План урока по окружающему миру 4 класс на тему вселенная

Обновлено: 08.07.2024

Солнечная система – это Солнце и движущиеся вокруг него небесные тела.

Орбита – путь движения планет.

Звезда – небесное тело, раскалённый газовый шар.

Созвездие – группа звёзд, расположенных в звёздном небе.

Плеяды — скопление звёзд в созвездии Тельца.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Окружающий мир. Учебник для общеобразовательных школ. 4 кл.: В 2 ч. / А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2016. С.4-20.
  2. Окружающий мир. Тетрадь учебных достижений. 4 кл.: учеб.пособие для общеобразоват. организаций / А. А. Плешаков, З. Д. Назарова. — М.: Просвещение, 2016.
  3. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 кл.: учеб.пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2016.
  4. Плешаков А. А .От земли до неба. Атлас-определитель: кн.для учащихся нач.кл., М.: Просвещение, 2017.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Вселенная или Космос – это необъятное пространство со звёздами, планетами, небесными телами. Планеты – это холодные небесные тела, не изучающие собственного света. А звёзды – это огромные, раскалённые газовые шары, излучающие свет. Звёзды бывают желтые, белые, голубые, красные. От чего зависит цвет звезды? Цвет зависит от температуры их поверхности. Самые яркие и раскалённые – голубые звёзды. Их температура около тридцати тысяч градусов. У белых звёзд температура на поверхности составляет около десяти тысяч градусов. У красных звёзд температура поверхности самая низкая – около трёх тысяч градусов.

Во Вселенной огромное количество звёзд. Мы их видим крохотными светящимися точками, потому что они находятся на громадном расстоянии от Земли. Звёзды различаются по величине. Встречаются гиганты и карлики. Многие звёзды для удобства люди объединили в группы-созвездия, каждому присвоили название: созвездие Большой медведицы, созвездие Малой медведицы, созвездие Большой Пёс, Созвездие Телец и многие другие. В наше время всё звёздное небо разделено на восемьдесят восемь созвездий. Сорок семь из них названы в честь мифических героев. В давние времена звёзды служили компасом для путешественников и мореплавателей. По звёздам предсказывали погоду, узнавали время.

Солнце – это ближайшая к Земле звезда. Как и другие звёзды, это огромное раскалённое космическое тело, которое излучает свет и тепло. Температура на поверхности Солнца 6 тысяч градусов, а в центре примерно 15-20 миллионов градусов. Человеку трудно представить такую температуру, так как температура нашего тела 36,6 градусов. При 100 градусах кипит вода в чайнике. При 1500 градусах плавится сталь. Учёные установили, что диаметр Солнца в 109 раз больше диаметра нашей планеты. Масса Солнца примерно в 330 тысяч раз больше массы Земли! Если представить Солнце в виде апельсина, то Земля будет с маковое зёрнышко. Но в сравнении с размерами других звёзд Солнце – небольшая звезда, её называют жёлтым карликом. Солнце – центр Солнечной системы.

Солнечная система – это Солнце и движущиеся вокруг него небесные тела. В неё входят восемь планет с их спутниками и космическими телами: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Светят планеты не своим, а отражённым солнечным светом, как зеркала.

Меркурий – самая близкая к Солнцу планета. Диаметр её 4880 километров. Её считают самой маленькой и быстрой планетой, так как она обращается вокруг Солнца за 88 дней. Днём на Меркурии жара, а ночью – ледяной холод. Поверхность каменистая и пустынная. Получила своё название в честь римского бога торговли.

Венера вторая от Солнца планета носит имя богини красоты и выглядит как яркая звезда. Она может сиять серебристым светом. Очень похожа на Землю, даже размером. Венера окружена толстым слоем облаков, но её атмосфера состоит из углекислого газа и серной кислоты. Под облачным покровом стоит невыносимая жара.

Третья планета от Солнца – Земля. Это сравнительно небольшая планета. Её диаметр 12 740 километров. У Земли есть один естественный спутник Луна. Луна – огромный, холодный, твёрдый шар, который движется вокруг Земли и вместе они обращаются вокруг Солнца.

Четвёртой от Солнца планетой является Марс, названный в честь римского бога войны. Поверхность планеты содержит большое количество железа, который окисляется и даёт красный цвет. Марс меньше Земли, но у него есть два спутника Фобос и Деймос. Ночью температура опускается до минус 85 градусов.

Юпитер – самая большая в Солнечной системе. Диаметр Юпитера в 11 раз, а масса в 318 раз больше Земли. Состоит главным образом из различных газов. Юпитер имеет 16 спутников, а в его атмосфере постоянно бушуют мощные ураганы. Планета названа в честь самого главного римского бога Юпитера.

Сатурн – вторая по величине планета Солнечной системы. Она названа в честь римского бога земледелия. Сатурн окружен множеством ярких колец, состоящих из камней, обломков, глыб.

Уран состоит из маленького каменного ядра и замерзших газов.

Планета Нептун носит имя римского бога морей. Она мерцает голубоватым светом, напоминающим блеск воды. Температура на поверхности Нептуна минус 200 градусов.

Каждая планета имеет шарообразную форму, вращается вокруг своей оси и обращается вокруг Солнца по собственной орбите.

Смена дня и ночи.

Полный оборот вокруг своей оси Земля совершает за сутки. Так происходит смена дня и ночи. Когда Солнце освещает одну половину Земли, другая находится в её собственной тени. Там стоит ночь. Время полного оборота Земли вокруг Солнца равно одному году. Из-за наклона наша планета, двигаясь вокруг Солнца, как бы подставляет ему то северную часть, то южную. Поэтому происходит смена времён года.

Днём солнечные лучи освещают нашу планету, и мы не видим сияние звёзд. Вечером после захода Солнца, нам открывается великая книга – звёздное небо- которую может читать каждый человек, имеющий достаточно знаний. Учёные разных стран изучают планеты и их спутники с помощью мощных телескопов и автоматических межпланетных станций. Такие станции уже побывали на Луне, Венере, Марсе, а многие космические тела были сфотографированы с близкого расстояния.

Дидактические: ознакомить учащихся с планетами Солнечной системы, сформировать представление о них.

1) развивать умение формулировать и сохранять в памяти познавательную учебную задачу урока, осуществлять ее решение под руководством учителя;

2)развивать умения сравнивать, анализировать, обобщать, видеть цель, добиваться результата;

3) развивать умение оценивать результаты своей деятельности

Воспитывающие: воспитывать уважительное отношение друг к другу, навыки сотрудничества

Планируемые результаты :

осознание целостного взгляда на мир через представление о Солнечной системе-планеты.

развитие умения сравнивать, классифицировать, анализировать;

понимание вопросов учителя и умение строить логически верные ответы.

умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;

умение оказывать взаимопомощь.

организация учащимися своей учебной деятельности: контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности;

умение работать сообща.

сформировать представления о планетах и их расположение в Солнечной системе.

Ход урока

Сегодня у нас будет необычный урок, а урок путешествие. Мы отправимся в дальнее плаванье к острову сокровищ. Вы будете бесстрашными и смелыми пиратами. Я буду вашим капитаном, меня зовут Валерия Викторовна. А что же ищут пираты? Давайте отгадаем загадку.

Мечтает каждый день пират

Найти сундук, в котором (клад)

II. Актуализация знаний

-Посмотрите на доску.

Астероид, Земля, Марс, Венера, Меркурий.

Как вы думаете, какое слово лишнее и почему? (астероид, так как это не планета)

III. Постановка учебной задачи

-Кто догадался, какая тема нашего путешествия? (планеты)

-Вот мы и справились с поручением.

Во время прошлого путешествия я нашла бутылку с картой сокровищ. Давайте посмотрим на карту. Нам предстоит посетить 3 острова, на каждом из них нам нужно выполнить задание, чтобы продолжить наш путь к острову сокровищ. -просто карта с островами на слайде

-Прочитайте, что нам нужно сделать на 1 острове. (узнать)- на слайде появляются название островов

-Что для этого нужно сделать? (сделать выводы)

-Прочитайте, что нам нужно сделать на 2 острове. (научиться)

-Чему мы должны научиться? (различать планеты)

-Что для этого нужно сделать? (хорошо знать строение каждой планеты и ее отличительные особенности)

-Прочитайте, что нам нужно сделать на 3 острове. (применять)

-Как мы должны применить эти знания? (в жизни, чтобы стать образование)

-Что нам для этого нужно сделать? (как можно больше узнавать о планетах)

В путешествии нам будет помогать определять направление компас. Свистать всех наверх! Наш корабль отправляется в путешествие, держать курс на север.

IV.Открытие новых знаний

1) Мы на 1 острове. Здесь нам предстоит выполнить задание. Все заметки вы будете делать в бортовом журнале. Откройте 2 страницу.

-Посмотрите, на картинку, которая изображена у вас в журнале. По ходу моего рассказа вам нужно будет соединить стрелками планеты и богов в честь которых они названы.

Большинство планет можно увидеть с Земли невооруженным глазом. Они кажутся яркими звездами. Но надо помнить, что планеты, в отличие от звезд, не испускают собственного света. Они лишь отражают свет Солнца.

Солнце образует центр нашей системы. Вокруг него вращаются 8 планет. 4 небольшие планеты, расположенные ближе всех к солнцу, — Меркурий, Венера, Земля, Марс — имеют твердую поверхность. Остальные 4 планеты — Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун - являются газовыми.

Меркурий. Ближайшей к Солнцу планетой является Меркурий. Цвет планеты серый. Планета получила свое название в честь древнеримского бога торговли. Это самая быстрая планета. Она обращается вокруг Солнца за 88 дней.

Земля. Следующая планета Земля. Единственная планета, названная не в честь бога. Планету назвали так потому, что все ее население могло жить только благодаря тому, что произрастает в земле

Наша планета из космоса кажется голубой. Океаны и атмосфера придают нашей планете характерный оттенок. Однако, если смотреть на континенты, то вы увидите коричневые, желтые и зеленые цвета.

Земля образовалась примерно 4,6 млрд лет назад и имеет естественный спутник.

— Кто уже догадался, как называется естественный спутник Земли? (Луна.)

Луна. Ближайшую соседку Земли в космическом пространстве можно подробно рассмотреть в телескоп. Это небольшое космическое тело по диаметру в 4 раза меньше Земли, не имеет атмосферы, на нем не меняются погодные условия и нет жизни. На Луне уже побывал человек.

Марс. Четвертая от Солнца планета названа в честь древнеримского бога войны за свой красно-оранжевый цвет, напоминающий цвет крови. Марс меньше Земли, но у него есть два спутника — Фобос и Деймос (в переводе Страх и Ужас — так звали сыновей бога войны).

Мы с вами познакомились с четырьмя планетами, включая Землю, — их называют каменными планетами, или планетами земной группы.

Юпитер. Следующая от Солнца планета Юпитер — самая большая в Солнечной системе. Состоит главным образом из различных газов. Цвет планеты оранжевый с белыми элементами. Она названа в честь самого главного древнеримского бога Юпитера.

Сатурн. Шестая планета Солнечной системы Сатурн — вторая по величине после Юпитера. Планета имеет бледно-желтый цвет с тонкими оранжевыми полосами в экваториальной области. Она названа в честь древнеримского бога земледелия (позднее — бог времени). Сатурн окружен множеством ярких колец, состоящих из обломков льда и камней.

-Откройте учебник на странице 10. Посмотрите на картинки и скажите, чем отличаются эти планеты? (цветом; у одной планеты есть кольца, а у другой нет)

Уран. Седьмая планета Солнечной системы названа в честь древнегреческого бога неба. Цвет ее зеленовато-голубой из-за наличия в его воздухе метана и других простых углеводородов. Планета состоит из маленького каменного ядра и замерзших газов.

Нептун. Планета носит имя древнеримского бога морей. Цвет планеты сине-голубой, более насыщенный, чем оттенок его соседа Урана, с темно-синими пятнами гигантских атмосферных вихрей. Температура на поверхности Нептуна составляет —200 "С.

Мы познакомились с остальными планетами Солнечной системы. Их называют газовыми планетами из-за их состава.

— Что вы теперь можете сказать о планетах Солнечной системы? Назовите их сходства и различия. (Все планеты вращаются вокруг Солнца, имеют круглую форму. Они различаются по величине и находятся на разном расстоянии от Солнца.)

-Молодцы! Мы выполнили это задание, мы на один шаг ближе к кладу. Отправляемся на юго-восток.

2) Мы добрались до 2 острова

- Вы трое ребят выполняете 1 задание, возьмите с собой журналы для заметок и подходите к интерактивной доске, а ваша группа выполняет 2 задание выходите к умному полу.

- Познакомьтесь с заданием в группе.

Соедините линиями изображение планет и древних богов, в честь которых получили название планеты Солнечной системы.

-Что вам нужно сделать вашей группе? (соединить линиями изображение планет и древних богов, в честь которых получили название планеты Солнечной системы)

Вам понятно задание? Выполняйте.

Встаньте на изображение планеты, название которой ниже соответствует ей.

-А что нужно сделать вашей группе? (встать на изображение планеты, название которой ниже соответствует ей)

Вам понятно задание? Выполняйте.

- Проверим задание 2 группы. Первая группа подойдите ко второй, проверим, как они выполнили задание.

-Первая группа если согласна, поднимите ладонь вверх, если нет сожмите кулак.

- Зафиксируйте все результаты в своих бортовых журналах.

- Проверим, как выполнила задание 1 группа.

-Вторая группа если согласна, поднимите ладонь вверх, если нет сожмите кулак.

- Зафиксируйте все результаты в своих бортовых журналах.

-Присаживайтесь на свои места. Остался последний рывок, и мы уже получим наш клад. Продолжаем наш путь в направлении северо-востока.

3) Вот мы подплываем к острову сокровищ

Откройте следующую страницу бортового журнала. Сейчас каждый из вас будет работать в своем журнале.

-Прочитайте задание. Что вам нужно сделать? (найти название всех планет)

C :\Users\User\Desktop\Окружающий фрагмент\9.jpg

-Молоды! Вы справились с этим задание. Проверим это задание на документ камере.

-Если согласны с выполнением этого задания поднимите ладонь вверх, если нет сожмите кулак.

V. Итог. Самооценка

Вот ваш сундук с сокровищами!

Задумывались ли вы о том, что у каждого из вас уже есть сундук, наполненным драгоценностями.

Это ваши портфели, в которых лежат учебники с богатейшими сокровищами знаний, накопленными всем человечеством. Если вы воспользуетесь этими сокровищами, то будете очень богатыми, умными, образованными людьми.

Теперь вы знаете, где хранятся настоящие сокровища, истинные ценности, и добыть их можно только упорным трудом – хорошей учёбой.

Что вы узнали сегодня на уроке? –на слайде карта с названиями островов

Для чего нам нужны эти знания?

- Давайте подведем итоги вашего личного участия в путешествии. В конце ваших журналов лист самооценки пирата. Отметьте в нем галочкой те пункты, где вы себя проявили. Подсчитайте количество набранных баллов (одна галочка – один балл) и поставьте отметку.

Я все задания выполнил быстро и без ошибок;

Я могу объяснить тему урока другому;

Я своими ответами приносил пользу всему классу;

Я был активным в течении всего путешествия;

Я достиг целей, поставленных в начале урока.

- Мы молодцы. Капитану корабля понравилось наше путешествие и то, как вы работали.

Наше путешествие подошло к концу. Спасибо за урок, урок окончен.

Прикреплённые файлы:

Планеты солнечной системы. Презентация о космосе Планеты солнечной системы. Цель: знакомство детей с планетами Солнечной системы, формирование представления о Вселенной. Задачи: • Расширять.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

МИР ГЛАЗАМИ АСТРОНОМА. ВСЕЛЕННАЯ. СОЛНЦЕ

1. Познакомить учащихся с наукой, изучающей Вселенную, – астрономией.

2. Сформировать представление о Вселенной, размерах и природе Солнца как центра Солнечной системы и ближайшей к нам звезды.

3. Развивать познавательный интерес и умение наблюдать, анализировать, обобщать.

Тема урока записана на доске.

Учитель. Сегодня на уроке мы познакомимся с одной из самых древних наук – астрономией. Я предлагаю вам посмотреть на мир глазами астрономов. Но сначала выясним, кто такие астрономы и что изучает наука – астрономия.

Ученики. Астрономы – люди, изучающие звезды. Астрономия – наука о звездном небе.

До изобретения телескопа астролябия оставалась основным прибором у астрономов. Первый телескоп был изготовлен в 1608 г. голландцем по фамилии Липпершей. Это был линзовый телескоп. А в 1668 г. Исаак Ньютон предложил телескоп, в котором вместо линз употреблялись зеркала. Телескопы, изготовленные И. Ньютоном, используются в современной астрономии.

Самый большой в мире телескоп был установлен в 1969 г. на Кавказе. Диаметр самого крупного его зеркала равен 6 метрам.

Учитель. С точки зрения астрономов мир – это Вселенная или Космос. Большинство астрономов считает, что начало Вселенной было положено 15 миллиардов лет назад, когда случился грандиозный взрыв. В результате этого большого взрыва раскаленные газы с огромной скоростью разлетелись во все стороны, что привело к образованию галактик, звезд и планет.

Во Вселенной бесчисленное множество звезд. Одна из них – Солнце. Солнце и движущиеся вокруг него тела составляют Солнечную систему. Наша планета – Земля. Рассмотрите иллюстрацию на доске. Почему глобус – модель Земли – изображен в виде домика?

Ученики. Мы живем на планете Земля. У нас над головой одна общая голубая крыша – небо. У нас под ногами один большой пол – земная поверхность. У нас, у человечества, одна на всех великая лампа, она же и печка – это Солнце. Вот и выход, что Земля, земной шар – это действительно наш общий дом, который путешествует вместе с нами в космосе.

Учитель. Путешествует вокруг Солнца не только Земля. Кроме нее, вокруг Солнца движутся по своим орбитам еще восемь огромных шарообразных космических тел. Одни из них больше Земли, другие меньше. Эти тела называют планетами (Земля тоже планета). Их можно видеть на небе только потому, что они освещаются Солнцем, отражают его свет.

Запомнить названия планет Солнечной системы и их расположение относительно Солнца нам поможет стихотворение. (У учеников на столе лежат заранее подготовленные стихотворения.) Сейчас мы прочитаем его и подчеркнем названия планет Солнечной системы.

Планеты у Солнца танцуют как дети:

Меркурий заводит их хоровод,

Чуть дальше Венера в пространстве плывет.

Встречаем мы Землю рядом с Луной

И огненный Марс, что кружит за Землей.

За ними – Юпитер, из всех великан,

И дальше Сатурн в кольцах видится нам.

Последние три едва различимы,

Мрачны и холодны, но их отличим мы.

Уран и Нептун, и кроха Плутон.

Ученики читают и подчеркивают названия планет Солнечной системы.

Учитель. Назовите планеты Солнечной системы.

Ученики. Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

Учитель. А что же такое Луна?

Ученики. Луна – естественный спутник Земли.

Ученики. Меркурий – планета, ближайшая к Солнцу.

Ученики. Планеты Уран, Нептун и Плутон находятся дальше всех планет от Солнца, поэтому на поверхности этих планет царит невероятный холод и мрак.

hello_html_m6d5dc33b.jpg

Разучить стихотворение про планеты, сопровождая движениями.

Учитель. А сейчас откроем другую страничку нашего урока. Разгадав загадки, вы узнаете, о чем она.

По платку катается,

Людям улыбается. (Солнце и небо.)

Катится по голубому блюдечку

Золотое яблочко. (Солнце и небо.)

По небу ходит. (Солнце.)

Ученики отгадывают загадки.

Учитель. Что вы можете сказать о Солнце после этих загадок?

Ученики. Солнце похоже на клубок, значит, оно круглое. Солнце имеет форму шара. Оно находится на небе, значит, это небесное тело.

Учитель. Молодцы! Вы дали Солнцу две важные характеристики. А что вы можете сказать о Солнце из личных наблюдений?

Ученики. Солнце дает нам свет и тепло. Наша жизнь возможна лишь благодаря Солнцу.

Учитель. Верно. Это люди понимали еще в глубокой древности и почитали Солнце как божество. Они называли его по-разному: в Древней Греции Солнце называли Гелиос, в Египте – Ра, а наши предки-славяне – Ярила. В честь Солнца слагались гимны. Наблюдая за Солнцем, люди придумали множество загадок, пословиц, поговорок.

Продолжать разговор о Солнце с научной точки зрения нам поможет статья учебника на с. 6, 7.

IV. Работа по учебнику.

Статья учебника, с. 6, 7. Самостоятельное чтение. После чтения статьи учащиеся работают с карточками, где необходимо вписать в текст недостающие данные.

Карточки сдаются учителю на проверку.

Учитель. Как кратко сформулировать полученные знания о Солнце?

Ученики. Солнце – это звезда, имеет форму шара. Это раскаленное небесное тело. Оно больше Земли в диаметре в 109 раз, а по массе – в 330 тыс. раз.

V. Закрепление изученного. Итог урока.

Учитель. Какие новые слова вы узнали на уроке сегодня?

Ученики. Астрономия, астроном.

Учитель. Что же такое астрономия?

Ученики. Астрономия – наука о космических телах.

Учитель. Каким вы увидели мир глазами астронома?

Ученики. Мир глазами астронома – это Вселенная, космос. В космосе все движется. Солнце – самая обычная звезда, одна из многих в нашей галактике, но она играет важнейшую роль в Солнечной системе. Вокруг Солнца движутся планеты и другие небесные тела.

Учитель. На с. 8 учебника прочитайте вывод нашего урока.

Домашнее задание.

С. 4–8. Записать в словарик новые слова (астрономия, астроном).


На этом уроке ребята узнают, кто такие астрономы, что такое Вселенная и галактика Млечный путь, какие планеты входят в состав Солнечной системы.

Содержимое разработки

Открытый урок по познанию мира в 4 классе

Цель: формирование представления о космосе.

познакомить со строением Космоса, Солнечной системы;

развивать познавательную активность, быстроту мышления, навыки анализа и синтеза, кругозор, умение работать в группе.

воспитывать уважительное и бережное отношение к планете Земля.

Оборудование: презентация, музыка, тест №1 (для каждой группы), тест №2 (для каждого ученика), белая бумага А-3 и вырезанные планеты (для каждой группы),разноцветные звездочки (для рефлексии).

Форма урока: путешествие, соревнование.

Вступительная часть.

Организационный момент.

– Отгадайте загадку. И назовете тему сегодняшнего урока.

Восемь братьев и сестер вокруг мамы ходят,

Отражая свет ее, хороводы водят. (Планеты Солнечной системы)

Объявление темы урока.

Понятие о космосе (слайд ).

Целеполагание:

I. Узнать, что такое Солнечная система.
II. Расширить знания о планетах.
III. Научиться отличать звезды и планеты.
IV. Узнать о строении космоса.

Деление на команды.

Основная часть. Изучение нового материала.

- Дайте определение понятиям – названиям ваших команд.(2 балла)

Там где все знаки зодиака
Водолея, девы, рака
Светятся и ночью и днем
Туда смотрит астроном. (Космос)

Далекие звезды над нами горят,

Зовут они в гости ребят.

Собраться в дорогу нетрудно для нас,

И вот мы готовы к полету сейчас.

Зачисление в астронавты. Выявление первичных знаний учеников по теме урока.

- Ребята, а кто такие астронавты? Чтобы стать астронавтами, вы должны разгадать кроссворд.

Разгадывание кроссворда:

Кто был первым космонавтом? (Гагарин)

Спутник земли? (Луна)

Самая известная звезда? (Солнце)

В каком месяце отмечается день космонавтики? (Апрель)

Первый казахстанский космонавт? (Аубакиров)

Эта планета окружена кольцами. (Сатурн)

Небесное тело, состоящее из пород и железа. (Астероид)

Небесное тело, в основном состоящее изо льда. (Комета)

Одна из малых планет. (Марс)


(Слайд)

Отправление в космос.

-Ребята, как вы думаете, что нам поможет оказаться в космосе? (воображение)

Прошу всех одеть воображаемые “скафандры” космонавтов. Пристегнуть “ремни”. Во время перемещения в пространстве дышим спокойно и ровно. Закрыли глаза. Старт 5, 4, 3, 2, 1….Пуск. Открываем глаза, глубокий вдох и выдох. (звучит музыка)

-Люди давно живут на Земле. Когда-то никто из них не умел читать и писать, тогда родители показывали детям звёзды и палочкой рисовали на песке узоры созвездий. Звездное небо было первой Великой Книгой, которую люди учились читать и понимать. А потом, много лет спустя, появилась наука о звездах и других светилах, которая называется астрономия.

Знакомство с космосом.

- Космос - пространство, которое окружает со всех сторон нашу планету Земля и является вечным и бесконечным. (слайд)

- И вот мы в космосе.

- А что находится в космосе? (Звезды, планеты, галактика, астероиды, кометы, и наша Солнечная система – Млечный путь.) Каждая звезда, как и наше Солнце, имеет свою систему. Системы объединяются в Галактику. Галактики образуют Вселенную, или космос. Солнечная система входит в галактику Млечный путь (Полоса звезд галактики Млечный Путь похожа на след от пролитого молока, которое, по легенде, пролила богиня Гера, спускаясь с горы Олимп. В галактике Млечный Путь предположительно 100 миллиардов звезд!)

- Вот так выглядит наша Солнечная система. (Слайд )

- Ребята, а давайте, определим место нашей любимой планете во Вселенной.

Место Земли во Вселенной можно представить в виде схемы:

Земля – Солнечная система – Галактика Млечный путь – Вселенная


Знакомство с планетами Солнечной системы:

- Безоблачной ночью на небе видны звезды. Одни из них яркие, другие напоминают далекие огоньки. Звезды. Они такие же большие, горячие светлые, как наше солнце. Расположены они от земли очень далеко. Самые крупные звезды больше солнца в десятки, сотни раз.

Мы можем разглядеть на небе невооруженным глазом около 3000 звезд, но после изобретения телескопа ученые насчитали их больше миллиона.(слайд)

Звезды – это громадные, раскаленные газовые шары, излучающие свет.

Планеты это не звезды .Они находятся ближе к земле ,обращаются вокруг солнца, но не испускают собственного света. На ночном небе они смотрятся как звезды. (слайд )

Планеты различаются по размерам ,но они во много раз меньше солнца .Вместе с солнцем они образуют солнечную систему.(слайд)

В настоящее время известно 8 планет. В солнечную систему входят так же их спутники, малые планеты, кометы, метеорные тела.

Планеты солнечной системы в свою очередь делятся на 2 группы:

Планеты земной группы: Меркурий, Венера, Земля, Марс.

Планеты гиганты: Юпитер Сатурн, Уран, Нептун

Ученики рассказывают заранее подготовленную информацию о планетах. (3 балла)

Перед каждым выступлением учитель загадывает загадку о следующей планете.

- Угадайте, какая из планет могла бы так сказать о себе.
Я – самая горячая планета во Вселенной. Температура моей поверхности может достигать до +500 градусов. Названа женским именем. В Древнем Риме являлась богиней любви. (Венера)
Я – ближайшая к Солнцу планета. Я получила свое название в честь римского вестника богов, бога торговли. Я вращаюсь очень быстро вокруг Солнца за 88 дней. (Меркурий)
Я – очень стар, поэтому лежу на боку и очень мерзну. (Уран)
- Послушайте стихи и узнайте по описанию, какая это планета.
(Юпитер) – больше всех планет,
Но суши на планете нет.
Повсюду только водород
И лютый холод круглый год?
(Сатурн) – красивая планета
Желто-оранжевого цвета.
И кольцами камней и льда
Окружена она всегда.
Планета (Нептун) от Земли далеко,
Увидеть ее в телескоп нелегко.
От Солнца по счету планета восьмая,
Царит на ней вечно зима ледяная.
(Марс) – таинственная планета.
Она по размерам чуть меньше Земли.
Из-за кроваво-красного цвета
Назвали планету в честь бога войны.

- Мы с вами познакомились с планетами Солнечной системы, а теперь давайте посмотрим, как они расположены.

Каждая группа получает чистый лист бумаги и вырезанные планеты. Ребята размещают планеты в нужном порядке и подписывают их. (3 балла)

- Давайте поменяемся работами и проверим, все ли вы выполнили правильно? Обратите внимание на экран.

Работа с учебником

Учащиеся читают легенду о Большой и малой медведице.

- Что нового и интересного вы узнали?

Заключительная часть.

Возвращение домой.

- Для того чтобы нам вернуться домой я предлагаю вам составить наш домашний адрес во Вселенной: (Слайд)

- Где мы живем? На Земле.

- Где находится Земля? В Солнечной системе.

- Где находится Солнечная система? В галактике Млечный путь.

- Где находится Галактика? Во Вселенной.

Получается такой адрес: (Слайд)

страна – Вселенная,
город – галактика Млечный путь,
улица – Солнечная система,
дом № 3 – планета Земля.

- Закройте глаза. (Тихо звучит музыка).
Окрашен космос в чёрный цвет,
Поскольку атмосферы нет,
Ни ночи нет, ни дня.
А нам нужна Земля.
Откройте ваши глазки. Мы с вами опять переместились в пространстве и оказались в классе. Снимите, пожалуйста, свои Скафандры, сядьте красиво.

- Сейчас мы проверим, с пользой ли мы провели своё путешествие в космос.

Учащиеся индивидуально выполняют Тест №2.(Приложение 2) Проверка по ключу. (слайд с ключом) Взаимопроверка. Оценивание.

Подведение итогов.

Подсчет членами жюри заработанных баллов каждой командой. Подведение итогов. Награждение.

Домашнее задание:

Рефлексия .

- На столах у вас лежат звёздочки:

Поднимите ту, которая отражает ваше настроение после урока.

Голубая звёздочка - урок понравился! Отличное настроение!

Белая звёздочка - урок понравился, Хорошее настроение, но что-то было непонятным.

Красная звёздочка - урок не понравился, плохое настроение.

- Посмотрите, какое красивое небо у нас получилось, сколько звёзд зажглось на нашем пути. А это значит, сколько новых знаний Вы получили.

Приложение 1.

Земля – это одна из пла­нет Сол­неч­ной си­сте­мы.

Солн­це – бли­жай­шая к нам звез­да, рас­ка­лен­ный га­зо­вый шар.

Масса Земли в 330 тысяч раз боль­ше массы Солн­ца.

Спе­ци­а­ли­стов, изу­ча­ю­щих аст­ро­но­мию, на­зы­ва­ют аст­ро­нав­та­ми.

Земля дви­жет­ся во­круг Солн­ца.

На­блю­дать за небес­ны­ми те­ла­ми можно, глядя в те­ле­скоп.

Земля – это одна из пла­нет Сол­неч­ной си­сте­мы.

Солн­це – бли­жай­шая к нам звез­да, рас­ка­лен­ный га­зо­вый шар.

Масса Земли в 330 тысяч раз боль­ше массы Солн­ца.

Спе­ци­а­ли­стов, изу­ча­ю­щих аст­ро­но­мию, на­зы­ва­ют аст­ро­нав­та­ми.

Земля дви­жет­ся во­круг Солн­ца.

На­блю­дать за небес­ны­ми те­ла­ми можно, глядя в те­ле­скоп.

Земля – это одна из пла­нет Сол­неч­ной си­сте­мы.

Солн­це – бли­жай­шая к нам звез­да, рас­ка­лен­ный га­зо­вый шар.

Масса Земли в 330 тысяч раз боль­ше массы Солн­ца.

Спе­ци­а­ли­стов, изу­ча­ю­щих аст­ро­но­мию, на­зы­ва­ют аст­ро­нав­та­ми.

Земля дви­жет­ся во­круг Солн­ца.

На­блю­дать за небес­ны­ми те­ла­ми можно, глядя в те­ле­скоп.

Приложение 2.

За­пол­ни­те про­пус­ки:

Солн­це - это звез­да ………………………………. ………цвета.

Груп­па звезд, рас­по­ло­жен­ных опре­де­лен­ным об­ра­зом – это ……………………………………………………….

……………………… ука­зы­ва­ет на­прав­ле­ние на Север.

……………………………..– самая яркая звез­да на небе.

Со­звез­дия, по­хо­жие на два ковша, на­зы­ва­ют­ся…………………………………………………………..

Самый ко­рот­кий год имеет пла­не­та Сол­неч­ной си­сте­мы…………………………………………………………..

Ближе всего к Земле на­хо­дит­ся пла­не­та………………….

Самая яркая пла­не­та на ноч­ном небе………………….



-75%

Читайте также: