План урока по самопознанию

Обновлено: 30.06.2024

Человек обязан быть счастлив. Если он несчастлив, то он виноват. И обязан до тех пор похлопотать над собой, пока не устранит этого неудобства или недоразумения.

Возможно ли человеку познать себя самого? 2- 3 чел

Что такое самопознание? Чем отличается от познания?

Психика человека содержит три образования

Поверхностный слой психики

Бессознательный слой психики

Между сознательным и бессознательным происходит конфликт

Формы самопознания

1.Через реальные и фантастические ситуации (практический и духовный опыт)

2.Через мнения других людей

3.Через соотнесение себя с другими (самоидентификация)

4.Через эмоциональное отношение к собственному образу (самооценку)

5.Через интеллектуальный самоанализ нашего Я (саморефлексия)

Работа в группах. 2 минуты Оценить достоинства и недостатки каждой из форм

Осознанность — вот чем занимал свой разум Джобс во время медитации. Многие годы практики сделали его ум четким и острым, а главное — управляемым. Именно так он оставался первым среди равных, просто отсекая ненужные мысли и разгоняя прочь туман, которым окутан разум каждого человека.

Техники самопознания

Последние нейронаучные исследования показали, что медитативные техники (которые, между прочим, практикуются на востоке в течение нескольких тысяч лет) действительно способны оказать благотворное влияние и на разум и на тело.

Стив Джобс стал первым человеком в западной корпоративной культуре, на своем примере показавшем действенность подобных практик. После невероятного успеха практически каждого придуманного Стивом продукта, никто уже не мог просто так отмахиваться от плюсов, которые дает медитация. Крупнейшие корпорации, такие как Target, Google, General Mills и Ford, начали вводить для своих сотрудников обязательные курсы восточных практик.

Перед тем как отвечать на вопросы по тесту, следует знать правила:

При выборе варианта ответа, не задумывайтесь, говорите то, что сразу промелькнуло в голове.

Нельзя пытаться угадать ключи к тесту, будьте честны.

Не огорчайтесь, если ответ вам не понравился, лучше задумайтесь, чему этот ключ может вас научить.

В группе приветствуется наблюдать за реакцией друг друга после интерпретации.

Японский тест “Твой шанс”

Посмотри внимательно на список и выбери средство передвижения, которое для тебя наиболее привлекательно. Итак, на чем ты прокатишься с наибольшим удовольствием?

А Велосипед

Б Автомобиль

Японский тест “Мост”


1/2. Посмотрите на рисунок. Два малыша не могут попасть друг к другу с одного берега на другой. Помогите детям. Нарисуйте им мостик. Какой цвет вы выберете для этого?

Возможно ли человеку познать себя?

Наблюдайте, как постоянно беспокоен ваш ум. Попытки упорядочить хаос мыслей ни к чему не ведут. Только спокойное наблюдение заставит ваш ум течь по нужному руслу, а не срываться вниз водопадом эмоций — Стив Джобс.

12 позитивных цитат из нашей жизни

1. Не забывайте выбрасывать мусор . из ведра. из головы. из жизни!

2. Когда ваши дела идут плохо — просто не ходите с ними.

3. Самый хороший учитель в жизни — опыт. Берет, правда, дорого, но объясняет доходчиво.

5. Спасибо тем людям, которые вошли в мою жизнь и сделали её прекрасной. И ещё, спасибо тем людям, которые вышли из неё, и сделали её ещё лучше.

6. Всегда найдется кто-то, кому не нравится то, что ты делаешь. Это нормально. Всем подряд нравятся только котята.

7. Если кто-то на вас ругается, злится или обижается — задавите его своим позитивом.

8. Свою жизнь надо устраивать до тех пор, пока жизнь не начнет устраивать тебя.

9. Не хочу вас расстраивать, но у меня всё хорошо!

10. На грабли не наступаю. Я уже по ним танцую!

11.Рецепт молодости: радуйтесь каждой мелочи и не нервничайте из-за каждой сволочи.

12. Самый лучший день - это сегодня!

Самопознание – вид деятельности, где объектом познания выступает человеческое Я

Самосознание есть сознание субъектом самого себя в отличие от иного — других субъектов и мира вообще; это осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей.

Самоидентификация – отношение личности к самой себе

Сознание - есть отражение действительности в мышлении. К неотъемлемым признакам сознания относятся: речь , представление , мышление и способность создавать обобщенную модель окружающего мира в виде совокупности образов и понятий.

Образ Я – совокупность представлений индивида о самом себе, результат самопознания

Я (Эго) — согласно психоаналитической теории, та часть человеческой личности, которая осознается как Я и находится в контакте с окружающим миром посредством восприятия . Я осуществляет планирование , оценки , запоминание и иными путями реагирует на воздействие физического и социального окружения

Супер-Эго ( Сверх-Я ) — в психоанализе так обычно называют моральные установки человека. Представление человека о том, что в этом обществе он должен делать, а что — нет. Совесть , стыд — всё это проявления Супер-Эго.

ОНО - представитель природы в нашей психике, выражается в инстинктах

Совесть -чувство моральной ответственности за свое поведение и свои поступки перед самим собою, окружающими людьми и обществом.

Личность - устойчивая система социальных черт, характеризующая индивида как члена общества.

Формы самопознания

1.Через реальные и фантастические ситуации (практический и духовный опыт)

2.Через мнения других людей

3.Через соотнесение себя с другими (самоидентификация)

4.Через эмоциональное отношение к собственному образу (самооценку)

5.Через интеллектуальный самоанализ нашего Я (саморефлексия)

Опыт - попытка осуществления чего-либо; проба. Результат такой попытки.

Мнение - суждение, выражающее оценку кого-либо или чего-либо, отношение к кому-либо или к чему-либо, взгляд на кого-либо или на что-либо.

Самооценка - оценка самого себя, собственных достоинств и недостатков.

Рефлексия (от позднелат. reflexio — обращение назад) — обращение субъекта на себя самого, на свое знание или на свое собственное состояние

Ответы к тестам

Японский тест “Твой шанс”

Выбранное средство передвижения говорит о твоих шансах в достижении целей и об особенностях характера, способствующих или препятствующих этому.

а. Твой выбор – велосипед. Поставленные цели будут достигнуты путем собственных усилий. Надейся только на себя, действуй самостоятельно. Вряд ли тебе помогут окружающие. У тебя есть достаточно мужества, храбрости и веры, так что – вперед! Сила воли, упорство и труд приведут тебя к победе. Твои шансы очень велики.

б. Твой выбор – автомобиль. Внутренняя сила и энергия толкает тебя вперед. Ты достигнешь своих целей, если не будешь слишком спешить. Иди к своей цели спокойно, мелкими шашками. Шансы у тебя, несомненно, есть. Постарайся их не пропустить в свойственной тебе спешке, суете и суматохе.

в. Твой выбор – автобус. Ты очень ценишь своих родных и друзей. Помогая другим, ты работаешь над собой, что приближает к достижению заветной цели. Но не позволяй близким отвлекать твое внимание и изменять выбранное направление движения. Твои шансы довольно велики, но только в том случае, если ты не позволишь окружающим вмешиваться в твои планы.

г. Твой выбор – поезд. Хотя вокруг и полно людей, ты полностью игнорируешь их мнение и роль в своей жизни. Не стоит замыкаться на себе. Оглянись вокруг и обрати внимание на идеи окружающих. Может, среди их многообразия ты увидишь что-то ценное для себя, и твои шансы на успех подрастут.

д. Твой выбор – яхта. Ты человек независимый и достаточно равнодушный к тому, что происходит вокруг. Рационализм и здравомыслие – вот твои принципы. Тебя не легко отвлечь и сбить с намеченного пусти. Ты составляешь план, стратегию и четко им следуешь, не обращая внимания на постоянно меняющиеся условия и обстоятельства. Может быть это не верно? Постарайся замечать и рассматривать разнообразные варианты решений. Это обязательно повысит твои шансы.

е. Твой выбор – самолет. Ты хочешь достичь своей цели невероятно быстро и постоянно мечтаешь об этом вместо того, чтобы приступить к реальным действиям. Твоя фантазия в данном случае – твой враг. Ты то витаешь в облаках, то боишься осуществления своих желаний. Шансов на успех пока маловато. Спустись на землю, оглядись и приступай к делу без лишних опасений.

Японский тест “Мост” Интерпретация теста

Тест кратко раскрывает яркие особенности характера и поведения человека.

1. Твой выбор – Красный. Ты чрезвычайно упрямая личность. Не в твоем стиле останавливаться на половине пути. В отношениях с людьми ты впадаешь в крайности, прямо и четко обозначая свое к ним отношение. С одними ты мил, любезен и дружелюбен, с другими – груб, резок и нетактичен. Однако друзья уважают тебя за прямолинейность и любят таким, какой ты есть.

2. Твой выбор – Синий. Ты благородный и мягкий человек, романтик и мечтатель. Частенько плывешь по течению, потакая своим желаниям. Экстремальные ситуации тебя пугают. Предел мечтаний – покой, гармония и любовь близких. Свои собственные мысли и переживания волнуют тебя больше, чем происходящее вокруг.

4. Твой выбор – Зеленый. Ты человек творческий. Необычные вещи, невероятные события привлекают твое внимание. Окружающих людей в тебе привлекает изобретательность, любопытность, широта взглядов и хороший вкус. Тебе не составит труда придумать нестандартный выход из ситуации, дать нетривиальный совет или увлечь друзей оригинальной идеей.

5. Твой выбор – Серый. Вера в добро и чистоту помыслов окружающих – вот твои отличительные черты. В этом сквозит некая доля самоуверенности. Иногда ты любишь идти наперекор судьбе и изменять ситуацию в соответствии со своим настроением. Порой можешь сделать все наоборот просто из-за внезапно посетившей тебя вредности. Твоя неразговорчивость частенько воспринимается окружающими как высокомерие.

6. Твой выбор – Черный. Маска равнодушного спокойствия частенько надета на твое лицо. Ты изо всех сил пытаешься скрыть от окружающих свои эмоции, опасаясь, что они воспримут это как слабость. Даже если ты шутишь и улыбаешься, никто не может с уверенностью сказать, какие чувства ты испытываешь в этот момент. Закрытость и сдержанность – вот основные принципы, которых ты придерживаешься.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитыватьустудентовтакиекачествакакзаботливость, дисциплинированность,бережливость,сотрудничествопоотношениюк природе.

Ресурсы:(материалы, источники)

Метод пособие, учебник, музыка для минуты настроя на урок,краски,кисти ватман, текст притчи, текст песни и музыка.

Ход урока:

I.МИНУТКА ТИШИНЫ.(2 мин)

Закрываем глаза, предлагаю всем сесть удобнее, расслабиться.

Под музыку учитель тихим мелодичным голосом говорит текст

Не привыкайте к чудесам—
Дивитесьим, дивитесь!
Не привыкайтек небесам—
Глазамик нимтянитесь!
Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам,
Прикладывайтесь к родникам —
Нечто не повториться!
За мигом миг,
За шагом шаг
Впадайте в изумленье.
Всё будет так —
И всё не так
Через одно мгновенье!

Откройте глаза и скажите, что вы видели, слышали, ощущали?

2 – вариант текста

Мысленная прогулка в лес.

С каждым вздохом старайтесь все больше расслабится и стать спокойными. Сейчас мы идем гулять в лес. Представьте, как вы идете к двери класса, открываете дверь, проходите по коридору и выходите на улицу. Вдыхаете свежий воздух, ощущаете дуновение ветра на волосах и лучи солнца, мягко греют ваше лицо. Перед вами лес. Будьте осторожны , когда идете, не наступайте на насекомых. Остановитесь на минуту и оглянитесь вокруг.

Ощутите красоту и свежесть природы. Вы наклонились к цветку и очень внимательно рассматриваете его. Понюхайте его и вдохните аромат. Идите дальше. Углубляясь всё дальше и дальше полюбуйтесь игрой света и тени, послушайте шелест листьев. Мы выходим на поляну перед вами дерево, вы подходите к нему и обхватываете его ствол. Вы чувствуете энергию жизни, текущую в нем. И вы ощущаете счастье и покой. Как удивительна природа. Помните о том, что это ваше собственное дерево, и вы можете вернуть к нему в любое время. А сейчас приготовьтесь идти обратно в школу. Поднимитесь и посмотрите вокруг еще раз.

Медленно идите назад по той же тропинке, не наступая по пути на насекомых. И вот вы дошли до дверей школы глубоко вдохните свежий воздух, откройте дверь и вернитесь на свое место. Сохраните в себе это чувство тишины, покоя и удовлетворённости.

Откройте глаза и улыбнитесь!

Проверка домашнего задания.(10 мин)

Найти высказывания, цитаты о родном крае и прокомментировать их.

3.Позитивное высказывание (цитата)(7 мин)

МихаилПришвин

1. В чем смысл данного высказывания?

2. Почему человек должен находиться во взаимосвязи с природой?

3. Какого единства он должен достигнуть?

4. Что может каждый человек в мире сделать, чтобы сохранить природу чистой?

Рассказывание истории (беседа). (10мин)

Какизвестно, окружающиймир–этонашезеркало. Мыотражаемсявнёмсвоимимыслями, чувствами, деламиипоступками. Иоттого, насколькоонинаполненыдобромисозиданием, зависитнашебудущее. Какимонобудет? Светлымисчастливымилисерымискучным? Чтонасждёт? Увяданиеилирасцвет? Ячасторазмышляюнадэтимивопросамииприхожуквыводу: нужноприсматриватьсяиприслушиватьсякприроде, лишьонаукажетпутьксчастливомубудущему.

Воткто-тостучитвокно. Ктожеэто? Всё-такинелегкопостучатьвокнонатретьемэтаже. Подхожукокнуивижу: синичкистучатпостеклу. Этоонинапоминаютопустойкормушкевтакойхолод. Открываюокошко, насыпаювкормушкусемечекирядомнаветочкувешаюкусочексала. Черезнекотороевремяцелаястайкажелтобрюхихптичекслетаетсяполакомитьсямоимугощением. Говорят, толькокдобрымлюдямприлетаютсиницы.

Люди–эточастьприроды, значитдолжныжитьснейвгармонии. Каждыйчеловекобязанохранятьсвоюземлюнетолькоотчужеземцев, ноиотсамихсебя. Нельзязагрязнятьокружающуюсреду, бездумнорасходоватьприродныеископаемые, бесцельноуничтожатьптициживотных. Необходимопостояннозаботитьсяобэкологии: немусорить, неразжигатьвлесахкостры, сохранятьредкиевидыживотных, озеленятьпланету. Но, ксожалению, многиевзрослыелюдиразрушают, анестроятсвоидома, забываютвыраститьсвоихжедетей, аотом, чтодеревонужнопосадить, какгласитстараяистина, ивовсенезнают. Ивсёжемнехочетсяверитьвто, чточеловеческийразумвозьмётверхнадбезрассудствомилюдивовремяпоймут, что, уничтожаяприроду, онигубятпреждевсегосебя.

Притча (Хинг Ши)

1. В чем смысл данной притчи?

2. Как вы думаете кто из них прав по поводу гармонии в человеческих отношениях?

3. Что такое гармония?

Творческая деятельность, групповая работа.(15мин)

— Ребята, переднамистоитответственнаязадача. НеобходимопомочьжителямдалёкойпланетыПлутон.

Учительпредлагаетдетямразделитьсяна группыи придуматьфантастическийпроект, с помощьюкоторогоможнопомочьжителямпланеты.

Перваягруппасоставляетпроектпо очисткеводыи почвы.

Втораягруппасоставляетпроектпо защитерастенийи животных.

Третья группа составляет проект по очистке воздуха.

Учитель раздает детям плакаты, маркеры разных цветов. Ребята составляют свои проекты и защищают их.

1. Каквы думаете, подобнаяпроблемасуществуетна нашейпланете?

2. Можно лис уверенностьюсказать, чтосегоднячеловекживётв гармониис природой?

3. Каквы думаете, можно ливосстановитьгармоничныеотношениячеловекас природой?

4. Попробуйтепредставить, чтоможетпроизойтис природойлетчерездесять, есличеловекбудетпродолжатьсвоигубительныедействия?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Истину в путь возьмем, с честности жизнь начнем!

Ценность: Истина

Качества: скромность, честность. Умение видеть хорошее в других людях.

2.Выявить у учащихся стремление видеть хорошее в других людях

3.воспитывать скромность, честность.

Сядьте, держа спинку прямо. Закройте глаза и дышите глубоко. С каждым вздохом старайтесь все больше расслабиться и стать спокойными.

Сейчас мы идем гулять в лес. Представьте, как вы идете к двери класса, открываете дверь, проходите по коридору и выходите на улицу. Вдыхаете свежий воздух, ощущаете дуновение ветра на волосах и лучи солнца, мягко греющие лицо. Вы идете в сторону леса. Будьте осторожны, не наступите на насекомых. Остановитесь на минутку и оглянитесь вокруг. Ощутите красоту и свежесть природы. Подойдите к какому-нибудь цветку, наклонитесь и посмотрите на него внимательно, какой он хрупкий и тоненький. Понюхайте его и вдохните его аромат.

Идите дальше, замечая все, что есть вокруг. Углубляясь в лес, смотрите как деревья становятся все выше и больше. Полюбуйтесь игрой света в тени, послушайте шелест листьев. В лесу мы чувствуем себя счастливыми и в безопасности. Мы выходим на поляну, здесь мы отдохнем несколько минут. Сядьте на травку, закройте глаза, глубоко вдохните и обратите внимание на покой и тишину, которые нас окружают. Нам легко и спокойно, мы ощущаем счастье. Как удивительна природа, и мы понимаем, как должны любить и уважать ее, заботясь о том, чтобы не причинять зла ни одному живому существу.

А сейчас приготовьтесь идти обратно в школу. Поднимитесь и посмотрите вокруг еще раз. Медленно идите назад по той же тропинке, не наступая на насекомых. И вот мы дошли до дверей школы. Оглянитесь вокруг еще раз, глубоко вдохните свежий воздух, откройте дверь и вернитесь на свое место. Сохраните в себе это чувство тишины, покоя и удовлетворенности. Откройте глаза и улыбнитесь.

1.Какие картинки вы представляли в своем воображении?

2.Что вы почувствовали?

2 Объявление темы урока.

• Позитивное высказывание (цитата): Правда светлее солнца. Казахская пословица

Пословицу повторяем несколько раз, чтобы дети запомнили.

• Беседа: -Как вы понимаете смысл этой пословицы? -Что значит говорить правду?

4. Творческая групповая работа: Рассмотрите рисунки. Стр. 7-8 Персонажи каких сказок изображены на них? Кто из сказочных героев поступал честно? Какие советы вы дали бы нечестным героям?

Спроси у жизни строгой

Какой идти дорогой,

Иди за солнцем следом,

Хоть этот путь неведом,

Иди, мой друг, всегда иди дорогою Добра!

Забудь свои заботы,

Падения и взлёты.

Не хнычь, когда судьба ведет себя не как сестра.

Но если с другом худо,

Не уповай на чудо…

Спеши к нему, всегда иди дорогою Добра!

Ах, сколько будет разных

Сомнений и соблазнов!

Не забывай, что это жизнь – не детская игра.

Ты прочь гони соблазны,

Усвой закон негласный:

Иди, мой друг, всегда иди дорогою Добра!

6.Домашнее задание: стр.8 разыграть ситуацию.

7. Заключительный этап Сядьте поудобней, закройте глаза и подумайте о чем мы с вами говорили , сохраните это в своем сердце.

Группа: 21-16 Специальность: “Сварочное дело” П курс.

Продолжительность урока: 1 час 20 минут

Ценность: Покой. Качества: спокойствие, удовлетворенность, вера.

Тип урока: Урок формирование новых знаний

Цель: Углубить понимание учащихся о пути к совершенству и самосовершенствованию личности, через общечеловеческую ценность Покой

  • Раскрыть значение понятия “спокойствие”, “умиротворенность”;
  • Развивать умение контролировать эмоциональную лабильность;
  • Воспитывать у учащихся веру в себя.

Методическая цель: Отработка методики подготовки и проведения нестандартного урока - урока, который основан на акцентировании творческого начала обучающихся с использованием групповых форм работы.

  • ТСО: телевизор, видеомагнитофон.
  • Музыка для медитации
  • Песня о красоте покоя. Слова, музыка - Елена Романенко.
  • Ситуативные карточки
  • Мультфильм “Контакт”
  • Предмет: “Психология и этика”.
  • Предмет: “Акмеология”.
  • Предмет: “Философия”.

Ход урока

Орг.момент. Позитивный настрой. Мысленное путешествие в подводное царство (Приложение 1)

Закройте глаза и сделайте несколько глубоких вдохов; расслабьте тело. Через несколько секунд мы отправляемся в путешествие на дно моря.

Представьте, что вы идете вдоль берега моря. Прислушайтесь к мягкому всплеску волн и крику чаек. Почувствуйте песок под босыми ногами. На расстоянии вы видите черную точку: когда она приближается, вы понимаете, что это дельфин. Он приплыл, чтобы взять вас с собой на дно моря. Это очень деликатное существо, и он терпеливо ждет вас. Медленно заберитесь к нему на спину, держитесь крепко и отправляйтесь в путь. Как замечательно плыть под водой, когда вы чувствуете себя удобно и безопасно на спине у дельфина. Посмотрите вокруг: сколько здесь ярких, красивых рыбок, скользящих, как радуга, туда-сюда. Опускаясь вглубь моря, вы смотрите, как меняется все вокруг, сколько причудливых водорослей покачивается в воде. Посмотрите, какие огромные попадаются рыбы, а теперь поглядите вон туда. это огромный осьминог. До чего забавный и увлекательный мир здесь под водой. Заметили ли вы одну вещь? Какая здесь глубокая, полная тишина. Побудьте в этом состоянии покоя. (Учитель может помолчать несколько секунд).

А сейчас приготовьтесь в обратный путь наверх, в наш мир. Как следует посмотрите вокруг. Рассмотрите еще раз все удивительные цвета и прислушайтесь к тишине. Как освежающе действует на нас такой покой. Теперь дельфин отправляется в обратный путь. Вы достигаете поверхности воды и приближаетесь к берегу. Спуститесь с дельфина, погладьте его и поблагодарите за то, что он взял вас в такое интересное путешествие.

Возвратитесь в класс и вернитесь на ваше место. Через несколько секунд вы откроете глаза, но попробуйте сохранить в себе это ощущение покоя и тишины.

1. Какие ощущения у вас были во время позитивного настроя?

Проверка домашнего задания.

Проверка эссе “Моё спокойствие”.

  1. Легко ли вам было писать рассказ о своем спокойствии?
  2. Часто ли вам удается сохранять спокойствие в жизни?
  3. А была ли у вас ситуация, когда вы не смогли сохранить спокойствие?
  • “Если стремишься к душевному покою и удовольствию, тогда веруй; если стремишься знать правду, тогда исследуй”.
    (Генрих Гейне)

Как вы понимаете смысл этого высказывания?

Рассказывание истории (беседа).

Ранним утром ученики пришли к своему Учителю на традиционную беседу. Они расположились на циновке у камина и терпеливо ждали, когда Учитель заговорит.

— Ну что же, рассказывайте, с чем вы пришли сегодня, — произнес Учитель, от внимательных глаз которого не укрылось волнение учеников.

— Учитель, вчера вечером у нас был жаркий спор. Мы хотели разобраться, что нужно для того, чтобы стать Мастером своего дела. Таким, как ты. Мы спорили до рассвета. И спали всего несколько часов, но не чувствуем усталости. Мы взволнованы и хотим услышать твой ответ.

— Не спешите. Прежде скажите, к чему же вы пришли в итоге своих споров? – улыбнувшись, ответил Учитель и стал перебирать в руках камушки, которые достал из кармана.

— Мы пришли к тому, что нужно учиться, развиваться в своем деле, оттачивать свое мастерство!

— И это все? – спокойно спросил Учитель, удобно расположившись на циновке у камина.

— Нужно обучать других людей и делиться с ними своими знаниями и опытом! – тут же ответили ученики.

— И это все? – Учитель прикрыл глаза и, казалось, погрузился в полудрему.

— Соревноваться с самим собой! Стараться стать лучшим!

— Неплохо. Но есть кое-что поважнее. – Учитель продолжал сидеть с закрытыми глазами и все так же перебирал камушки.

— Помогать другим людям! Стремиться сделать мир лучше! – наперебой кричали ученики, которым не терпелось узнать ответ.

— Еще! Просыпайтесь уже!

— Всю жизнь посвятить своему Делу! – теперь уже стали слышны лишь отдельные возгласы.

После этого Учитель подождал немного, а затем разложил перед учениками камни, которые перебирал руками. Их было несколько: один в форме круга, другой – в форме гладкого прямоугольника, третий – в форме сердца, четвертый – просто непонятный бесформенный обломок, пятый – кусочек розового кварца.

Учеников было пятеро, и Мастер предложил каждому выбрать камень. Причем, сделать это по очереди, в том порядке, как они сидели перед ним.

Первый ученик взял камень в форме сердца, второй выбрал круглый, третий взял себе розовый кварц, четвертый – камешек в форме прямоугольника, а пятому достался бесформенный обломок.

— А теперь подумайте и сами ответьте на свой вопрос, с которым вы сегодня пришли, — улыбаясь, проговорил Мастер.

— Знаем, знаем! Каждый из нас выбрал камень, который ему по душе! Прежде чем начать совершенствоваться, нужно выбрать себе любимое дело! То, которое будет вдохновлять! И давать сил! – ученики были радостны и не могли усидеть на месте от восторга.

— Вы правы. Но посмотрите немного глубже. У кого был самый большой выбор?

— У того, кто был первым.

— А у кого выбора не было? – продолжил Мастер.

— У того, кто делал его последним. Ему ничего не оставалось, кроме как взять бесформенный обломок.

— Вот вам и сегодняшний урок: не позволяйте кому-то ограничивать ваш выбор. Вы могли воспротивиться мне и сказать, что хотите выбирать из пяти камней. А могли выйти на улицу и принести другой камень, который вам приглянется. А вы подчинились мне, вы разрешили мне ограничить вас.

Ученики молчаливо смотрели на Учителя.

— А теперь ступайте и обдумайте сегодняшний урок. Всегда в своей жизни выбирайте то, что вам по сердцу. Будьте смелы, чтобы оглянуться вокруг себя и посмотреть чуть дальше, чем вам предложено. Когда вы выберете себе дело жизни таким образом, не ограничивая себя и следуя зову своего сердца, это будет союз любви. А это значит, что вы будете полны сил для того, чтобы пройти этот непростой путь и стать Мастером. Мастером своего дела.

  1. С чем пришли ученики к мастеру?
  2. Какие качества необходимы человеку в совершенствовании?
  3. Приведите пример, когда покой помог вам в совершенствовании?

Групповая работа по мультфильму. (обсуждается мораль данного мультфильма)

Творческая деятельность, групповая работа.

Ситуация выбора. (работа по группам с ситуативными карточками)

1) Ситуация первая

Вы в магазине стоите в очереди, подходит ваша очередь, у продавца звонит телефон, он отходит от прилавка и начинает разговаривать.Как вы поступите? (проиграйте ситуацию сценически)

2) Ситуация вторая

Вы находитесь на курсах йоги, вы пошли на эти курсы для гармонизации внутреннего мира, но вам не нравится тренер который ведет занятие и из за этого вы не можете расслабиться на занятии. Как вы поступите? (приведите подобные примеры из вашей жизни).

3) Ситуация третья

На перемене вы вышли в коридор и видите перед собой подругу которая плачет. Что вы сделаете? Что вы чувствуете, когда видите плачущего человека.

Песня о красоте покоя. Слова, музыка - Елена Романенко (Приложение 3)

Что такое душевный покой. –
Когда мысль льётся полной рекой,
Когда сердце в груди не болит,
А наполнено силой молитв.
Когда слышишь, как воздух поёт,
Когда чувствуешь ветра полёт,
Когда видишь движенье луча –
Как касается солнце плеча.

Есть покой у морской глубины,
У ласкающей берег волны,
Что шумит на песке золотом,
И в рассветном тумане густом.
В каждой капле росы на цветке,
В каждом тонком простом стебельке,
В каждой маленькой искре огня,
Что летит, за собою маня.

Что сравнится с покоем души. –
Лип высоких молчанье в тиши
Или клёнов, что тихо стоят,
Надевая осенний наряд,
Вдоль дороги. Прекрасен покой
Гор, которым ты машешь рукой,
Птиц, парящих над ширью земной
И звезды – в тёмном небе одной.

Домашнее задание:

Учебник по самопознанию 11 класс – стр. 5;

Эссе: “Я хочу развить в себе. ”

Заключительная минута урока.

А теперь сядьте поудобнее, закройте глаза, вспомните, все хорошее, что было на уроке. Сохраните в вашем сердце, все что вы узнали на этом уроке. Можете открыть глаза. Спасибо вам за работу.

Читайте также: