План урока по народному танцу

Обновлено: 03.07.2024

Цель: Знакомство обучающихся с народным танцем.

Задачи:

· Познакомить обучающихся с одним из жанров народного танца;

· Формирование мотивации обучающихся к одному из жанров народного танца, через мультимедиа — технологии; (видеоролик)

· разучить русские народные движения: ковырялочка с тройным притопом, моталочка, притопы с открытием рук.

· продолжать развивать у обучающихся навыки пространственного ориентирования, а так же хореографические и музыкальные: устойчивость, гибкость, чувство ритма;

· прививать интерес к народному танцу и в целом к хореографии, посредством совместной творческой деятельности.

· Тип занятия:

Вид занятия:

· Используются групповые и командные формы организации деятельности обучающихся.

Методы обучения:

· Словесный метод (рассказ, беседа);

· Наглядные (видеоролик, показ движений);

· Практическая работа: игровой метод, метод соревнования, метод импровизации.

1. Вводная часть:2мин.

2. Основная часть:40мин.

· Новый теоретический материал по народному танцу;

· Практический материал – разучивание элементов:

3. Заключительная часть:3мин.

· Совместное подведение итога;

· Диски с фонограммами;

· Цветок с заданиями;

· Бумажные смайлики разных цветов.

Ход занятия

1. Вводная часть.

Построение в шахматном порядке.

2. Основная часть.

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в весёлое путешествие, а куда вы узнаете отгадав загадку (в деревню, а поедем мы на поезде. Именно в деревне зародился русский народный танец. Сегодня мы с вами поговорим о нём и выучим некоторые движения. Как вы думаете от какого слова появилось это название – народный танец?

(дети отвечают). Да, от слова – народ. А народ у нас различается по национальностям. А какие есть национальности? (дети отвечают). Молодцы. И у каждой национальности есть свои танцы, которые отличаются музыкой, манерой исполнения, движениями и даже хореографическим рисунком. У русского народа естественно тоже есть свои танцы. Русский танец – это душа народа, в нём человек отражает свою жизнь, свои чувства, настроение. Русский народный танец делится на два основных жанра — хоровод и пляску, которые в свою очередь состоят из различных видов, о них мы узнаем на других занятиях. А сегодня мы с вами поговорим о хороводе. Вы хотите увидеть, как танцуют хоровод? (дети отвечают). Пока наш поезд еще не подошёл к перрону, я прошу вас присесть на стульчики (ребята садятся).

(видео материал – просмотр)

Педагог:Как вы думаете, какие основные рисунки используются в хороводе?

(дети отвечают). Самым основным рисунком является круг, он символизирует солнышко. Так же используются два круга и больше, линии (одна, две и более, различного рода змейки, звёздочки, гребёнки, восьмёрки, улитки и другие рисунки, более сложные. А сегодня мы усвоим с вами такие рисунки как: змейка, две линии, круг, два круга.

На протяжении всего пути, мы будем останавливаться на станциях, выполнять интересные задания и вы сами будете оценивать себя. В этих трёх коробочках лежат смайлики разных цветов. Красный – отлично, жёлтый – хорошо, зелёный – хотелось бы лучше. Выбрав смайлик, вы прикрепляете его на один из вагонов нашего поезда. Садимся в наш поезд и едем до первой станции змейкой, (шаг с носка с правой ноги) выстраиваемся в две линии. Поехали.

(Под музыку обучающиеся двигаются за педагогом по танцевальному залу).

(Выстраиваются в две линии.)

Педагог: Ребята, какие здесь красивые деревья растут, особенно мне нравятся ёлочки, они такие стройные. Давайте мы с вами покажем, какие ёлочки стройные и красивые. Наша голова – это макушка дерева, которая тянется вверх, к солнышку. Наши руки – это ветки, которые тянутся вниз, а за ними мы опускаем плечи. Наш корпус – это ствол ёлочки, он ровный и стройный. Наши ноги – это корни, которые крепко сидят в земле.

(Выполняется упражнение для постановки корпуса).

Педагог: Посмотрите, как сегодня ярко светит солнышко. А солнышко, какой формы? Правильно. Мы поднимаем ручки и показываем, какое круглое солнышко.

(1 позиция рук, поднимаем наверх (3 позиция рук) и отпускаем, (руки опускаются во 2 позицию) — работа над постановкой рук.

Молодцы! С первым заданием вы справились, выбирайте смайлики и прикрепляйте на первый вагон.

(Ребята выбирают определённого цвета смайлик и прикрепляют на нарисованный вагон)

Педагог:Мы едем дальше змейкой, (на полупальцах) и выстраиваемся в круг.

(Под музыку обучающиеся двигаются за педагогом).

Разминка: на середине зала

· маршировка на месте;

· упражнения для улучшения гибкости шеи;

· упражнения для улучшения эластичности плечевого пояса и подвижности плечевых суставов;

· упражнения для улучшения подвижности локтевого сустава и эластичности мышц плеча и предплечья;

· упражнения для увеличения подвижности лучезапястных суставов, развития эластичности мышц кисти и предплечья;

· упражнения для улучшения подвижности гибкости суставов позвоночника;

· упражнения для развития гибкости плечевого и поясного суставов;

· упражнения для улучшения подвижности коленных суставов;

· упражнения для увеличения подвижности голеностопного сустава и эластичности мышц голени и стопы.

Молодцы! Со вторым заданием вы справились, выбирайте смайлики и прикрепляйте на второй вагон.

(Ребята выбирают определённого цвета смайлик и прикрепляют на нарисованный вагон)

Педагог:Едем дальше змейкой, (4 шага на пятках, 4 на полупальцах) и выстраиваемся в шахматном порядке.

(Под музыку, обучающиеся двигаются за педагогом).

Выполняется пластика животных.

· Упражнения для развития устойчивости:

· Упражнения для развития танцевального шага:

· Для развития гибкости:

Молодцы! С третьим заданием вы справились, выбирайте смайлики и прикрепляйте на третий вагон.

(Ребята выбирают определённого цвета смайлик и прикрепляют на нарисованный вагон)

Педагог: Едем дальше змейкой, (подскоки) и выстраиваем два круга.

(Под музыку обучающиеся двигаются за педагогом).

Педагог: Наш поезд привёз нас на лесную полянку. Посмотрите, сколько здесь растёт красивых цветов. Задача каждого круга (команды) собрать как можно больше цветов.

(игра – собери цветы)

Педагог: Ребята, когда вы собирали цветы, я нашла вот такой красивый цветок. Сейчас каждая команда выберет себе по два лепестка и выполнит задания, которые написаны на них.

· Вопросы по пройденному теоретическому материалу:

— назовите два основных жанра народной хореографии?

— какие хореографические рисунки, вы знаете и какой основной рисунок хоровода?

· Творческое задание на образное мышление и развитие воображения:

— каждая команда должна изобразить заданный цветок, а другая команда угадать, что это за цветок.

Молодцы! С четвёртым заданием вы справились, выбирайте смайлики и прикрепляйте на четвёртый вагон.

(Ребята выбирают определённого цвета смайлик и прикрепляют на нарисованный вагон)

(Под музыку обучающиеся двигаются за педагогом).

Педагог:Вот мы и приехали в деревню. Сейчас мы разучим русские народные движения:

· Ковырялочка с тройным притопом;

· Притопы с открытием рук.

С пятым заданием вы справились, выбирайте смайлики и прикрепляйте на пятый вагон.

(Ребята выбирают определённого цвета смайлик и прикрепляют на нарисованный вагон)

Заключительная часть урока.

Построение в шахматном порядке.

Наше весёлое путешествие подошло к концу. Ребята, как вы считаете, нам всё сегодня удалось? Какие были затруднения? Что нового вы сегодня узнали и выучили на уроке? (дети отвечают).

Давайте посчитаем, какого цвета у вас больше смайликов и прикрепим их на главный состав нашего поезда (ребята считают и прикрепляют смайлики). Стоит отметить, что вы большие молодцы! Вы очень хорошо справились со всеми заданиями. Мы продолжим работу над движениями на следующих занятиях.

повторять русские народные движения:

· Ковырялочка с тройным притопом;

· Притопы с открытием рук.

Спасибо всем за работу. Давайте поблагодарим себя аплодисментами.

движений р усского народн ого танца. Выявлен ие уровня ос воения программ ы.

Тип урока: урок за крепления зн аний, выработк и умений и навыков.

- закрепление зн аний, умений и навыков, полученны х на предыд ущих уроках;

- развитие поз навательных и нтересов и тв орческого потенц иала учащихся.

- формирование эст етического восп итания, умени я вести себя в коллектив е;

- умение творческ и взаимоде йствовать на урока х с педагогом.

- личностно - ориент ированная тех нология с диффе ренцированным подходом.

Дети входят в зал т анцевальным ш агом по кругу, перестраи ваются на линии.

Педагог. Тема на шего сегодняшнег о урока – русский нар одный танец.

Сегодня мы про должим знакомств о с русским нар одным танцем.

Танцевальны й ход — это р азнообразные шаги, которые исполняются в

характере и манере той или иной национальн ости, с сочетанием притоп ов,

выпадов, пово ротов и т. д. В ос новном шаги четв ертные, б ыстрые и очень

Технология: личностно-ориентированная, групповая, здоровьесберегающая, сотрудничества, разноуровневого обучения, развивающая, коллективного взаимообучения.

Основные задачи:

  • первичное ознакомление с русским народным танцем и его особенностями;
  • разучить основные и базовые движения;
  • обучить основной технике выполнения базовых движений в русском народном танце.
  • способствовать развитию пластичности, координации, выносливости, мышечного тонуса, чувства ритма;
  • способствовать развитию творческих способностей.
  • способствовать формированию хорошего настроения, положительных эмоций в ходе занятий;
  • воспитывать сознательное отношение к здоровью, здоровому образу жизни.

Материально-техническое обеспечение: зал, отвечающий санитарно-гигиеническим нормам, компьютер, музыкальный центр, музыкальная подборка.

План урока

1.Мотивация и целеполагание.

3.Формирование новых знаний и умений.

Ход урока

1. Мотивация и целеполагание. (1-2 мин.)

Построение ребят по линиям. Приветствие. Введение в тему мастер-класса, объяснение задач и содержания:

Мотивация на успех. На данном этапе важно заверить учащихся, что всё получится, и если не сегодня, то на следующем занятии точно. Создание психологического настроя и активизации внимания. Словесное стимулирование, доброжелательная атмосфера.

2. Разминка. (5 мин.)

  • стоя по 6 позиции делаем releve 2(8)
  • делаем releve левой и правой ногой по очереди 2(8).
  • plie по 6 и 1 позициям 2(8);
  • притопы правой и левой ногой по очереди 2(8);
  • одинарная дробь 2(8);
  • открытие рук в первую позицию;
  • открытие рук во вторую позицию.

3.Формирование новых знаний и умений. (25 мин.)

Рассказываю ребятам о том, что при выполнении любого движения в русском народном танце важно внутреннее и физическое состояние человека, а так же очень важна эмоциональная составляющая при воспроизведении того или иного движения в данном направлении хореографии. Об этом важно помнить. Например для того, чтобы сделать простой сценический шаг с открыванием рук во вторую позицию - нужно уметь правильно скоординировать эти два движения одновременно. Давайте попробуем.

Формы и методы изложения нового учебного материала:

  • показ движений педагогом;
  • изучение движения от медленного к быстрому темпу;
  • работа с группой в целом, при необходимости индивидуализация.

Метод мотивирования учебной активности в ходе освоения материала:

  • настрой учащихся на демонстрацию готовой связки в конце занятия.

Содержание этапа

Танцевальная связка из таких движений:

Повторение ранее изученных движений.

4. Закрепление знаний. (4 мин.)

Создан положительно эмоционально окрашенный фон для финальной связки.

  • умение исполнить танцевальную связку в определенной последовательности;
  • умение ориентироваться в зале;
  • развивать эмоционально-эстетическую сферу, стремление к самовыражению.

Содержание этапа

Демонстрация разученной связки ребят с педагогом.

5. Рефлексия. (5 мин.)

По окончанию урока проводится беседа. Отметить позитивный итог занятия.

  1. Какое настроение у вас?
  2. Все ли у вас получилось?
  3. Общее впечатление от мастер-класса (понравился или нет, что больше понравилось)?
  4. Что было для вас сложным на данном занятии?

Итоги: «Сегодня мы с вами познакомились с основными элементами русского народного танца, благодаря этим элементам он приобретает свою красоту и изюминку. Вы попробовали себя в роли танцоров и теперь вы сможете рассказать о полученном опыте своим друзьям.


Занятие поможет формировать специальные знания, умения и навыки в области хореографического искусства, будетпособствовать развитию творческих начал и духовной культуры через соприкосновение с миром музыки и танца.

Князева Маргарита Андреевна, педагог дополнительного образования МБОУ ДО Дома детского творчества, г. Новый Уренгой

Описание разработки

Цель: учебно - познавательная:

- закрепление знаний и умений по разделам: народный экзерсис у станка и на середине, постановочная и репетиционная работа;

- обобщение знаний по основам русского и белорусского танцев.

- стремление к выразительности исполнения движений и танцевальных комбинаций;

- умение анализировать форму и содержание музыкального произведения;

- точные позиции и движения рук в народных танцах;

Задачи: формировать специальные знания, умения и навыки в области хореографического искусства. Способствовать развитию творческих начал и духовной культуры через соприкосновение с миром музыки и танца.

Методы обучения: словесный, объяснительно – показательный, практический.

Форма занятия: коллективная работа.

Музыкальное сопровождение: баян, магнитофон.

Оборудование: - танцевальный зал, - станок.

Ход урока

  1. Организация воспитанников на занятие.
  2. Поклон
  3. Разминка на середине зала, двигаясь по кругу.

Выполняются элементы русского танца, пройденные на предыдущих занятиях:

- demi plie, grand plie в комбинации с por de bra, по I, II, III позициям музыкальный размер 3/4 выполняются движения в характере русского танца.

- battements tendus с переходом на работающую ногу муз. размер 2/4 выполняется движение в характере финского танца танца.

- каблучное упражнение по III, VI позициям муз. размер2/4 выполняются движения в характере татарского танца

- ronde jambe parterre круговое скольжение по полу носком работающей ноги, ребром каблука с остановкой в сторону.

муз. размер 2/4 выполняется движение в характере молдавского танца.

- battements fondues полуприседание на опорной ноге с последующим подъемом на полупальцы в координации с движением руки.

муз. размер ¾ выполняется движение в характере украинского танца.

- дробные выстукивания в характере русского танца муз. размер 2/4

- battement developpe с ударами каблука опорной ноги муз. размер 4/4 выполняется движение в характере венгерского танца.

- grands battements выполняется на всей стопе, с подъемом на полупальцы, с полуприседанием на опорной ноге, с опусканием ноги на пятку, большие броски с переступанием на работающею ногу и наклонами корпуса.

муз. размер 4/4 выполняются движения в характере русского танца.

- растяжка у станка, выполняется в прямом положении в полном приседании на опорной ноге с перегибами корпуса.

5. Середина

Элементы русского народного танца

Шаги – простой в сочетании с движениями рук, переменный, переменный с притопом, переменный с каблука – с подбивкой (мужской), шаг с переступанием (женский), боковой ход.

Бег с откидыванием согнутых ног назад, бег с соскоком

Притопы – одинарный, с тройным притопом

Дроби – дробная дорожка, дробь с подскоком, тройные поочередные выстукивания в три ножки, синхронное исполнение дробей,

Простой ключ, одинарный ключ, двойной ключ ( сложный).

Припадания – по III свободной позиции без подъема на полупальцы, по III свободной позиции с подъемом на полупальцы.

Хлопушки – одинарные хлопки и удары фиксирующие.

- Одинарные хлопки и удары – скользящие.

- Двойные хлопки и удары – скользящие.

- Тройные хлопки и удары – скользящие.

Присядки – с открыванием ноги на ребро каблука,

- с открыванием ноги на воздух,

Вынос ноги в сторону поочередно на каблук с наклоном корпуса

. Вращения – на полупальцах, блинчики, шагами с подниманием колена.

- вертушка, вращение с дробью, вращение на месте с

Элементы белорусского танца.

1. Обе руки подняты в сторону II поз. , локти свободны, кисти направлены ладонями вперед и слегка вверх:

2. Обе руки лежат на талии тыльной стороной:

3. Обе руки скрещены перед грудью:

4. Обе руки держат фартук; руки слегка отведены от корпуса, локти свободны( женское положение):

5. Обе руки, согнутые в локтях, от локтя до кисти лежат сзади на талии тыльной стороной( мужское положение).

2) Боковой скользящий ход.

Повороты с отбросом ноги.

Притопы в три удара.

Постановочная и репетиционная работа

2. Разучивание движений к венгерскому танцу.

Подведение итогов урока.

Обучающимся рекомендовано больше внимания уделять работе над ансамблем, всесторонне овладевать разнообразной и виртуозной техникой народно – сценического танца, не останавливаясь на достигнутом.

Читайте также: