План урока по теме размножение организмов

Обновлено: 30.06.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Предмет: Биология. Класс: 9 19.11.2018.

Тема урока№18: « Размножение и развитие организмов.

Тип урока : Изучение нового материала.

Цель урока: охарактеризовать размножение как один из этапов индивидуального развития организмов , повторить основные форм размножения и типы развития организмов.

Задача урока: сформировать знания о размножении организмом, его биологическом значении, о способах размножения, оплодотворения, эмбриональном и постэмбриональном развитии.

Образовательные задачи: расширить и систематизировать знания об основных формах и способах размножения и развития организмов.

Развивающие задачи : способствовать развитию навыков аргументированного выступления, логического мышления, анализа литературы, сравнения, продолжить развивать кратковременную память и навыки самостоятельной, учебной работы (составление опорных конспектов, таблиц и схем, работа в группах).

Воспитательные задачи: формирование умений применять полученные знания на практике (выявлять пути использования знаний о размножении и индивидуальном развитии в народном хозяйстве, здравоохранении), проводить экологическое воспитание путём показа значения размножения организмов для сохранения численности популяций,

Основные понятия урока : размножение — бесполое, половое, вегетативное, онтогенез, оплодотворение.

Деятельность учащихся : работа с текстом учебника

1. Организационный момент.

2. Мотивация и ориентировка.

Учитель. Как вы думаете о чем говорится?

-Все живое рождается, растет, развивается, оставляет потомство, стареет и умирает.

-Жизнь каждого отдельного существа ограничена, но жизнь на Земле

продолжается уже миллионы лет.

Учитель. -О каком свойстве живых организмов идёт речь?

Учитель. Скажите пожалуйста, если бы не было размножения, были бы на Земле: растения, животные, грибы, микроорганизмы и мы, люди?

«Каждую секунду на Земле гибнут десятки тысяч организмов. Одни от старости,

другие из-за болезней, третьих съедают хищники. Мы срываем в саду цветок, наступаем случайно на муравья, убиваем укусившего нас кома­ра, ловим на озере щуку.

Каждый организм смертен, поэтому любой вид должен заботиться о том,

чтобы его численность не уменьшалась.

Вывод: размножение – это единственный путь к бессмертию,

Задачи урока:

раскрыть сущность понятия…

расширить представления о…

научиться выделять … размножения.

3.Актуализация знаний

- Что такое размножение?

Размножение – это воспроизведение себе подобных. Благодаря этому свойству, жизнь на нашей планете существует и продолжается. Это единственный путь к бессмертию, именно в размножении заключается смысл жизни любого организма.(слайд 3).

- Что лежит в основе размножения организмов? (деление клеток, в основе его лежит митоз и мейоз).

Уже на ранних стадиях развития жизни возникла способность к размножению, которая постепенно совершенствовалась в процессе эволюции организмов.

Проблемный вопрос.

- Для чего в жизни, практике необходимо знать, как происходит размножение организмов.

Учащиеся высказывают собственное мнение.

- Какие формы размножения свойственные живым организмам вам известны?

- Половое и бесполое (слайд 5)

hello_html_745a4a69.jpg

4. Изучение новой темы.

1.Размножение . Способы размножения живых организмов.

Информация для размышления.

Рассмотрите рисунки и сравните организмы

В ходе беседы выясняются разные способы размножения организмов. Способы размножения: бесполое и половое.

Работа в парах с учебником-объяснить сущность каждого способа размножения.

1.Бесполое и половое размножение

(Организация самостоятельной работы в парах, изучение текста стр.16., выделение главного, запись и оформление в тетради.)

Задание № 1 Охарактеризуйте бесполое и половое размножение, их преимущества и недостатки.

Характеристика бесполого размножения:

Происходит без образования гамет.

В основе размножения лежит митоз.

В размножении участвует лишь один организм.

Дочерние организмы абсолютно идентичны материнскому организму (являются его копией).

Приводит к быстрому увеличению численности особей данного вида при благоприятных условиях.

Преимущества: Он – надёжен, так как любая особь вида способна оставить потомство, не нужно тратить время и энергию для поиска партнёра. Численность организмов увеличивается относительно быстро

Недостатки: пониженная изменчивость, которая не обеспечивает выживания в изменчивой, непостоянной среде.

Характеристика полового размножения:

Характерно для большинства живых организмов.

В размножении обычно принимают участие две особи – мужская и женская.

Осуществляется с помощью специализированных клеток – гамет.

Каждая особь обладает уникальным генотипом, то есть потомки генетически отличны друг от друга и от родительских особей.

Преимущества: все потомки индивидуальны, так как сочетаются признаки и свойства не только родителей, но и любого из предков.

Недостатки: велик риск остаться без потомства, если не произойдёт встреча особей противоположного пола (или их гамет).

К размножению способны все без исключения живые организмы от бактерий до млекопитающих.

Какой организм возник раньше и каким способом он размножался? (растительный или животный)

Формы размножения.

Заполните в тетради таблицу, характеризующую разные формы размножения.

Происходит деление ядра, затем деление цитоплазмы

Амебы, жгутиковые простейшие, водоросли

Размножение с помощью одноклеточных спор

Простейшие, одноклеточные водоросли, мхи, папоротники, грибы, лишайники.

На материнской особи происходит образование выроста – почки, из которого развивается, новая особь. Почка растёт, достигает размеров материнской особи и затем отделяется от неё.

Бактерии, дрожжевые грибы, гидра, губки.

Из каждой части вырастает полноценный организм

Плоские и кольчатые черви, иглокожие

Новая особь развивается либо из части материнской, либо из особых структур

Задание № 2. Стр.16. Оплодотворение.

2.Оплодотворение. внешнее и внутреннее оплодотворение у животных.

( дать определение , составить кластер по типамоплодотворения). Ответы обучающихся.

Оплодотворение – это процесс слияния мужской (сперматозоида) и женской (яйцеклетки) гамет, сопровождающееся объединением их генетического материала. (слайд 4).

Учитель. В чем заключается биологическое значение оплодотворения?

Биологическое значение оплодотворения заключается в том, что, восстанавливается диплоидный набор хромосом и поддерживается генетическое разнообразие организмов, которое служит материалом для естественного отбора и эволюции видов.

Типы оплодотворения

Наружное внутреннее

или внешее происходит в половых органах самки

при котором половые -пресмыкающиеся,

клетки сливаются птицы, млекопитающие.

вне организма. Растения: голосеменные, покрытосеменные.

Задание № 3. Стр.16-17. Эмбриональный период развитие животных.

3. Стадии развития животных; индивидуальное развитие, или онтогенез; периоды онтогенеза, их последовательность.

Учитель. Каждый живой организм, обитающий на Земле в определенное время и в определенном месте, имеет начало и конец своего существования, проходит свой жизненный путь. Это и есть онтогенез, или индивидуальное развитие.

Как вы считаете, с чего начинается онтогенез каждого живого организма? (начинается с оплодотворенной яйцеклетки – зиготы) .

Итак, записываем в тетрадях: Индивидуальным развитием, или онтогенезом , называют весь период жизни особи – с момента слияние сперматозоида с яйцом и образования зиготы до гибели организма. (слайд 5 )

Онтогенез делится на два периода: 1) эмбриональный ( от греч. эмбрион – зародыш ) , который протекает в организме матери, т.е. – является внутриутробным. Он начинается с момента образования зиготы до рождения или выхода из яйцевых оболочек; 2) постэмбриональный – начинается с момента выхода из яйцевых оболочек или рождения до смерти организма.
Запишем это в виде следующей схемы:

hello_html_m1e877187.jpg

Эмбриональный период Постэмбриональный период период

(от образования зиготы до рождения) (от рождения до смерти)

В эмбриональный период происходит закладка всех органов и систем зародыша. И, несмотря на свое многообразие, большинство многоклеточных животных, в независимости от сложности их организации, имеют единые стадии эмбрионального развития (слайд 11) .А именно – дробление, гаструляцию и первичный органогенез (слайд 12-15).

Работа с учебником Рис.1.2.в парах . Из учебника выписать основные этапы эмбрионального развития, с. 16-17

Цель урока: изучение разновидностей размножения организмов.

Задача урока: сформировать знания о размножении организмом, его биологическом значении,

о способах размножения, особенностях бесполого размножения.

Планируемые результаты обучения:

-предметные: знание о размножении организмов как важнейшим их свойством, его ролью , о способах размножения организмов — бесполом и половом.

-метапредметные: умение работать с текстом учебника, рисунками, в группе, слушать и слышать собеседника.

-личностные: развитие любознательности, формирование интереса к изучению природы.

Основные понятия урока : размножение — бесполое, половое, вегетативное.

Оборудование: компьютер, экран, проектор.

Деятельность учащихся : работа с текстом учебника

1. Организационный момент.

2. Мотивация и ориентировка.

Все живое рождается, растет, развивается, оставляет потомство, стареет и умирает.

Жизнь каждого отдельного существа ограничена, но жизнь на Земле

продолжается уже миллионы лет.

«Каждую секунду на Земле гибнут десятки тысяч организмов. Одни от старости,

другие из-за болезней, третьих съедают хищники. Мы срываем в саду цветок, наступаем случайно на муравья, убиваем укусившего нас комара, ловим на озере щуку.

Каждый организм смертен, поэтому любой вид должен заботиться о том,

чтобы его численность не уменьшалась.

Вывод: размножение – это единственный путь к бессмертию,

именно в размножении заключается смысл жизни любого организма.

Тема урока: Размножение организмов

  1. раскрыть сущность понятия…
  2. расширить представления о…
  3. научиться выделять … размножения.

3. Изучение новой темы.

Информация для размышления.

рассмотрите рисунки и сравните организмы

В ходе беседы выясняются разные способы размножения организмов. Способы размножения: бесполое и половое.

Работа с учебником -объяснить сущность каждого способа.

проверка работы с учебником. Какой организм возник раньше и каким способом он размножался?

(изображены амёба и рыба)

Формы бесполого размножения.

Работа с дополнительной информацией .(распечатана на каждую парту)

Заполните в тетради таблицу, характеризующую разные формы бесполого размножения.

Тема урока: Размножение организмов. Оплодотворение и его значение. Развитие организмов от зарождения до смерти.

Цели и задачи урока:

Образовательные : сформировать знания о сущности и формах размножения организмов; показать биологическое значение бесполого размножения;

Сформировать у учащихся знания о сущности процесса оплодотворения, представления о типах оплодотворения, сущности двойного оплодотворения у цветковых растений.

Познакомить учащихся с особенностями оплодотворения у разных организмов.

Воспитательные : Продолжить формирование познавательного интереса к предмету, показать значимость биологии для современного человека. Воспитание трудолюбия, аккуратности, коммуникативных качеств.

Развивающие : Развивать учебно-интеллектуальные умения выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи (развивать логическое мышление), умений находить требуемую информацию в различных источниках и извлекать из предложенной информации нужные данные. Развивать память и внимание обучающихся.

Здоровьесберегающие технологии : следить за осанкой учащихся; проводить упражнения для снятия напряжения глаз; проветривание помещения.

Оборудование: ИКТ, презентации

Организационный момент.

Процессы жизнедеятельности одноклеточных организмов.

Процессы жизнедеятельности многоклеточных организмов.

Типы питания и способы добывания пищи.

Основная часть.

Размножение – это основное свойство всех организмов, которое заключается в воспроизведении себе подобных и обеспечивает продолжение существования вида.

Формы размножения организмов- (презентация)


Все организмы, обитающие на Земле, размножаются двумя основными способами – бесполым и половым. Бесполое размножение – это самовоспроизведение организмов, в котором участвует лишь одна особь (один родитель). В половом размножении участвуют две особи (два родителя) – женская особь и мужская особь. (Исключение – партеногенез.) В каждом из способов размножения есть различные формы.

Рассмотрим подробнее, в чем заключаются особенности бесполого размножения организмов.

Бесполое размножение – способ размножения, при котором одна родительская особь дает начало двум или большему числу новых особей, идентичных по всем признакам этой родительской особи

Бесполое размножение

Тело исходной (родительской) клетки делится митозом на две (или несколько) частей, каждая из которых дает начало новым полноценным клеткам (организмам)

Прокариоты. Однокле-точные эукариоты
(саркодовые – амеба,
жгутиковые, споровики)

Спора – особая клетка, покрытая плотной оболочкой, защищающей от внешних воздействий

Споровые растения,
грибы, некоторые
простейшие

Увеличение числа особей данного вида происходит путем отделения жизнеспособных частей вегетативного тела организма

Корнями, стеблями листьями, видоизмененными корнями и побегами

Почкование, упорядоченное и неупорядоченное деление участками тела

Кишечнополостные, морские звезды,
кольчатые черви

Биологическое значение бесполого размножения заключается в том, что этот тип размножения позволяет сохранить неизменными свойства вида. Организмы, появившиеся бесполым путем, обычно развиваются значительно быстрее, чем появившиеся путем полового размножения. Они быстрее увеличивают свою численность и значительно быстрее расселяются на больших территориях.

У большинства низших одно- и многоклеточных организмов бесполое размножение может чередоваться с половым. При этом характерно, что бесполое размножение осуществляется тогда, когда организм находится в благоприятных для него условиях. При ухудшении условий организм переходит к половому размножению.

У высокоразвитых растений и животных половое размножение начинается лишь после того, как организм пройдет ряд определенных стадий в своем развитии и достигнет возраста половой зрелости. У высших животных существует только половое размножение .

Оплодотворение – (ПРЕЗЕНТАЦИЯ)

Основные понятия:

В чем заключается биологическое значение оплодотворения?

Биологическое значение оплодотворения заключается в том, что, восстанавливается диплоидный набор хромосом и поддерживается генетическое многообразие организмов, которое служит материалом для естественного отбора и эволюции вида.


Виды оплодотворения

Типы оплодотворения:

Наружное (вне организма).

Внутреннее (в половых путях самки).

Особенности оплодотворения у семенных растений

1 . Оплодотворению предшествует опыление .

2. Оплодотворение на зависит от воды.

3. Сперматозоиды лишились жгутиков и превратились в спермии

Особый вид оплодотворения характерен для цветковых растений,он был открыт в 1898 году русским ботаников,академиком Сергеем Гавриловичем Навашиным и получил название двойного оплодотворения.

Для изучения этого типа оплодотворения нам необходимо вспомнить строение цветка, тычинок, пестика, семени растения.

Биологический смысл двойного оплодотворения заключается в образовании эндосперма -


пищи для зародыша, это обеспечило цветковым растениям преимущества перед другими группами растений

Онтогенезом (ПРЕЗЕНТАЦИЯ), или индивидуальным развитием, называют весь период жизни особи с момента слияния сперматозоидов с яйцом и образованием зиготы до гибели организма.

Онтогенез делится на два периода:
1) Эмбриональный – от образования зиготы до рождения или же выхода из яйцевых оболочек;


2) Постэмбриональный – от выхода из яйцевых оболочек или рождения до смерти

Развитие может быть прямым или сопровождаться превращением(метаморфозом)-


Данный урок является первым в теме: “Размножение”. В последующем, знания, полученные на этом уроке, помогут сравнивать различные способы размножения. Этот запас знаний позволит обучающимся выйти на уровень обобщения особенностей жизнедеятельности организмов.
Предлагаемый план урока ориентирован на содержание программы и учебника Н.И. Сонина “Биология 6 класс. Живой организм”.

Цель урока: изучение основных особенностей форм бесполого размножения организмов.

- иметь представление о разнообразии способов размножения организмов;

- понимать биологическое значение бесполого размножения организмов;

- знать особенности бесполого размножения организмов;

- отработать навыки размножения комнатных растений вегетативными органами;

- организовать самоконтроль полноты и правильности полученных знаний и способов действия, а также самооценку своей работы на уроке;

- продолжить формировать умения: применять свои знания на практике;

- использовать различные источники информации в процессе поиска решений;

- воспитывать бережное отношение к растительному миру планеты;

- продолжить формировать умения: слушать собеседника, работать самостоятельно и в группе; развивать память, пространственное мышление и логику;

- воспитывать культуру общения;

- способствовать пониманию собственных интеллектуальных достижений как ценностной характеристики современного человека;

- формировать интерес к предмету;

- снять напряжение на уроке.

Учащиеся должны знать:

биологическое значение размножение организмов;

особенности бесполого размножения.

Учащиеся должны уметь:

размножать комнатные растения вегетативными органами;

работать в программах Microsoft Office.

  • Обучающиеся должны усвоить понятие “бесполое размножение”.
  • Повышенная активность деятельности обучающихся.
  • Развитие навыков анализа, осмысления проблемы.
  • Самостоятельный поиск обучающимися решения поставленной задачи.

Основные понятия и термины урока. Размножение, бесполое размножение, вегетативные органы, деление клетки, спорообразование, споры, почкование, половое размножение, фрагментация, вегетативное размножение.

1) по источнику передачи информации: словесные, наглядные (ИКТ, ЦОР, ЭОР);
2) по степени самостоятельности мышления учащихся: частично - поисковые, репродуктивный;
3) по стимуляции интереса к обучению: создание проблемной ситуации, акцентирование внимания на практической значимости получаемых знаний;
4) методы контроля - самоконтроль.

Эвристическая беседа, создание проблемной ситуации, организация групповой работы.
Методы и приемы выбраны обоснованно в соответствии с целями урока и возможностями обучающихся.

Формы организации обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование: учебник Н. И. Сонина. “Биология. Живой организм 6 класс”; комнатные растения; компьютерная презентация; компьютер; мультимедийный проектор; экран; макбуки; горшки с землей, стаканы с водой, резиновые перчатки; тесты; дидактические разработки; интернет-ресурсы.

1. Организационный момент.

Учитель: Сегодня мы будем вести записи на маршрутных листах. Для этого подпишите их в правом верхнем углу.

Ученики: подписывают свою Ф.И.

2. Стадия вызова. (Звучит лирическая музыка)

Учитель: У вас на листах под цифрами записаны вопросы-загадки. Ответив на них, вы сформулируете тему нескольких уроков.

1. Мы приходим в мир, чтобы постигнуть красоту. Красота - это радость нашей жизни. Перед человеком открылась радость жизни потому, что он услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и переливы серебряных колокольчиков, жаворонка в горячем летнем небе и распустившийся куст сирени - услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную, разнообразную музыку жизни. Какой биологический процесс является основой всей жизни на Земле?

2. “Это процесс, с помощью которого Жизнь умудряется обвести вокруг пальца Время”.

3. Этот процесс – один из самых сложных в жизни организмов.

4. Благодаря этому – каждое растение или животное оставляет после себя потомство, и этот процесс повторяется снова и снова.

5. Какой же процесс присущ всем живым организмам и создает бессмертие вида?

6. Нарушение какого процесса приводит к вымиранию видов растений и животных?

7. Определите механизм, обеспечивающий непрерывность существования и увеличения общей численности особей разных видов.

8. Воспроизведение себе подобных.

Учитель: На листах записываем тему “Размножение”.

Ученики: записывают тему на листах.

Учитель: Используя материал Интернет-ресурсов, ответьте самостоятельно на вопросы: Что такое размножение, какие бывают виды размножения? И заполните схему на листах.

Ученики: Используя макбуки и Интернет-ресурсы, просматривают анимацию “Размножение”, отвечают на вопросы и заполняют схему на листах. – проверка на слайде. (Слайд 3)

3. Стадия осмысления.

Учитель: Существует огромное многообразие форм и способов размножения, но на данном уроке будет подробно рассмотрено только бесполое размножение. Итак, тема урока “Бесполое размножение”. Запишите на листах. (Слайд 4)

Ученики записывают тему урока на листах.

Учитель: Исходя из темы урока, сформулируйте цель. (Слайд 5)

Учитель: Чтобы достигнуть цель урока, какие задачи нужно поставить?

Учитель: При изучении нового материала мы будем заполнять таблицу (Слайд 6) “Формы бесполого размножения”.

Задание: Используя макбуки и Интернет-ресурсы, просмотреть анимацию “Процесс деления у эвглены зеленой” и заполнить вторую графу таблицы (особенности). Время – 2 мин. (Слайд 7)

Ученики просматривают, записывают, отвечают устно.

Учитель: Задание: Используя макбуки и Интернет-ресурсы, просмотреть анимацию “Почкование – форма бесполого размножения” и заполнить вторую графу таблицы (особенности). Время – 2 мин. (Слайд 8)

Ученики просматривают, записывают, отвечают устно.

Учитель: Третья форма бесполого размножения – спорообразование. (Слайд 9)

Задание: Запишите организмы по материалу слайда. Время – 30 сек.

Ученики записывают, отвечают устно.

Учитель: Четвертая форма бесполого размножения – фрагментация. (Слайд 10)

Задание: используя материал учебника на странице 128 последний абзац, заполнить таблицу. Время – 2 мин.

Ученики записывают, отвечают устно.

Учитель: Пятая форма бесполого размножения – вегетативное размножение. (Слайд 11) Способов вегетативного размножения много, с некоторыми из них вы сегодня познакомитесь, и, надеюсь, в будущем будете использовать их у себя в огороде, в саду или на пришкольном участке.

Задание: дописать вторую графу по материалу слайда.

Ученики записывают, отвечают устно.

Учитель: (слайд 12) Теперь переходим к практической части.

“Вегетативное размножение комнатных растений”

Цель: освоить способы действия при вегетативном размножении комнатных растений.

Оборудование: горшок с землей, стакан с водой, резиновые перчатки.

1. Наденьте резиновые перчатки.

2. Сделайте в почве углубление

3. Поместите часть растения в почву.

4. Присыпьте землей.

5. Аккуратно полейте.

6. Оформите протокол опыта

7. Сделайте вывод. (заполните таблицу)

Ученики: выполняют практическую часть, записывают, отвечают устно.

Учитель: Назовите особенности характерные для бесполого размножения. (Слайд 13)

1) При бесполом размножении принимает участие только одна особь.

2) Дочерние организмы, возникающие из материнского, являются точной его копией.

3) Преимущество – быстрое увеличение численности.

Задание: на листах допишите недостающее.

Ученики записывают, отвечают устно.

Физкультминутка для глаз. (Слайд 14)

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.

2. Крепко зажмурить глаза (считать до 5), открыть, посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.

Закрепление. (Слайд 15)

Учитель: Позвольте вам напомнить то, с чего мы начали наш урок. (читает ученик вопрос-загадку с номером 1) Перед человеком открылась радость жизни потому, что он услышал шепот листьев и песню кузнечика, переливы серебряных колокольчиков, жаворонка в горячем летнем небе и распустившийся куст сирени - услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную, разнообразную музыку жизни.

Учитель: Пусть эти слова, которые прозвучали в начале нашего урока, как и сам урок, помогут вам выполнить творческое задание - написать синквейн. Правила написания синквейна вы уже знаете. Ключевое слово синквейна - размножение.

Учитель: Итак, я вижу, синквейны, готовы. Пожалуйста, прочитайте их.

Учитель: Спасибо вам за такие замечательные произведения! (Слайд 16)

Учитель: И в заключение позвольте подарить вам синквейн, посвященный нашему уроку:

В нем источник бессмертия и света.
Радуюсь, люблю, живу!
Будь же весел, живой!
Мирозданье бесконечно.

Учитель: Достигнуты ли цели и задачи урока? Давайте их вспомним. (Слайд 17)

Ученики отвечают устно.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок в 9 классе.

Цель: Изучить основные формы размножения живых организмов.

Образовательные задачи: расширить и систематизировать знания об основных формах и способах размножения организмов.

Развивающие задачи: способствовать развитию навыков аргументированного выступления, логического мышления, анализа литературы, сравнения, продолжить развивать кратковременную память и навыки самостоятельной, учебной работы (составление опорных конспектов, таблиц и схем, работа в парах).

Воспитательные задачи: формирование умений применять полученные знания на практике (выявлять пути использования знаний о размножении и индивидуальном развитии в народном хозяйстве, здравоохранении), проводить экологическое воспитание путём показа значения размножения организмов для сохранения численности популяций.

Методы и приёмы: объяснительно-иллюстративный, эвристический, работа с текстами учебника и дополнительной литературой, групповая работа.

Оборудование: живые экземпляры растений (размножающихся вегетативным способом), презентация, таблицы.

1. Организационный момент.

Как вы думаете, о каком процессе идёт речь? (Ответы разные. О размножении. На доске появляется схема. Чтобы вы хотели сегодня узнать о размножении? Ответы учащихся: о формах размножения, у каких организмов встречаются такие формы, как происходит, когда, биологическая роль размножения, преимущества, недостатки)

- Жизнь на Земле существует и продолжается во времени благодаря уникальному свойству всех живых организмов – способности к размножению или самовоспроизводству. Каждую секунду на Земле гибнут десятки тысяч организмов. Одни от старости. Другие из-за болезней, третьих съедают хищники… Мы срываем в саду цветок, наступаем случайно на муравья, убиваем укусившего нас комара, ловим на озере щуку. Каждый организм смертен, поэтому любой вид должен заботиться о том, чтобы его численность не уменьшалась. Смертность одних особей компенсируется рождением других.

Размножение – это воспроизведение себе подобных. Благодаря этому свойству, жизнь на нашей планете существует и продолжается. Это единственный путь к бессмертию, именно в размножении заключается смысл жизни любого организма.

- Что лежит в основе размножения организмов? (деление клеток)

Как в ходе эволюции появились такие свойства как: рост и размножение? В чем причина деления? Результат обмена веществ это- рост.

В результате роста происходит – деление, т.е. организм размножается.

Вывод: Первичные одноклеточные организмы не могли бесконечно увеличивать свои размеры. Следовательно, при большом объеме клетка будет испытывать недостаток поступающих в неё питательных веществ и кислорода. Через мерное увеличение объёма клеток было предотвращено возникшей способностью делению.

Уже на ранних стадиях развития жизни возникла способность к размножению, которая постепенно совершенствовалась в процессе эволюции организмов.

- Какие формы размножения свойственные живым организмам вам известны?

- Какое размножение называют бесполым?

- Какое размножение называется половым? СЛАЙД 1

Девизом к нашей дальнейшей работе я выбрала слова А. Дистервега:

“Развитие образования ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением”.

Поэтому я предлагаю вам, работая с текстом §20 стр. 93 найти отличительные особенности полового и бесполого размножения и оформить в виде таблицы.

(Организация самостоятельной работы, изучение текста, выделение главного, запись и оформление в тетради.)

Бесполое размножение широко распространено в природе, наиболее распространено оно у одноклеточных, но часто встречается и у многоклеточных.

Для бесполого размножения характерны следующие особенности:

При бесполом размножении принимает участие только одна особь;

Осуществляется без участия половых клеток;

В основе размножения лежит митоз;

Дочерние организмы возникающий из материнского, являются точной его копией. Потомки идентичны и являются точными генетическими копиями материнской особями.

Преимущество – быстрое увеличение численности.

Недостаток? Не обеспечивает выживания в измененной, непостоянной среде.

Половое размножение – это развитие новой особи, как правило из зиготы, образующейся от слияния женских и мужских половых клеток, то есть в результате оплодотворения. Характерными особенностями полового размножения являются:

В размножении принимают участие, как правило, 2 особи.

Происходит с образованием гамет.

Преимущество: потомки генетически отличаются друг от друга и от родителей.

Слияние гамет ведет к обогащению наследственного материала потомков и лучшей приспособленности к условиям среды.

Недостаток: риск остаться без потомства. СЛАЙД 3.

-У многих видов существует чередование разных форм размножения (полового и бесполого) что позволяет им оптимально решать задачу воспроизведения себе подобных в разных условиях обитания. Встречается у мхов, папоротникообразных.

- В природе существуют разные варианты этих двух основных форм размножения. – Какие формы бесполого размножения вы знаете?

Самостоятельная работа.

Класс по парам (одна пара – один вид размножения) получает задание: прочитать текст учебника и дополнительную литературу, а также рассмотрев таблицы изучить особенности бесполого и полового размножения. Составляется рассказ учащихся, после выступления учитель дополняет и обобщает рассказ учеников и продолжает заполнения таблицы.

1. Митотическое деление клетки. Происходит митотическое деление ядра, затем деление цитоплазмы. При этом дочерние клетки получают равное количество наследственной информации. Органоиды обычно распределяются в дочерних клетках равномерно. После деления дочерние особи растут и достигнув величины материнского организма, вновь делятся. Амебы, жгутиковые простейшие, водоросли, и другие. СЛАЙД

2. Спорообразование. Осуществляется по средствам спор – специализированных клеток, грибов и растений. Если споры имеют жгутик и подвижны, то их называют зооспорами (хламидомонада). Спора состоит из клетки покрытой оболочкой, защищающей от неблагоприятных условий внешней среды. Споровики, простейшие, одноклеточные водоросли, мхи, папоротники, грибы, лишайники. СЛАЙД

3. Почкование. На материнской особи происходит образование выроста – почки (содержащей дочернее ядро), из которого развивается, новая особь. Почка растёт, достигает размеров материнской особи и затем отделяется от неё. Бактерии, дрожжевые грибы, гидра, губки, сосущие инфузории. СЛАЙД

Знаете ли вы, что! Необычная форма почкования описана у растения бриофиллиум, выращиваемого в качестве комнатного декоративного растения. Листья этого растения имеют зазубренные края, в основании которых развиваются миниатюрные растеньица, снабженные маленькими корешками. Эти почки в конце концов отпадают и начинают существовать как отдельные растения.

4. Размножение фрагментами тела – фрагментация (стробиляция).

Разделение особи на две или несколько частей, каждая из которых развивается в новую особь. Нитчатые водоросли, черви, морские звезды. Кольчатый червь палола делится на 16 частей. В основе фрагментации лежит регенерация, а что это такое? СЛАЙД

Знаете ли вы, что! Морская звезда способна к регенерации из любого фрагмента, который содержит щупальце и кусочек тела. Ловцы устриц с неприязнью относятся к морским звездам за то, что они истребляют устриц. Поэтому издавна попавшихся в сеть морских звезд рыбаки разрушали на куски и выбрасывали за борт. Узнав, что приводит только к увеличению численности морских звезд, рыбаки стали бросать их в кипяток. СЛАЙД

Физкультминутка для снятия глазного напряжения ( 2мин.)

Эти упражнения укрепляют мышцы век, способствуют улучшению кровообращения и расслаблению мышц глаз, улучшают циркуляцию внутриглазной жидкости.

Упражнение 1. Плотно закрывать и широко открывать глаза 4 -5 раз подряд с интервалом 15 секунд.

Упражнение 2. Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы.

Упражнение 3. Вращать глазами по кругу: вниз, влево, вверх, вправо.

Упражнение 4. Закрыть глаза. Массировать веки круговыми движениями пальца 4-5 раз..

5. Вегетативное размножение. Характерно для многих групп растений. Новая особь развивается либо из части материнской, либо из особых структур (луковица, клубень, отводки, отростки, деление куста). Герань, традесканция, бегония, узумбарская фиалка, сансевьера, аспидистра, луковичное растение.

Вегетативное размножение широко распространено среди растений. Мы часто видим заросли папоротника, ивы, ландыша, крапивы и других растений. Новые особи образуются из надземных или подземных частей материнского организма. Подобным образом размножаются и многие культурные растения. Способов вегетативного размножения много, с некоторыми из них вы сегодня познакомитесь, и, надеюсь, в будущем будете использовать их у себя в огороде, в саду, или дома.

Читайте также: