Что пропагандируют теоцентристы кратко и понятно

Обновлено: 04.07.2024

— Какие техники пропаганды существовали в Средние века? Понятно, что они могли быть выгодны властям, как и сейчас. На кого они были направлены? Ввиду расслоения общества и его различий в образовании, это не совсем ясно.

Техники пропаганды были направлены, конечно, на людей в общем. Но в Средние века от общественного мнения мало что зависело. Постепенно, с развитием парламентаризма, появления парламента в Англии, Франции и других странах, роль мнения возрастает. Но в целом оно крайне мало на что влияет, если, конечно, не доходит до крестьянского восстания и других столкновений.

Надо сказать, что до XIV века восстание — это не такое уж и частое явление: договор между крестьянами и высшими сословиями более или менее существовал. Поэтому часто эта пропаганда была направлена не столько на формирование нужного мнения у широких масс населения, сколько у других групп населения, которые действительно могут демонстрировать, по крайней мере, конкуренцию за ресурсы, благоволение правителя или Папы Римского. К примеру, это пропаганда внутри самой церкви. Это противоречие между черным и белым духовенством — монахами и клириками, монастырем и епископским двором. Вот такие примеры мы встречаем. Это борьба за умы, если мы берем хрониста и его читателя. Вопрос — кто его читает. Ну как минимум человек грамотный. Это может быть сам король, его наследники, придворные.


— А публичные казни были элементом пропаганды?

Истории Святополка Окаянного как элемент пропаганды

— Вы говорили о письменных методах пропаганды. Но в Средние века газет не было. Стало быть, вы имеете ввиду летописи?

— Да. Это исторические сочинения, послания, отправляемые с гонцами на расстояния. Но последнее — больше даже не про пропаганду, а про передачу информации. Если говорить об исторических сочинениях, то они создавались с определенной целью: не просто рассказать о событиях, хотя, это зависит от типа исторического сочинения. Например, анналы — на то и анналы. Это погодные записи, чаще там фиксировались события, сухо, без оценок.

Хроники и истории — это, как правило, исторические сочинения, в которых угадывается замысел автора. Даже если хроника анонимная или писалась разными людьми в течение долгого времени. У нее может быть три или четыре автора, которые транслируют события лет на 200—300. У таких произведений, как правило, есть цель. Если это хроника какого-либо монастыря, то это — фиксация событий, связанных с монастырем и его прославление. Монастыри были заинтересованы в расширении своей сети. Часто речь идет не об отдельном учреждении, а о сети монастырей. Когда появляются монашеские ордена, не только бенедиктинцы, но и нищенствующие, между ними идет конкуренция. Она порождает необходимость фиксировать свой взгляд на события. Если речь идет о городских хрониках, особенно в Италии, где городская культура развивается очень рано — это интерпретация событий конкретным городом.

Если произведения — большие королевские хроники, они пишутся по заказу королевского двора — то же самое. К примеру, для X, XI, XII веков есть интересные серии источников — истории нормандских герцогов, история Нормандии, которую начинают писать в X веке, это продолжается до XII века. Цель какая? Нормандия появляется почему? Сначала викинги, норманны, выходцы из Скандинавии терроризировали всю Европу. В 911 году один из вождей норманн Роллон принимает крещение от короля Франции и получает в держание территорию, которая впоследствии стала герцогством Нормандии. Так, на территории французского королевства появляется герцогство с пришлой династией. Люди быстро принимают крещение, осваиваются, дают франкизированные имена. Это не какой-нибудь Ольстинг или Роллон, а уже Роберт или Ришар. Они используют местный язык, вводят скандинавские наречия.

Но герцогству нужно себя легитимизировать. Ему необходима своя история. Есть совершенно четкий заказ. Поэтому появляются серии нормандских историй герцогств, повествующих об их делах до Роллона. Если называть вещи своими именами, речь шла о бандитизме, но это героизируется. Можно также привести пример с Генрихом II Плантагенетом, королем Англии. Он также заказывал историю своей династии. Причем сначала у одного хрониста, а потом сменил его. Что-то ему не понравилось. Видимо, первый что-то не так интерпретировал.


— А пропаганда в средневековой Руси?

— Я специально не занималась этим вопросом, поэтому хотелось бы избежать обобщений. Да, можно привести примеры. Это истории, связанные с сыновьями князя Владимира от его жены-крестьянки, — убийство Бориса и Глеба. Все, что касается истории Святополка Окаянного, можно считать элементом пропаганды, потому что в летописи отражена позиция, выгодная Ярославу Мудрому, который победил всех.

— Какое, на ваш взгляд, явление дало толчок в развитии пропаганде после Средних веков? С какого момента явление начало стремительное развитие?

К концу Первой мировой войны поняли, что кино — это инструмент. Но в 1914, 1915 году нет пропагандистских фильмов на тему Первой мировой. Вроде уже очевидно, что можно использовать, а как — еще не научились.


— Как вы относитесь к пропаганде? Естественна ли она? Приемлема ли? Следует ли от нее воздержаться?

— Думаю, что она в своем первоначальном значении — целенаправленное распространение идей и привлечение масс на свою сторону — естественна. Просто одно и то же мы можем называть разными словами. Мы можем называть это пиаром или пропагандой. Это точно так же, как мы можем говорить о разведчиках или о шпионах: в зависимости от того, за кого мы играем.

Тут не вопрос — хорошо это или плохо. Вопрос, как этому противостоять! Точнее, не противостоять, а как защитить себя от того, чтобы твое мнение было использовано кем-то. Думаю, это важный вопрос, этому стоит учиться: развивать критическое мышление, перепроверять факты. Чтобы не рассказывать потом, что все доказано, а после оказывается, что это — фейк. Лучше критически относиться к любой информации и перепроверять ее по разным источникам.

— Когда я общаюсь с людьми или читаю комментарии в интернете, вижу, что критического мышления у них порой нет. Как, на ваш взгляд, нужно развивать его?

— Не брать ничего не веру, исходить из того, что любое утверждение должно быть либо доказано, либо перепроверено. По крайней мере, отдавать себе в этом отчет. Нужно интересоваться источником, обстоятельствами событий. Если речь идет о каких-то высказываниях, то личностью говорящего, обстановкой, в которой было озвучено высказывание, собирать больше информации, фильтровать ее.

Понятно, что часто это сложно делать, потому что сейчас есть проблема информационного шума. Огромное количество разной информации: нужное банально теряется. Я думаю, что сейчас есть проблема не только дачи сложной информации для изменения отношения к проблеме, а просто создания информационного шума, чтобы проблема вообще затерялась и о ней бы никто не вспомнил. Не обязательно ругать, достаточно замолчать. В этом смысле мы немного похожи на Средние века. Но там замалчивали чаще по причине не налаженности каналов информации, сложности в транспортных и прочих связей.

В этом плане людям объективно было сложнее. Нам вроде бы легче, но информации так много, что в ней легко потеряться. Наверное, нужно учиться фильтровать данные и развивать в себе максимально возможную широту кругозора. При этом, важно вырабатывать внутренний стержень и критический императив из кантианской философии.


— За годы работы журналистом я поняла, что всей правды никогда не узнаешь. Думаю, что какие-то явления лучше не оценивать вообще никак. Ты просматриваешь текст, знакомишься с ситуацией, и у тебя возникают вопросы. Понимаешь, что конкретно эту информацию ты не узнаешь никогда, и упускаешь ситуацию из зоны своей оценки.

Другое дело, что мы не можем полностью оградить себя от информационных кругов. Есть то, что нам близко, причем по разным причинам, скажем, эстетическим. Нам что-то близко и что-то от нас бесконечно далеко: не нравится, душа не лежит. Это нормально и, наверное, неизбежно.

Хотя историк должен стремиться встать над оценкой. Но в этом смысле историку чуть проще, чем журналисту: мы изучаем уже некую систему в момент остановки. Мы не изучаем движущиеся системы, в которых мы можем попасть под лопасть. Поэтому чуть проще не занимать никакую позицию журналисту. Но, наверное, ему чуть сложнее — журналист, как средневековый хронист, которому платит патрон. Журналист работает на конкретное издание и что он может с этим сделать? Это вопрос этического выбора. Историку легче этого избежать, хотя и не всегда возможно.

— Как вы думаете, была ли Золотая Орда великим государством, как принято думать в Татарстане?

— Золотая Орда — осколок Монгольской империи. Она, безусловно, была великим государством. Тут интересная проблематика — мы живем в России, в разных регионах нашей большой, великой страны могут быть разные не то что представления о ее истории, но по-разному могут быть расставлены акценты. Думаю, что мнения москвича и казанца основаны на разных данных.

Человек на вершине горы

В этой статье мы разберемся с тем, что такое антропоцентризм, в чем заключаются основные принципы данного направления. Узнаем историю становления и развития антропоцентризма. Поговорим об антропоцентризме в современном мире. Начнём.

Что такое антропоцентризм?

Антропоцентризм – это учение с идеалистическим подтекстом, где человек приравнивается к высшему существу, позиционирующемуся как центр Вселенной. Другими словами, все события, происходящие в окружающей действительности, направлены на человека. Учение начало существовать с античных времен, его основоположником принято считать философа Сократа, который первым распространил данное учение. В последующем многие философы стали приверженцами антропоцентризма.

Для данного учения человеческая жизнь является высшей ценностью, при этом другие сущности, речь идет о животных и растения, выступают в качестве ресурса, который может использоваться для достижения блага человечества.

В философии антропоцентризм позиционируется как твердая убежденность в том, что люди – это единственные носители моральных качеств. С учетом этого факта антропоцентрические системы рассматривают природу в контексте ее ценности для человека. Такое суждение очень четко прослеживается в пропаганде использования природных ресурсов для обеспечения комфорта и удобства человека.

Основные принципы антропоцентризма

Существует несколько ключевых принципов антропоцентризма, которые характеризуют его сущность:

  • Человек рассматривается как центр Вселенной, все остальное в мире оценивается с точки зрения пользы людям;
  • Окружающий мир воспринимается как собственность людей. Этот принцип дает человеку распоряжаться природой, живыми существами, ресурсами на свое усмотрение;
  • Человек занимает первую позицию на социальной лестнице. Ниже располагаются вещи, являющиеся результатом его деятельности, после них идут природные объекты с высокой ценностью;
  • Люди имеют право распоряжаться благами природы по своему усмотрению;
  • Природное развитие должно подчиняться развитию человечества, быть его составной частью.

Становление и развитие антропоцентризма

Антропоцентризм как учение развивалось на протяжении всей человеческой истории, периодически утрачивая и вновь обретая популярность.

В античный период эта идея разделялась многими исследователями. Популярность антропоцентризма обусловлена тем, люди были заняты поиском объяснением вещей, происходящих вокруг. Все дело в том, что человеческое сознание требует анализа на постоянной основе, поэтому люди предпринимали попытки объяснения вещей на том уровне, который был им доступен.

В Средневековый период антропоцентризм не терял своей актуальности даже с учетом наличия большого количества философских учений, которые были переданы античными мыслителями следующими поколениям. Важно отметить, что на данном этапе люди предпочитали избегать распространения философских идей и воззрений. Для начала эпохи Средневековья были свойственны распри, преобладание религиозных идей, что частно становилось причиной войн.

С приходом эпохи Возрождения идея об антропоцентризме начала постепенно выдвигаться на первый план. Основной причиной роста популярности этой идеи стало то, что многие труды античных философов начали анализироваться на предмет своего содержания, к тому же люди стали осознавать значимость образования. На тот период классицизм в искусстве стал ознаменованием возвращением античного ориентира, в рамках которого человек занимал главенствующее положение над природой. Прослеживался возврат к античным традициям, которые стал ориентиром для многих исследователей и представителей творческих профессий.

Попытки опровержения

После эпохи Возрождения идеи антропоцентризма начали терять свою актуальность. Научно-технический прогресс и постепенное устаревание прежних философских учений, полностью перестроили человеческое мышление.

Можно выделять ряд событий, которые оказали негативное влияние на целостность антропоцентризма:

  • Завершение эпохи Возрождения ознаменовалось ослабеванием позиции классицизма, в результате культ поклонения человеку был отодвинут на второй план. Человек стал рассматриваться отдельно от Бога;
  • Большое влияние на антропоцентризм оказало влияние Николая Коперника, после этого люди начали осознавать, что человек не является центром мира. На первый план выдвигается другая субстанция, в результате все внимание начало переключаться на Солнце;
  • Чарльз Дарвин представил общественности свою теорию эволюции, согласно которой человек не занимал лидирующее положение в цепи бытия, как гласил антропоцентризм. Факт того, что человек произошел от приматов, а также становление теории эволюции стали основанием для смещения эгоистично ориентированной сущности человека на второй план.

Антропоцентризм в современном мире

Российский защитник прав животных — Павлова Т.Н. в своих трудах неоднократно высказывалась о том, что антропоцентризм потерял свою актуальность как философское учение и как научный подход к определению положения человека в окружающей действительности. В наибольшей степени это относится к рассмотрению идеи антропоцентризма как инструмента, оправдывающего любые поступки человека по отношению к живым существам, потому что антропоцентризм фактически провоцирует человека на потребительское отношение к природе.

Чем отличается антропоцентризм от гуманизма?

Такие понятия, как антропоцентризм и гуманизм, имеют довольно серьёзные различия. Давайте рассмотрим разницу между ними.

  • Антропоцентризм ставит на первое место человека, который воспринимается как центр мира, все вокруг делается для него.
  • Гуманизм, признавая способность человека мыслить действовать самостоятельно, выдвигает на первый план достижение гармонии между человеком и окружающим миром.

Таким образом, антропоцентризм отличается гуманизма тем, что согласно этой идее природа вторична по отношению к человеку, и выступает в качестве инструмента для удовлетворения его нужд и потребностей. Представитель этого учения позиционируется как потребитель, который готов уничтожать природу и живых существ, на основании того, что весь мир принадлежит ему. Представитель гуманизма в свою очередь выдвигает на первый план безопасность других существ, проявляет милосердие, стремится к гармонии между человеком и природой.

Антропоцентризм и натуроцентризм

Часто антропоцентризм противопоставляется натуроцентризму, при этом они имеют общую черту: природа – это что-то внешнее по отношению к человеку. Речь идет об основных формах взаимодействия: владения и существования.

Антропоцентризм определяет право человека на использование природы для достижения своих целей.

Натуроцентризм имеет много общего с буддизмом, его основоположником является Франциск Ассизский, который выдвинул идею о том, что вера в доброе смирение дает человеку возможность постичь гармонию по отношению к природе. Люди не могут вмешиваться в природные процессы, только оказывать поддержку и развивать.

Заключение

Многие люди твердо убеждены в том, что антропоцентризм является основным ориентиром для ряда современных человеческих культур, что проявляется в действиях деструктивного характера по отношению к окружающему миру. Это основная концепция в сфере экологической этики и философии, где она воспринимается как главная причина проблем, которые являются результатом деятельности человека. Однако, многие приверженцы антропоцентризма считают, что антропоцентризм воспринимается многими слишком поверхностно, но на самом деле не несет вреда.

Пропаганда – это распространение политических, религиозных, философских, научных или других взглядов путем донесения до народных масс различных аргументов, правдивых или полуправдивых фактов, слухов или откровенной лжи с целью манипуляции общественным сознанием. Соответственно, Пропагандист — это человек, который прибегает к пропагандистским методам для распространения определенных идей.

Пропаганда, изначальное и современное понимание термина.

В последнее время слово пропаганда, в сознании людей окончательно приобрело негативный оттенок. Это связано с глобальными мировыми событиями, в которых политические лидеры при помощи пропагандистских методик манипулировали сознанием народных масс, вследствие чего, начались многие из печально известных военных конфликтов. Тем не менее пропаганда это несколько большее, чем заблуждения определенных властных лидеров. Это глобальное явление, которое окружает каждого человека в течении всей его жизни.

Изначально пропаганда не имела четкого злого или доброго умысла, это был способ позволяющий донести какую либо идею до как можно большего количества людей, используя при этом самые простые и эффективные методы. Ее направленность уже зависит от целей самого пропагандиста. К примеру, кто-то может использовать этот инструмент для популяризации идеи здорового образа жизни, а кто-то для внушения идеологии превосходства одной расы над другими.

Почему пропаганда так эффективна?

Эффективность пропаганды заключается в том, что она оперирует предельно простыми и понятными человеку вещами. Взывает к базовым инстинктам человеческой природы, таким как хорошо или плохо, свой или чужой, восстановлении справедливости и страх чего-либо.

Методы пропаганды.

К основным формам воздействия можно отнести:

  • Ярлыки;
  • Слова добродетели;
  • Отзывы знаменитостей;
  • Обожествление;
  • Принадлежность к большинству;
  • Страх.

А теперь об этом немного подробней:

Ярлыки (навешивание ярлыков на человека).

Это метод, при котором к человеку или какой-либо группе приклеивают какой-то негативный, но всем понятный ярлык: нацист, фашист, либерал и т.д. Что в свою очередь заставляет людей осуждающе или негативно относится к носителям такого ярлыка, таким способом приуменьшается сама человечность и значимость этих людей.

Слова добродетели.

Отзывы знаменитостей.

Это метод пропаганды, когда идею проталкивают популярные и известные личности, имеющие большую целевую аудиторию. Суть заключается в том, что поклонники должны воспринимать всю информацию от кумира не сомневаясь в ее подлинности и правильности (ну, не может же, мой кумир нести какую-то чушь).

Обожествление.

Принадлежность к большинству.

Страх.

Один из самых действенных методов пропаганды. Людям навязывается идея неминуемой угрозы. Это может быть война, нищета, рабство, потеря территорий и так далее. Возможность избежать такой незавидной участи, должна привести человека к нужной идеологии.


А надо ли всегда говорить только одну правду? Попробуйте задать этот вопрос самому себе и ответить на него. Не уверен, что у вас получится дать внятный и, тем более, честный ответ.

Давайте в современных реалиях в качестве яркого примера того, как по-разному может восприниматься пропаганда в очень схожих ситуациях, сравним события, происходившие в Белоруссии (Belarus) после президентских выборов, с недавними митингами в Польше (Poland, Polska). Организаторы женских митингов (кстати, наиболее массовых в истории современной Польши) сами заявляют о том, что во многом заимствовали технологии, применяемые во время белорусских протестов. Например, неформальные лидеры забастовки женщин, потрясшей страну, объявили о создании своего консультативного совета (по аналогии с координационным советом белорусской оппозиции). Лидер польских протестов Марта Лемпарт (Marta Lempart) прямо заявляет, что взяла за основу модель минских событий:

Показуха не элемент

Истоки пропагандизма

В древнейших государствах Греции и Рима существовала развитая политическая культура, в которой использовались методы, которые можно назвать агитацией и пропагандой. Однако в современном узнаваемом виде пропаганда начала формироваться лишь в Новое время, чему способствовало развитие технологий, а также светской и политической жизни.

Рационалистическое мировоззрение и идеи философов-просветителей XVIII-XVIII веков сформировали запрос на появление новых методов убеждения других людей в правильности одних взглядов и ложности других. Развитие в этот период печатного дела создало технические предпосылки для распространения идей с помощью пропаганды. Появляются периодические печатные издания, а также новые жанры политических памфлетов и карикатур.

Со времен Великой французской революции пропагандистские приемы начинают широко применяться в политической борьбе, как со стороны государственной власти, так и со стороны оппозиции. В эпоху войн и революций появляются новые методы агитации и пропаганды: устные (распространение слухов и новостей) и письменные (газеты, прокламации, плакаты и листовки). Изобразительное искусство также внесло свой вклад в формирование необходимых пропагандистам образов и представлений.

Нового масштаба пропагандистское воздействие достигло в годы Первой мировой войны. Правительствам воюющих держав нужны были миллионы новобранцев, чтобы сражаться в этой войне, а также общая поддержка населения. Научно-техническая революция привела к тому времени к появлению телефона, телеграфа, радио, синематографа и многотиражной прессы. Но главной предпосылкой для успеха мобилизации населения стало распространение начального и среднего государственного образования, сформировавшего менталитет националистически настроенных законопослушных граждан.

Правительственные и политические организации для создания патриотических настроений помимо устных и письменных призывов широко использовали плакаты с узнаваемыми изображениями и эмоционально заряженными призывами.

Теория и практика пропаганды


Мировая война, закончившаяся крахом четырех империй, Октябрьская революция и гражданская война в России, формирование новых государств, массовых партий и движений – все эти явления, изменившие до неузнаваемости мир, заставили по-новому взглянуть на вопросы пропагандистского воздействия.

Во время Второй мировой войны Адольф Гитлер (Adolf Hitler) и Йозеф Геббельс (Paul Joseph Goebbels) показали себя настоящими мастерами пропаганды.

Вся нацистская пропаганда была построена на лживых тезисах, повторяющихся много тысяч раз. Основные тезисы:
– расовое превосходство немцев (данный тезис является абсолютной ложью, но ложью, в которую немцы верили);
- наличие угрозы (от евреев и от коммунистов).

Все это подкреплялось пропагандистскими брошюрами, где публиковали фотографии исключительно красивых немецких мужчин и женщин, символизирующих здоровье и силу. А когда говорили о заговоре евреев, приводили фамилии банкиров.

Мощнейший пропагандистский эффект имело радио (выступления вождей рейха).

После Второй мировой войны пропаганда превратилась в мощное идеологическое орудие.

В наше время это понятие включает влияние и достижение намеченной цели с помощью воздействия на сознание индивидов, групп людей или общество в целом. Такие приемы заставляют людей делать то, чего от них хотят. При этом индивид ведет себя так, как будто это решение он принял сам.

Теперь проблематикой пропаганды заинтересовались не только политики, но и ученые. Социологам и психологам (и просто здравомыслящим людям) стало ясно главное: в руках злонамеренных политиков пропаганда превращается в орудие манипуляций, преувеличений и откровенной лжи.

Идейная трость государства

Считать, что любая пропаганда является признаком исключительно слабого и тоталитарного государства, как минимум, не достаточно целесообразно. В тех странах, которые считаются демократическими, государственная пропаганда развита, может быть, не менее сильно, чем в тех, которые считаются тоталитарными, только она более завуалирована и кажется не такой явной, как например, в Северной Корее (North Korea). Пропаганда воспитывает людей и, следовательно, пропаганда неоднозначна. Это как родитель: если тебя воспитывал, например, сильно пьющий асоциальный маргинал, то и шансов стать уважаемым членом общества гораздо меньше, чем если бы тебя воспитывал гармонично развитый добрый человек.

Изначально пропаганда не имеет четкой злой или доброй направленности, это способ, позволяющий донести какую-либо идею до как можно большего количества людей, используя при этом самые простые и эффективные методы. Её направленность уже зависит от целей самого пропагандиста. К примеру, кто-то может использовать этот инструмент для популяризации идеи здорового образа жизни, а кто-то - для внушения идеологии превосходства одной расы над другими.

Эффективность пропаганды заключается в том, что она оперирует предельно простыми и понятными человеку вещами. Взывает к базовым понятиям человеческой морали, таким как: хорошо или плохо, свой или чужой, восстановление справедливости и страх чего-либо.
Говоря проще, пропаганда – это распространение какой-либо информации с целью формирования устойчивого мнения о чем-либо в обществе или в его определенной части. Люди, которые занимаются пропагандой, называются пропагандистами.

Каждое полноценное государство с развитым функционированием органов власти планирует свой курс на далекое будущее. Одним из главных рычагов управления массами является пропаганда. Цель пропаганды состоит в том, чтобы различными способами показать людям, в чем нуждается государство или передать им определенную идею, которая этим же государством поддерживается.

Для полного понимания темы пропаганды, следует выделить два типа пропаганды.

Первый из них - прямая пропаганда. Она используется для того, чтобы просто ввести в общественные массы какое-либо мнение как завершенный факт.

Второй из них - косвенная пропаганда. Она излагает действительные факты и собственное мнение. В большинстве случаев, прямая пропаганда (на удивление многих) оказывается более эффективно работающей. Однако часто она полностью избавляет от необходимости думать.




Держи вора

То есть серьезные и страшные происшествия сообщаются журналистами достаточно спокойно и буднично:

Кроме вышесказанного к основным формам воздействия пропаганды можно также отнести следующие:

Повторение – мать агитации

Средства, используемые для пропаганды стандартны:
- интернет (YouTube, социальные сети, телеграмм-каналы, Дзен и другие средства интернет-коммуникации);
- телевидение;
- радио;
- газеты и журналы;
- лекции;
- наглядная агитация.

Пропаганда, в первую очередь, - это процесс, в котором задействованы:
- субъект — группа общества, которая стремится навязать свою точку зрения другой социальной группе;
- объект – целевая аудитория, на которую направлены агитационные действия.

Главное отличие пропаганды от обычного распространения информации – наличие цели, в пользу которой ведется пропагандистская деятельность (то есть наличие преднамеренности), плюс систематическое повторение.

Простой схематичный пример: Петров в своем выступлении на публике заявил, что Иванов – не очень умный человек. Одноразовое упоминание этого факта – это просто информация к сведению.

Но если Петров будет утверждать это на каждом перекрестке, привлечет телевидение, разбрасывание листовок и т.д., добиваясь, чтобы в его утверждения поверила определенная аудитория, то его деятельность будет классифицироваться как пропаганда.

Манипулятивный негатив

Пропаганда может быть двух видов:
- позитивная: она несет в массы общепринятые ценности (например, пропаганда здорового образа жизни);
- негативная: манипулирует эмоциями и разумом людей для создания определенного, чаще всего отрицательного настроя в различных слоях общества.

Как правило, основная сфера, где активно применяется пропаганда, – это политика.

Ведь именно политика нуждается в средствах манипулирования людьми. Политическая пропаганда может быть и позитивной, и негативной. Процентный состав этой смеси зависит от целей, которые преследует та или иная партия, тот или иной политик.

Позитивная пропаганда используется для информирования и воспитания общества.

Негативная пропаганда призвана обострить имеющиеся в социуме противоречия по расовому, национальному, социальному признаку. Это ведет к расколу общества. Таким обществом легче манипулировать. Этого и добиваются пропагандисты, представляющие чьи-либо интересы.

Как уже говорилось ранее, пропагандисты – это люди, занимающиеся пропагандой. Главная их цель – сформировать нужное общественное мнение у определенной группы населения. Чтобы люди доверяли пропагандисту, он должен владеть искусством манипулирования людьми и при этом быть им близким и понятным.

Пропаганда эффективна при соблюдении следующих условий:
- есть четко сформулированная цель (как я считаю, это самое главное условие, которое напрочь отсутствует в нашей стране в настоящее время);
- средства донесения пропагандируемых интересов максимально доступны для целевой аудитории (например, для молодежи оптимальным каналом доставки пропагандисткой информации является интернет; для лиц среднего и старшего возраста – телевидение);
- пропагандируемые тезисы легко понимаются целевой аудиторией и связаны с ее насущными проблемами, именно поэтому пропагандистские материалы готовятся специалистами, среди которых есть и психологи;
- навязываемую информацию трудно опровергнуть (как правило, она логична, подтверждена реальными примерами).

Вместо заключения

В развале СССР немалую роль сыграла пропаганда, достаточно тонко организованная странами коллективного Запада. Основные силы пропаганды при разрушении Советского Союза были брошены на отрицание и демонизацию всего советского. В дальнейшем это не могло коснуться и современной России. Накал антисоветской пропаганды в настоящее время несколько снизился, но до сих пор есть везде: в фильмах, книгах, на телевидении, в учебниках истории и т.п. И эта пропаганда работает. Чтобы убедиться в этом, достаточно просто поговорить с нынешними людьми.

В сегодняшних реалиях для западных стран основой для государственной пропаганды, в основном, является русофобия, как продолжение антисоветской пропаганды.

Тем не менее, пропаганда это несколько большее, чем предпочтения или заблуждения определенных властных лидеров. Это глобальное явление, которое окружает каждого человека в течение всей его жизни.

Пропаганда – это неизбежность при любом строе и при любой власти, вопрос только в её направленности. Поэтому не стоит безоговорочно доверять всему, что говорят вам СМИ, пропагандисты, причём, как от власти, так и от оппозиции.

Ваше собственное мнение (желательно основанное на фактах, а не на домыслах и эмоциях) может совпадать или не совпадать с общепринятым мнением. Ничего страшного, зато оно Ваше личное.

Читайте также: