Педагогическое общество в школе

Обновлено: 02.07.2024

Сетевые педагогические сообщества - новая форма организации самообразования учителей. Участие в профессиональных сетевых объединениях позволяет педагогам, живущим в разных уголках одной страны и за рубежом, общаться друг с другом, решать профессиональные вопросы, реализовывать себя и повышать свой профессиональный уровень.

ВложениеРазмер
katalog_pedagogicheskikh_soobshchestv.docx 31.36 КБ

Предварительный просмотр:

Каталог сетевых педагогических сообществ

Сетевые педагогические сообщества - новая форма организации самообразования учителей. Участие в профессиональных сетевых объединениях позволяет педагогам, живущим в разных уголках одной страны и за рубежом, общаться друг с другом, решать профессиональные вопросы, реализовывать себя и повышать свой профессиональный уровень.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Усова Ольга Егоровна учитель начальных классов

МКОУ Подойницынская СОШ, Балейский район

Педагогические сообщества. Нужны ли они современному педагогу?

Пространство, на котором развивается образование, постоянно меняется, но главным стратегическим и технологическим ресурсом остается учитель. Именно от его интеллекта, профессионализма, системы его нравственных ценностей, профессиональной культуры зависит качество отечественного образования. Высокие требования к профессиональной культуре педагогов определяют необходимость повышения квалификации учителя. С задачей переподготовки педагогов успешно справляются институты повышения квалификации работников образования. Однако, кроме курсов повышения квалификации, педагогу необходимо постоянное профессиональное совершенствование, укрепление профессионального мировоззрения.

Возможно ли повышение профессиональной культуры и непрерывного образования учителя в процессе осуществления педагогической деятельности в школе?

Я считаю, что одним из путей повышения профессиональной культуры учителя в межкурсовой период являются педагогические сообщества.

Прежде чем начать говорить о педагогическом сообществе хотелось бы определить, а что мы понимаем под понятием профессиональное сообщество.

Профессиональное сообщество - это группа людей из двух и более человек, которые регулярно вступают между собой в коммуникацию (лично или виртуально) с целью обмена опытом и практиками, выработки знаний и поиска новых, более эффективных подходов к решению поставленных перед ними профессиональных задач.

Профессиональное сообщество отличается от сообщества, сформированного по интересам или географического сообщества, наличием общей разделяемой участниками практики, используемой в повседневной профессиональной деятельности. Члены сообщества объединены совместной активностью (от бесед в обеденный перерыв до решения сложных проблем в специально отведенное время) и знаниями, приобретенными в результате участия в этой активности.

В нашем случае речь идет о педагогическом сообществе.

Задачи педагогических сообществ:

- организация взаимодействия всех участников образовательного процесса ОУ; - создание базы данных по материалам, используемым в учебном процессе, а также опыту их применения на уроках и во внеклассной деятельности;

- методическая поддержка молодых педагогов;

- знакомство с современными учебными и методическими материалами;

- внедрение в образовательный процесс инновационных технологий;

- организация и проведение семинаров, мастер-классов, олимпиад и конкурсов среди всех участников образовательного процесса;

- организация и взаимодействие методистов, педагогов, родителей, учащихся с целью повышения эффективности образовательного процесса.

Принципы педагогических сообществ:

мотивация педагогов к участию в работе сообщества;

создание эмоционально положительного тона общения;

стремление к тому, чтобы в сообществе преобладало продуктивное взаимодействие, то есть способствующее профессиональному и личностному развитию участников сообщества;

Каждый учитель может являться членом любого педагогического сообщества. Деятельность педагога в профессиональном сообществе осуществляется через руководство или участие в работе профессиональных сообществ ОУ (методическое объединение, творческая экспериментальная группа и др.), а также работу в районных, городских и окружных профессиональных педагогических сообществах. Огромная роль в настоящее время принадлежит сетевым педагогическим сообществам, т.к. это - одна из возможностей глобального общения, преодолевающая время и расстояния. Это и обмен знаниями, который далеко выходит за рамки одного ОУ и позволяет оценить свой уровень, сравнить свои методики с другими, приобрести опыт и постоянно пополнять собственный банк знаний и педагогических умений.
Мы должны понять и принять информационное пространство. Наши ученики зачастую знают и умеют больше нас, и в информационных технологиях мы не можем отстать от них, и, что самое опасное, негативно относиться к интерактивной среде в Интернете. Теперь пришло время научиться использовать ее для эффективного обучения.

Нужно ли включаться в работу педагогических сообществ? Давайте посмотрим, какие положительные эффекты можно получить, участвуя в профессиональных объединениях.
Во-первых, обсуждая с коллегами проблемы, с которыми сталкиваемся в своей педагогической практике, мы имеем возможность найти оптимальные пути их решения.

Во-вторых, обобщая свой опыт, знакомясь с работами коллег, принимая участие в их обсуждении, мы не только повышаем свой профессиональный уровень, но и делаем более эффективным образовательный процесс. Кроме этого, с одной стороны, это возможность самовыражения, а с другой - разрешение собственных сомнений в верности выбранных методов и педагогических находок в процессе обсуждения с коллегами.

В-третьих, возможность повысить свою квалификацию можно не только не нарушая учебный процесс, но и выбирая именно те курсы и программы, которые являются наиболее актуальными на данный момент. Ну и конечно не нужно забывать про участие в различных Интернет - конкурсах, проектах, олимпиадах, когда не выезжая из своего региона, мы можем принять участие в профессиональных конкурсах не только Всероссийского масштаба, но и мирового. Все это позволяет нам расти профессионально.

Таким образом, необходимость педагогических сообществ на сегодняшний день не вызывает сомнений, т.к. для самоопределения, самообразования, самоутверждения, профессионального роста педагога очень важно общение среди своих коллег. Педагоги участвуют в деятельности своих профессиональных сообществ потому, что это полезно для их профессионального развития, в подавляющем большинстве случаев испытывая от этого участия моральное удовлетворение. При этом в половине случаев участие в сообществе поднимает самооценку педагога, а также приносит финансовую выгоду.

добровольные объединения педагогов — учителей, деятелей педагогической науки и др. работников народного образования, имеющие целью участие в разработке актуальных проблем теории и практики обучения и воспитания.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

Полезное

Смотреть что такое "Педагогические общества" в других словарях:

Общества педагогические и просветительные — общественные организации в области образования. В России до 1917 действовали общества просветительские, имеющие целью развитие образования в целом; научно педагогические, разрабатывавшие вопросы теории и практики образования; профессиональные … Педагогический терминологический словарь

Общества — I Содержание статьи: Общий обзор. О. Антропологические. О. Астрономические. О. Библейские. О. Геологическое и минералогическое. О. Естествоиспытателей. О. Литературные. О. Математические. О. Медицинские. О. Музыкальные и сценического искусства. О … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

ОБЩЕСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ в России — В России до 1917 обществ. пед. орг ции можно условно разделить на 3 осн. типа: просветительские и др., содействовавшие развитию образования в целом и отд. его видов; науч. педагогические, разрабатывавшие вопросы теории и шк. практики; проф.… … Российская педагогическая энциклопедия

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УЧИЛИЩА — образовательные учреждения среднего профессионального образования (сюда относятся также педагогические лицеи и колледжи), обеспечивающие кадровые потребности дошкольных учреждений, начальной и основной средней школы; имеют статус юридического… … Профессиональное образование. Словарь

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ — совокупность теоретических и практических дисциплин, направленных на разработку концепций эффективного образования и воспитания различных слоев населения общества в соответствии с накопленными традициями, возможностями (материальными, кадровыми и … Философия науки: Словарь основных терминов

Педагогические чтения — периодически проводимые совещания педагогов учителей, деятелей педагогической науки и др. работников народного образования, представителей общественности, имеющие целью обобщение и распространение передового педагогического опыта. В СССР… … Большая советская энциклопедия

Журналы педагогические — В России материалы по педагогическим проблемам с 18 в. печатались в литературных и политических журналах (в т.ч. в изданиях Н.И. Новикова, который ввёл в журнал Прибавления к Московским ведомостям (1783 84) самостоятельный педагогический… … Педагогический терминологический словарь

Фребелевские общества — в России, общества деятелей дошкольного воспитания, ставившие целью распространение системы Ф. Фребеля (См. Фребель). Создавались с 70 х гг. 19 в. в ряде крупных городов Петербурге, Киеве, Харькове, Одессе, Тбилиси и др. Ф. о. открывали… … Большая советская энциклопедия

Музеи педагогические — учреждения культуры, осуществляющие сбор, изучение и хранение памятников культуры и документов в сфере образования и педагогики. В России до 1917 М.п. создавались при учебных округах, дирекциях и инспекциях народных училищ, учреждались… … Педагогический терминологический словарь

Ко­мис­сия Педагогического ообщества по уст­рой­ст­ву об­ще­об­ра­зо­ват. экс­кур­сий (председатель - А.М. Ми­ро­нов) вы­сту­пи­ла од­ним из пио­не­ров в ор­га­ни­за­ции учеб­ных экс­кур­сий для уча­щих­ся в Рос­сии, с 1902 года - и для учи­те­лей. Ко­мис­сия по уст­рой­ст­ву чте­ний для уча­щих­ся (А.Д. Ал­фё­ров) про­во­ди­ла на­учные лек­ции. С 1901 года общество уст­раи­ва­ло цик­лы пуб­лич­ных лек­ций в Московском университете, в 1902 году для это­го бы­ло соз­да­но Лек­ци­он­ное бю­ро (С.Г. Смир­нов). В 1903 году в гим­на­зии имени Г.П. Ше­ла­пу­ти­на от­крыт по­сто­ян­ный от­дел Пе­да­го­гического му­зея Пе­да­го­ги­чес­ко­го об­щест­ва.

Исторические ис­точники:

От­чет о дея­тель­но­сти Пе­да­го­ги­че­ско­го об­ще­ст­ва… за [1898/9-1904 год]. М., 1904;

Во­про­сы вос­пи­та­ния и обу­че­ния. Тру­ды Пе­да­го­ги­че­ско­го об­ще­ст­ва… М., 1900-1904. Вып. 1-2.




В последние годы стремительно развиваются телекоммуникационные технологии. Благодаря этому формируются качественно новые объединения. Сетевые педагогические сообщества – группы специалистов, работающих в одной проблемной или предметной сфере. Рассмотрим их подробнее.

педагогические сообщества

Сетевые педагогические сообщества обеспечивают:

  1. Формирование единого информационного поля, доступного для каждого специалиста. коммуникации на любые интересующие темы.
  2. Инициацию виртуального взаимодействия для создания условий для реального общения.
  3. Обмен опытом.
  4. Распространение эффективных практик.
  5. Поддержку инициатив.

Характеристика

Социально-педагогические сообщества – особая форма организации виртуального взаимодействия. Участие в них позволяет специалистам, находящимся в разных регионах страны и за ее пределами, обмениваться опытом, решать разнообразные вопросы, реализовывать свой потенциал, расширять свои знания. В Интернете имеет место не только взаимодействие с коллегами, но и с детьми. В рамках коммуникации преподаватели организуют учеников для участия в виртуальных викторинах, олимпиадах, конкурсах. За счет постоянного взаимодействия у детей развивается интерес к предметам, творчеству, коллективной деятельности.

Классификация

Педагогические интернет-сообщества бывают моно-, над- и мультипредметными. Объединения организуются на муниципальном, региональном, федеральном или школьном уровнях. Деятельность педагогических сообществ осуществляется в разных формах. К основным из них относят:

  1. Дистанционное образование.
  2. Обучающие семинары.
  3. Виртуальные конференции.
  4. Конкурсы.
  5. Акции.
  6. Проекты.
  7. Виртуальные вечеринки.
  8. "Мастерские" (мастер-классы).
  9. Опросы.
  10. Обсуждения в чате.
  11. Телеконференции.
  12. Фестиваль проектов и так далее.

Эффективность

Как показывает практика, в профессиональные педагогические сообщества входят специалисты высшей и первой квалификационных категорий, учителя-методисты, победители ПНПО. Их присутствие позволяет сформировать особую тьюторскую систему. В ее рамках используются разнообразные мастер-классы, консультации, презентации, выполняются экспертизы материалов коллег, проводятся авторские курсы по повышению квалификации. Учитель, размещая свои проекты, получает не только оценку, но и помощь других специалистов. Научно-педагогическое сообщество позволяет каждому участнику самостоятельно выбрать индивидуальную траекторию роста. Взаимодействие с коллегами крайне важно для саморазвития. Зачастую преподавателям не хватает для этого времени. Педагогические сообщества ДОУ , школ, вузов помогают специалистам взаимодействовать друг с другом. В таких объединениях можно найти множество единомышленников. Несомненно, педагогические сообщества - качественно новая форма взаимодействия участников процесса, позволяющая оперативно найти нужную информацию, получить своевременную консультацию у разных специалистов. Для преподавателей такие объединения являются обширным пространством для творчества.

сообщество педагогических работников

Формирование умений

Педагогические сообщества воспитателей и преподавателей наполнены разными объектами, ситуациями, материалами, которые помогают специалистам думать по-новому, развивать в себе разные умения. Участие в объединениях способствует формированию:

  1. Совместного мышления. Творческая, учебная, познавательная деятельность преподавателей изначально обладает коллективным характером. Переход от эгоцентричности к пониманию роли других индивидов – важный этап личностного развития.
  2. Толерантность. Важно воспитать людей, способных посмотреть на явление с другой стороны, понять позицию и мнение другого человека.
  3. Освоение децентрализованных моделей. Участники не должны синхронно находиться в одном месте и в одно время. Каждый индивид – член сообщества – может совершать привычные ему операции.
  4. Критичность мышления. Коллективное взаимодействие людей, которые готовы оценивать и изменять гипотезы, имеет определяющее значение при проверке гипотез, теорий, поисках ошибок. Учащихся можно погрузить в среду, где критическое обсуждение является обязательным.

Распространенность

Создание педагогического сообщества – дело в целом несложное. В настоящее время существует около активных 30 объединений. Все они имеют свои отличительные черты. Педагогические сообщества различаются по методам, стилю взаимодействий, целевым установкам. В некоторых случаях объединения ориентированы на противоположные аудитории.

"Мое образование" (педагогическое сообщество)

"Педсовет"

Перед началом года специалисты приглашаются на виртуальный педагогический совет. Количество участников постоянно растет. Это педагогическое сообщество учителей позволяет не только общаться с коллегами, но и с авторами учебников, методических материалов. Специалисты участвуют в обсуждении наиболее актуальных вопросов, предлагают свои проекты, оценивают друг друга. Цель платформы состоит в популяризации деятельности педагогов в сети, формировании и активизации аудитории. Специалисты могут размещать свои проекты, участвовать в конкурсах, обсуждать вопросы на форумах, вести блог.

мое образование педагогическое сообщество

Сеть творческих учителей

Этот проект считается крупнейшим в стране. Это педагогическое сообщество учителей , методистов, победителей ПНПО. Основными формами взаимодействия являются мастер-классы, конкурсы, фестивали, семинары, тематические форумы. В рамках проекта формируются творческие группы по различным направлениям. Здесь можно найти различные материалы, ссылки на другие ресурсы, касающиеся использования программного обеспечения и ИКТ, статьи и публикации. Кроме этого, специалисты могут получить и юридическую помощь.

Основные направления

  1. Организацию виртуального взаимодействия участников педагогического процесса. В рамках проекта формируется база по программным продуктам и опыту их применения не уроках и вне занятий. Специалисты получают методическую поддержку коллег в области ИКТ.
  2. Презентацию инновационного программного обеспечения, сопутствующих информационных материалов.
  3. Дистанционное обучение.
  4. Формирование и сохранение единого информационного поля. Это достигается благодаря активному обмену опытом между специалистами разных регионов страны, а также за счет внедрения механизмов открытой оценки профессионального опыта педагога.
  5. Обеспечение вхождение отечественных преподавателей и школ в международные группы новаторов, способствующих повышению эффективности процессов на основе применения ИКТ.

"Открытый класс"

Этот проект реализуется при поддержке Национального фонда кадровой подготовки. Задачи платформы заключаются в поддержке процессов школьной информатизации, профессионального роста сотрудников, широкого распространения различных электронных педагогических ресурсов, внедрения и использования методик, модернизации всей системы. "Открытый класс" – площадка для обмена знаниями, общения. Здесь специалисты могут найти ответы на самые разные вопросы, проявить активность, повысить уровень компетенции.

"Интер ГУ"

Это сообщество педагогических работников функционирует на базе Минобрнауки. Оно представляет собой открытую систему самостоятельных, но связанных друг с другом, проектов. К основным ее целям можно отнести:

В проекте предусмотрен банк "Инфотека". Специалисты имеют возможность обсудить проблемы на виртуальном педсовете, получить пояснения по тем или иным темам. Участники могут размещать собственные материалы, оценивать уже имеющиеся публикации.

педагогическое сообщество учителей

RusEdu

"Завуч"

Это профессиональное объединение педагогов. В рамках проекта организуются конкурсы и акции, инициируются обращения к Главе страны, школам, преподавателям. На сайте можно найти публикации, проекты уроков и внеклассных мероприятий. На портале действует большая методическая библиотека. Обсудить актуальные темы можно на форумах. Кроме этого, довольно внушительный объем материала доступен для скачивания. Здесь также можно опубликовать свои разработки. Несомненным достоинством сайта является серьезный подход, основательность при подборе материалов для размещения. Кроме этого, участники сообщества могут получить квалифицированную правовую помощь.

педагогические сообщества воспитателей

"Минобр.орг"

Этот портал не похож на другие педагогические сообщества . Сайт предоставляет множество возможностей не только специалистам, но и детям. Здесь проводятся разнообразны конкурсы для школьников разного возраста, дистанционные олимпиады, федеральные марафоны знаний, открытые фестивали. Педагоги могут стать организаторами этих мероприятий. Родителям и детям предоставляется возможность получить квалифицированную помощь психолога. Для учащихся предусматриваются гранты на обучение в ВУЗе. Лучшие преподаватели крупных городов оказывают услуги по написанию рецензий на творческие проекты школьников.

"Соцобраз"

Ключевой целью платформы является обеспечение объединения усилий всех людей, заинтересованных в том, чтобы школьники получали достойное воспитание и качественные знания, гармонично развивались как личности. На сайте специалисты и родители обмениваются опытом, получают консультации, необходимые рекомендации по интересующим вопросам. Независимо от места нахождения, каждый участник может обсудить актуальные проблемы, пообщаться с психологами, преподавателями, получить доступ к электронным ресурсам.

"Методисты"

Этот проект – часть информационно-образовательного портала RusEdu. Сегодня он формируется множеством сайтов одной тематики. Этот сервис считается крупным шагом в сфере использования ИКТ в преподавательской сфере. В нем сочетаются элементы соцсетей с широкими мультимедийными возможностями. Портал обеспечивает обмен информацией, самореализацию, коммуникацию. На сайте есть форму, чат, блог, диспуты. В сообществе насчитывается больше 30 групп. У каждой из них своя направленность. Например, существуют группы родителей, предметников, классных руководителей и пр. Внутри каждой из них размещаются презентации, проекты уроков, программы. Все материалы доступны для скачивания. В каждом проекте или программе можно найти комментарии автора. Внутри групп ведется активное обсуждение. Специалисты могут публиковать свои разработки. Достоинством портала является то, что для скачивания материалов не требуется регистрация.

деятельность педагогических сообществ

"Про школу"

Этот сайт позволяет каждому преподавателю, ученику, образовательному учреждению, классу представить себя. Здесь сформировано множество предметных клубов. Пользователи могут посмотреть на учебное заведение из космоса, пообщаться с учениками или преподавателями из других школ, опубликовать видео-, фотоматериалы, тексты, презентации. На портале присутствует раздел, в котором предоставлена возможность пройти тесты по предметам. Участники могут размещать свои материалы. У каждого преподавателя есть возможность создать собственную страницу с методическим архивом. Здесь можно собирать выступления и доклады, материалы по внеклассным мероприятиям. Посетителям доступна функция комментирования. Достоинствами портала являются удобный интерфейс, отзывчивость пользователей.

Этот сайт выступает как средство массовой информации. Портал ориентирован на специалистов детских садов, начальной, средней школы, а также дополнительного и профобучения. Между тем родители тоже могут найти здесь много полезных сведений. При размещении материалов педагоги получают свидетельство. Оно может пригодиться впоследствии при прохождении аттестации, повышении разряда, получении гранта и так далее. Публикуя материалы, педагоги не только помогают коллегам, но и самосовершенствуются. На сайте предусмотрена возможность обсуждения проектов, их оценки. После регистрации пользователь получает адрес собственной страницы. Здесь можно разместить проекты уроков, методические материалы, фотографии, вести блог и пр.

Intel Education Galaxy

На этом сайте педагоги-единомышленники общаются друг с другом и с экспертами. Взаимодействие организовывается посредством форумов и блогов. Среди экспертов – тьюторы и методисты, сотрудники Intel, журналисты, внешние консультанты, технические специалисты. Круг обсуждаемых вопросов постоянно изменяется и дополняется. На сайте интересные и полезные материалы найдут для себя теоретики и практики, молодые преподаватели и педагоги со стажем. Здесь же можно посмотреть видеоуроки, презентации, программы. Скачивать материалы можно после регистрации.

"Школьный сектор"

В настоящее время в стране действуют виртуальные сообщества педагогов-предметников. В качестве одного из самых известных объединений выступает "Школьный сектор". В этом сообществе участвуют и дети, и взрослые. Его ключевыми задачами являются информационная и методическая поддержка, реализация непрерывного взаимодействия со школами по обмены и накоплению опыта сетевой работы.

профессиональные педагогические сообщества

E-LearningPRO

Это сообщество направлено на объединение специалистов, связанных со сферой электронного обучения. Каждый пользователь вовлекается в обмен опытом и знаниями проектирования, организации, разработки программ. У участников есть доступ к различным материалам. Здесь можно найти информацию, позволяющую расширить свои познания, улучшить навыки проектирования и организации обучения. Став участником объединения специалисты получают возможность:

  1. Взаимодействовать с коллегами, решающими аналогичные задачи.
  2. Получать электронные книги, документы, материалы по электронному образованию бесплатно.
  3. Участвовать в разработке новых методик.
  4. Получать уведомления о конференциях, вебинарах.

"Мир конкурсов"

Этот портал считается одним из лидеров в области организации и проведения разнообразных виртуальных творческих и интеллектуальных состязаний как на территории страны, так и в государствах ближнего зарубежья. Каждое дистанционное мероприятие – очередной шаг к вершине знаний, развитию, успеху. На сайте представлено множество различных проектов, среди которых специалист может выбрать наиболее подходящий для младших или старших школьников. Задания направлены на всестороннее исследование предмета, развитие мышления, логики, креативности, фантазии. Стоит сказать, что выполнять их можно как в школе, так и дома. Участникам и победителям дают дипломы, грамоты, которыми можно пополнить свое портфолио. Лучшие работы выставляются в Галерее.

Читайте также: