человеке. Рыцари плаща и кинжала (книжн.) — тайные грабители и убийцы. II прил. рыцарский, -ая, -ое. Рыцарские доспехи. Р. замок.

  1. Какова основная мысль текста? В каком предложении она выражена?

4) Как бы вы озаглавили этот текст? (слайд № 17)

5. Творческая работа.

- Ребята, мы не первый раз говорим об отношениях между подростками. Иногда эти отношения бывают очень жестокие. Вспомните, в каких произведениях поднимается эта проблема? Как зовут главных героев? Чему вы научились, прочитав эти произведения?

- Я предлагаю сейчас вам составить небольшой свод правил или советов, которые бы помогли вам жить со своими одноклассниками в согласии, чтобы между вами не было конфликтов, каждый из вас с удовольствием ходил бы в школу. Для составления этих правил вам нужно использовать слова с НЕ.

Не отвечай грубостью на грубость.

Можете использовать слова, выражения, предложенные вам на листочках: (не) подумав; (не) отвечай; (не)оскорбляй, (не)вежа, (не)приветливое обращение; (не)знающий правил поведения; (не)доставляй (не)приятности; (не)критикуй; (не)справедливая оценка; (не)равнодушное, а искреннее отношение; (не)лицо, а душа.

Чтение правил.

- Я очень надеюсь, что вы будете соблюдать эти правила в жизни.

- Как вы думаете, что произойдет с героем?

10. Подведение итогов и домашнее задание.

  • Оценки за урок вы ставили сегодня сами. Кто доволен своей оценкой? Кто недоволен?
  • Удалось нам сегодня поработать в качестве корректора? Возможно, кому-то захотелось выбрать эту профессию?
  • Дорисуйте смайлик, который у вас на столе так, чтобы он показывал ваше настроение, с которым вы уходите с урока. Я же очень рада нашей плодотворной работе.(слайд № 18)

Приложение

1)Приятели называли его тюфяком за его медлительность (не)поворотливость и (не)ловкость. 2)У него все валилось, из рук все (не)ладилось.

3)(Ни)кто (не)догадывался что под этой не красивой, толстой оболочкой скрывается благородное сердце рыцаря. 4)В заветных мечтах он видел себя закованным в блестящие стальные доспехи, в пернатом шлеме, на белом коне с раздувающимися ноздрями. 5)В таком виде он мчался по свету и совершал множество подвигов защищая слабых и обиженных.

6)В мечтах из толстого и косолапого он становился стройным и гибким, а в движениях появлялась ловкость и сноровка. 7)Все его (не)достатки мгновенно пропадали под блестящими доспехами.

8)Но стоило ему подойти к зеркалу, как все возвращалось на место. 9)В эти минуты он (не)навидел себя за (не)подходящую для рыцаря внешность.

10)Он привык к судьбе (не)удачника. 11)Обычно (не)удачники сердятся на других а он сердился на самого себя.

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1. Глупому сыну и родной отец ума (НЕ)ПРИШЬЁТ.

2. (НЕ)ДОБРОЕ слово больней огня жжёт.

3. (НЕ)ДОПУСТИВ меня ближе, лисица бросилась в воду.

4. Люди, (НЕ)БЫВАВШИЕ на Камчатке, не могут представить всей красоты утра.

5. Мне НЕ(О)К0М было даже пожалеть в этот день.

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1. Никита гулял по улицам, ни о чём (НЕ)ДУМАЯ.

2. Список книг оказался далеко (НЕ)ПОЛНЫЙ.

3. Большая часть травы на лугу ещё (НЕ)СКОШЕНА.

4. Новая книга оказалась (НЕ)УДАЧНОЙ.

5. Времени всегда катастрофически (НЕ)ХВАТАЕТ.

№ 1Проявить (не)вежество, (не)забываемые дни, (не)ряшливый вид, (не)брежныйпо-черк,( не)навидеть врага, второй день (не)настья, долго(не)домогать, (не)взирая на опасность, (не)доумевающий взгляд, (не)годовать на себя, (не)сравненная красота.

№ 2(Не)точность в ответе, (не)опрятный на вид, ничуть (не)вкусная конфета, (не)приветливость в обращении, (не)серьезность характера, (не)дорогая вещь, терпеть (неправду), отнюдь (не)красивый поступок, далеко (не)красавица, вовсе (не)высокий дом.

№ 3(Не)хотел заниматься, (не) прочитал статью, (не)мог выполнить, (не)успев догнать, задача (не)решена, долго (не)считая , дверь (не)открыта, (не)услышал ответ, (не)заметив друга, дорога (не)вымощена.

№ 4Писали (не)легкий, а трудный диктант; (не)враг, а друг; (не) добрый, а злой; (не)законченное, а начатое собрание; (не)разбросанные, а аккуратно сложенные рюкзаки; украшает человека (не)лень, а труд; (не)дорогая, но надежная палатка; (не)широкая, но глубокая река.

№ 5(Не)продуманный план, (не)продуманный вовремя план, (не)замеченная ошибка, (не)замеченная учителем ошибка, (не)отремонтированная лестница, (не)прекращавшийся всю ночь дождь, (не)забываемое впечатление, (не)видимый мной мир, (не)содержащая газов вода.

№ 6(Не)кому помочь в деле, (не)(с)(кем) поделиться мыслями, (ни)кто не замечает проблемы, получил (не)сколько писем, (ни)чего не узнал о друге, (не)(у)(кого)спросить задание, сегодня (ни)(о)(чем) не думал, (ни)сколько не удивился.

Творческое задание. Напиши несколько правил или советов, которые помогут тебе и твоим одноклассникам жить в согласии. Можно использовать следующие слова и словосочетания: (не) подумав; (не) отвечай; (не)оскорбляй, (не)вежа, (не)приветливое обращение; (не)знающий правил поведения; (не)доставляй (не)приятности; (не)критикуй; (не)справедливая оценка; (не)равнодушное, а искреннее отношение; (не)лицо, а душа.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тема: Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи".

Пословица недаром молвится. ”

Образовательная : повторить и закрепить обобщенный теоретический материал по теме “Правописание НЕ с разными частями речи”, отработать приёмы разграничения НЕ – части корня, НЕ - приставки и НЕ - частицы, уметь применять правила о слитном и раздельном написании НЕ при выполнении практических заданий;

Развивающая : продолжить развитие познавательного интереса к русскому языку, уметь анализировать, обобщать полученные знания, аргументировать свои высказывания, развить у учащихся рациональные приёмы умственной деятельности при повторении и закреплении знаний и умений, формировать активное участие в процессе обобщения материала;

Воспитательная : продолжить формирование системы духовных ценностей и ориентиров на основе разбираемых примеров – пословиц и поговорок, кладезя народной мудрости..

I. Организационный момент.

II. Повторение.

- Наш урок мы начнём с повторения изученного по теме “Н и НН в разных частях речи” (используется раздаточный материал и опорные схемы в папках для индивидуальной работы) – слайд №1.

Задание: записать примеры, раскрыть скобки, объяснить свой выбор:

Заработа(н, нн)ый ломоть лучше краде(н, нн)ого каравая.

Пропуще(н, нн)ый час годом не воротишь.

С умом задума(н, нн), без ума сдела(н, нн)о.

Хороша верёвка дли(н, нн)ая, а речь короткая.

Братская любовь лучше каме(н, нн)ых стен.

- Как называются фразы, которые вы сейчас записали? (пословицы)

- Какое правило необходимо вспомнить, чтобы правильно записать слова со скобками? (Н и НН в различных частях речи – объяснение орфограмм в записанных пословицах)– слайд №3 “Проверьте себя!”.

- Объясните смысл понравившейся вам пословицы.

III. Работа над темой урока.

- Запишите тему сегодняшнего урока

Слово учителя о целях и задачах урока.

- Частица НЕ – одно из самых употребительных слов русского языка и безусловный чемпион по количеству связанных с ним орфографических ошибок. - Давайте вспомним, чем может быть НЕ в разных случаях.

Он такой не вежда.

Не громкий звук раздался в тишине.

Куртка была не дорогая, а дешовая.

- Итак, чем является НЕ в этих примерах?

IV. Закрепление.

- Замените развёрнутое описание одним словом с НЕ-(слайд №10).

То, чего не было и не бывает в действительности, вымысел, выдумка (небылица);

Детская игрушка, которую невозможно уложить, Ванька-встанька (неваляшка);

Грубый, невоспитанный человек (невежа);

Необразованный, малосведущий человек (невежда);

Отсутствие удачи, ряд неудач, преследующих кого-то (невезение);

Неблагоприятные, тяжёлые обстоятельства (невзгоды);

Раб, обычно из пленников (невольник);

Отсутствие свободы, рабство (неволя);

Тот, кто не может долго усидеть, пробыть на одном месте (непоседа);

Человек, который всё делает плохо или не умеет делать что-либо (неумеха);

Военный противник, враг (неприятель).

- Почему все эти слова написаны слитно сНЕ-?

- Вновь обращаемся к нашим сегодняшним помощникам – пословицам и поговоркам.

Выборочный диктант (1-я группа выписывает пословицы, где НЕ пишется слитно, 2-я группа – НЕ –раздельно) – слайд №11.

Без пословицы (не)проживёшь. (Не)гордись званием, а гордись знанием. Друг познаётся в (не)счастье. Красна дружба (не)лестью, а правдой и честью. У (не)ряхи да (не)пряхи нет и путной рубахи. Учён, да (не)умён, вполцены он. За учёного двух (не)учёных дают, да и то (не) берут. Мелет день до вечера, а послушать (не)чего. Человек (не)учёный, что топор (не)точёный: можно таким дерево срубить, да трудов много. (Не)давши слова – крепись, а давши – держись. (Не)вежду никакими лекарствами (не) вылечишь. (Не)убив медведя, шкуры (не)делят. (Не)доброе слово больней огня жжёт. Человек, (не)умеющий говорить, кулаком пугает. Тот идёт вперёд, кто (не) боится (не)взгод. (Не)ошибается тот, кто ничего (не)делает.

- Какие пословицы попали в оба варианта? Почему? (у каждого варианта получится по 9 предложений)

- Синтаксический разбор предложения (2 человека работают за доской +сверка с доской):

1 вариант: Не убив медведя, шкуры не делят. (Повеств., невоскл., прост., односост., осложнено обособленным обстоят., выраж. дееприч. оборотом, распр.)

2 вариант: Человек, не умеющий говорить, кулаком пугает. (Повест., невоскл., прост., двусост., осложнено обособленным определением, выраж. причастным оборотом, распр.)

Задание 2. Зрительный выборочный диктант (выписать словосочетания, объяснить написание)

* ( Не ) знаю большего удовольствия, чем идти по ( не )знакомым дорогам к какому-нибудь лесному озеру.

* Вот откуда-то доносится тревожный крик ( не )уснувшей птицы или раздается звук, похожий на чей-то голос.

* Хорошо по жизни пронести счастье, ( не ) затронутое пулей, верность, ( не ) забытую в пути.

* Книга - это могучее оружие. Умная и вдохновенная книга ( не )редко решает судьбу человека (В. Сухомлинский).

* (Не)вежду лекарствами не вылечишь.

* Куплен (не)дорогой, но красивый материал.

* Повесть написана вовсе (не)известным молодым писателем.

- Объясните значение слов вдохновенный, невежда.

Вдохновенный - возвышенный, выражающий подъем творческих сил.

Невежда- человек, который мало знает, необразованный.

Невежа – грубый, невоспитанный человек

- Итак, мы ещё раз повторили правила “Правописание НЕ с разными частями речи” для того, чтобы безошибочно выполнить диагностирующую контрольную работу. Оцените свои знания по теме и выберите вариант для контроля. (дифференцированный подход: 1 вариант - для сильных учащихся, 2 - для средних, 3- для менее подготовленных. Работу выполняют на листочках с заданиями.)

Выписать словосочетания. Определить часть речи, объяснить написание.

(Н…)ожиданно послышалось (н…)громкое пение. Где-то (н…)близко пела женщина. Егорушка оглядывался и (н…)понимал, откуда эта странная песня. Ему стало казаться, что это пела трава. В своей песне она искренно убеждала кого-то, что она (н…)в чем (н…)виновата, что солнце выжгло ее понапрасну; она уверяла, что ей страстно хочется жить, что она еще молода и была бы красивой, если бы (н…)зной и (н…)засуха: вины (н…)было, но она все-таки просила у кого-то прощения и клялась, что ей (н…)выносимо больно, грустно и жалко себя.

Определить часть речи, объяснить написание.

Не..порученное никому дело, не.. тронется с места, не.. вспахано, не.. прекращающийся всю ночь, не..засеянное поле н.. зеленеет, не..забываемое впечатление, не..сказанное слово, не.. хвали не.. испытанного в деле, не..хоженые тропы, ни.. в.. чем не.. замешан, ни..кто не.. знает, ни..чего не.. помня, не..сжатая рожь.

Далеко не умен, не засохшие цветы, а живой, невеселый, неразумность, недомогать, некошеный, никем не замеченный, незамерзающий, не обращаясь, не знаю, не закончен, не с кем.

Образец: “далеко не умен” - есть слово “далеко” (конструкция “далеко не”) - пишется раздельно; “невеселый” - прилагательное, пишется слитно.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок русского языка в 8 классе

Тема урока: Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи.

воспитательная: воспитание самостоятельности, чувства ответственности и коллективизма.

- предметные: осознать необходимость изученных орфограмм для дальнейшего использования в речи и речевых ситуациях; закрепить изученные орфограммы, формировать орфографическую зоркость; научить находить орфограммы в различных видах текстов (песенных, стихотворных и т.д.); формировать умения и навыки определения морфем и частей речи; выполнить и проверить задания на закрепление изученного.

- метапредметные: сформировать умение искать и выделять необходимую информацию из различных источников, учитывая детали поставленной задачи; сформировать умение выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения, ставить цель и планировать пути ее достижения, осуществлять самоконтроль и самооценку, корректируя свои результаты; сформировать умение проявлять активность во взаимодействии с одноклассниками и учителем для решения коммуникативных и познавательных задач.

- личностные: ориентация на моральные нормы и их выполнение,

зрительное, вербальное восприятие музыки, воспитание духовно-

нравственного потенциала посредством литературы и изобразительного искусства.

Формирование УУД на уроке.

Регулятивные УУД: развивать умения принимать участие в обсуждении и формулировании цели конкретного задания; принимать участие в обсуждении и формулировании алгоритма выполнения конкретного задания (составление плана действий); выполнять работу в соответствии с заданным планом (Мозговой штурм); участвовать в оценке и обсуждении полученного результата; осуществлять самоконтроль и самооценку, корректируя свои результаты (аукцион знаний).

Коммуникативные УУД: развивать умения работать в команде разного наполнения (паре, целым классом); вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов; активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке; работать консультантом и помощником для других ребят; ясно формулировать вопросы и задания к пройденному на уроках материалу (синквейн); ясно формулировать ответы на вопросы других учеников и педагога; участвовать в обсуждениях; ясно формулировать свои затруднения, возникшие при выполнении задания; не бояться собственных ошибок и участвовать в их обсуждении.

Личностные УУД: понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач; быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению; понимать духовно-нравственный смысл изучаемого материала.

Тип урока: урок общеметодологической направленности. Направлен на повторение учащимися пройденного материала 5-7 классов и подготовку к письменным проверочным работам (диктантам, сочинениям, изложениям).

Оборудование: мультимедийный проектор, учебник, раздаточный материал, оценочные карты для райтинга.

1.Приветствие. Знакомство. Организационный момент. (на доске – число)

2.Определение темы урока.

Слайд 1. Не выучил – не делай,

Не знаешь – не спеши.

-Как вы считаете, в каком двустишии мысль звучит более глубоко и имеет для вас больше смысла? (Конечно, в первом, можно также ответить поговоркой – ПОСПЕШИШЬ – ЛЮДЕЙ НАСМЕШИШЬ.)

-Я думаю, вы уже догадались, о какой части речи, маленькой, но очень важной, пойдёт речь сегодня на уроке? (О частице НЕ, и не только о частице, так как НЕ может быть и частью корня, и приставкой. Об этом мы и поговорим сегодня на уроке).

Запишите дату и тему урока в тетради:

Слайд 2. Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи.

3.Актуализация опорных знаний учащихся.

Слайд 3. и раздаточный материал Слышал я: в одной стране

Люди там живут радивы

И казисты всем на диво.

Хоть работы впроворот,

Вмоготу им спать весь год.

А вдомек, что это гоже.

А на улицах всё то же:

Чаянно толкнут любого

И взначай пихают снова.

А чтоб было вам повадно,

Обругать вас могут щадно.

Если ж встретятся друзья,

То друзьям подраться льзя.

Вот такие все там вежды.

Что касается одежды -

Очень ряшлива, приглядна,

И поэтому нарядна.

И довольны все вполне

Вот какую я былицу

-Обменяйтесь тетрадями, проверим записанные слова и посчитаем первые баллы. (Максимум -15).

4.Работа над темой урока.

-Итак, все записанные вами слова пишутся с НЕ слитно. Какое правило о правописании подобных слов вы учили?

-На правописание каких частей речи данное правило распространяется?

Слайд 4. Некоторые слова без НЕ не употребляются:

1. Распределительный диктант.

-Вы учили правила правописания НЕ с этими частями речи, давайте закрепим. К доске пойдут двое желающих. (Делим доску на две части: СЛИТНО/ РАЗДЕЛЬНО). Я диктую слова, ребята у доски выбирают и записывают только в свои колонки, класс распределяет в две колонки одновременно и рядом помечает, какой частью речи является слово. После проверим.

Ненастная погода, невесёлый мальчик, не глубокий, а мелкий, не друг, а враг, поступил нехорошо, красивая незабудка, не обращая внимания, неприятное известие, некого спросить, не с кем дружить, негде спрятаться, неинтересно смотреть.

-Итак, что получилось? (Учащиеся у доски проверяют, в классе взаимопроверка).

Слайд 5. (Максимум – 12 баллов.)

-Давайте обратим внимание на слова НЕКОГО и НЕ С КЕМ. К какой части речи они относятся?(местоимения). Кто вспомнит разряд данных местоимений? (отрицательные). Почему слово НЕКОГО мы пишем слитно, а НЕ С КЕМ раздельно? Кто вспомнит правило? (бонусы)

Слайд 6. Правило.

2.Работа с учебником.

Упражнение № 32 (выполняем устно, цепочкой, по одному слову).

Это же упражнение берётся как ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

3.Слайд 7. Физминутка.

-Как вы знаете, наши предки были людьми очень мудрыми, поэтому оставили после себя богатое наследие в форме устного народного творчества. Какие малые жанры УНТ самые популярные и наиболее употребляемые нами в речи?

(Бонус ответившему). Конечно, это пословицы и поговорки. И следующее задание:

А)Что написано пером 1) не воин.

Б)После драки 2)не вырубить топором.

В)Кто не работает 3) кулаками не машут.

Г)Семеро одного 4)тот не ест.

Д)Один в поле 5)не ждут.

Ключ: А-2, Б-3, В-4, Г-5, Д-1.

Самопроверка, выставление баллов.

5.Закрепление изученного материала. Тренировочные упражнения.

-Итак, мы говорили уже о том, что НЕ может быть не только служебной частью речи – частицей, но и приставкой, и частью корня.

- Следующее задание на внимательность. Прослушайте 6 отрывков из песен, выпишите только слова с НЕ, распределяя их в три колонки:

часть корня приставка частица

Песня будет звучать только один раз, будьте максимально внимательны, задание стоит очень много баллов. После записи – взаимопроверка, запись баллов.

1.Всем и каждому.

Слайд 10. Правильные ответы:

часть корня приставка частица

нельзя немало не держу

неуклюже неясно не шкаф

непогожий не музей

(по 2 балла за каждое записанное слово, +5 баллов за правильное распределение по колонкам)

Пофантазируйте и подберите 3-4 слова или словосочетания с НЕ любых частей речи, которые были бы уместны при описании этой картины.

( не в силах, не с кем, невесёлая, неглубокая, нехорошо, не волнуется, не обращает внимания, некого позвать на помощь, некому пожаловаться)

(По 1 баллу за слово)

Слайд 12. В этом году наша Республика отметила 75-ю годовщину со дня освобождения Луганщины от фашистских захватчиков. Я предлагаю вам составить 1 предложение на эту тему, используя слова с НЕ.

6.Подведение итогов урока.

Составление словесного портрета частицы НЕ.

- Давайте представим, что частица - живой человек. Какой вы её видите внешне и с каким характером?

- Попробуем вместе составить синквейн по сегодняшнему уроку.

Слайд 13. Итак, частица НЕ:

КАК РАБОТАЕТ ЧАСТИЦА?

КАКОЙ ВЫВОД СДЕЛАЛИ В КОНЦЕ УРОКА?

7.Выставление оценок за урок. Райтинг.

1)ВНИМАНИЕ! ЧЁРНЫЙ ЯЩИК! (музыка)

В чёрном ящике находится записка с именем литературного персонажа, которое без НЕ не употребляется!

(Подсказки: был на Луне, одного из его друзей звали Цветик, у него была большая голубая шляпа)

-Кто помнит автора , создавшего этот персонаж? (его придумал Николай Носов)

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока - игры на тему "Правописание частицы не с разными частями речи", которая позволит в увлекательной форме повторить и обобщить слитное и раздельное написание не с именами существительными, прилагательными, наречиями, глаголами, деепричастиями и причастиями. Если класс большой, можно разделить на несколько групп, можно и каждый сам за себя.

ПЛАН – КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Правописание НЕ с разными частями речи.

Игра – соревнование.

Максимова Галина Васильевна,

учитель русского языка и литературы

Батыревского района

Тема: Правописание НЕ с разными частями речи

1. вспомнить и систематизировать правила

слитного и раздельного написания НЕ с

разными частями речи;

2. совершенствовать соответствующие

орфографические умения и навыки;

3.развивать познавательные интересы учащихся.

Оборудование: Компьютер, мультимедиапроектор, карточки с заданиями, фигурки квадратные и кружочки, презентация.

Ход занятия:

1.Оргмомент :

Ребята, сегодня у нас необычное занятие, мы должны с вами работать в дружной команде и показать все свои знания о правописании не с разными частями речи, а также повторить и закрепить знания о фразеологизмах и пословицах. Урок проведем в форме соревнования между двумя командами.

2. Игра – соревнование

Правописание НЕ с существительными, прилагательными, наречиями на –о, -е

- Ребята, давайте вспомним, слова каких частей речи с НЕ пишутся одинаково?

(Сущ., прил, наречия на о, -е.)

- Когда существительные, прилагательные и наречия на –о,-е с НЕ пишутся слитно? А когда раздельно?

Итак, начинаем соревнование, желаю вам успехов!

1 задание – Вы должны выбрать слитное или раздельное написание НЕ и поставить крестик в нужный квадратик

(Не) правдой весь свет пройдешь, да назад не воротишься.

То (не) беда, коли во двор взошла, а то беда, как со двора не идет.

Читайте также: